Погребальный инвентарь египетской жрицы Неситауджатахет
Погребальный инвентарь египетской жрицы Неситауджатахет
Аннотация
Код статьи
S032103910005041-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Тарасенко Николай Александрович 
Аффилиация: Институт востоковедения им. А.Е. Крымского НАН Украины
Адрес: Украина, Киев
Страницы
730-753
Аннотация

Nsj-tA-wdA.t-Ax.t), фиванской жрицы ХХІ династии, захороненной в тайнике мумий Бāб эль-Гусӯс (лот № 6 дара хедива 1893 г.). В настоящее время погребальные объекты этой женщины находятся в музеях различных стран. Ее внешний саркофаг хранится в Одессе (OAM № 52976). В 1895 г. внутренний саркофаг был направлен в Казань, а мумийная крышка – в Юрьевский университет (теперь она в Воронеже). Ящик для ушебти Неситауджатахет находится в Санкт-Галлене в Швейцарии, тогда как сами ушебти распределены между 13 странами. Сердечный скарабей Неситауджатахет находится, вероятно, в Загребе, а два погребальных папируса хранятся в Египетском музее древностей в Каире.

Ключевые слова
Бāб эль-Гусӯс, ХХІ династия, дар хедива, Неситауджатахет, погребальный инвентарь
Классификатор
Получено
20.12.2019
Дата публикации
20.12.2019
Всего подписок
70
Всего просмотров
595
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Погребальные традиции древних египтян времени Третьего переходного периода были и остаются интригующей, но в ряде аспектов малоисследованной темой, хотя от правления ХХІ династии (1069–945 гг. до н.э.) египтология располагает несколькими яркими и информативными археологическими памятниками. Это так называемые тайники мумий, исследованные еще в конце XIX в., в которых был обнаружен богатейший вещевой и антропологический материал. В данной статье мы хотим предложить обзор погребального инвентаря фиванской жрицы Неситауджатахет (Nsj-tA-wDA.t-Ax.t), которая была захоронена в Бāб эль-Гусӯс, или «Втором (жреческом) тайнике» в Дейр эль-Бахри, обнаруженном в 1891 г. В 2016 г. исполнилось 125 лет с момента этого знаменательного, но незаслуженно забытого открытия, которое в последние годы оказалось в центре внимания целого ряда научных конференций и лекций, посвященных древнеегипетским саркофагам1.
1. См. Sousa 2014; Dawson, Strudwick 2019; Forgotten Discovery 2016; Bab el-Gasus in Context 2016 ; Amenta, Guichard 2017; Second Vatican Coffin Conference 2017.
2 На сегодняшний день единственное комплексное исследование погребального инвентаря времени Третьего переходного периода было проведено Д. Эстоном (в диссертации, опубликованной в 2009 г.), но относительно индивидуальных наборов (TT(/DB) 320, Бāб эль-Гусӯс и др.) оно ограничено лишь сжатым перечислением предметов инвентаря, причем, как в случае с Неситауджатахет2, не всегда полным. Наш интерес к этой жрице обусловлен и тем, что ей принадлежит один из наиболее ярких экспонатов Одесского археологического музея НАН Украины – внешний саркофаг № 52976.
2. Aston 2009, 180 (TG 769).
3 Происхождение. Погребение Неситауджатахет было обнаружено в числе 153 жреческих захоронений в тайнике Бāб эль-Гусӯс (Second Cache of Deir el-Bahari, Западные Фивы), открытом французскими археологами Ж. Даресси и Э. Гребо в 1891 г.3 Комплект саркофагов с ее телом и сопроводительным инвентарем находился в середине западной (нижней) галереи тайника (галерея E, см. рис. 1)4, и в отчете Даресси он получил номер А.965. Первоначально вместе со всеми находками предметы погребения Неситауджатахет поступили на хранение в Египетский музей древностей, находившийся с 1880 г. в Гизе, где комплект ее саркофагов внесли в Journal dEntrée под инв. № 29712, причем этикетка с этим номером сохранилась на саркофаге по сей день (рис. 2). Здесь же в последующие годы было произведено исследование мумии Неситауджатахет, на которой был найден один из двух ее погребальных папирусов. В 1902 г. Музей в Гизе был закрыт, а собрание древностей, в нем находившееся (в том числе и находки из Бāб эль-Гусӯс), составило основу фондов открытого в том же году Египетского музея древностей на площади Тахрир в центре Каира. К сожалению, в настоящее время идентифицировать мумию Неситауджатахет не представляется возможным, но очевидно, что она находится в фондах каирского Египетского музея.
3. См. Daressy 1900, 141–148, а теперь также Daressy 2017, 28–41; Sousa 2017, 21–33.

4. Niwiński 1984, 75, fig. 2; 1988, tab. I.

5. Daressy 1907, 10.
4 Часть найденных в тайнике древностей по решению хедива Аббаса ІІ Хильми в 1893 г. была подарена 17 европейским государствам6. В результате лотереи России достались артефакты под лотом № 67. Общий список саркофагов из тайника Бāб эль-Гусӯс с указанием того, какой стране и в какой конкретный музей они были отправлены, был опубликован Даресси в 1907 г.8
6. Существует мнение, что официально дар был приурочен к коронации хедива в 1892 г., однако ср. Krol 2017, 995; 2018, 298, 300; Tarasenko 2018, 314–315, прим. 23.

7. Daressy 1907, 19.

8. Daressy 1907, 3–38.
5 17 февраля 1894 г. на корабле Русского общества пароходства и торговли «Император Александр II» в Одессу были доставлены шесть ящиков с египетскими артефактами9. Дар хедива сопровождала составленная на французском языке египетской Службой древностей (очевидно, Э. Бругшем) опись вещей лота № 6, согласно которой эти ящики содержали 4 саркофага10, 3 «погребальных ящика» и 46 «погребальных статуэток» (ушебти)11. Копия этой описи вместе с письмом российского консула в Египте А.И. Кояндера на имя одесского градоначальника была передана попечителю Одесского учебного Округа Х.П. Сольскому12. Эта опись была переведена, прокомментирована и подготовлена к печати О.Д. Берлевым в 1980-х годах, но так и не была опубликована13.
9. ГАОО. Ф. 2. Оп. 1–1893. Д. 2022. Л. 10, 11, 13. См. также: Latysheva 1963, 127–128; Tarasenko 2007, 209–212; 2018, 316–317.

10. Саркофаг Неситауджатахет числился в этой описи под № 1. До недавнего времени неизвестной оставалась судьба двух других саркофагов из дара хедива России: Иуесанх (№ 3 по описи; Cairo J.E. 29687) и Джедхонсуефанха, сына Шедсухора (№ 5 по описи; Cairo J.E. 29620). По данным Даресси, один из этих саркофагов будто бы попал в Иркутск (Daressy 1907, 19). Саркофаг Иуесанх – это саркофаг ГМИИ I.1.a 6800 (ср. Lavrentyeva 2015, 110), до 1932 г. находившийся в коллекции Антропологического музея при Московском университете (Berlev et al. 2002, 41 (42); Lavrentyeva 2015, 107–121). О дальнейшей его судьбе см. Krol 2019. В 2014 г. д-р А. Дотан (Бордо) любезно сообщил нам, что во французском периодическом издании Journal des débats politiques et littéraires от 26 мая 1895 г. имеется краткое сообщение со ссылкой на «Русскую газету» о том, что Антропологический музей в Москве получил в свою экспозицию саркофаг из дара хедива 1893 г. (теперь см. также: Lavrentyeva 2015, 110–111). К сожалению, в первой публикации этого памятника он некорректно датирован издателями (О.Д. Берлевым?) временем XIX династии (Berlev et al. 2002, 41 (42)), что и усложняло его атрибуцию. При этом сам Берлев, видимо, знал о происхождении этого саркофага из Бāб эль-Гусӯс (Berlev, Hodjash 1998, 17 (12)). Теперь см. также: Krol 2017, 1003–1004; 2018, 307–308. Что касается саркофага Джедхонсуефанха, то с его поисками ситуация обстоит сложнее. Существует мнение, что этот саркофаг вообще не был отправлен в Россию и находится в фондах Египетского музея в Каире (Aston 2009, 191 (TG 814); ср. Tarasenko 2018, 321–323), однако многолетние исследования А. Нивинского его там так и не выявили. В свое время исходя из того что часть древностей «российского лота» Бāб эль-Гусӯс была отправлена в 1895 г. в музей при Варшавском университете, мы предположили идентифицировать саркофаг Джедхонсуефанха (Cairo J.E. 29620) как саркофаг Warsaw Nat. Mus. № 236806 MNW, также принадлежавший Джедхонсуефанху (Tarasenko 2018, 336–337), но проф. Нивинский (Варшава) сообщил нам, что исходя из стилистики оформления этот памятник датируется временем XXII династии и не может быть объектом из Бāб эль-Гусӯс. Остается предположить, что саркофаг Джедхонсуефанха (Cairo J.E. 29620) был в части, отправленной в Харьковский университет, но в этом случае его скорее всего следует признать утраченным во время Второй мировой войны (Tarasenko 2018, 337–338).

11. См. Krol 2017, 997–999; 2018, 302, 304–305, fig. 6.1–3; Tarasenko 2018, 345–348, рис. 9а–9г.

12. ГАОО. Ф. 2. Оп. 1–1893. Д. 2022. Л. 5–7; Tarasenko 2018, 345–350, рис. 9а–10б; 376.

13. Хранится в РА НФ ОАМ. См. также: Berlev, Hodjash 1998, 113–114 (Appendix I). Полную публикацию этой рукописи см. Tarasenko 2018, 377–386 (Приложение 3).
6 Первоначально ящики должны были поступить на хранение в музей Одесского общества истории и древностей (ООИД)14, для чего 19 февраля в Одесскую таможню был командирован секретарь общества В.А. Яковлев15. 23 февраля он приходит к выводу, что «ящики по своей громоздкости не могут уместиться в музее общества и посему… последнее не может принять их на хранение»16. В итоге все заботы о размещении и распределении вещей из дара хедива легли на Новороссийский (Одесский) университет и были поручены профессору кафедры классической филологии Алексею Николаевичу Деревицкому (1859–1943)17, только в 1893 г. прибывшему в Одессу из Харьковского университета18. Он и занялся распределением полученных древностей по различным университетским музеям Российской империи19. Процесс этот был завершен весной 1895 г., и Деревицким было принято решение о распределении внешнего саркофага Неситауджатахет и ряда других артефактов в Музей изящных искусств при Новороссийском университете20. Согласно описи древностей дара хедива, составленной Деревицким перед рассылкой предметов, данный саркофаг имел № 4. На внешней стороне подножья саркофага приклеена бумажная этикетка с надписью рукой Деревицкого: «В Императорский Новороссийский университет. Саркофаг № 4» (рис. 3). Насколько нам известно, это единственная подобная этикетка, сохранившаяся in situ на памятниках «российского лота». Ее аналогом может служить этикетка на женском анонимном21 саркофаге Национального музея в Варшаве (MNW nr inw. 236806, старый номер: 141 988): «В Императорский Варшавский университет. № 6. Саркофаг», которая приводит номер саркофага по той же описи Деревицкого22 и служит надежным подтверждением происхождения этого памятника из Бāб эль-Гусӯс23 (рис. 4). Однако в ходе реставрационных работ, проводившихся с саркофагом в 1990-х годах, этикетка была отклеена, и теперь ее фрагмент хранится в архиве Варшавского Национального музея24. На саркофаге Неситауджатахет на лицевой поверхности крышки сохранились также две каирские этикетки (рис. 2). На одной указан номер саркофага по Journal dEntrée (29712) и его нумерация по Даресси (96 120), а на второй – только номер комплекта по отчету Даресси (96).
14. ГАОО. Ф. 2. Оп. 1–1893. Д. 2022. Л. 4, 13.

15. ГАОО. Ф. 2. Оп. 1–1893. Д. 2022. Л. 10; Tarasenko 2018, 351, рис. 11; 387 (Приложение 4).

16. ГАОО. Ф. 2. Оп. 1–1893. Д. 2022. Л. 14; Tarasenko 2018, 352, рис. 12; 388 (Приложение 5).

17. Этот эпизод в научной карьере А.Н. Деревицкого оказался незаслуженно забытым, хотя, возможно, имел для нее весьма важное значение (Tarasenko 2018, 324).

18. О нем см. Izbash 2005, 45; Nepomnyashchyy 2011, 99–105; Nepomnyashchiy 2016, 201–219.

19. Полный список мест, куда были отправлены древности из лота № 6, см. Tarasenko 2016a, 55–56; 2018, 319–320.

20. В связи с поступлением древнеегипетских артефактов заведение получает новое название: «Музей изящных искусств и древностей». Об истории этого музея см. Levchenko, V.V., Levchenko, G.S. 2002, 105–113.

21. Имя хозяйки саркофага &Ay-Axwt, приведенное в его первом издании (Dąbrowska-Smektała 1967, 7), не числится в списке имен погребенных в тайнике Бāб эль-Гусӯс (Lieblein 1892; Daressy 1907) и скорее всего является искажением эпитета умершей с формой Axw.

22. Tarasenko 2018, 369, рис. 16б; 393.

23. Dąbrowska-Smektała 1967, 7, pl. 1. В отличие от одесского саркофага, на варшавском саркофаге она была наклеена в изголовье.

24. Устное сообщение А. Нивиньского.
7 В коллекцию Одесского историко-археологического музея (ныне ОАМ) внешний саркофаг Неситауджатахет был передан в 1924 г. в связи с расформированием университетского музейного собрания25. Первоначально он получил инвентарный номер 2, а в послевоенное время – 52976.
25. В музейной карточке датой поступления, однако, указан 1920 г. Н.В. Лаврентьева допускает неточность, указывая, что этот саркофаг был передан в Одессу из Киева (Lavrentyeva 2015, 120, прим. 18; 2016, 225, прим. 10). В действительности он никогда не покидал Одессу, а в Археологический музей при Киевском университете Св. Владимира в 1894 г. был передан другой саркофаг из дара хедива, принадлежавший Несмут (Nc-Mw.t). В 1959 г. саркофаг Несмут был возвращен в Одессу (ОАМ № 71695). См. Berlev, Hodjash 1998, 14 (10); Tarasenko 2018, 328–331.
8 Имя, генеалогия и титулы Неситауджатахет. Имя Неситауджатахет (Nsj-tA-wDA.t-Ax.t)26 фиксируется исключительно в источниках Третьего переходного периода, начиная с ХХI династии. Достоверно идентифицируются две особы, носившие это имя: жрица XXI династии, погребенная в Бāб эль-Гусӯс, и супруга верховного жреца Амона Шешонка (II) Миамуна, сына царя XXII династии Осоркона I (924−890 гг. до н.э.)27.
26. Lieblein 1892, 999; Ranke 1935, 179 (12).

27. Kitchen 1986, 307 (§ 265); Dodson, Hilton 2004, 212, 215, 221; Dodson 2012, 97.
9 Время жизни интересующей нас жрицы приходится на середину XXI династии, а умерла она в период правления Псусеннеса I / понтификат Менхеперре (1039–993 гг. до н.э.). В отчете Даресси приведена надпись, обнаруженная на кожаных нашивках мумии Неситауджатахет28, в которой упоминается Менхеперуре: Scr iri.n Hm-nTr tp(y) n Imn-Ra Mn-xpr-Ra mAa-xrw nswt nb tA.wy Перевод. Ткань, изготовленная верховным (букв. «первым») жрецом Амона-Ра Менхеперре, правогласным, царем, владыкой Обеих земель ///29.
10 Сводка вариантов написания имени на ее памятниках приведена в табл. 1. Данных о семье Неситауджатахет на памятниках из Бāб эль-Гусӯс не содержится, однако в неопубликованном иератическом папирусе Книги мертвых Падихонсу30PA-diw-¢ncw (Ranke 1935, 125 (21)), основной титул: it nTr in #ncw-m-Was.t Nfr-Htp – «божий отец Хонсуемуасета-Неферхотепа».]]] (pLondon BM EA 1031231) его матерью названа Неситауджатахет (), а отцом – Иуефенхонсу32 ( Iw=f-n-¢ncw33)34. Поскольку документ датируется поздней XXI династией, вероятность тождества этих женщин очень высока, и в этом случае нам становятся известны имена мужа и сына Неситауджатахет: это Иуефенхонсу и Падихонсу.
11 Полная титулатура Неситауджатахет засвидетельствована на ее внутреннем саркофаге (Казань, Национальный музей республики Татарстан, инв. № КП-5404/1) и на ее погребальных папирусах (Cairo J.E. 95660; S.R. IV. 558 и Cairo S.R. VII. 11497): nb.t pr Smay.t n Imn-Ra nswt nTr.w Hs(y.t) n pA a n Mw.t wr.t nb.t ISrw – «владычица дома, певица Амона-Ра, царя богов, музыкантша35 Мут, великой владычицы Ашеру». Ее детальный и исчерпывающий анализ был проведен В.А. Большаковым36.
35. Титул Hsy.t можно перевести и как «певица» (Bolshakov 2017, 200–202). Подробнее о титулах Smay.t и Hsy.t и функциях его владелиц см. Naguib 1990, 232–239; Teeter 1995, 195–203; Ritner 1998, 85–90; Onstine 2005; Teeter 2009, 25–29; Koch 2012, 188–195.

36. Bolshakov 2017, 199–202. См. также: Naguib 1990, 255 (46).
12 История изучения погребального инвентаря Неситауджатахет. Надписи на внутреннем саркофаге Неситауджатахет были частично опубликованы Б.А. Тураевым в его описании коллекции Музея при Казанском университете в 1903 и 1904 гг.37 Позднее Тураев посетил и Одессу, где произвел описание коллекции музея ООИД38, однако памятники университетского музея, в числе которых был внешний саркофаг Неситауджатахет, остались вне сферы его внимания39.
37. Turaev 1903, 2–7; 1904, 082−087.

38. Turaev 1912, 72–90.

39. О коллекции этого музея Тураев упоминает лишь вскользь, при этом отмечая в ней только «хороший расписной греческий саркофаг эпохи XXI дин.» (Turaev 1914, 33), под которым явно подразумевается саркофаг Неситауджатахет. Характеристика «греческий» – явная редакторская корректура, и скорее всего имелся в виду «жреческий». Подобное «исправление» есть в еще одном месте, где хозяйка другого саркофага, Несмут, названа особой «из фиванского греческого персонала ХХ–XXI дин.» (Turaev 1914, 27).
13 В 2016–2017 гг. внутренний саркофаг Неситауджатахет был детально изучен В.А. Большаковым, который ввел в научный оборот его пространное описание, анализ декоративного оформления, фотографии и полный комплекс надписей. Он также проанализировал титулатуру Неситауджатахет и дал краткий обзор ее погребального инвентаря, основываясь на сводке Д. Эстона40.
40. Bolshakov 2017, 176–209.
14 Внешний саркофаг Неситауджатахет в дореволюционный период не изучался41. В межвоенный период его детально исследовал одесский египтолог С.В. Донич. Свои результаты он изложил на методическом собрании музея в мае 1938 г., и они были в сжатой форме опубликованы в газете «Черноморская коммуна» от 4 сентября 1938 г. («Саркофаг єгіптянки Несі-Та-Ведзат-Ах»). Донич предложил перевод ее имени – «Та, что принадлежит Полному Месяцу», «Полномесячная» – и сопоставил его с распространенным на современном Ближнем Востоке и в Закавказье сравнением женщины с Луной («Луноликая» у Шота Руставели)42. Полная публикация этого памятника, изучению которого Донич посвятил многие годы, должна была выйти в «Записках Государственного исторического музея в Одессе» за 1941 г., но начавшаяся война не позволила появиться этому изданию43.
41. См. прим. 39.

42. См. также: Smirnov 2013, 180, 182.

43. По документам РА НФ ОАМ.
15 Фотографии и описания внешнего саркофага Неситауджатахет воспроизводились в публикациях, каталогах и путеводителях по ОАМ советского периода. В ряде случаев он был некорректно датирован XXII династией44, поскольку Неситауджатахет нередко идентифицировали с женой верховного жреца Амона Шешонка (II) Миамуна45. Тождество этих жриц исключено, поскольку Неситауджатахет, хозяйка одесского и казанского саркофагов, умерла до конца правления Сиамуна (959−945 гг. до н.э.), при котором был запечатан тайник Бāб эль-Гусӯс и она не может быть сопоставлена со своей тезкой, жившей во второй половине X в. до н.э.46
44. Ср., например, Dokont 1965, 206–207; Dzis-Rayko 1983, 96 (193), 181 (193). Отметим также, что в некоторых российских музейных изданиях встречается путаница между саркофагами Неситауджатахет и Несмут (ОАМ № 71695). Так, в каталоге выставки «Древнеегипетские памятники в музеях СССР» (Москва, 1991 г.) саркофаг Неситауджатахет ошибочно идентифицирован как саркофаг Несмут (Berlev, Hodjash 1991, 9, рис. 31).

45. См. прим. 27.

46. Berlev, Hodjash 1998, 11.
16 В 1983 г. была закончена подготовка каталога египетской коллекции ОАМ О.Д. Берлева и Н.Г. Доконт, но он так и не увидел свет47. Лишь в 1998 г. оба саркофага Неситауджатахет были опубликованы О.Д. Берлевым и С.И. Ходжаш в сводном каталоге египетских древностей в музеях бывшего СССР48, но следует отметить отсутствие в этом каталоге воспроизведения иероглифических надписей и их транслитерации, а также не всегда высокое качество фотографий памятников.
47. Хранится в РА НФ ОАМ. Ср. Berlev, Hodjash 1998, XII.

48. Berlev, Hodjash 1998, 10–12 (8), pl. 26–27 (II, 8).
17 В мае 2018 г. внешний саркофаг Неситуджатахет был исследован А. Нивинским (Варшава), Н.В. Лаврентьевой (Москва) и автором этой статьи в рамках подготовки издания памятников «российского лота» Бāб эль-Гусӯс.
18 Как отмечалось выше, попытку системного изучения погребального инвентаря фиванского жречества времени Третьего переходного периода предпринял Д. Эстон, в том числе он предложил и обзорную сводку по инвентарю Неситауджатахет49, которая, как будет показано ниже, нуждается в уточнениях и коррективах.
49. Aston 2009, 180 (TG 769).
19 Кроме того, часть предметов из погребального инвентаря Неситауджатахет была опубликована в различных изданиях и каталогах, однако без попыток обобщения данных о самом комплексе. Ссылки на эти публикации мы будем делать по мере обзора этих объектов. Фотографическое воспроизведение отдельных вещей Неситауджатахет, в частности ее погребальных папирусов, приводится в этой статьей впервые.
20 Внешний саркофаг (ОАМ № 5297650; табл. I–II). Дерево, роспись51. Тип крышки II-c по Нивинскому52; тип саркофага IA по Эстону53.
50. Dokont 1965, 206−207, 209, рис. 1, 2–3; Patokova et al. 1970, 62; 1975, 22 (+ цв. вкл. между с. 14−15); Dzis-Rayko 1983, 96−97 (193); PM 2I.2, 639; Niwiński 1988, 161–162 (317); pl. XVII, A; Berlev, Hodjash 1998, 10–12 (8), pl. 26–27 (II, 8); Tarasenko 2106b, 517–526.

51. На саркофаге сохранилась богатая роспись, содержащая различные мифологические сцены (в частности отделения неба от земли) и виньетки Книги мертвых (глава 148, сцена загробного Суда) (Totenbuchprojekt Bonn, TM 135422, ).

52. Niwiński 1988, 161–162 (317).

53. Aston 2009, 180 (TG 769); 270, fig. 5, IA; 271–272.
21 Имя владельца на памятнике: Nsj-tA-wDA.t-Ax.t. Следует подчеркнуть, что этот саркофаг не был изготовлен специально для Неситауджатахет, а принадлежал к числу объектов, изготавливавшихся для продажи54. На лицевой поверхности хорошо читаемое имя хозяйки и ее титулы вписаны в специально отведенное место, причем заметно, что концовка знаков имени накладывается на начало заупокойной формулы (см. табл. II, 4). Мнение Берлева о том, что имя хозяйки пытались соскоблить с саркофага для его вторичного использования55, скорее всего не соответствует действительности, а блеклый цвет надписи, видимо, объяснятся тем, что его наносили уже на расписанную и давно высохшую поверхность крышки саркофага.
22 Титулы владельца на памятнике: nb.t pr Smay.t n Imn – «владычица дома; певица Амона».
23 Внутренний саркофаг56 (Казань, Национальный музей Республики Татарстан, Инв. КП-5404/157; рис. 5–7)58. Дерево, роспись. В описи Даресси и Journal dEntrée Каирского музея внутренний саркофаг Неситауджатахет числился под теми же номерами, что и внешний (А.96 и Cairo J.E. 29712). В 1894 г. оба саркофага прибыли в Одессу, но внутренний было решено направить в музей при Казанском университете, куда он и был доставлен в 1895 г.59 В настоящее время саркофаг хранится в Казани в фондах Национального музея республики Татарстан. Отметим, что в отличие от внешнего внутренний саркофаг был изготовлен специально для Неситауджатахет, ее титулы и имя сохранились в нескольких сегментах декора как крышки, так и ящика60.
56. В сводке Эстона не учтен (Aston 2009, 180 (TG 769)).

57. По Берлеву: № 11605 (Berlev, Hodjash 1998, 12 (9)).

58. Turaev 1904, 082–087; Berlev, Hodjash 1998, 12−14 (9); pl. 27–28; Bolshakov 2017.

59. См. Tarasenko 2018, 331–332, 363, рис. 19. Интересно, что в 1905 г. А.Н. Деревицкий, заведовавший распределением древностей из дара хедива, перебрался в Казань, куда он был назначен попечителем учебного округа (Izbash 2005, 47).

60. Bolshakov 2017, 199.
24 Имя владельца на памятнике: Nsj-tj-wDA.t-Ax(.t).
25 Титулы владельца на памятнике: nb.t pr Smay.t n Imn-Ra nswt nTr.w Hsy.t n pA a n Mw.t wr.t nb.t ISrw – «владычица дома; певица Амона-Ра, царя богов; музыкантша Мут, великой владычицы Ашеру».
26 Мумийная крышка (Воронеж, Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского, инв. № 2; рис. 8)61. Дерево, роспись. Прибыла в Одессу вместе с саркофагами в 1894 г. и была отправлена в коллекцию музея при Юрьевском университете (ныне Тартуский университет в Эстонии) в 1895 г. В 1916 г. в связи с боевыми действиями Первой мировой войны древности и произведения искусства были эвакуированы из Юрьева в Воронеж62. Происхождение этой крышки из дара хедива было установлено еще Тураевым63. Берлев указал, что крышка относится к одному из трех женских саркофагов из лота № 6, но поскольку мумийная крышка к саркофагу Иуесанх (ГМИИ I.1.a 6800), как он полагал, базируясь на данных Нивинского, находится в коллекции Национального археологического музея в Афинах (Инв. № 3377)64, предположил, исходя из портретного и стилистического сходства, что воронежскую крышку следует отождествлять именно с комплектом Неситауджатахет65. В действительности, как нам любезно сообщила д-р Турна (Eleni Tourna, Athens), в Афинах по номером 3337 хранится не крышка, а внутренний саркофаг Иуесанх из «греческого лота» № 12 Бāб эль-Гусӯс66, что вновь возвращает нас к вопросу идентификации хозяйки воронежской мумийной крышки.
61. В сводке Эстона не учтена (Aston 2009, 180 (TG 769)).

62. См. Kalling et al. 2006.

63. Turaev 1899, 154, 159 (43).

64. Niwiński 1988, 105 (No. 10).

65. Berlev, Hodjash 1988, 17 (12).

66. Этот саркофаг не опубликован и не экспонируется.
27 Ящик для ушебти (Санкт-Галлен, Историко-этнологический музей, инв. № GH C 730.86; рис. 9). Дерево. Тип V по Эстону67. Это предмет из «швейцарского лота» № 9 Бāб эль-Гусӯс68.
67. Aston 1994, 27–29, 45, pl. 4, 5; 2009, 180 (TG 769); 364–367, fig. 46.

68. Schlögl, Brodbeck 1990, 205 (127a).
28 Имя владельца на памятнике: Nsj-tj-wDA.t-Ax(.t). Титулы владельца на памятнике: nb.t pr Smay.t n Imn-Ra (nswt) nTr.w – «владычица дома, певица Амона-Ра, (царя) богов».
29 Ушебти. «Голубой» фаянс, тип VIIIB1 (W19, H1, I5, B12b) по Шнайдеру69; тип B/iii/a по Эстону70. Вышеупомянутый ящик предназначался для хранения 45 ушебти71. В ходе распределения они были разделены между различными лотами, а часть осталась в Каире. На сегодняшний день нам удалось установить местонахождение 43 погребальных статуэток Неситауджатахет72, которые находятся в 18 музеях 13 стран:
69. Schneider 1977, II, 130; III, fig. 28.

70. Aston 2009, 180 (TG 769); 356; 357, fig. 42B; 360.

71. 42 ушебти (голубой фаянс, без надписей), которые в настоящее время хранятся в данном ящике, относятся к более позднему времени (тип К по Эстону (Aston 2009, 358–359, 360, fig. 45K)) и не имеют никакого отношения к первоначальному содержанию данного контейнера (Aston 2009, 180 (TG 769)).

72. Эстон насчитывает 49 (!) ушебти Неситауджатахет, из них 34 в Каирском музее и 15 в европейских музеях (Aston 2009, 180 (TG 769)). Однако, во-первых, такое число статуэток не могло уместиться в ящике для ушебти, а во-вторых, приведенное количество ушебти Неситауджатахет в Каирском музее нам кажется явно преувеличенным: с уверенностью можно говорить только о 15 ушебти интересующей нас персоны в данном собрании.
30 – Египетский Музей древностей, Каир (15 шт.): Cairo CG 46962–46975, 4830573. – Лот № 1 (Франция) (4 шт.): Louvre E 22083 (EG 226) (табл. III, 1)74; Musée Bargoin, Col. Clermont-Ferrand No. 3173 (табл. III, 5)75; Roanne No. 289 (табл. III, 3), 295 (табл. III, 2). – Лот № 4 (Великобритания) (3 шт.): London BM EA 24883 (1893,1014.83); London BM EA 24884 (1893,1014.84); London UC Petrie Museum № 39904 (табл. III, 6). – Лот № 5 (Италия) (4 шт.): Florence, Egyptian Museum Nos. 8600, 8601, 8620; Milan No. 346. – Лот № 7 (Германия) (3 шт.): Berlin ÄM 11910 (2 шт.)76. – Лот № 8 (Португалия) (1 шт.): Lisbon No. 2507-9A/B. – Лот № 9 (Швейцария) (2 шт.): St. Gallen No. 730.19 (табл. III, 4)77; Basel No. III 601 (табл. III, 7)78. – Лот № 10 (США) (2 шт.): Washington No. A154925. – Лот № 11 (Нидерланды) (2 шт.): Leiden F 93/10.61 (табл. III, 8); F 93/10.6279. – Лот № 13 (Испания) (3 шт.): Madrid Nos. 18296, 18297 и 18294. – Лот № 15 (Бельгия) (1 шт.): Bruxelles E 5415. – Лот № 16 (Дания) (2 шт.): Copenhagen 3993, 3994. – Лот № 17 (Ватикан) (1 шт.): Vatican 55125 (табл. III, 9)80.
73. Newberry 1930, 60–61; 1957, 412.

74. Aubert 1998, 79 (27), 110.

75. См. также: Dautant, Escobar, Jamen 2017, 126, fig. 3 (B).

76. Roeder 1924, 319. В Берлинском музее хранилось еще три ушебти, принадлежавших Неситауджат(ахет): ÄM 7596, 7598, 7599. В 1877 г. они были подарены музею одним из участников экспедиции Р. Лепсиуса, следовательно, они не происходят из Бāб эль-Гусӯс и принадлежат другой женщине со схожим именем Nsi-T-wDA.t(-Ax.t); см. Roeder 1924, 387. Ушебти ÄM 7596, 7598 находятся в реставрации, а ушебти ÄM 7599 было утрачено в 1945 г. Мы признательны за эту информацию Я. Мойе (Dr. Jan Moje, Berlin).

77. Ср. Schlögl, Brodbeck 1990, 204 (127).

78. Ср. Schlögl, Brodbeck 1990, 214 (137a); имя хозяйки ушебти некорректно транслитерировано как Ns-Mw.t.

79. Schneider 1977, II, 130 (4.3.1.55).

80. Grenier 1996, 75 (Cat. 110); pl. XLVI (110).
31 Отдельный вопрос, входили ли ушебти Неситауджатахет в состав «российского лота» Бāб эль-Гусӯс. Согласно описи лота, сопровождавшей дар хедива, Россия все-таки получила ушебти «Nesi ta ouza khou», т.е. Неситауджатахет (№ 19)81. Поскольку в описи Службы древностей приводится 46 имен владельцев статуэток, а в действительности прибыло 92 единицы статуэток, в состав дара входило по два ушебти каждого индивида, что подтверждается и комплектацией других лотов82. Однако ни в одном из установленных мест поступления частей лота № 6 ушебти Неситауджатахет пока выявить не удалось83.
81. Berlev, Hodjash 1998, 113; Krol 2017, 999; 2018, 305; Tarasenko 2018, 347, рис. 9в; 379, 382.

82. Ср. Dautant, Escobar, Jamen 2017.

83. Нельзя исключать, что ушебти Неситауджатахет могли быть отправлены Деревицким в Музей изящных искусств и древностей при Харьковском университете, и в таком случае эти памятники утрачены навсегда.
32 Только в собрании ОАМ имеется одно ушебти, принадлежавшее особе с именем Неситауджатахет (инв. № 52539)84. Это ушебти сильно повреждено, сохранилась только нижняя часть с фрагментом имени [Nsj]-T-wDA.t-(Ax.t) (табл. III, 11). В РА НФ ОАМ имеется рукописный каталог египетских древностей ОАМ (ОГИАМ), составленный С.В. Доничем в 1941 г. (в НФ был сдан в 1945 г.). В нем данное ушебти имеет инв. № 58485. Рукопись сохранила описание памятника целиком и полную надпись: Wsir nb(.t) pr Nsj-T-wDA.t-(A)x.t – «Осирис, владычица дома, Неситуджат(а)хет». Важно и то, что в описании Донича имеется пометка: «В ногах склеен». Это позволяет предположить, что ушебти реставрировалось, но развалилось по линии склеивания уже, видимо, в военное время86. К счастью, в РФ НА ОАМ среди фотографий, которые прилагались к данному рукописному каталогу, нам удалось обнаружить довоенную фотографию ушебти Неситауджатахет в неповрежденном виде, что позволяет увидеть его первоначальный вид (табл. III, 10). Тем не менее, судя по каталогу Донича, данное ушебти происходит из коллекции музея ООИД, а не из Университетского музея, где до 1924 г. находились древности из Бāб эль-Гусӯс. Его номер в инвентарной книге Музея ООИД – XI.4187.
33 Это же ушебти описал в 1912 г. Б.А. Тураев, прочитавший имя на нем как ©s-m-wdA (?)88. Причину такого прочтения частично объяснил О.Д. Берлев, уже правильно транслитерировавший имя как [Nj-sj]-tA-wDA-Axt89 как : «The element Axt is spelt with “horizon”, which is most unusual, but the sign is clear» (Berlev, Hodjash 1998, 91 (56)). Есть случаи, где на ушебти Неситауджатахет для Ax.t в имени выписаны «урезанные» формы вместо , как, например, на фигурке Roanne № 295 (см. табл. III, 2).]]]. Особенностью написания имени на этом памятнике является использование знака T90 вместо t. Этот случай не уникален, и полные аналогии по форме имени для одесского ушебти представлены на статуэтках из Берлинского музея ÄM 7596, 7598 и 759991, к тому же на этих ушебти, как и на одесском экземпляре, выписан титул nb(.t) pr – «владычица дома»92. Но вместе с тем подчеркнем, что указанные берлинские ушебти принадлежали другой особе, поскольку были привезены в Германию одним из участников экспедиции Р. Лепсиуса 1842–1845 гг. Таким образом, принадлежность ушебти ОАМ № 52539 к числу древностей из дара хедива выглядит крайне сомнительной, если только часть ушебти, включая указанное, не была передана из университета в музей ООИД, но документы, которые подтверждали бы это, нам неизвестны93. По всей видимости, ушебти ОАМ № 52539, как и ушебти Berlin ÄM 7596, 7598 и 7599, принадлежит жрице XXI династии с именем Nsj-T-wDA.t-Ax.t, чье погребение было обнаружено задолго до открытия тайника в Бāб эль-Гусӯс94. То есть можно говорить об идентификации третьей особы, носившей имя Неситауджатахет (Nsj-T-wDA.t-Ax.t) и умершей, вероятно, в начале правления XXI династии.
34 Избранные варианты написания имени владельца на ушебти: Nsj-tA-wDA.t(-Ax.t) (Leiden F 93/10.61); ; Nsj-tw-wDA.t(-Ax.t)? (Cairo CG 46962–46975)95; > . К сожалению, отсутствие фотографий ушебти в его публикации не позволяет это проверить. Сводку по другим ушебти, имена на которых имеют более существенные разночтения (Nsy-wDA.t, &A-wDA.t, WDA.t), см. Schneider 1977, II, 130 (4.3.1.54).]]]; (Musée Bargoin, Clermont-Ferrand No. 3173).
35 Сердечный скарабей. Серпентин. Даресси упоминает этот предмет из «зеленого базальта» в числе вещей, найденных на мумии Неситауджатахет96. По всей видимости, именно этот скарабей хранится в Археологическом музее Загреба97 (inv. no. E-54; рис. 10), но точной информации о его происхождении, к сожалению, нет (возможно, он из «австрийского лота» № 2, либо был приобретен позднее в Зале продаж при Каирском музее древностей). Помимо имени и титулов на скарабее выписан фрагмент 30-й главы Книги мертвых.
96. «…sur la poitrine on a trouvé un scarabée et un cœur en basalte vert» (Daressy 1907, 30 (96)).

97. Monnet Saleh 1970, 94; Uranić 2007, 222 (504).
36 Имя владельца на памятнике: Nsj-tA-wdA.t-Ax(.t). Титулы владельца на памятнике: nb.t pr Smay.t n Imn-Ra nswt nTr.w – «владычица дома, певица Амона-Ра, царя богов».
37 Дощечка с воском для мумификации. Д. Эстон упоминает о наличии этого предмета (wax embalmer’s plaque) в погребальном инвентаре Неситауджатахет, но не уточняет ни его современное местонахождение, ни музейный инвентарный номер98. По всей видимости, этот объект находится в фондах Музея древностей в Каире либо утерян.
98. Aston 2009, 180 (TG 769).
38 Погребальные папирусы. Это наиболее интригующая часть инвентаря Неситауджатахет. Дело в том, что в Музее древностей в Каире хранится два неопубликованных «мифологических папируса», принадлежавших Неситауджатахет, с очень схожей стилистикой изображений, иконографическим построением, орфографией имен и набором титулов. А. Нивинский относит оба свитка к типу A.III.1b, для которого характерны наличие с правой стороны вступительной виньетки, являющейся неотъемлемой частью свитка; преобладание изобразительного компонента; наличие сцен, восходящих к Книге мертвых, совмещающихся с новыми иконографическими мотивами. Документы этого типа получают распространение при понтификате Менхеперре и продолжают свое существование до конца правления XXI династии99.
99. Niwiński 1989a, 197–203.
39 1) Cairo J.E. 95660; S.R. IV. 558100 (табл. IV, 1). Имя владельца на памятнике (выписано трижды в разных сегментах свитка и имеет два варианта): Nsj-tA-wdA.t=s-Ax.t=s101 и Nsj-tA-wdA.t-Ax.t.
40 Титулы владельца на памятнике (как и имя, дублируются трижды): nb.t pr Smay.t n Imn-Ra nswt nTr.w Hsy.t n pA a n Mw.t wr.t nb.t ISrw – «владычица дома, певица Амона-Ра, царя богов, музыкантша Мут, великой владычицы Ашеру»102.
102. Самая полная запись в среднем сегменте.
41 2) Cairo S.R. VII. 11497103 (табл. IV, 2). Имя владельца на памятнике (выписано четыре раза и имеет два варианта): Nsj-tA-wdA.t-Ax.t104и . Символы лотоса (,, – GSL M2) являются здесь идеограммами приставки mAa-xrw «правогласный», добавлявшимися исключительно к женским именам умерших начиная с XVIII династии (Gessler-Löhr 1990, 25–43).]]]; Nsj-tA-wdA.t-Ax.t=s105.
42 Титулы владельца на памятнике (выписаны четыре раза): nb.t pr Smay.t n Imn-Ra nswt nTr.w Hsy.t n pA a n Mw.t wr.t nb.t ISrw – «владычица дома, певица Амона-Ра, царя богов, музыкантша Мут, великой владычицы Ашеру»106.
106. Полная запись титулов дублируется дважды, около вступительной виньетки (хозяйка свитка перед Ра-Хорахти и Серкет (Lenzo Marchese 2004, 61)) и в третьем (справа) сегменте. В последнем сегменте вместо Mw.t wr.t nb.t ISrw – «Мут, великая владычица Ашеру», выписано Mw.t nb.t p.t – «Мут, владычица неба».
43 Проведенное сопоставление позволяет утверждать, что оба свитка, несомненно, принадлежали одной и той же жрице. При этом Даресси упоминает лишь один папирус (Книгу Ам-Дуат), который был найден в саркофаге А.95 между ног мумии107. В то же время Берлев сообщает о принадлежавшей Неситауджатахет статуэтке Осириса с Книгой мертвых в Египетском музее в Каире108. Подобные статуэтки Осириса (или Птах-Сокар-Осириса) действительно часто встречаются в погребальном инвентаре Третьего переходного периода109 (рис. 11)110. Только в тайнике Бāб эль-Гусӯс было обнаружено 77 таких статуэток111, причем вплоть до недавнего времени в научной литературе из них была описана лишь одна (!)112. К сожалению, в большинстве случаев эти статуэтки анонимны113, что делает почти невозможной идентификацию статуэтки Неситауджатахет.
107. Daressy 1907, 30 (96): «entre les jambes reposait un livre de l’Am-duat».

108. Berlev, Hodjash 1998, 11.

109. Raven 1978–1979, 251–296; Aston 2009, 302–304; 2011, 11 (IA, IB).

110. Leiden Wijngaarden 1932 no. 33; Aston 2009, 303, fig. 16 (IC).

111. Aston 2009, 304 (Type ІС).

112. Daressy 1902, 160 (CLXXXIX).

113. Aston 2009, 304.
44 Как правило, в таких статуэтках помещалась Книга мертвых распространенного типа BD.I.2 по Нивинскому114 (документы, выписывавшиеся иератикой и лишенные иллюстраций, кроме вступительной виньетки)115. В период ХХІ династии усопших было принято сопровождать двумя (иногда и более) погребальными папирусами. Один клали в потаенное место между пеленами мумии, и такой свиток предназначался для сокрытого, невидимого мира Дуата. Это были папирусы категории Ам-Дуат (mDA.t imy _wA.t – «Книга Ам-Дуат»). Свитки же Книги мертвых, по своему титулу (prt m hrw – «Выход в день») предназначенные для видимой части мироздания, ассоциируемой с Ра, вкладывали в статуэтки Осириса, которые в погребении помещались у изголовья саркофага116. В этом, кстати, можно увидеть и проявление получившей в это время распространение идеи солярно-осирического синкретизма117.
114. Aston 2009, 10.

115. Niwiński 1989a, 113–118.

116. Подробнее см. Niwiński 1989a, 106–109.

117. См. Niwiński 1989b, 89–106.
45 Примечательно, что для Неситауджатахет было изготовлено два погребальных свитка одинаковой категории (Ам-Дуат), один из которых поместили на мумию, а другой – в сопроводительный инвентарь. Это случай редкий, но не уникальный. Можно указать на еще два аналогичных примера, зафиксированных в Бāб эль-Гусӯс. Первый – это «мифологические папирусы» Несихонсу (из комплекта А.42 по Даресси), того же типа А.ІІІ.1b, что и у Неситауджатахет118: pCairo J.E. 36465; S.R. IV. 544119 и pLuxor J.25120. Второй – «мифологические папирусы» Херубен (из комплекта А.133 по Даресси)121: pCairo S.R. VII. 10256122 и pCairo J.E. 31986; S.R. VII. 10254123. При этом очевидно, что на мумию Неситауджатахет положили папирус Cairo S.R. VII. 11497, поскольку в нем перед вступительной виньеткой сохранилась вертикальная приписка линейными иероглифами: с tA mDA.t imy _wA.t – «Книга Ам-Дуат» (табл. IV, 3), что соответствует описанию Даресси. На папирусе Cairo S.R. IV. 558 подобной приписки нет, так что он мог быть вложен в статуэтку Осириса124.
46 Подводя итог, подчеркнем, что древности из Бāб эль-Гусӯс сейчас стали предметом внимания международной команды специалистов125, но они продолжают оставаться крайне сложной темой, учитывая, что артефакты из этого тайника разошлись по множеству музеев различных стран. Нам удалось собрать данные о практически полном комплекте погребального инвентаря фиванской жрицы Неситауджатахет, сегодня оказавшегося распределенным между 22 музеями 14 государств. В данной статье мы представили часть будущей комплексной публикации памятников «российского лота» № 6 Бāб эль-Гусӯс, которая сейчас готовится. Не менее важным и актуальным остается сбор данных по погребальному инвентарю двух других жриц, чьи памятники попали в этот лот, – Несмут (Nc-Mw.t) и Иуесанх (Iw=s-anx).
125. Международный проект «The Gate of the Priests. Bab el-Gasus Project: Funeral pragmatics of the Ancient Egyptian (religious) elite in the Third Intermediate Period» (University of Coimbra, Portugal) (http://www.uc.pt/en/iii/research_centers/CECH/projetos/gate_of_the_priests).
47 Таблица 1 Варианты написания имени Nsj-tA-wdA.t-Ax.t на памятниках
48
Памятник Имя
1 Внешний саркофаг ОАМ № 52976
2 Внутренний саркофаг Казань, № КП-5404/1
3 Ящик для ушебти St. Gallen Inv.-Nr. C 730.86
4 Ушебти Leiden F 93/10.61
5 Ушебти Cairo CG 46962–46975 , ,
6 Ушебти Bargoin, Clermont-Ferrand No. 3173
7 Сердечный скарабей Zagreb inv. no.
8 Погребальный папирус Cairo J.E. 95660; S.R. IV. 558
9 Погребальный папирус Cairo S.R. VII. 11497
10 Погребальный папирус London BM EA 10312

Библиография

1. Amenta, A., Guichard H. (eds.) 2017: Proceedings: The First Vatican Coffin Conference, 19–22 June 2013. Vol. I–II. Vatican.

2. Aston, D.A. 1994: The Shabti Box: a typological study. Oudheidkundige Mededelingen uit het Rijksmuseum van Oudheden te Leiden 74, 21–54.

3. Aston, D. 2009: Burial Assemblages of Dynasty 21–25. Chronology – Typology – Developments. (Denkschriften der Gesamtakademie, LIV; Contributions to the Chronology of the Eastern Mediterranean, XX). Wien.

4. Aston, D. 2011: Theban funerary customs ca. 950–650 BC. In: Z. Hawass, T. Bács, G. Schreiber (eds.), Proceedings of the Colloquium on Theban Archaeology at the Supreme Council of Antiquities, November 5, 2009. Cairo, 9–32.

5. Aston, D.A. 2017: “The Third Cache” – myth or reality? In: C. Jurman, B. Bader, D.A. Aston (eds.), A True Scribe Of Abydos. Essays on First Millennium Egypt in Honour of Anthony Leahy. (Orientalia Lovanensia Analecta, 265). Leuven.

6. Aubert, L. 1998: Les statuettes funéraires de la deuxième Cachette à Deir el-Bahari. Paris.

7. Bab el-Gasus in Context 2016: Egyptian Funerary Culture during the 21st Dynasty. 19–20 September 2016, Lisbon. Book of Abstracts. Lisbon.

8. Берлев, О.Д., и др. (сост.). Путь к бессмертию. Памятники древне-египетского искусства в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина. Каталог выставки. Москва, 2002.

9. Берлев, О.Д., Ходжаш, С.И. Древнеегипетские памятники из музеев СССР. Каталог выставки. М., 1991.

10. Berlev, O., Hodjash, S. 1998: Catalogue of the Monuments of Ancient Egypt from the Museums of the Russian Federation, Ukraine, Bielorussia, Cau-casus, Middle Asia and the Baltic States. (Orbis Biblicus et Orientalis, 17). Göttingen.

11. Большаков, В.А. 2017: Саркофаг жрицы Nsy-tA-wDAt-Axt из собрания Национального музея Республики Татарстан. ВДИ 77/1, 2017. С. 176–209.

12. Daressy, G. 1900: Les sépultures des prêtres d’Ammon à Deir El-Bahari. Annales du Service des Antiquités de l’Égypte 1, 141–148.

13. Daressy, G. 1902: Notes et remarques. Recueil de Travaux Relatifs à la philologie et à l’archéologie égyptiennes et assyriennes 24, 160–167.

14. Daressy, G. 1907: Les cercueils des prêtres d’Ammon (2e trouvaille de Deir el-Bahari). Annales du Service des Antiquités de l’Égypte 8, 3–38.

15. Daressy 2017: Daressy: un savant, des archives. Trente-six années en Égypt au tourтant du XXe siècle. Paris.

16. Dąbrowska-Smektała, E. 1967: Coffin of Tay-akhuth, Chantress of Amūn-Re. Rocznik Orientalisticzny XXX (2), 7–17.

17. Dautant, A., Escobar, M., Jamen, Fr. 2017: Distribution and current location of the French Lot from the Bab el-Gasus Cache. In: A. Amenta, H. Guichard (eds.), Proceedings. The First Vatican Coffin Conference, 19–22 June 2013. Vol. I. Vatican, 123–128.

18. Dodson, A. 2012: Afterglow of Empire. Egypt from the Fall of the New Kingdom to the Saite Renaissance. Cairo–New York.

19. Dodson, A., Hilton, D. 2004: The Complete Royal Families of Ancient Egypt. London.

20. Доконт, Н.Г. Древнеегипетские памятники в Одесском государственном археологическом музее. ВДИ 2, 1965. С. 206–212.

21. Дзис-Райко, Г.А. (ред.). Одесский археологический музей АН УССР. Альбом. Киев, 1983.

22. Forgotten Discovery 2016: Tomb of the Priests and Priestesses of Amun, 1891–2016. 125th Anniversary Conference (Ahmed Kamal Pasha Hall, Za-malek, Cairo, Egypt. 5 May 2016). Cairo.

23. Gabolde, M. 1990: Catalogue des antiquités égyptiennes du Musée Déchelette Roanne. Roanne.

24. Gessler-Löhr, B. 1990: Zur Schreibung von mAa-xrw mit der Blume. Göttinger Miszellen 116, 25–43.

25. Grenier, J.-Cl. 1996: Les statuettes funéraires du Museo Gregoriano Egizio. (Aegyptiaca Gregoriana, II). Città del Vaticano.

26. Ізбаш, Т.О. Деревицький Олексій Миколайович. Професори Одеського (Новоросійського) університету. Біографічний словник. Т. I. Ректори. Одеса, 2005. С. 45–46.

27. Jamen, Fr. 2012: La société thébaine sous la XXIe dynastie (1069–945 avant J.-C.). PhD Dissertation. Lyon.

28. Kalling, K. et al. (eds.) 2006: Dorpat – Yuryev – Tartu and Voronezh: the Fate of the University Collection. Vol. I. Tartu.

29. Kitchen, K.A. 1986: The Third Intermediate Period in Egypt (1100–650 B.C.). Warminster.

30. Koch, C. 2012: “Die den Amun mit ihrer Stimme zufriedenstellen”. Gottesgemahlinnen und Musikerinnen im thebanischen Amunstaat von der 22. bis zur 26. Dynastie. (Studien zu den Ritualszenen altägyptischer Tempel, 27). Hamburg.

31. Крол, А.А. Новые архивные материалы о египетских древностях, подаренных Хедивом Аббасом II России. ВДИ 77/4, 2017. С. 991–1008.

32. Krol, A.A. 2018: New documents related to the Lot 6 of the so-called “Gift of Khedive” from the Foreign Policy Archive of the Russian Empire. In: A.Il. Blöbaum, M. Eaton-Krauss, A. Wüthrich (eds.), Pérégrinations avec Erhart Graefe. Festschrift zu seinem 75. Geburtstag (Ägypten und Altes Testament, 87). Münster, 297–312.

33. Крол, А.А. Архивные материалы о формировании египтологической коллекции НИИ и Музея антропологии МГУ им. М.В. Ломоносова. ВДИ 79/3, 000–000. 2019

34. Лаврентьева, Н.В. Саркофаг жрицы Амона Иус-анх из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина (Инв. I.1а. 6800). В сб.: Петербургские египтологические чтения 2013–2014. Памяти Юрия Яковлевича Перепелкина: к 110-летию со дня рождения. Доклады. (Труды Государственного Эрмитажа, 76). СПб., 2015. С. 107–121.

35. Лаврентьева, Н.В. Тайник мумий и дар Хедива: некоторые замечания к лоту № 6. К 125-летию открытия «второго тайника» в Дейр эль-Бахри. В сб.: М.А. Чегодаев, Н.В. Лаврентьева, Н.В. (ред.), Ae-gyptiaca Rossica IV. М., 2016. С. 220–227.

36. Латышева, Л.П. К истории египетской коллекции Одесского архео-логического музея. В сб.: Краткие сообщения о полевых археологических исследованиях Одесского государственного археологического музея 1961 года. Одесса, 1963. С. 123–129.

37. Lenzo Marchese, G. 2004: La vignette initiale dans les papyrus funéraires de la Troisième Période Intermédiaire. Bulletin de la Société d’Égyptologie de Genève 26, 43–62.

38. Левченко, В.В., Левченко Г.С. Музей изящных искусств Императорского Новороссийского университета: фонды, персоналии, судьба. Вопросы музеологии 2 (6), 105–113.

39. Lieblein, J. 1892. Dictionnaire de noms hiéroglyphiques en ordre généalogique et alphabétique publié d’après les monuments égyptiens. Supplément. Leipzig.

40. Monnet Saleh, J. 1970: Les antiquités égyptiennes de Zagreb : Catalogue raisonné des antiquités égyptiennes conservées au Musée Archéologique de Zagreb en Yougoslavie. Paris.

41. Naguib, S.-A. 1990: Le clergé féminin d’Amon Thébain à la 21e Dynastie. (Orientalia Lovanensia Analecta, 38). Leuven.

42. Непомнящий, А. Забутий подвижник освітянського краєзнавства: Олексій Деревицький. Краєзнавство 3, 2011. С. 99–105.

43. Непомнящий, А.А. Перипетии судьбы российского профессора: неизвестные сюжеты биографии А.Н. Деревицкого. Пространство и время 3–4 (25–26), 2016. С. 201–219.

44. Newberry, P.E. 1930: Funerary Statuettes and Model Sarcophagi. (Catalogue général des antiquités égyptiennes du Musée du Caire, 86: Nos 46530–48575). Fasc. I. Le Caire.

45. Newberry, P.E. 1957: Funerary Statuettes and Model Sarcophagi. (Catalogue général des antiquités égyptiennes du Musée du Caire, 86: Nos 46530–48575). Fasc. III. Indice et planches. Le Caire.

46. Niwiński, A. 1984: The Bab El-Gusus Tomb and the Royal Cache in Deir El-Baḥri. Journal of Egyptian Archaeology 70, 73–81.

47. Niwiński, A. 1988: 21st Dynasty Coffins from Thebes: Chronological and Typological Studies. (Theben, 5). Mainz.

48. Niwiński, A. 1989a: Studies on the Illustrated Theban Funerary Papyri of the 11th and 10th Centuries B.C. (Orbis Biblicus et Orientalis, 86). Freiburg–Göttingen.

49. Niwiński, A. 1989b: The Solar-Osirian unity as principle of the theology of the “state of Amun” in Thebes in the 21st Dynasty. Jaarbericht van het vooraziatisch egyptisch genootschap. “Ex Oriente Lux” 30, 89–106.

50. Патокова, Э.Ф. et al. (ред.). Одесский археологический музей. Путеводитель. Одесса, 1970.

51. Патокова, Э.Ф. et al. (ред.). Одесский археологический музей. Путеводитель. Изд. 2-е. Одесса, 1975.

52. Onstine, S.L. 2005: The Role of the Chantress (Šm’yt) in Ancient Egypt. (BAR-IS, 1401). Oxford.

53. Piankoff, A. 1949: Les deux Papyrus «Mythologiques» de Her-Ouben au Musée du Caire. Annales du Service des Antiquités de l’Égypte 49, 129–144.

54. Piankoff, A., Rambova, N. (eds.). 1957: Mythological Papyri. (Bollingen Series, 40,3; Egyptian Religious Texts and Representations, 3). New York.

55. Prada, L. 2017: A contribution to the textual and iconographical study of embossments from Third Intermediate Period. In: A. Amenta, H. Guichard (eds.), Proceedings. The First Vatican Coffin Conference, 19–22 June 2013. Vol. I. Vatican, 369–396.

56. Quirke, St. 1993: Owners of Funerary Papyri in the British Museum. (British Museum Occasional Paper, 92). London.

57. Ranke, H. 1935: Die ägyptischen Personennamen. Bd. I. Leipzig.

58. Raven, M.J. 1978–1979: Papyrus-sheaths and Ptah-Sokar-Osiris statues. Oudheidkundige Mededelingen uit het Rijksmuseum van Oudheden te Leiden 59–60, 251–296.

59. Ritner, R.K. 1998: Fictive Adoptions or Celibate Priestesses? Göttinger Mis-zellen 164, 85–90.

60. Roeder, G. 1924: Aegyptische Inschriften aus den Staatlichen Museen zu Berlin. Bd. II. Inschriften des Neuen Reichs. Indizes zu Band 1 und 2. Leipzig.

61. Schlögl, H.A., Brodbeck, A. 1990: Ägyptische Totenfiguren aus öffentlichen und privaten Sammlungen der Schweiz. Freiburg–Göttingen.

62. Schneider, H.D. 1977: Shabtis: An Introduction to the History of Ancient Egyptian Funerary Statuettes with a Catalogue of the Collection of Shabtis in the National Museum of Antiquities at Leiden. Vol. I–III. Lei-den.

63. Second Vatican Coffin Conference 2017: Second Vatican Coffin Conference, 6–9 June 2017. Abstracts. Vatican.

64. Смирнов, В.А. Реквием ХХ века. Часть II. 2-е изд. Одесса, 2013.

65. Sousa, R. (ed.), 2014: Body, Cosmos and Eternity: New Trends in the Iconography and Symbolism of Ancient Egyptian Coffins. (Archaeopress Egyptology, 3). Oxford.

66. Sousa, R. 2017: The tomb of the Priests of Amun at Thebes: the history of the find. In: L. Weiss (ed.), The Coffins of the Priests of Amun. Egyptian coffins from the 21st Dynasty in the collection of the National Museum of Antiquities in Leiden. Leiden, 21–33.

67. Strudwick, H., Dawson, J. (eds.) 2019: Ancient Egyptian Coffins: Past – Pre-sent – Future. Proceedings of a conference organised by the Fitzwilliam Museum, Cambridge, 7–9 April 2016. Oxford–Philadelphia.

68. Тарасенко, Н.А. Египетские папирусы Одесского археологического музея НАН Украины: история, исследование и перспективы реконструкции. В сб.: 1 Международная научно-практическая конференция «Исследование, консервация и реставрация рукописных и печатных памятников Востока», 17–19 апреля 2007 г. Материалы. М., 2007. С. 207–218.

69. Tarasenko, M. 2016a. Bab el-Gasus Lot VI in the light of new archive documents. In: Bab el-Gasus in Context. Egyptian Funerary Culture during the 21st Dynasty. 19–20 September 2016, Lisbon. Book of Abstracts. Lisbon, 55–56.

70. Тарасенко, Н.А. Внешний саркофаг ОАМ № 52976 и погребальный инвентарь Неситауджатахет. Стародавнє Причорномор’я XI, 2016. С. 517–526.

71. Тарасенко, Н.А. По следам забытого археологического открытия: древности из тайника Бāб эль-Гусӯс в Одессе (1894–1895 гг.). В сб.: М.А. Чегодаев, Н.В. Лаврентьева (ред.), Aegyptiaca Rossica VI. М., 2018. С. 311–394.

72. Teeter, E. 1995: Diesehebsed, a Hst Xnw n Imn at Medinet Habu. Varia Aegyptiaca 10/2–3, 195–203.

73. Teeter, E. 2005: Inside the Temple: the role and function of Temple singers. In: E. Teeter, J.H. Johnson (eds.), The Life of Meresamun. A Temple Singer in Ancient Egypt. (OIMP, 29). Chicago, 25–29.

74. Тураев, Б.А. Описание египетских памятников в русских музеях и собраниях, I–IV. Записки Восточного отделения (Императорского) Рус¬ского археологического общества. T. XI. Вып. I–IV. СПб., 1899. С. 115–164.

75. Тураев, Б.А. Описание египетского собрания Музея древностей при Императорском Казанском университете. СПб., 1903.

76. Тураев, Б.А. Описание египетских памятников в русских музеях и собраниях, VII. Записки Восточного отделения (Императорского) Русского археологического Общества. T. XV. Вып. IV. СПб., 1904. С. 81–101.

77. Тураев, Б.А. Описание Египетского отдела музея Императорского Одесского Общества Истории и Древностей. Записки Одесского Общества истории и древностей 30, 1912. С. 72–90.

78. Тураев, Б.А. Провинциальные собрания египетских древностей. Экскурсионный вестник 1, 1914. С. 24–33.

79. Uranić, I. 1992: Prilozi o skarabejima srca u Arheološkome Muzeju u Zagrebu. Vjesnik Arheološkog muzeja u Zagrebu 24–25, No. 1, 249–262.

80. Uranić, I. 2007: Aegyptiaca Zagrebiensia. Egyptian Collection of the Archaeological Museum in Zagreb. Zagreb.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести