Имплицитное гражданское общество и реформаторство в Йемене: уроки XX века
Имплицитное гражданское общество и реформаторство в Йемене: уроки XX века
Аннотация
Код статьи
S013038640021359-2-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Серебров Сергей Николаевич 
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
151-163
Аннотация

Факт сходства трансграничных форм гражданского активизма арабских стран в ходе событий «арабской весны» принято связывать с их социокультурной общностью, задающей маркеры их идентичности. Проявлением этого взаимодействия, по мнению автора, выступает феномен имплицитного гражданского общества (ГО), опирающийся на скрытые пружины исламской культуры, но функционирующий в абсолютно ином ключе. Попытка его описания в статье на примере Йемена включает три аспекта: в качестве активного участника переломных событий современной социальной истории Йемена; центра выработки гражданских стратегий, кардинально отличавших ее от религиозных и политических группировок; в роли механизма адаптации коренной культурной идентичности социума к переменам. Статья охватывает период от зарождения этого феномена на ранней фазе модернизации погруженного в глубокую социальную архаику и колониальную зависимость от Британской империи общества в первой трети XX в. до его кульминации в ходе кризисных событий республиканского Йемена начала XXI в. В статье использованы материалы научных исследований из разных историко-культурных регионов Йемена. Феномен иллюстрируют примеры деятельности клуба «Нади аль-Ислах аль-араби аль-ислами» в Адене и движения иршадистов в Хадрамауте на рубеже 1930-х годов: представители новой светской интеллигенции впервые совершили перенос реформаторского нарратива из религиозной плоскости в сферу публичного дискурса. Разработанный ими инструментарий: просветительская работа через клубы, налаживание диалога между враждебными группами, внимание к культурным традициям, сохраняет актуальность. Современное многообразие феномена имплицитного ГО Йемена показано на примерах клуба «Шабаб аль-мумин» возникшего в провинции Саада на севере Йемена в середине 1990-х, а также спонтанных городских молодежных комитетов, направивших общенациональное восстание 2011 г. в мирное русло. Цель статьи состоит в характеристике феномена имплицитного ГО арабских стран на примере Йемена с использованием описательно-фактологического метода. Практическая ценность предложенного подхода состоит, в частности, в уяснении причин повышенной проницаемости границ между гражданскими и политическими формами активизма в этой группе стран.

Ключевые слова
Йемен, гражданское общество, конфессиональные конфликты, ислам, «арабская весна»
Классификатор
Получено
28.11.2022
Дата публикации
28.02.2023
Всего подписок
16
Всего просмотров
290
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S013038640021359-2-1 Дата внесения исправлений в статью - 10.03.2023
Цитировать   Скачать pdf

Библиография

1. Ближний̆ Восток в меняющемся глобальном контексте / под ред. В.Г. Барановского, В.В. Наумкина. М., 2018.

2. Родионов М.А. Этнография Западного Хадрамаута: общее и локальное в этнической культуре. М., 1994.

3. Родионов М.А., Серебров С.Н. Перспективы йеменского кризиса и его конфессиональные аспекты в Хадрамауте // Религия и общество на Востоке. 2021. Вып. 5. С. 120–191. URL://https://religion.ivran.ru/f/rov-5_2021.pdf (дата обращения: 10.11.2022).

4. Серебров С.Н. Йемен на пороге гуманитарной катастрофы (к событиям в горах Саады) // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2008. № 5. C. 66–79.

5. Bruck G. vom. Being a Zaydi in the absence of an Imam: doctrinal revisions, religious instruction and the (re-)invention of ritual // Le Yemen contemporain / eds L. Leveau, F. Mermier, U. Steinbach. Paris, 1999. P. 169–192.

6. Bruck G. vom. Disputing Descent-Based Authority in the Idiom of Religion: The Case of the Republic of Yemen // Die Welt des Islams. 1998. Vol. 38. № 2. P. 148–191.

7. Knysh A. The cult of saints and Islamic reformism in early twentieth century Hadramawt // New Arabian Studies. 1997. Vol. 4. P. 139–159.

8. Knysh A. The Tariqa on a Landcruiser: the resurgence of sufism in Yemen // Middle East Journal. 2001. Vol. 55. № 3. Р. 399–414.

9. Liebensy H.J. Administration and legal development in Arabia // Middle East Journal. 1955. № 9. P. 385–396.

10. Reese S.S. Salafi Tranformations: Aden and the changing voices of religious reform in the interwar Indian ocean // International Journal of Middle East Studies. 2012. Vol. 44. Iss. 1. P. 71–92. URL: https://www.cambridge.org/core/services/aop-cambridge-core/ content/view/BF8842EFB0F (access date: 10.11.2022).

11. Serjeant R.B. The Saiyids of Hadramawt: (An inaugural lecture delivered on 5 June 1956). London, 1957. P. 29. URL: https://digital.soas.ac.uk/content/ AA/00/00/07/65/00001/AA00000765.pdf (access date: 16.12.2020).

12. Shlykov P. Non-Western Model of Civil Society in the Middle Eastern Context: Promises and Discontents// Russia in Global Affairs. 2021. Vol. 19. № 2. P. 134–162. URL: https://eng.globalaffairs.ru/articles/civil-society-middle-eastern (access date: 10.11.2022).

13. Yadav S.Ph. The limits of the ‘sectarian’ framing in Yemen // Washington Post. 25.IX.2014.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести