Новые монеты государства Селевкидов из собрания Государственного исторического музея
Новые монеты государства Селевкидов из собрания Государственного исторического музея
Аннотация
Код статьи
S032103910008631-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Захаров Евгений Вячеславович 
Аффилиация: Государственный исторический музей
Адрес: Российская Федерация, Москва
Смирнов Святослав Викторович
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Страницы
150-170
Аннотация

Данная статья представляет собой вторую часть каталога монет государства Селевкидов из собрания Отдела нумизматики Государственного исторического музея. В статье публикуются 76 экземпляров, включая редкие и уникальные монетные типы.

Ключевые слова
Селевкиды, нумизматика, эллинизм, Государственный исторический музей, иконография
Источник финансирования
Исследование С.В. Смирнова (каталог) выполнено в рамках проекта РНФ № 19-78-00043.
Классификатор
Получено
24.03.2020
Дата публикации
24.03.2020
Всего подписок
29
Всего просмотров
761
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 В рамках проекта публикации каталога монет государства Селевкидов из российских музейных собраний в 2019 г. была проведена работа с дублетной частью фонда Отдела нумизматики Государственного исторического музея, а также с коллекцией монет, отчеканенных от имени Александра Великого1. Ее итогом стало определение 76 монет2, относящихся к монетному делу Селевкидов. Публикуемые монеты можно разделить на две группы: выпуски Селевка I от имени Александра и эмиссии правителей династии Селевкидов. Монеты, выпущенные от имени Александра, были опубликованы Н.А. Фроловой и М.Г. Абрамзоном3, однако в ходе нашего исследования их атрибуция была уточнена. Остальные 60 монет публикуются впервые.
1. Основная часть монет государства Селевкидов из собрания Государственного исторического музея была опубликована отдельно ранее, см. Zakharov, Smirnov 2017, 720–751.

2. См. табл. 1–4. Номера иллюстраций соответствуют номерам монет в каталоге.

3. Frolova, Abramzon 2013, 227–260.
2 В собрании Государственного исторического музея хранится небольшая коллекция монет Селевка I, выпущенных им от имени Александра, очевидно, в начальный период правления. Монеты Александра, чеканившиеся на протяжении нескольких десятилетий после его смерти, представляют большой интерес как для нумизматов, так и для исследователей раннеэллинистической истории4. Выпуски монетных типов Александра – серебряных тетрадрахм типа «голова Геракла в львиной шкуре/Зевс Этафор», а также золотых статеров типа «Афина/Ника» с именем Александра в легенде монеты были санкционированы диадохами. Продолжение практики их чеканки было продиктовано двумя обстоятельствами. Во-первых, для диадохов было крайне важно идеологически легитимизировать свою власть, связав ее с образом Александра, а во-вторых, хорошо известная и заслужившая доверие у населения монета Александра обеспечивала диадохам необходимую финансовую стабильность в условиях перманентной войны.
4. Mørkholm 1991, 55–62.
3 Данная коллекция насчитывает 16 экземпляров – 15 тетрадрахм и один серебряный обол. Все рассматриваемые экземпляры относятся к продукции трех восточных монетных дворов: Вавилона (№ 1–7), так называемого Вавилона II, или второй вавилонской монетной мастерской, которая функционировала параллельно с первой мастерской (№ 8–10), и Экбатан (№ 11–16). После установления власти Селевка I над Вавилонией в 311 г. до н.э. в его распоряжении оказался монетный двор Вавилона, основанный Александром, но, вероятно, функционировавший еще при поздних Ахеменидах. Этот монетный двор не был закрыт, а, напротив, продолжил выпуск монет александровского типа. Отличительной особенностью монетных выпусков данного монетного двора является монограмма в венке. Она присутствует на всех серебряных номиналах, выпускавшихся на главном монетном дворе Вавилона до 300 г. до н.э. Из публикуемых монет к данной серии относятся экземпляры № 1–6 (SC 82). Тетрадрахма № 7 также была выпущена на монетном дворе Вавилона, однако монограмма ΒΛ, помещенная между ножками трона, на котором сидит Зевс Этафор, позволяет отнести ее к более поздней серии, отчеканенной в период между 300 и 294/3 гг. до н.э. (SC 87).
4 Второй монетный двор в Вавилоне, по всей вероятности, также был открыт Селевком сразу после его победоносного возвращения в Вавилон в 311 г. до н.э. Данная мастерская преимущественно специализировалась на выпуске монеты, ориентированной на местный весовой стандарт, но также здесь чеканились и монеты александровского типа. К производству этого монетного двора относятся экземпляры № 8–10 (SC 94). Тетрадрахма № 9 представляет особый интерес – в левом поле просматриваются следы изображения якоря, затертого еще на штемпеле. Подобные случаи известны в практике другого монетного двора, располагавшегося на территории Вавилонии, так называемого неопределенного монетного двора 6А, предположительно локализуемого в Описе5. Объяснить такое намеренное затирание якоря, династического символа Селевкидов, можно лишь предположив, что оба монетных двора были захвачены Антигоном Одноглазым и Деметрием Полиоркетом в 310–309 гг. до н.э. в ходе борьбы за Вавилонию6. Вероятно, нуждаясь в дополнительных средствах, необходимых для выплат войску, Антигон и Деметрий спешно организовали выпуск серебряных тетрадрахм александровского типа на занятых ими монетных дворах Селевка I, использовав его монетные штемпели для чеканки собственных монет, предварительно убрав из поля оборотной стороны изображение династического символа своего противника – якорь.
5. О монетной чеканке так называемого неизвестного монетного двора 6А подробнее см. Taylor 2015, 41–97.

6. Smirnov 2013, 55–62.
5 Учитывая локальную специализацию второго монетного двора Вавилона, можно предположить, что он в каком-то виде существовал и до 311 г. до н.э. Об этом может свидетельствовать серия так называемых «львиных статеров», выпускавшихся еще до Александра при Дарии III сатрапом Вавилона Мазеем7. Традиция чеканки монет данного типа продолжилась при Александре, а позже – при диадохах. По всей видимости, ее активно поддержал и Селевк I, который занимал пост сатрапа Вавилонии с 320 по 315 г. до н.э. С точки зрения иконографии монетные выпуски «львиных статеров» неоднородны и имеют некоторые стилистические варианты, указывающие на различные этапы чеканки. Согласно классификации Э. Николе-Пьерр, в рамках данного типа можно выделить три подгруппы8. Первая относится к наиболее раннему этапу чеканки и характеризуется наличием арамейской легенды, а также некоторых стилистических деталей изображения. Эта группа датируется периодом правления сатрапа Мазея, чье имя указано в легенде (до 328 г. до н.э.). Вторую группу монет данного типа можно отнести уже к первым годам правления Селевка I в Вавилонии, поскольку в поле оборотной стороны появляется династический символ – якорь. Третья группа имеет широкую датировку (с 328 по 311 г. до н.э.) и представляет собой переходный иконографический вариант между чеканкой Мазея, который начался в 328 г. до н.э. после смерти сатрапа и закончился в 311 г. с началом правления Селевка в Вавилоне.
7. О «львиных статерах» см. Nicolet-Pierre 1999, 285–303; Iossif, Lorber 2007, 345–363.

8. Nicolet-Pierre 1999, 287–295.
6 В коллекции ГИМ хранятся две монеты, относящиеся к данному монетному типу. Первая из них (№ 17) определяется довольно точно. Наличие якоря позволяет отнести данную монету к чеканке Селевка I. Второй экземпляр (№ 18) относится к ранее неизвестной монетной серии. Изображение якоря на оборотной стороне также, как и в случае с первой монетой, позволяет отнести данный экземпляр к чеканке Селевка I. Тем не менее детальная атрибуция вызывает ряд сложностей. Важной особенностью данной монеты является ее низкий вес – 1,46 г, что соответствует одной восьмой статера и определяет номинал как гемитетарте. Столь редкий номинал данной серии чеканился на трех монетных дворах: Вавилона, Суз и Экбатан9. Вероятно, столь малый серебряный номинал, который впрочем не был редкостью в раннеэллинистическом монетном деле, соответствовал практике так называемого монетно-весового дуализма, широко распространенной на селевкидском Востоке в первые десятилетия правления династии10. Согласно данной практике, Селевком I осуществлялась чеканка монет, соответствовавших сразу нескольким весовым стандартам: аттическому, вавилонскому и персидскому. Монетно-весовой дуализм в монетном деле Селевкидов просуществовал недолго и являлся своего рода переходным этапом ранней чеканки.
9. Вавилон: SC 90; Сузы: SC 186; Экбатаны: SC 221.

10. Golenko 1991, 100–117.
7 С точки зрения иконографии лицевой стороны и изображения Зевса/Баала данный экземпляр представляет собой стандартный вариант, характерный для чеканки Селевка I11. Иконография же оборотной стороны, напротив, вызывает особый исследовательский интерес. Изображение льва, помещенное на оборотной стороне, имеет ряд существенных стилистических отличий, прежде всего повернутую голову. Для мелких серебряных номиналов такой редкий стилистический элемент известен только в продукции одного монетного двора – Вавилона II. Однако монограмма, расположенная в обрезе, никогда не встречается на монетах данного монетного двора, что серьезно затрудняет ее атрибуцию. К сожалению, из-за плохой сохранности монеты, в особенности нижней части монетного кружка, данная монограмма просматривается не полностью, хотя с высокой долей вероятности она восстанавливается как , с возможными вариантами изображения нижней части монограммы. Примечательно, что она хорошо известна в чеканке монетного двора Суз, который также выпускал гемитетарте типа «львиных статеров». Однако стилистические нюансы изображения заставляют отнести данный экземпляр к ранее неизвестному монетному выпуску из продукции монетного двора Вавилона II.
8 Монетный двор в Экбатанах был, по всей вероятности, основан уже Селевком I и, как и другие монетные дворы, располагавшиеся в административных центрах сатрапий, быстро стал центром монетной чеканки всего региона. Анализ монетных номиналов показывает, что продукция экбатанского монетного двора почти полностью соответствовала продукции мастерских Вавилона и Суз. Исключение составляют лишь небольшая серия двойных золотых дариков (SC 219), а также две серии «львиных статеров» (SC 220–221). Публикуемые монеты № 11–15 также были отчеканены в Экбатанах.
9 С точки зрения иконографии и художественного исполнения изображения монеты, отчеканенные в Экбатанах, имеют некоторые характерные черты, существенно отличающие их от выпусков других центров чеканки. Прежде всего это уникальная выразительная стилистика, свидетельствующая о высоком профессионализме резчика. Изображение отличается неповторимой утонченностью рисунка, плавностью линий, а также высокой детализацией. Одним из наиболее интересных публикуемых экземпляров из всего собрания монет Селевка I, отчеканенных от имени Александра, является редкий серебряный обол, относящийся к производству Экбатан (№ 16). Как и другие монеты, выпущенные в рамках данной серии в Экбатанах, этот обол, несмотря на его размеры (диаметр монетного кружка – 9 мм), отличается высокой детализацией изображения, позволяющей различить две монограммы, а также династический символ Селевкидов – якорь. Стоит отметить, что подобные мелкие серебряные номиналы выпускались и на других монетных дворах: в Вавилоне и Сузах. Появление мелких серебряных номиналов, инициированное, по всей видимости, уже после смерти Александра, можно считать тенденцией глубокой монетизации экономики, поскольку мелкое серебро не столько выполняет функцию накопления или участвует в крупных торговых операциях, сколько является средством платежа при осуществлении повседневных торговых операций. В более поздний период функция платежа в повседневной торговле перейдет к бронзовым номиналам, которые не были достаточно распространенным явлением в раннеэллинистический период.
10 Во вторую группу входят монеты, выпущенные различными правителями государства Селевкидов. Монетное дело Селевка I (312–281 гг.) представлено одной бронзовой монетой (№ 19), относящейся к весьма распространенному и хорошо известному монетному типу – «голова Медузы/бык». Монеты такого типа выпускались в большом количестве на монетном дворе Антиохии на Оронте (SC 21). Гораздо больший интерес представляют монеты Антиоха I (281–261 гг.; № 20–24). Все они относятся к различным бронзовым номиналам и были выпущены на разных монетных дворах. Три бронзовые монеты (№ 20–22) производства Экбатан относятся к одному из самых распространенных селевкидских монетных типов – «Аполлон, сидящий на омфале» (SC 416, 417). Иконография данной монетной серии, за исключением одного характерного элемента, весьма традиционна для ранних Селевкидов. Однако несложно заметить, что в отличие от похожих монетных серий, выпускавшихся на других монетных дворах, в частности, Антиохии на Оронте и Селевкии на Тигре, в данном случае в руке Аполлона изображена не одна стрела, а три. Подобное изображение уникально по своему семантическому компоненту и не имеет однозначной интерпретации. Изображения Аполлона, сидящего на омфале и держащего три стрелы, встречаются только на монетах Антиоха I и только на выпусках мастерской Экбатан, что может объясняться локальной семантикой сюжета. Можно предположить, что данный вариант изображения с тремя стрелами представляет не просто абстрактный иконографический мотив, но некий сюжет, как-то связанный с реалиями военного искусства античности. Известно, что в древности лучники во время стрельбы из лука сжимали в руке сразу несколько стрел – чаще две или три, выпуская по очереди одну за другой. Такой прием запечатлен на многочисленных изображениях12. Это позволяло существенно увеличить скорость стрельбы, не тратя время на то, чтобы вынимать каждую стрелу из колчана. По всей видимости, изобразив Аполлона-лучника с тремя стрелами в правой руке, художник сделал попытку дополнить изображение небольшой реалистической деталью, что, впрочем, не исключало возможность какого-то специфического локального прочтения этого художественного элемента. Для мастера, работавшего над созданием монетного штемпеля, такие непринципиальные на первый взгляд детали могли служить отличительным признаком, своего рода автографом, отличавшим одну школу резчиков от другой.
12. В качестве примера подобной иконографии можно вспомнить известный кратер из коллекции Бостонского музея изящных искусств (Museum of Fine Arts. No. 10.185) со сценой мифа об Актеоне. В руке Артемиды, стоящей рядом с поверженным Актеоном, две стрелы.
11 Монета № 23 также была отчеканена в Экбатанах и относится к одному из наиболее мелких бронзовых номиналов, производившихся когда-либо на этом монетном дворе13. Экземпляр № 24 уникален тем, что является единственной селевкидской монетой из всего собрания ГИМ, отчеканенной на среднеазиатском монетном дворе (Ай-Ханум)14.
13. См. Zakharov, Smirnov 2018, № 3–5.

