Дополнительные библиографические источники и материалы
1. Речь идет о караванном маршруте из Китая в Индию, на Ближний Восток и в Европу, возникшем во II в. до н.э. Начинавшийся в г. Сиане, он в Дуньхуане раздваивался: северная ветка шла через Турфан и Памир в Фергану; южная — мимо озера Лоб-Нор по южной окраине пустыни Такла-Макан и Памир вела в Индию и на Ближний Восток. (Термин «Вели́кий Шелковый путь» для обозначения этого караванного пути был введен немецким географом Рихтгофеном в 1877 г. — Прим. ред.)
2. Xi Jinhing. Chuangxin hezuo moshi gongtung jianshe sizhouzhilu jingji dai : [Си Цзиньпин. Обновляя модель сотрудничества: сообща проложим Экономический пояс великого Шелкового пути] // Веб-портал Жэньминь жибао. 09.07.2013. URL: http://politics.people.com.cn/n/2013/0907/c1024–22840801.html.
3. «Альтернативный вариант» возрождения «Шелкового пути» родился в США еще до того, как Си Цзиньпин стал председателем КНР, а Х. Клинтон — госсекретарем США. Так, еще в 2009 г. в статье главы Института Центральной Азии и Кавказа при Университете Дж. Хопкинса Ф. Стара была сформулирована задача превратить Афганистан в «круговую развязку на новом Шелковом пути… с шоссе и железными дорогами, ведущими на север, юг, восток и запад». — Прим. pед.
4. Его протяженность составляет, по некоторым расчетам, примерно 12 тыс. км.
5. Эту идею, предусматривающую прокладку не только сухопутных, но и морских маршрутов из портов Китая через Южно-Китайское море до Индийского и Тихого океанов (как и через Северный Ледовитый океан до Европы), Си Цзиньпин презентовал в Индонезии осенью 2013 г. вслед за упомянутым выступлением в Университете Назарбаева.— Прим. ред.
6. Это, в целом, совпадает с усилиями России, предпринимавшимися как в дореволюционные, так и в советские времена. — Прим. ред.
7. Согласованные совместные формулировки относительно сотрудничества по проекту были зафиксированы в российско-китайском заявлении, принятом в мае 2014 г. по итогам визита В.В. Путина в КНР. «Россия считает важной инициативу Китая по формированию “Экономического пояса Шелкового пути” и высоко оценивает готовность Китайской Стороны учитывать российские интересы в ходе ее разработки и реализации, — отмечено в документе. — Стороны продолжат поиск путей возможного сопряжения проекта “Экономического пояса Шелкового пути” и создаваемого Евразийского экономического союза». URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/1642). — Прим. ред.
8. Ouya jingji. 2014. № 4. P. 12.
9. Си Цзиньпин хуэйдянь Пудин цзунтун: [Си Цзиньпин встретился с президентом Путиным] // Синьхуа. 02.06.2014. URL: http://politics.people.com.cn/n/2014/0206/c1024–24285729.htm.
10. Доказанные запасы нефти в Центральной Азии близки к 27 млрд т (2-е место после запасов в Персидском заливе), запасы газа оцениваются в 5,5 трлн куб.м. На Казахстан приходится почти 25% мировых запасов урана, крупные месторождения которого есть также в Узбекистане, Таджикистане и Киргизии. Благодаря распаду СССР Китай получил доступ к этим ресурсам (что является одной из первопричин его «экономического чуда»). — Прим. ред.
11. За ходом прокладки ЭПШП внимательно наблюдает научное сообщество РФ. Так, последние три номера ПДВ за 2016 г. содержали соответствующие предостережения: в статье главного научного сотрудника Тихоокеанского института географии Романова «Владивосток, Ляньюньган и евразийские трансконтинентальные экономические оси» обоснована политическая и экономическая целесообразность вовлечения в структуру ЭПШП Владивостокской агломерации и Транссиба; кандидат наук Е. Кранина в статье «Китай: ускорение строительства “экологической цивилизации”» (Проблемы Дальнего Востока. 2016. № 5. С. 102–111) пишет о правовых гарантиях того, чтобы производственные мощности, вывозимые Китаем в сопредельные страны вдоль «Шелкового пути», неукоснительно отвечали китайским же природоохранным нормам; а профессор Ю. Морозов в статье «Интеграционные проекты для Евразии: подходы
Китая, России и США» (Проблемы Дальнего Востока. 2016. № 3. С. 32–41) пишет, в частности, о нездоровой конкуренции, значительно ущемляющей политические и коммерческие интересы России на финишной стадии «Шелкового пути», где литовские и латвийские порты перехватывают у портов РФ грузы, прибывающие от берегов Тихого океана. — Прим. ред.
Комментарии
Сообщения не найдены