Новая посвятительная надпись Аспурга из Горгиппии
Новая посвятительная надпись Аспурга из Горгиппии
Аннотация
Код статьи
S032103910001278-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Завойкина Наталья Владимировна 
Аффилиация: Институт археологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Константинов Владимир Алексеевич
Аффилиация: Независимый исследователь
Адрес: Российская Федерация, Краснодарский край
Новичихин Андрей Михайлович
Должность: Заместитель директора по научной работе Анапского археологического музея – филиала ГБУК «КГИАМЗ им. Е.Д. Филицына
Аффилиация: Анапский археологический музей
Адрес: Российская Федерация, Краснодарский край
Страницы
680-692
Аннотация

В 2013 г. в Анапский археологический музей поступил найденный в Анапе (античная Горгиппия) мраморный постамент с посвятительной надписью Гермесу и Гераклу. Надпись сообщает, что царь Аспург, сын царя Асандроха, совершил это посвящение при гимнасиархе Дасии, сыне Грипа, в 303 г. боспорской эры (= 6/7 г. н.э.). Посвящение является самым ранним эпиграфическим памятником, в котором упоминается царь Аспург. 

Ключевые слова
эпиграфика, Боспорское царство, Горгиппия, царь Аспург, гимнасиарх
Классификатор
Получено
03.10.2018
Дата публикации
11.10.2018
Всего подписок
10
Всего просмотров
759
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 В 2013 г. в Анапский археологический музей краеведом В.А. Константиновым был передан мраморный постамент с греческой надписью. Он был обнаружен одним из жителей станицы Анапской среди камней, появившихся в ходе демонтажа старого дома на ул. Терской в Анапе, на участке между ул. Ленина и Черноморской. Очевидно, что памятник происходит с территории городища Горгиппия, южная граница которого проходит в 200 м от места расположения постройки, в кладке которой он был вторично использован.
2 Постамент (инвентарный номер КМ 13449/1; рис. 1) представляет собой прямоугольный каменный блок, верхние и нижние края которого были оформлены профилированными валиками, в настоящее время сбитыми везде, кроме верхнего края лицевой стороны и нижнего края левой боковой (рис. 2). Его покрывают многочисленные сколы, почти полностью утрачены правая сторона – здесь едва различим небольшой участок боковой поверхности. Сохранившиеся размеры постамента: ширина – 35 см, высота – 24,5 см, толщина – 30 см. На верхней плоскости имеется прямоугольное углубление размерами 18 × 13,5 см и глубиной 2,5 см для крепления основания скульптуры (рис. 3).
3

Рис. 1. Мраморный постамент из Горгиппии. Вид сбоку

4

Рис. 2. Мраморный постамент из Горгиппии. Вид сверху

5

Рис. 3. Мраморный постамент с посвящением Аспурга из Горгиппии

6 Шесть строк надписи, вырезанные на фронтальной стороне постамента, сохранилась удовлетворительно (см. рис. 1). Повреждены начало 1-й строки, окончания 1-й, 2-й, 4-й и 6-й строк. Поверхность надписи покрыта мелкими выщербинами, образовавшимися в результате агрессивного воздействия на мрамор известкового строительного раствора кладки, в которую постамент был помещен. Эти мелкие повреждения несколько искажают облик отдельных букв. При направленном боковом освещении практически все буквы читаются отчетливо. Расстояние между строк – 0,7 – 1 см. Высота букв – 1,3 – 1,6 см.
7 Надпись выглядит следующим образом:
8

βασιλεὺς Ἀσποῦργο[ς], 

9

φιλορώμαιος, ὁ ἐκ βασιλέ[ως] 

10

μεγάλου Ἀσανδρόχου, 

11

ἀνέθηκεν Ἑρμῆι καὶ Ἡρακ[λεῖ] 

12

5 γυμνασιαρχοῦντος

13

Δάσει Γρείπου ἐν τῶι ΓΤ΄ ἔ[τει].

14 Перевод: Царь Аспург, друг римлян, (происходящий) от великого царя Асандроха, посвятил Гермесу и Гераклу при гимнасиархе Дасии, сыне Γрипа, в 303 году.
15 Посвящение сделано царем Аспургом. Особый интерес представляет дата установки постамента, вырезанная в конце 6 стк. Неоднократный осмотр постамента показал, что на камне после артикля τῶι вырезана гамма (рис. 1, 2)1. Вертикальная гаста гаммы повреждена тонкой косой выбоиной, которая тянется от верхнего правого угла буквы, а внизу ее пересекает почти прямая выщерблина, идущая от нижнего основания йоты. После гаммы вырезана тау, далее около скола сохранился эпсилон2. С правой стороны скол уничтожил 2,8 см, т.е. расстояние не более чем для трех букв. Сохранившиеся литеры дают основание для вывода, что новая надпись завершалась стандартной датировочной формулой: ἐν τῷ + цифра года + ἔτει (ср. CIRB 33; 39; 44)3. Итак, в 6 стк. читается: …ἐν τῶι ΓΤ΄ ἔ[τει], в 303 г. б. э. (= 6/7 г.4). Тем самым посвящение из Горгиппии содержит наиболее раннюю документально засвидетельствованную дату начала царствования Аспурга5. До сих пор не было надежных данных о том, кто правил Боспором в период между 9/8 г. до н.э. – 13 г. Высказывались две версии относительно времени прихода Аспурга к власти. Первая сводится к предположению, что это событие случилось около 10 г., и Аспург некоторое время правил Боспором как архонт6; согласно второй – Аспург пришел к власти еще в 8 г. до н.э. и наследовал царский титул от своего отца, Асандра (Luc. Macr. 17)7.
1. Ср. начертание гаммы в начале стк. 5 (рис. 1).

2. Края горизонтальных гаст буквы уничтожены сколом.

3. Эта формула могла расширяться за счет добавления указания названия месяца и дня установки надписи, ср. письма Аспурга, А. 11, В. 6 (Heinen 1999, 141–142; 2000, 289); CIRB 4416, 505–6, 5314–15, 111510–11 etc.

4. Годы нашей эры приводятся без сокращения «н.э.».

5. Список датированных надписей времени правления Аспурга приведен в Табл. 1.

6. Blavatskaya 1965, 203; Frolova 1997, 67.

7. Saprykin 2002a, 207–211; 2002b, 146–153.
16 Титул φιλορώμαιος засвидетельствован во всех боспорских надписях с именем Аспурга (CIRB 39, 40, 985, письма Аспурга горгиппийцем8, посвящение из Фанагории9). Он стал постоянным элементом в титулатуре боспорских царей начиная с правлений Фарнака (App. Mithr. 113; Dio Cass. XXXVII. 14. 2) и Асандра (CIRB 30). Этот титул свидетельствует о союзнических отношениях боспорских правителей с Римом, которые строились на основе договора о дружбе10. Принято считать, что в результате поездки в Рим осенью 14 г. – начале 15 г. Аспург после смерти Августа, получил от Тиберия подтверждение своего царского титула и возобновил с новым императором договор о дружбе с Римом11. Как известно, поездка Аспурга к римскому императору упомянута в его письмах горгиппийцам, датирующихся 15 или 16 г.12, а с 14 г. на Боспоре чеканятся золотые статеры с легендой ΒΑΡ, которую традиционно рассматривают как царскую монограмму Аспурга13.
8. Blavatskaya 1965, 198.

9. Kuznetsov 2006, 156–161.

10. Nadel 1948, 212; Boltunova 1954, 173; Funk 1992, 82–87; Heinen 1998, 354; Saprykin 2002b, 24; Panov 2008, 101–102, 213, 223.

11. Blavatskaya 1965, 203–205; Tsvetaeva 1979, 9–12; Yaylenko 1990, 172; Heinen 1999, 137; 2000, 283; Saprykin 2002b, 149, 156–158; Zubar’, Rusyaeva 2004, 155–156; Panov 2008, 223.

12. Heinen 1998, 340–361; 2000, 282–284.

13. Zograf 1951, 196; Frolova 1997, 68–70; Heinen 1998, 358–359; Saprykin 2002b, 156. Эта монограмма не имеет однозначной расшифровки. Традиционно вслед за П.О. Бурачковым ее раскрывают как: βα(σιλέως) Ῥ(ησκουπόριδος) (Frolova 1997, 66–67; Zavoykina 2016, 160–166, обобщена литература по проблеме). Имеющиеся эпиграфические источники показывают, что Аспург никогда не принимал тронного имени Рескупорид (см. Табл. 1).
17 В публикуемой надписи в третий раз встречается указание на происхождение Аспурга от царя Асандроха – ὁ ἐκ βασιλέως Ἀσανδρόχου (CIRB 40; посвящение Аспурга Афродите из Фанагории14). Она еще раз подтверждает факт, что Аспург был сыном царя Асандроха и легитимным правителем Боспорского государства. Отсутствие информативных и надежных источников породило дискуссию о происхождении Аспурга и обстоятельствах его появления во главе царства. Существуют две основных гипотезы. Сторонники первой полагают, что Аспург приходился сыном Асандру и Динамии, он законный наследник и правитель Боспора, а имя Асандр – это греческий вариант варварского имени Асандрох15. Сторонники второй думают, что Аспург – родоначальник новой династии на боспорском престоле. Он – сын царя Асандроха, и, возможно, неизвестной ближе дочери Митридата Евпатора, пришел к власти ок. 8 г. до н.э. после смерти Полемона I16. Титул ὁ βασιλεὺς μέγας, которым Аспург наделяет своего отца Асандроха, имеет в основе ирано-ахеменидские корни и представляет собой сокращенный вариант титула ὁ βασιλεὺς βασιλέων μέγας, который носили Митридат Евпатор, его сын Фарнак, армянский царь Тигран Великий17. Титул «великий царь» являлся частью официальной царской титулатуры боспорских владык, начиная с Митридата Евпатора, и означает политическое господство над обширными территориями с вассальными правителями.
14. Kuznetsov 2006, 156–161.

15. Latyshev 1909, 106; Gaydukevich 1949, 539; Shelov 1956, 154; Sokol’skiy 1976, 107; Blavatskiy 1985, 243; Saprykin 2002b, 130–139; Kuznetsov 2006, 156–158; Zavoykina 2013, 142; Ivantchik 2014, 170–171 и др.

16. Golubtsova 1951, 116–118; Yaylenko 1990, 165–166; Vinogradov 1994, 153; Zubar’, Rusyaeva 2004, 155–156; Panov 2008, 221–222 и др. Одним из аргументов сторонников версии об Аспурге как родоначальнике новой династии боспорских царей служит мнение, что Асандр ввиду своего весьма преклонного возраста не мог быть отцом Аспурга. Впрочем, Динамию некоторые исследователи рассматривают как жену Аспурга или его бабку (Vinogradov 1994, 153, прим. 12).

17. Yaylenko 1987, 183–187; 1990, 185, 220; Saprykin 1997, 89–94; 2002b, 30–31, 86–87.
18

В стк. 4 утрачено окончание в имени Геракла. Лакуна после каппы имеет в длину 3 см. Расстояние между буквами около 0,5 см. Ширина лямбды – 1,5 см; эпсилона – 1 см; йоты – 0,3 см. Cледовательно, скол уничтожил не более трех букв, поэтому восстанавливаем dat. sg. Ἡρακ[λεῖ]. Посвящение Гераклу встречается в двух боспорских надписях: посвящении IV в. до н.э. из Пантикапея (CIRB 16) и посвятительной надписи III вв. до н.э. с азиатской стороны Боспора (CIRB 1036). Также имя этого античного героя упоминается в ряде посвятительных граффити VI–IV вв. до н.э. из Нимфея и Пантикапея18. Гермес и Геракл известны в качестве покровителей палестры и гимнасия19. Об этом свидетельствуют многочисленные надписи из разных областей античного мира, посвященные этим божествам20. В списке победителей в спортивных соревнованиях первой половины III в. до н.э. из Горгиппии упоминается праздник Гермеса, Гермеи (CIRB 1137. II1)21. Очевидно, что они проводились в городском гимнасии22. Не исключено, что именно в нем Аспург поставил статуи Гермеса и Геракла. О Геракле – покровителе гимнасиев на Боспоре прежде не было известно, хотя он почитался здесь по крайней мере с V в. до н.э.23 Установление боспорским царем в горгиппийском гимнасии вотивной статуи осуществлено в русле общеэллинской традиции24, которое можно рассматривать как один из актов проявления того «благосклонного расположения» (εὐεργετικῶς διακείμενος) к жителям этого города, которое Аспург манифестировал в письмах полису горгиппийцев25. В эллинистическое и римское время правители нередко выделяли средства на содержание гимнасиев26. Что касается указания имени гимнасиарха, то оно нередко фигурирует в посвятительных надписях, установленных в гимнасии27.

18. Tolstoy 1953, № 111, 119, 162, 171, 178; Yaylenko 2006, 392–394.

19. Nilsson 1906, 393; Curty 2015, 249–253.

20. IG VII 2712; SEG 50, 572; IG XII.5 290, 484, 911; IK Sestos 1; Bean, Cook 1955, 100–101, № 9, 11; Forrest 1966, 206. О почитании Гермеса и Геракла в гимнасиях эллинистического времени см. Curty 2015, 249–256.

21. Этот вид праздничных состязаний не раз упоминается в надписях: Делос (Syll.3 72110, конец II в. до н.э.); Траллы (Syll.3 1060, 1062, IV–III и II–I вв. до н.э.); Самос (Syll.3 1061, II в. до н.э.).

22. О функционировании и роли гимнасия в греческих городах см. Delorme 1960; Wacker 1996, 79–121.

23. Tolstoy 1953, № 111. О культе Геракла по письменным источникам и вазописи см. Stafford 2010, 228–244; в городах Боспора: Rusyaeva 2005, 454–459; Shaub 2007, 336–339.

24. Solomonik 1989, 48; Curty 2015, 249–256.

25. Blavatskaya 1965, 198, 200 (письмо A. 4); Heinen 1999, 141, Brief A. 4; 2000, 289 (письмо A. 4).

26. Так, надпись из Хиоса сообщает, что царь Аттал I оплатил отопление гимнасия в этом городе Laum 1964, 2, 71–73, № 62. II. 2–6 (239–236 до н.э.). В почетной надписи на базе статуи Савромата I или его сына Котиса II из Фанагории упоминаются какие-то мероприятия, которые царь провел в связи с благоустройством городского гимнасия (CIRB 983; Yaylenko 1987, 83–84, № 135).

27. См. надписи начала I в. до н.э. с Делоса (IDelos 1929: Verdejo Manchado, Antela-Bernardez 2013, 134) и середины I в. н.э. из Эфеса (Robert, Robert 1966, 421, № 367).
19 В Северном Причерноморье существование гимнасиев и гимнасиархов засвидетельствовано эпиграфическими памятниками. Из них следует, что исполнение должности гимнасиарха осуществлялось видными общественными и политическими деятелями28. В Ольвии известны гимнасиархи Никодром, сын Дионисия, и Феокл, сын Сатира. Первый в середине III в. до н.э. установил в гимнасии статую своего сына Дионисия, победившего в соревновании на празднике Гермей, посвятив ее Гераклу и Гермесу29. Второй, четырежды избиравшийся согражданами на должность первого архонта и исполнявший ряд других должностей, будучи гимнасиархом, построил гимнасий, в котором после смерти было установлено его изображение30. В Херсонесе в III в. до н.э. гимнасиархом избирался Агасикл, сын Ктесия, которому народ воздвиг статую, перечислив в надписи на постаменте все его заслуги и должности31. Во II в. н.э. должность херсонесского гимнасиарха исполнял Демотел, сын Феофила, посвятивший Гермесу гимн, высеченный на мраморной плите32. В надписях боспорских городов звание гимнасиарха до сих пор встречалось только в списках членов правления религиозно-возрастных сообществ Пантикапея и Танаиса33. В этих сообществах гимнасиарх отвечал за организацию и физическую подготовку фиасотов. Существование этой должности в Горгиппии до настоящего времени было известно по единственному упоминанию гимнасиарха Фарнакиона в списке имен горгиппийцев середины – второй половины II в. н.э. (CIRB 1140)34.
28. Solomonik 1967, 72, 73; 1989, 48; Skrzhinskaya 2000, 76.

29. IOSPE I² 186; Skrzhinskaya 2000, 76, 153.

30. IOSPE I², 40; Skrzhinskaya 2000, 76.

31. IOSPE I², 438; Solomonik 1990, 17, № 7.

32. IOSPE I², 436; Solomonik 1990, 63, № 54.

33. Zavoykina 2013, 42–43, 62 сл., 102–116.

34. На основании упоминания звания гимнасиарха В.В. Латышев относил эту надпись к актам синодов (сomm. ad CIRB 1140). Такая интерпретация выглядит маловероятной, поскольку в известных надписях частных сообществ боспорских городов звание гимнасиарха упоминается среди списка членов правления, но не в середине списков имен граждан.
20 Имя гимнасиарха Дасий (Δάσεις) зафиксировано на Боспоре дважды в качестве патронимика: Τειμόθεος Δάσειος (CIRB 1057, Гермонасса, вторая половина I – первая половина II в. н.э.) и Κάλλιστος Δάσ[σει] (CIRB 1145, 4–5, Горгиппия, вторая половина II в. н.э.). В горгипийском посвящении Аспурга обращает внимание форма gen. sg. Δάσει. Подобная форма генетива на -ει отмечается в личных мужских именах на -εις в боспорских надписях I–II в. н.э.: Γάστει (CIRB 558, 715, 11358, 114017, 125917), Πάτει (CIRB 772, 811, 124220)35. По всей видимости, личное имя Δάσεις представляет собой местный, боспорский вариант, имени Δάσιος или Δασις36. Имя Δάσιος отмечено надписями в Дакии (LGPN 3a), Мигдонии, Фракии (LGPN IV), Южной Италии (Кумы; Апулия: LGPN 3a). Антропоним Δασις встречается в Киликии37. Имя отца горгиппийского гимнасирха – Γρείπος (resp. Γρῖπος) не фиксировалось на Боспоре и вообще в Причерноморье до настоящего времени. Регион его использования ограничивается Афинами (LGPN I), Танагрой и Дельфами (LGPN IIIb). Итак, Дасий, сын Гриппа был гражданином Горгиппии и возможно оставил потомство, представителем которого мог быть горгиппиец Дасий, отец Фарнака (CIRB 1145). Приведенные аналогии с видными гражданами Ольвии и Херсонеса, носившими звание гимнасиарха, позволяют осторожно предполагать, что Дасий, сын Гриппа мог принадлежать к слою горгипийской элиты.
35. Dovatur 1965, II. A, § 9.

36. Dovatur 1965, I. A, § 8, 2, 3 (примеры из боспорских надписей); Tokhtas’ev 2007, 102–107, 4.1.

37. Tokhtas’ev 2007, 102.
21 Подводя итог, отметим, что посвящение Аспурга из Горгиппии является самым ранним документальным свидетельством, в котором встречается имя этого боспорского царя. К настоящему времени опубликовано уже семь надписей, относящихся к его правлению (табл. 1). Новая надпись переводит некоторые предположения и догадки в область реальных фактов боспорской истории. Во-первых, она показывает, что Аспург в 6/7 г. н.э., т.е. в период правления Августа, обладал царским титулом и носил почетный эпитет «друг римлян». Во-вторых, гимнасиархия теперь отмечена не только как номенклатура в надписях частных сообществ Боспора, но и в качестве городской магистратуры. Горгиппийский гимнасий, известный по надписи первой половины III в. до н.э. (CIRB 1137), видимо, продолжал функционировать в городе и в I в. н.э. В-третьих, покровителями горгиппийского гимнасия выступают Гермес и Геракл.
22 Из-за открывшихся фактов, требует некоторых уточнений вопрос о причинах поездки Аспурга в Рим. Новое посвящение показывает, что визит Аспурга в Рим не был связан напрямую с получением Аспургом царского титула38. Август скончался 19 августа 14 г., и на трон взошел новый император Тиберий. Получив известие о смерти Августа, Аспург направился, по всей видимости, по личной инициативнойе в Рим для заключения с ним договора о дружбе. Такое поведение Аспурга можно объяснить тем, что боспорский царь был заинтересован в поддержке, в том числе и военной, со стороны Рима39. Отсутствие союза с Римом оставляло бы Боспорское государство один на один перед лицом главной угрозы его независимости и процветанию – опустошительными набегами на города и поселения воинственных сарматов на азиатской стороне государства и военными конфликтами с крымскими скифами на европейской его части40. Тиберий, скорее всего, удостоил Аспурга личной аудиенции и не только подтвердил его право на престол Боспора, сохранил союзнические отношения с этим царством, но и разрешил чеканку монет с царской монограммой ВАР. В итоге, боспорский владыка получил независимую власть и государственный суверенитет, хотя политический контроль Рима над Боспорским царством сохранялся.
38. Blavatskaya 1965, 202. Х. Хайнен аргументированно поддержал мнение Блаватской о том, что Аспург ездил в Рим на официальную аудиенцию к Тиберию (Heinen 1999, 138–139; 2000, 284–287), а не Августу, как полагал Ю.Г. Виноградов (Vinogradov 1997, 610).

39. Версия о взаимной заинтересованности в прочном политическом союзе между боспорскими царями и Римом находит все большее число сторонников: Nadel 1961, 133; Funk 1992, 76; Panov 2003, 121, 166 сл.; Parfenov 2011, 143–145.

40. Rostovtzeff 1936, 5; Vinogradov 2009, 83–85.
23

Таблица 1.

24 Конкордация данных эпиграфики и нумизматики о правлении царя Аспурга
25
Надписи Монеты
Тип, дата, место находки Публикация Дата – монограмма Публикации
Посвящение Аспурга Гермесу и Гераклу 303 г. б.э. (6/7 г.), Горгиппия41 Настоящее издание 289–304 гг. б.э.(8/9 гг. до н.э. – 6/7 гг.) – ΔΥΜ 305–306 гг. б.э. (7/8–8/9 гг.) – KNE. 307, 310 гг. б.э. (9/10 и 12/13 гг.) – ПАР Frolova 1997, 194–196. Frolova 1997, 196.
Рескрипты Аспурга, 312–313 гг.  б. э. (15/16 гг.), Горгиппия Blavatskaya 1965; Heinen 1999 311–334 гг. б.э. (13/14 – 36/37 гг.) – ВАР Frolova 1997, 29, 65, 197.
Манумиссия, 313 г. б.э. (16 г.), Фанагория CIRB 985
Посвящение Аспурга Афродите, между 303–320 гг. б.э. (6/7–23 гг.)42, Фанагория Kuznetov 2006, 158–162
Посвятительная надпись Аспургу43, 320 г. б.э. (23 г.), Пантикапей CIRB 39 311–334 гг. б.э. (13/14–36/37 гг.) – ВАР Frolova 1997, 197.
Почетная надпись в честь Аспурга44, между 24–37 гг., Пантикапей CIRB 40
Посвятительная надпись времени царя Аспурга, Мирмекий. Издатели надписи воздержались от ее датировки. На фото (с. 381, рис. 6) в 3 стк. после слова ΕΤΟΥΣ видны три вертикальные черты. С.Ю. Сапрыкин и Н.Ф. Федосеев предполагают здесь дату ΔΙΤ = 314 г. б.э., 17/18 г.45 Butyagin, Bekhter 2007, 77–79, № 3 314 (17/18 г. н.э.) – ВАР Frolova 1997, 197.
41. Отметим сходство шрифта обеих надписей из Горгипии – публикуемого посвящения и писем царя Аспурга горгиппийцам.

42. Не имеет точной календарной даты. Отсутствие в этой надписи у Аспурга титула «друг цезаря», который впервые встречен в надписи CIRB 39 (23 г.), позволило ее датировать между 16–23 гг. (Kuznetsov 2006, 158–161; cр. Hеinen 2008, 191–205). Новое посвящение Аспурга из Горгиппии дает основание для расширения датировки фанагорийского посвящения этого царя в сторону его удревнения.

43. На архитраве здания.

44. На базе статуи царя.

45. Saprykin, Fedoseev 2009, 141.

Библиография

1. Bean, G.E., Cook, J.M., 1955: The Halicarnassus Peninsula. Annual of British School of archaeology at Athens 50, 85–171.

2. Блаватская, Т.В. Рескрипты царя Аспурга. СА 2, 197–209.

3. Блаватский, В.Д. Боспорские города в позднеантичное время. В кн.: В.Д. Блаватский. Античная история и археология. М.

4. Болтунова, А.И. К надписи IOSPE II, 400. ВДИ 1, 168–178.

5. Бутягин, А.М., Бехтер, А.П. Новые надписи из Мирмекия. В кн.: И.В. Тункина (ред.), ΕΥΧΑΡΙΣΤΗΡΙΟΝ. Антиковедческо-историографический сборник памяти Я.В. Доманского. СПб., 72–81.

6. Curty, O. 2015: Gymnasiarchika. Recuiel et analyse des insctiptions de l’époque hellénistique en l’honneur des gymnasiarques. Paris.

7. Delorme, J. 1960: Gymnasion. Étude sur les monuments consacérs a l’éducation en Gréce (des origins à l’Empire romain). Paris.

8. Доватур, А.И. Краткий очерк грамматики боспорских надписей. В кн: Корпус боспорских надписей. М.–Л., 797–831.

9. Forrest, W.G. 1966: Some Inscriptions of Chios. Annual of British School of archaeology at Athens 61, 197–206.

10. Фролова, Н.А. Монетное дело Боспора (середина I в. до н.э. – середина IV в. н.э.). Ч. I. Монетное дело Боспора 49/48 г. до н.э. – 210/211 г. н.э. М.

11. Функ, Б. Проримская ориентация в титулатуре боспорских царей. В кн.: А.К. Гаврилов (ред.), Этюды по античной истории и культуре Северного Причерноморья. СПб., 74–93.

12. Гайдукевич, В.Ф. Боспорское царство. М.–Л.

13. Голубцoва, Е.С. Северное Причерноморье и Рим на рубеже нашей эры. М.

14. Heinen, H. 1998. Fehldeutungen der ἀνάβασις und der Politik des bosporanischen Königs Aspourgos. Hyperboreus: Studia Classica 4, 340–361.

15. Heinen, H. 1999. Zwei Briefe des bosporanischen Königs Aspurgos (AE 1994, 1538). Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 124, 133–142.

16. Хайнен, Х. Два письма боспорского царя Аспурга (AE 1994, 1538). Незамеченные поправки, предложенные Г. Клаффенбахом, и дальнейшие наблюдения. В кн.: О.Л. Габелко (ред.), Межгосударственные отношения и дипломатия в античности. Казань, 278–291.

17. Heinen, H. 2008: Romfreunde und Kaiserpriester am Kimmerischen Bosporos. Zu neuen Inschriften aus Phanagoreia. In: A. Çoskun (ed.), Freundschaft und Gefolgschaft in den auswärtigen Beziehungen der Römer. Frankfurt, 189–208.

18. Ivantchik, A.I. 2014: Roman Troops in the Bosporus. Old Problem in the Light of a New Inscription Found in Tanais. Ancient Civilizations from Scythia to Siberia 20, 165–194.

19. Кузнецов, В.Д. Новые надписи из Фанагории. ВДИ 1, 155–172.

20. Латышев, В.В. ΠΟΝΤΙΚΑ. СПб.

21. Laum, B. 1964: Stiftungen in der griechischen und römischen Antike: Ein Beitrag zur antiken Kulturgeschichte. Bd 1–2. Aalen (Leipzig–Berlin, 1914).

22. Надэль, Б.И. Боспорская надпись IOSPE II, 33. ВДИ 3, 212–216.

23. Nadel, B.I. 1961: Reges amici Pyinocnego Nadczarnomorza i ich prawno-polityczne z Rzymem w ostatnim wieku republiki i pierwszych dwych stuleciach cesarstwa. Eos 51, 130–142.

24. Nilsson, M.P. 1906. Griechische Feste. Leipzig.

25. Панов, А.Р. Рим и Боспор: противостояние или сотрудничество? (Боспоро-римские взаимоотношения в I в. до н.э. – первой половине I в. н.э.). Арзамас.

26. Панов, А.Р. Рим на северо-восточных рубежах: отношения с государствами Северного Причерноморья и Закавказья. Арзамас.

27. Парфенов, В.Н. К оценке римско-боспорских отношений в I–II вв. н.э. БИ XXV, 143–158.

28. Robert, J., Robert, L. 1966: Bulletin épigraphique. Revue des Études Greques 79, fasc. 374–375, 335–449.

29. Rostovtzeff, M.I. 1936: The Sarmatae and Parthians. Cambridge Ancient History. Vol. XI, 90–130.

30. Русяева, А.С. Религия понтийских эллинов в античную эпоху. Киев.

31. Сапрыкин, С.Ю. Понтийское царство. М.

32. Сапрыкин С.Ю. Аспург, царь Боспора. ДБ 5, 207–223.

33. Сапрыкин, С.Ю. Боспорское царство на рубеже двух эпох. М.

34. Сапрыкин, С.Ю., Федосеев, Н.И. Epigraphica Pontica II: Новая надпись Пифодориды из Пантикапея. ВДИ 3, 138–147.

35. Шауб И.Ю. Миф, культ, ритуал в Северном Причерноморье в VII–IV вв. до н.э. СПб.

36. Шелов, Д.Б. Античный мир в Северном Причерноморье. М.

37. Скржинская, М.В. Будни и праздники Ольвии в VI–I вв. до н. э. СПб.

38. Сокольский, Н.И. Таманский толос и резиденция Хрисалиска. М.

39. Соломоник, Э.И. Греческие надписи из района античного театра в Херсонесе. ВДИ 1, 69–78.

40. Соломоник, Э.И. Древние надписи Крыма. Киев.

41. Соломоник, Э.И. Каменная летопись Херсонеса. Симферополь.

42. Stafford, E. 2010: Herakles between Gods and Heroes. In: J.N. Bremmer, A. Erskine (eds.), The Gods of Ancient Greece. Identities and Transformations. Edinburg, 228–244.

43. Цветаева, Г.А. Боспор и Рим. М.

44. Толстой, И.И. Греческие граффити древних городов Северного Причерноморья. М.–Л.

45. Тохтасьев, С.Р. Из ономастики Северного Причерноморья XX: Заметки по морфологии. В кн.: И. В.  Тункина (ред.), ΕΥΧΑΡΙΣΤΗΡΙΟΝ. Антиковедческо-историографический сборник памяти Я.В. Доманского. СПб., 82–118.

46. Verdejo Manchado J., Antela-Bernardez B. 2013: Medeios at the Gimnasium. Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 186, 134–140.

47. Виноградов, Ю.А. Миграции кочевников Евразии и некоторые особенности исторического развития Боспора Киммерийского. БИ XXII, 5–90.

48. Виноградов, Ю.Г. Очерк военно-политической истории сарматов в I в. до н.э. ВДИ 2, 151–170.

49. Vinogradov, Yu.G. 1997. Pontische Studien. Kleine Schriften zur Geschichte und Epigraphik des Schwarzmeerraumes. Mainz.

50. Яйленко, В.П. Материалы по боспорской эпиграфике. В сб.: А.И. Павловская (ред.), Надписи и языки древней Малой Азии, Кипра и античного Северного Причерноморья. М., 4–199.

51. Яйленко, В.П. Династическая история Боспора от Митридата Евпатора до Котиса I. В сб.: Т.В. Блаватская (ред.), Эпиграфические памятники и языки древней Анатолии, Кипра и античного Северного Причерноморья. М., 128–215.

52. Яйленко, В.П. Посвятительные граффити Пантикапея и его округи. ДБ 9, 355–428.

53. Завойкина,  Н.В. Боспорские фиасы: между полисом и монархией. М.

54. Завойкина, Н.В. Царь Аспург, он же Рескупорид I или Реметалк? Источники и гипотезы. В кн.: И.Н. Зинько, Е.А. Зинько (ред.), XVII Боспорские чтения. Боспор Киммерийский и мир в период античности и средневековья. Исследователи и исследования. Керчь, 160–166.

55. Зограф, А.Н. Античные монеты. Материалы по истории и археологии 16, М.–Л.

56. Зубарь, В.М., Русяева, А.С. На берегах Боспора Киммерийского. Киев.

57. Wacker, Ch. 1996: Das Gymnasion in Olympia. Geschichte und Funktion (Wüzburger Forschungen zur Altertumskunde. Bd 2). Würzburg.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести