Стратегия массовой персонализации в современном образовании
Стратегия массовой персонализации в современном образовании
Аннотация
Код статьи
S023620070014857-9-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Сохраняева Т. В. 
Должность: доцент
Аффилиация: кафедра философии образования, философский факультет МГУ имени М.В.Ломоносова
Адрес: Москва, 119991 Ленинские горы, д.1
Страницы
30-40
Аннотация
Рассматривается массовая персонализация как модель организации образовательной деятельности, инновационность которой обусловлена современными технологическими возможностями создания или адаптации образовательного продукта в соответствии с индивидуальными потребностями обучающегося. Демонстрируется обусловленность социального заказа на массовую персонализацию в образовании рядом мегатрендов в экономическом и социальном развитии. Характеризуется концепт массовой персонализации в экономическом аспекте, а также обосновывается возможность экстраполяции идеи массовой персонализации на область современного образования. Автор понимает стратегию массовой персонализации как один из путей развития более открытой архитектуры образования и повышения социальной эффективности образовательных практик. В первой части статьи исследуется потенциал массовой персонализации для развития самого образования и решения широкого круга задач социального развития. Отмечается, что возрастающее разнообразие технологических решений позволяет конструировать нелинейные схемы образования, развивать образовательные экосистемы, формировать образовательный ландшафт для удовлетворения гетерогенного социального заказа к образованию. Подчеркивается актуальность задач развития цифровой педагогики для формирования мотивированности и субъектности индивидов как главного условия эффективности массовой персонализации и для минимизации ошибок в определении целей обучения. Обсуждается возможность смещения акцентов в аксиологии образования с инструментальной трактовки образовательных результатов на подчеркивание значимости образования как процесса становления личности в ее целостности. Во второй части статьи анализируются возможные риски реализации стратегии массовой персонализации, в частности риски развития образовательного неравенства, отхода от принципов эгалитарности в организации образования, связанные с использованием больших данных риски нарушений приватности и конфиденциальности обучающихся. Как потенциальные угрозы указываются возможности манипулирования сознанием обучающихся, управления их вниманием. В заключение делается вывод о возможных перспективах развития стратегии массовой персонализации.
Ключевые слова
массовая персонализация, образование, субъектность, цифровизация, философия образования, социальные риски
Классификатор
Дата публикации
30.04.2021
Всего подписок
20
Всего просмотров
2109
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S023620070014857-9-1 Дата внесения исправлений в статью - 30.04.2021
Цитировать Скачать pdf

Библиография

1. Бутенко В., Полунин К., Степаненко А. и др. Массовая уникальность — глобальный вызов в борьбе за таланты // BCG. 2019. 27 сент. URL:

2. https://web-assets.bcg.com/f9/24/5f3a82564d6fa0d27a6d767ae0f6/rus-bcg-mas-uniq-tcm27-228998.pdf (дата обращения: 25.01.2021).

3. Бюллетень Росстата «Социально-экономические индикаторы бедности в 2013–2019 годах». URL: https://gks.ru/bgd/regl/b20_110/Main.htm (дата обращения: 06.02.21).

4. Ермаков Д.С., Кириллов П.Н. Персонализированная модель в цифре // Образовательная политика. 2019. № 3(79). С. 132–141.

5. Лукша П., Кубиста Д., Ласло А. и др. Образование для сложного общества. М.: Российский учебник, 2018.

6. Макова Н. Три новые грамотности, которые необходимо развивать каждому из нас. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/18478-tri-novye-gramotnosti-kotorye-neobkhodimo-razvivat-kazhdomu-iz-nas (дата обращения 20.01.21).

7. Малиновский С.С., Шибанова Е.Ю. Региональная дифференциация доступности высшего образования в России. М.: НИУ ВШЭ, 2020.

8. Программа «Цифровая платформа персонализированного образования для школы». 2019. URL: https://vbudushee.ru/education/programma-tsifrovaya-platforma-personalizirovannogo-obrazovaniya-dlya-shkoly (дата обращения: 28.01.2021).

9. Янкевич С.В., Княгинина Н.В., Пучков Е.В. Кастомизация российского высшего образования через систему микростепеней. М.: НИУ ВШЭ, 2020.

10. Baranauskas G. Mass Personalization Vs. Mass Customization: Finding Variance in Semantical Meaning and Practical Implementation Between Sectors // Social Transformations in Contemporary Society. 2019. N 7. P. 7–15.

11. Peters M.A. Personalization, Personalized Learning and the Reform of Social Policy: The Prospect of Molecular Governance in the Digitized Society // Policy Futures in Education. 2009. Vol. 7, N 6. P. 615–627.

12. Schuwer R., Kusters R.J. Mass Customization of Education by an Institution of HE: What Can We Learn from Industry? // International Review of Research in Open and Distance Learning. 2014. Vol. 15, Iss. 2. P. 1–25.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести