Саркофаг Анхефа (anx. f) в собрании Ивановского областного художественного музея
Саркофаг Анхефа (anx. f) в собрании Ивановского областного художественного музея
Аннотация
Код статьи
S032103910008033-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Большаков Владимир Анатольевич 
Аффилиация: Российский университет дружбы народов
Адрес: Российская Федерация, Москва
Страницы
192-232
Аннотация

Данная статья является детальной публикацией антропоидного саркофага Анхефа (XXI династия), хранящегося в Ивановском областном художественном музее (инв. № A-601). Автором рассматриваются обстоятельства поступления памятника в собрание музея и уточняется очередность его предшествующих владельцев. В статье впервые дается полное описание декоративной программы саркофага и графическое воспроизведение всех иероглифических надписей с транслитерацией. В связи с определением социального положения Анхефа в работе затрагивается вопрос о значении титула qraw. Детальное изучение саркофага позволило также выявить признаки, указывающие на его переделку и вторичное использование для погребения нового заказчика.

Ключевые слова
саркофаг, Анхеф, III Переходный период, XXI династия, древнеегипетское искусство, Ивановский областной художественный музей, Д.Г. Бурылин, М.А. Хитрово, А.Л. Дуров
Классификатор
Получено
24.03.2020
Дата публикации
24.03.2020
Всего подписок
29
Всего просмотров
778
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Одним из наиболее значительных памятников искусства Древнего Египта, находящихся в собрании Ивановского областного художественного музея, является расписной антропоидный саркофаг времени XXI династии (ИОХМ. Инв. № А-601; рис. 1). Как и прочие египетские древности, хранящиеся в музее, саркофаг поступил из частного Музея промышленности и искусства, основанного известным ивановским фабрикантом-меценатом Д.Г. Бурылиным (1852–1924). Древности из собрания Бурылина, к сожалению, долгое время остававшиеся вне поля зрения египтологов1, были введены в научный оборот лишь в конце XX в.2 Вместе с тем, история формирования египетской части коллекции Бурылина и ее памятники заслуживают углубленного исследования. В частности, одним из самых значительных из них является богато декорированный саркофаг Анхефа, первая научная публикация которого вышла в составе каталога египетских памятников из музеев бывшего СССР, подготовленного О.Д. Берлевым и С.И. Ходжаш3. В указанном каталоге были опубликованы фотографии саркофага, к сожалению, предшествующие его реставрации, и впервые сделан, насколько это позволяло прежнее состояние памятника, англоязычный комментированный перевод всех читаемых надписей. Однако небольшой объем статьи, продиктованный характером самого издания, лишь отчасти отвечает потребности в полноценной публикации этого замечательного памятника4.
1. В изданном на рубеже XIX–XX вв. Б.А. Тураевым кратком описании египетских коллекций в Российской империи собрание Бурылина не упоминается (Turaev 1899, 115–164; 1914, 24–33). Причиной этого было то, что оно было сформировано в Иваново-Вознесенске уже после того, как Тураев завершил работу по описанию известных ему коллекций.

2. Berlev, Hodjash 1998. Появлению данного каталога, ставшего итогом многолетней работы авторов и событием в египтологии, предшествовала выставка египетских памятников из музеев СССР, состоявшаяся в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1991 году (Hodjash, Etingof 1991).

3. Berlev, Hodjash 1998, 8–10, pl. 22–26. Следует отметить, что в каталоге, изданном к выставке 1991 г., саркофаг Анхефа обозначен как «саркофаг египтянки антропоморфный» времени XX династии (Hodjash, Etingof 1991, 14, 46; № 30).

4. Отметим, что последний не был учтен ни в каталоге А. Нивиньского (Niwiński 1988), ни в фундаментальной работе Д. Астена (Aston 2009).
2

Рис. 1. Саркофаг Анхефа. ИОХМ инв. № А-601. Общий вид: 1 – правая сторона; 2 – левая сторона © Иваново, ИОХМ. Фото В.А. Большакова

3

Рис. 2. Подножие ящика. Вид изнутри

4

В вышеупомянутом каталоге сообщается, что к Бурылину саркофаг Анхефа попал из коллекции А. Левина, будучи куплен им в 1913 году в Каире5.

Основой для этой информации скорее всего послужили любительские публикации ивановского краеведа А.М. Беневоленского6. Между тем известно, что некий киевский студент Александр Левин, сопровождавший чету Бурылиных во время путешествия в Египет в 1913 г., приобрел для Бурылина мумию в саркофаге7. Каких-либо документальных сведений о покупке и отправке в Россию А. Левиным иных египетских древностей не обнаружено. По справедливому предположению Г.А. Солнцевой, саркофаг Анхефа попал в Иваново при других обстоятельствах – не напрямую из Египта, но в числе приобретенных Д.Г. Бурылиным древнеегипетских экспонатов воронежского музея-паноптикума знаменитого циркового артиста А.Л. Дурова (1864–1916)8. Поступление саркофага Анхефа в Ивановский музей именно из коллекции Дурова убедительно подтверждает изданный в 1911 г. каталог его воронежского музея, в котором значится «саркофаг с тремя (курсив мой. – В.Б.) крышками 21-й египетской царской династии из коллекций покойного гофмейстера двора его величества М.А. Хитрово, бывшего дипломатическим агентом в разных восточных государствах»9. О принадлежности упомянутых предметов дипломату Хитрово (1837–1896), занимавшему в 1883–1886 гг. должность российского генерального консула в Египте, свидетельствует каталог, выпущенный в связи с продажей всего его собрания10. Так, в числе древностей, выставленных в 1897 г. на аукцион в Одессе, упомянуты «очень хорошо сохранившийся» саркофаг XXI династии и две крышки саркофага XX династии11. Впрочем, нельзя не заметить, что в аукционном каталоге говорится о саркофаге и двух, а не трех (как в списке дуровского музея) крышках. Если исключить вероятность ошибки в дуровском каталоге12, данное расхождение можно объяснить только тем, что саркофаг и «крышки», являвшиеся частями одного целого, были перечислены по отдельности. Поскольку одна из двух крышек саркофага, упомянутых в аукционном каталоге Хитрово, в действительности являлась фигурной накладкой на мумию Анхефа (ИОХМ. Инв. № А-602), напрашивается предположение, что одной из них могла быть неверно датированная ХХ династией крышка от внешнего саркофага Анхефа13. Так или иначе, несовпадение данных в обоих каталогах ставит также вопрос об общем количестве египетских древностей, приобретенных Дуровым из коллекции Хитрово и впоследствии проданных им Бурылину14.

5. Berlev, Hodjash 1998, 8–9. Те же сведения даются и в предшествующем каталоге выставки: Hodjash, Etingof 1991, 46, № 30. Подробнее о А. Левине см. Solntseva 2000, 170.

6. Библиографические ссылки на его работы даны в Hodjash, Etingof 1991, 46; Berlev, Hodjash 1998, 8.

7. Cм. Solntseva 2003.

8. Solntseva 2003; Ryzhikova 2006, 4, 8, № 2.

9. Каталог музея А.Л. Дурова. Воронеж, 1911. C. 14.

10. Коллекции древностей египетских, римских и др. покойного гофмейстера двора его величества М.А. Хитрово, бывшего дипломатического агента в разных восточных государствах и Российского императорского посла в Румынии, Португалии и Японии. Одесса, 1897. C. 7.

11. « 97. Sarcophage de la XXI dynastie (1000 avant Jésus Christ) très bien conservé – 1; 98. Couvercle d’un sarcophage de la XXème dynastie – 1; 99. Idem – 1 » (Коллекции C. 7, № 97–99).

12. Что весьма вероятно, если иметь в виду опечатки в нумерации египетских династий.

13. Местонахождение второй крышки из коллекции Хитрово в настоящее время неизвестно.

14. Если верить каталогу Дурова, в его музее-паноптикуме находились лишь некоторые памятники из коллекции Хитрово, по-видимому, распроданной вопреки изначальным условиям аукциона по частям («Продаваться будут все нижепоименованные предметы вместе». Коллекции… C. 1). Косвенно на распыление памятников коллекции указывает также и то, что отдельные египетские предметы, поступившие в 1920 г. в Одесский археологический музей, были впоследствии идентифицированы как происходящие из собрания Хитрово (см. Romanova 2008, 9, n. 67).
5

Рис. 3. Крышка. Фрагмент

6 Место обнаружения и обстоятельства приобретения М.А. Хитрово саркофага и мумийной крышки Анхефа, к сожалению, не установлены, однако их типологическое и стилистическое сходство с аналогичными памятниками из фиванской области позволяет предположить, что, вероятнее всего, данный погребальный ансамбль происходит из одной из разграбленных местными жителями скальных гробниц фиванского некрополя15. По всей видимости, подобно многим состоятельным европейским путешественникам конца XIX в., Хитрово приобретал вещи для своей коллекции у местных торговцев древностями или в Каире.
15. Как правило, саркофаги XXI династии происходили из коллективных захоронений, подобных знаменитому жреческому тайнику, обнаруженному в 1891 г. в Баб эль-Газусе. Значительно реже т.н. «желтые саркофаги» находили в индивидуальных захоронениях. Ввиду того, что подобные саркофаги находили и за пределами Фив, вопрос о происхождении ансамбля Анхефа из фиванского некрополя все же остается открытым.
7 По аналогии с находками из жреческого «тайника» в Баб эль-Газусе, следует предположить, что погребальный инвентарь Анхефа мог также включать ряд подобных предметов (папирусы, фигурки-ушебти, ящик для ушебти, амулеты16). Однако каков бы ни был состав погребального инвентаря, принадлежавшего Анхефу, его предметы были расхищены при обнаружении и вскрытии саркофага и скорее всего разошлись по частным и музейным коллекциям.
16. См. Aston 2009, 164–198.
8

ОПИСАНИЕ САРКОФАГА

 

Саркофаг, предположительно, изготовлен из древесины сикомора (ficus sycomorus), служившей основным материалом для изготовления большинства фиванских погребальных ансамблей XXI династии, хотя не исключено, что отдельные элементы саркофага могли быть сделаны из других местных пород – акации или тамариска. Конструктивно саркофаг Анхефа состоит из 23 видимых элементов различной величины (13 – крышка и 10 – ящик), соединенных деревянными шипами. Пропорции, конструктивные особенности и общие размеры саркофага Анхефа (196 × 66 × 54 см) свидетельствуют о том, что это – внутренний саркофаг, служивший непосредственным вместилищем для мумии17. Это подтверждает и практически идеальное совпадение внутренних размеров ящика саркофага (186,5 × 46,7 см) с внешними размерами хранящейся в ИОХМ мумийной крышки, также принадлежащей Анхефу (180,7 × 45,5 см). Кроме того, сопоставление саркофага Анхефа с внутренними саркофагами XXI династии демонстрирует сходство с ними как в пропорциях, так и размерах18.

17. На это также указывает форма подножия, лишенного углубления с оборотной стороны – характерной конструктивной особенности крышек внешних саркофагов.

18. В среднем размеры внутренних саркофагов варьируются от 176 × 52 см до 197 × 56 см (ср. Niwiński 1996; 1999 passim).
9

Рис. 4. Схема декора крышки саркофага

10 Все росписи и надписи на саркофаге выполнены на однотонном ярко-желтом фоне, отличающем большинство фиванских саркофагов XXI династии19. Общий эффект нарядности оформления саркофага Анхефа достигнут при помощи мастерского сочетания всего четырех основных цветов – желтого, красного, зеленого и синего, причем в общей палитре изображений и надписей выделяются два последних. На символическом уровне преобладание в росписи саркофага зеленого и темно-синего цветов должно было усилить магическую действенность изображений и надписей, предназначенных гарантировать умершему возрождение и вечную жизнь. При этом обращает на себя внимание крайне ограниченное использование черного цвета (его заменяет темно-синий) и почти полное отсутствие белого. Роспись покрывал слой лака, удаленный во время комплексной реставрации памятника20, вследствие чего краски, обычно сильно приглушенные на саркофагах XXI династии потемневшим от времени лаком, вновь приобрели практически первозданные насыщенность и яркость.
19. Желтый фон саркофагов конца Нового царства и XXI династии в известной степени следует рассматривать как прямую преемственность художественной традиции, сложившейся в оформлении частных гробниц времени Рамессидов. Ср. росписи в гробницах мастеров в Дейр эль-Медине: ТТ 1 (%n-nDm), TT 3 (PA-Sdw), TT 359 (In-xr-xaw), TT 335 (Nxt-Imn). О символизме желтого фона см. Sousa 2018, 78–79, 197–200; Bettum 2012, 44.

20. Реставрация проводилась в 1992–1994 гг. в Государственном научно-исследовательском институте реставрации (Москва). Фактически весь древний лак, нанесенный поверх росписей, был смыт при реставрации. О том, как выглядели росписи под слоем потемневшего лака, дают представление небольшие участки красочного слоя, оставленные реставраторами нерасчищенными.
11

Рис. 5. Верхняя часть крышки

12 В целом декоративная программа саркофага Анхефа отличается сравнительно высокой плотностью изобразительных элементов, приближающейся к так называемому horror vacui – тенденции к заполнению всех свободных участков между основными фигурами пояснительными надписями и второстепенными изображениями и сакральными символами. В оформлении саркофага изображения заметно преобладают над текстом, представленным отдельными колонками надписей и краткими пояснительными приписками в сценах. Следует отметить, что качество росписи неодинаково: например, по сравнению с верхней частью крышки в нижних сценах надписи и изображения отличаются более небрежной манерой исполнения. Внешняя сторона подножия крышки и ящика, как и внутренние поверхности саркофага, оставлены без какой-либо отделки.
13 Декоративная программа крышки больше всего соответствует подтипу II-с, распространенному в оформлении саркофагов в период правления в Фивах верховных жрецов Амона Менхеперра и Пиноджема II, что, предположительно, позволяет датировать отделку саркофага Анхефа временным интервалом между 1010 и 970 г. до н.э.21
21. Подтип II-c существовал до второй половины XXI династии примерно на протяжении 40–50 лет (Niwiński 1988, 68, 74–75, fig. 25–26; tab. VII; 1996, 46, 52–53).
14 Состояние памятника Деревянная основа саркофага сохранилась почти полностью: за исключением утраченных фрагментов досок днища ящика наиболее серьезные повреждения состоят в глубоких царапинах и разрушении отдельных участков грунта и красочного слоя. В местах отслоения грунта обнажились стыки досок и соединения прочих конструктивных элементов саркофага. Роспись на стенках ящика сохранилась лучше, чем на крышке, однако и здесь имеются значительные утраты и повреждения грунта и красочного слоя.
15 На внутренней поверхности торцевой стенки ящика имеется небольшое черное пятно с потеками, оставленное жидкой субстанцией, использовавшейся во время ритуального возлияния на мумию (рис. 2). В головной части ящика и на поверхности боковых стенок в области предплечий также имеются обширные пятна, напоминающие по виду разводы от влаги.
16

Особенности памятника

Осмотр саркофага, предпринятый на месте хранения, позволил выявить признаки, свидетельствующие о его вторичном использовании. Как показало исследование многих образцов так называемых «желтых саркофагов», их узурпация и переделка были весьма распространенной практикой на протяжении всей XXI династии22. Присвоение отдельного саркофага или всего погребального ансамбля выражалось в частичном или полном изменении его оформления с учетом пола нового владельца: в одних случаях корректировались лишь отдельные элементы декора, причем в имеющихся надписях имя и титулы прежнего владельца заменялись на новые, в других же – вся декоративная программа саркофага создавалась заново. В последнем случае практиковалось два способа ее обновления – старый грунт и красочный слой удалялись до деревянной основы или же новая роспись наносилась прямо поверх старой23. Приспособление чужого саркофага или мумийной крышки под заказчика другого пола было довольно трудоемким делом, обычно требовавшим предварительного дополнения или удаления отдельных элементов, моделированных из дерева и штука: кистей рук, ушей, серег, бородки, женской груди24.

22. О данном явлении см. Cooney 2007, 290–292; 2011, 31–36.

23. Cooney 2015, 275–276; 2018, 70.

24. Впрочем, перемена владельца саркофага не всегда влекла за собой полное изменение его оформления; имеются примеры, когда новый владелец погребался в саркофаге, предназначенном для умершего противоположного пола.
17

Рис. 6. Область ожерелья (секция А)

18 В частности, изучение саркофага Анхефа выявило ряд признаков, свидетельствующих о его изначальном изготовлении для погребения женщины: 1) измененные пропорции парика, отличающегося укороченными лопастями. По-видимому, древнеегипетский мастер сократил длину парика, вследствие чего пространство между концами лопастей и скрещенными на груди руками заметно увеличилось. Не исключено также, что и «портрет» умершего, целиком вырезанный из отдельного куска дерева, не является оригинальной частью крышки или также подвергся переработке; 2) моделированные из штука крупные уши, фронтально распластанные поверх лопастей парика, выглядят вторичным дополнением к лицу-маске; 3) кисти рук (сжатые в кулак – у мужчин и распрямленные – у женщин), прикрепленные к крышке при помощи деревянных шипов, по всей видимости, также не являются оригинальными элементами. На замену накладных рук, как мы полагаем, указывает форма отслоившегося участка грунта вокруг левого кулака, совпадающая с контуром раскрытой ладони (см. рис. 6); 4) пара параллельных округлых неровностей в пространстве между концами парика и скрещенными руками (рис. 3). Если зрительно продлить укороченные лопасти парика до указанных неровностей, то его длина будет соответствовать пропорциям женского парика, доходящего до рельефной имитации обнаженных грудей. Таким образом, характерные холмики на крышке, лежащие на одной линии, – не что иное, как следы женской груди, не полностью удаленной при переделке крышки; 5) косвенным показателем вторичного использования саркофага может служить и отсутствие росписи внутри ящика, контрастирующее с обычной практикой отделки «желтых саркофагов» III Переходного периода25.
25. Представляется, что слой грунта с росписью мог быть удален при переделке саркофага. Известными автору примерами вторичного использования саркофагов с ящиком, частично или полностью лишенным внутреннего декора, являются внешние саркофаги @nwt-nTrw (JE 29725, CG 6255) и #nsw-ms (Medelhavsmuseet, NME 890; бывш. JE 29709).
19 Что касается определения времени изготовления самого саркофага, то наиболее надежными ориентирами могут служить его анатомическая форма и конструктивные особенности, остававшиеся неизменными даже при последующей узурпации26. Так, по классификации саркофагов XIX–XXII династий, разработанной Р. ван Вальсемом на основе присущих им морфологических и конструктивных признаков27, саркофаг Анхефа попадает в категорию саркофагов, изготовленных в самом конце правления Пиноджема II28. Одним из основных критериев в пользу данной датировки служит общий абрис ящика и отсутствие на торцевой поверхности его стенок углубления в виде канавки-паза, типичной для большинства саркофагов XXI династии. С другой стороны, обстоятельства вторичного использования саркофага для Анхефа остаются неясными: был ли для этого приспособлен неотделанный женский саркофаг, хранившийся в мастерской, или же присвоен чужой саркофаг, изъятый из гробницы.
26. Van Walsem 1993, 38.

27. Van Walsem 1993, 38–40, fig. 5–9.

28. Van Walsem 1993, 43, n. 102–103.
20

СЦЕНЫ И НАДПИСИ НА САРКОФАГЕ

 

I. Крышка Структурно декоративная программа крышки, имитирующей завернутую в пелены человеческую фигуру, условно делится на несколько обособленных частей или секций: 1) голова в трехчастном парике; 2) верхняя часть, включающая область груди и скрещенные поверх ожерелья руки (секция А); 3) центральная композиция, соответствующая животу фигуры (секция В); 4) нижняя часть от бедер и ног фигуры до ступней (секции C-D); 5) подножие, имитирующее ступни ног (секция E29; рис. 4).

29. Принятое в статье деление в целом следует членению декоративной программы крышек саркофагов XXI династии, предложенной Р. Сусой (Sousa 2017, 3; 2018, 43–46).
21 Головная часть крышки саркофага выполнена в виде объемного изображения умершего в архаичном трехчастном полосатом парике, украшенном широкой лентой-гирляндой с цветочным мотивом (рис. 5). Лицо владельца саркофага отличает широкий овал, близко посаженные к переносице асимметричные глаза, небольшой рот и фронтально прикрепленные крупные уши. Идеализированный «портрет» умершего дополняла утраченная накладная бородка, на наличие которой указывают линии подвязки на щеках и паз для ее крепления под подбородком.
22

I.1. Секция A (рис. 6)

Поверхность крышки от плеч до скрещенных на груди рук занимает изображение широкого ожерелья (wsx), разделенного на несколько различно декорированных сегментов (а2–4). Так называемое малое ожерелье, находящееся непосредственно между лопастями парика (а1), состоит из горизонтальных рядов бус, схематически переданных в виде монохромных параллельных полосок. Малое ожерелье завершает широкий ряд в форме фриза из солнечных уреев и цветочных подвесок.

23 Верхний край широкого ожерелья украшают изображения традиционных застежек в виде голов сокола с цветком лотоса перед ними. С левой стороны30 рядом c головой сокола начертано начало стереотипной формулы (1) «почитаемый (богом N)» (imAxy xr), в полном или сокращенном виде многократно повторяющейся на саркофаге. Посередине ожерелья расположена многофигурная симметричная композиция, в которой доминирует крылатый солнечный скарабей с головой овна. Непосредственно под ним изображен двусторонний урей, окружающий мумиеобразную фигурку Осириса в короне-HDt. У его ног различима идеограмма (4) – «Дуат». Данная группа служит центрообразующим элементом для двух симметричных композиций, включающих изображения крылатых уреев, жезлов-sxm, птиц-bA и знаков-anx. В свободное пространство между ними вписаны различные сакральные символы – кольцо-Sn, кадильница(атрибут птицы-bA)31, крылатое солнце и эпитет (2–3) «почитаемый» (imAxy).
24 От основного массива ожерелья группу с крылатым скарабеем отделяют параллельные сегменты в виде плетеной циновки (а3) и широких прямоугольных участков со стилизацией оперенья (так называемый мотив «риши») (а4). Остальные участки широкого ожерелья воспроизводят параллельные ряды из чередующихся цветочных лепестков и плодов (а2). Самый широкий нижний ряд ожерелья, частично перекрытого скрещенными поверх него руками, имитирует распустившиеся лотосы.
25 Моделированные в невысоком рельефе предплечья покрывают изображения плотно нанизанных от локтей до кистей одинаковых браслетов, трактованных в виде чередующихся блоков из параллельных синих и зеленых полосок. Их монотонный геометрический рисунок несколько разнообразит имитация браслетов, надетых на запястья. Выступающие из-под нижнего края ожерелья «открытые» локтевые сгибы украшают большие распустившиеся лотосы – распространенный мотив в оформлении крышек «желтых саркофагов».
26

Рис. 7. Крышка: 1 – правый край, композиция а5; 2 –левый край, композиция а6

27 Небольшие участки на сгибе крышки между нижним краем ожерелья и локтями занимают две обособленные композиции (а5–6). Композиция с левой стороны (а5) состоит из лежащего на штандарте шакала-Анубиса с плетью-nxAxA на спине, летящего Ока-wDAt, крылатого урея (?) и птицы с человеческой головой (рис. 7, 1). Согласно пояснительной приписке, это –«Сокар, владыка святилища-шетит» (%kr nb Styt) (а5.5). В промежутках между изображениями сделаны лаконичные приписки: «[почита]емый» ([imA]xy xr) (а5.1), «бог великий, находящийся во главе32 [Запада]» (nTr aA xnty [imntt]) (а5.2); Анубис, находящийся перед святилищем» (Inpw xnty zH-nTr) (a5.3); «бог великий» (nTr aA) (a5.4); «Запад» (imnt[t]) (a5.6).
32. Буквально «впереди Запада».
28 Композиция справа (а6) почти не отличается от вышеописанной: здесь также присутствуют изображения лежащего на штандарте шакала-Анубиса, крылатого Ока-wDAt со знаком-anx в простертой руке и, насколько можно судить по уцелевшему фрагменту, крылатого урея (рис. 7, 2). Как и в противоположной композиции, между раскрытыми крыльями урея виден столб-Dd. Однако в отличие от композиции на правой стороне крышки Сокар33 здесь представлен в традиционном облике сокола, сидящего на знаке «золото» . Фон между фигурами заполняют пояснительные приписки: «…находящийся во главе Запада, владыка Абидоса, изречение…» (…xnty imntt nb AbDw Dd-mdw…) (а6.1), «бог великий» (nTr aA) (а6.2), «Анубис» (Inpw) (a6.3), «Запад» (imntt) (а6.4).
29

Рис. 8. Центральная композиция. Общий вид (секция В)

30

I.2. Центральная композиция (секция B)

(рис. 8) Пространство крышки, соответствующее животу и бедрам мумии, занимает так называемая центральная композиция, разделенная сплошной поперечной линией на два изолированных регистра (B1 и В2).

31

Регистр В1

Группы изображений, расположенные в верхнем регистре центральной композиции, образуют три сегмента. Посередине центрального сегмента изображен фетиш Осириса (столб-джед?), фланкированный парой священных овнов и крылатыми Нефтидой (слева) и Исидой (справа). Рядом с последними начертано: «почитаемый Нефтидой, сестрой бога» (imAxy (xr) Nbt-Hwt snt-nTr) (b1.1); «почитаемый (сестрой) бога, Исидой, матерью бога, владычицей неба» (imAxy xr sn(t)-nTr Ast mwt-nTr nb(t) pt) (b1.2), «почитаемый» (imAx(y) xr, imAx(y)) (b1.3–4).

32 По обеим сторонам от центрального сегмента расположены две параллельные группы с изображениями сидящего на троне Осириса, принимающего жертвы от другого божества и «щитоносца Осириса Анхефа» (qra(w) Wsir anx.f) (b1.9). В левой группе перед «Осирисом, владыкой Запада» (Wsir nb imntt) изображен бог Тот (+Hwty) (b1.5–6), а в правой – Хор. Надписи, относящиеся к правой композиции, поясняют: «Осирис, владыка вековечности; Хор, сын Исиды, владыка» (Wsir nb nHH; @r sA Ast nb) (b1.7–8). Умерший, стоящий позади богов, представлен в праздничном одеянии знатного человека – в парике, украшенном ароматическим конусом, широком нагрудном ожерелье и в подпоясанной длинной плиссированной тунике с просторными рукавами. В таком же пышном костюме владелец саркофага изображен и во всех остальных сценах.
33

Рис. 9. Крышка: 1 – правый край, регистр В2; 2 –левый край, регистр В2

34 По краям крышки к верхнему регистру центральной композиции (В1) примыкают две обособленные вертикальные сцены, одна из которых, справа, почти полностью утрачена. От нее уцелели лишь незначительные фрагменты и приписки «[почтенный] (перед богом N)» (I.1) ([imAx]y xr), (I.2) «Нут» (Nwt). Надо полагать, композиционно она была идентична сцене справа. В верхней части сцены изображен крылатый солнечный диск с двумя уреями, парящий над сикоморовым деревом. Его крону венчает лежащий на знаке-nb шакал-Анубис, на которым парит крылатое Око-wDAt. По обеим сторонам от летящего Ока начертана разбитая на две части приписка: (II.1–2) «Анубис, бог великий» (Inpw nTr aA). Сикоморовое дерево, согласно краткому пояснению внизу, олицетворяет богиню Нут (II.3) (Nwt). Справа под деревом виден маленький урей (II.4) – по-видимому, являющийся персонификацией богини-защитницы.
35

Регистр В2

Бóльшую часть второго регистра центральной композиции занимало изображение крылатой Нут, сидящей под знаком «небо» . Над распростертыми оперенными руками богини помещены извивающиеся кольцами большие крылатые уреи со знаком-anx на туловище. Участки под крыльями Нут занимают две симметричные композиции c изображениями погребального ложа с мумией. Вокруг ложа, над которым витает крылатый урей, рассеяны различные сакральные изображения34. В ногах ложа стоит владелец саркофага, приносящий жертвы на заполненный приношениями столик-подставку (рис. 9). Надписи над изображениями умершего гласят: «[щитоносец] Осирис Анхеф, правогласный» ([qra(w)] Wsir anx.f mAa-xrw) (b2.1); «щитоносец Осирис (Анхеф), сын Уннефера» (qra(w) Wsir (anx.f) sA Wn-nfr) (b2.2).

36

I.3. Нижняя часть крышки (секции С, D, E)

Структурно декор нижней части крышки состоит из шести горизонтальных регистров (D), примыкающих к расположенной посередине крышки вертикальной секции, состоящей из четырех сегментов (C1–4) в виде открытого святилища (или пекторали в форме святилища) (рис. 10). Данные сегменты образуют подобие сложной архитектурной конструкции, которую визуально продолжают две колонки надписей, переходящих на подножие.

37 Первое святилище заключает зеркальное изображение сидящего на циновке Ра со страусовым пером и большим жезлом-sxm перед ним (C1). Рядом вписано начало формулы (1–2) «почитаемый» (imAxy xr), а между фигурами Ра вставлена эмблема «Запад» . В следующем святилище находится крылатый солнечный скарабей, фланкированный двумя парами Ока-wDAt (два сверху и два снизу) (C2). Над каждым Оком в нижней части начертана идеограмма «Дуат» , а под самим скарабеем помещен знак «владычество» . В третьем святилище изображен сокологоловый крылатый скарабей, плывущий в ладье под защитой двух уреев (C3). В нижнем святилище помещено двойное изображение Ра, сидящего перед большим уреем в венце-Swty (C4).
38

Секция D

В композиции большинства сцен по бокам крышки (D1–10) место ближе к краю занимает изображение умершего, приносящего жертвы обращенным к нему божествам иного мира.

39

Рис. 10. Вертикальная секция посередине крышки: 1 – сцена С1; 2 – сцена С2; 3 – сцена С3; 4 – сцена С4

40

Рис 11. Первый регистр: 1 – сцена D1; 2 – сцена D2

41

Сцены D12

В левой сцене первого регистра (D1) (1) «щитоносец Осирис Анхеф» (qra(w) Wsir anx.f) показан приносящим жертвы антропоморфному божеству, сидящему на троне (рис. 11, 1). От последнего уцелели только ноги и небольшой фрагмент с плетью-nxAxA, однако полностью его облик можно восстановить по аналогии с параллельной сценой. За спиной божества возвышается святилище типа открытой беседки, внутри которого находится сокол под защитой крылатой (2) «Исиды, матери бога» (Ast mwt-nTr). В пространстве между упомянутыми фигурами вписаны сакральные символы и отдельные иероглифические знаки: кольца-Sn, идеограммы (3) «нагорье»35 и (4) «Дуат».

42 Противоположная сцена (D2) имеет аналогичное композиционное построение (рис. 11, 2). Умерший совершает возлияние из сосуда-nmst перед сидящим на троне божеством с головой хохлатой цапли. Надписи между фигурами божества и умершего гласят: (1) «щитоносец Анхеф, право(гласный)» (qra(w) anx.f mAa-(xrw)), (2) «Бену» (Bnw). Поскольку в египетской религиозной традиции цапля-бену мыслилась как олицетворение «души» (bA) Осириса, Ра и Атума, божество, представленное в данной сцене, наделено царскими инсигниями: в короне-Atf, с жезлом-HqA и плетью-nxAxA в руках36. В промежутке под плетью-nxAxA в правой руке Bnw видна еще одна приписка: (3) «Запад» (imntt). Внутри святилища-беседки, высящейся позади Bnw, находятся сокол и крылатая Нефтида. Перед соколом изображен фетиш Осириса – большой жезл-sxm. Подле обеих фигур написаны краткие пояснения к ним: (4) «бог великий» (nTr aA), (5) «Нефтида, сестра бога» (Nbt-Hwt sn(t)-nTr).
36. Подробнее о bnw см. Labrique 2013, 121, n. 6; 123.
43

Рис. 12. Второй регистр: 1 – сцена D3; 2 – сцена D4

44

Сцены D34

Левая сцена (D3) следующего регистра открывается изображением умершего, совершающего ритуальное возлияние на сдвоенную подставку с жертвами (рис. 12, 1). В колонках над ним начертано: (1) «Осирис Анхеф, право(гласный)» (Wsir anx(.f) mAa-(xrw)); (2) «возлияние (водой)» (qbH(w)). Напротив Анхефа возвышается святилище, заключающее внутри абидосский фетиш &A-wr, фланкированный жезлами-sxm. Сверху сакральные символы осеняют два крылатых Ока-wDAt. У подножия фетишей изображен шакал-Анубис, стоящий перед двойной подставкой с жертвами. Как и в остальных сценах, в свободное пространство между основными персонажами вписаны отдельные иероглифические знаки и изображения меньшего масштаба.

45 Сцена на противоположной стороне крышки (D4) организована по такому же принципу, хотя и имеет локальные отличия в деталях (рис. 12, 2). Так, в промежуток между Анхефом и святилищем вставлена фигура мумиеобразного божества со страусовым пером вместо головы. Колонки с надписями над обеими фигурами сообщают: (1) «щитоносец Осирис Анхеф, сын Уннефера, право(гласный)» (qra(w) Wsir anx.f sA Wn-nfr mAa(-xrw); (2) «бог великий, мумия (?) в Дуате» (nTr aA saH (?) m _wAt).
46

Сцены D56

В левой сцене третьего регистра (D5) Анхеф изображен совершающим возлияние перед сидящим на троне Осирисом в короне-Atf и инсигниями царской власти в руках (рис. 13, 1). Над небрежно выполненной непропорциональной фигурой жертвователя написано: (1) «щитоносец Осирис Анх(еф)» (qra(w) Wsir anx(.f)). В пространстве между Анхефом и Осирисом теснятся изображения поменьше: сидящая на штандарте птица-bA, крылатое Око-wDAt; пучок зелени и идеограмма «Запад» (imnt). У ног Осириса, восседающего на кубическом троне, установленном на знаке-nb, видна кадильница . Позади Осириса стоит осеняющая его крылатая (2) «Исида, мать бога» (Ast mwt-nTr). Фигуру богини также окружают различные магические символы и иероглифические знаки: Око-wDAt, кольцо-Sn, корзинки с жертвенными дарами, царские венцы nms (?) и xprS, эмблема «Запад» и относящийся к ней знак-детерминатив (3) «нагорье» .

47

Рис. 13. Третий регистр: 1 – сцена D5; 2 – сцена D6

48 В параллельной сцене (D6) владелец саркофага тоже представлен совершающим возлияние Осирису (рис. 13, 2). Несколько бегло начертанных иероглифов образуют стереотипную сопроводительную приписку: (1) «щитоносец Анхеф» (qra(w an)x.f). Напротив Осириса помещены магическое Око-wDAt и эмблема потустороннего мира «Запад». Пространство между фигурами Осириса и Анхефа занимают изображения меньшего масштаба: птица-bA, кадильница и царский головной убор-xAt (?). Надпись над фигурой Исиды, стоящей на знаке-nb, гласит: (2) «Исида, мать бога, госпожа Дома Бальзамирования» (Ast mwt-nTr Hnwt pr-nfr). Между распахнутыми крыльями Исиды вписано небольшое изображение сокола с солнечным диском на голове и начало формулы (3) «почитаемый (богом N)» (imAxy).
49

Сцены D78

Следующая пара сцен (D7–8) вновь открывается изображением умершего, приносящего жертвы группе божеств (рис. 14, 1). Левая сцена частично разрушена, однако утраченные участки позволяет воссоздать аналогичная сцена напротив. Пояснительная приписка над фигурой умершего здесь сокращена до нескольких иероглифов: (1) «Осирис, Анхеф» (Wsir anx.f). Перед ним изображен антропоморфный бог на троне, облаченный в длинное одеяние с инсигниями царской власти в руках. Согласно пояснительной надписи, это – (2–3) «бог великий, владыка Запада, находящийся в Абидосе» (nTr aA nbt (sic!) imntt imy AbDw). Заметно отличающийся от архаизирующей иконографии богов облик анонимного божества, сидящего на троне-стуле с фигурными ножками и подставкой для ног, вызывает прямые ассоциации с царской иконографией времени Рамессидов. Собственное имя божества не указано, однако его эпитеты, наличие царских атрибутов и фигура лежащего под троном шакала-Анубиса все же позволяют предположить, что это – нетипичное изображение Осириса.

50

Рис. 14. Четвертый регистр: 1 – сцена D7; 2 – сцена D8

51 Позади божества находится причудливый крылатый бараноголовый скарабей, увенчанный большим солнечным диском. В промежутке между троном и скарабеем изображена птица-bA в окружении символов, среди которых можно различить сделанную в разбивку приписку: (4) «бог великий, владыка Запада (nTr aA nb imntt). Бараноголовый скарабей, осеняющий своими крыльями бога и птицу-bA, в свою очередь, находится под защитой огромного урея. Участок сцены под опущенным крылом скарабея занимает изображение низкого столика, заставленного корзинками с приношениями.
52 В параллельной сцене справа (D8) сопроводительная надпись над фигурой приносящего жертвы Анхефа вообще отсутствует, а в пояснении, относящемся к сидящему на троне божеству, говорится: (1) «бог великий, находящийся в Дуате» (nTr aA imy _wAt; рис. 14, 2). За спиной у него видна еще одна приписка: (2) «бог великий» (nTr aA). Между фигурами умершего и божества возвышается большой жезл-sxm и вставлена очередная стандартная приписка (3) «Запад» (imnt).
53 Заднюю половину композиции правой сцены также занимает многофигурная группа, в которой доминирует большой крылатый скарабей, но с головой сокола в короне-Atf, птица-bA и большой урей. Между основными персонажами вставлены меньшие изображения жертвенных даров, сакральные символы, в том числе надпись (4) «Запад» (imnt).
54

Сцены D 910

В сценах пятого регистра владелец саркофага показан приносящим жертвы божествам иного мира, стоящим на пьедесталах в форме иероглифа . В сцене слева (D9) Анхеф поклоняется трем мумиеобразным божествам, первое из которых имеет голову бородатого змея с пером на парике, второе вместо головы – урея, а третье – большое страусовое перо (рис. 15, 1). Между фигурами божеств изображены огромные жезлы-HqA, украшенные длинными полосатыми лентами. Всю композицию завершает большая эмблема «Запад». Пояснительная надпись над умершим, как обычно, содержит его имя и титул: (1) «щитоносец Осирис [Анхеф]» (qra(w) Wsir [anx.f]). Вертикальные приписки перед фигурами божеств гласят: (2) «бог великий, владыка Запада» (nTr aA nb imntt); (3–4) «владыка-nTr великий, находящийся в Абидосе» (nb aA imy AbDw).

55

Рис. 15. Пятый регистр: 1 – сцена D9; 2 – сцена D10

56 Сцена справа (D10) построена по аналогичной схеме – Анхеф совершает возлияние перед группой повернутых к нему мумиеобразных божеств (рис. 15, 2). Состав группы божеств в данной сцене, впрочем, иной: первое из них изображено с головой некоего рогатого животного (быка?), у другого вместо головы торчит перо, третье божество, судя по уцелевшему фрагменту шеи, имело голову птицы (цапли?). Иероглифы, начертанные рядом с умершим, складываются в стереотипную приписку: (1) «Осирис, [щитоносец] Анхеф, сын Ун[нефера]» (Wsir [qra(w)] anx.[f] sA Wn-[nfr]). Напротив божеств также начертаны краткие пояснительные приписки: (2) «бог великий, владыка Запада» (nTr aA nb imntt), (3) «бог великий» (nTr aA). Общие эпитеты божеств иного мира, природу которых древние египтяне, по-видимому, в ряде случаев сознательно не раскрывали, не позволяют определить ни точную сущность, ни конкретные функции изображенных персонажей.
57

Сцены D11–14

Группы изображений в нижнем регистре образуют две пары самостоятельных сцен: две на фронтальной части крышки (D11–12) и две на ее сгибе (D13–14). В зеркальных сценах ближе к середине крышки (D11–12) выделяется изображение птицы с человеческой головой, увенчанной солнечным диском, обрамленным двумя страусовыми перьями37 (рис. 16). Относящаяся к ней надпись уточняет: (1) «Сокар, владыка [святищища-шетит]» (%kr nb S[tyt])38. Большой урей, нависающий сзади над Сокаром, персонифицирует, согласно приписке, богиню-защитницу: (2) «божественная» (nTry(t)). В обеих сценах позади Сокара фигурирует также небольшое изображение антропоморфного божества с плетью-nxAxA. В левой сцене к нему относится приписка: (3) «бог великий» (nTr aA).

37. В правой сцене (D12) ее изображение частично утрачено.

38. Аналогичное изображение Сокара находится на правой стороне крышки около левой руки (а5).
58

Рис. 16. Шестой регистр: 1 – сцены D11–12; 2 – сцены D13–14

59 По краям крышки к вышеупомянутым сценам примыкают две небольшие обособленные композиции (D13–14). Их основу составляют изображения лежащего на фоне пирамидальной гробничной часовни шакала-Анубиса (1) (Inpw), крылатого магического Ока-wDAt и сокола с плетью-nxAxA за спиной.
60

Подножие (секция Е)

От росписи на лицевой стороне подножия уцелели лишь незначительные фрагменты надписей и изображений. Из надписей сохранился отрывок, где упоминается «Осирис, владыка некрополя» (Wsir nb Xry-nTr) (е4), и часть жертвенной формулы Htp-di-nswt (e1–2). Кроме того, с правой стороны подножия (если смотреть на него со стороны самого покойного) различимо изображение некоего божества с головой овна в короне-Atf перед жертвенником.

61

Надписи в поперечных лентах на крышке (d1–6)

d1. «[Почитаемый] богом великим, находящимся во главе Западных, [владыкой Абидоса], богом великим, (владыкой) священной земли» ([imAxy] xr nTr aA xnty imntyw [nb AbDw] nTr aA (nb) tA-Dsr);

62 d2. «[Почитаемый Нут], великой, породившей богов, госпожой некрополя, владычицей Запада […]» ([imAxy xr [Nwt] wrt mst nTrw Hnwt Xry-nTr nb(t) imntt […]);
63 d3. «Почит[аемый богом] великим, который владыка Абидоса (и) Запада […] snt (?), находящимся в священной земле» (imAx[y xr nTr] aA nty nb AbDw imnt[t…] snt imy tA-Dsr);
64 d4. «Почитаемый богом великим, находящимся во главе Запада, владыкой Абидоса, богом великим, правителем живых» (imAxy xr nTr aA xnty imntt nb AbDw nTr aA HqA anxw);
65 d5. «Почитаемый Осирисом, богом великим, находящимся во главе Западных, владыкой Абидоса, [владыкой некро]поля» (imAxy xr Wsir nTr aA xnty imntyw nb AbDw [nb] Xry-[nTr]);
66 d6. «Почитаемый Осирисом, богом великим, находящимся во главе Западных, владыкой Абидоса, владыкой некрополя» (imAxy xr Wsir nTr aA xnty imntyw nb AbDw nb Xry-nTr).
67

Надписи на подножии (e1–4)

e1. «Жертва, которую дает царь [Осирису] Уннеферу, находящемуся во главе [Западных], владыке [Абидоса…]» (Htp-di-nswt n [Wsir] Wn-nfr xnt[y imntyw] nb [AbDw…]); e2. «Жертва, которую дает царь [Исиде, матери бога], Оку Ра, госпоже Дома Бальзамирования. Да даст [она жертвы], тельцов, птиц, вещи всякие [прекрасные, сладостные (?)…]» (Htp-di-nswt n [Ast mwt-nTr] irt ra Hnwt pr-nfr di.[s Htpw] xt nb(t) [nfrt bnrt (?)…]); e3. «[Осирис] (?)» ([Ws]ir (?)); e4. «[…] Осирис, владыка некрополя […]» ([…]Wsir nb Xry-nTr […]).

68

II. Ящик

Верхний край ящика почти по всей окружности обрамляет широкий фриз из чередующихся изображений уреев и страусовых перьев и параллельный ему геометрический орнамент с широкой полосой темно-синего цвета. Остальное пространство занимают изображения, сгруппированные в несколько тесно примыкающих друг к другу сцен. Всего, начиная от изголовья (А), на стенках ящика расположено 14 сцен, одна из которых полностью занимает изголовье, 6 находятся на правой стенке (ВI–VI) и 7 – на левой (CI–VII)39. В целом декоративная программа ящика, отличающаяся вертикальным построением композиции и умеренной плотностью второстепенных изобразительных элементов, соответствует, согласно А. Нивиньскому, типу В, характерному для оформления саркофагов середины – второй половины XXI династии40.

39. Предложенное деление условно; изображения в двойном святилище-киоске можно рассматривать и как единую сцену. Отметим, что в общей схеме декора боковых стенок большинство сцен не имеет четкого визуального деления. В декоре боковых стенок саркофагов элементами-разделителями, как правило, служат колонки надписей, изображения дверей, полосы геометрического орнамента или сплошные линии.

40. Niwiński 1988, 85, fig. 3; tab. VII. Оставленное без отделки подножие ящика служит дополнительным критерием для датировки саркофага второй половиной XXI династии (Bettum 2014, 181, fig. 5).
69

II.1. Изголовье (A)

Изголовье ящика занимает симметричная композиция, в которой доминирует фигура стоящей крылатой богини с солнечным диском на голове. Согласно пояснительной приписке, это – (1) «Маат, дочь Ра» (MAat sA (sic!) Ra; рис. 17). По обеим сторонам от Маат изображены крылатые уреи и две группы стоящих и сидящих антропоморфных божеств. Иконография четырех стоящих божеств позволяет отождествить их с сыновьями Хора – Хапи и Амсетом (слева), Дуамутефом и Кебехсенуфом (справа). Перед каждой группой стоящих божеств сделаны приписки: (3–4) «почитаемый богом великим» (imAxy xr nTr aA).

70

II.2. Правая стенка ящика (В)41 Сцена ВI

Все персонажи сцены образуют многофигурную группу, в которой выделяются изображения стоящей на знаке «золото» крылатой Нефтиды, сидящего на эмблеме «Запад» сокола в короне-Atf и лежащего под защитой крылатого урея шакала-Анубиса (рис. 18, 1). Над Нефтидой, увенчанной иероглифом , начертана пояснительная приписка: (1) «Нефтида, сестра бога» (Nbt-Hwt snt-nTr). Позади нее изображен ряд сидящих антропоморфных божеств с большим страусовым пером. Рядом с ними надпись: (2) «боги великие» (ntrw aAw). Другая приписка, расположенная над лежащим шакалом, гласит: (3) «почитаемый Анубисом» (imAxy xr Inpw).

71

Рис. 17. Изголовье. Секция А

72

Cцена BII

Две следующие сцены оформлены в виде богато убранного двухчастного открытого святилища-беседки с колоннами в форме столба-Dd и высоким фигурным карнизом (см. рис. 18, 1). Сцена, заключенная в первую половину святилища, частично разрушена, однако подобная ей сцена на левой стенке ящика (СII) позволяет реконструировать недостающие фрагменты. Напротив жреца iwn-mwt.f, стоящего под защитой крылатого Ока-wDAt, на высоком подиуме восседает Осирис, представленный с традиционными атрибутами своей власти. Пространство между ними занимают колонки с надписями: (1) «Изречение [Иун]мутефа, [Осириса (?)] (и) Осириса» (Dd-mdw in [iwn]-mwt.f [Wsir (?)] n Wsir); (2) «Изречение Осир[иса], владыки вековечности, правителя вечности» (Dd-mdw in [Ws]ir nb nHH HqA Dt). Справа сцену замыкает фигура стоящей на невысоком пьедестале Исиды, протягивающей Осирису знаки-anx. Колонки с надписями, расположенные над головой богини, содержат ее имя и эпитеты: (3) «Исида, мать бога, Око Ра, госпожа Дома Бальзамирования» (Ast mwt-nTr irt ra Hnwt pr-nfr). Между троном Осириса и Исидой видна еще одна приписка: (4) «Запад» (imnt[t]).

73

Cцена BIII

Данная сцена делится на две неравные части – изображения внутри святилища-беседки (слева) и вне ее (справа); львиноголовая богиня и стоящий за ней умерший приносят жертвы божествам, находящимся внутри святилища (см. рис. 18, 1). Надпись над богиней, совершающей возлияние из сосудов-Hs на две подставки с жертвенными дарами, гласит: (1) «Изречение гос[пожи, находящейся на] обеих вершинах» (Dd-mdw in [Hnwt imy] Dw(y))42. Над богиней парит магическое Око-wDAt со знаком-anx в руке. Другая надпись относится к умершему: (2) «щитоносец Осирис Анхеф, сын Уннефера» (qra(w) Wsir anx.f sA Wn-nfr). На местопребывание изображенных персонажей указывают два крупных знака-идеограммы «Запад» , один из которых выписан перед львиноголовой богиней, а другой (с фонетическим дополнением -t) – перед Анхефом.

74 Многофигурная группа внутри святилища включает изображения сидящего на троне Осириса, крылатого Ока-wDAt, большого двустороннего урея на штандарте и крылатой Исиды, стоящей на знаке-nb. Перед Осирисом начертано: (3–4) «Осирис, владыка вечности, бог великий» (Wsir nb Dt nTr aA). Около двустороннего урея, окружающего мумиеобразную фигурку с пером вместо головы, написано: (5) «две богини, находящиеся в» (nTrty imy). Вся группа, в свою очередь, находится под защитой крылатой (6) «Исиды, матери бога, госпожи Дома Бальзамирования» (Ast mwt-nTr Hnwt pr-nfr). Между распахнутыми крыльями Исиды вставлена еще одна приписка: (7) «Запад» (imnt).
75

Сцена BIV

Примерно середину правой стенки ящика занимает многофигурная сцена с изображением суда Осириса (рис. 18, 2). Сидящий на троне Осирис, облаченный в царский передник-Sndyt и увенчанный короной-Atf, сжимает в руках посох, плеть-nxAxA и знак-anx. Позади Осириса вздымается огромный урей с кольцом-Sn на туловище, а у основания высокого подиума c троном Осириса сидит «Пожирательница», от изображения которой уцелел лишь фрагмент морды и грудь с передними лапами.

76

Рис. 18. Правая стенка: 1 – сцены BI–III; 2 – сцены BIII–IV; 3 – сцены BV–VI

77 За точностью взвешивания наблюдает бог Хор, придерживающий веревки с чашами весов43. Над стойкой весов, украшенной фигуркой сидящего павиана (воплощения Тота), изображены два Ока-wDAt, воздевшие руки в жесте почитания. Горизонталь коромысла весов и вертикаль веревок с чашами образуют прямоугольное замкнутое пространство, плотно заполненное изображениями меньшего масштаба. Это два крылатых урея, сидящая на знаке-nb птица-bA, ларец с головой богини Маат на крышке, подставка-жертвенник и жезл-HqA. С указанными изображениями соотносятся краткие пояснения: (5) «душа живая» (bA anx)44, (6) «ларец» (afdt), (7) «дом утра» (pr-dwAt)45. Справа от весов стоит (3) «щитоносец Осирис Анхеф, право(гласный)» (qra(w) Wsir anx.f mAa(-(xrw)), держащий в прижатой к груди руке собственное сердце. Правее помещена эмблема «Запад», которую дополняет полностью выписанное напротив Анхефа слово (4) «Запад» (imntt).
78 Почти все пространство между Осирисом и весами занимают колонки со следующим текстом: (1) «Изречение Осириса, владыки вековечности, правителя вечности, бога великого, владыки Абидоса» (Dd-mdw in Wsir nb nHH HqA Dt nTr aA nb AbDw). (2) «Изречение Хора, который узнал (результаты) взвешивания (и который был) точен c обеими чашами (весов ?) (с) помыслами46: “Пришел он к [тебе, отец (?)], (чтобы) быть помещенным в доме бога во главе награжденных [Осирисом] Уннефером, владыкой Абидоса. Дай (же) жертвы награжденному [Осирисом (?)]”» (Dd-mdw in @r pA ir rx mxA pA mty m xA(w)ty HAtyw; iit.f n.[k it (?)] smn m Xnw nTr m-bAH n Hs(y)w n [Wsir-Wn]-nfr nb AbDw imi Htpw n Hs(y)w n [Wsir (?)]…).
46. Букв., «сердцами».
79

Сцена BV

В данной сцене (1) «щитоносец Анхеф, право(гласный), сын Ун(нефера)» (qra(w) anx .f mAa(-xrw) sA Wn(-nfr) изображен приносящим жертвы пяти мумиеобразным божествам (рис. 18, 3). Первое божество имеет голову барана в короне-Atf, второе – быка, третье – урея, у четвертого божества вместо головы – страусовое перо, а у пятого – змеиная голова с пером на парике. В промежутках между первыми двумя фигурами божеств изображен большой жезл-HqA , а между остальными вписаны идеограммы «Запад». Особое значение божества, замыкающего ряд, подчеркивают царские инсигнии в руках, отдельный жертвенный столик и парящее над ним Око-wDAt. Кроме того, над головой змееголового божества изображен извивающийся урей, словно бы ползущий по парику.

80 Верхнюю часть сцены занимают надписи, которые, как кажется, можно соотнести с конкретными персонажами. Так, в колонке, расположенной над бараноголовым божеством, говорится: (2) «почитаемый богом великим, находящимся во главе Запада, владыкой Абидоса» (imAxy xr nTr aA xnty imntt). Над божествами c головой быка и уреем вместо головы написано: (3) «почитаемый богиней великой (?)47, владычицей (sic) священной земли, госпожой некрополя» (imAxy xr48.]]] nTr(t) aA(t) nbt tA-Dsr Hnwt Xry-nTr). Надпись, соотносящаяся с изображением божества с пером вместо головы, гласит: (4) «почитаемый богиней великой (?) «мумия ее (?) в Дуате» (imAxy xr nTr(t) aA(t) saH.s m _wAt). В надписи над змееголовым божеством с царскими инсигниями сказано: (5) «почитаемый богом великим» (imAxy xr nTr aA). В промежуток между двумя крайними фигурами божеств вставлена приписка (6) «Запад» (imntt), а весь ряд замыкает крупный картуш, заключающий надпись (7) «почитаемый Хепри» (imAxy (xr) #pr).
81

Сцена BVI

В последней сцене на правой стенке ящика умерший вновь показан совершающим возлияние группе божеств иного мира (см. рис. 18, 3). Надпись над ним удостоверяет: (1) «[щито]носец Осирис Анхеф, правогласный» ([qr]a(w) Wsir anx [.f] mAa-xrw). Лицом к нему стоят четыре мумиеобразных божества во главе с Осирисом в короне-Atf и царскими инсигниями в руках. Рядом с последним сделаны две лаконичные приписки: (2–3) «почитаемый богом великим» (imAxy xr nTr aA), «бог великий» (nTr aA); над вторым антропоморфным божеством помещен такой же эпитет: (4) «бог великий» (nTr aA); приписка к изображению божества с двумя птичьими головами отсутствует; следующее божество с головой цапли обозначено как (5) «бог великий, владыка… пребывающий в» (nTr aA nb [?] Hr(y)-ib); надпись перед божеством с пламенеющей жаровней вместо головы поясняет: (6) «находящийся на Западе» (imy imntt).

82 В верхней части сцены помещены различные сакральные изображения, олицетворяющие магическую защиту: два крылатых Ока-wDAt, протягивающих Осирису знаки-anx, и крылатый урей. Левее, над двумя другими божествами парит крылатый солнечный диск, комбинированный с двумя уреями. Слева границу всей сцены образует вертикаль огромного жезла-HqA и выписанного крупными иероглифами слова (7) «Запад» (imntt).
83

II.3.

Левая стенка ящика (С) Сцена СI Композиционно и сюжетно первая сцена на левой стенке аналогична cцене на противоположной стороне ящика (ВI). Доминирующее положение здесь также занимает фигура крылатой (1) «Нефтиды, сестры бога» (Nbt-Hwt [snt]-nTr), стоящей на большом знаке «золото» (рис. 19, 1). За спиной у богини находится группа антропоморфных божеств, сидящих на распустившемся цветке лотоса, вырастающем из знака-nbw. Оберегающий жест Нефтиды дублируют три разновеликих крылатых урея, парящих перед богиней.

84

Рис. 19. Левая стенка: 1 – сцены СI–III; 2 – сцены СIV–VII

85 На первом плане в композиции находится сокол в короне-Atf, сидящий на большой эмблеме «Запад». Позади сокола написано: (2) «почитаемый богом великим» (imAxy xr nTr aA). Имя божества, представленного в образе сокола, не указано, тем не менее иконография позволяет отождествить его с Сокаром49. Нижнюю часть сцены занимает лежащий шакал-Анубис с большим страусовым пером в передних лапах и плетью-nxAxA на спине. В промежутках между главными персонажами сцены разбросаны второстепенные изображения: атрибуты крылатых уреев кольца-Sn, пучок жертвенной зелени и некий предмет, украшенный полосатой лентой50.
86

Сцена СII

Как и на правой стенке ящика, сцена, заключенная в первую половину святилища, открывается изображением жреца iwn-mwt.f, приносящего жертвы Осирису (см. рис. 19, 1). В надписи, начертанной над головой iwn-mwt.f, сказано: (1) «[Изречение Осириса], владыки вековечности; жрец-сем точный (?) Иун(мутеф)» ([Dd-mdw in Wsir] nb nHH sm mty iwn(-mwt.f)). Среднюю часть сцены занимают парящее Око-wDAt, крылатый урей, опирающийся на куст лилий, и фетиш Анубиса imy-wt. Рядом с Осирисом, представленным с традиционными атрибутами своего сана, изображена Исида, обнимающая супруга за плечо. Над ней краткая приписка: (2) «Исида, мать бога» (Ast mwt-nTr). Промежуток между троном Осириса и стоящей на знаке-nb Исидой занимает угрожающе поднявшийся урей.

87

Сцена СIII

Следующая сцена состоит из двух неравных частей – изображений внутри святилища и за его пределами (см. рис. 19, 1). Левую часть сцены занимает изображение владельца саркофага, совершающего возлияние из сосуда-nmst. В надписи над умершим, разделенной на четыре колонки, говорится: (1) «Осирис, владыка вековечности, правитель (вечности), щитоносец Осирис Анхеф, сын Уннефера» (Wsir nb nHH HqA (Dt) qra(w) Wsir anx.f sA Wn-nfr). Главное место внутри святилища занимает сидящий на троне Осирис, рядом с которым сделаны краткие приписки: (2) «бог великий» (nTr aA), (3) «Осирис, владыка вековечности» (Wsir nb nHH). Напротив Осириса парит (4) «Око-уджат истинное» (wDA(t) mAa(t)). Под ним изображен крылатый урей, персонифицирующий, судя по пояснительной приписке, богиню (5) Уаджит (WADy(t)). У ног Осириса сидит птица-bA с молитвенно воздетыми к нему руками. Непосредственно перед подиумом с троном Осириса находится подставка с жертвами, а позади – штандарт с мумиеобразной фигуркой под защитой двустороннего урея. С левой стороны от штандарта видна подпись: (6) «две (богини) Маат» (MAaty), а с правой – (7) «Запад» (imntt). Под штандартом находится еще одно изображение птицы-bA. Всю группу осеняет крылатая (8) «Нефтида, сестра бога» (Nbt-Hwt snt-nTr) с тремя царскими венцами у ног. Среди прочих второстепенных элементов стоит отметить помещенное в верхней части сцены парное изображение Ока-wDAt.

88

Сцена СIV

Крайнюю левую часть сцены занимает изображение (1) «щитоносца Осириса Анхефа, сына Уннефера» (qra(w) Wsir anx.f sA Wn-nfr), совершающего возлияние на жертвенник (рис. 19, 2). Главным сюжетом данной сцены является бдение богов над покоящимся на погребальном ложе (2) «Осирисом, владыкой вековечности» (Wsir nb nHH). Рядом с Анубисом, возложившим руки на мумию, стоит осеняющая ложе крылами богиня-защитница, (3) «сестра бога» (snt-nTr)51. С обеих сторон от нее парят два урея. За спиной склонившегося над мумией Анубиса видны приписки: (4) «Хор» (@r in), (5) «Анубис», (Inpw), (6) «Запад» (imntt).

51. От имени богини уцелел лишь показатель женского рода (знак).
89 Место в ногах и в головах погребального ложа занимают коленопреклоненные Нефтида (слева) и Исида (справа) в позе плакальщиц: (7) «сестра бога, пребывающая в Доме Жизни» (snt-nTr Hrt-ib pr-anx) и (8) «Исида, мать бога» (Ast mwt-nTr). Под ложем изображены различные священные предметы: ковчежец с фигурой шакала-Анубиса на крышке, три царских венца разных типов (nms, xprS, xAt), подставка с жертвоприношениями и латук. В верхней части композиции помещено изображение крылатого солнца, а левее – парящего над мумией Ока-wDAt и крылатого урея.
90

Сцена СV

Главным элементом данной сцены является абидосский фетиш &A-wr, фланкированный стоящими фигурами Нефтиды (слева) и Исиды (справа) и двумя крылатыми уреями (см. рис. 19, 2). Строгую симметрию композиции отчасти нарушают отдельные сакральные символы и пояснительные надписи, заполняющие промежутки между основными персонажами. Над богинями начертано: (1–2) «Нефтида, сестра бога, Око Ра, госпожа Дома Бальзамирования ее, защита сына брата ее» (Nbt-Hwt sn(t)-nTr irt ra Hnwt pr-nfr.s xw sA sn.s); (3) «Исида мать бога, пребывающая в Доме Бальзамирования» (Ast mwt-nTr Hrt-ib pr-nfr). Над Исидой изображено Око-wDAt, протягивающее богине знак-anx, с которым соседствует комбинация из знаков-anx и wAs. Рядом с богинями начертано начало стереотипной формулы: (4) «почитаемый богиней великой» (imAxy xr nTr(t) aAt), (5) «почитаемый …» (imAxy xr), (6) «почитаемый богом великим» (imAxy xr nTr aA). По сторонам от фетиша Осириса видны две фигурки мумиеобразных божеств: слева – с головой шакала, справа – с головой сокола. Согласно припискам, это – (7) Дуа(мутеф (?) (_wAt (-mwt.f(?)) и (8) Хор (@r).

91 У основания фетиша &A-wr находится птица-bA с молитвенно воздетыми руками (справа) и подставка с приношениями (слева). Над птицей-bA написано: (9) «Осирис бог великий, находящийся в Абидосе» (Wsir nTr aA imy AbDw). Остальное пространство у ног обеих богинь-защитниц занимают группы предметов, включающие столик с жертвенными дарами, жезлы-sxm, латук и пучки зелени.
92 За спиной Нефтиды изображена пара мумиеобразных божеств, стоящих на штандарте. Первое имеет голову бородатого змея, у другого вместо головы – большое перо. Над змееголовым божеством начертано: (10) «богиня (?) великая» (nTrt aA(t)). Позади Исиды также изображены два антропоморфных божества. Одно изображено сидящим на распустившемся цветке лотоса, другое – стоящим под ним.
93

Cцена СVI

Данная сцена фактически состоит из компактной композиции, построенной вокруг антропоморфизированного столба-Dd, комбинированного с двумя гигантскими уреями (см. рис. 19, 2). С обеих сторон над столбом-Dd, увенчанным убором-Swty, парят крылатые уреи с длинными хвостами, продетыми сквозь знаки-Sn. Рядом с ними видны лаконичные приписки: (1) «бог великий» (nTr aA), (2) «почитаемый» (imAxy xr), (3) «Запад» (imntt). Внизу справа помещена повернутая в сторону подножия птица-bA, частично закрывающая собой штандарт со стоящими на нем двумя мумиеобразными божествами (см. сцену СVII).

94

Сцена СVII

Верхнюю часть сцены занимает изображение крылатого солнечного диска (см. рис. 19, 2). С левой стороны находится наполовину утраченное изображение Анхефа с обычной припиской над ним: (1) «щитоносец Осирис [Анхеф…], правогласный52» (qra(w) Wsir [anx.f] mAa-xrw). Напротив него возвышается штандарт с двумя парами мумиеобразных божеств. Пояснительные приписки над стоящими божествами с головами шакала и сокола свидетельствуют, что это – (2–3) Дуа(мутеф) (_wA(-mwt.f) и Кебехсенуф (QbH-snw.f). Иероглифы, помещенные на головах другой пары сидящих божеств, – знаки nb и st у божества с бородкой и знак Nbt-Hwt у следующего – позволяют идентифицировать их с Осирисом и Нефтидой. Ниже видна еще одна приписка (4) «Осирис» (Wsir), хотя не вполне ясно, соотносится ли она с изображением божества на штандарте.

52. Перед этим эпитетом неразборчивая группа знаков.
95 Правую половину сцены занимают две фигуры, стоящие под защитой крылатого Ока-wDAt: львиноголовой богини, совершающей возлияние из сосудов-nmst, и стоящего перед ней безымянного мумиеобразного божества с головой льва. Персонажем, зрительно связывающим обе группы изображений в единое целое, служит птица-bA, утоляющая жажду водой, струящейся из сосудов в руках богини. В пространстве между изображениями разбросаны краткие приписки: (5) «госпожа» (Hnwt), (6) «бог великий» (nTr aA), (7–8) «Запад» (imnt).
96

ИМЯ И ТИТУЛЫ ВЛАДЕЛЬЦА САРКОФАГА

 

Личное имя Анхеф (anx.f), известное в различных вариантах написания, неоднократно встречается в источниках конца эпохи Нового царства – XXI династии, однако ни один из его носителей не тождествен владельцу ивановского саркофага53. Форма имени anx.f позволяет поставить его в один ряд с распространенными в Фивах в III Переходный период теофорными именами, такими как Анхефенамон (anx.f-n-Imn), Анхефенмут (anx.f-n-Mwt), Анхефенхонсу (anx.f-n-#nsw). В частности, принято считать, что имя anx.f является сокращением имени anx.f-n-Imn54, однако, принимая во внимание назначение публикуемого памятника, представляется маловероятным, чтобы во всех надписях употреблялась исключительно краткая форма с систематическим пропуском теофорного элемента.

53. Согласно Х. Ранке, данная форма имени, засвидетельствованная со времен Древнего царства, была в употреблении вплоть до Позднего периода включительно (Ranke 1935, II, 67. Nr. 2; см. также Wente 1967, 75. no. 41; Jansen-Winkeln 2007, 203–204, n. 11.36; 212, n. 11.51).

54. Ranke 1935, II, 347; Nr. 67, 2.
97 Всего имя anx.f повторяется на саркофаге 15 раз (9 раз на крышке и 6 на ящике), причем его начертание имеет несколько вариаций: . В сопутствующих приписках к изображению владельца саркофага его имени, как правило, предшествует титул qra(w) и эпитет «Осирис» (Wsir). После личного имени в отдельных случаях дается также и филиация (трижды в надписях на крышке и четырежды – на ящике) – «сын Уннефера/сын Уннефера, правогласный» (sA Wn-nfr/sA Wn-nfr mAa-xrw). Во всех надписях на саркофаге титул kraw имеет начертание , хотя в одном месте он явно ошибочно выписан как 55. Однако ввиду того что во всех надписях на саркофаге и на принадлежащей Анхефу мумийной крышке засвидетельствован только титул qraw, следует сделать вывод, что он был его единственным титулом.
98 Исследование титула qraw и социального статуса его обладателя выходит за рамки настоящей работы, поэтому мы ограничимся лишь некоторыми замечаниями общего характера. Значение титула qraw не имеет однозначного толкования, вследствие чего определение обозначаемых им конкретных функций отличается некоторой расплывчатостью. Cогласно А. Шульману, термином qraw обозначался воин, прикрывавший в бою щитом возницу колесницы (kDn/kTn)56. В пользу данной интерпретации значения слова qraw57 свидетельствуют изобразительные источники периода Рамессидов, показывающие экипаж колесницы, состоящий из двух человек58. Так, в сценах с изображением новоегипетской армии в походном порядке для воина, несущего щит, используется термин qraw, а для правящего колесничей упряжкой – kDn/kTn)59. Тем не менее такое распределение функций между ними не исключало того, что воин-qraw мог сражаться в качестве лучника или метателя дротиков60. Несмотря на предполагаемую смену ролей между kDn/kTn и qraw на марше и в сражении, считается, что в иерархии колесничего корпуса qraw занимал более низкое положение рядового бойца61. С другой стороны, еще при Рамессидах разница между терминами, обозначавшими воина-колесничего и щитоносца, начала постепенно стираться, и, в конечном счете, термин qraw стал употребляться в качестве синонима возницы62. Так или иначе, в независимости от эволюции содержания термина qraw и связанных с ним функций, обозначавшийся им воин63 принадлежал к привилегированной части египетской армии и в пострамессидский период – колесничему корпусу. После потери Египтом в конце XX династии завоеваний в Сирии–Палестине роль армии, сосредоточенной теперь внутри страны, изменилась, но отнюдь не уменьшилась. Напротив, на фоне ослабления централизованной царской власти и социально-политической нестабильности начала III Переходного периода военный фактор оставался весьма значительным64.
56. Sсhulman 1964, 67–68. Для эпохи Нового царства А.Р. Аль Айеди и П.-М. Шеверо также переводят термин qraw как «щитоносец» (Al-Ayedi 2006, 628–629, no. 2054–2056; Chevereau 1994, 187–189, no. 24.01–24.15).

57. Wb. V, 59, 11.

58. Yoyotte, López 1969, 11.

59. Yoyotte, López 1969, 11; Spalinger 2005, 177; 2013, 238.

60. Chevereau 1994, 187; Spalinger 2005, 177.

61. Yoyotte, López 1969, 11; Spalinger 2005, 177; 2013, 239.

62. Yoyotte, López 1969, 11; Chevereau 2001, 270. Так, в источниках времени Рамессидов П.-М. Шеверо переводит данный титул как «щитоносец» («porte-bouclier» – Chevereau 1994, 187), а в источниках III Переходного периода уже как «возница» («conducteur de char» – Chevereau 2001, 270, 296–297).

63. С точки зрения П.-М. Шеверо, в эпоху Нового царства служба в качестве qraw была лишь начальным этапом в карьере офицера колесничего корпуса (Chevereau 1994, 187). Собственно офицерами следует все же считать командиров подразделений – Hry qraw (Yoyotte, López 1969, 11).

64. См. Spalinger 2005, 270–274.
99

Отсутствие у Анхефа каких-либо жреческих титулов заметно выделяет его из основной массы владельцев известных автору саркофагов XXI династии, в подавляющем большинстве относящихся к фиванскому жречеству или занимавших различные должности в храмовой администрации65. Во всяком случае, несомненно одно: вне зависимости от вероятного существования родственных связей Анхефа с фиванским жречеством обладание персонализированным погребальным ансамблем является наглядным показателем как индивидуальных возможностей заказчика, так и того привилегированного статуса, который занимали представители военной элиты в структуре египетского общества времени ХХI династии.

65. Ср. титулы владельцев «желтых саркофагов»: Naguib 1990, 261–279; Niwiński 1988, 192–194.
100

Приложение — в разделе "Дополнительные материалы"

Библиография

1. Al-Ayedi, A.R. 2006: Index of Egyptian Administrative, Religious and Military Titles of the New Kingdom. Ismailia.

2. Allen, J.P. 2005: Middle Egyptian. An Introduction to the Language and Culture of Hieroglyphs. Cambridge.

3. Aston, D.A. 2009: Burial Assemblages of Dynasty 21–25: Chronology, Typology, Development. Wien.

4. Berlev, O., Hodjash, S. 1998: Catalogue of the Monuments of Ancient Egypt from the Museums of the Russian Federation, Ukraine, Bieolurussia, Caucasus, Middle Asia and the Baltic States. Freiburg–Göttingen.

5. Bettum, A. 2012: Faces Within Faces. The Symbolic Function of Nested Yellow Coffins. Oslo.

6. Bettum, А. 2014: Lot 14 from Bab el-Gasus (Sweden and Norway): the modern history of the collection and a reconstruction of the ensembles. In: R. Sousa (ed.), Body, Cosmos and Eternity. New Research Trends in the Iconography and Symbolism of Ancient Egyptian Coffins. Oxford, 167–186.

7. Chevereau, P.-M. 1994: Prosopographie des cadres militaires égyptiens du Nouvel Empire. Paris.

8. Chevereau, P.-M. 2001: Prosopographie des cadres militaires égyptiens de la Basse époque. (Études et mémoires d’égyptologie, 2). Paris.

9. Cooney, K.M. 2007: The functional materialism of death in Ancient Egypt: A case study of funerary materials from the Ramesside period. In: M. Fitzenreiter (Hrsg.), Das Heilige und die Ware. Zum Spannungsfeld von Religion und Ӧkonomie. Internet-Beiträge zur Ägyptologie und Sudanarchäologie. Bd. VII. London, 273–299.

10. Cooney, K.M. 2011: Changing burial practices at the end of the New Kingdom: Defensive adaptations in tomb commissions, coffin commissions, coffin decoration, and mummification. Journal of American Research Center in Egypt 47, 3–44.

11. Cooney, K.M. 2015: Coffins, cartonnage, and sarcophagi. In: M.K. Hartwig (ed.), A Companion to Ancient Egyptian Art. (Blackwell Companions to the Ancient World, 109). Oxford, 269–292.

12. Cooney, K.M. 2018: Coffin reuse in the 21st dynasty: A case study of the coffins in the Rijksmuseum van Oudheden. In: L. Weiss (ed.), The Coffins of the Priests of Amun. Egyptian Coffins from the 21st Dynasty in the Collection of the National Museum of Antiquities in Leiden. Leiden, 69–96.

13. Ходжаш, С.И., Этингоф, О.Е. Древнеегипетские памятники из музеев СССР. Каталог выставки ГМИИ им. А.С. Пушкина. М., 1991.

14. Jansen-Winkeln, K. 2007: Inschrifrten der Spätzeit. Teil I. Die 21. Dynastie. Wiesbaden.

15. Labrique, F. 2013: Le regard d’Hérodote sur le phénix (II, 73). In: L. Coulon, P. Giovannelli-Jouanna, F. Kimmel-Clauzet (eds.), Hérodote et L’Égypte. Regards croisés sur le livre II de l’enquête d’Hérodote. Actes de la journée d’étude organisée à la Maison de l’Orient et de la Méditerranée – Lyon, le 10 mai 2010. Lyon, 119–143.

16. Naguib, S.-A. 1990: Le clergé féminin d’Amon thébain à la 21e dynastie. (Orientalia Lovaniensia Analecta, 38). Louvain.

17. Niwiński, A. 1988: 21st Dynasty Coffins from Thebes: Chronological and Typological Studies. (Theben, V). Mainz.

18. Niwiński, A. 1996: La seconde trouvaille de Deir El-Bahari (Sarcophages.) Nos. 6029–6068. T. I, fasc. 2. Le Caire.

19. Niwiński, A. 1999: The Second Find of Deir El-Bahari (Coffins). Nos. 6069–6082. T. II, fasc. 1. Cairo.

20. Piankoff, A., Rambova, N. 1957: Mythological Papyri. Vol. I–II. New York.

21. Ranke, H. 1935: Die Ägyptischen Personennamen. Bd. I–II. Glückstadt.

22. Romanova, O. 2008: History of the Egyptian collection of the Odessa Museum of Archaeology of the National Academy of Sciences of Ukraine. Studien zur Altägyptischen Kultur 37, 327–338.

23. Рыжикова, Н.А. (ред.). Ивановский художественный музей: альбом-путеводитель. Иваново, 2006.

24. Sсhulman, A. 1964: Military Rank, Title and Organization in the Egyptian New Kingdom. (Münchner Ägyptologische Studien, 6). Berlin.

25. Солнцева, Г.А. Об истории коллекции «Древнего мира» из Ивановского областного художественного музея. ВДИ 3, 2000. С. 167–172.

26. Солнцева, Г.А. Мумии и саркофаги. 2003 (URL: http://ivmk.net/lithos-solnc01.htm; дата обращения: 13.12.2019).

27. Sousa, R. 2017: Burial Assemblages from Bab el-Gasus in the Geographical Society of Lisbon. (Monumenta Aegyptiaca, XIV). Bruxelles.

28. Sousa, R. 2018: Gleaming Coffins. Iconography and Symbolism in Theban Coffin Decoration (21st Dynasty). Vol. I. The Sheltering Sky. Coimbra.

29. Spalinger, A.J. 2005: War in Ancient Egypt. The New Kingdom. Oxford.

30. Spalinger, A.J. 2013: Chasing chariots: Departing for war. In: A.J. Veldmeijer, S. Ikram, (eds.), Proceedings of the First International Chariot Conference (Cairo 2012). Leiden, 237–256.

31. Тураев, Б.А. Описание египетских памятников в русских музеях и собраниях. Записки Восточного отделения Императорского Русского археологического общества 11/1–4, 1899. С. 115–164.

32. Тураев, Б.А. Провинциальные собрания египетских древностей. Экскурсионный вестник 1, 1914. С. 24–33.

33. Van Walsem, R. 1993: The study of the 21st dynasty coffins from Thebes. Bibliotheca Orientalis 50, n. 1–2, 9–91.

34. Wente, E.F. 1967: Late Ramesside Letters. (Studies in Ancient Oriental Civilization, 33). Chicago.

35. Yoyotte, J., López, J. 1969: L’organisation de l’armée et les titulatures de soldats au Nouvel Empire Égyptien. Bibliotheca Orientalis 26/1–2, 3–19.

36. Žabkar, L.V. 1968: A Study of the Ba Concept in Ancient Egyptian Texts. (Studies in Ancient Oriental Civilization, 34). Chicago.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв

Дополнительные материалы

Приложение (additional_1.pdf, 927 Kb) [Ссылка]

Перевести