14. Kritt 2016, 93–98.
12 Две бронзовые монеты Антиоха II (261–246 гг.) относятся к одному монетному типу – «голова Аполлона/треножник». Этот монетный тип был одним из наиболее распространенных в чеканке Сард. При Антиохе II в Сардах было отчеканено семь монетных серий данного типа. Публикуемые экземпляры относятся ко второй (№ 25) и пятой (№ 26) сериям. В Сардах была отчеканена и единственная публикуемая монета Селевка II (246–225 гг.; № 27). Это небольшой бронзовый номинал, относящийся к типу «голова Афины/Аполлона стоя» (SC 660). Данный монетный тип также был весьма распространен в Сардах и чеканился Селевком II вплоть до восстания Антиоха Гиеракса и потери Сард. Две монеты Селевка III (225–223 гг.; № 28, 29) были выпущены в Антиохии на Оронте. Они относятся к одному монетному типу – «голова Артемиды/Аполлон на омфале» (SC 922).
13 Монеты Антиоха III (223–187 гг.; № 30–39) представлены десятью экземплярами, отчеканенными в различных монетных мастерских. Восемь из них (№ 30–36) были произведены на монетном дворе Антиохии на Оронте: шесть относятся к так называемой второй серии бронзовых выпусков этого двора, отчеканенной при Антиохе III (№ 30–35), а две – к первой серии (№ 36, 37). К сожалению, из-за плохой сохранности и определенных технологических дефектов, возникших при производстве монеты, не все из перечисленных экземпляров могут быть определены достаточно точно. Так, монета № 33 может быть отнесена к типу SC 1055, либо к типу SC 1058, которые соответствуют одной метрологической категории.
14 Две другие монеты Антиоха III представляют особенный интерес. Обе они были выпущены в Селевкии на Тигре. Первая из них (№ 39) относится к уникальному по своей иконографии и историческому контексту монетному типу. На лицевой стороне изображена голова Аполлона на три четверти влево, на оборотной – фигура стоящего Аполлона, держащего в руке стрелу и опирающегося на лук. Иконография изображения лицевой стороны демонстрирует крайне редкий художественный прием для монетного дела Селевкидов – изображение головы в три четверти, что свидетельствует об определенной экстраординарности самой монетной серии. Анализ метрологических параметров показывает, что публикуемый экземпляр относится к типу SC 1178. Сохранившиеся во внешних полях оборотной стороны монограммы соответствуют монограммам других монетных выпусков того же времени Селевкии на Тигре, в частности тетрадрахмам так называемой серии 2 (SC 1162, 1163), а также уникальной серии золотых октодрахм (SC 1157, 1158) и золотых статеров (SC 1159). По мнению А. Хутона и К. Лорбер, все эти монетные выпуски были инициированы лично Антиохом III, который зимой 211/210 г. до н.э. посетил Селевкию на Тигре. Визит царя стал поворотной точкой в истории монетного двора Селевкии и был связан с масштабной реорганизацией монетной мастерской. Итогом проведенной реорганизации стало не только увеличение объемов продукции, но и появление большого количества новых бронзовых монетных типов15. Другим важным нововведением можно считать появление в Селевкии новых резчиков штемпелей, которые стали использовать ранее неизвестные в селевкидской нумизматике художественные приемы. Все перечисленные изменения в работе монетного двора Селевкии на Тигре происходили на фоне разворачивающегося восточного похода Антиоха III и были экономически и идеологически связаны с ним. Выпуск серебряных тетрадрахм, безусловно, был вызван необходимостью выплат воинам, в то время как выпуск золотых октодрахм был скорее частью царской идеологии. Реорганизация выпусков бронзовых монет, вероятно, также обуславливалась экономической необходимостью. Об этом свидетельствует тот факт, что рассмотренный монетный тип встречается на монетах четырех разных номиналов, включая крупный бронзовый номинал (SC 1176), который не выпускался в Селевкии на Тигре со времен Селевка II.
15. Всего после 211/210 г. до н.э. в Селевкии появляются около девяти новых бронзовых монетных типов. Иконография всех этих типов весьма разнообразна, однако среди сюжетов превалируют изображения Аполлона, Артемиды, а также их атрибутов – колчана и треножника (SC 1176–1187).
15 К этой же обновленной серии бронзовых выпусков относится и другая публикуемая монета Антиоха III (№ 38) типа «голова Аполлона/Аполлон стоя» (SC 1185). К сожалению, ввиду плохой сохранности монеты детали изображения утрачены, однако на оборотной стороне хорошо видно очертание треножника, на который опирается Аполлон. Стоит отметить, что данный художественный элемент не является характерным для иконографии Селевкидов, более распространенным было изображение Аполлона, опирающегося на лук. В монетной чеканке Селевкии на Тигре этот иконографический сюжет появляется впервые именно на монетах Антиоха III, хотя изображение Аполлона, опирающегося на треножник, встречается на печатях Селевкии времени правления Селевка II16.
16. Seleucia al Tigri. Ap. 163.
16 Три монеты Селевка IV (187–175 гг.) относятся к продукции двух монетных дворов, Тира (№ 40, 41) и Селевкии на Тигре (№ 42). Монеты, отчеканенные на монетном дворе Тира, представляют собой ранний пример автономной иконографии. После присоединения к государству Селевкидов Келесирии и Финикии при Антиохе III Тир получил право чеканки бронзовой монеты с возможностью самостоятельного выбора изображения оборотной стороны17. Так, на монетах Тира стали появляться локальные иконографические сюжеты. Экземпляр № 40 соответствует типу «голова Селевка IV/пальма» – одному из наиболее распространенных и устойчивых сюжетов монетной иконографии Тира (SC 1325). Другая монета (№ 41) относится к редкому типу «голова Селевка IV/нос корабля» (SC 1323). Иконография оборотной стороны здесь также представляет какой-то локальный сюжет. Одной из ее особенностей является высокая детализация изображения. Нос корабля изображен в мельчайших подробностях: хорошо различимы ограждения палубы, палубная постройка и весла. Над изображением корабля помещена дата – 136-й год селевкидской эры, т.е. 177/6 г. до н.э.
17. Newell 1921, 2.
17 Монета Селевка IV, отчеканенная в Селевкии на Тигре, также имеет ряд иконографических особенностей. Данный экземпляр относится к типу «голова Гелиоса/треножник» (SC 1337). Голова Гелиоса, помещенная на лицевой стороне, изображена в три четверти, что, как уже отмечалось, не было распространенным художественным приемом в селевкидской нумизматике, хотя в монетном деле Селевкии на Тигре такие изображения встречаются чаще, чем в других центрах монетной чеканки. Стоит отметить, что изображение Гелиоса является весьма нетипичным иконографическим сюжетом ни для монетного дела Селевкии на Тигре, ни для Селевкидов в целом. Оно не встречается в царской чеканке ни до Селевка IV, ни после. В иконографии Селевкии на Тигре изображение Гелиоса встречается крайне редко. Известно только две печати с изображением головы Гелиоса18, а также небольшая серия автономной бронзы, отчеканенная уже в период парфянского правления в начале I в. н.э.19 Примечательно, что во всех случаях голова Гелиоса изображена в одинаковой стилистике в три четверти. Можно предположить, что сюжетной основой для селевкидской иконографии Гелиоса могли послужить изображения этого бога на монетах Родоса. Тем не менее дать какое-либо объяснение такому неожиданному появлению Гелиоса на монетах Селевкии весьма затруднительно. Можно предположить лишь, что оно было как-то связано с деятельностью влиятельнейшего царского вельможи Гелиодора, имевшего при дворе Селевка IV исключительный авторитет и влияние20, что, впрочем, не исключает формирования культа Гелиоса как локального варианта царского культа в начале III в. до н.э.21
18. Seleucia al Tigri. HIT 1, 2. В. Мессина полагает, что в образе Гелиоса на печатях из Селевкии был изображен юный Селевк IV, хотя это утверждение остается весьма спорным. Messina 2001, 9–23; Iossif 2009, 26.

19. Le Rider 1998, 19.

20. О Гелиодоре см. Savalli-Lestrade 1998, 44–46.

21. Iossif, Lorber 2009, 26.
18 19 бронзовых монет Антиоха IV (175–164 гг.; № 42–61) относятся к хорошо известным монетным типам. Экземпляры № 43–50 принадлежат типу «голова Антиоха IV в лучистой короне/фигура женского божества» (SC 1479), № 51–57 – «голова Аполлона/Аполлон на омфале» (SC 1478), № 58 – «бюст Лаодики/голова слона» (SC 1477). Все монеты представляют собой мелкие бронзовые номиналы, отчеканенные на монетном дворе Ака-Птолемаиды. Данные монеты характеризуются примечательной технической особенностью – зубчатым краем, впервые появившимся еще при Селевке IV. Объемы чеканки этих монет были столь велики, что они являются одними из наиболее распространенных монет государства Селевкидов. Остальные три монеты (№ 59–61), несмотря на разные центры производства, объединены не только общей иконографией, но и тем, что все они имеют обозначение номинала, что в селевкидской практике является беспрецедентным22. Монета № 59, согласно определению А. Хутона и К. Лорбер, относится к продукции монетного двора, располагавшегося в Келесирии, возможно, в Самарии (SC 1489). Анализ метрологических параметров позволяет полагать, что характерное обозначение номинала , размещенное на лицевой стороне, по всей вероятности, соответствует халку. Иконография оборотной стороны демонстрирует ранее не встречающийся в селевкидской нумизматике сюжет – богиня Никефора, сидящая на троне. Подобное изображение встречается на монетах, также отмеченных обозначением номинала, но отчеканенных в Селевкии на Тигре (№ 60, 61). Оба публикуемых экземпляра имеют одинаковое обозначение номинала , что соответствует дихалку. Введение обозначения номинала можно однозначно трактовать как попытку некой реформы, призванной систематизировать как чеканку бронзовых монет, так и систему финансов. Подобные действия кажутся вполне закономерными в общем контексте преобразований и изменений, проводившихся в годы правления Антиоха IV.
19 Единственная из публикуемых бронзовая монета Александра I Балы (150–145 гг.; № 62) была отчеканена на монетном дворе Антиохии на Оронте. Хорошая сохранность позволяет точно определить монетный выпуск (SC 1790. 4a). Особенностью данного монетного типа является портрет Александра I, на котором правитель изображен в беотийском шлеме – редчайшая для Селевкидов иконографическая деталь, подчеркивающая полководческие качества царя23. К монетному делу Антиоха VII (138–129 гг.) относятся три бронзовые монеты. Одна из них (№ 63) принадлежит к типу «бюст Эрота/знак Исиды» – одному из наиболее распространенных монетных типов мелких бронзовых номиналов, выпускавшихся при Антиохе VII на монетном дворе Антиохии на Оронте. На оборотной стороне в обрезе сохранилась дата – 177-й год селевкидской эры, т.е. 136/135 г. до н.э. Другие две монеты (№ 64, 65) относятся к одному типу «лилия/якорь» (SC 2123). Монеты данного типа чеканились со 132 по 130 г. до н.э. в Иерусалиме. Чеканка этих монет началась после заключения мира между Антиохом VII и Иоанном Гирканом, последовавшего за осадой селевкидскими войсками Иерусалима в 134/133 г. до н.э. (Ios. Ant. Iud. XIII. 8. 2). Иконография изображения оборотной стороны, на которой помещена лилия – символ Иерусалима, а также нехарактерное для селевкидского монетного дела обратное расположение легенды, по всей видимости, свидетельствуют о том, что чеканка данных монет находилась под контролем иудейской администрации. Однако монеты этого типа, как было отмечено, чеканились недолго. Из известных монетных выпусков самый поздний датируется 131/130 г. до н.э., после чего чеканка таких монет прекратилась. Вероятной причиной этого можно считать начавшийся в 130 г. до н.э. восточный поход Антиоха VII и скорую гибель царя в борьбе против парфян.
23. Fleischer 1991, 62.
20 Две монеты Деметрия II (129–126 гг.) были выпущены во второй период его правления. Одна из них (№ 66) была отчеканена на монетном дворе Антиохии на Оронте. Ее монетный тип («голова Зевса/Ника», SC 2170) был одним из двух известных типов, чеканившихся в Антиохии во второй период правления Деметрия II. Вторая монета (№ 67) была выпущена в Дамаске. Монетный тип этого экземпляра («голова Деметрия/Аполлон», SC 2183) также хорошо известен. Главными его особенностями являются дата, помещенная на оборотной стороне (184-й год селевкидской эры, т.е. 129/128 г. до н.э.), а также портрет правителя с длинной бородой – характерный элемент портретной иконографии Деметрия II во второй период его правления24. К хорошо известному монетному типу относится и бронзовая монета Александра II (126–123 гг.; № 68). На ее лицевой стороне помещено изображение головы Александра, на оборотной – фигура стоящего Диониса, держащего канфар и тирс. Монеты данного типа выпускались со 128 по 126/5 г. до н.э. в Антиохии на Оронте. Публикуемый экземпляр имеет дату – 185-й год селевкидской эры, т.е. 128/7 г. до н.э. (SC 2229).
24. Fleischer 1991, 73.
21 Монета № 69 относится к периоду совместного правления Антиоха VIII и Клеопатры Теи (125–121 гг.). Она была произведена на неизвестном монетном дворе 115, локализуемом в Северной Сирии. Характерным иконографическим элементом монет данного типа является парный портрет правителей. Бронзовая монета Антиоха VIII (121–96 гг.; № 70) типа «голова Антиоха/треножник» не имеет точной локализации чеканки. Согласно предположению А. Хутона и К. Лорбер, монеты этого выпуска были отчеканены на монетном дворе, располагавшемся на территории Северной Сирии (SC 2318). Бронзовая монета Деметрия III (95–88 гг.; № 71) является единственной монетой данного правителя в собрании ГИМ. Этот экземпляр («голова Деметрия III/Гермес») был отчеканен в Дамаске.
22 Последние пять монет из-за плохой сохранности не подлежат точному определению. Тем не менее анализ иконографии и метрологических данных позволяет сделать некоторые заметки к их атрибуции. Так, с высокой долей вероятности можно утверждать, что монета № 72 была отчеканена при Антиохе I, о чем говорят характерные портретные черты. Судя по метрологическим данным, этот экземпляр можно отнести к производству монетной мастерской Экбатан. На оборотной стороне различима надчеканка с изображением греческой буквы Е, заключенной в круг. Монетный кружок экземпляров № 73–76 имеет форму, характерную для монетного дела ранних Селевкидов. Все они относятся к одному типу – «голова правителя/Аполлон». На оборотной стороне экземпляра № 74 сохранилась часть легенды с царским титулом ΒΑΣΙΛΕΩΣ, однако имя самого правителя утрачено. Основываясь на косвенных иконографических данных тем не менее можно предположить, что № 73 был отчеканен при Селевке II, а № 74–76 при Антиохе III.
23

КАТАЛОГ — в разделе "Дополнительные материалы"

Библиография

1. Callataÿ, F. de 2012: Control marks on Hellenistic royal coinages: Use, and evolution towards simplification? Revue belge de Numismatique 158, 39–62.

2. Fleischer, R. 1991: Studien zur seleukidischen Kunst. Bd I. Mainz am Rhein.

3. Фролова, Н.А., Абрамзон, М.Г. Тетрадрахмы Александра Великого и Александровского типа из собрания Государственного исторического музея. ПИФК 4, 2013. С. 227–260.

4. Голенко, В.К. Монетно-весовой дуализм Селевка I. ВДИ 1, 1991. С. 100–117.

5. Iossif, P., Lorber, C. 2007: Marduk and the lion. In: Gh. Mouchrte et al. (eds.), Liber amicorum Tony Hackens. Louvain-la-Neuve, 345–363.

6. Iossif, P., Lorber, C. 2009: The cult of Helios in the Seleucid East. Topoi 16/1, 19–42.

7. Kritt, B. 2016: The Seleucid Mint of Ai Khanoum. Lancaster.

8. Le Rider, G. 1998: Séleucie du Tigre: les monnaies séleucides et parthes. Firenze.

9. Messina, V. 2001: “Presto sarò re”. Seleuco IV come Helios sulle cretule da Seleucia al Tigris. Parthica 3, 9–23.

10. Mørkholm, O. 1991: Early Hellenistic Coinage: From the Accession of Alexander to the Peace of Apamea (336–188 B.C.). Cambridge.

11. Newell, E.T. 1921: The First Seleucid Coinage of Tyre. New York.

12. Nicolet-Pierre, H. 1999: Argent et or frappés en Babylonie entre 331 et 311 ou de Mazdai à Séleukos. In: M. Amandry, S. Hurter (eds.), Travaux de numismatique grecque offerts á G. Le Rider. London, 285–305.

13. Savalli-Lestrade, I. 1998: Les philoi royaux dans l’Asie hellénistique. Geneve.

14. Смирнов, С.В. 2013: Государство Селевка I. Политика, экономика, общество. М., 2013.

15. Smirnov, S.V. 2018: A note on three Hellenistic coins from the collections of Russian museums. Historia i Swiat [History and the World] 8, 25–34.

16. Taylor, L. 2015: From Triparadeisos to Ipsos: Seleukos I Nikator’s uncertain mint 6A in Babylonia. American Journal of Numismatics 27, 41–97.

17. Захаров, Е.В., Смирнов, С.В. Монеты государства Селевкидов из собрания Государственного исторического музея. ВДИ 77/3, 2017. С. 720–751.

18. Захаров, Е.В., Смирнов, С.В. Монеты государства Селевкидов из собрания Ивановского областного краеведческого музея. ВДИ 78/4, 2018. С. 959–969.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести