Международная научная конференция «Советская древность – IV. Всеобщая история в системе советской науки, культуры и образования» (Минск, 2–3 ноября 2018 г.)
Международная научная конференция «Советская древность – IV. Всеобщая история в системе советской науки, культуры и образования» (Минск, 2–3 ноября 2018 г.)
Аннотация
Код статьи
S032103910005049-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Карпюк Сергей Георгиевич 
Аффилиация:
Институт всеобщей истории РАН
Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Малюгин Олег Иванович
Должность: доцент кафедры истории древнего мира и средних веков
Аффилиация: Белорусский государственный униеврситет
Адрес: Белоруссия, Минск
Страницы
471-474
Аннотация

          

Классификатор
Получено
23.09.2019
Дата публикации
24.09.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
762
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Очередная международная научная конференция «Советская древность – IV», организованная кафедрой истории древнего мира и средних веков исторического факультета Белорусского государственного университета совместно с Институтом всеобщей истории РАН, впервые прошла в Минске на базе исторического факультета БГУ 2–3 ноября 2018 г. Ее участниками стали специалисты из Беларуси, России, Украины, Польши и Великобритании, занимающиеся вопросами изучения советской историографии всемирной истории. В работе конференции самое активное участие принимали члены научного коллектива «Всеобщая история в системе советской науки, культуры и образования в 1917–1947 гг.» (проект РНФ № 18-18-00367).
2 На заседаниях были рассмотрены различные аспекты изучения всемирной истории в советское время, при этом основной упор был сделан на изучении и рецепции античной истории в Советском Союзе. В начале работы конференции с приветственным словом выступил один из ее организаторов, доцент кафедры истории древнего мира и средних веков исторического факультета БГУ О.И. Малюгин. Он отметил, что Минск стал площадкой для встречи историков из разных стран по ряду соображений, в том числе и благодаря богатому наследию советской архитектуры, сохранившемуся в городе и делающему его одним из наиболее ярких примеров воплощения идей античности в советской действительности.
3 В первый день работы конференции прошло три заседания (модератор – С.Г. Карпюк). На первом заседании рассматривались вопросы институций и подготовки кадров историков. Доклад С.Г. Карпюка (Москва) «Московская академическая древняя история во главе с А.В. Мишулиным (1938–1948 гг.)» был посвящен проблеме формирования и развития московского центра изучения древней истории в 1930–1940-е годы, а также роли А.В. Мишулина в его становлении. Автор рассмотрел также вопрос о взаимодействии историков с партийно-государственным руководством. В докладе А.М. Скворцова (Челябинск) была рассмотрена антиковедческая подготовка в МИФЛИ и ЛИФЛИ в первой половине 1930-х годов. Докладчик отметил, что эти институты появились в 1931 г. на волне реорганизации высшего образования, в которой было заинтересовано правительство, взявшее курс на индустриализацию, а также гуманитарное сообщество, настаивавшее, в частности, на предании ясности и смысла подготовке выпускаемых специалистов. Первоначальная практикоориентированность и бригадно-лабораторный способ обучения явились причиной низкого уровня подготовки выпускаемых специалистов, однако с сентября 1933 г. стало уделяться внимание общетеоретической подготовке и родилась та система образования, которая существовала все советское время, были созданы кафедры истории древнего мира. Но специализация по античности не пользовалась популярностью ввиду необходимости изучения древних языков и перспективы работы в школе. В силу этих причин институты так и не стали центрами антиковедения, а созданные в 1934 г. исторические факультеты в МГУ и ЛГУ расценивались как более надежные и в итоге стали центрами притяжения для историков. А.В. Иванова (Москва) в докладе «Кадровая политика Института истории Комакадемии» отметила, что проблема кадров существовала в Институте истории Коммунистической академии в течение всего времени его функционирования (1929–1936 гг.). Для расширения небольшого штата сотрудников институт использовал два основных механизма: подготовку будущих кадров в собственной институтской аспирантуре и привлечение внештатных сотрудников для работы по договору. Однако правительственное вмешательство, выражавшееся в проведении кадровых чисток в 1930-е годы, препятствовало проведению последовательной кадровой политики. Докладчик пришел к выводу, что нерешенный кадровый вопрос и стал одной из причин упразднения Института истории Комакадемии.
4 Дневное заседание было посвящено судьбам антиковедения в первые десятилетия советской власти. В докладе А.Ю. Маркелова (Москва) «Зарождение советского антиковедения (Самара, 1917–1922 гг.)» был рассмотрен вопрос о начальном периоде советской науки об античности, который в значительной степени остается малоизученным. Зарождение науки об античности в Самаре было связано с созданием в 1917 г. Педагогического института, через год преобразованного в университет. В указанный период в нем трудились шесть специалистов по античности: И.А. Лециус, С.Я. Лурье, А.С. Башкиров, П.Ф. Преображенский, Ю.А. Иванов, Г.М. Пригоровский. В такой среде «родились» несколько видных в будущем советских антиковедов: Н.А. Машкин, А.В. Мишулин и А.И. Болтунова. По мнению докладчика, возникновение в условиях Гражданской войны высшего учебного заведения, организованного во многом по старым принципам, принесло немалые плоды. Существование этого своего рода центра антиковедения помогло сохранить традиции дореволюционной науки об античности. М.Н. Кириллова (Москва) в своем докладе «“Фактопоклонники” и “теоретики”: историки-античники 1920-х гг.» поставила вопрос о преемственности между дореволюционным и советским антиковедением. Большинство дореволюционных специалистов в области наук о древности работало в русле «фактопоклонничества», предполагавшего комментирование источников и уточнение деталей исторических событий, при этом исследователи, как правило, стремились избегать выстраивания более широких обобщений и объяснительных моделей. Яркими представителями этого направления являлись ученики Н.П. Кондакова и С.С. Соколова, в том числе оставшиеся в Советской России Д.В. Айналов и С.А. Жебелев. Будучи к тому моменту сложившимися учеными, они в целом не изменили своим методологическим установкам. Несмотря на тяжелое положение, в котором они оба оказались в конце 1920-х годов, в определенной степени им удалось обеспечить преемственность между дореволюционной и советской наукой.
5 Целью доклада С.Б. Криха (Омск) «Анатомия старого учебника: вклад Н.М. Никольского в книгу под редакцией А.В. Мишулина» было показать, какие идеи и элементы повествования Н.М. Никольского сохранились в последующих переделках его учебника и что было принципиально изменено или удалено. Докладчику удалось продемонстрировать, что, помимо стилистической обработки, в последующих версиях 1935 и 1940 г. (с рядом промежуточных макетов) были полностью переработаны разделы по Греции и Риму, а их доля в общем объеме учебника увеличилась. Значительно был переработан и раздел по истории Востока, причем результатом противостояния В.В. Струве и Н.М. Никольского по вопросам характеристики шумерского общества было практически полное сокращение ранней истории Месопотамии в итоговом варианте учебника. А. Павловская (Варшава) в докладе «Изучение мифов в советской школе: от Никольского до Коровкина» проанализировала параграфы из советских школьных учебников по истории для 5 класса, посвященные античной мифологии. Материал рассматривался в историческом контексте, учитывая основные идеи, которыми руководствовались авторы учебников, историю их создания и судьбу самих создателей учебной литературы. Автор также отметила особенности представления мифологических сведений в ранних и поздних вариантах издания советской школьной литературы по истории.
6 В перерыве между заседаниями состоялась презентация сайта «Советская древность» (sovdrevnost.ru), созданного научным коллективом «Всеобщая история в системе советской науки, культуры и образования в 1917–1947 гг.» (проект РНФ № 18-18-00367). М.Д. Бухарин и А.В. Иванова (Москва) рассказали о целях создания сайта, его наполнении и стратегии развития, выразив надежду, что он станет центром обмена мнениями и публикационной активности ученых, занимающихся вопросами изучения древней истории в советский период.
7 Участники вечернего заседания обратились к вопросу о влиянии антиковедческих штудий на судьбы советских ученых. М.Д. Бухарин (Москва) в докладе «Вопросы научной этики на выборах в действительные члены АН СССР 1927 г.» остановился на избрании в действительные члены АН СССР С.А. Жебелева. Докладчик отметил, что предвыборная кампания была уникальной как по драматизму, так и по длительности, а Академия наук СССР продемонстрировала отсутствие единого понимания принципов научной этики. Борьба личных амбиций создала крайне негативный образ АН СССР и, возможно, явилась одной из причин, обусловивших жесткую реформу академии в ходе Академического дела. Доклад О.В. Кулишовой (Санкт-Петербург) был посвящен теме «Б.В. Варнеке и его “История античного театра” (1940 г.)». В докладе было отмечено, что изучение греческого и римского театра является важнейшей темой в научном наследии Б.В. Варнеке (1874–1944), который также интересовался развитием театра в последующие периоды, особенно судьбами театральной культуры в России; при этом не только научные занятия, но и вся жизнь Варнеке оказалась тесно связанной с миром театра. Проблемам античного театра были посвящены его магистерская и докторская диссертации, множество специальных статей, а также увидевшая свет в конце жизни автора «История античного театра», анализу которой в докладе было уделено особое внимание. В докладе О.В. Метель (Омск) были рассмотрены этапы научной биографии А.Б. Рановича, определены факторы, способствовавшие его научному успеху во второй половине 1930-х годов и, напротив, переходу в статус «неактуального» классика в 1950-е годы.
8 В завершение первого дня работы конференции состоялась презентация издания «Абрам Борисович Ранович: документы и материалы» (Омск, 2018), подготовленного А.И. Клюевым и О.В. Метель. В сборнике представлены прежде всего письма и другие материалы из фондов ученого, хранящихся в Научном архиве Института российской истории РАН и в Архиве РАН.
9 Работа конференции продолжилась 3 ноября двумя заседаниями (модератор – О.И. Малюгин). Историографическое заседание открыл доклад И.А. Ладынина (Москва) «“Своевременный феодализм – 2”: концепция феодального строя на древнем Ближнем Востоке в работах В.В. Струве 1920-х – начала 1930-х гг.». В нем были рассмотрены истоки концепции феодализма на древнем Востоке в трудах Г. Масперо (в политическом аспекте) и Эд. Мейера (в экономическом аспекте). Анализ работ В.В. Струве – зачинателя советской науки о древнем Востоке и до начала 1930-х годов одного из приверженцев этой концепции, – показывает, что он не стремился ее обосновать, считая ее бесспорной. Скорее он пользовался готовыми понятиями этой концепции, заимствуя их из подходов как Мейера, так и Масперо, в иных своих построениях (в частности, отражающих его гипотезу о социальной революции в Египте Среднего царства), актуальных в идеологической ситуации того времени. В докладе А.В. Козленко (Минск) была разобрана дискуссия, развернувшаяся на страницах «Вестника древней истории» в 1989–1990 гг. В статье, открывавшей начало дискуссии, видный советский антиковед Е.М. Штаерман ставила перед коллегами вопрос о том, в какой мере марксистское понимание государства соответствует сегодняшним представлениям и можно ли идентифицировать в качестве государства политическую систему, сложившуюся в Риме республиканской эпохи. Проблема такой атрибуции состояла в том, что государство, с точки зрения основателей марксизма, существовало в Риме уже в конце царской эпохи, но классовое общество, являвшееся важнейшей предпосылкой для его зарождения, возникло лишь к концу республиканской эпохи. Соответственно Штаерман задавалась вопросом, может ли государство складываться на какой-то иной, отличной от классов, основе. Хотя многие участники дискуссии высказались в пользу начала такой дискуссии, большинство все же не поддержало эту идею, и поставленный вопрос остался без ответа. А.А. Торканевский (Минск) в своем выступлении обратился к проблеме изучения истории раннего христианства, особое внимание уделив выявлению факторов, повлиявших на недостаточный интерес к исследованиям первоначальной истории христианской общины в Риме.
10 В перерыве между заседаниями состоялось выступление профессора Даремкого университета П. Родса (Дарем, Великобритания) «Институты афинской демократии: Совет пятисот». Докладчик определил основные достижения современной историографии проблемы и подробнее остановился на вопросах, остающихся нерешенными или дискуссионными – о членстве в Совете пятисот, проблеме взаимоотношений между Советом и народным собранием, порядке его функционирования и вопросах, которые входили в сферу его компетенции.
11 В докладе И.А. Макарова (Москва) «Эпиграфика Северного Причерноморья в советском и зарубежном антиковедении до середины 1960-х гг.» была дана характеристика эпиграфических исследований в СССР в послереволюционные годы и в течение нескольких последующих десятилетий как с точки зрения проблематики, так и в институциональном аспекте. Особое внимание было уделено научной и педагогической деятельности Н.И. Новосадского, А.С. Коцевалова, С.А. Жебелева и С.Я. Лурье. Продолжил тематику заседания доклад О.М. Петречко (Дрогобыч, Украина), в котором были затронуты вопросы развития антиковедения в стенах Львовского университета в период оттепели, отмечены проблемы, с которыми столкнулись преподаватели университета ранее, в конце 1930 – конце 1940-х годов. Упор был сделан на рассмотрении научно-педагогический деятельности профессоров Львовского университета И.И. Вейцковского и С.Я. Лурье.
12 А.В. Ашаева (Казань) в своем докладе «Древняя история? Риторика “холодной войны” в СССР и США» обратилась к истории рецепции античности в политической риторике «холодной войны» на ее раннем этапе – 1947–1953 гг. Политическая обстановка в США (политика маккартизма и общая антикоммунистической истерия в обществе) и СССР (борьба с «низкопоклонством перед Западом» и новые веяния внешней политики послевоенного мира) заставила историков-антиковедов обратиться к античному наследию с целью актуализация и обоснования возникшего противостояния двух систем. Так, Пелопоннесская война между Афинами и Спартой, описанная Фукидидом, стала своеобразным образом, раскрывающим суть и дающим возможные параллели к ситуации «холодной войны» между СССР и США. Аргументация таких параллелей и дискуссия об использовании античной истории для эскалации конфликта между Западом и Востоком развернулись одновременно на страницах двух авторитетных журналов – «The Classical Journal» (США) и «Вестник древней истории» (СССР). По мнению автора доклада, схожесть и единая направленность таких дискуссий дает возможность говорить о сложившейся на раннем этапе «холодной войны» особой риторики политической апологетики античной истории. Е.А. Чиглинцев (Казань) в выступлении «Античные темы в карикатуре социалистических стран» предпринял попытку осмысления советской смеховой культуры эпохи развернутого строительства коммунизма через рецепцию античности специфическим жанром изобразительного творчества – карикатурой. Античные корни этого жанра позволяют карикатуристам социалистических стран обратиться к широкому кругу тем и сюжетов, которые при творческой интерпретации авторами позволили современникам, как творцам, так и потребителям, оставаться в контексте мировой культуры.
13 Последнее заседание конференции «На пограничье: Пути советского востоковедения и медиевистики» открыл доклад А.О. Захарова (Москва) «Игорь Можейко и московская школа востоковедения», в котором было показано особое место, которое И.В. Можейко (Кир Булычёв) занимал среди московских востоковедов. Будучи бирманистом, он предпочитал научно-популярный жанр и тяготел к исследованию людей, а не социально-экономических и социально-политических процессов, что составляло основное занятие у московской школы изучения Юго-Восточной Азии, созданной академиком А.А. Губером. Д.А. Волошиным (Армавир) и С.В. Телепнем (Мозырь, Беларусь) был представлен совместный доклад на тему «Научные идеи В.Т. Сиротенко в оценках представителей советской исторической науки». В докладе была дана характеристика взглядов Сиротенко по поводу пользовавшейся широкой поддержкой в советской науке идеи союза варваров и угнетенных масс Римской империи. На основе привлечения источников личного происхождения, а также диссертационного исследования и наиболее значимых изданий научных работ Сиротенко была дана характеристика источниковой базы в системе аргументации ученого, выявлены ключевые черты его научного метода. Основное внимание было уделено самым важным вехам и эволюции восприятия идей Сиротенко в среде профессиональных историков советского периода. В докладе был сделан вывод, что ученый, оспаривая идею союза рабов и варваров, по сути выступал против латентных рецидивов концепции «революции рабов», за что, собственно, и был порой несправедливо критикуем некоторыми советскими антиковедами и медиевистами. По мнению докладчиков, труды В.Т. Сиротенко оказались в советской науке недооцененным. В докладе О.И. Малюгина (Минск) «А.Н. Ясинский и белорусская медиевистика в межвоенный период» были прослежены основные вехи жизни и творчества ученого в последний период его жизни, иногда называемый «московско-минским», показана его роль в становлении университетского преподавания в республике и влияние идей и трудов А.Н. Ясинского на формирование белорусской медиевистики, в особенности вопросов истории Великого княжества Литовского в позднем средневековье и раннее Новое время.
14 С заключительным словом от организаторов выступил С.Г. Карпюк. Он подвел краткие итоги конференции и отметил, что следующая конференция «Советская древность» состоится осенью 2019 г. в Москве. Завершилась работа конференции обменом мнений и обширной и плодотворной дискуссией между ее участниками.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести