ОЧЕРК ТЕОРИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Б. Г. АНАНЬЕВА
ОЧЕРК ТЕОРИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Б. Г. АНАНЬЕВА
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000616-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Анализируются основные положения созданной Борисом Герасимовичем Ананьевым антропологической теории индивидуального психического развития, представленной как структурно-генетическая теория, основная идея которой - идея целостности развития человека-индивидуальности, а главный принцип - антропологический. Источники и движущие силы индивидуального развития человека Б.Г. Ананьев видит в единстве природной и социальной детерминации, которая на микроуровне, в структуре каждого психического процесса осуществляется через взаимосвязь психофизиологического, операционального и мотивационного компонентов. Основными способами развития он считает социализацию и индивидуализацию. Специфическим нейропсихическим механизмом развития является билатеральная организация мозга человека. Раскрыты основные закономерности развития: гетерохронность, двухфазность психофизиологической эволюции, последовательность эффектов развития. Освещается созданный Б.Г. Ананьевым на основе антропологической теории развития проект новой педагогической антропологии, требующий от педагогов, соответственно принципу природосообразности, руководствоваться объективными законами развития ребенка, в том числе, законом сенситивных периодов. Обсуждается вопрос перспективности и актуальности теории Б.Г. Ананьева для развития психологической науки, приводятся результаты эмпирико-теоретических исследований, выполненных в школе Б.Г. Ананьева за последние годы.
Ключевые слова
: антропологическая психология развития, онтогенез, жизненный путь, закономерности развития, педагогическая антропология, концепция Б.Г. Ананьева и современная психология
Классификатор
Дата публикации
01.03.2014
Всего подписок
1
Всего просмотров
847
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Ананьев Б.Г. О системе возрастной психологии //Вопросы психологии. 1957. № 5. С. 156-170.
  2. Ананьев Б.Г., Веккер Л.М., Ломов Б.Ф., Ярмоленко А.В. Осязание в процессах познания и труда.М.: АПН РСФСР, 1959.
  3. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания.М.: Педагогика, 1960.
  4. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л.: ЛГУ, 1961.
  5. Ананьев Б.Г. Билатеральное регулирование индивидуального развития человека // Питання психологii. Киев, 1964. С. 17-18.
  6. Ананьев Б.Г. Некоторые вопросы изучения человека // Человек и общество. Вып. I. Л.: ЛГУ, 1966.С. 176-183.
  7. Ананьев Б.Г. Предисловие // Тих Н.А. Ранний онтогенез в поведении приматов. Л.: ЛГУ, 1966. С. 3-6.
  8. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Педагогика, 1968.
  9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.:ЛГУ, 1968.
  10. Ананьев Б.Г. К онтопсихологии человека // Теоретическая и прикладная психология в Ленинградском университете. Л.: ЛГУ, 1969. С. 45-46.
  11. Ананьев Б.Г., Ельмеев В.Я. Методологические основы комплексного исследования человека // Социология и идеология. М.: Наука, 1969. С. 221-234.
  12. Ананьев Б.Г. Об одной онтопсихологической задаче // Проблемы психологии спорта: Сб., посвященный А.Ц. Пуни. Л., 1970. С. 12-15.
  13. Ананьев Б.Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество. Вып. XI. Л.: ЛГУ,1971. С. 144-150.
  14. Ананьев Б.Г. К изучению возрастных особенностей взрослых людей // Развитие психофизиологических функций взрослых людей (ранняя взрослость). М.:Педагогика, 1971. С. 5-14.
  15. Ананьев Б.Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека // Возрастная психология взрослых. В. 1. Л.: АПН СССР, 1971.С. 5-13.
  16. Ананьев Б.Г. О методах современной психологии //Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). Л.: ЛГУ,1976. С. 13-35.
  17. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
  18. Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания (Перспективы педагогической антропологии) // Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. СПб.:Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. Т. 2. С. 449-467.
  19. Ананьев Б.Г. Важная проблема современной педагогической антропологии (Онтогенетические свойства человека и их взаимосвязь) // Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. СПб.:Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. Т. 2. С. 468-498.
  20. Балтес П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психол. журн. 1994. № 1.С. 60-80.
  21. Головей Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости.Дисс. … докт. психол. н. СПб.: СПбГУ, 1996.
  22. Головей Л.А., Петраш М.Д. К проблеме развития субъекта деятельности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 11 ( к 100-летию со дня рождения Б.Г. Ананьева). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. С. 29-40.
  23. Дерманова И.Б. Чеботарева Н.В. Структура совладающего поведения военнослужащих: возрастной аспект // Вестник СПбГУ. Серия 12. 2008. Вып. 4.С. 154-162.
  24. Интеллектуальный потенциал человека: проблемы развития / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Головей.СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2003.
  25. Логинова Н.А. Опыт человекознания: История комплексного подхода в психологических школах В.М. Бехтерева и Б.Г. Ананьева. СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.
  26. Логинова Н.А. События, обстоятельства жизненного пути и развитие личности // Психология жизненного пути личности: методологические, теоретические, методические и прикладные проблемы.Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2012. С. 12-29.
  27. Манукян В.Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода. Дисс.... канд.психол. н. СПб.: СПбГУ, 2003.
  28. Меньшикова Л.В. Психологические закономерности развитие индивидуальности студентов в вузе.Дисс. … д. психол. н. Новосибирск, 1998.
  29. Онтопсихология / Под ред. А.А.Крылова, Е.Ф.Рыбалко. СПб.: СПбГУ, 2003.
  30. Развитие психофизиологических функций взрослых людей (ранняя взрослость) // Под ред. Б.Г. Ананьева, Е.И. Степановой. М.: Педагогика, 1972.
  31. Развитие психофизиологических функций взрослых людей (средняя взрослость) // Под ред.Б.Г. Ананьева, Е.И. Степановой. М.: Педагогика,1977.
  32. Рыбалко Е.Ф. Проблемы индивидуального развития человека в трудах Б.Г. Ананьева (к 70-летию со дня рождения) // Вопросы психологии. 1977. № 6.С. 90-101.
  33. Рыбалко Е.Ф., Герасимова Н.С. Динамика групп ценностных ориентаций старшеклассника и взрослого человека // Психологические проблемы самреализации личности. Вып. 4. СПб.: СПбГУ, 2000.С. 161-171.
  34. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психологии. СПб.: ЛГУ, 1990; 2-е изд., 2001.
  35. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию человеческой субъективности:Учеб. пособие. М., 1995.
  36. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 3-17.
  37. Степанова Е.И. Психология взрослых: Экспериментальная акмеология. СПб.: Алетейя, 2000.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести