Архивные материалы о формировании египтологической коллекции НИИ и Музея антропологии МГУ им. М.В. Ломоносова
Архивные материалы о формировании египтологической коллекции НИИ и Музея антропологии МГУ им. М.В. Ломоносова
Аннотация
Код статьи
S032103910005028-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Крол Алексей Александрович 
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Страницы
754-771
Аннотация

В собрании Антропологического музея Московского университета стараниями одного из основателей и первого директора музея Д.Н. Анучина была собрана небольшая, но репрезентативная коллекция египетских древностей. Основу ее составляли деревянный гроб из так называемого дара хедива Аббаса II Хильми российскому правительству, полученный Московским университетом в 1895 г.; мумия, подаренная Анучину профессором Московского университета А.И. Бабухиным; мумифицированные головы и части тел; предметы заупокойного культа (всего около 50 предметов). В 1930-е годы коллекция Музея антропологии, как и многих других музейных хранилищ СССР, серьезно пострадала от директивного, как правило, плохо документированного перемещения культурных ценностей. В настоящее время в музее хранятся три древнеегипетские мумии, одна из которых покоится в деревянном гробу, и две древнеегипетские мумифицированные головы. В статье на основании архивных документов реконструируются основные этапы истории египетской коллекции НИИ и Музея антропологии МГУ.

Ключевые слова
Институт антропологии МГУ, древнеегипетские мумии, Центральный антирелигиозный музей
Источник финансирования
Работа выполнена при поддержке РФФИ в рамках гранта «Комплексный анализ и атрибуция уникальных музейных объектов с применением современных естественнонаучных методов (по материалам коллекций НИИ и Музея антропологии МГУ)» (проект № 17-29-04125).
Классификатор
Получено
18.12.2019
Дата публикации
18.12.2019
Всего подписок
70
Всего просмотров
658
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Антропологический кабинет Московского университета возник в 1883 г. после перенесения антропологических коллекций из Зоологического музея в Императорский Исторический музей, временно предоставивший свои помещения. Основу собрания составили экспонаты Этнографической выставки 1867 г. и I Антропологической выставки 1879 г.1 В 1906 г. Антропологическому музею, как стал именоваться с 1888 г. антропологический кабинет, было предложено «очистить помещения в нижнем этаже здания Исторического музея»2. Вынужденный переезд музея в университетское здание на Моховой растянулся на два года.
1. Отчет о состоянии и действиях Императорского Московского Университета за 1883 год. М., 1884. С. 78.

2. Отчет о состоянии и действиях Императорского Московского Университета за 1906 год. М., 1907. С. 100.
2 В архиве НИИМА хранится описание экспозиции Антропологического музея Московского университета, составленное Анучиным. Документ не датирован, однако судя по упомянутым памятникам, был составлен не ранее 1911 г., т.е. описывает экспозицию музея уже после его переезда в здание университета на Моховой. Согласно этому документу, в первом зале помещались и египетские древности. «В этой же зале, перед окном, на столе под стеклянным колпаком египетская мумия, жреца бога Аммона, эпохи за 900 лет до Р.Х., распеленатая и очень хорошо сохранившаяся; она была найдена в одной из гробниц древних Фив и доставлена в 1876 г. покойным проф. А.И. Бабухиным. Против другого окна выставлен деревянный египетский саркофаг певицы бога Аммона, по имени Amsankht, дар египетского хедива, полученный в 1895 г. через посредство Новороссийского университета. В этой же зале имеются еще две небольшие витрины; в одной собраны головы и иные останки мумий, а также другие египетские древности…»3.
3. Научный архив НИИМА. Э№1751. Л. 10. Здесь и далее в статье приводятся шифры, указанные на самих документах, хранящихся в музейном архиве. В настоящее время ведется работа по систематизации архивных материалов.
3 О происхождении мумии, упомянутой в описании, не сохранилось никаких иных сведений, кроме тех, что приведены Анучиным4: во время поездки по Египту в 1876 г. Александр Иванович Бабухин, профессор, основатель кафедры гистологии и эмбриологии Московского университета, приобрел распеленатую мумию, которая, как, вероятно, ему сообщили при покупке, была найдена в фиванском некрополе. Можно предположить, что мумия была куплена в Луксоре или в Каире, в одной из многочисленных антикварных лавок. Информация, сообщенная Бабухиным Анучину при передаче дара в коллекцию Антропологического музея, не вызывает полного доверия, так как скорее всего ее источником являлись сведения, полученные Бабухиным от продавца-антиквара, который рассказами о высоком социальном статусе древнего египтянина, вероятно, хотел повысить цену на товар. Интересно, что Бабухин приобрел именно распеленатую мумию, что, конечно, по меркам антикварного рынка, ориентированного на европейских туристов, сильно снижало ее стоимость. Но для профессора-гистолога, равно как и для профессора-антрополога, которому предназначался дар, распеленатая мумия представляла значительно больший интерес, нежели мумифицированное тело, завернутое в многочисленные погребальные бинты (см. рис. 1 и 2).
4. В январе 2017 г. в Институте антропологии МГУ начался совместный с Британским музеем проект, направленный на всестороннее исследование древнеегипетских мумий, хранящихся в НИИМА.
4 Когда именно мумия, купленная Бабухиным в Египте, была подарена в Антропологический кабинет, сказать затруднительно. Однако среди коллекций, которые входили в состав кабинета согласно отчетам о состоянии и действиях Императорского Московского университета начиная с 1885 г., упоминается «мумий и частей их – 12»5. В 1890 г. Общество любителей естествознания передало в Антропологический музей 18 египетских древностей6. И в «Отчете…» за 1891 г. указывается, что в собрание Антропологического музея входит «мумий, частей их (и египетских древностей) – 37»7.
5. Отчет о состоянии и действиях Императорского Московского Университета за 1885 год. М., 1887. С. 80.

6. Отчет о состоянии и действиях Императорского Московского Университета за 1890 год. М., 1892. С. 111.

7. Отчет о состоянии и действиях Императорского Московского Университета за 1891 год. М., 1893. С. 106.
5 Второй экспонат, упомянутый Анучиным при описании экспозиции Антропологического музея, – это антропоморфный гроб из тайного погребения жрецов и жриц Амона в Дейр эль-Бахри (более известного как гробница в Бāб эль-Гусӯс), обнаруженного в 1891 г.8 Часть предметов, обнаруженных в погребении, была подарена хедивом Египта Аббасом II Хильми правительствам 17 стран, которые имели дипломатические отношения с Египтом. В том числе и России, которой по жребию выпал лот № 6. Египетские древности прибыли в Одессу в 1894 г. В апреле 1895 г. гроб из дара хедива был доставлен в Антропологический музей, о чем есть запись в книге поступлений, сделанная рукой Д.Н. Анучина: «Египетский саркофаг с крышкой. В нем записка: (Копия) [“29687. Sarcophage de la chanteuse d’Ammon Amsankht. Le cercueil intérieur et son couvercle étaient brisés dans l’antiquité; des cordes en maintenaient [?] les morceaux autour de la momie”». Ниже в скобках приводится комментарий профессоров Императорского Новороссийского университета А.Н. Деревицкого и А.А. Павловского, вероятно, оставленный ими на записке, сопровождавшей саркофаг: «Ни мумии, ни кусков разбитого гроба в ящике не было». Еще ниже следует интересная запись: «На крышке и на саркофаге кругом и на дне – изображения, а кругом еще полоска с иероглифами. При саркофаге – кусок полотна и 10 погребальных статуэток, 6 синих, 2 белых, 2 серых [?]». В правом столбце, где указан источник поступления вещи, содержится следующая информация: «Передан г-ном ректором Университета. Получен из Одессы (из Египта)». Интересно, что в крайнем левом столбце имеется запись карандашом: «Передан Эрмитажу»9 (рис. 3). Это приобретение Антропологического музея упомянуто в «Отчете…» Московского университета за 1895 г.: «Московским университетом передан в музей полученный от египетского хедива древний деревянный саркофаг с крышкой, покрытый многочисленными изображениями; при нем кусок полотна и 10 погребальных статуэток»10. Таким образом, египтологическая коллекция Антропологического музея в 1895 г. пополнилась еще двенадцатью египетскими древностями и составила 49 предметов.
8. Krol 2017, 991–1008.

9. НИИМА. Книга поступлений № 1. Записи 1895–1912 гг. С. 2 а.

10. Отчет о состоянии и действиях Императорского Московского Университета за 1895 год. М., 1897. С. 130. Пелена мумии с иератической надписью была нами обнаружена в коллекции НИИМА. В настоящее время ведется реставрация и изучение предмета. Что касается десяти ушебти, то их судьба до сих пор до конца не выяснена. Существует мнение, что эти ушебти были переданы в Музей-институт классического востока (МИКВ), созданный В.М. Викентьевым в 1918 г. (Tarasenko 2018, 334, прим. 134).
6 История пребывания гроба из дара хедива в стенах Московского университета документально освещена крайне скудно. В 1930 г. постановлением Наркомпроса РСФСР Антропологический музей был превращен в самостоятельное учреждение, которое наряду с научно-исследовательским приобрело и научно-просветительное значение. Одним из печальных последствий этого события стало то, что музей был вовлечен в процесс коренных преобразований в музейном строительстве в СССР, сопровождавшийся частыми и, как правило, плохо документированными перемещениями коллекций.
7 В архиве НИИМА хранится документ из Наркомпроса РСФСР № 7806 от 29 декабря 1931 г.: «Антропологическому музею. Сектор науки предлагает музею передать в Гос. Эрмитаж по акту для экспозиции: египетские коллекции до династического собрания, в том числе Саркофаг, мумию Ушепти, керамику и стекло Причерноморья, собрание из раскопок Нефедова, нумизматику Китая и Кореи, Салтовские раскопки Бабенко, раскопки в Балахне Жукова и Каменского, раскопки в Льялове Куфтина, неолит из Волосова, костеносные городища с Ветлуги и 3 каменных бабы, а также излишние коллекции для музея, по соглашению с представителем Эрмитажа т. Латыниным. Зав. сектором науки Луппол. Ученый специалист Безсонов». В левом верхнем углу – резолюция директора музея М.С. Плисецкого, датированная тем же днем: «Передать кроме саркофага и мумии»11 (рис. 4).
11. Научный архив НИИМА. Письмо из Наркомпроса РСФСР. 29 декабря 1931 г.
8 Можно предположить, что руководство Эрмитажа воспользовалось тяжелой ситуацией, которая сложилась в Антропологическом музее. В 1931 г. был арестован, а впоследствии расстрелян ученый секретарь и замдиректора Института антропологии Борис Сергеевич Жуков, который вел одновременно большую работу в музее. Руководитель сектора народоведения Борис Алексеевич Куфтин в 1930 г. был на три года сослан в Вологду12. Вероятно, отказ передать коллекции репрессированных ученых мог привести к еще более тяжелым последствиям для руководства музея и института. Поэтому археологическими коллекциями пришлось пожертвовать. Однако саркофаг из дара хедива и мумия, подаренная А.И. Бабухиным, отданы не были.
12. В 1925–1926 гг. Б.С. Жуков возглавлял Комплексную экспедицию по Центральной Промышленной области, в частности по бассейну Ветлуги. Он открыл Балахнинскую, Льяловскую, Поздняковскую, Волосовскую стоянки, ставшие впоследствии эпонимами культур (Klejn 2014, 43). Б.А. Куфтин (1892–1953) в 1923 г. совместно с Жуковым раскапывал неолитическую стоянку близ Льялова под Москвой.
9 Представляется, что в приведенном документе машинистка, печатавшая текст на слух, при перечислении египетских древностей допустила ошибку, не поставив запятую, и вместо «передать… мумию, ушебти» напечатала «мумию Ушепти». Речь скорее всего идет о тех десяти ушебти из тайника в Бāб эль-Гусӯс, которые упомянуты в инвентарной записи, сделанной 12 апреля 1895 г. при поступлении вещей из дара хедива в Антропологический музей, с пометкой «передан в Эрмитаж»13.
13. На наш запрос в Эрмитаж А.О. Большаков, заведующий сектором Древнего Востока в Отделе Востока Государственного Эрмитажа любезно сообщил, что в 1931–1932 гг. в Эрмитаж поступило более 60 ушебти, большая часть которых происходит из Самарского краеведческого общества, а меньшая, 7 ушебти, – из МАЭ (Кунсткамеры).
10 Впрочем, сохранить антропоморфный гроб из дара хедива в коллекции института все равно не удалось. 2 января 1932 г. гроб был передан в Центральный антирелигиозный музей14, организованный осенью 1926 г. в Москве по решению Центрального совета Союза воинствующих безбожников15. С лета 1928-го по 1937 год музей располагался в здании собора Страстного монастыря, а после сноса монастыря переехал в специально перестроенное для нужд музея здание церкви Николая Чудотворца по адресу: ул. Каляевская, 2316 (рис. 5).
14. Акт о передаче в составе архива ЦАМ в настоящее время хранится в Государственном музее истории религии (Архив ГМИР. Книга актов ЦАМ №1. Л. 232. Акт 369/II).

15. Luchshev 2012, 305–306.

16. «На Каляевской 23 музей перестраивает бывшую церковь, причем проект, созданный под руководством академика Фомина архитектором Соломоновым, превращает церковь в 2-этажное удобное, светлое музейное здание. Фасад музея будет иметь пять этажей. Площадь нового помещения в 2 ½ раза больше существующей. Музей будет иметь 12 экспозиционных зал и кабинет “Наука и религия” с киноаудиторией на 100 человек. Будут открыты 5 новых отделов: Религия и атеизм в средние века, Религия и атеизм в новое время, Классовая сущность иудаизма, ислама и буддизма-ламаизма. Значительно расширены будут существующие отделы. Музей получит возможность при наличии читального зала раскрыть двери своей библиотеки, содержащей до 70 тысяч специальных книг по вопросам истории религии и атеизма, для широкой научной работы. Обширное помещение для музейного фонда, дезинфекционная камера и реставрационная мастерская улучшат хранение редких памятников, которыми музей за последнее время обогатился. Значительно будет расширена массовая работа как внутри, так и вне музея, пропускная способность музея увеличится вдвое, т.е. в 1937 г. музей должен обслужить 400 000 чел. Перестройка помещения будет закончена к маю 1937 г., после чего начнет развертываться работа по оформлению новой выставки, к которой музей сейчас усиленно готовится» (Безбожник. 1936. № 11. С. 8).
11 Неизвестно, выставлялись ли египетские древности в экспозиции ЦАМ, когда тот располагался в здании Страстного монастыря. Деятельность музея в этот период имела остро выраженный пропагандистский характер. В частности, в одном из залов были выставлены мощи христианских святых с целью разоблачения «мифа» об их нетленности. Один из основателей музея Б.П. Кандидов в своих воспоминаниях так описывал экспозицию музея:
12 Все эти мощи решили демонстрировать в одном месте. По совету товарища Моора17 в центральной части 2-го зала (в отделе «Октябрь и религия») была сооружена специальная витрина, состоящая из 4 частей. 3 части витрины находились снизу и расходились от общего центра как радиусы. Каждая из них могла поместить два трупа. Эти части были сделаны таким образом, что трупы лежали не горизонтально, а в наклонном положении. В одну из этих витрин мы поместили виленских «угодников», а в другую Феодосия Тотемского и Александра Невского, а в третью – гнилушки Серафима Саровского. Верхняя часть витрины была похожа на этажерку (закрытую со всех сторон стеклами). Наверху укрепили громадную кружку из бывшей Троице-Сергиевской лавры, размером около аршина в высоту. Под кружкой на этажерке были положены мумифицированные трупы животных: крыса, лягушка и т.д. Эта дополнительная экспозиция наглядно показывала зрителю, что ничего чудесного в сохранении трупов нет18.
17. Дмитрий Стахиевич Орлов (1883–1946; работал под псевдонимом Моор) – художник, график, автор многочисленных антирелигиозных плакатов и карикатур.

18. Luchshev 2012, 310–311.
13 В описании экспозиции ЦАМ древнеегипетские мумии не упоминаются, хотя известно, что в других музеях они использовались для антирелигиозной пропаганды19. Согласно хранящимся в МАЭ РАН архивным документам, в феврале 1930 г. в Музей антропологии и этнографии поступил запрос хранителя отделения классического Востока В.В. Струве о передаче шести египетских мумий из Академии наук в отделение классического Востока Эрмитажа.
19. Khartanovich 2016, 149.
14 Струве, в частности, писал: «Мумии, переданные из Музея антропологии и этнографии, будут в первую очередь использованы в Гос. Эрмитаже для антирелигиозной выставки. В той ее части, которая будет посвящена христианскому верованию о воскресении плоти. В одном из ее подотделов предполагается сопоставление египетских мумий с мощами святых православной церкви. Это сопоставление, выявляющее прекрасную сохранность несохранных мощей-мумий по сравнению с сохранными мощами, будет актуальным в данный момент и докажет двойственность мумий как музейного экспоната»20.
20. МАЭ РАН. Опись коллекции № 5611. Л. 9.
15 В собрании Центрального антирелигиозного музея гроб из дара хедива, впрочем, хранился совсем недолго. Заведующему восточным отделом Государственного музея изобразительных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина) В.И. Авдиеву, прекрасно понимавшему ценность этого памятника, удалось обменять его на менее значимые экспонаты музея. В Отделе рукописей музея хранится любопытный документ, связанный с этим обменом (рис. 6):
16

Директору Государственного музея изобразительных искусств

Заведующего восточным отделением В.И. Авдиева

Заявление

 

Прошу Вашего разрешения на предоставление в обмен на высоко-художественный египетский саркофаг эпохи Нового царства, принадлежащий ЦАМ, следующих памятников ГМИИ.

17

1) одного египетского саркофага, не имеющего художественного значения, с мумией внутри за № 1234

2) головы от мумии за № 6796

3) руки от мумии № I, 1, а 6023

4) ноги от мумии № I, 1, а 778

5) амулетов за №№ I, 1, а 6068, 1275, 6148, 163, 6743, 58

6) статуэток богов за №№ I, 1, а 449, 382, 440

7) мумии сокола № I, 1, а 784

8) ушебти I, 1, а 6741, 5988.

В. Авдиев21

21. ОР ГМИИ. Ф. 5. Оп. XII. Д. 18. Л. 78. По мнению Н.В. Лаврентьевой, записка датирована 27 июля 1932 г. (Lavrentyeva 2015, 110). Однако при внимательном рассмотрении становится очевидно, что на записке год не указан, а то, что исследователь приняла за 32 в действительности – с/г, сего года.
18 Таким образом, в 1932 г. «высокохудожественный» гроб из дара хедива, который на тот момент уже находился в ЦАМ22, был обменян на «не имеющий художественного значения гроб с мумией», мумифицированные части тела и предметы древнеегипетского заупокойного культа из Музея изобразительных искусств. Акт передачи вещей на обмен между ГМИИ и ЦАМ хранится в Государственном музее истории религии. Он датирован 27 июля 1932 г., подписан В.К. Никольским (от ЦАМ) и В.И. Авдиевым (от ГМИИ). Имеет смысл привести здесь документ целиком:
22. Несмотря на то, что последнюю литеру аббревиатуры места хранения египетского саркофага эпохи Нового царства не видно из-за отверстия для сшивания документов, можно утверждать, что там было написано ЦАМ: Центральный антирелигиозный музей.
19

27 июля 1932 г.

Мы, нижеподписавшиеся, заведующий научной части Центрального антирелигиозного музея Никольский В.К., с одной стороны, и научный сотрудник Музея изящных искусств Авдиев, с другой стороны, составили настоящий акт в следующем:

20

Тов. Никольский передает саркофаг египетской певицы Амонна Истарх, взамен от Музея изящных искусств получает следующие экспонаты:

Саркофаг с мумией за № 178

Мумифицированная кисть левой руки № 6023

Ступня правой ноги человека № 778

Голова человека № 6797

Сокол № 784

Статуэтка Осириса № I, 1,а 382 (черный металл)

Исиды № I, 1, а 449 (черный металл)

Гора № I, 1, а 440 (черный металл)

Две ушебти №№ I, 1, а 6741 и I, 1, а 5988 (глина)

Скарабей маленький № I, 1, а h148 (камень) 5 мелких амулетов из глины №№ I, 1 а 1275. I, 1, а h068. I, 1 а 58. I, 1 а 163. I, 1 а h743

Саркофаг от ЦАМ. Сдал В.К. Никольский

Принял В.И. Авдиев

Экспонаты от Музея изящных искусств

Принял В.К. Никольский

Сдал В.И. Авдиев23

23. ГМИР. Книга актов ЦАМ №1. Л. 256. Акт № 5.
21 Соответствующая запись имеется и в инвентарной книге ГМИИ им. А.С. Пушкина. Она относится к саркофагу с мумией под номерами 1 и 1а 1234, т.е. тем же, под которым в записке Авдиева значится саркофаг, «не имеющий художественного значения»: «Саркофаг антропоидный. На крышке иероглифическая надпись, заключенная в пяти вертикальных строках. В саркофаге мумия. Сохранность: плохая сохранность надписи и красочного слоя. Передан в ЦАМ Авдиевым по акту № 5 от (1932 г., но дата полустерта.О.В.). Дерево, длина 176 см»24.
24. В приведенном акте № 5 саркофаг с мумией значится под № 178, т.е. как раз тем номером, который был сначала указан в записке Авдиева, а затем зачеркнут и исправлен на 1234. Благодарю заведующую отделом древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина О.А. Васильеву за любезно предоставленную информацию.
22 В настоящее время саркофаг из дара хедива, который так желали видеть в своей коллекции Эрмитаж и ЦАМ, хранится в ГМИИ им. А.С. Пушкина под № I.1a6800 как саркофаг певицы Иус-анх25.
25. Lavrentyeva 2015, 110; 2016, 225.
23 Гроб с мумией из собрания ГМИИ находился в собрании Антирелигиозного музея до 5 марта 1948 г., когда был передан в Музей антропологии МГУ, где хранится до настоящего времени (рис. 7 и 8). В 1990-е годы он был изучен отечественными египтологами О.Д. Берлевым и С.И. Ходжаш и опубликован в Каталоге египетских памятников из музеев Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Кавказа, Средней Азии и Прибалтики на английском языке26. Очевидно, что Берлев и Ходжаш не видели сам памятник: в описании саркофага не указаны его размеры, инвентарный номер, информация из книги поступлений; в примечании к публикации исследователи благодарят О.В. Томашевич за прорисовку надписей на крышке саркофага27.
26. Berlev, Hodjash 1998, 34–35.

27. Berlev, Hodjash 1998, 34.
24 По мнению Берлева и Ходжаш, саркофаг из Музея антропологии представляет исключительный интерес, так как относится к малоизученному периоду греческого владычества в Египте, когда при восшествии на трон Птолемея V Епифана в верхнеегипетском городе Ахмиме вспыхнуло восстание против иноземной династии. Исходя из содержания надписи, исследователи предположили, что женщину, которой предназначался антропоморфный гроб, звали Тамин и она была племянницей правителя антиптолемеевской династии, которая на непродолжительное время утвердилась в Верхнем Египте28.
28. Berlev, Hodjash 1998, 34.
25 Впрочем, есть основания подвергнуть сомнению выводы знаменитых исследователей. Высказанное предположение о том, что в деревянном саркофаге были погребены останки женщины, принадлежавшей к роду, правившему в Верхнем Египте в период царствования Птолемея V, не опирается на прочную доказательную базу. В настоящее время готовится академическое издание саркофага, включающее прорисовку иероглифов и транслитерацию, с первым комментированным переводом текстов на русский язык.
26 На нескольких фотографиях из архива НИИМА, датированных маем 1939 г., когда завершилось строительства нового здания ЦАМ и началось формирование новой экспозиции, саркофаг с мумией изображен в музейных интерьерах (рис. 9)29. Подпись к одной из фотографий («Фото саркофага египетской мумии ЦАМ’а до реставрации») позволяет предположить, что реставрация антропоморфного гроба была проведена вскоре после того, как египетские древности были сфотографированы (как часть обязательной предреставрационной документации). Реставрация, вероятно, была проведена для подготовки памятника к экспонированию.
29. Научный архив НИИМА. Фотография саркофага КП 5 № 3482/1; КО 366.
27 Мумия в саркофаге экспонировалась в разделе «Религия Древнего Египта». Этикетка, сохранившаяся в архиве Государственного музея истории религии, куда поступили многие коллекции и архив ЦАМ после его расформирования, сообщает, что это – «египетский саркофаг с мумией женщины, жившей за 3500 лет до настоящего времени, вывезен из Египта в XIX в.»30 На хранящейся в архиве ГМИР, к сожалению, недатированной фотографии31 в центре зала Центрального антирелигиозного музея находится витрина, в нижней части которой покоится саркофаг с мумией Тамин. На втором ярусе видна распеленатая мумия в головном уборе, рядом с которой лежат свернутые в рулоны бинты. Это мумия, которая также в настоящее время хранится в НИИМА (мумия КП № 3484, КО № 367; см. рис. 10).
30. Информация любезно предоставлена хранителем архива ГМИР И.В. Тарасовой.

31. Архив ГМИР. Фонд НВ ВР № НВ ВР-1022/1.
28 Согласно инвентарным документам Музея антропологии, мумия была передана 5 марта 1948 г. из Музея истории религии АН СССР, куда она поступила из Государственного Эрмитажа в 1939 г., а в Эрмитаж – в 1919 г. из Кунсткамеры32.
32. Научный архив НИИМА. Опись коллекции № 366.
29 Можно предположить, что мумия ранее находилась в собрании Египетского музея императорской Академии наук, располагавшегося в здании Кунсткамеры с 1825 по 1862 г. Основу Египетскому музею положила коллекция офицера австрийской армии Франсуа де Кастильоне, купленная Академией в 1825 г.33 Собрание музея еще несколько раз пополнялось человеческими мумиями из Египта. Из архивных документов МАЭ РАН известно, что три мумии были подарены графом Уваровым, причем «одна анатомизированная», и одна мумия поступила из Одессы34. Кроме того, в 1827 г. купец I гильдии Анастас Аверов преподнес в дар три мумии, и в 1853 г. одну мумию подарил граф Д. Салтыков35.
33. Khartanovich 2016, 144–147.

34. В документе: Одесса (?) (МАЭ. Опись колл. № 5611. Л. 1).

35. Справка за подписью директора МАЭ РАН Ю.К. Чистова от 10 марта 2017 г. №14110-14516/56 на имя директора НИИМА А.П. Бужиловой.
30 В 1862 г. по распоряжению Александра II коллекции Египетского музея Академии наук были переданы Императорскому Эрмитажу, за исключением мумий, которые оставили в Музее антропологии и этнографии, ибо мумии, «как и другие падали», было запрещено хранить в стенах Эрмитажа36.
36. Khartanovich 2013, 235.
31 В учетных документах МАЭ РАН данных о передаче мумии в Эрмитаж в 1919 г. нет37. И тем не менее именно тогда мумия, в настоящее время хранящаяся в НИИМА, вероятнее всего, была передана в Эрмитаж. Причиной тому стала подготовка к выставке «Погребальный культ Древнего Египта», открывшейся 7 мая 1919 г. в двух залах Малого Эрмитажа38. Полноценная экспозиция по этой теме была невозможна без мумий. Однако сам Эрмитаж на тот момент древнеегипетскими мумиями не располагал. Поэтому В.В. Струве, который до возвращения В.С. Голенищева был назначен хранителем египетских древностей, обращается в МАЭ с предложением о передаче мумий в Эрмитаж. Согласно выпискам из протоколов Совета Эрмитажа, 3 февраля состоялось заседание, на котором Струве докладывал о передаче мумий из Академии наук в Эрмитаж. Далее в протоколе резюме: Академия возражает, так как мумии имеют этнографическое значение39. Однако судя по тому, что по крайней мере одна мумия была все же передана в Эрмитаж, Кунсткамере пришлось в очередной раз пожертвовать предметом своей египтологической коллекции.
37. Справка за подписью директора МАЭ РАН Ю.К. Чистова от 10 марта 2017 г. №14110-14516/56 на имя директора НИИМА А.П. Бужиловой.

38. Bolshakov 2015, 167.

39. Piotrovsky 2000, 305.
32 30 июня 1939 г. мумия, когда-то хранившаяся в МАЭ, по акту № 508, составленному М.Э. Матье, была передана в Центральный антирелигиозный музей40, где находилась вплоть до марта 1948 г. Однако фактически мумия, как и остальные экспонаты музея, перестала экспонироваться значительно раньше.
40. Информация была любезно предоставлена А.О. Большаковым.
33 В 1941 г. начавшаяся война положила конец постепенному процессу превращения ЦАМ в крупный научный центр по изучению религии. Экспозиция была свернута, в здании разместилось общежитие Местной противовоздушной обороны (МПВО). В 1944 г. решением Совета народных комиссаров здание музея было передано киностудии «Союзмультфильм», но никакого помещения взамен Антирелигиозному музею предложено не было41.
41. Tarasova, Chenskaya 2002, 27.
34 В январе 1946 г. на основе ЦАМ в Москве был создан Центральный музей истории религии, подведомственный Академии наук СССР42. Однако своего помещения музей так и не получил43, поэтому 20 марта 1947 г. решением Президиума АН СССР был расформирован, а его коллекции, библиотека и архив были переданы в Музей истории религии АН СССР в Ленинграде44. Решающую роль в ликвидации МИР в Москве сыграл занимавший тогда должность заместителя председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгин, который считал, что для жителей Москвы важнее посещать кинотеатр, чем музей истории религии45. Директор МИР В.Д. Бонч-Бруевич вплоть до последнего момента надеялся, что вновь созданный музей получит здание в Москве. Вероятно, поэтому 5 марта 1948 г. представители Музея истории религии АН СССР во главе с директором передали в Музей антропологии во временное пользование сроком на три года мумию египетской женщины в деревянном саркофаге, витрину дубовую с зеркальными стеклами для саркофага и мумию неизвестного египтянина в простом фанерном ящике46. То, что мумии были переданы за две недели до ликвидации МИР в Москве и в последующей неразберихе, связанной с переездом музейных коллекций в Ленинград, про них скорее всего просто забыли, позволило египтологической коллекции Музея антропологии МГУ пополниться двумя экспонатами.
42. Прежде ЦАМ принадлежал Союзу воинствующих безбожников. Однако в 1944 г. СВБ прекратил свое существование.

43. В здании на Каляевской (в настоящее время это ул. Долгоруковская, д. 25) с 1944 по 2016 г. располагался Союзмультфильм.

44. Shakhnovich, Chumakova 2014, 53–59.

45. Shakhnovich, Chumakova 2014, 58.

46. Научный архив НИИМА. Акт № 18 от 5 марта 1948 г.
35 В течение почти 70 лет мумия из Кунсткамеры, переданная в Эрмитаж, а оттуда перевезенная в ЦАМ Москвы и, наконец, отданная на хранение в Антропологический музей, хранилась в запаснике в фанерном ящике с надписью на крышке: «Особо осторожно! Музейный материал. В Центральный антирелигиозный музей». После вскрытия ящика в 2017 г. в нем были обнаружены мумифицированное тело, рулоны бинтов, скомканные газеты «Московский большевик» за июль 1941 г. и «Правда» за октябрь 1940 г., различные документы, связанные с деятельностью Союза воинствующих безбожников, бальзамарий и глиняная фигурка, предположительно, Гелиоса, а также покров на раку преподобного Зосимы Соловецкого47 (см. рис. 11, 12).
47. URL: >>>> (дата обращения: 18.11.2019).
36 Мумия частично распелената. Погребальные бинты сохранились на ногах, руках мумии, на голове мумии покоится льняная шапка. Аккуратно свернутые погребальные бинты, обнаруженные в фанерном ящике вместе с мумией, судя по внешнему виду, были постираны и поглажены. Все это, кажется, свидетельствует о том, что в каком-то из музеев мумия была распелената.
37 В справке к акту передачи мумии в Антропологический музей читаем: «В Центральный антирелигиозный музей была получена из Гос. Эрмитажа по акту № 508 30-го июня 1939 г. Общее состояние – голова мумии отделена, оба уха и губы отсутствуют. Вся мумия повреждена червями, ребра и часть тазовых костей обнажены, руки и ноги в пеленах, развернуты лишь кисти рук и ступни ног. Одна рука отделена от туловища и повреждены пальцы ног, в некоторых местах выступает соль. По получении мумии была произведена дезинфекция и реставрация, после чего мумия была помещена в экспозиции»48. Таким образом, в ЦАМ мумия поступила уже в распеленатом виде.
48. Научный архив НИИМА. Справка к акту от 5 марта 1948 г.
38 Нам представляется, что распеленывание могло произойти в Эрмитаже. По крайней мере, в 1929 г. в Эрмитажном театре по инициативе В.В. Струве было проведено публичное распеленывание мумии жреца Позднего периода Падиисета49.
49. Bolshakov 2015, 176–178.
39 Как следует из воспоминаний сотрудников НИИМА, хранение в антропологической коллекции музея древнеегипетских мумий вызывало неудовольствие некоторых работников института. В дирекцию поступали просьбы о передаче мумий в другие, «профильные» музеи.
40 В июне 1972 г. по просьбе ректора института восточных языков при МГУ А.А. Ковалева учебному музею ИВЯ во временное пользование для экспонирования были переданы саркофаг деревянный с мумией и мумия неизвестного египтянина в простом фанерном ящике50. Неизвестно, сколько времени эти предметы хранились в музее ИВЯ, но в 1983 г. они вновь были на хранении в НИИМА. 12 января 1983 г. датируется письмо из дирекции Государственного музея искусства народов Востока с просьбой «передать на постоянное хранение в ГМИНВ саркофаг с мумией и мумию неизвестного египтянина в современном деревянном ящике в связи с организацией в нашем музее отдела материальной культуры и древнего искусства народов Востока». Очевидно, что этот запрос был инициирован готовившимся переездом музея в здание на Никитском бульваре. «Эти экспонаты, – пишет директор, – будут хорошим пополнением древнеегипетской коллекции ГМИНВ и составят необходимую часть экспозиции “Погребальный культ Древнего Египта”»51.
50. Научный архив НИИМА. Акт временной выдачи № 132.

51. Научный архив НИИМА. Письмо из дирекции Государственного музея искусства народов Востока № 905 от 12 января 1983 г.
41 В письме на имя проректора МГУ В.А. Садовничего директор НИИМА В.П. Чтецов пишет: «Данные экспонаты были переданы в Музей антропологии в 1948 г. Музеем истории религии АН СССР при его расформировании и, не имея прямого отношения к тематике антропологического музея, хранились в запасниках и в экспозиции Музея антропологии не выставлялись»52. По мнению Чтецова, передача двух египетских мумий в ГМИНВ была целесообразна. К счастью для Музея антропологии, тогдашний проректор МГУ считал иначе, и передача не состоялась.
52. Научный архив НИИМА. Письмо проректору МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничему от директора НИИМА В.П. Чтецова. Дата на письме не проставлена.
42 Помимо перечисленных древностей, в этнографической коллекции Института антропологии МГУ также хранятся две древнеегипетские мумифицированные головы. Одна из них (№ 6183) была передана из Музея изобразительных искусств (ГМИИ им. А.С. Пушкина) 28 апреля 1941 г., хотя акт о передаче был составлен В.И. Авдиевым 10 марта 1935 г. Второй череп не имеет инвентарного номера и скорее всего входил в состав мумифицированных частей тела, которые поступили в собрании Антропологического кабинета в XIX в.

Библиография

1. Berlev, O., Hodjash, S. 1998: Catalogue of the Monuments of Ancient Egypt from the Museums of the Russian Federation, Ukraine, Bielorussia, Caucasus, Middle Asia and the Baltic States. Göttingen.

2. Большаков, А.О. Египетские экспозиции в Эрмитаже. Сообщения государственного Эрмитажа. LXXIII. СПб., 2015. С. 160–185.

3. Клейн, Л.С. История российской археологии. Учения, школы и личности. Т. 2. Археологи советской эпохи. СПБ., 2014.

4. Крол, А.А. Новые архивные материалы о египетских древностях, подаренных хедивом Аббасом II России. ВДИ 77/4, 2017. С. 991–1008.

5. Хартанович, М.В. К истории египетской коллекции Франсуа де Кастильоне в МАЭ РАН. В сб.: Ю.К. Чистов (ред.), Радловский сборник: научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2012 г. СПб., 2013. С. 232–237.

6. Хартанович, М.В. По следам коллекций Египетского музея императорской Академии наук в собрании Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. В кн.: В.Н. Семенова (отв. ред. и сост.), Кунсткамера: коллекции и хранители: Памяти Зои Леонидовны Пугач. (Сборник МАЭ, т. 62). СПб., 2016. С. 143–150.

7. Лаврентьева, Н.В. Саркофаг жрицы Амона Иус-анх из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина (Инв. I.1а.6800). В сб.: Петербургские египтологические чтения 2013–2014. Памяти Юрия Яковлевича Перепелкина: к 110-летию со дня рождения. Доклады. (Труды Государственного Эрмитажа, 76). СПб., 2015. С. 107–121.

8. Лаврентьева, Н.В. Тайник мумий и дар Хедива: некоторые замеча-ния к лоту № 6. К 125-летию открытия «второго тайника» в Дейр эль-Бахри. В сб.: Aegyptiaca Rossica. Вып. 4. М., 2016. С. 220–227.

9. Лучшев, Е.М. (сост.). Советское государство и религия. 1918–1938 гг. Документы из Архива Государственного музея истории религии. СПб. 2012.

10. Пиотровский, Б.Б. История Эрмитажа. Краткий очерк. Материалы и документы. М., 2000.

11. Шахнович, М.М., Чумакова Т.В. Музей истории религии Академии наук СССР и советское религиоведение (1932–1961). СПб., 2014.

12. Тарасова, И.В., Ченская, Г.А. Из истории музейного дела в России: музей церковно-археологический и антирелигиозный. Труды Государственного музея истории религии. Вып. 2. СПб., 2002. С. 17–30.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести