Россия и Бразилия. Диалог в образах и ритмах искусства балета в начале XXI века
Россия и Бразилия. Диалог в образах и ритмах искусства балета в начале XXI века
Аннотация
Код статьи
S0044748X0016129-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Боголюбова Наталья Михайловна 
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Николаева Юлия Вадимовна
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Выпуск
Страницы
6-24
Аннотация

Современный культурный диалог России и Бразилии развивается весьма успешно и активно. Одно из оригинальных направлений сотрудничества — искусство балета. В данном исследовании на основе богатого и разнообразного материала авторы предприняли попытку показать роль хореографических связей в культурном взаимодействии России и Бразилии, рассмотреть балет как инструмент «мягкой силы» и эффективное имиджеформирующее средство. В статье показан двусторонний характер диалога обеих стран в начале XXI в., выявлены важные формы профессионального сотрудничества в сфере искусства балета, определяющие современный характер потенциальных контактов. Особое внимание уделено уникальной образовательной форме современных связей — балетной школе Большого театра в городе Жоинвиле, которая уже подготовила талантливых артистов, призеров международных конкурсов и лауреатов авторитетных хореографических премий. В статье представлен анализ форм хореографического сотрудничества и показана их роль в диалоге двух стран.

Методологические подходы сформулированы авторами, исходя из поставленной цели и с учетом междисциплинарного характера заявленной темы: рассмотреть связи России и Бразилии в сфере хореографического искусства как важного направления двусторонних контактов, внешней культурной политики обеих стран и инструмента «мягкой силы». В исследовании использован компаративный метод, позволяющий выявить общее и особенное в хореографических связях России и Бразилии на современном этапе, а также отметить их динамику. Дескриптивный подход дает возможность рассмотреть и описать события (конкурсы, гастроли, совместные проекты), которые объединили Россию и Бразилию в сфере хореографического искусства в начале XXI в. и являются оригинальной формой хореографического сотрудничества. Биографический подход позволил воссоздать биографию артистов балета — участников диалога. В работе применены такие общенаучные методы, как анализ и синтез.

Ключевые слова
танец, балет, Россия, Бразилия, международные отношения, российско-бразильские культурные связи, балетные школы
Классификатор
Получено
13.01.2021
Дата публикации
24.08.2021
Всего подписок
16
Всего просмотров
1798
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 В культуре стран Латинской Америки танец всегда занимал особое место. Жители латиноамериканских стран воспринимают его как важнейшую часть своего нематериального культурного наследия. Зажигательные ритмы, яркие образы, эмоциональная насыщенность, экспрессивные движения — все эти черты органично передают национальный характер латиноамериканцев. Об этом пишут многие исследователи культуры этого региона [1]; [2]; [3].
2 Бразилия — страна с богатыми и самобытными танцевальными традициями. С ее национальными танцами знакомы во всем мире, а бразильский карнавал можно без преувеличения назвать брендом страны, важной частью событийных туристических маршрутов. Целый ряд танцевальных ритмов Бразилии стал достоянием мировой культуры. Самым ярким примером этого, безусловно, является самба, которая родилась в первой трети XIX в. в штате Баия, но вошла в обязательную программу международных конкурсов бальных танцев. Руководитель Центра культурологических исследований Института Латинской Америки Российской Академии наук (ИЛА РАН) Н.С.Константинова, отмечает, что феномен бразильской идентичности в настоящее время вызывает жаркие дискуссии среди специалистов [4, с. 132]. Однако с уверенностью можно сказать, что важнейшей частью национальной идентичности бразильцев является именно танец.
3 В русской культуре мы видим схожее отношение к танцу. Балет — национальное достояние России, визитная карточка русской культуры. Русский балет можно смело назвать уникальным культурным феноменом, поскольку он, как и бразильская самба, известен во всем мире. Русский, а потом и cоветский балет всегда играл важную роль в формировании позитивного имиджа государства за рубежом, был эффективным инструментом культурной дипломатии нашей страны в мире [5]; [6]; [7]; [8]; [9]. Современная Россия, продолжая лучшие традиции, заложенные еще в ХХ в., активно развивает международное сотрудничество в области балета, что способствует активизации ее международных связей и популяризации национальной культуры. Искусство балета в России — это уникальный сплав высокого мастерства и верности классическим традициям в сочетании с современными тенденциями; это — безукоризненный вкус и одна из лучших в мире систем обучения танцовщиков. Неоспоримым достижением русской культуры является система профессиональной подготовки в области хореографического искусства, выстроенная на основе многолетнего опыта и постоянного совершенствования методики преподавания и техники исполнения. Еще в 1738 г. выходец из Франции Жан-Батист Ланде (1697—1748 гг.) открыл в Петербурге школу танцев при Зимнем дворце, на базе которой впоследствии была создана известная далеко за пределами России Академия русского балета им. Агриппины Яковлевны Вагановой.
4 С искусством классического балета жители Бразилии смогли познакомиться немногим более одного столетия назад благодаря гастролям русских исполнителей и балетмейстеров [10, сс. 80-81]. Однако это знакомство оказалось исключительно важным, судьбоносным и заложило основы взаимодействия в сфере искусства классического балета на долгие годы. Его значение было велико как для культурной жизни Бразилии ХХ в., так и для наших современников. Диалог в ХХ — начале XXI вв. продолжился и принес исключительно положительные результаты. Сегодня связи в области балета получили высокую профессиональную оценку.
5 Контакты России и Бразилии в сфере хореографического искусства — это особая грань культурного взаимодействия. Они носят двусторонний характер, год от года становятся все более насыщенными, разнообразными, осуществляются на основе взаимного интереса. В диалог двух стран включены не только прославленные академические театры и коллективы, широко известные и в России, и за рубежом, но и различные региональные хореографические центры.
6

Политические условия для развития российско-бразильских связей в области балета

7

В контексте российско-бразильских отношений культуру надо рассматривать как один из самых надежных факторов сближения двух стран, а культурную политику — как одно из направлений активного сотрудничества. Бразилия и Россия проявляют взаимный интерес к развитию связей в области культуры и искусства, в частности, искусства танца, поскольку обе страны обладают уникальными танцевальными традициями. Основой для подобных контактов служат общие эстетические принципы и безграничная любовь к танцу. О том, что «в Бразилии есть огромный интерес к российской культуре, истории, литературе, танцам, живописи, музыке, кино», говорил в 2004 г. в интервью РИА «Новости» тогдашний министр иностранных дел Бразилии Селсу Аморим [11].

8 В вопросах культуры Россию и Бразилию объединяет то, что их культурная политика направлена на расширение и упрочение культурных связей в международном масштабе. Обе страны стремятся к активизации культурного обмена и созданию условий для культурного взаимообогащения за счет творческого взаимодействия с партнерами. В многомерном культурном обмене России и Бразилии искусству танца отводится одно из центральных мест, о чем свидетельствуют соответствующие документы. В принятых в 2010 г. «Основных направлениях культурно-гуманитарного сотрудничества России с зарубежными странами» отмечено, что «основу связей в области культуры составляют артистические и художественные обмены в их традиционных формах гастрольно-концертной деятельно- сти» [12]. В качестве важнейшего конкурентного преимущества российской культуры обозначены богатые исторические традиции, высокий авторитет и уникальность отечественной исполнительской школы, которые обеспечивают стабильный международный спрос на выступления российских мастеров в мире. Стремление «к максимально широкой представленности за рубежом лучших достижений российской культуры — музыкального и театрального искусства всех видов и жанров, в том числе оперного, балетного и драматического театра…» — является одной из целей внешней культурной политики России (раздел II) [12]. В Стратегии государственной культурной политики РФ до 2030 г. в качестве одной из задач также обозначено «усиление и расширение влияния российской культуры в иностранных государствах» [13, с. 27]. Непосредственно в хореографической сфере важнейшей задачей России является разработка конкретных программ сотрудничества с профессиональными балетными театрами и учебными заведениями с целью пропаганды и внедрения наследия классического русского балета [14].
9 В Бразилии политика направлена на создание открытости бразильской культуры во имя сохранения культурного разнообразия и развития диалога. Одна из целей ее культурной политики — использование возможностей публичной дипломатии в области культуры для развития и успешного функционирования национальной системы культуры [15]. Самуэль Пинейро Гимарайш, посол, Генеральный секретарь внешних сношений Бразилии, экс-директор (1995—2001 гг.) научно-исследовательского Института международных отношений министерства иностранных дел Бразилии в своем интервью «За эффективную культурную политику» подчеркнул, что культура имеет ключевое значение в международной политике. Культурные мероприятия, книги, фильмы, новости, фотографии — все это, по мнению опытного дипломата, формирует образ страны. Поэтому Бразилия стремится более активно популяризировать национальную культуру, что позволит ей сформировать более благоприятное и объективное представление о стране, а также будет способствовать знакомству с богатством других культур в интересах развития своих граждан [16].
10 Вопросы сотрудничества в области балета довольно часто входят в официальную программу встреч лидеров и представителей двух стран. Например, во время визита руководителя Федерального агентства культуры и кинематографии РФ Михаила Швыдкого в Бразилию в июле 2007 г. обсуждались перспективы развития культурных контактов между странами, в том числе и в области танца. Когда в 2017 г. президент Бразилии Мишел Темер прибыл в Россию, в официальную программу его визита было включено посещение концерта лауреатов XIII Международного конкурса артистов балета и хореографов в Большом театре [17]. К слову, лауреатами и дипломантами того престижного конкурса стали многие бразильские артисты.
11

Школа Большого театра в Жоинвиле

12 Большим событием в мире балета Бразилии, а также в современной истории российско-бразильских связей стало открытие в 2000 г. школы Государственного академического Большого театра в городе Жоинвиле, штат Санта-Катарина. Жоинвиль — индустриальный город, расположенный в одном из самых больших штатов Бразилии. Место для новой школы было выбрано неслучайно: с 1983 г. там проводится один из крупнейших в мире танцевальных фестивалей, участие в котором принимают артисты из разных стран мира. Поэтому хореографические традиции, как и особая любовь жителей этого города к искусству танца, очевидны. В программу фестиваля включены не только танцевальные номера, но и семинары, мастер-классы, дискуссионные площадки. Именно этот фестиваль и стал площадкой для создания будущей школы танца.
13 Впервые вопрос об открытии балетной школы обсуждался в 1996 г. во время гастролей Большого театра по городам Бразилии. Важную роль в создании школы сыграл мэр Луис Энрике да Силвейра. С российской стороны особый вклад в это внесли заведующий балетной труппой Большого театра Александр Богатырев и легендарный танцовщик Владимир Васильев, занимавшей тогда должность директора Большого театра. Благодаря поддержке мэра Жоинвиля школа получила площадь в 6 тыс. м2, на которой разместились 12 балетных классов, 10 фортепьянных студий, 2 лекционных зала, гимнастический зал, научная лаборатория и библиотека, центр здоровья, культурные и административные помещения. Школу построили практически за год, а ее торжественное открытие состоялось 15 сентября 2000 г., в котором принял участие и В.Васильев.
14 Центр балета Жоинвиле стал не только крупным международным, но и значимым социальным проектом. Обучение здесь бесплатное, финансируется из государственного бюджета, а также из средств спонсоров. Финансовую поддержку оказывают также министерство культуры Бразилии, Комитет по туризму, культуре и спорту штата Санта-Катарина, фонд Amigos do Bolshoi («Друзья Большого театра»). В школе созданы хорошие условия для жизни и обучения детей: им оплачивается питание, балетная форма, медицинское обслуживание, все школьные материалы. Несколько человек обычно находятся на полном обеспечении. Обучение организовано так, что в течение восьми лет дети изучают и искусство танца, и общеобразовательные предметы. Кроме поддержки учеников из малообеспеченных семей школа организует и другие социально значимые мероприятия, например, художественные презентации с танцами, театром, музыкой и лекциями. Каждую пятницу проходят бесплатные представления, которые могут посетить все желающие.
15 Конкурс в школу Большого театра в постоянно растет — сейчас это более 100 претендентов на одно место. В 2019 г. эта цифра составила 120 человек на место. В школу поступают дети из Бразилии и соседних Парагвая и Аргентины. На сегодняшний день здесь обучаются около 250 человек. За основу преподавания взяты традиции Московского хореографического училища, а также классическая традиция русского балета по системе А.Я.Вагановой. Однако обязательно учитывается особенность бразильского характера и темперамента. Сегодня в школе танцевальное мастерство преподают и русские, и бразильские танцовщики.
16 За 20 лет работы из стен балетной школы в Жоинвиле вышли 370 человек. Большая часть из них осталась в профессии, поступив в балетные труппы ведущих театров мира, где они подтверждают свой высокий профессионализм. Наиболее успешные выпускники остаются в «Молодом балете», который работает при школе и гастролирует по всей стране. Воспитанники этой школы есть и в России, например, в театрах Казани, Самары, Перми, Екатеринбурга, Владивостока и Москвы. Около 100 танцоров, закончивших школу, выступают в зарубежных балетных труппах, например, в Американском балетном театре, в «Балете Бежара Лозанна». Поскольку большинство учеников — выходцы из малообеспеченных семей, то обучение в школе для многих детей становится уникальной возможностью получить профессию и построить свою карьеру. Даже если выпускник и не свяжет свою дальнейшую жизнь с профессиональным балетом, в Бразилии ему будет легче найти хорошую работу, так как престиж образования, получаемого в школе, весьма высок.
17 В репертуаре балетной школы — такие современные и классические спектакли, как «Щелкунчик», «Жизель», «Дон Кихот», «Шопениана», «Раймонда». Ученики активно гастролируют и уже успели побывать в Уругвае, Парагвае, Швейцарии, Франции, Италии, Германии. В 2004 г. состоялись их выступления на сцене Большого театра в Москве [18]. Признанием высокого уровня подготовки учеников этой школы стало их участие в опере «Сон в летнюю ночь», которую представили артисты театра Ла Скала на сцене Муниципального театра в Рио-де-Жанейро в том же 2004 г. Одна из самых известных выпускниц школы — Аманда Гомес, с 2014 г. — солистка балета Театра оперы и балета в Казани, первая в истории казанского балета солистка из южноамериканской страны.
18 К своему десятилетнему юбилею в 2010 г. школа получила необыкновенный подарок — собственную сценическую площадку. Правительство штата Санта-Катарина приняло решение о строительстве театра для балетной школы. Другим подарком на следующий, пятнадцатилетний, юбилей в марте 2015 г. стал приезд молодых звезд русского балета Большого театра Натальи Осиповой и Ивана Васильева, которые выступили в торжественной программе, исполнив заглавные партии в балетах «Дон Кихот» и «Жизель».
19 Очень важно, что школа в Жоинвиле не только готовит будущих артистов балета, но и знакомит своих учеников с русской культурой. В школьной библиотеке можно найти произведения А.Чехова, Л.Толстого, Ф.Достоевского в переводах на португальский язык. По мнению руководителя школы Павла Казаряна, в этом она похожа на такие учреждения, как Британский совет, Французский альянс и Гете-институт [19].
20 Открытие школы Большого театра в Жоинвиле стало знаменательной вехой в истории культурных связей России и Бразилии. Как и в начале ХХ в., балет стал связующим звеном между обеими странами, давая возможность их представителям обмениваться опытом, вести межкультурный диалог, развивать дружественные отношения в целом. Сейчас школа в Жоинвиле является одним из главных центров подготовки артистов балета в стране. «Школа является самым лучшим проектом, который у нас есть в культурной сфере с Бразилией» [19], — отметил посол Российской Федерации в Бразилии Сергей Акопов во время празднования пятилетнего юбилея учебного заведения.
21 Школа уникальна и по своим масштабам, и по социальной значимости. В 2019 г. режиссер Екатерина Кожакина сняла документальный фильм «Большой балет Бразилии», в котором рассказана история трех детей из бедных бразильских семей. Герои фильма, юные танцоры Жулия, Лусио и Винисиус, благодаря своему трудолюбию, упорству и любви к балету смогли вырваться из фавел и изменить жизнь к лучшему.
22

Следует отметить, что школа в Жоинвиле играет роль катализатора для расширения культурных связей между Россией и Бразилией. К примеру, при поддержке Московской консерватории в городе Форталеза была открыта музыкальная школа им. П.И.Чайковского. В 2007 г. в нескольких бразильских городах в течение двух месяцев проходил Чеховский фестиваль русского театра, ставший важным культурным событием. В Москве ежегодно проводится фестиваль бразильского кино, в 2013 г. здесь открылся Бразильский культурный центр, где можно посетить лекции, концерты, семинары и др. 21 сентября 2017 г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии об учреждении и условиях деятельности культурных центров [20].

23 Благодаря профессионализму педагогов, а также международному бренду Большого театра, известному во всем мире, балетная школа в Жоинвиле является одним из важнейших центров подготовки артистов балета в Бразилии. При этом следует отметить и дипломатический эффект, связанный с ее открытием: школа является одним из главных источников «мягкой» силы России в Бразилии, а кроме того, это — первая балетная школа Большого театра за рубежом. Именно это учебное заведение выполняет важную роль в развитии многоплановых отношений между Бразилией и Россией.
24 «Русский след» в бразильском балете можно найти и в других танцевальных центрах страны. По-прежнему работает школа, основанная русской танцовщицей Марией Оленевой при Муниципальном театре в Рио в начале ХХ в. В 2020 г. эта школа отметила 100-летний юбилей. Как и прежде, центр готовит артистов балета по методике русской хореографической школы. В городе Куритибе, штат Парана, с 1969 г. существует Балет театра Гуаира. По инициативе руководства еще в 1980 г. был поставлен знаменитый спектакль «Щелкунчик» с артистами балета Большого театра Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым в главных партиях. Интерес к русским балетам у этой труппы огромен: и сегодня в их репертуар включены спектакли «Петрушка» и «Весна священная» И.Стравинского, «Раймонда» А.Глазунова. Другой пример — Балет Веры Бублич, созданный в 1964 г. в городе Круз-Алта, в самом южном штате Риу-Гранде-ду-Сул. С момента основания школа опирается на русскую педагогическую систему Вагановой. В наши дни Балет Веры Бублич активно сотрудничает с российскими артистами: в 2012 г., например, здесь преподавал балетмейстер-постановщик Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. Пушкина Леонид Сычев.
25 Школы русского балета — это уникальный пример взаимодействия двух стран. Создание школы в Жоинвиле позволяет надеяться, что двусторонние контакты в сфере хореографического искусства будут осуществляться на постоянной основе, что диалог приобретет всеобъемлющий характер и будет охватывать вопросы обучения, репертуара, возможно, гастрольной деятельности. Профессиональные школы, основанные российскими артистами и деятелями культуры, без сомнения, будут способствовать возникновению новых форм культурного сотрудничества, скажем, фестивалей, конкурсов и т.д.
26

Балет в программе перекрестных дней культуры России и Бразилии

27 Современные российско-бразильские связи в области балетного искусства развиваются в различных формах и не ограничиваются лишь функционированием школы в Жоинвиле, хотя, безусловно, это — наиболее яркий пример сотрудничества. Другой интересной и эффективной формой межкультурного взаимодействия стали перекрестные сезоны культур, когда страны-партнеры договариваются об одновременном проведении различных мероприятий. Такие инициативы позволяют сформировать панорамное представление о своей культуре в стране-партнере, а также познакомить собственных граждан с ее культурой. Подобные фестивали могут проходить как в течение нескольких дней, так и целого года в самых разнообразных формах культурного обмена.
28 В истории культурных связей двух стран пока немного примеров описанных выше мероприятий, однако перспективы для развития этой интересной формы сотрудничества уже сложились. Россия и Бразилия договорились о проведении перекрестных дней культуры в октябре 2013 г., приурочив это событие к празднованию 185-летия с момента установления дипломатических отношений. Программа, кроме прочих событий, включала гала-концерт звезд российского балета на сцене Муниципального театра Рио-де-Жанейро. Выступление российских танцовщиков было высоко оценено и зрителями, и прессой.
29 Балет был включен и в программу дней российской культуры в Бразилии в конце 2017 г. В городах Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и Бразилиа состоялись выступления ведущих артистов балета известных российских театров: Большого (Анна Тихомирова, Кристина Кретова, Артем Овчаренко и др.), Мариинского (Игорь Колб, Данила Корсунцев, Денис Матвиенко и др.) и Михайловского (Ирина Перрен, Марат Шемиунов, Сабина Яппарова и др.).
30

Гастроли

31 Отдельной и весьма важной формой связей России и Бразилии в области балета являются гастроли. Организация выступлений российских артистов или целых трупп — задача сложная и ответственная, которую решают профильные министерства, театры, творческие коллективы. Гастроли — это самый оперативный, мобильный и традиционный подход к развитию контактов в сфере театрального искусства. Они позволяют зарубежному зрителю познакомиться с современным российским хореографическим искусством, открыть новые имена исполнителей и постановщиков. Гастро- ли — это живой творческий обмен, который, безусловно, может преумножить число поклонников современного российского балета. Гастроли, как мы полагаем, способствуют также развитию сотрудничества и становлению новых форм диалога.
32 Российские балетные коллективы неоднократно приезжали в Бразилию. Мариинский театр, начиная с 1996 г., пять раз гастролировал в Бразилии и каждый раз — с неизменным успехом. В 2011 г. триумфально прошли гастроли балетной труппы Мариинского театра на сцене Муниципального театра Рио-де-Жанейро, где зрителям показали два классических балета — «Лебединое озеро» и «Шопениана» — в хореографии Михаила Фокина. В программу был включен и один современный балет — «Простые вещи» в постановке Эмиля Фаски на музыку эстонского композитора Арво Пярта. Для тех зрителей, кто не смог купить билеты на эти постановки, артисты дали еще один бесплатный концерт под открытым небом в районе Кинта-де-Боа-Виста. В программу этого концерта вошли номера из балетной классики. Подобная социальная акция была поддержана муниципалитетом города Рио-де-Жанейро. Следующие гастроли Мариинского театра прошли в 2014 г. в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. В программу тура были включены классические балеты — «Корсар» и два одноактных балета «Шопениана» и «Видение розы», — а также отдельные танцевальные номера: па-де-де из балетов «Дон Кихот» и «Эсмеральда» (Диана и Актеон), «Белое» адажио (2-я сцена из I-го акта) из балета «Лебединое озеро» и хореографическая миниатюра «Умирающий лебедь» в исполнении известной балерины Ульяны Лопаткиной [21]. Кроме классической программы артисты Мариинского театра показали бразильским зрителям и современный танец: хореографический номер «Ballet 101» Эрика Готье и миниатюру Юрия Смекалова Parting («Расставание») в исполнении автора. В турне приняли участие ведущие солисты театра Кимин Ким, Владимир Шкляров, Данила Корсунцев, Анастасия Колегова.
33 «Богатым» на гастрольные события стал 2015 г., когда сразу два балетных коллектива из России показали бразильцам свое искусство: театр «Русский балет» (Москва) и Большой театр. Выступления «Русского балета» состоялись в 26 городах и стало самым масштабным за последнее время. Зрители увидели балеты «Лебединое озеро», «Дон Кихот» и «Шахерезада». На одной из пресс-конференций руководитель театра «Русский балет» Вячеслав Гордеев заметил, что с его точки зрения длительность гастролей коллектива отражает прочность российско-бразильских отношений.
34 Большой театр начал гастрольный тур по городам Бразилии с балета «Спартак» в постановке выдающегося русского балетмейстера Юрия Григоровича. Бразильцы также увидели «Жизель», которую поставил прославленный танцовщик и хореограф Владимир Васильев. Выступления состоялись в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу и были включены в программу фестиваля «Сезон искусства танца». До этого балет Большого театра гастролировал в Бразилии в далеком 1999 г.
35 В 2017 г. в Рио-де-Жанейро, Салвадоре и еще 13-и бразильских городах прошли гастроли театра «Московский балет», который привез спектакль «Щелкунчик» и другие классические балеты, традиционно интересные местной публике. С огромным успехом в бразильских городах прошли выступления в 2019 г. Имперского русского балета под руководством Гедиминаса Таранды. На всех спектаклях был аншлаг. В программу были включены три великих балета на музыку П.И.Чайковского — «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Такой выбор не был случайным; по словам организаторов турне, бразильцы «соскучились по великому искусству балета и легендарной музыке» [22]. Это не первые гастроли Имперского русского балета в Бразилии: до этого коллектив побывал здесь в 2008 г. и также имел успех.
36 Гастроли российских балетных коллективов в Бразилии показали, что русский балет развивается, но бережно хранит классические традиции, что сегодня в нашей стране появляются и новые коллективы, и талантливые и яркие артисты, которые способны исполнять самые сложные партии. Нельзя не отметить, что гастроли — это важное имиджеформирующее средство, приносящее, кроме всего прочего, и материальный доход.
37 Налаживается сотрудничество и при участии российских регионов. В 2015 г., к примеру, в Бразилии открылся филиал Евразийского центра «Самрау» в рамках культурного обмена с Башкортостаном. Интересно, что инициатива его открытия принадлежала представителю Русского государственного балета в Бразилии Аугусто Стефановичу, который во время своего визита в Башкортостан в рамках подготовки к саммиту BRICS обсуждал эту идею с руководством республики. С бразильской стороны идею поддержали в министерстве культуры и министерстве иностранных дел. Обсуждалась также возможность пригласить в Башкортостан артистов балетной труппы «Амазония», широко известной в странах Латинской Америки.
38 Рассмотренные примеры взаимодействия показывают, насколько широко представлены в Бразилии традиции нашего отечественного балета. Однако надо отметить, что связи в этой области носят двусторонний характер, и существует немало примеров того, как бразильское балетное искусство (точнее, бразильские артисты балета) представлены в России.
39

Бразильские артисты балета на профессиональных конкурсах и в российских театрах

40 В ХХ в. большую роль в творческой карьере артистов балета и балетмейстеров стали играть профессиональные конкурсы, проводимые со второй половины прошлого столетия во многих странах мира [23]. Одним из престижнейших международных конкуров в мире является Московский конкурс артистов балета и балетмейстеров им П.И.Чайковского, который проводится с 1969 г. раз в четыре года. Лауреатами этого конкурса были такие ведущие артисты балета ХХ—XXI вв. из разных стран мира, как Михаил Барышников и Хулио Бокка, Людмила Семеняка и Андрис Лиепа, Надежда Павлова и Николай Цискаридзе, Данило Радоевич и Аманда Маккероу. В состав жюри конкурса входили известные артисты, балетмейстеры, деятели искусства из многих стран мира. Председателем жюри первого конкурса была легендарная Галина Уланова, а с 1972 г. неизменным председателем жюри этого смотра является прославленный советский (российский) балетмейстер Юрий Григорович [23]. Принять участие в подобном мероприятии — большая удача и важный этап в творческой биографии каждого артиста балета и балетмейстера, факт признания таланта участников, поскольку среди номинантов проводится серьезный профессиональный отбор.
41 Артисты балета из Бразилии — частые участники конкурса с начала XXI в. В 2001 г. серебряную медаль в старшей группе участников этого состязания завоевал Маркет Барбоса Роберта. Это событие можно назвать значимым фактом международного признания бразильского балета в России и в мире. Затем, в 2013 г., бронзовую медаль в младшей группе исполнителей на конкурсе завоевала балерина Луана Батиста, подтвердив высокий статус хореографической школы своей страны и потенциал молодого искусства балета Бразилии. Наиболее успешным для бразильских артистов стал конкурс артистов балета и балетмейстеров им П.И.Чайковского в 2017 г., на котором сразу два исполнителя были удостоены высоких наград: в младшей группе бронзовую медаль завоевал Гонсалес Виктор, а серебряную медаль получила балерина Аманда Гомес.
42 Стоит отметить, что для А.Гомес московский конкурс — не единственный профессиональный смотр в ее творческой биографии как в России, так и за рубежом, на которых она была удостоена высоких наград. А.Гомес — лауреат II премии и приза Международного конкурса «Арабеск» (2014 г.), лауреат I премии международного конкурса балета в Стамбуле (2013 г.), лауреат I премии и обладательница Золотой медали на XVII Международном конкурсе в Варне, обладательница специальной премии Фонда поддержки развития культуры при Президенте Республики Татарстан (2018 г.) [24]. В 2018 г. Аманда была номинирована на международный балетный приз «Бенуа де ла Данс», известный в мире как «Балетный Оскар». Приз присуждается ежегодно за выдающиеся работы в области хореографии. К сожалению, в 2018 г. Аманде не удалось получить приз, но балерина только начинает профессиональную карьеру и, безусловно, сможет вновь претендовать на столь высокую награду.
43 А.Гомес получила образование в Бразилии и стала одной из первых выпускниц школы Большого театра в Жоинвиле. У нее была возможность принять участие в мастер-классах, которые организовали в балетной школе звезды мирового балета, и стажироваться у таких ведущих советских (российских) исполнителей и педагогов, артистов известных академических театров, как Владимир Васильев, Виктор Барыкин, Галина Кравченко и др. Очевидно, что столь уникальный опыт и профессиональные навыки помогут балерине в ее творческой деятельности.
44 Темперамент и безупречная академическая школа А.Гомес позволили ей успешно исполнять такие главные партии в балетах классического репертуара, как Жизель (А.Адан, «Жизель»),  Одетта-Одиллия, Па-де-труа (П.Чайковский, «Лебединое озеро»), Китри (Л.Минкус, «Дон Кихот»), Гамзатти (Л.Минкус, «Баядерка»),  Принцесса Аврора (П.Чайковский, «Спящая красавица»), Маша (П.Чайковский, «Щелкунчик»), Джульетта (С.Прокофьев, «Ромео и Джульетта»), Гюльнара (А.Адан, «Корсар»),  Сванильда (Л.Делиб, «Коппелия»), Эсмеральда (Ц.Пуни, «Эсмеральда»). Бразильская балерина успешно гастролировала и выступала на сценах известных бразильских театров в Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Паране, а также в других странах — Италии, Уругвае, Парагвае и Швейцарии. С 2014 г. она является солисткой Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М.Джалиля, где у нее уже масса поклонников [24].
45 Аманда — не единственная представительница бразильского балета в России. Сегодня в разных российских театрах работают многие молодые исполнители, полюбившиеся российской публике. Из жаркой Бразилии в сибирский город Пермь на известный международный конкурс артистов балета «Арабеск» традиционно приезжают молодые танцовщики. «Арабеск» — конкурс артистов балета им. Екатерины Максимовой, открытый для иностранных участников и проводимый с 1990 г. в Пермском театре оперы и балета им. П.И.Чайковского. С 1994 г. конкурс проходит под патронатом ЮНЕСКО.
46 Для многих исполнителей конкурс «Арабеск» стал важным профессиональным этапом в жизни, своеобразным творческим трамплином. Наиболее многочисленная делегация из Бразилии прибыла в Пермь в 2018 г. Молодым артистам балета удалось расположить к себе и взыскательную публику, и профессиональное жюри, что подтверждают многочисленные награды. Первую премию конкурса «Арабеск» 2018 г. получил Яго Маркос. Дипломантами конкурса стали Луанна Гондим, Габриэль Лопес, Айрат Хакимов. Луанна Гондим и Яго Маркос завоевали также приз Пермского академического театра оперы и балета им. П.И.Чай-ковского «За лучшее исполнение номера на музыку Петра Чайковского», а также премию жюри прессы [25].
47 После конкурса «Арабеск» некоторые артисты получили приглашение для продолжения профессиональной деятельности в России. Одной из них стала Луанна Гондим — сегодня солистка Пермского театра. Луанна в России уже не первый год, и за время своей профессиональной деятельности искренне полюбила нашу страну и город Пермь за смену сезонов, старинные здания, за снег, который в Бразилии никто никогда не видел. Хотя ее, как и других бразильских артистов, немного удивляет суровый нрав и суровый облик русских, а также то, что улыбки на лицах людей — здесь большая редкость. В Пермском театре с успехом выступают и другие танцовщики из далекой жаркой Бразилии, и, несмотря на особенности климата и языковой барьер, в целом их жизнь и профессиональная карьера складываются здесь вполне успешно.
48 Конечно, вершиной творческой биографии артиста балета в России можно считать выступление на сцене главного академического театра страны — Большого театра в Москве. Стоит отметить, что в последнее время на прославленной сцене выступали многие зарубежные исполнители, звезды мирового балетного искусства. Подобной чести в новейшей истории театра удостоилась и бразильская балерина Мариана Гомес. В 2006 г. она была принята в труппу Большого театра после успешного окончания школы балета Большого театра в Бразилии, где она занималась с известными педагогами Галиной Кравченко и Ниной Сперанской. В России Мариана существенно расширила свой репертуар, заметно выросла в профессиональном плане, неоднократно участвовала в гастролях театра. Балерина с трудом привыкала к российскому климату и к закрытости русских. Однако в ее творческой работе в Москве есть и положительные моменты. Артистке очень нравится отношение русских к классическому балету, которым интересуются многие, в отличие от ее родной Бразилии, где интерес к балету — удел лишь богатых людей. Отметим, что в 2006 г. Мариана стала первой из бразильских артистов, которых приняли в труппу Большого театра, где она репетировала под руководством известного педагога Светланы Адырхаевой.
49 В прославленной труппе другого известного российского театра — Мариинского (Санкт-Петербург) — также есть танцовщик из Бразилии — Виктор Кайшета. Он родился в городе Уберландия, учился в государственной балетной школе Берлина и в 2017 г. стал стажером Мариинского театра. Несмотря на молодость, артист уже хорошо известен в России и в Европе, он принимал участие в различных профессиональных конкурсах, где и был удостоен престижных наград. Виктор Кайшета является лауреатом XIII Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве (III  премия, 2017 г.), лауреатом Международного конкурса «Танцевальный Олимп» (Берлин, 2017, I премия в номинации «классический танец»), лауреатом I eвропейского конкурса European Ballet Grand Prix (Вена, 2017 г., I премия и приз жюри) и финалистом конкурса Youth America Grand Prix (Нью-Йорк, 2014, 2015 гг.). В репертуаре артиста — партии из классического и современного репертуара. В.Кайшета успешно работает с молодыми российскими хореографами, исполняет заглавные партии во многих классических балетах. Очевидно, что у артиста — большое будущее, а работа в России поможет ему значительно расширить свой репертуар и освоить творческие приемы легендарной школы прославленного и известного во всем мире Мариинского театра [26].
50 Бразильский балетмейстер и российские артисты балета: новый творческий союз
51 Действительно, балет в России — особое искусство, предмет нашей национальной гордости, наш национальный культурный бренд. Здесь можно найти его горячих поклонников и знатоков искусства хореографии, звезд первой величины, ярких педагогов и авторитетных исследователей. Россия на протяжении всего ХХ в. играла важную роль в развитии искусства балета, в обогащении его стилистики, развитии исполнительской школы. Свои позиции в искусстве хореографии Россия сохраняет и сегодня. Очевиден вклад российского балета и в сохранение русского и мирового классического наследия, балетов, которые сегодня являются основой репертуара многих академических театров мира. Видимо, именно поэтому в Россию сегодня приезжают артисты и балетмейстеры из разных стран для участия в концертной деятельности, мастер-классах, современных совместных проектах.
52 Традиционными зарубежными коллегами и партнерами российских артистов балета всегда были представители европейских школ, известных театров, творческих коллективов. В последнее время география хореографических связей РФ неуклонно растет. Бразилия становится сегодня нашим партнером, причем не только в сфере академического хореографического искусства. Российский балет открыт для экспериментов и разнообразных новаций, а классическая подготовка наших артистов позволяет им исполнять самые сложные и авангардные номера. Потенциал нынешних артистов раскрывается в различных популярных проектах, среди кото- рых — оригинальный телевизионный проект «Большой балет», проводимый на канале «Россия-Культура» с 2012 г. [27].
53 «Большой балет» — это уникальный конкурс, которому нет аналогов ни в России, ни за рубежом. В проекте объединяются профессионализм и красочное шоу. Цель конкурса состоит в открытии новых имен талантливых артистов. Исполнители соревнуются в различных номинациях, одна из которых — современный танец в постановке зарубежного хореографа. Для своего обязательного номера конкурсанты Харука Ямада и Эрдэм Сандаков, пара из Бурятского театра оперы и балета, пригласили известного бразильского балетмейстера Касси Абраншес. Послужной список этого хореографа более чем внушительный, ее имя известно во многих странах мира. Касси — бывшая танцовщица, начала карьеру балетмейстера в 2009 г. Она создавала танцевальные шоу для крупнейших мега-событий: открытие Мирового экономического Форума в Швейцарии, церемония открытия Паралимпийских игр в Швейцарии. В 2019 г. К.Абраншес представила спектакль Agora, который принес ей мировое признание и престижную латиноамериканскую премию APCA Award 2019 г. в номинации «За лучшую хореографию». После выступления на знаменитом фестивале Movimento в Вольфсбурге К.Абраншес успешно гастролировала по всей Западной Европе и Великобритании.
54 С артистами из Бурятии К.Абраншес познакомилась только в 2019 г. в период изоляции, вызванной пандемией COVID-19. Поэтому репетиции проходили в дистанционном формате, а общение шло только через переводчика. Для исполнителей был выбран танцевальный номер «Рио, я люблю тебя» о жизни крупнейшего бразильского города. Репетиционный процесс захватил всех участников, и у балетмейстера, и у молодой пары возникло желание продолжить творческое общение и после завершения телевизионного проекта.
55 Х.Ямада и Э.Сандаков отмечали оригинальную и свободную манеру бразильского балетмейстера, которая с большим интересом наблюдала за импровизацией молодых исполнителей и всячески поощряла свободу их творчества. По ее мнению, именно так номер получает новую жизнь. К.Абраншес была очень довольна совместной работой и с радостью ответила на приглашение директора театра в Улан-Уде. «Я с огромным удовольствием приеду к вам в Улан-Удэ. Надеюсь, все сложится, и мы реализуем в театре совместные проекты. Если же не сложится, то, возможно, «украду» у вас своих новых друзей в Бразилию. С возвратом, конечно. Пока эта ужасная пандемия нарушила все связи, но я верю, что работа для «Большого балета» станет началом больших творческих отношений» [28].
56 Совместный проект, реализованный в очень сложных условиях, доказал, что искусство — самый успешный и действенный инструмент диалога. Танец способен сделать нас единомышленниками, вывести диалог на новый уровень, так как фактором сближения становится одна из самых мощных сил в мире — сила искусства. Следует подчеркнуть, что география связей России и Бразилии в сфере хореографического искусства сегодня весьма широка, контакты становятся все более насыщенными и многообразными и реализуются в традиционных и новых, оригинальных формах.
57

Танцевальные ритмы Бразилии в современной России

58 Стоит отметить, что в России культурный образ Бразилии связан прежде всего с ярким и красочным бразильским карнавалом. Танцы на карнавале, конечно, далеки от академических. Однако, возможно, темперамент карнавального шествия, эмоциональность танцевальных номеров и природная выразительность влияют и на манеру исполнителей бразильского классического танца, обогащают его новыми эмоциональными и пластическими приемами.
59 В России интерес к бразильскому карнавалу весьма значителен. Несмотря на то, что это явление исключительно национальное, карнавал известен и популярен в России и воспринимается как важный элемент культурного образа страны. Бразильская самба включена в официальную латиноамериканскую программу спортивных танцев, а российские спортсмены-танцоры неоднократно получали призы и высокие международные награды как исполнители самбы и других ярких и зажигательных танцев латиноамериканской программы.
60 Бразильский карнавал стал оригинальным сюрпризом, который подготовили российские болельщики во время проведения Чемпионата мира по футболу в России в 2018 г. 30 июня и 1 июля в Самаре прошли танцевальные парады в честь матча 1/8 финала ЧМ-2018 между сборными Бразилии и Мексики. Яркое шествие повторяло традиции бразильского карнавала: в нем участвовали танцоры, девушки с перьями на нарядных головных уборах, акробаты, барабанщики и оркестр. К сожалению, парад не помог бразильским футболистам, но стал заметным, знаковым событием в истории мирового первенства по футболу.
61 Музыкальная, культурная программа футбольного чемпионата мира доказала, что спортивные состязания — это еще и важные культурные события, позволяющие всем участникам эмоционально, красочно и выразительно рассказать о своей культуре, своих традициях, которые, возможно, не так широко известны за рубежом.
62

Дискуссии

63 Феномен искусства русского балета, как и международного сотрудничества в данной сфере, вызывает неизменный интерес широкого круга исследователей. Зарубежные авторы, например, Виктория Филлипс Гедульд [5] или Стефани Гонсалвес [7], традиционно рассматривают выступления русских артистов за рубежом прежде всего как инструмент пропаганды и политического влияния. Действительно, искусство русского балета является важной частью советской, а теперь и российской культурной дипломатии. Выступления русских артистов балета способны расположить публику, в широком смысле сформировать позитивный образ русской культуры. Однако хореографические связи имеют важное значение не только и не столько в качестве инструмента пропаганды. Рассматривать их лишь в контексте дипломатии влияния неверно, так как они выполняют более широкую культурно-гуманитарную и эстетическую миссию. Балет — это искусство, которое не нуждается в переводе, и в этом состоят его особые возможности и уникальные преимущества в рамках межкультурного диалога.
64 Итак, основными формами сотрудничества России и Бразилии в области балета являются организация гастролей, совместные проекты с участием российских и бразильских артистов (например, в формате сезона культур), участие в международных конкурсах, открытие филиалов учебных заведений, работа бразильских танцовщиков в балетных труппах российских театров и русских постановщиков — в бразильских.
65 Приведенные примеры хореографических связей двух стран доказывают, что сегодня они развиваются весьма активно и многообразно, носят двусторонний характер и постоянно расширяются, эволюционируют, что свидетельствует о значительном потенциале контактов России и Бразилии на данном направлении культурного взаимодействия. Подобный характер и динамизм диалога во многом основан на исторических традициях контактов, зародившихся более 100 лет назад. Значительную роль играет и уникальный образовательный центр, открытый специалистами Большого театра России в бразильском Жоинвиле, который стал знаковой профессиональной площадкой для подготовки звезд искусства балета.
66 Сегодня мы можем со всей ответственностью заявить, что язык хореографического искусства оказался для России и Бразилии не только понятным, но и, безусловно, исключительно выразительным. С помощью этого языка можно не просто вести диалог, но и передавать сложные эмоции, настроения и чувства. Язык танца дает возможность обрести друзей, поклонников и единомышленников за океаном и по-новому взглянуть на наследие мирового классического балета. Российско-бразильские связи в области балетного искусства не только дополняют современный двусторонний диалог, но и выводят его на новый уровень.

Библиография

1. Leslie Bethell (ed.). A cultural history of Latin America. Cambridge: University of Cambridge, 1998, 548 р.

2. Juan Kattan-Ibarra. Perspectivas Culturales de Hispanoamerica. National Textbook Company, 1989, 264 p.

3. Rachel A. Pedro, Kym Stevens and Stephanie J. Hanrahan, Building an authentic cultural curriculum through tertiary cultural dance. Arts and Humanities in Higher Education, 2019, 19(3), p. 264-284.

4. Константинова Н.С. Бразильская национальная идентичность: мнения и сомнения. Латинская Америка, М., 2019, № 7, с. 123-128.

5. Victoria Phillips Geduld. Dancing Diplomacy: Martha Graham and the Strange Commodity of Cold-War Cultural Exchange in Asia, 1955 and 1974. Dance Chronicle, 2010, Volume 33, n°1, p. 44-81.

6. Anthony Shay. Choreographing politics, State Folk Dance Companies, Representation and Power. Middeltown, Wesleyan University Press, 2002, 217 р.

7. Stéphanie Gonçalves, Ballet, propaganda, and politics in the Cold War: the Bolshoi Ballet in London and the Sadler’s Wells Ballet in Moscow, October–November 1956. Cold War History, London, 2019, Volume 19, Issue 2, р. 171-186.

8. Naima Prevots. Dance for export, Cultural Diplomacy and the Cold War. Middletown, Wesleyan University Press, 2012, 188 p.

9. Christina Ezrahi. Swans of the Kremlin, Ballet and Power in Soviet Russia. Pittsburgh, University of Pittsburgh Press, 2012, 322 p.

10. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В., Русский след в бразильском балете (к вопросу становления классического балета в Бразилии). Латинская Америка, 2021, № 2, с. 79-94.

11. Глава МИД Бразилии высказался за развитие культурных связей с Россией. Available at: https://www.msu.ru/press/smiaboutmsu_arch/glava_mid_brazilii_vyskazalsya_za_razvitie_kulturnykh_svyazey_s_rossiey.html brazilii (accessed 01.02.2021) (In Russ.).

12. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества (утверждены 18.12.2010). Available at: https://legalacts.ru/doc/osnovnye-napravlenija-politiki-rossiiskoi-federatsii-v-sfere/ (accessed 01.02.2021) (In Russ.).

13. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 (от 29.02.2016 № 326-р). Available at: http://static.government.ru//media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7 f2xm.pdf (accessed 01.02.2021) (In Russ.).

14. Концепция развития Академии русского балета имени А.Я. Вагановой до 2021 года. Available at: https://vaganovaacademy.ru/academy/strategy/concepciya.html (accessed 01.02.2021) (In Russ.).

15. Portaria № 621, de 8 setembro de 2020. Estabelece o Acordo de Cooperação Federativa como instrumento de integração dos entes federadosao Sistema Nacional de Cultura – SNC /Ministério do Turismo. Available at: https://www.in.gov.br/web/dou/-/portaria-n-621-de-8-de-setembro-de-2020-276379301 (accessed 01.02.2021).

16. Samuel Pinheiro Guimarăes. Por uma política cultural eficaz. Resistir.info. Available at: https://resistir.info/brasil/politica_cultural.html (accessed 01.02.2021).

17. Медведев и Темер отметили перспективы развития торговых отношений между Россией и Бразилией, Русский мир. Available at: https://russkiymir.ru/news/226321/?sphrase_id=1106412 (accessed 01.02.2021) (In Russ.).

18. Escola do Teatro Bolshoi no Brasil (escolabolshoi.com.br). Available at: https://www.escolabolshoi.com.br/institucional-ru (accessed 01.02.2021).

19. Как живет школа Большого театра в Бразилии. 20 лет под аплодисменты. Available at: https://tass.ru/kultura/ 7986649 /696007.html (accessed 01.02.2021) (In Russ.).

20. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии об учреждении и условиях деятельности культурных центров (от 21.09.2017). Available at: 38a02286-98bf-4610-a6e0-15b9f8257a76 (accessed 01.02.2021) (In Russ.).

21. Балетная труппа Мариинского театра отправилась на гастроли в Бразилию. Available at: https://tass.ru/spb-news/1565038 (accessed 01.02.2021) (In Russ.).

22. Артисты Имперского русского балета собирают аншлаги в Бразилии. Русский мир. Available at: https://russkiymir.ru/news/256813/ (accessed 01.02.2021) (In Russ.).

23. Балет. Энциклопедия. Конкурсы балетные. Ред. Ю.Н.Григорович. М.: Изд. «Советская энциклопедия», 1981, 623 с.

24. Гомес Аманда, Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля. Available at: http://kazan-opera.ru/team/25/10454/ (accessed 01.02.2021) (In Russ.).

25. Конкурс артистов балета им. Екатерины Максимовой «Арабеск». Available at: http://www.arabesque.permonline.ru/2018r.html (accessed 01.02.2021) (In Russ.).

26. Виктор Кайшета. Мариинский театр. Available at: https://www.mariinsky.ru/company/ballet_mt_men/caixeta/ (accessed 01.02.2021) (In Russ.)

27. Большой балет на канале "Культура" – премьера нового сезона проекта "Большой балет". Available at: https://www.vesti.ru/television/article/2480226; https://www.vesti.ru/television/article/2480226 (accessed 01.02.2021) (In Russ.).

28. Как «Большой балет» объединил Бразилию и Бурятию. Available at: https://www.baikal-daily.ru/news/16/397907/ (accessed 01.02.2021) (In Russ.).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести