О каменном строительстве в древнеегипетских храмах при ранней XI династии
О каменном строительстве в древнеегипетских храмах при ранней XI династии
Аннотация
Код статьи
S032103910007703-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Демидчик Аркадий Евгеньевич 
Аффилиация:
Санкт-Петербургский государственный университет
Новосибирский государственный университет
Новосибирский государственный педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Страницы
549-568
Аннотация

Часовням бога Хнума и богини Сатет в ее храме на Элефантине фараоны ранней XI династии Уаханх Интеф и Нахт-Небтепнефер Интеф даровали колонны и дверные проемы из камня. Это древнейший из известных случаев широкого применения каменных блоков в провинциальных святилищах богов, прежде обычно возводившихся из кирпича. Надписи на блоках свидетельствуют, что Сатет и Хнум удостоились этих даров прежде всего как владыки истоков верхнеегипетских половодий. Вероятно, Интефы рассчитывали, что в благодарность боги ниспошлют Фиванскому царству высокие нильские наводнения, избавив его от участившихся неурожаев. О том, что лишь щедрые дары фараонов провинциальным храмам некогда спасли Египет от повторения затяжных засух, позже рассказывалось в «Книге храма» и на «Стеле голода».

Ключевые слова
Сатет, Хнум, Элефантина, Сенмет, разливы Нила, Уаханх Интеф, Нахт-Небтепенефер Интеф, храмовое строительство
Классификатор
Получено
17.12.2019
Дата публикации
18.12.2019
Всего подписок
70
Всего просмотров
757
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1

Гром не грянет, мужик не перекрестится

(Русская пословица)

 

По рассказу Геродота (II. 124−128), возводившие гигантские пирамиды фараоны IV династии Хеопс и Хефрен, чтобы заставить «всех египтян работать на себя», закрыли «все святилища». И хотя это утверждение выглядит невероятным, фараоны Старого царства, действительно, избегали больших трат на провинциальные храмы богов: следов каменного строительства там почти не осталось1. Крупнейшим подарком монарха Старого царства провинциальному святилищу, «не связанному с царским культом», В. Граецкий считает гранитный наос менее чем полутораметровой высоты в святилище Сатет на Элефантине2. По мнению же Д. Франке и Р. Буссмана, даже этот скромный памятник предназначался для часовни двойника-kA Пепи I3, т.е. служил «скорее интересам (царской) резиденции, нежели провинциальной богине Сатет»4.

1. Немногочисленные находки такого рода происходят либо из святилищ, неразрывно связанных с царской властью (Гиераконполь и т.д.; также см. Bußmann 2010, I, 63, 163−165, 470), либо из учреждавшихся в храмах богов часовен царских «двойников» (Hwwt-kAw); см. Grajetzki 2006, 14−15.

2. Лувр E12660; Grajetzki 2006, 14.

3. Franke1996, 121; Bußmann 2006, 25−36, 31−32; 2010, I, 27, 30; Bussmann 2007; 2013, 21−22.

4. Bussmann 2007, 20; Bußmann 2010, I, 27, 30.
2 Принято считать, что каменное строительство в провинциальных храмах было начато фиванскими царями ранней XI династии Уаханхом Интефом и его сыном Нахт-Небтепнефером Интефом (XXII−XXI вв. до н.э.). Но египтологи поразительным образом пока так и не задались вопросом о том, что побудило этих правителей к столь значимому и трудоемкому нововведению, да еще в очень непростые для Фиванского царства времена5. Ведь Интефы правили молодой окраинной монархией в пору смут и междоусобиц, причем власть их простиралась лишь на десять самых южных номов. Вместо пирамид они довольствовались гробницами, «планировка и размеры которых, в сущности, те же, что и в усыпальницах их самых высокопоставленных подданных»6. Так что же могло cподвигнуть Интефов на это дорогостоящее новшество в провинциальных храмах богов? Данной проблеме и посвящена предлагаемая статья.
5. Ср. Bussmann 2015, 971–985; но см. Demidchik 2018a.

6. O’Connor 1974, 18. Об исторических обстоятельствах этих царствований см. также Demidchik 2016, 97–120.
3

КАМЕННЫЕ БЛОКИ ИНТЕФОВ В ХРАМЕ САТЕТ

 

В кладбищенском жизнеописании Уаханха Интефа сказано: «…[подношения (?)] для статуй7 богов; я наполнил его8 храм великолепными кувшинами, чтобы подносились (жертвенные) возлияния, и неизвестно мне, чтобы это было сделано предками, правившими9 [прежде…] на веки вечные. Я также отстроил их храмы: были оштукатурены их лестницы, были укреплены их врата, были навеки установлены их жертвоприношения»10. В совокупности с почти двумя десятками известных сегодня надписанных каменных блоков Уаханха Интефа и Нахт-Небтепнефером Интефа это породило мнение, будто при названных царях «местные храмы стали предметом государева интереса в масштабах прежде невиданных»11. Но такое обобщение неоправданно.

7. Термин мог обозначать также изображения на плоскости.

8. Как отмечает В. Шенкель в Arnold 1976, 54, n. d, может иметься в виду не только некий бог, но и некая местность.

9. Дословно «это – не найденное мной сделанным, воистину, предками, возникшими [прежде…]».

10. Каир CG 20512. Clère, Vandier 1948, 10−11, § 16; Arnold 1976, 52−56, Taf. 43–44, 53a.

11. Например, Grallert 2001, 420; Grajetzki 2006,15.
4

Каменные блоки Интефов найдены лишь в Карнакском храме их стольного града Фивы и на крайнем юге Египта, на Элефантине12. При этом в Карнаке сохранилась только восьмигранная колонна13, а на Элефантине − дверная перекладина святилища Хекаиба14 и по меньшей мере 17 блоков (дверные проемы и восьмигранные колонны) из храма Сатет15. Сравнительную многочисленность блоков Интефов в святилище Сатет обычно объясняют особенностями вмещающего ландшафта и последующей застройки, способствовавшими сохранности памятников Старого царства и XI династии16. При этом подразумевается, что следы каменного зодчества Интефов в других провинциальных храмах просто не сохранились из-за отсутствия там похожих условий. Но можно ли согласиться с таким допущением, если, скажем, каменные блоки правившего сразу за Интефами Ментухотепа I найдены, помимо Элефантины, в Абидосе17, Дендере18, Гермонтисе19, Тоде20, Элькабе?21 Неужели мы должны поверить, что в провинциальных храмах севернее Элефантины, где блоки Ментухотепа I сохранились, памятники Интефов почему-то бесследно исчезли? Не вернее ли будет предположить, что их там просто не было? Ведь в святилище Хекаиба, хотя там и отсутствуют особые консервирующие условия храма Сатет, архитрав Нахт-Небтепнефера Интефа все же сохранился.

12. Ср. Bussmann 2015, 973.

13. Луксор, Музей древнеегипетского искусства J 841. С указанием литературы см. Bußmann 2010, I, 171–172; II, 50, Abb. 4.75; Postel 2004, 72−78, 315, no. 51, 411, fig. 7; датировка и предназначение каменной таблички Turin Suppl. 1310 все еще непонятны, см. Mathieu 2008; Bußmann 2010, I, 69−70, 161, 476.

14. Habachi 1985, 1, 11−112, no. 100, pl. 190; Bußmann 2010, I, 41, 59−62.

15. Kaiser et al. 1993, 145−147; Bußmann 2010, I, 27−30.

16. Например, Kemp 2005, 116−121; Morenz 2004, 118; Grajetzki 2006, 15.

17. См. Bußmann 2010, I, 91−92; II, 52, Abb. 4.84, 61−62, Abb. 4.117−123 (с указанием литературы).

18. Bußmann 2010, I, 83−84; II, 23, Abb. 3.11, 45, Abb. 4.54, 52, Abb. 4. 81, 4.82, 60−61, Abb. 4.114−116.

19. Newberry 1903, 357–362.

20. С указанием литературы см. Bußmann 2010, I, 64−67, 120; II, 23, Abb. 3.10, 37, Abb. 4.17, 4.18, 44, Abb. 4.51, 52, 48, Abb. 4.65, 4.66, 50, Abb. 4.76, 4.77, 57−58, Abb. 4.103−109, 75, Abb. 4.180.

21. С указанием литературы см. Bußmann 2010, I, 41, 59−62; II, 43, Abb. 4.49, 50. Учтем также обломки рельефов из Гебелейна, см. Marochetti 2010.
5

Источники, как они до нас дошли, заставляют считать, что за пределами столицы Интефы даровали святилищам каменные блоки преимущественно или даже только на Элефантине22. При этом храм Сатет они перестраивали с невиданным тогда постоянством. Помнению руководившего немецко-швейцарскими раскопками на Элефантине В. Кайзера, Уаханх Интеф построил две кирпичные часовни с каменными дверными проемами для Сатет и бога Хнума, а позже произвел перепланировку, возведя им на смену две новые и добавив две восьмигранные колонны. Затем святилище перестроил Нахт-Небтепнефер Интеф, добавивший в храм часовню собственного двойника и еще пару колонн. Таким образом, цари ранней XI династии как минимум трижды перестраивали храм Сатет, возведя в общей сложности семь кирпичных часовен с каменными блоками, вероятно, частично облицованных внутри каменной плиткой23. А ведь затем этот же храм вновь будет перестроен правившим сразу вслед за Интефами Ментухотепом I24

22. Ср. Bußmann 2010, I, 476.

23. С указанием литературы см. Kaiser et al. 1993, 145−151; Bußmann 2010, I, 25−30, 119; II, Abb. 2.2−4. Гипотетическое распределение найденных каменных деталей по семи часовням см. Kaiseretal. 1993, 146−147; 1999, 91, Taf. 21a; Grallert 2001, 185−187, 582−583, Taf. 19; Morenz 2004; Postel 2004, 309−310, 313−314; Bußmann 2010, I, 27−29, 160−161, 168, 171.При Интефах могли быть установлены и два больших каменных таза для жертвенных возлияний.

24. Kaiser et al. 1993, 151−153.
6

На фоне отсутствия следов каменного зодчества Интефов в других провинциальных святилищах столь усердное строительство в храме Сатет поражает и нуждается в объяснении, которое логично искать в надписях этих царей. Однако специальное исследование некоторым из надписей Интефов в храме Сатет пока посвятил только Л. Моренц, выводы которого трудно признать исчерпывающими25. По его мнению, перед решающими столкновениями с угрожавшей с севера Гераклеопольской монархией (IX−X династии) фиванские цари должны были обеспечить безопасность своей южной границы и нуждалисьв притоке ресурсов из простиравшейся за ней Нубии. Поскольку же богами, дарующими царю власть над этим южным пограничьем, издавна считались Сатет и Хнум, заручиться их расположением для Интефов было очень важно26. При всей справедливости этого вывода нельзя не заметить, что сохранившиеся в часовнях надписи указывают и надругую, видимо, главную причину культового рвения Интефов на Элефантине, о чем будет сказано ниже.

25. Morenz 2004, 107–119; см. также Grallert 2001, 185−186.

26. Morenz 2004, 112, 118; 2010, 149.
7

«САТЕТ, ВЛАДЫЧИЦА ЖИЗНИ»

 

Помимо того что город и крепость Элефантины (Abw) были ключом к египетско-нубийскому пограничью, этот остров имел большое значениев древнеегипетской картине мироздания. На Элефантине, крайнем северном острове первого нильского порога, всего раньше в Египте можно было наблюдать прибытие с юга ежегодного наводнения-Hapi, обеспечивавшего процветание страны. Считалось поэтому, что истоки верхнеегипетского половодья находятся под скалами первого порога близ Элефантины27 и что властвуют над ними боги этого острова. Важнейшей среди них ко времени Интефов была богиня Сатет, в храме которой рев первых вод наводнения, прорывавшихся через гранитные отмели порога, слышался еще до того, как они становились видны28.

27. Ср. Hdt. II. 18. Вопреки мнению Д. Ван дер Пласа, египтяне Старого и Среднего царства не полагали, будто истоки наводнения находятся на Элефантине или под ней (van der Plas 1986, I, 178). Считалось, что воды половодья поступают в Нил чуть южнее: у о-ва Сенмет, совр. Биггэ (см. ниже). Элефантина упоминалась в этой связи, потому что половодье, едва миновав ее, вступало в собственно долину-kmt и потому что ее боги властвовали над истоками наводнения.

28. Pécoil 1993, 97−98; Wilkinson 2003, 166; Raue 2011, 33; Morenz 2011, 56−57, 60.
8

Вероятно, уже в раннединастическое время культовые практики Элефантины были связаны прежде всего с регулярными половодьями29. Из-за постулировавшейся близости к истокам наводнения топоним Abw «Элефантина» выписан с детерминативом «вода» в «Палате времен года» солнечного святилища Ниусерра30. В «Текстах пирамид» и «Текстах саркофагов» усопшему доставляется с Элефантины свежая, прохладная (qbHw) и чистая (wab) вода31, обещанная и возникшими в Среднем царстве вариантами жертвенной формулы32. В заклинании 317 «Текстов саркофагов» с Элефантины вступает в Египет наводнение-Hapi33, истоки-qrty которого упоминаются в надписи СенусертаI в отстроенном им из известняка храме Сатет на Элефантине34. Бóльшую часть этого святилища занимали сооружения для культа воды и наводнений35, а на южной стене вестибюля были изображены ритуалы праздника начала половодья, при XVIII династии называвшегося «этот праздник Hapi». В идеале в нем должен был участвовать фараон36. Многочисленные позднейшие упоминания Элефантины в связи с истоками половодья перечислены в монографии Д. Ван дер Пласа «Гимн нильскому половодью»37.

29. Husson, Valbelle 1992, 94−95; Wilkinson 1999, 267.

30. Edel 1964, 123−125, Abb. 4, 13.

31. Sethe 1908, 482, § 864; de Buck 1935−1961, I, 282 d−e, 299 h.

32. Seidlmayer 2013, 608−609, Abb. 2.

33. De Buck 1935−1961, IV, 133d.

34. Schenkel 1975, 112, Abb. 3 (S 183); Taf. 33c; Hirsch 2004, 187, Dok. 47a.

35. Kaiser et al. 1997, 152−157.

36. Kaiser et al. 1986, 84−88, Taf. 9; 1999, Taf. 21b.

37. Van der Plas 1986, I, 67−71, 171−178.
9

С учетом вышесказанного, уместно предположить связь каменного строительства Интефов в храме Сатет с их стремлением обеспечить Фиванской монархии благоприятный режим наводнений. Уцелевшие надписи этой догадке не противоречат.На обломке восьмигранной колонны из часовни «E» сказано, что она воздвигнута царем в качестве «его памятника для Сатет навечно»38. На колонне из часовни «С» надпись: «Хор Уаханх царь Вернего и Нижнего Египта Ин[те]ф, сын Ра, (возлюбленный) Сатет, владычицей xnty-tA, (да) свершит он великое множество (хеб-седов), будучи жив, подобно Ра, вечно!»39 Словосочетание xnty-tA, дословно «передняя (часть) страны», вероятно, обозначало юг Египта40, по мнению Д. Вальбель − Элефантину или Асуан. В римское время в храме Хнума в Эсне тесно связанная с Сатет богиня Анукет называлась «владычицей xnty-tA», когда она обещала благодатные половодья41.

38. [m m]nw=f n stt Dt; Kaiser et al. 1993, 146 Taf. 29с; Bußmann 2010, I, 29, 171; II, 50, Abb. 4.73. К буквенным обозначениям часовен здесь и далее см. Kaiser et al. 1993, 146.

39. HrwAH-anxn(y)-swtbityiny-[it]=faAsAra (mry) sTitnbtxnty-tAir=f (Hbw-sdw) aSAwrtanx(w) miraDt; Kaiser et al. 1993, Taf. 28 c; Bußmann 2010, II, 50, Abb. 4.72. К пропуску mry и Hbw-sdw см. Blumenthal 1970, 51, A 7. 2−7. 4 и ниже, прим. 44. Словосочетание ir=faSA сохранилось и на правом дверном косяке часовни «D» (Morenz 2004, 104, Abb. 3; Bußmann 2010, II, 42, Abb. 4.40).

40. См. Franke 1994, 207−208, Anm. 541; в Landgráfova, Navrátilová 2011, 257 данный эпитет прочтен как nbt xnt, “the mistress of the cataract area”.

41. Valbelle 1981, 68, no. 421 B, D, 131.
10

На правом дверном косяке часовни «А» провозглашается, что УаханхИнтеф «создал (эту часовню) в качестве своего памятника для Сатет – владычицы жизни (да живет он), подобно Ра, вечно!»42. Эпитет nbtanx «владычица жизни» для Сатет необычен, ибо объявляет ее богиней не локального, а всеегипетского значения. По мнению Л. Постела, данное определение указывает на власть богини над половодьями43. От времени правления Тиберия в Филе известен эпитет отождествлявшейся с Сатет богини Сотис, где выписанное с детерминативом воды существительное anx означает живительное «половодье», «наводнение»44. Своего рода пояснением к эпитету Сатет «владычица жизни» могут служить ее эпитеты в надписи на фасаде храма Хнума на Элефантине при Птолемеях: «льющая наводнение-Hapi из его (подземной) скважины-tpHt, чтобы оживить (sanx) Обе земли, великая зерном, обильная злаками, создающая пищу»45. Хотя о власти Сатет над половодьями особенно много говорилось в Поздний и греко-римский периоды46, Ж.-П. Пётцник полагает, что подобные представления существовали на Элефантине уже накануне и в начале Старого царства47. В «Текстах пирамид» Сатет оживляет усопшего царя, очищая его «четырьмя сосудами с Элефантины»48.

42. ir.n=f m mnw=f n sTit nbt anx (anx(w)) mi ra Dt, см. Kaiser et al. 1976, Taf. 16 b; 1993, Taf. 28 a; Bußmann 2010, II, 42, Abb. 4.38; к переводу см. Grallert 2001, 186; Postel 2004, 309, n. 27. После эпитета Сатет nbtanx знак anx в пожелании (anx(w)) miraDt мог быть пропущен в результате гаплографии или потому что и без него текст следующего за эпитетом пожелания был совершенно очевиден (ср. Gardiner 1957, 411, § 506. 2). Без знака anx пожелание «да живет (царь), подобно Ра, вечно!» выписано и на правом косяке посвященной Хнуму часовни «В» (Kaiser et al. 1975, Taf. 23a; 1976, Taf. 16 c; 1993, Taf. 28 b; Postel 2004, 309, no. 28; Bußmann 2010, II, 42, Abb. 4.39). Слишком «очевидные» слова пропущены и в упомина-ющей Сатет надписи на колонне в часовне «C», см. выше, прим. 39. В часовнях Интефов пожелание anx(w) miraDt применяется к царю также на колонне из посвященной Сатет часовни «С», на песчаниковой плитке из часовни Хнума (см. ниже, прим. 82) и на колонне из «часовни двойника» Нахт-Небтепнефера Интефа (Kaiser et al. 1976, Taf. 1a; 1993, Taf. 29a; Bußmann 2010, II, 50, Abb. 4.74); кроме того, встречается пожелание «да живет вечно (anx(w) Dt)!» (Kaiser et al. 1975, Taf. 19e; 1993, 146, Taf. 29b; Bußmann 2010, I, 168; II, 42, Abb. 4.42; 48, Abb. 4.62). Пожелание «да живет (царь), подобно Ра» сохранилось и на наосе, установленном в храме Сатет еще при Пепи I (Лувр E12660), см. выше, прим. 2−4.

43. Postel 2004, 225, n. 1031.

44. Valbelle 1981, 62, no. 408 J, 135, § 38; Erman, Grapow 1955, I, 204.9.

45. Ricke 1960, 18−19; Jenni 1998, 135–137, Abb. 18, Taf. 122b, 123b.

46. Valbelle 1981, 140−141, § 61.

47. Pätznick 2005, 206−207; в этой связи см. Arnold 2014/2015.

48. Sethe 1908, 124, § 1116 a−b.
11

ХНУМ, ВЛАДЫЧЕСТВУЮЩИЙ НАД qbHw

 

На правом косяке в одной из часовен Хнумаэтот богназван nbqbHw «владыкой qbHw»49, а на правом косяке другой – xnty qbHw «первенствующим (в) qbHw»50. На обломке дверной перемычки сохранились знаки , оставшиеся от одного из таких эпитетов51. В этих частых со времени Среднего царства эпитетах Хнума специалисты обычно переводят qbHw как топоним: название местности первого нильского порога. Однако вместе с тем нельзя забывать, что исходное значение cуществительного qbHw «свежая вода», «прохладная вода»52, из-за чего оно нередко выписывалось с определителем «вода (N 35A)» и в интересующих нас эпитетах53. Топоним qbHw буквально означал «(Местность) свежей прохладной воды»54, и был неразрывно связан с одним из основополагающих древнеегипетских космологических концептов.

49. Kaiser et al. 1975, Taf. 23a;  1976, Taf 16c; 1993, Taf. 28b; Bußmann 2010, II, 42, Abb. 4.39. Примененный здесь к Уаханху Интефу эпитет «любимый Хнумом, владыкой qbHw» известен со Старого царства, см. Kaplony, 1981, 83−85; Sethe 1932−1933, 110.11, 111.6.

50. Kaiser et al. 1975, Taf. 19c, d;  1993, Taf. 28d; Morenz 2004, 115, Abb. 3; Bußmann 2010, II, 42, Abb. 4.40.

51. Kaiser et al. 1975, Taf. 20a; Bußmann 2010, II, 36. Abb. 4.14.

52. Erman, Grapow 1955, V, 27−29.

53. Например, Petrie 1888, pl. I, 20, 33; VI, 135; Habachi 1985, 44, fig. 7, pl. 48, 113, fig. 6, pl. 196.

54. Hodjash, Berlev 1982, 99, no. 45, n. h: “lit. ‘fresh-water region’”.
12

Являя разительный контраст спокойному течению Нила к северу от Элефантины, десятикилометровая гранитная отмель первого порога обычно бурлила и пенилась стремнинами и водоворотами. Из-за этого нагретые солнцем верхние слои воды перемешивались с водами глубин, и река здесь казалась прохладнее и чище обычного. Египтяне же объясняли особую свежесть и прохладу реки у первого порога попаданием здесь в Нил вод изначального Хаоса-Океана,Нуна.

13

В древнеегипетской картине мироздания тварный мир пребывал в бескрайней стихии Нуна, подобно стиснутому со всех сторон водой пузырьку, где небо и подземное «нижнее небо» были обращенной к Земле поверхностью Океана55. Наполнявшие эти небеса идеально прохладные и свежие воды Нуна были водой-qbHw parexcellence56. Часть этих вод, однако, просачивалась и в мир людей57, в Нил – прежде всего через две бездонные скважины-qrty у первого порога, отчего будто бы и возникали там «прохладные», «свежие» стремнины и водовороты58. Именно этот обильный периодический приток вод-qbHw считался причиной ежегодных благотворных нильских наводнений. Растекавшееся по Египту от первого порога половодье будто бы брало свое начало от вод небесного «горизонта-Axt», из-за чего персонифицировавший половодье бог Хапи (hapi) уже в Среднем царстве имел эпитет nbAxt «владыка горизонта»59. А тождество катящихся от Элефантины на север вод-qbHw с наводнением-hapi постулируется множеством древнеегипетских текстов60, в том числе на хранящейся в Лувре бронзовой ситуле (Inv. no. 908) c изображением богини неба Нут, совершающей усопшему возлияние из двух соcудов-qbHw и при этом говорящей:

55. См. Bonnet 2000, 536; Niwiński 2013, 217, fig. 53.

56. Будучи важной составной частью небесной сферы, воды-qbHw могли поэтому метонимически обозначать все небо или его части, см. Popielska-Grzibowska 2016, 159−160.

57. Воды-qbHw, попадавшие в мир людей, происходили в конечном счете из Нуна. С Нового царства в подписях к изображениям ритуального поднесения сосудов постоянно говорится о «(чистой) воде-qbHw, вышедшей из Нуна» (например, Kitchen 1975, I, 355. 10; II, 538. 10, 615. 2), «воде-qbHw, вышедшей из пещеры-TpHtНуна» (Gabolde 1995, 248, n. 51), «сосуде с водой-qbHw, переполненном Нуном (qbHwHnamnw)» (Kees 1912, 91, 273, no. 20); «(сосуде с водой-) qbHw, налитом Нуном (или: из Нуна; qbHwHnamnw)» (Kees 1912, 92, 274, no. 24, 25). Именно из-за единосущности вод-qbHw с Нуном переписчики заклинания 167 «Текстов саркофагов» в одном и том же контексте выписывали то qbHw, то nw (de Buck 1935−1961, III, 20a).

58. Pécoil 1993, 101−103. Подробнее об этом см. ниже.

59. Pécoil 1993, 107, n. 41; Seidlmayer 2013, 608–613.

60. Erman, Grapow 1955, V, 28. 2.
14

Эй, Осирис N,

возьми себе эту воду-qbHw, выходящую с Элефантины,

это истечение, выходящее из Осириса61!

Сотис62приносит его тебе в собственных руках,

и она воссоединяет тебя с Хнумом63.

Приходит к тебе своевременно высокое наводнение-Hapi

с молодящей водой в его руках64.

61. Жидкости в телах богов также берут свое начало от чистейших и свежайших вод Нуна.

62. Богини Сатет и Сотис, как известно, отождествлялись.

63. Xnm=s n=k Xnmw.

64. Pierret 1878, 113−115; Bommas 2000, 8. В гимне же на папирусе Chester Beatty IV (p. British Museum 10684) rt. 5, 2 говорится о Hapi nDm qbHw «наводнении-Hapi сладком водой-qbHw» (Gardiner 1935, 30, pl. 14; van der Plas 1986, I, 93).
15

Боги местности первого порога Хнум, Сатети Анукет поэтому всегда почитались и как регуляторы притока вод-qbHw из Нуна в Нил через скважины-qrty. Применительно к Хнуму вполне определенно об этом сказано, к примеру, на «Стеле сна Танутамона»: «(Плывя вниз по течению) его величество достиг Элефантины, и тогда его величество переправился на Элефантину. Его величество достиг храма Хнума-Ра, владыки qbHt, и дал этому богу воссиять (т.е. быть явленным в процессии. –А. Д.) для совершения ему великого жертвоприношения; он дал хлеб и пиво богам обеих скважин-qrty и умиротворил Нуна в его пещере-tpHt»65. В конечном счете речь идет здесь о почитании божественных владык верхнеегипетского половодья.

65. Kаир JE 48863; Jansen-Winkeln 2009, 236–240.
16

Написания эпитетов nbqbHw и xntyqbHw на блоках Интефов оставляют впечатление, что цари обращались к Хнумупрежде всего как к богу, регулирующему приток в Нил вод-qbHw. В качестве топонима слово qbHw чаще всего снабжалось определителями «нагорье», «поселение», «вода» − одним из них или даже двумя. Но в часовнях Интефов этих знаков в qbHw нет, хотя, скажем, «нагорье» четырежды выписано там же в топониме Сенмет (snmt)66, и однажды даже при явном недостатке места в строке, так что знак пришлось втиснуть вертикально67. Данное сравнение мешает считать, что в часовнях Интефов «нагорье» или «вода» отсутствуют в написаниях qbHw просто по ошибке или случайности68. Дело скорее в том, что Хнум в данном случае интересовал Интефов не столько в качестве владыки определенной местности, сколько как бог, доставляющий в Нил воды-qbHw. Эта догадка подтверждается написанием qbHw в эпитете xntyqnHw с детерминативом «небо»69. Такая графика мало подходит для названия реальной, «земной» местности, но зато подчеркивает «потустороннее» происхождение подвластных Хнуму вод-qbHw70, прибывающих из Нуна, имя которого также обычно выписывалось с определителем «небо». Как известно, наводнение-Hapi, начинавшееся с подъема вод-qbHw у первого порога, египтяне часто называли «вышедшим из Нуна», «вышедшим из пещеры-TpHt Нуна» и просто «Нуном»71.

66. Kaiser et al. 1975, Taf. 20 b; Bußmann 2010, II, 42, Abb. 4.12; втомчиследваждывэпитетеХнума «первенствующий (на) Сенмет»:  1975, Taf. 19a, b; Kaiser et al. 1993, Taf. 29 b; Bußmann 2010, II, 42, Abb. 4.41, 42; см. ниже, прим. 67.

67. Лувр E 12661b; Kaiser et al. 1993, Taf. 28e; Morenz 2004, 107, Abb. 108; Bußmann 2010, II, 42, Abb. 4.11.

68. Несмотря даже на то, что с царствования Сенусерта I qbHw в эпитетах Хнума бывает без детерминативов и в надписях чиновников (например, Petrie 1888, pl. II, 69; VI, 143). Всего чаще такое случается в жертвенной формуле, для которой привлекательнейшим аспектом могущества Хнума была власть не только над местностью первого порога, но и над собственно живительными водами-Hapi (Barta 1968, 49, Bitte 25; Seidlmayer 2013). Поэтому было удобно сохранить свободу толкования эпитета, оставив qbHw без детерминатива или добавив только знак «воды» (например, Pertrie 1888, pl. II, 77; Habachi 1985, 79, no. 52b, d, fig. 14, pl. 132, 133).

69. Kaiser et al. 1975, Taf. 19c, d; 1993, Taf. 28d; Morenz 2004, 115, Abb. 3; Bußmann 2010, II, 42, Abb. 4.40.

70. Поскольку знаки «сосуд для жертвенных возлияний с текущей из него водой» (N 15) и «птенец перепелки» (G 43) стоят прямо на знаке «небо» (N 1), есть соблазн принять последний за изображение стола, по аналогии, скажем, со знаком R 3 «жертвенные хлеба и ваза для возлияний на столе с четырьмя ножками». Но в действительности такое прочтение не годится: известно множество написаний qbHw с детерминативом «небо» (Erman, Grapow 1955, V, 30.1−6; Hannig 2003−2006, I, 1333−1334 [34183]), а в заклинании 647 «Текстов саркофагов» так выписан эпитет покойного xnty qbHw (de Buck 1935−1961, VI, 268 t). Словосочетание «Хнум, владыка qbHw» с несомненным детерминативом «небо» дважды встречается на стеле Нубийского музея в Асуане № 1307 (Habachi 1985, 72, no. 46, fig. 8, pl. 122). Судить о достоверности написаний qbHw в Sethe 1935, 7.20, 8.12 невозможно, так как фотографии соответствующих надписей не опубликованы, а копии, на которые ссылается К. Зете, передают написание этого слова по-разному.

71. Например, см. El-Dissouky 1969, 43−45, 47−49; Germond 1979, 6−7; van der Plas 1986, I, 59−61, 64−65, 95; Pécoil 1993, 104, 107, n. 41, 108, n. 48; Rotsch 2005; Quack 2012, 336, 362, n. 178, 363, 365, n. 200, 367.
17

Почитание Хнума как бога верхнеегипетского наводнения пространнее всего объяснено на знаменитой «Стеле голода» на о-ве Сехель (см. ниже). Но не менее определенно об этом сказано в надписях храма Нектанеба II на Элефантине, где Хнум назван «владыкой qbHw, знатным юношей, воссиявшим в Нуне и осветившим Обе земли своим светом, владыкой пищи, обильным пропитанием». Обращаясь к царю, бог говорит: «Прими себе все выходящее из Обоих берегов, чтобы сделать праздничным твой стол»72. На северной половине главного фасада храма Хнум назван «владыкой живой воды» и «принесшим наводнение-Hapi из его пещеры-TpHt, чтобы [оживить (т.е. накормить. – А. Д.)] Обе земли, устроить праздник в храмах73 и обустроить Сиятельное (т.е. Египет. – А. Д.)». Бог при этом объявляет царю: «Я даю, чтобы пришло к тебе высокое наводнение-Hapi своевременно и без скверны в нем; чтобы оно омывало для тебя острова, (после того как) оно взрастило рожденное прибрежными полями, и чтобы оно приумножило для тебя полезное»74. Хнум был прямо назван творцом нильских разливов уже в созданном при XII династии «Гимне Наводнению-Hapi» (III. 4)75. Когда же Хнуму на Элефантине воздвигли персональный храм, именно он стал начальным пунктом ежегодных ритуалов праздничной встречинильского наводнения76.

72. Jenni 1998, 151, Abb. 29, Taf. 125c.

73. sHbHwwt-nTr – дословно «сделать храмы празднующими».

74. Ricke 1960, 18−19, plan 5; Jenni 1998, 135−137, Abb. 18, Taf. 122b, 123b.

75. Van der Plas 1986, II, 29. О датировке сочинения см. Meyer-Dietrich 2001, 41−44; Quack 2013a, 432, 448.

76. Kaiser et al. 1997, 145, 152−157, 161; 1999, 108−110.
18

ХНУМ «ОТВЕРЗАЕТ ОБЕ ГОРЫ (ОСТРОВА) СЕНМЕТ»

 

На то, что Интефы взывали на Элефантине к Хнуму прежде всего как к богу верхнеегипетских наводнений, указывает трижды встречающийся в его часовнях эпитет xntysnmt – «первенствующий (на острове) Сенмет»77. За полутысячелетнюю историю Старого царства данный эпитет и само название острова Сенмет засвидетельствованы только на цилиндрических печатях царствования Сахура, «любимого Хнумом, первенствующим (на острове) Сенмет (mry Xnmw xnty snmt)»78. Название острова не встречается в царских надписях или жизнеописаниях чиновников много контактировавшей с Нубией VI династии, редки упоминания о нем и в эпоху Среднего царства79. Вероятно, военно-политическое и экономическое значение Сенмет было невелико.

77. (a) Kaiser et al. 1975, Taf. 19c, d; 1993, Taf. 28d; Morenz 2004, 115, Abb. 3; Bußmann 2010, II, 42, Abb. 4.40; (b) Kaiser et al. 1975, Taf. 19 a; 1993, 146, Taf. 29 b; Bußmann 2010, II, 42, Abb. 42; (c) Kaiser et al. 1975, Taf. 19 b; Bußmann 2010, II, 42, Abb. 4.41.

78. Kaplony 1981, 183−185, Taf. 58, 59.

79. Hannig 2003−2006, II, 2975 [42400]; Sethe 1935, 6.11.
19

Вместе с тем бесспорно, что, по мнению Интефов, именно под Сенметбыли расположены две бездонные скважины, через которые воды-qbHw поступали у первого порога из Нуна в Нил, становясь наводнением-Hapi. Об этом сказано в обращенной к одному из Интефов речи Хнума, частично сохранившейся на обломках двух песчаниковых плиток:

20

[…] говорение речи Хнумом:

Я отверз для тебя обе горы Сенмет80[…]

Я [отд]ал тебе пустыни (xAswt) западные и восточные и поверг для тебя чужеземные орды.

[…] их.

Ты – правитель живущих, царь Верхнего и Нижнего Египта, сын Ра Интеф Старший81.

80. wpn(=i) n=k Dwwy snmt.

81. (a) Kaiser et al. 1975, Taf. 20b; Morenz 2004, 108, Abb. 1; Bußmann 2010, II, 36, Abb. 4.12; (b) Louvre E 12661b; Kaiser et al. 1993, Taf. 28e; Morenz 2004, 113, Abb. 2; Bußmann 2010, II, 36, Abb. 4.11. В надписи (b) за картушем со словами следует определение ms nfrw «рожденный (царицей) Нефру». В Morenz 2004, 113 высказано предположение, что обломок (b) был архитравом входа часовни, надпись же (a) была вмонтирована в ее заднюю стену. Bußmann 2010, I, 160 определяет ее как Türsturz.
21

Опубликовавший этот текст В. Кайзер отметил, что «обе горы», через которые «приходит» находящаяся «в небе» и «в земле» «живая вода», были упомянуты ещев заклинании 685 «Текстов пирамид»82. «Живой водой» там названы воды-qbHw, а дважды повторенная фраза «отверсты обе горы (wpyDw.wy)» почти дословно совпадает с приведенными выше словами Хнума83, который позже получит на Элефантине эпитет nbmwanx «владыка живой воды»84. Начиная с надписи СенусертаI в храме Сатет на Элефантинесокрытые неподалеку в двух горах источники верхнеегипетского наводнения упоминались как две бездонные скважины-qrty85 или как пещеры-TpHwt86. В Главе 149 «Книги мертвых» говорится о «двух скважинах-qrty Элефантины у истока наводнения-Hapi»87, а на «Стеле голода» сказано: «Две скважины-qrty – имя (самой воды), это две груди, из которых жадно пьют88 все вещи; это Дом возрождения89 наводнения-Hapi, где оно омолаживается в должное время»90. Об истоке Нила между двумя островерхими горами Крофи и Мофи близ Элефантины повествовал Геродот(II. 28)91; про исток наводнений меж «двумя горами (mnty)» говорилось и в египетских текстах греческого времени92. А знаменитое изображение на вратах императора Адриана на о-ве Филе уточняет, что исток наводнения-Hapi считался скрытым в глубокой пещере под грудой каменных глыб «высокой горы (острова) Сенмет»93.

82. Kaiser et al. 1976, 71, Anm. 20.

83. Sethe 1908, 501, § 2063; = 502, § 2067.

84. Jenni 1998, 135−137, Abb. 18, Taf. 122b, 123b. О «живой воде» см. Kaplony 1992, 16−17, 25, Anm. 4, 5; о тождестве вод-qbHw и живой воды (mw anx) см. Petrie, Brunton, Murray 1923, 16, pl. XXVI;Lucarelli 2005, 321, no. 17, 322−333.

85. См. выше, прим. 34; Pécoil 1993, 102−103.

86. Например, vanderPlas 1986, I, 68.

87. С указанием необходимой литературы Quirke 2013, 357, 363.

88. Дословно «хлебают»; см. также Pécoil 1993, 102−103, n. 29.

89. Barguet 1953, 19, n. 2.

90. Дословно «в свое время». Barguet 1953, pl. III.

91. Об этом см. Barguet 1953, 22−23, n. 14; Beinlich 1979; Hodjash, Berlev 1982, 98, no. 44, n. b; Peust 2004, 214, Anm. 37; Asheri, Lloyd, Corcella 2007, 257−259; применительно к позднейшим античным авторам теперь см. de Maré 2016, 5, 30−33, 36−40. Проблема происхождения этих названий, вероятно, решена в El-Dissouky 1969, 49−50.

92. Erman, Grapow 1955, II, 69.6; Pécoil 1993, 102−103.

93. Junker 1913, 37, Abb. 8; Montet 1961, 20, fig. 1; El-Dissouky 1969, 42; Pécoil 1993, 103, fig. 2; de Maré 2016, 5, 21, fig. 7; 37−40, fig. 12.
22

Последующий текст обращенной к Интефу речи Хнума, вероятно, также связан с представлением о подвластности этому богу истоков половодий. Применительно к словам «я [отд]ал тебе пустыни (xAswt) западные и восточные и поверг для тебя чужеземные орды» можно вспомнить, что египетская профессиональная армия того времени была воинством прежде всего речным, состоявшим из корабельных экипажей94. И поскольку при обмелении Нила первый порог переставал быть судоходным, уровень воды в реке всегда был важнейшим фактором безопасности южного пограничья и военного покорения Нубии95. Не случайно в строке 11 «Стелы голода» подвластные Хнуму стремнины первого порога названы «стеной, отражающей нубийцев ночью и днем»96. С этим же связаны хорошо известные примеры предпринимавшегося фараонами у первого порога строительства обводных каналов для переброски войск97. Так что обещанные ХнумомИнтефу победы над чужеземцами на юге Египта казались зависящими от готовности бога регулировать для царей уровень воды в Ниле.

94. Berlev 1967, 6–20.

95. Например, см. Fourtau1905, 1−8; Prell 2009, 214.

96. Barguet 1953, pl. 1.

97. Sethe 1933, 108.13−15; Grallert 2001, 179−181; Gasse, Rondot 2007, 77−81, SEH 146, SEH 147, 130−131, SEH 234, 137, SEH 242.
23

Похожие представления, видимо, отразились и в следующей по времени композиции на тему «Хнум и царь»: граффито МентухотепаI на входящем в архипелаг первого порога о-ваКоноссо98. Хнум с поднятой для благословения правой рукой и со знаком жизни в левой делает шаг навстречу итифаллической фигуре царя, за спиной которого, также благословляя и со знаком жизни, стоит Сатет. Позади обоих боговвертикально записаны их частично сохранившиеся обращения друг к другу, при этом Хнум говорит: «Предназначим (swD) ему (царю. –А. Д.) мощь и победу». В горизонтальной строке под этой сценой сказано: «Все пустыни-xAswt под его (царя. А. Д.) сандалиями». Примечательно, что на голове Хнума изображен сосуд-nXmn размера много большего, чем требовалось бы для подписи99, и, по заверению С. Бикель, просвета между фигурой бога и сосудом нет. Стало быть, сосуд здесь − атрибут Хнума. Хотя превращение иероглифов, передающих звучание имен богов, в иконографические атрибуты обычно для Исиды, Нефтиды, Геба, Хепри и т.д., для Хнума этот случай уникален100. Логично думать поэтому, что сосуд здесь понадобился не только для называния имени бога, но и чтобы подчеркнуть связь Хнума с водой101. На острове первого порога такая иконография не могла не указывать на власть Хнума над находящимся рядом истоком верхнеегипетских наводнений. Так что Ментухотеп I на коносском граффито получает «мощь и победы», «все пустыни-xAswt под его сандалии» от Хнума как бога, регулирующего высоту нильских вод.

98. Habachi 1963, 45, fig. 20, pl. XIV; Postel 2004, 414, fig. 11; Gabolde 2018, 524, fig. 259.

99. Он соотносится с высотой фигуры Хнума примерно так же, как на соседнем граффито атрибутыМонту и Нейт соотносятся с высотой фигур этих богов (Habachi 1963, 44, fig. 21; Postel 2004, 414, fig. 12; Gabolde 2018, 524, fig. 258).

100. Bickel 1991, 59, 62, fig. 6. Знак Хнума с сосудом-nXmn на голове вновь появится лишь в птолемеевской иероглифике.

101. Ср. Morenz 2011, 61.
24

В последней строке рассматриваемого текста из храма СатетХнум называет Интефа HqAanxw «правителем живущих». В Среднем царстве так звался еще только Осирис, а к правящим царям этот эпитет стал применяться лишь со второй половины Нового царства102. Объяснить его неожиданное появление перед именем Интефа, контролировавшего лишь меньшую часть Египта, можно только тем, что онпредстает в надписи любимцем бога истоков половодья. В завершающей строфе «Гимна Наводнению-Hapi» (XIV, 1−4) сказано:

102. Erman, Grapow 1955, III, 171.31; Hannig 2003−2006, 1779.
25

Человечество, превозносящее Девятку (богов),

страшись его (Hapi. –А.Д.) величия и твори для его сына (царя. А.Д.),

владыки всего (nb-r-Dr), делающего зелеными Оба берега!103

103. Van der Plas 1986 II, 134−136.
26

К государю, состоящему в «сыновних» отношениях с Наводнением-Hapi, здесь применен эпитет верховных богов, прежде всего Ра и Осириса, – «владыка всего», «владыка вселенной» (nb-r-Dr). Как и в случае с «правителем живущих», такое употребление эпитета «владыка всего» до эпохи Нового царства – чрезвычайная редкость104. Но создатель «Гимна» подчеркивает, что приязнь бога наводнения придает власти царя всемирный характер.Возглашение Хнума об отверзании им для Интефа истока наводнения создатели часовни сочли столь важным, что вырезали его дважды.

104. Blumenthal 1970, 103, B 6.29, 110, Anm. B 68−71.
27

«НИЗКИЕ ПОЛОВОДЬЯ» И «ГОДЫ ГОЛОДА» ПРИ РАННЕЙ XI ДИНАСТИИ

 

Несмотря на малочисленность, краткость и плохую сохранность надписей Интефов на каменных блоках в храме Сатет, нельзя не заметить в них ряд новшеств и необычных черт:Сатет впервые названа «владычицей жизни»; впервые в египетской письменности встречается эпитет Хнума xnty qbHw, причем в необычном написании − с детерминативом «небо» в последнем слове;древнейшее в монументальной эпиграфике упоминание острова Сенмет, предстающего – впервые в египетской письменности − местонахождением двух бездонных скважин истока верхнеегипетских наводнений; первый и единственный до Нового царства случай применения к царю эпитета «владыка живущих».

28

Как показано выше, все эти новшества, возможно, связаны с тем, что Интефы взывали здесь к Сатет и Хнумупрежде всего как к богам верхнеегипетских наводнений. А главной причиной этого, в свою очередь, могли быть участившиеся в Первый переходный период неурожаи. Ведь с конца Старого царства и до правления СенусертаI включительно письменные упоминания о переживаемой поселениями и областями нехватке продовольствия встречаются чаще, чем в любую другую эпоху истории древнего Египта105. При этом говорится даже о голоде, доводившем людей до каннибализма106.

105. Vandier 1936; Morenz 2010, 531−578.

106. Vandier 1950, 220 (IV, 16−18); Allen 2002, pl. 30−31, col. 27−28.
29

В последнюю четверть века, правда, стало модным утверждать, будто в Первый переходный период египтяне голодали не больше обычного. По мнению Х.К. Морено Гарсии и его сторонников, дело просто в том, что при сильной централизованной монархии (в Старом, Среднем и Новом царстве) публичных упоминаний о массовом голоде избегали, чтобы не повредить авторитету божественного государя. В Первый же переходный период, когда главы областей не могли опираться на поддержку и авторитет монарха, им пришлось обосновывать право на власть ссылками на свою полезность подвластному населению. Одним из элементов такой пропагандистской легитимации стали напоминания о будто бы царившем в Египте голоде, от которого местный правитель сумел избавить жителей своего нома или поселения107.

107. Основополагающими стали многочисленные труды Морено Гарсии, из которых важнейший Moreno García 1997, 5−30, 88−92; итоги двадцатилетнего развития данной гипотезы ученый подводит в статье «Famine et affamés en période de crise : réalités agraires et représentations idéologiques en Égypte entre la fin du IIIe et le début du IIe millénaire» (в сб.: V. Boudon-Millot, F. Notario (eds.), La sœur des Douleurs (Hes. Th. 227). La faim et la famine dans l’Antiquité : aspects sociaux, médicaux et religieux. Paris), пока еще находящейся в печати. Благодарю Морено Гарсию, переславшего мне последнюю корректуру этой работы.
30

Откладывая развернутую критику этой гипотезы до специальной публикации, укажем лишь на тот хорошо известный факт, что даже огромное могущество и авторитет Сенусерта I не помешали служившим ему начальнику жрецов Ментухотепу108 и номарху Амени109 написать в кладбищенских жизнеописаниях о «низком половодье» и «годах голода». Не побоялся намекнуть на массовый голод в правление этого царя и автор знаменитого «Рассказа Синухета» (B 154−155)110. Почтение к могущественному монарху далеко не всегда удерживало египтян от публичных упоминаний о нехватке продовольствия, и потому полное отсутствие таковых, скажем, в Старом царстве и затем в правление XII династии после Сенусерта I свидетельствует о сравнительном продовольственном благополучии Египта. Неурожаи же Первого переходного периода и начала Среднего царства, видимо, выглядели по сравнению с этим катастрофическими111.

108. Стела Университетского колледжа (Лондон) 14333; Stewart 1979, 20, no. 86, pl. 18.

109. Newberry 1893, pl. 8, l. 19−21.

110. Berlev 1972, 99−100.

111. Теперь см. Demidchik 2018b.
31

Несмотря на то что важной причиной периодического голода в поселениях и областях, вероятно, стал слом сложившихся в Старом царстве механизмов распределения продовольствия, сами египтяне обычно винили в этом слишком низкие или несвоевременные нильские наводнения. По меньшей мере в восьми надписях, упоминающих о нехватке продовольствия, встречается слово Ts «отмель», «песчаная банка»112, в том числе в словосочетаниях «отмель страны»113 и «год отмелей»114. Вероятно, имелись в виду песчаные и глиняные отмели, а также массы засохшей черной земли, тянувшиеся вдоль обоих берегов при низком уровне воды в Ниле. В других источниках причиной бедствия прямо названо слишком «маленькое (Sri115 или «малое (nDs116 наводнение-Hapi. Обосновывая уменьшение продуктовых выдач своим домочадцам, заупокойный жрец Хеканахт прибег к риторическому вопросу: «Разве (нынешнее) наводнение [очень высоко (aAwrt)]?»117. И, напротив, в «Поучении Аменемхата I» будто бы наступившее при этом царе продовольственное изобилие объяснялось тем, что «наводнение-Hapi» проявляло к государю «почтение (tri118. Примерно в эту же пору решающее значение нильских половодий для благополучия Египта было воспето в «Гимне Наводнению-Hapi».

112. Černý 1961, pl. I; Vandier 1950, 220 (IV,10); Brunner 1937, 65, V.9; Gabolde 2018, 186, fig. 127; Anthes 1928, 42−47, Gr. 20.8−9, Gr. 20.11, 52−53, Gr. 23.5, 54−56, Gr. 24.9.

113. Anthes 1928, 52−53, Gr. 23.5, 54−56, Gr. 24.9.

114. Anthes 1928, 42−47, Gr. 20.11.

115. Стела Университетского колледжа (Лондон) 14333; Stewart 1979, 20, no. 86, pl. 18.

116. Petrie 1900, pl. XI B; Morenz 2010, 562, 572.

117. Allen 2002, pl. 30−31, col. 3−4.

118. Androm 2006, 63−65a.
32

По меньшей мере в трех кладбищенских жизнеописаниях упоминается острая нехватка продовольствия в Фиванском царстве при Уаханхе Интефе. На стеле Хетепи (Htpi) из Элькаба сказано: «Голод случился в этом номе (на) многие годы, но ни разу не было скрыто (от голодающих) лицо слуги покорного тогда: горячо было119 на моем току на 220 снопов, хоть он (ном. А.Д.) ни разу не получал [зерно (?)] от каких-либо людей в годы голода. Даже когда четырехрядный ячмень120 (повсюду) иссяк, он имелся во всем моем номе»121. В Фивах начальник отряда нубийских воинов и управляющий подворья Джари (imy-rAawHqAHwtDAri) назвал себя «великим опекуном родного края122 в год голода (rnptsnb-ib), когда я поддерживал (человека) неизвестного мне наравне с мне известным»123. На другой стеле Джари рассказал о том, как Уаханх Интеф приказал ему «плыть вниз по Нилу, чтобы обеспечить124 пропитание из четырехрядного ячменя для всей этой страны, на юге до Элефантины, на севере до X верхнеегипетского нома»125.

119. Т.е. было много срочной работы.

120. Обычно этот термин переводится как «верхнеегипетский ячмень»; см., однако, Müller-Wollermann 1987.

121. Gabra 1976, 48, fig. 2, Taf. 4.

122. См. Morenz 2010, 569.

123. Брюссель, E 4985; Clère, Vandier 1948, 14, § 19; Morenz 1998, 8, Abb. 2.

124. Дословно «создать».

125. Каир, JdÉ 41437; Clère, Vandier 1948, 14, §18; Morenz 1998, 8, Abb. 1; подробнее об этом см. Demidchik 2005, 40−43.
33

В следующее царствование похороненный на абидосском кладбище чиновник похвалялся, что «[кормил (sanx)] Абидос в тяжкий год», и сам «Хор Нахт-Небтепнефер царь Верхнего и Нижнего Египта сын Ра Интеф Старший (да живет он вечно!) [сказал] о моем плане накормить (sanx) этот город: “Он исполнил все сказанное мной (царем. А. Д.) пред лицом всей страны!”»126.

126. Каир CG 20502, 20503; Lange, Schäfer 1908, 93, 94; Schenkel 1965, 109−111, Nr. 78, 80; к проблеме нехватки продовольствия при ранней XI династии см. также Goedicke 1977, 26−33.
34 На стеле фиванца Джари и в абидосской гробнице говорится о стремлении Интефов устранить нехватку продовольствия. Логично думать, что каменное строительство на Элефантине они затеяли прежде всего для умилостивления Хнума и Сатет как богов, дарующих Египту наводнения и тем избавляющих его от неурожаев127. Эта догадка могла бы также объяснить упоминавшиеся выше частые перестройки святилища. Из-за того что недостаточные или несвоевременные наводнения повторялись, Интефам естественно было считать, что Сатет и Хнум все еще недовольны воздвигнутыми для них часовнями, и потому цари старались задобрить богов все новыми перепланировками и перестройками.
127. Ранее о необходимости продовольственной помощи Элефантине было сказано в надписи номарха Анхтифи (Vandier 1950, 221 [IV, 22−23]).
35

СВИДЕТЕЛЬСТВА «КНИГИ ХРАМА» И «СТЕЛЫ ГОЛОДА»

 

Даже когда память о царях XI династии уже поблекла, египтяне продолжали считать, что главной причиной некогда случившегося резкого роста пожалований фараонов провинциальным храмам богов стали ущербные разливы Нила и неурожаи.

В исторической преамбуле к реконструируемой сейчас Й.Ф. Кваком «Книге храма» утверждается128, что после семилетней засухи и запустения в храмах, случившихся не то при царе Неферкасокаре (nfr-kA-zkr)129, не то при Хуфу130, государю во сне было явлено откровение о необходимости богатого оснащения провинциальных культов богов – «храма каждого бога» в «городах Верховья» и в «городах Низовья»131. Хоть сочинение сохранилось в иератических и демотических копиях греко-римского времени, по мнению Квака, оно могло быть создано еще в Среднем царстве132. Заметим, что о некоем «сновидении» говорилось и в сильно разрушенной надписи СенусертаI в отстроенном им полностью из известняка храме Сатет на Элефантине133.

128. Последние известные мне публикации по этой теме Quack 2012, 348−352; 2013b, 64–81. Там же читатель найдет важнейшие библиографические указания.

129. Вероятно, принадлежал ко II династии.

130. Вероятнее, при Хуфу, тем более что слова о запустении храмов допустимо сопоставить с рассказом Геродота о закрытии святилищ при этом царе и его сыне (см. выше); Quack 1992−1993, 129.

131. См. Quack 1999; 2012, 349.

132. Quack 1992−1993, 129.

133. Schenkel 1975, 117, Abb. 9, 118, Anm. a, Taf. 37; Hirsch 2004, 187, Dok. 47a.
36

Широко известна так называемая «Стела голода» − высеченное на скале на о-ве Сехель объявление о том, что в 18-й год царя III династии Нечерихета Джосера пребывающий на Элефантине местный правитель получил государев указ, состоящий из «исторической» преамбулы и собственно царских распоряжений134. В преамбуле Джосер рассказывает о гибельном голоде в Египте, из-за того что нильское наводнение «не приходило вовремя на протяжении 7 лет» (стк. 1−3). По поручению царя жрец Имхотеп узнал из священных книг, что наводнение изливается из двух бездонных скважин-qrty близ Элефантины (стк. 7), богом которых является Хнум. После того как Джосер принес Хнуму и связанным с ним богиням Сатет и Анукет обильные дары, бог явился царю во сне и вернул Египту регулярные наводнения. Благодарный Джосер будто бы затем прислал на Элефантину указ, закреплявший за храмом Хнума власть над прилегающими территориями и разнообразные источники доходов. Таким образом, и в этом сочинении небывало щедрые пожалования чтимым на Элефантине богам совершаются прежде всего для обеспечения Египта благодатными наводнениями и обильными урожаями.

134. См. Barguet 1953; новейшую библиографию см. Quack 2012, 342−348.
37

Представленные свидетельства позволяют считать, что фараоны ранней XI династии Уаханх Интеф и Нахт-Небтепнефер Интеф подарили каменные блоки для часовен в храме Сатет на Элефантине прежде всего ради обретения Фиванским царством благодатных нильских разливов. По существу же это стало началом царского каменного строительства для провинциальных культов богов.

Библиография

1. Allen, T.J. 2002: The Heqanakht Papyri. New York.

2. Androm, F. 2006: Die Lehre des Amenemhet. Turnhout.

3. Anthes, R. 1928: Die Felseninschriften von Hatnub nach den Aufnahmen G. Möllers. Leipzig.

4. Arnold, D. 1976: Gräber des Alten und Mittleren Reiches in El-Tarrif. Mainz am Rhein.

5. Arnold, F. 2014/2015: Wasser im Kult der Satet auf Elephantine. Mitteilungen des Deutschen archäologischen Instituts, Abteilung Kairo 70/71, 33−40.

6. Asheri, D., Lloyd A., Corcella, A. 2007: A Commentary on Herodotus Books I−IV. Oxford.

7. Barguet, P. 1953: La stèle de la famine, à Séhel. Le Caire.

8. Barta, W. 1968: Aufbau und Bedeutung der altägyptischen Opferformel. Glückstadt.

9. Beinlich, H. 1979: Die Nilquellen nach Herodot. Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde 106, 11−14.

10. Берлев, О.Д. Египетский военный флот в эпоху Среднего царства. В сб.: Палестинский сборник 17 (80), 1967. С. 6−20.

11. Берлев, О.Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства. М., 1972.

12. Bickel, S. 1991: L’iconographie du dieu Khnoum. Bulletin de l’Institut Français d’Archéologie Orientale 91, 55–67.

13. Blumenthal, E. 1970: Untersuchungen zum ägyptischen Königtum des Mittle-ren Reiches. I. Die Phraseologie. Berlin.

14. Bommas, M. 2000: Der Tempel des Chnum der 18. Dyn. auf Elephantine. In-auguraldissertation zur Erlangung der Doktorwürde vorgelegt der Fakultät für Orientalistik und Altertumswissenschaft der Universität Heidelberg. URL: http://archiv.ub.uni-heidelberg.de/volltextserver/3383/1/Bommas.pdf дата обращения: 14.09.2019.

15. Bonnet, H. 2000: Reallexikon der ägyptischen Religionsgeschichte. 3. Aufl. Berlin–New York.

16. Brunner, H. 1937: Die Texte aus den Gräbern der Herakleopolitenzeit von Siut mit Übersetzung und Erläuterungen. Glückstadt.

17. Buck, A. de 1935−1961: The Egyptian Coffin Texts. Vol. I–VII. Chicago.

18. Bußmann, R. 2006: Der Kult im frühen Satet-Tempel von Elephantine. In: J. Mylonopouls, H. Roeder (Hrsg.), Archäologie und Ritual: Auf der Suche nach der rituellen Handlung in den antiken Kulturen Ägyptens und Griechenlands. Wien, 25−36.

19. Bussmann, R. 2007: Pepi I and the temple of Satet at Elephantine. In: R. Mairs, A. Stevenson (eds.), Current Research in Egyptology 2005. Proceedings of the Sixth Annual Symposium. Oxford, 16−21.

20. Bußmann, R. 2010: Die Provinztempel Ägyptens von der 0. bis zur 11. Dynas-tie. Bd I–II. Leiden–Boston.

21. Bussmann, R. 2013: The social setting of the temple of Satet in the third millennium. In: D. Raue, S.J. Seidlmayer, Ph. Speiser (eds.), The First Cataract of the Nile: One Region – Diverse Perspectives. Berlin, 21−34.

22. Bussmann, R. 2015: Changing cultural paradigm: from tomb to temple in the Eleventh dynasty. In: P. Kousoulis, N. Lazaridis (eds.), Proceedings of the Tenth International Congress of Egyptologists. University of the Aegean, Rhodes 22–29 May 2008. Vol. I. (Orientalia Lovaniensia Analecta, 241). Leuven–Paris–Bristol, 971−985.

23. Černý, J. 1961: The stela of Merer in Cracow. Journal of Egyptian Archaeology 47, 5−9, pl. I.

24. Clère, J.J., Vandier, J. 1948: Textes de la première période intermédiaire et de la XIème dynastie. Bruxelles.

25. Демидчик, А.Е. Безымянная пирамида: государственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии. СПб., 2005.

26. Demidchik, A. 2016: The sixth Heracleopolitan king Merikare Khety. Journal of Egyptian History 9, 97–120.

27. Demidchik, A. 2018a: A ‘Famine Stela’ episode under the Early Xlth Dynasty. In: Annual Meeting of the American Research Center in Egypt. April 20−22, 2018, Tucson, Arizona. Alexandria, 36−37.

28. Демидчик, А.Е. Неурожаи в царствование Сенусерта I. Вестник НГУ. Серия: История, филология 17/10, 2018. С. 38–45.

29. Edel, E. 1964: Zu den Inschriften auf den Jahreszeitenreliefs der Weltkammer aus den Sonnenheiligtum des Niuserre. Teil II. Nachrichten der Akademie der Wissenschaften in Göttingen. I. Philologisch-historische Klasse, Jg. 1963, 4−5, 89−217.

30. El-Dissouky, Kh.T. 1969: Elephantine in the Old Kingdom. PhD diss., University of Chicago.

31. Erman, A., Grapow, H. (Hrsg.) 1955: Wörterbuch der aegyptischen Sprache im Auftrage der Deutschen Akademien. Bd. I−VI. Unveränderter Neudruck. Berlin.

32. Fourtau, R. 1905: Notes sur la navigation dans la cataracte d'Assouan aux différentes époques de l'empire égyptien. Annales du Service des antiquités de l’Égypte 6, 1−8.

33. Franke, D. 1994: Das Heiligtum des Heqaib auf Elephantine: Geschichte eines Provinzheiligtums im Mittleren Reich. Heidelberg.

34. Franke, D. 1996: Sesostris I., “König der beiden Länder” und Demiurg in Elephantine. In: P. der Manuelian (ed.), Studies in Honor of William Kelly Simpson. Vol. I. Boston, 275−295.

35. Gabolde, M. 1995: L’inondation sous les pieds d’Amon. Bulletin de l’Institut Français d’Archéologie Orientale 95, 235−258.

36. Gabolde, L. 2018: Karnak, Amon-Rê : la genèse d’un temple, la naissance d’un dieu. Le Caire.

37. Gabra, G. 1976: Preliminary report on the Stela of ¡tpi from El-Kab from the time of Wahankkh Inyôtef II. Mitteilungen des Deutschen archäologischen Instituts, Abteilung Kairo 32, 46−56, Taf. 14.

38. Gardiner, A.H. 1935: Hieratic Papyri in the British Museum. (Third series, Chester Beatty gift). Vol. I−II. London.

39. Gardiner, A.H. 1957: Egyptian Grammar, Being an Introduction to the Study of Hieroglyphs. 3rd ed. London.

40. Gasse, A., Rondot, V. 2007: Les inscriptions de Séhel. Le Caire.

41. Grajetzki, W. 2006: The Middle Kingdom in Ancient Egypt: History, Archaeology and Society. London.

42. Grallert, S. 2001: Bauen−Stiften−Weihen: Die ägyptische Bau- und Restau-rierunginschriften von den Anfängen bis zur 30. Dynastie. Berlin.

43. Germond, Ph. 1979: Le roi et la retour de l’inondation. Bulletin de la Société d’Égyptologie I, 5−12.

44. Goedicke, H. 1977: The Protocol of Neferyt – The Prophecy of Neferti. Baltimore.

45. Habachi, L. 1963: King Nebhepetre Mentuhotep: his monuments, place in history, deification and unusual representations in the form of gods. Mitteilungen des Deutschen archäologischen Instituts, Abteilung Kairo 19, 17–52. Taf. 4−8.

46. Habachi, L. 1985: The Sanctuary of Heqaib. (Elephantine, IV). Mainz am Rhein.

47. Hannig, R. 2003−2006: Ägyptisches Wörterbuch. Bd I−II. Mainz am Rhein.

48. Hirsch, E. 2004: Kultpolitik und Tempelbauprogramme der 12. Dynastie. Untersuchungen zu den Göttertempeln im Alten Ägypten. Berlin.

49. Hodjash, S., Berlev, O. 1982: The Egyptian Reliefs and Stelae in the Pushkin Museum of Fine Arts, Moscow. Leningrad.

50. Husson, G., Valbelle, D. 1992: L’état et les institutions en Égypte des premiers pharaons aux empereurs romains. Paris.

51. Jansen-Winkeln, K. 2009: Inschriften der Spätzeit. Teil III. Die 25. Dynastie. Wiesbaden.

52. Jenni, H. 1998: Die Dekoration des Chnumtempels auf Elephantine durch Nektanebos II. Mainz.

53. Junker, H. 1913: Das Götterdekret über das Abaton. Wien.

54. Kaiser, W., Dreyer, G., Grimm, G., Haeny, G., Jaritz, H., Müller, Ch. 1975: Stadt und Tempel von Elephantine. Fünfter Grabungsbericht. Mitteilungen des Deutschen archäologischen Instituts, Abteilung Kairo 31, 39−84, Taf. 12−17.

55. Kaiser, W., Dreyer, G., Gempele, R., Grossmann, P., Haeny, G., Jaritz, H., Junge, F. 1976: Stadt und Tempel von Elephantine. Sechster Grabungsbericht. Mitteilungen des Deutschen archäologischen Instituts, Abteilung Kairo 32, 67−112, Taf. 15−32.

56. Kaiser, W., Dreyer, G., Jaritz, H., Krekeler, A., Schläger, T., Zuermann, M. 1986: Stadt und Tempel von Elephantine. 13./14. Grabungsbericht. Mitteilungen des Deutschen archäologischen Instituts, Abteilung Kairo 43, 75−114, Taf. 6−17.

57. Kaiser, W., Bommas, M., Jaritz, H., Krekeler, A., Pilgrim, C. von, Schultz, M., Schmidt-Schultz, T., Ziermann, M. 1993: Stadt und Tempel von Elephantine. 19./20. Grabungsbericht. Mitteilungen des Deutschen archäologischen Instituts, Abteilung Kairo 49, 133−187, Taf. 26−36.

58. Kaiser, W., Andraschko, F., Bommas, M., Jaritz, H., Niederberger, W., Pilgrim, C. v., Rodziewicz, M., Seiler, A., Ziermann, M. 1997: Stadt und Tempel von Elephantine. 23./24. Grabungsbericht. Mitteilungen des Deutschen archäologischen Instituts, Abteilung Kairo 53, 117−193, Taf. 14−29.

59. Kaiser, W., Arnold, D., Bommas, M., Hikade, Th., Hoffmann, F., Jaritz, H., Kopp, P., Niederberger, W., Paetznick, J.-P., Pilgrim, B. v., Pilgrim, C. v., Raue D., Rzeuska, T., Schaten, S., Seiler, A., Stalder, L., Ziermann, M. 1999: Stadt und Tempel von Elephantine. 25./26./27. Grabungsbericht. Mitteilungen des Deutschen archäologischen Instituts, Abteilung Kairo 55, 64−236, Taf. 14−34.

60. Kaplony, P. 1981: Die Rollsiegel des Alten Reichs II: Katalog der Rollsiegel, A. Text Monumenta Aegyptiaca 3A, B. Tafeln Monumenta Aegyptiaca 3B. Bruxelles.

61. Kaplony, P. 1992: Wasser. In: W. Helck, W. Westendorf (Hrsg.), Lexikon der Ägyptologie. Bd VII. Wiesbaden, 16−44,

62. Kees, H. 1912: Der Opfertanz des ägyptischen Königs. Inaug. Diss. K.B. Ludwig-Maxmilians-Universität. München.

63. Kemp, B.J. 2005: Ancient Egypt. Anatomy of a Civilization. 2nd ed. London–New York.

64. Kitchen, K.A. 1975−1979: Ramesside Inscriptions. Historical and Biographical. Vol. I–II. Oxford.

65. Landgráfova, R., Navrátilová, H. 2011: It is My Good Name that You Should Remember: Egyptian Biographical Texts on Middle Kingdom Stelae. Prague.

66. Lange, H.O., Schäfer, H. 1908: Catalogue général des antiquités égyptiennes du Musée du Caire. II. Grab und Denksteine des Mittleren Reiches im Museen von Kairo. Nos 20001–20780. Berlin.

67. Lucarelli, R. 2005: A libation text in the Book of the Dead of Gatseshen. In: A. Amenta, M.M. Luiselli, M.N. Sordi (eds.), L’Acqua nell’antico Egitto: vita, rigenerazione, incantesimo, medicamento. Proceedings for the First International Conference for Young Egyptologists. Italy, Chianciano Terme, October 15–18, 2003. Roma, 319−328.

68. Maré, Ch. de 2016: Ci-gît Osiris. L’Abaton de Biggeh d’après les sources textuelles et iconographiques. Bulletin de l’Académie Belge pour l’Étude des Langues Anciennes et Orientales 5, 1−46.

69. Marochetti, E.F. 2010: The Reliefs of the Chapel of Nebhepetre Mentuhotep at Gebelein. Leiden–Boston.

70. Mathieu, B. 2008: Le Lasso d’Hathor. Relecture de la stele Turin Suppl. 1310. Göttinger Miszellen 219, 65−72.

71. Meyer-Dietrich, E. 2001: Nechet und Nil. Ein ägyptischen Frauensarg des Mittleren Reiches aus religionsökologischer Sicht. Uppsala.

72. Montet, P. 1961: Géographie de l’Égypte ancienne. Pt. II. Paris.

73. Moreno García, J.C. 1997: Études sur l’administration, le pouvoir et l’idéologie en Égypte, de l’Ancien au Moyen Empire. Liège.

74. Morenz, L.D. 1998: Die schmälende Herausforderung des Thebaners dAri an Xty. Die Welt des Orients 29, 5−20.

75. Morenz, L.D. 2004: Der von Gott begnadete Herrscher. Eine sakro-politische Verkündigung des Chnum für Iny-it=f aA, monumentalisiert auf einem Sakralbau in Elephantine. Mitteilungen des Deutschen archäologischen Instituts, Abteilung Kairo 60, 107−119.

76. Morenz, L.D. 2010: Die Zeit der Regionen im Spiegel der Gebelein-Region. Kulturgeschichtliche Re-Konstruktionen. Leiden–Boston.

77. Morenz, L.D. 2011: MythoPoetics of a landscape. The conception of Abu. In: L.D. Morenz, M. Höveler-Müller, A.El Hawary (Hrsg.), Zwischen den Welten: Grabfunde von Ägyptens Südgrenze. Between Worlds: Finds from tombs on Egypt's southern border. Radhen, 53−62.

78. Müller-Wollermann, R. 1987: Die Sogenannte Ober- und Unterägyptische Gerste. Varia Aegyptiaca 3, 39−42.

79. Newberry, P.E. 1893: Beni Hasan. Pt. I. London.

80. Newberry, P.E. 1903: Extracts from my Notebooks VII. Proceedings of the Society of Biblical Archaeology 25, 357−362; pl. 1 [2].

81. Niwiński, A. 2013: Catastrophes and the ends of the world in Pharaonic Egypt. In: J. Popielska-Grzybowska, J. Iwaszczuk (eds.), Studies on Disasters, Catastrophes and the Ends of the World in Sources. Pułtusk, 215−220.

82. O’Connor, D. 1974: Political systems and archaeological data in Egypt: 2600−1780 B.C. World Archaeology 6/1, 15−38.

83. Pätznick, J.-P. 2005: Die Siegelabrollungen und Rollsiegel der Stadt Elephantine im 3. Jahrtausend v. Chr. Spurensicherung eines archäologischen Artefaktes. Oxford.

84. Pécoil, J.-F. 1993: Les sources mythiques du Nil et le cycle de la crue. Bulletin de la Société d’Égyptologie Genève 17, 97−110.

85. Petrie, W.M.F. 1888: A Season in Egypt 1887. London.

86. Petrie, W.M.F. 1900: Dendereh 1898. London.

87. Petrie, F., Brunton, G., Murray M. A. 1923: Lahun II. London.

88. Peust, C. 2004: Hungersnotstele. In: B. Janowski, G. Wilheim (Hrsg.), Texte aus der Umwelt des Alte Testaments. Neue Folge. Bd I. Texte zum Rechts- und Wirtschaftsleben. Gütersloh, 208−217.

89. Pierret, S.P. 1878: Recueil d’inscriptions inédites du musée égyptien du Louvre. Pt. II. Paris.

90. Popielska-Grzibowska, J. 2016: Contexts of appearance of water in the Pyramid Texts. An Introduction. Études et Travaux XXIX, 157−167.

91. Postel, L. 2004: Protocole des souverains égyptiens et dogme monarchique au début du Moyen Empire : des premiers Antef au début du règne d’Amenemhat Ier. Turnhout.

92. Prell, S. 2009: Der Nil, seine Überschwemmung und sein Kult in Ägypten. Studien zur altägyptischen Kultur 38, 211−257.

93. Quack, J.F. 1992−1993: P. Wien D 6319. Eine demotische Übersetzung aus dem Mittelägyptischen. Enchoria 19/20, 125−129.

94. Quack, J.F. 1999: Der historische Abschnitt des Buches vom Tempel. In: J. Assmann, E. Blumenthal (Hrsgg.), Literatur und Politik im pharaonischen und ptolemaischen Ägypten. Vorträge der Tagung zum Gedenken an Georges Posener, 5-10. September 1996 in Leipzig. Le Caire, 267−278.

95. Quack, J.F. 2012: Danaergeschenk des Nil? Zuviel und zu wenig Wasser im Alten Ägypten. In: A. Berlejung (Hrsg.), Katastrophen und ihre Bewältigung. Tübingen, 333−382.

96. Quack, J.F. 2013a: Irrungen, Wirrungen? Forscherische Ansätze zur Datierung der älteren ägyptischen Literatur. In: G. Moers et al. (eds), Dating Egyptian Literary Texts. Vol. I. Hamburg, 405−468.

97. Quack, J.F. 2013b: Vom Dekret des Neferkasokar zum Dialog des Imhotep. Ägyptische Textquellen zum idealen Tempel. Sokar 27, 64−81.

98. Quirke, S. 2013: Going out in Daylight – prt m hrw: the Ancient Egyptian Book of the Dead (Translation, Sources, Meanings). London

99. Raue, D. 2011: From the history of Elephantine: eventful times on the Nile. In: L.D. Morenz, M. Höveler-Müller, A.El Hawary (Hrsgg.), Zwischen den Welten: Grabfunde von Ägyptens Südgrenze. Between Worlds: Finds from tombs on Egypt's southern border. Radhen, 30−38.

100. Ricke, H. 1960: Die Tempel Nektanebos’ II. in Elephantine und ihre Erweiterungen. Kairo.

101. Rotsch, H. 2005: The primeval ocean Nun and the terminology of water in Ancient Egypt. In: A. Amenta, M.M. Luiselli, M.N. Sordi (eds.), L’Acqua nell’antico Egitto: vita, rigenerazione, incantesimo, medicamento. Proceedings for the First International Conference for Young Egyptologists. Italy, Chianciano Terme, October 15–18, 2003. Roma, 229−239.

102. Schenkel, W. 1965: Memphis. Herakleopolis. Theben: die epigraphischen Zeugnisse der 7.−11. Dynastie Ägyptens. Wiesbaden.

103. Schenkel, W. 1975: Die Bauinschrift Sesostris’ I. im Satet-Tempel von Elephantine. Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Abteilung Kairo 31, 109−125, Taf. 33−39.

104. Seidlmayer, S.J. 2013: Gebet an den Nil: Assoziationen zu einer Felsinschrift des Mittleren Reiches. Études et Travaux XXVI, 608−613.

105. Sethe, K. 1908: Die altägyptischen Pyramidentexte. Bd I. Leipzig.

106. Sethe, K. 1933: Urkunden des Alten Reiches. Bd I. (Urkunden des ägyptischen Altertums, Abteilung I, Bd I). 2. Aufl. Leipzig.

107. Sethe, K. 1935: Historisch-biographische Urkunden des Mittleren Reiches. Bd I. (Urkunden des ägyptischen Altertums, Abteilung VII, Heft 1). Leipzig.

108. Stewart, H.M. 1979: Egyptian Stelae, Reliefs and Paintings from the Petrie Collection. Part II. Archaic Period to Second Intermediate Period. Warminster.

109. Valbelle, D. 1981: Satis et Anukis. Mainz am Rhein.

110. Van der Plas, D. 1986: L’hymne à la crue du Nil. T. I. Traduction et commentaire. T. II. Présentation du texte, texte synoptique, planches. Leiden.

111. Vandier, J. 1936: La famine dans l’Égypte ancienne. Le Caire.

112. Vandier, J. 1950: Moaalla. La tombe d’Ankhtifi et la tombe de Sébekhotep. Le Caire.

113. Wilkinson, T.A.H. 1999: Early Dynastic Egypt. London–New York.

114. Wilkinson, R.H. 2003: The Complete Gods and Goddesses of Ancient Egypt. London.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести