География сопряжения: региональная политика КНР и пространственное развитие стран ЕАЭС
География сопряжения: региональная политика КНР и пространственное развитие стран ЕАЭС
Аннотация
Код статьи
S0131-28120000616-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
114-125
Аннотация
Страны ЕАЭС имеют протяженную границу с Китаем и входят в три из шести предлагаемых им международных экономических коридоров. Цели «пояса и пути» в целом не противоречат основным положениям региональной политики стран ЕАЭС и объективно способствуют повышению связанности глубинных частей Евразии и развитию отдельных ключевых регионов. Однако при сопряжении планов территориального развития необходимо учитывать опасность усиления пространственного неравенства, консервации устаревшей структуры экономики приграничных регионов и возникновения новых экологических рисков.
Ключевые слова
Китай, Евразийский экономический союз, интеграция, пространственное развитие, региональная политика, «Один пояс, один путь», Экономический пояс Шелкового пути.
Классификатор
Дата публикации
01.11.2017
Всего подписок
4
Всего просмотров
964
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. Евразийская экономическая комиссия в аналитическом издании «Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 г.» включает региональное развитие в число 9 основных направлений, но исключительно как сотрудничество между граничащими друг с другом административными единицами стран-участников.
2. Раздел «Тенденция открытости всех районов Китая» документа «Видение и действие, направленные на продвижение совместного строительства Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века» (опубликован в марте 2015 г.) и раздел «Совместное строительство экономических коридоров» второго программного документа «Совместное строительство “Одного пояса, одного пути”: идея, практика и вклад Китая» (опубликован в мае 2017 г.)
3. Ху Аньган. «И дай и лу» – и чан цзинцзи дили гэмин: [«Один пояс, один путь» – революция в экономической географии] // Гуаньчачжэ. 03.06.2015. URL: http://www.guancha.cn/HuAnGang/2015_06_03_321899_s.shtml
4. Портяков В.Я. Россия и китайский проект «Одного пояса, одного пути» // Мир перемен. 2016. №1. С. 138–146.
5. Самбурова Е.Н. Региональные диспропорции современного развития экономики Китая // Вестник Московского университета. Сер. 5: География. 2014. № 4. С. 49–55.
6. Сюань Сяовэй. «И дай и лу» цзяньшэ дуй Чжунго цююй фачжан дэ инсян: [Влияние ОПОП на региональное развитие Китая] // Чжунго цзинцзи шибао = China Economic Times. 01.06.2017. C.5. URL: http://lib.cet.com.cn/paper/szb_con/490158.html
7. Лю Хуэй, Лю Вэйдун. «И дай и лу» цзяньшэ юй вого цююй фачжань чжаньлюэ дэ гуаньси яньцзю: [Связи между ОПОП и стратегиями регионального развития КНР] // Чжунго кэсюэюань юанькань: [Вестник Китайской академии наук]. 2017. № 4. С. 340–347. DOI: 10.16418/ j.issn.1000-3045.2017.04.002.
8. См.: Chubarov I., Brooker D. Multiple pathways to global city formation: A functional approach and review of recent evidence in China // Cities. 2013. № 35. P. 181–189; Чубаров И.Г. Особенности формирования глобальных городов в современном Китае // Проблемы Дальнего Востока. 2013. № 4. С. 61–70.
9. Две другие программы — это «скоординированное развитие столичного региона Пекин – Тяньцзинь – Хэбэй» (Цзин-Цзинь-Цзи) и «развитие экономического пояса реки Янцзы» (Чанцзян цзинцзи дай).
10. Восточная Внутренняя Монголия (Мэндун) включает в себя городские округа Чифэн, Тунляо, Хулун-Буир и аймаки Хинган и Шилин-Гол общей площадью 665 тыс. кв. км (для сравнения, общая площадь трех северо-восточных провинций 787 тыс. кв. км).
11. Намжилова В.О. Экономическое зонирование Автономного района Внутренняя Монголия в контексте региональной политики Китая // Записки Забайкальского отделения Русского географического общества. 2016. С. 251–257.
12. Чубаров И.Г. «Урбанизация нового типа» – новый этап развития городской системы КНР // Проблемы Дальнего Востока. 2015. № 5. С. 83-95.
13. В некоторых источниках указывается, что развитием городского уезда Хоргос занимается Синьцзянский строительно-производственный корпус (особая военно-административная единица уровня провинции).
14. Выхода к госгранице не имеет. Непосредственно на границе находится соседний КызылсуКиргизский автономный округ СУАР (приграничные уезды Улугчат, Артуш и Акчи).
15. Направления и номенклатура трансазиатских автодорожных маршрутов утверждены в подготовленном Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана Межправительственным соглашением по сети азиатских автомобильных дорог в 2004 г.
16. Александрова М.В. Новое видение транспортного положения Северо-Востока Китая в свете концепции «один пояс, один путь» // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2016. Т. 21. № 21. С. 256–272.
17. Ставров И.В. Экономический коридор Китай – Монголия – Россия в стратегии социальноэкономического развития провинции Хэйлунцзян // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 2(79). С. 39–50.
18. Exclusive: CPEC master plan revealed. Dawn. 15.06.2017. URL: https://www.dawn.com/news/1333101/exclusive-cpec-master-plan-revealed
19. Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 г. Утверждена Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208.
20. Бакланов П.Я. Тихоокеанская Россия: географические и геополитические факторы развития // Известия РАН. Серия географическая. 2015. №5. С. 8–19.
21. Забелина И.А., Клевакина Е.А. Структурные сдвиги в экономике приграничных регионов РФ и КНР // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 46. С. 41–55.
22. Шварц Е.А., Симонов Е.А. От экологических угроз к новым правилам и инструментам развития в Евразии // Общественные науки и современность. 2015. № 6. С.29–33.
23. Mikhailova E. Border Tourism on the Russian-Chinese Border // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. Krasnoyarsk, 2015. Vol. 3 (8). P. 437–451.
24. Земцов С.П., Бабурин В.Л. Оценка потенциала экономико-географического положения регионов России // Экономика региона. 2016. Т. 12. № 1. С. 117–138.
25. Рассчитано с использованием информационной онлайн-системы «АвтоТрансИнфо». Плата за проезд по маршруту внутри РФ составит около 5600 руб. (исходя из тарифа «Платон» на 2017 г. 1,9 руб/км ), плата за проезд через КНР около 9700 руб. (китайский участок: 8500 руб. (исходя из тарифа 0,64 юаня/км для грузовых автомобилей от 14 до 25 т в 2016 г. на участке Суйфэньхэ – Харбин) плюс 1200 за российские участки).
26. Безруков Л.А. Транссиб и Шелковый путь: глобальная инфраструктура и региональное развитие // ЭКО. 2016. №7. С.21–36.
27. Поворот М-54 – новая глава в истории Тувы. Официальный портал Республики Тыва. 06.03.2013. URL: http://gov.tuva.ru/press_center/news/transport/1218/
28. Лебедев В.И., Дабиев Д.Ф. Возможности и перспективы строительства Тувинско-Монгольской магистрали // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 26 (377). С. 39–46.
29. Программа создания экономического коридора Китай – Монголия – Россия. Портал «Монголия сейчас».URL: http://news.mongolnow.com/assets/rus-ch-mn.pdf
30. Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны до 2020 года. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан № 118 от 21 июля 2011 г., с учетом изменений от 25 августа 2015 г.
31. План нации – 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ Президента Республики Казахстан от 20 мая 2015 г. Стратегия «Казахстан – 2050». URL: https://strategy2050.kz/ru/page/ message_text2014/
32. Проект создания международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай» на территории Российской Федерации. Презентация ГК «Автодор». Февр., 2017 г.
33. В порту Курык открыли паромный комплекс. Лада – Новости города Актау. 06.12.2016. URL: https://www.lada.kz/aktau_news/society/44373-v-mangistauskoy-oblasti-otkryli-paromnyykompleks-v-portu-kuryk.html
34. Атаканов Н.А. Диспропорции в развитии регионов Киргизии // Микроэкономика. 2009. №7. С. 228–233.
35. Стратегия развития Кыргызстана до 2031 года (Национальная стратегия – 2031) (Концептуальные положения). Проект 2013 г. / Аппарат Правительства Кыргызской Республики. Отдел экономики и инвестиций.
36. Концепция региональной политики Кыргызской Республики на период 2018–2022 гг., утверждена Постановлением Правительства КР № 194 от 31 марта 2017 г.
37. Кыргызстан в цифрах. Статистический сб. / Нацстатком Кыргызской республики. Бишкек, 2016.
38. Строительство ведется по большей части на кредитные средства, выделенные китайскими правительственными структурами, и силами преимущественно китайских подрядчиков – это часто применяемая Китаем модель сотрудничества с развивающимися странами.
39. Железная дорога Китай – Кыргызстан – Узбекистан: вопросы без ответов. Вечерний Бишкек. 04.02.2013. URL: http://www.vb.kg/doc/214902_jeleznaia_doroga_kitay_kyrgyzstan_yzbekistan:_voprosy_bez_otvetov.html
40. Железнодорожный маршрут Китай – Кыргызстан – Узбекистан, предлагаемый Кыргызстаном. Интернет-издание Tazabek. 04.02.2017. URL: www.tazabek.kg/news:1358874.
41. Концепция региональной политики Кыргызской Республики ... Раздел 3.3. Внешние рамки региональной политики.
42. Россия планирует развивать с Китаем остров Большой Уссурийский. Восток Медиа. 06.04.2017. URL: https://vostokmedia.com/news/society/06-04-2017/rossiya-planiruet-razvivat-s-kitaem-ostrovbolshoy-ussuriyskiy
43. Зуенко И.Ю. Бюрократия в условиях фронтира: проблема эффективности региональных властей в российско-китайских отношениях // Журнал фронтирных исследований. 2017. № 1 (5). С. 51–64.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести