Образование в структуре статусной неконсистентности современного российского общества
Образование в структуре статусной неконсистентности современного российского общества
Аннотация
Код статьи
S023620070014860-3-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Прохода В. А. 
Должность: старший научный сотрудник кафедры философии образования философского факультета
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Страницы
51-64
Аннотация
Анализируются результаты межстранового проекта «Европейское социальное исследование». В числе базовых статусных измерений рассматриваются экономическая, властная, квалификационная и связанная с ними социально-профессиональная иерархии. Показателями положения индивида в квалификационной иерархии выступают уровень образования и количество лет, потраченных на обучение. Под статусной неконсистентностью понимается несоответствие между высоким положением индивида в одной иерархии и сравнительно низкой позицией в другой. Отмечается определенный дефицит информации, характеризующей место образования в структуре статусной неконсистентности современного российского общества. Особое внимание уделяется вопросу несоответствия профессиональной позиции на рынке труда образовательному статусу россиян. Так, в России по сравнению с Европой выявлена бóльшая наполняемость рассматриваемых социально-профессиональных групп респондентами с высоким уровнем образования. Делается вывод о том, что высокая позиция в образовательной иерархии в существенной мере является условием для попадания в профессиональные слои руководителей и профессионалов, однако наличие высокого уровня образования не гарантирует трудоустройство на высококвалифицированную работу. Отмечаются достаточно широкое распространение в российском обществе рассогласованности позиций индивидов в квалификационной и властной, социально-профессиональной иерархиях, а также более выраженная в России по сравнению с большинством европейских стран неконсистентность образовательного и экономического статусов. Автор приходит к заключению о связи статусной неконсистентности с социально-экономическими трансформациями российского общества, перманентными изменениями рынка труда и национальной образовательной системы. По его мнению, рассогласованность образовательного статуса россиян с доходом, властными полномочиями, принадлежностью к социально-профессиональной группе свидетельствует о «размытости» социальных сегментов современного российского общества, что позволяет охарактеризовать социальную структуру последнего как сравнительно неустойчивую.
Ключевые слова
образование, социальный статус, социальная стратификация, статусная неконсистентность
Классификатор
Дата публикации
30.04.2021
Всего подписок
20
Всего просмотров
2314
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S023620070014860-3-1 Дата внесения исправлений в статью - 30.04.2021
Цитировать Скачать pdf

Библиография

1. Андреенкова А.В. Сравнительные межстрановые исследования в социальных науках: теория, методология, практика. М.: Новый Хронограф, 2014.

2. Беляева Л.А. Россия и Европа: структура населения и социальное неравенство (часть 2) // Мониторинг общественного мнения. 2010. № 3. С. 18–46.

3. Бессокирная Г.П. Статусная рассогласованность сельских жителей в реформирующейся России // Социологический журнал. 2014. № 1. С. 55–77.

4. Богомолова Т.Ю., Саблина С.Г. Статусная рассогласованность как аспект социальной стратификации: Презентация классической концепции // Рубеж. Альманах социальных исследований. 1997. № 10–11. С. 58–67.

5. Коленникова Н.Д. Статусная консистентность занятого населения в современной России // Социологические исследования. 2019. № 11. С. 52–62.

6. Международная стандартная классификация занятий. 2008 г. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---europe/---ro-geneva/---sro-moscow/ documents/publication/ wcms_306603.pdf (дата обращения: 21.01.2021).

7. Саблина С.Г. Статусные рассогласования: методология анализа и практика исследований. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2002.

8. Тихонова Н.Е. Средний класс в фокусе экономического и социологического подходов: границы и внутренняя структура (на примере России) // Мир России. 2020. № 4. С. 34–56.

9. Формула успеха: Аналитический обзор // ВЦИОМ. 19.10.2018 [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/formula-uspekha (дата обращения: 27.01.2021).

10. Broom L., Jones F.L. Problematics in Stratum Consistency and Stratum Formation: An Australian Example // American Journal of Sociology. 1977. Vol. 82, N 4. P. 808–825.

11. Lenski G. Status Crystallization: A Non-Vertical Dimension of Social Status // American Sociological Review. 1954. Vol. 19. P. 405–413.

12. Nelson E.E. Status Inconsistency: Its Objective and Subjective Components // Sociological Quarterly. 1973. N 14. P. 3–18.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести