Дискурс этики заботы в образовании для будущего
Дискурс этики заботы в образовании для будущего
Аннотация
Код статьи
S023620070014862-5-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Рождественская Е. А. 
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Страницы
76-88
Аннотация
Рассматриваются основные подходы этики заботы (Платон, М. Хайдеггер, М. Фуко), а также особенности феминистской этики заботы (Н. Ноддингс, К. Гиллиган и др.), состоящие в отказе от классической традиции, в интерпретации заботы о другом через нацеленность на его нужды. Раскрывается значение этики заботы в современной философии образования, связанное с влиянием на такие ключевые проблемы, как трудности в этических отношениях субъектов образования между собой, опредмечивание реальности, невозможность обсуждения серьезных экзистенциальных вопросов в рамках образовательного процесса. Ставится вопрос о введении в русскоязычный научный оборот ряда терминов, применяемых современными англоязычными авторами (Дж. Нгуен, М. Маккензи, Ш. Бленкинсоп, У. Бергмарк, Е. Элерби) в работах, где этика заботы рассматривается с точки зрения отношений учителя и ученика, моральных дилемм и вовлечения учеников в образование для приобретения опыта заботы о себе и других, об окружающей среде. В статье выделены направления развития системы образования будущего, важным основанием которых может стать этика заботы (образование в условиях «пересборки» образовательных институтов будущего, неопределенности, поиска аксиологических обоснований, технологических инноваций; образование как воспитание свободного человека будущего).
Ключевые слова
этика образования, этика заботы, философия образования, будущее образования, прогнозирование образования
Классификатор
Дата публикации
30.04.2021
Всего подписок
20
Всего просмотров
2162
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S023620070014862-5-1 Дата внесения исправлений в статью - 30.04.2021
Цитировать Скачать pdf

Библиография

1. Аристотель. Никомахова этика / пер. с древнегреч. И.В. Брагинской // Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 53–293.

2. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства: пер. с англ. М.: РОССПЭН, 1998.

3. Галичин В.А. Международный рынок образовательных услуг: Основные характеристики и тенденции развития. М.: Дело, 2015. (Научные доклады: образование / Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Российской Федерации. 15/4).

4. Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Сочинения: в 6 т. Т. 4, ч. 1. М.: Мысль, 1965.

5. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года c изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007040001 (дата обращения: 07.02.2021).

6. Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире / пер. с англ. С.Л. Володиной и др.; под ред. Г.Е. Скорова. М.: Прогресс, 1970.

7. Масгрейв Р.А., Масгрейв П.Б. Государственные финансы: теория и практика: пер. с англ. М.: Бюджет, 2009.

8. Медведев С.А., Томашов И.А. Концепция глобальных общественных благ // Вестн. международных организаций: Образование, наука, новая экономика. 2009. Т. 4, № 2. С. 21–28.

9. Пигу А.С. Экономическая теория благосостояния: пер. с англ. М.: Прогресс, 1985.

10. Рубинштейн А. Мериторика и экономическая социодинамика: дискуссия с Р. Масгрейвом // Вопр. экономики. 2009. № 11. С. 98–109. URL: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2009-11-98-109 (дата обращения: 07.02.2021).

11. Самуэльсон П. Чистая теория общественных расходов / пер. с англ. И.А. Розмаинского // Вехи экономической мысли. Том 4. Экономика благосостояния и общественный выбор. СПб.: Экономическая школа, 2004. С. 371–376.

12. Смирнова Е.Ю. Образование как экономическое благо. Введение в экономику образования // Веснік адукацыі. Минск, 2015. № 11. С. 19–22.

13. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов: пер. с англ. М.: Соцэкгиз, 1962.

14. Социальная политика, направленная на содействие более всеохватному, стабильному и устойчивому восстановлению: восстановление после COVID-19 по принципу «лучше, чем было» для достижения целей Повестки дня на период до 2030 года в контексте десятилетия действий и свершений во имя устойчивого развития. Записка Секретариата. ООН. E/CN.5/2021/4 [Электронный ресурс]. URL: https://undocs.org/ru/E/CN.5/2021/4 (дата обращения: 07.02.2021).

15. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора / пер. с англ. Е.Э. Куманиной, Г.М. Куманина. М.: Изд-во МГУ: Инфра-М, 1997.

16. Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал: Новый источник богатства организаций. М.: Поколение, 2007.

17. Тугушева Р.Р. Образование как интеллектуальное благо // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2017. № 2. С. 157–163.

18. Черных С.И. Образование как общественное и индивидуальное благо // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 1(16). С. 17–26.

19. Case K.E. Musgrave's Vision of the Public Sector: The Complex Relationship Between Individual, Society and State in Public Good Theory // Journal of Economics and Finance. 2008. Vol. 32(4). P. 348–355. DOI: 10.1007/s12197-008-9055-1

20. Moşteanu T., Creţan G.C. Education and the Characteristics of Public Goods. Overlaps and Differences // Theoretical and Applied Economics. 2011. Vol. 18, N 9(562). P. 33–40.

21. Stiglitz J. Knowledge as a Global Public Good // Kaul I., Grunberg I., Stern M. Global Public Goods. N.Y.: Oxford Univ. Press, 1999. URL: http://pinguet.free.fr/stiglitz1999.pdf.18 (дата обращения 07.02.2021).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести