ЕДИНОВЛАСТИЕ КАК "ПОДЛИННАЯ ДЕМОКРАТИЯ" В ТРУДАХ ГРЕЧЕСКИХ АВТОРОВ ВРЕМЕН ВТОРОЙ СОФИСТИКИ: ИРОНИЯ, ИЛЛЮЗИЯ, УТОПИЯ ИЛИ ИДЕАЛ?
ЕДИНОВЛАСТИЕ КАК "ПОДЛИННАЯ ДЕМОКРАТИЯ" В ТРУДАХ ГРЕЧЕСКИХ АВТОРОВ ВРЕМЕН ВТОРОЙ СОФИСТИКИ: ИРОНИЯ, ИЛЛЮЗИЯ, УТОПИЯ ИЛИ ИДЕАЛ?
Аннотация
Код статьи
S0321-03910000392-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
52-74
Аннотация
В произведениях таких авторов эпохи Второй софистики, как Элий Аристид, Флавий Филострат, Дион Кассий, римское единовластие в ряде пассажей характеризуется как «народное правление» (δημοκρατία, δῆμος). В статье предпринимается попытка определить, являются ли известные случаи применения данной терминологии в контексте рассуждений об императорском Риме проявлением единой концепции, есть ли и в чем заключается специфика каждого из авторов, были ли их суждения связаны с государственно-правовыми реалиями и политическим дискурсом времен Антонинов и Северов, или, быть может, они служили исключительно риторическим целям.
Ключевые слова
Элий Аристид, Флавий Филострат, Дион Кассий, Вторая софистика, демократия, политическая мысль императорского Рима
Классификатор
Дата публикации
01.07.2013
Всего подписок
1
Всего просмотров
449
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Грабарь-Пассек М.Е. 1969: Философский роман. Филострат. «Жизнь Аполлония Тианского»//Античный роман. М., 230-256.
  2. Кнабе Г.С. 1972: Жизнеописание Аполлония Тианского, βασιλεὺς χρηστός и Корнелий Тацит//ВДИ. 3, 30-63.
  3. Кудрявцев О.Ф. 1991: Ренессансный гуманизм и «Утопия». M.
  4. Марков К.В. 2004: Consilium principis в концепции идеальной монархии Диона Кассия//Studia historica. 4, 121-125.
  5. Марков К.В. 2008: Речь Агриппы (Dio Cass. LII. 1-13): риторика и идеология//Из истории античного общества. 11, 134-153.
  6. Марков К.В. 2008: Хронология работы Диона Кассия над «Римской историей»//ВДИ. 2, 142-154.
  7. Марков К.В. 2009: Особенности государственной карьеры Диона Кассия в 220-е гг.//Из истории античного общества. 12, 239-251.
  8. Марков К.В. 2011: Образы прошлого в трудах Флавия Филострата и проблематика исторической памяти в изучении феномена Второй софистики//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 5 (1), 191-197.
  9. Махлаюк А.В. 2011: Историк «века железа и ржавчины». Кассий Дион и его «Римская история»//Кассий Дион Коккейан. Римская история. Книги LXIV-LXXX/Пер. с древнегреч. под ред. А.В. Махлаюка; комментарии и статья А.В. Махлаюка. СПб., 372-437.
  10. Махлаюк А.В., Марков К.В. 2008: Историк и вызовы современности: «Римская история» Диона Кассия как памятник исторической и политической мысли III в. н.э.//ВДИ. 2, 47-55.
  11. Межерицкая С.И. Жизнь и творчество Элия Аристида//Элий Аристид. Священные речи. Похвала Риму/С.И. Межерицкая, М.Л. Гаспаров (ред.). М., 167-197.
  12. Пантелеев А.Д. 2010: Демократия в неортодоксальном христианстве: опыт гностиков//Проблемы античной демократии/Э.Д. Фролов (ред.). СПб., 477-478.
  13. Рабинович Е.Г. 1985: «Жизнь Аполлония Тианского» Флавия Филострата//Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. М., 217-276.
  14. Смышляев А.Л. 1990: «Речь Мецената» (Dio Cass. LII, 14-40): проблемы интерпретации//ВДИ. 1, 54-66.
  15. Фролов Э.Д. 1969: Монархическая идея у Исократа//Проблемы отечественной и всеобщей истории. Л., 3-20.
  16. Хорст К. 2011: Демократия как форма правления -к вопросу о политической функции понятия демократии в эпоху императоров. Интерпретация речей Агриппы и Мецената (Cass. Dio. 52. 1-41)//Народ и демократия в древности. Доклады Российско-германской научной конференции/В.В. Дементьева (отв. ред.). Ярославль, 270-286.
  17. Шалимов О.А. 2000: Образ идеального правителя в Древнем Риме в середине I -начале II века н.э. М.
  18. Штаерман Е.М. 1957: Кризис рабовладельческого строя в западных провинциях Римской империи. М.
  19. Элий Аристид (ред.). М. 2006: Священные речи. Похвала Риму/С.И. Межерицкая, М.Л. Гаспаров.
  20. Ahl F. 1984: The art of Safe Criticism in Greece and Rome//The American Journal of Philology, 105. 2, 174-208.
  21. Ameling W. 1997: Griechische Intellektuelle und das Imperium Romanum: das Beispiel Cassius Dio//ANRW. II. 34. 3, 2472-2496.
  22. Behr C.A. 1994: Studies on the Biography of Aelius Aristides//ANRW. II. 34. 2, 1140-1233.
  23. Berrigan J.R. 1968: Dio Cassius' Defense of Democracy//Classical Bulletin. 44. 3, 42-45.
  24. Bleicken J. 1962: Der politische Standpunkt Dios gegenüber der Monarchie//Hermes. 90. 4, 445-467.
  25. Bleicken J. 1966: Der Preis des Aelius Aristides auf das Römische Weltreich//Nachrichten der Akademie der Wissenschaften in Göttingen. 7, 225-277.
  26. Blois L. de. 1984: The Third Century Crisis and the Greek Elite in the Roman Empire//Historia. 33. 3, 358, 361, 364-370.
  27. Blois L. de.1994: Traditional Virtues and New Spiritual Qualities in the Third Century Views of Empire, Emperorship and Practical Politics//Mnemosyne. 47. 2, 166-175.
  28. Blois L. de. 1998-1999: The perception of emperor and empire in Cassius Dio`s Roman History//AncSoc. 29, 267-281.
  29. Bowersock G. 1969: Greek Sophists in the Roman Empire. Oxf.
  30. Bowie E. 2009: Quid Roma Athenis? How far did imperial Greek sophists or philosophers debate the legitimacy of Roman power?//Ordine e sovversione nel mondo greco e romano: atti del convegno internazionale. Cividale del Friuli, 25-27 settembre 2008/G. Urso (ed.), 223-240.
  31. Canfora L. 2006: Eine kurze Geschichte der Demokratie. Von Athen bis zur europäischen Union. Köln.
  32. Carsana C. 1990: La teoria della «constituzione mista» nell'età imperiale romana (Biblioteca di Athenaeum 13). Como.
  33. Chiron P. 2003: Le logos eskhèmatisménos ou discours figuré//La parole polémique/J. Dangel, Declercq, M. Murat (eds.). P., 223-254.
  34. Desideri P. 2007: Scrittura pubblica e scritture nascoste//Elio Aristide. A Roma/F. Fontanella (cur.). Pisa, 3-22.
  35. Escribano M.V. 1999: Estrategias retóricas y pensamiento político en la Historia Romana de Cassio Dion//AC. 68, 171-190.
  36. Espinosa Ruiz U. 1982: Debate Agrippa-Mecenas en Dion Casio. Respuesta senatorial a la crisis del imperio romano en época Severiana. Madrid, 471-490.
  37. Espinosa Ruiz U. 1987: El problema de la historicidad en le debate Agrippa-Mecenas de Dion Casio//Gerion. 5, 308-314.
  38. Flinterman J.J. 1993: Politiek, paideia and pythagorisme: Griekse identiteit, voorstellingen rond de verhouding tussen filosofen en alleenheersers en polit. ideeen in de Vita Apollonii van Philostratus. Groningen.
  39. Fontanella F. 2008: The Encomium on Rome as a Response to Polybius' Doubts About the Roman Empire//Aelius Aristides between Greece, Rome and the Gods/W.V. Harris, B. Holmes (eds.). Leiden, 203-216.
  40. Gabba E. 1955: Sulla «Storia romana» di Cassio Dione//RSI. 67, 289-333.
  41. Hammond M. 1932: The Significance of the Speech of Mecenas in Dio Cassius, Book LII//TAPhA. 63, 88-102.
  42. Hammond M. 1963: Res olim dissociabiles: principatus ac libertas. Liberty under the Early Roman Empire//Harvard Studies in Classical Philology. 67, 93-113.
  43. Harrington J. 1970: Cassius Dio: a reexamination. PhD Diss. Lexington.
  44. Heath M. 2003: Pseudo-Dionysius Art of Rhetoric 8-11//AJP. 124, 81-105.
  45. Hemelrijk A. 2004: Matrona Docta: Educated Women in the Roman Elite from Cornelia to Julia Domna. N.Y., 122-126.
  46. Horst C. 2010: Zur politischen Funktion des Demokratiebegriffes in der Kaiserzeit: eine Interpretation der Reden des Agrippa und Maecenas (Cassius Dio 52, 1-41)//Volk und Demokratie im Altertum/T. Schmitt, V.V. Dement'eva (Hrsg.). Göttingen, 189-208.
  47. Hose M. 1994: Erneuerung der Vergangenheit. Die Historiker in Imperium Romanum von Florus bis Cassius Dio. Stuttgart.
  48. Hose M. 2007: Cassius Dio: A Senator and Historian in the Age of Anxiety//A Companion to Greek and Roman Historiography/J. Marincola (ed.). L., 461-467.
  49. Kemezis A.M. Michigan. 2006: The Roman Past in the Age of the Severans. PhD Diss. University of Michigan.
  50. Krieckhaus A. 2006: Senatorische Familien und ihre Patriae (1./2. Jahrhunderte n. Chr.)//Studien zur Geschichtsforschung des Altertums. 14. Hamburg.
  51. Kuhlmann P. 2010: Die Maecenas-Rede bei Cassius Dio: Anachronismen und intertextuelle Bezüge//Stimmen der Geschichte: Funktionen von Reden in der antiken Historiographie/D. Pausch (Hrsg). B.
  52. Kuhn-Chen B. 2002: Geschichtskonzeptionen griechischer Historiker im 2. und 3. Jahrhundert n. Chr. Untersuchungen zu den Werken von Appian, Cassius Dio und Herodian. Frankfurt am Main etc.
  53. Larsen J.A.O. 1945: Representation and Democracy in Hellenistic Federalism//Classical Philology. 40, 88-91.
  54. Letta C. 1979: La composizione dell'opera di Cassio Dione: cronologia e sfondo storico-politico//Troiani L., Noe E., Letta C. Ricerche di storiografia greca di età romana. Pisa, 168-169.
  55. Mennen I. 2011: Power and Status in the Roman Empire, AD 193-284. Leiden-Boston.
  56. Meyer P. 1891: De Maecenatis oratione a Dione ficta. Diss. B.
  57. Millar F. 1964: A Study of Cassius Dio. Oxf.
  58. Milazzo A.M. 2007: Dimensione retorica e realtà politica. Dione di Prusa nelle orazioni III, V, VII, VIII. Hildesheim.
  59. Morgan J.R. 2006: Un discours figuré chez Héliodore. «Comment, en disant l'inverse de ce qu'on veut, on peut accomplir ce qu'on veut sans sembler dire l'inverse de ce qu'on veut»//Discours et débats dans l'ancien roman/P. Pouderon, J. Peigney (eds.). Lyon.
  60. Näf B. 1998: Die attische Demokratie in der römischen Kaiserzeit. Zu einem Aspekt des Athenbildes und seiner Rezeption//Imperium Romanum. Studien zu Geschichte und Rezeption. Festschrift für Karl Christ/P. Kneissl, V. Losemann (Hrsg.). Stuttgart, 552-570.
  61. Oliver J. 1953: The Ruling Power. The Study of the Roman Empire in the Second Century after Christ through the Roman Oration of Aelius Aristides. Philadelphia.
  62. Pavan M. 1962: Sul significato storico dell'«Encomio di Roma» di Elio Aristide//La Parola del Passato. 82, 81-95.
  63. Pernot L. 2008: Aelius Aristides and Rome//Aelius Aristides between Greece, Rome and the Gods/W.V. Harris, B. Holmes (ed.). Leiden, 175-202.
  64. Pernot L. 2011: Elogio retorico e potere politico all'epoca della Seconda Sofistica//Dicere Laudes. Elogio, comunicazione, creazione del consenso, Cividale del Friuli, 23-25 settembre 2010/G. Urso (cur.). Pisa, 281-298.
  65. Reinhold M. 1988: From Republic to Principate. A Historical Commentary on Cassius Dio Roman History. Books 49-52 (36-29 B.C.). Atlanta.
  66. Roberto U. 2010: Aspetti della riflessione sul governo misto nel pensiero politico romano da Cicerone all'età di Giustiniano//Montesquieu.it: biblioteca elettronica su Montesquieu e dintorni. Bologna, 43-78.
  67. Schirren T. 2009: Irony versus eulogy. The Vita Apollonii as metabiographical fiction//Theios Sophistes: Essays on Flavius Philostratus' Vita Apollonii/K. Demoen, D. Praet (eds.). Leiden, 161-186.
  68. Sirago V.A. 1989: La seconda sofistica come espressione culturale della classe dirigente del II sec.//ANRW. II. 33. 1, 36-78.
  69. Sordi M. 2001: Alla ricerca di una «democrazia diversa»: Da Tucidide a Dione//Aevum. 75. 1, 3-8.
  70. Starr Ch.G.Jr. 1952: The Perfect Democracy of the Roman Empire//The American Historical Review. 58, 1-16.
  71. Stertz S.A. 1994: Aelius Aristides' political ideas//ANRW. II. 34. 2, 1248-1270.
  72. Vannier M.F. 1976: Aelius Aristide et la domination romaine d'après le discours «À Rome»//Dialogues d'histoire ancienne. 2, 497-506.
  73. Whitmarsh T. 2001: Greek Literature and the Roman Empire. The Politics of Imitation. Oxf.
  74. Whitmarsh T. 2007: Prose, literature and the Severan dynasty//Severan culture/S. Swain, J. Elsner (eds.). Cambr., 29-52.
  75. Wirszubski Ch. 1950: Liberty as a Political Idea at Rome during the Late Republic and Early Principate. Cambr.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести