Образование как благо: современные контексты понимания
Образование как благо: современные контексты понимания
Аннотация
Код статьи
S023620070014861-4-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Курбанов А. Р. 
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Страницы
65-75
Аннотация
Рассматриваются особенности понимания образования на основе использования концепта блага, который является одним из ключевых для социально-гуманитарного знания. Реконструируется дискуссия относительно того, насколько правомерно считать образование исключительно общественным благом или же в условиях коммерциализации различных сфер общественной жизни можно говорить об образовании и как об индивидуальном благе. Сторонники первой точки зрения считают образование общественным благом на том основании, что оно предполагает отсутствие конкуренции в потреблении данного блага и неисключаемость его потребления, которая обеспечивается неотчуждаемостью знаний. По мнению сторонников второй точки зрения, данные свойства присущи образованию не в полной мере, в частности во многих странах конкуренция присутствует, по крайней мере, на уровне высшего образования. Р.А. Масгрейв предлагает рассматривать высшее образование как пример мериторного блага, поскольку оно не может быть ни частным, ни общественным. Общество получает выгоды от большого числа образованных людей, а наличие у последних образования способствует реализации их личных интересов. Тем самым в статье демонстрируется дискуссионный характер понимания образования как блага. Кроме того, в фокусе внимания оказывается современный подход, рассматривающий образование как глобальное благо.
Ключевые слова
общественное благо, мериторное благо, экономика образования, ценность образования, глобальное благо
Классификатор
Дата публикации
30.04.2021
Всего подписок
20
Всего просмотров
12314
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S023620070014861-4-1 Дата внесения исправлений в статью - 30.04.2021
Цитировать Скачать pdf

Библиография

1. Аристотель. Никомахова этика / пер. с древнегреч. И.В. Брагинской // Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 53–293.

2. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства: пер. с англ. М.: РОССПЭН, 1998.

3. Галичин В.А. Международный рынок образовательных услуг: Основные характеристики и тенденции развития. М.: Дело, 2015. (Научные доклады: образование / Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Российской Федерации. 15/4).

4. Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Сочинения: в 6 т. Т. 4, ч. 1. М.: Мысль, 1965.

5. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года c изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007040001 (дата обращения: 07.02.2021).

6. Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире / пер. с англ. С.Л. Володиной и др.; под ред. Г.Е. Скорова. М.: Прогресс, 1970.

7. Масгрейв Р.А., Масгрейв П.Б. Государственные финансы: теория и практика: пер. с англ. М.: Бюджет, 2009.

8. Медведев С.А., Томашов И.А. Концепция глобальных общественных благ // Вестн. международных организаций: Образование, наука, новая экономика. 2009. Т. 4, № 2. С. 21–28.

9. Пигу А.С. Экономическая теория благосостояния: пер. с англ. М.: Прогресс, 1985.

10. Рубинштейн А. Мериторика и экономическая социодинамика: дискуссия с Р. Масгрейвом // Вопр. экономики. 2009. № 11. С. 98–109. URL: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2009-11-98-109 (дата обращения: 07.02.2021).

11. Самуэльсон П. Чистая теория общественных расходов / пер. с англ. И.А. Розмаинского // Вехи экономической мысли. Том 4. Экономика благосостояния и общественный выбор. СПб.: Экономическая школа, 2004. С. 371–376.

12. Смирнова Е.Ю. Образование как экономическое благо. Введение в экономику образования // Веснік адукацыі. Минск, 2015. № 11. С. 19–22.

13. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов: пер. с англ. М.: Соцэкгиз, 1962.

14. Социальная политика, направленная на содействие более всеохватному, стабильному и устойчивому восстановлению: восстановление после COVID-19 по принципу «лучше, чем было» для достижения целей Повестки дня на период до 2030 года в контексте десятилетия действий и свершений во имя устойчивого развития. Записка Секретариата. ООН. E/CN.5/2021/4 [Электронный ресурс]. URL: https://undocs.org/ru/E/CN.5/2021/4 (дата обращения: 07.02.2021).

15. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора / пер. с англ. Е.Э. Куманиной, Г.М. Куманина. М.: Изд-во МГУ: Инфра-М, 1997.

16. Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал: Новый источник богатства организаций. М.: Поколение, 2007.

17. Тугушева Р.Р. Образование как интеллектуальное благо // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2017. № 2. С. 157–163.

18. Черных С.И. Образование как общественное и индивидуальное благо // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 1(16). С. 17–26.

19. Case K.E. Musgrave's Vision of the Public Sector: The Complex Relationship Between Individual, Society and State in Public Good Theory // Journal of Economics and Finance. 2008. Vol. 32(4). P. 348–355. DOI: 10.1007/s12197-008-9055-1

20. Moşteanu T., Creţan G.C. Education and the Characteristics of Public Goods. Overlaps and Differences // Theoretical and Applied Economics. 2011. Vol. 18, N 9(562). P. 33–40.

21. Stiglitz J. Knowledge as a Global Public Good // Kaul I., Grunberg I., Stern M. Global Public Goods. N.Y.: Oxford Univ. Press, 1999. URL: http://pinguet.free.fr/stiglitz1999.pdf.18 (дата обращения 07.02.2021).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести