Пектораль из Косики
Пектораль из Косики
Аннотация
Код статьи
S032103910009661-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Трейстер Михаил Юрьевич 
Аффилиация: Германский археологический институт
Адрес: ФРГ, Берлин
Страницы
377-409
Аннотация

Статья посвящена золотой пекторали, найденной в разрушенном погребении № 1/1984, датируемом мною третьей четвертью I в. до н.э., в Косике в Нижнем Поволжье. На основании визуального обследования пекторали в 2015 г. делается попытка воссоздать ее историю: определить время создания – не позднее первой половины V в. до н.э., ремонта и переделки в конце V – первой трети IV до н.э., а также попытаться объяснить попадание этого уникального предмета скифской культуры Северного Причерноморья, инсигнии царской власти и одного из древнейших произведений сцен терзания, стоящего у истоков греко-скифского стиля в торевтике, в значительно более позднее (как минимум, на 300 лет после его переделки) погребение представителя высшей сарматской элиты.

Ключевые слова
пекторали, кочевники, греко-скифский звериный стиль, сцены схваток животных, скифы, сарматы, Северное Причерноморье, Боспорское царство, Косика, Нижнее Поволжье
Источник финансирования
Работа выполнена в рамках проекта, финансировавшегося DFG и РГНФ, «Формы и пути культурных контактов кочевников Азиатской Сарматии. Импорты в сарматских памятниках II в. до н.э. – III в. н.э.» (FL-334/15-1); партнер проекта с российской стороны – Б.А. Раев.
Классификатор
Получено
30.04.2020
Дата публикации
19.06.2020
Всего подписок
29
Всего просмотров
1134
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Речь в данной статье пойдет о золотой пекторали (рис. 1–5)1, найденной в Нижнем Поволжье в разрушенном погребении № 1/1994 у с. Косика, устроенном в бугре Бэра и датируемом нами третьей четвертью I в. до н.э. Большая часть вещей из центральной части погребения, практически полностью разрушенной роторным экскаватором, попала к строителям и позднее частично была передана Поволжской археологической экспедиции Института археологии АН СССР под руководством В.В. Дворниченко и Г.А. Федорова-Давыдова, а само погребение было доследовано экспедицией в том же году. Впоследствии эти вещи, часть которых была отреставрирована в Москве, были переданы в Астраханский музей. Я не буду подробно останавливаться на находках, которые уже неоднократно публиковались и комментировались, включая серебряный сервиз, в котором выделяется таз с надписью по краю с упоминанием царя Артевазда и Ампсалака, изготовившего его, недавно открытую нами надпись на перекрестье парадного кинжала, опубликованную совместно с А.В. Белоусовым, и другие находки2. Я обращусь к рассмотрению найденной в погребении золотой пекторали, не пытаясь рассуждать о том, как правильно следует называть это нагрудное украшение, пекторалью или гривной3, а сосредоточусь на описании пекторали (позволю себе назвать ее так же, как и мои предшественники), анализе ее декора и следов ремонта, чтобы на основании этих данных, опирающихся на визуальное обследование пекторали в 2015 г., попытаться воссоздать ее историю: определить время создания, ремонта и переделки, а также попытаться объяснить причину попадания этого предмета скифской культуры Северного Причерноморья в значительно более позднее (как минимум, на 300 лет после его переделки) погребение представителя высшей сарматской элиты. Предположение о датировке пекторали IV в. до н.э. было высказано еще авторами первой публикации4.
1. Dvornichenko, Fedorov-Davydov 1989, 6–7, рис. 3; 1993, 166–169, рис. 16–17; 1994, 69 (рис. внизу); Fedorov-Davydov 2001, 11, 145, no. 2, pl. 14–16; Сat. Rome 2005, 116–117, no. 59; Babenko 2018, 194, прим. 8; 195, рис. 5, 4; Lyubenova 2019, 249.

2. Dvornichenko, Fedorov-Davydov 1989, 5–13; 1993, 141–179; 1994, 66–75; Vinogradov 1994, 151–170; Treister 1994, 172–203; 1997, 49–74; 2005a, 223–240; Fedorov-Davydov 2001, 10–15, 145–148, no. 2–14, pl. 14–36; Сat. Rome 2005, 109–147, no. 59–118; Belousov, Treister 2018, 92–118.

3. Ср. Babenko 2018, 187–204 в связи с определением термина для пекторали из Толстой могилы, особенно с. 194, прим. 8 о том, что по своим размерам находку из Косики, как и из кургана Аржан-2, правильнее называть не пекторалью, а гривной.

4. Dvornichenko, Fedorov-Davydov 1993, 170.
2

1. ОПИСАНИЕ ПЕКТОРАЛИ ИЗ КОСИКИ

  

Пектораль имеет форму неправильной окружности и состоит из трех частей: пустотелой основы (центральной части), примерно в три четверти окружности, спаянной из двух пластин: плоской – оборотной и слегка выпуклой – лицевой, на которой в низком рельефе представлены три сцены терзания и два отдельных частично сохранившихся изображения, и двух окончаний, приклепанных к основе (рис. 1–5).

3 Центральная композиция представляет сцену терзания быка двумя грифонами (рис. 1; 6). По сторонам от нее находятся: слева – сцена терзания барана двумя львами (рис. 1; 7), справа – сцена терзания оленя львом и львицей (рис. 1; 8). У верхних окончаний центральной части пекторали изображены отдельные фигуры животных с телами кошачьих хищников (возможно, левая фигура – изображение грифона), у которых обрезаны изображения голов (рис. 1; 9, 1–2, 5–6).
4 Подвижные окончания пекторали выполнены в виде протом баранов, спаянных из двух тисненых пластин; ниже рта каждой из головок припаяна слегка отогнутая вниз проволочная петля. Их шеи образованы коническими втулками, округлого сечения в месте соединения с головкой животного и овального сечения – в месте соединения с основой пекторали. Втулки украшает филигранный декор с фризом в виде двойных S-видных спиралей. По сторонам фризы обрамляют напаянные поперечно гладкие проволоки округлого сечения с рубчатой проволокой между ними (рис. 1; 9, 3–4).
5 Внутрь втулок впаяны пластины, концы которых выступают за обрез втулок и при помощи которых окончания пекторали соединены с основой шарнирами, проходящими через отверстия в этих пластинах и пластинах основы. Головки шарниров на лицевой стороне имеют полусферическую форму, на оборотной – уплощены. Шарниры расположены ближе к внешнему краю пекторали, по одному на каждом из концов основы (рис. 1–2; 10–11).
6 На лицевой пластине пробито одно отверстие. На оборотной пластине изнутри пробиты два отверстия, ось одного из которых совпадает с осью отверстия на лицевой пластине, а ось второго расположена в 0,7 см от утраченной части изображения на лицевой пластине (рис. 2; 5; 11).
7

Рис. 1. Золотая пектораль. Косика. Погребение № 1/1984. Общий вид с лицевой стороны. Астрахань, АГОИАМЗ, инв. № 35524. Фото М.Ю. Трейстера, сентябрь 2015 г.

8 Сохранность: помята, царапины и утраты металла на лицевой пластине и протомах баранов. Часть утраченных элементов восстановлена при реставрации акриловой заливкой с тонировкой.
9 Материал: золото; ковка, тиснение, пробивка отверстий, гравировка, чеканка, филигрань, пайка, клепка.
10 Размеры: вес 204,30 г; проба 700; дм. внешний 17,0–19,5 см, дм. внутренний 12,0–12,5 см, шир. в нижней части 3,4 см, шир. верхних окончаний 1,8 см и 2,2 см, заклепки шарнира, дм. головок 0,35–0,4 см. Протомы: дл. 6,2 и 6,4 см, сечение проволоки на втулках 0,06–0,09 см. Петли застежки: дм. 0,7 см, сечение проволоки 0,2 см.
11 Хранение: Астрахань, Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник, инв. № 35524.
12

2. КРАТКИЙ ОЧЕРК ПЕКТОРАЛЕЙ ЕВРАЗИИ

  

Предполагается, что пекторали, получившие распространение еще в VIII–VII в. до н.э. и представленные экземплярами как из бронзы, так и из драгоценных металлов5, впервые появились в Урарту6. Происходящую, вероятно, из Зивие золотую пектораль, датируемую VII в. до н.э.7, и близкую ей по форме серебряную, в собрании Музея Михо, украшенную рельефными изображениями животных, фантастических существ и крылатых гениев8, зачастую определяют как урартские.

5. Урартские пекторали см. Kellner 1977, 481–493; 1985, 226–229; 1991, 164–166; Merhav 1991, 171–176; Musche 1988, 237–239, Nr. 4.1–4.6, Taf. LXXXIC–XC; Fornasier 1997, 126–136; Belli 2010, 304–317; Babenko 2018, 189, 191, рис. 1; Lyubenova 2019, 245–248, fig. 4, 2–5, 8–9.

6. Ghirshman 1964, 304, 308.

7. Cat. Paris 1961, 83, no. 494, pl. XXXVI; Ghirshman 1964, 311, fig. 376; Musche 1988, 246–247, no. 9, pl. XCVI; Jacobson 1995, 100.

8. Kat. Wien 1999, 58–59, Nr. 21.
13 Одна из ранних золотых пекторалей, найденная в парном погребении конца VII в. до н.э. в кургане Аржан-2, вероятнее всего, относится к женскому захоронению (погребенный в этой же могиле мужчина в качестве нашейного украшения имел гривну). Это золотая пластина луновидной формы (серповидной, по определению К.В. Чугунова), украшенная с лицевой стороны чеканными изображениями животных и спиральными мотивами. В каждом из закругленных концов пекторали пробито по отверстию, в которое вставлено по цепочке для застегивания ее на задней стороне шеи9. Мне трудно представить связь пекторалей, найденных в Туве, с урартскими пекторалями10. Учитывая тот факт, что пекторали такой формы, без декора и с отверстиями на концах, в целом типичны для алды-бельских памятников Тувы раннескифского времени11 и встречены также на Алтае в Быстрянском могильнике12 и в трех комплексах могильника Юйхуанмяо около Пекина, датирующихся, вероятно, первой половиной VI в. до н.э.13, у ранних скифов на востоке Евразии они, на мой взгляд, появляются вне зависимости от переднеазиатских импульсов. Упомянем и массивную золотую пектораль, более широкую и украшенную рядами из напаянных фигурок архаров, найденную в составе датируемого VIII–VII или VII–VI вв. до н.э. Жалаулинского клада в окрестностях Алматы14. Вряд ли можно считать пекторалью, т.е. украшением, надевающимся на шею, как это делает В. Любенова15, луновидную пластину длиной 23 см, украшенную тисненым декором из плетенки – по краям и цепочки ромбов – в центре, из датированного временем около середины V в. до н.э. так называемого Майкопского клада, поскольку по всему периметру пластины примерно на равном расстоянии расположены отверстия и очевидно, что пластина нашивалась на основу из кожи или ткани16.
9. Čugunov et al. 2006, 130, no. 24, Taf. 55; 2010, 312–313, Taf. 65; 79, 2; Chugunov 2011, 178, табл. I, 3; 2014, 62; Kisel’ 2017, 115–126; 2019, 98–99, fig. 3, 4; 104; Babenko 2018, 194, 195, рис. 5, 5; Lyubenova 2019, 246, fig. 4, 8; 249.

10. Ср. точку зрения К.В. Чугунова о связи пекторали кочевников со скифскими жрецами энареями (Chugunov 2014, 62–64) и гипотезу В.А. Киселя о том, что аржанская пектораль была переделана из нагрудного украшения ассиро-урартского типа и дополнительно декорирована в Синьцзяне (Kisel’ 2017, 115–126; 2019, 99, 104).

11. Savinov 2002, 84; Chugunov 2014, 59–61, рис. 1А, 1–2, 4–6.

12. Gryaznov 1992, 161–162, табл. 70, 24; Čugunov et al. 2010, 312–313, Abb. 285, 3; Lyubenova 2019, 246, fig. 4, 6; 249.

13. Chugunov 2011, 178, табл. I, 8; 2014, 60–61, рис. 1А, 3.

14. Samashev et al. 2007, 98–99; Cat. Almaty 2009, 312–313.

15. Lyubenova 2019, 249.

16. Greifenhagen 1970, 57, Nr. 2, Taf. 30; Platz-Horster, Nagler 2007, 226, Abb. 9b; Leskov 2008, 116–117, no. 148.
14 Луновидные пекторали, по форме и пропорциям близкие тувинским, носились ахеменидскими официальными лицами, о чем свидетельствуют их изображения на груди так называемых Median dignitaries на рельефах Зала советов17 и северной лестницы Трипилона18 в Персеполе19, а также на хранящемся во Флоренции базальтовом бюсте египетского чиновника времени XXVII (персидской) династии20. В специальных работах, посвященных ахеменидским ювелирным изделиям21, ни отдельного раздела, ни параграфа, посвященного этим пекторалям, нет, а за исключением П. Бернара и Х. Инагаки никто из издателей пекторалей на них внимания не обращал. Реальные находки подобных пекторалей не известны.
17. Schmidt 1953, pl. 66–74; Bernard, Inagaki 2000, 1374, 1375, fig. 3b.

18. Ghirshman 1964, 188, fig. 235; Roaf 1983, pl. XXXIX; XLVIa.

19. См. в целом Roaf 1983, 102–114, fig. 111–115.

20. Bernard, Inagaki 2000, 1377–1380, fig. 5–7.

21. Musche 1988; Rehm 1992.
15 Пекторали луновидной формы с петлями на концах из Армавира в Армении22 и хранящаяся в Музее Михо – богато украшены в технике клуазоне. Пектораль из Музея Михо, предположительно найденная в районе Ардебиля в Северо-Западном Иране и датированная IV в. до н.э., вероятнее всего, ок. 380–370 гг. до н.э., состоит из четырех частей: плоской пластины луновидной формы; подвески, прикрепленной к ней в центре снизу на шарнирном соединении; и двух длинных округлого сечения элементов с окончаниями-атташами в форме головок уточек23.
22. Tiratsyan 1968, 190–198, fig. 1; Abrahamian 1983, fig. 11; Bernard, Inagaki 2000, 1397–1398, fig. 19; Boardman 2000, 194; Arakelyan, Karapetyan 2007, pl. C, 1.

23. Kat. Wien 1999, 65–67, Nr. 28; Cat. Miho 2002, no. 33; Bernard, Inagaki 2000, 1371–1437; 2002, 207–210; Casabonne, Gabrielli 2006, 85–90.
16 Отметим также неоднократно привлекавшую внимание исследователей ажурную золотую пектораль из кургана Толстая могила в Приднепровье, выполненную в греко-скифском стиле24 и, судя по уточненной датировке всех погребений в кургане25, датируемую не позднее второй четверти IVв. до н.э. Несколько более поздним временем, но скорее всего не позднее третьей четверти IVв. до н.э.26, датируется ажурная золотая пектораль из плитовой гробницы № 4 кургана Большая Близница на Таманском полуострове27.
24. См., например, Mozolevs’kii 1979, 73–93, no. 13; Galanina, Grach 1986, fig. 118–120; Schiltz 1994, 202, fig 158; Jacobson 1995, 115–118, II.A.1, fig. 11–14; Cat. San Antonio 1999, 326–331, no. 172; Künzl 2014, 1–17; 2016, 317–336; Babenko 2018, 187–204; 2019, 261–284 с литературой.

25. Polin 2014, 273–279.

26. См. датировку С.В. Полина (Polin 2014, 484–487) с критикой более поздней датировки комплекса с пекторалью А. Шварцмайер (начало III в. до н.э.) (Schwarzmaier 1996, 123, 132–136: здесь как «гробница третьей дамы»).

27. Artamonow 1970, Taf. 295; Galanina, Grach 1986, fig. 255–256; Schwarzmaier 1996, 123, Abb. 10; 127–128, Abb. 15; Vlasova 2010, 226, 228, рис. 63; Kalashnik 2014, 188–193.
17 Пекторали эллинистического времени мне не известны. Следующей (по хронологии комплекса, в которой она была найдена) является пектораль из погребения третьей четверти I в. до н.э. у с. Косика в Нижнем Поволжье, которой, собственно, и посвящена эта работа.
18

Рис. 2. Золотая пектораль. Косика. Погребение № 1/1984. Общий вид с оборотной стороны. Астрахань, АГОИАМЗ, инв. № 35524. Фото М.Ю. Трейстера, сентябрь 2015 г.

19 О парфянских пекторалях мы можем судить не только по экземплярам с неизвестным происхождением, богато украшенным вставками камней, подобным датируемой II в. н.э. пекторали в собрании Музея Реза Аббаси в Тегеране28. Близка ей по конструкции и пектораль, хранившаяся в 1960-х годах в частной коллекции и датируемая I в. н.э., состоящая из двух пластин в форме сегментов на шарнирном соединении с центральной пластиной трапециевидной формы со вставками овальных кабошонов, в том числе инталии29. Очень близка ей пектораль, изображенная на известняковой парфянской статуэтке из Музея в Урфе30, а также пектораль, изображенная на портретах царя Вологеза I (51–76 гг. н.э.) на его монетах31. Нельзя не упомянуть в этой связи и золотое нашейное украшение I в. н.э. из Дальверзин-тепе в Узбекистане с центральным элементом прямоугольной формы на шарнирных соединениях, со вставкой позднеэллинистической инталии из сердолика с изображением головы Геракла и сравнительно узкими боковыми элементами сегментовидной формы, каждый из которых состоит из трех спаянных между собой полых трубок32.
28. Yatsenko 2006, 163, прим. 366.

29. Cat. Geneva 1966, no. 682, fig. 69–70; Musche 1988, 259, type 1.3.17, pl. 91; Jacobs, Schütte-Maischatz 1999, 440–441, Abb. 5, a–b.

30. Jacobs, Schütte-Maischatz 1999, 440, Taf. 40–41.

31. Ghirshman 1962, 115, fig. 147.

32. Pougatchenkova 1978, fig. 78; Pugachenkova, Rtveladze 1978, 41, no. 8; pl. VI; 204, рис. 138, 3; 205, fig. 140, 3; Musche 1988, 258–259, Typ 3.1.16, Taf. XC.
20 Конструкция рассматриваемой пекторали из Косики с окончаниями в форме головок барана с манжетами с филигранным декором не находит параллелей, а тем более прототипов, хотя по форме пластина ближе всего пластине пекторали из кургана Аржан-2 и пекторалям, изображенным на груди знатных мидийцев на рельефах Персеполя33,а также портрета египетского чиновника времени персидской династии34. Такие пекторали на концах в верхней части фиксировались окончаниями в форме головок птиц или животных выгнутого дугой прута или трубки, огибающей заднюю часть шеи.
33. См. выше прим. 19.

34. См. выше прим. 20.
21 Среди фракийских золотых пекторалей, датируемых преимущественно в рамках V–IV вв. до н.э., практически нет экземпляров аналогичной луновидной формы, не говоря уже о том, что фракийские золотые пекторали в большинстве своем изготовлены из тонкого листа, вероятно, специально для погребений35.
35. Cм. Lyubenova 2019. Ср. пектораль длиной 12.3 см и весом 13.55 г, предположительно, из Малой Азии с датировкой VI в. до н.э.: Kat. München 2001, 260–262, Nr. 94.
22

3. ПЕКТОРАЛЬ ИЗ КОСИКИ

 

3.1. Декор пластины

Центральная сцена пекторали (рис. 1; 6) представляет изображение терзания быка двумя орлиноголовыми грифонами. В торевтике греко-скифского круга известна лишь одна подобная сцена – на серебряном круглодонном сосуде из центральной могилы Большого Рыжановского кургана36. Подобная сцена представлена и на фракийском серебряном ритоне (№ 2) в форме головы оленя первой половины IV в. до н.э. из погребения в кургане между селами Маломирово и Златиница в Юго-Восточной Болгарии37. На сохранившейся части мраморного фронтона из Фанагории представлено изображение одного грифона, терзающего быка38.

36. Skoryi, Chochorowski 2018, 65–66, № 18, рис. 135; Treister 2018, 315–316, рис. 13.

37. Agre 2011, 137–146, рис. V11–16; Ilieva 2011, 120–122; Cat. Paris 2015, 106, no. 68.

38. Kuznetsov 2007, 10–11, рис. 8, цв. вклейка № 2.
23

Рис. 3. Золотая пектораль. Косика. Погребение № 1/1984. Общий вид лицевой стороны в ракурсе. Астрахань, АГОИАМЗ, инв. № 35524. Фото М.Ю. Трейстера, сентябрь 2015 г.

24 Значительно чаще представлены сцены терзания быка львом / львицей или двумя львами / львом и львицей, однако при всей схожести композиции бык изображен на пекторали иначе – не с согнутой передней конечностью и опущенной вниз головой, как на сосуде из Рыжановки, на архаическом рельефе со сценой терзания быка львом на фризе из храма Афины в Ассосе второй половины VI – начала V в. до н.э.39, на рельефе фронтона последней четверти VI в. до н.э. из Олимпейона в Афинах40, на базе статуи из Смирны конца VI – начала V в. до н.э.41, на рельефе первой половины V в. до н.э. из Аканфа42, на тетрадрахмах Аканфа и Стагиры43. Изображения быка с опущенной вниз головой и с согнутой передней ногой в сценах терзания также представлены на многочисленных сценах на аттических чернофигурных и краснофигурных вазах44 (все эти примеры относятся к схеме А, по классификации С. фон Хофстена45).
39. Hölscher 1972, 76; Finster-Hotz 1984, 96–98, 140; Taf. XVII, Abb. 31–32; Wescoat 2012, 141–151, no. A9, fig. 71, pl. 82; von Hofsten 2007, 84, no. A10a, pl. 2, 6.

40. Hölscher 1972, 73, no. G5; von Hofsten 2007, 24; 84, no. A4; pl. 18, 14; URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/254478; дата обращения: 12.05.2020.

41. Hölscher 1972, 21–23, Taf. 2, 2; von Hofsten 2007, 85, G2, pl. 2, 7.

42. Desneux 1960, 16; Trakosopoulou-Salakidou 1998, 99, fig.7; Gkika 2018, 42, fig. 32.

43. Desneux 1960, 16–18, pl. II, 14. 16; von Hofsten 2007, 82, no. Nu6, pl. 5, 13.

44. von Hofsten 2007, 23–24, pl. 17–18.

45. von Hofsten 2007, 17.
25 В качестве аналогий изображению быка на пекторали из Косики с вытянутой вперед и высоко поднятой и запрокинутой назад головой (схема C, по классификации С. фон Хофстена46) укажем на изображение животного в сцене нападения на него двух львов на четвертом ярусе конического предмета из Братолюбовского кургана47, или быков, терзаемых одним (!) львом, изображенных на блоке фриза с о. Парос второй половины VI в. до н.э.48 и в левом углу на восточном фронтоне храма Аполлона в Дельфах второй половины VI – начала V в. до н.э.49 В вазописи подобные изображения с быком с запрокинутой назад головой в сценах терзания двумя львами быка неизвестны, а встречаются, но очень редко, в сценах терзания быка одним львом.
46. von Hofsten 2007, 17.

47. См. в целом: Kat. Schleswig 1991, 318, no. 120d; 366–368; Schiltz 1994, 150–155, fig. 112–115; 364, fig. 273; Cat. Rimini 1995, 68, 69, no. I.34; Cat. San Antonio 1999, 276–281, no. 136; Kubyshev et al. 2009, 32–70. См. эту сцену: Cat. San Antonio 1999, 280; Kubyshev et al. 2009, 52, рис. 10а, 6; 59–60, фото 11.

48. Kontoleon 1965, 398–406, pl. V–VII, VIIIA; Hölscher 1972, 31–33, Taf. 5, 2; von Hofsten 2007, 19, 85, no. G3, pl. 6, 3.

49. von Hofsten 2007, 18, 84, no. A6a, pl. 6, 4.
26 С точки зрения композиции имеется лишь одна параллель и к сцене, расположенной справа от центральной, – терзания львом и львицей оленя (рис. 1; 8). Такая композиция представлена на одном из круглодонных сосудов, найденных в Куль-Обе50, вместе с тем можно говорить лишь о формальном сходстве. Так, в сцене на пекторали олень изображен уже лежащим, с головой, прижатой к земле, с обоими хищниками, терзающими его: львом – спереди, львицей – сзади, тогда как на сосуде лев уже напал на оленя сзади, а львица – лишь приближается к нему. Ближайшие же параллели сцене мы находим на терракотовых алтарях из Локр последней четверти VI в. до н.э.51 Сопоставимо также изображение на аттическом чернофигурном лекифе второй–третьей четверти VI в. до н.э., предположительно работы Sandal Painter52.
50. Artamonow 1970, Taf. 242, 245, 246; Grach 1984, 101, 104, табл. II, 3; Galanina, Grach 1986, fig. 193–195; Boardman 1994, 202, fig. 6.22; Schiltz 1994, 160, Abb. 118; Jacobson 1995, 207, VI.D.4, fig. 88–89.

51. Rubinich, Origlia 1989, 103–105, no. 109–114, pl. XX–XXI; van der Meijden 1993, 48–49, 54–62, 267–268, TK 92–95; von Hofsten 2007, 25, 87, no. Ta74–81, pl. 20, 6.

52. von Hofsten 2007, 25, 60, no. Ab9, pl. 20, 2.
27 Абсолютно не характерна для торевтики греко-скифского стиля расположенная слева от центральной сцена терзания двумя львами барана (рис. 1; 7). Параллелей ей вообще нет, при этом сама композиция очень напоминает рассмотренную выше сцену нападения двух хищников на оленя.
28 В целом можно сказать, что сцены на пекторали (рис. 1; 6–8) практически не связаны с изображениями сцен терзания на предметах торевтики из скифских курганов Северного Причерноморья, которые можно датировать в рамках рубежа V–IV – третьей четверти IV в. до н.э. Они довольно редки по композиции и если и находят прототипы, то в искусстве второй половины VI, самое позднее – начала V в. до н.э., причем преимущественно в архитектурном декоре и на терракотовых алтарях, а не в вазописи.
29

Рис. 4. Золотая пектораль. Косика. Погребение № 1/1984. Общий вид с лицевой стороны до реставрации. Рис. по: Dvornichenko, Fedorov-Davydov 1993, 166, рис. 16 внизу. Астрахань, АГОИАМЗ, инв. № 35524

30 Стилистически изображения на пекторали если и имеют какие-то отдаленные параллели на предметах греко-скифской торевтики из Северного Причерноморья, то только на самых ранних из них. В частности, укажем на определенное сходство с образами фрагментированной обкладки колчана из кургана у д. Ильичево в Восточном Крыму53, датированной первой половиной V в. до н.э.54, в трактовке оперения на шее хищной птицы (ср. оперение на шее грифонов – рис. 6) и пасти хищника, впивающегося в шею оленя, на пластине колчана и пасти льва на пекторали (рис. 8). Да и валик с поперечными насечками по краю шеи оленя (рис. 8) также является ранним признаком, характерным для изображений оленей завадско-акмечетской группы, по классификации А.Р. Канторовича55. Впрочем, на изображениях оленей V в. до н.э., преимущественно его первой половины, эта полоса может быть оформлена и в виде жемчужника, как на бляхе из Куль-Обы56. Оформление пасти льва с проработанными зубами на пекторали находит параллели на скульптурных головках львов, украшающих ушные подвески второй половины VI в. до н.э. из некрополя Ольвии57. Существуют определенные параллели и в трактовке кисточек хвостов хищников на пекторали и хвоста крылатой пантеры или барса на треугольной пластине с терзанием козла ритона из Семибратнего кургана № 2/187558. Сопоставима и трактовка оперения крылатого хищника и оперения на шее грифонов пекторали. Головки грифонов на пекторали выглядят особенно архаично и напоминают по своей трактовке изображения еще второй половины VII в. до н.э.: золотую протому грифона из Зивие59, золотую подвеску в форме протомы грифона из Артемисиона в Эфесе60 или протомы грифонов на бронзовом навершии из Келермеса61. Отметим в этой связи наблюдение А.Р. Канторовича о том, что и кошачий хищник, и змея на обкладке из Ильичево выполнены не в скифском, «а, скорее, в греко-персидском стиле (?)»62.
53. Leskov 1968, 162–164, № 4, рис. 6–7; 1972, 50–52, fig. 13; Murzin 1984, 39, рис. 23 справа; Galanina, Grach 1986, fig. 70; Schneider, Zazoff 1994, 190, fig. 33; 192, n. 96; Kantorovich 1996, 49, рис. 3, 1; 2015, 330–331; 2017, 157–158, рис. 2, 3; Cat. San Antonio 1999, 160–161, no. 50; Polidovich 2017, 89–108, рис. 1–2.

54. Leskov 1968, 163; Kantorovich 2015, 1290; 2017, 159; Polidovich 2017, 90, 102–103.

55. Kantorovich 2015, 321.

56. Artamonow 1970, Taf. 264–265; Galanina, Grach 1986, fig. 213; Schiltz 1994, 158–159, fig. 116; Kat. Bonn 1997, 158–159, Nr. 65; Alekseev 2012, 172–175; Kantorovich 2017, 157–159, fig. 2, 1.

57. Skudnova 1988, 21; Kalashnik 2014, 44–57.

58. Artamonow 1970, Taf. 122; Galanina, Grach 1986, fig. 106; Anfimov 1987, 88; Schiltz 1994, 129, Abb. 100; Vlasova 2010, 213, рис. 33.

59. Ghirshman 1962, 107, Abb. 138.

60. Cat. Istanbul 2008, 133–134, no. 18; Pülz 2009, 58–59, 226, Nr. 43, Taf. 11; Farbtaf. 7.

61. Galanina, Grach 1986, fig. 17; Schiltz 1994, 78, Abb. 57; Galanina 1997, 156, 238, № 218, табл. 6.

62. Kantorovich 2015, 330, прим. 14; см. об этом же на с. 630.
31

3.2. Наконечники пекторали

В.В. Дворниченко и Г.А. Федоров-Давыдов отмечали близость окончаний пекторали (рис. 1–3; 9, 3–4; 10–11) к наконечникам гривен и окончаниям ритонов из скифских курганов Приднепровья и Семибратнего кургана № 4, указывая, что наибольшую близость к наконечникам пекторали из Косики обнаруживает наконечник ритона из Гаймановой могилы, отличающийся лишь рядом овов на манжете63.

63. Dvornichenko, Fedorov-Davydov 1993, 169–170.
32 С близостью окончания рога из Гаймановой могилы64 и наконечников пекторали из Косики (рис. 1–3; 9, 3–4; 10–11) нельзя не согласиться. Обратим также внимание на совпадения трактовки головки барана (но не манжеты наконечника – она гладкая) ритона из Соболевой могилы65.
64. Bidzilya, Polin 2012, 413–416, № 214, рис. 140, 1; Treister 2012b, 626, № 5, рис. 580.

65. Cat. San Antonio, 1999, 312–314, no. 163; Mozolevskiy, Polin 2005, 183–185, № 58, табл. 20, 1–5; Treister 2005b, 515–517, № 2, табл. 20, рис. 160–161.
33

34 Что касается гривен, то, как правило, их наконечники оформлены головками львов. В случае с ожерельем из плетенки, найденным в Братолюбовском кургане66, – это конские головки. При всей близости структуры наконечников нам известен лишь один пример находки в скифских курганах гривны с наконечником в виде головки барана (второй наконечник был утрачен в древности) – это электровая гривна с золотым наконечником из погребения № 1 кургана № 4 курганной группы II у с. Первомаевка67, датированного не позднее первой четверти IVв. до н.э.68 Упомянем также происходящую с Тамани золотую трубку с окончанием в виде головки барана из собрания Мерля де Массоно; по предположению А. Грайфенхагена, это наконечник гривны69, по мнению М. Пфроммера и А.М. Лескова – браслета (я согласен с ними). Я уже отмечал его близость наконечнику рога из Гаймановой могилы70.
66. Kubyšev 1991, 138, Nr. 3, Taf. 18b; Kat. Schleswig 1991, 319, Nr. 120f; 370; Cat. Rimini 1995, 68, 71, no. I.35; Cat. San Antonio 1999, 276–281, no. 135; Cat. Trento 2007, 265, fig. 12; 343, no. 119; Kubyshev et al. 2009, 70–76, рис. 11; фото 14–17; Babenko 2018, 199, рис. 9, 5.

67. Evdokimov, Friedman 1987, 103, рис. 15; Kubyshev et al. 2009, 84.

68. Evdokimov, Friedman 1987, 115; Kubyshev et al. 2009, 84; Bidzilya, Polin 2012, 518; Polin 2014, 259–261.

69. Greifenhagen 1970, 42, Taf. 19, 4–5; Farbtaf. II, 3; Pfrommer 1990, 96, Abb. 16, 25; 109–110; 343, Nr. TA135; Leskov 2008, 145–146, no. 186 (как наконечник браслета).

70. Treister 2012b, 626.
35

Рис. 6. Золотая пектораль. Косика. Погребение № 1/1984. Вид лицевой стороны. Деталь. Центральная сцена. 1 – рисунок Н.Е. Беспалой; 2 – фото М.Ю. Трейстера, сентябрь 2015 г. Астрахань, АГОИАМЗ, инв. № 35524

36 При всей близости основного декора манжет из двойных S-видных спиралей71, декоративного элемента, который начинает использоваться в ювелирном искусстве и торевтике не ранее рубежа VI–V вв. до н.э.72,на наконечниках пекторали (рис. 1–3; 9, 3–4; 10–11) и ритона из Гаймановой могилы (а также на наконечниках ожерелья из Братолюбовского кургана73 и на обкладке оселка из Бердянского кургана74) последние отличаются тем, что у них имеются дополнительные каплевидные филигранные элементы, расположенные между спиралями. Такой же дополнительный элемент присутствует и на манжете наконечника браслета с головой барана из бывшей коллекции Мерля де Массоно, а также на манжетах наконечников с головками баранов золотых браслетов из Нимфея, хранящихся в Оксфорде75.
71. См. об этом декоре в архитектуре и торевтике: Pfrommer 1990, 15, Anm. 71.

72. Для находок из Северного Причерноморья самый ранний пример использования – на золотой обкладке ножен меча из Острой могилы у с. Томаковка в Приднепровье: ДГС II, табл. XXVI, 13, 16, 18; Furtwängler 1883, 38 (fig.), pl. III, 2; Minns 1913, 158, fig. 45; Rostovtzeff 1918, 38–40, рис. 18, 21–22; Melyukova 1964, 49, табл. XII, № 13, табл. 16, 6; 19, 5; Onaiko 1966а, 159–176, рис. 1, 2; 3, 1; 1966b, 31, 57, № 34 (с литературой), табл. XIII, 5; XXV, 30; Artamonow 1970, Taf. 65–66; Greifenhagen 1970, fig. 7c; Il’inskaya, Terenozhkin 1983, 103, рис. 13, 15; Murzin 1984, 21, № 24; 22, рис. 10, 1; Jacobson 1995, 236–238, VIII.B.1.

73. См. выше прим. 66.

74. Cherednichenko, Murzin 1996, 73, 76, рис. 10; Cat. San Antonio 1999, 218–219, no. 100.

75. Pfrommer 1990, 96, Abb. 16, 22; 102, 109; 343, Nr. TA136 (с литературой); Taf. 20, 6; Vickers 2002, 52–53, pl. 20 (вверху).
37

Рис. 7. Золотая пектораль. Косика. Погребение № 1/1984. Вид лицевой стороны. Деталь. Сцена в левой части. 1 – рисунок Н.Е. Беспалой; 2 – фото М.Ю. Трейстера, сентябрь 2015 г. Астрахань, АГОИАМЗ, инв. № 35524

38 Значительно ближе декор на манжетах гривны с головками львов из Талаевского кургана76, датируемого концом первой – началом второй четверти IV в. до н.э.77, и цепочки из датируемого еще концом V в. до н.э.78 погребения № 2 кургана № 2/1981 у с. Корнеевка79, с окончаниями, украшенными двумя фризами S-видных спиралей (их отличают впаянные в завитки шарики зерни, а также то, что фризы со спиралями разделены филигранными косичками между двух гладких проволочек; на наконечниках из Косики это рубчатая проволока вместо косички) (рис. 1–3; 9, 3–4; 10–11). Подобный же фриз из двойных S-видных спиралей с впаянными в завитки шариками зерни представлен на золотых манжетах с окончаниями в виде львиных головок серебряных браслетов из плитовой гробницы некрополя Пантикапея, открытой в 1854 г. – их датируют концом V – началом IV в. до н.э.80 Еще ближе к декору манжет наконечников пекторали – два фриза из двойных S-видных спиралей на золотом наконечнике серебряного ритона из Братолюбовского кургана, который датируют рубежом первой и второй четверти IV в. до н.э. (хотя ранее высказывались точки зрения о его датировке еще концом V в. до н.э.)81. Также два фриза, разделенных и обрамленных фризами из косички между гладкими проволоками, имел единственный сохранившийся наконечник гривны из Первомаевки – в завитки сохранившихся спиралей впаяны шарики зерни.
76. Petrenko 1978, 44, табл. 31, 1; Galanina, Grach 1986, fig. 236–237; Kubyshev et al. 2009, 84; Koltukhov, Senatorov 2015, 329–330, рис. 5, 5; Babenko 2018, 198, рис. 8, 5.

77. Polin 2014, 357; Koltukhov, Senatorov 2015, 331.

78. Bidzilya, Polin 2012, 514; Polin 2014, 200.

79. Kovalev, Polin 1991, 36, рис. 2; 43–44, № 7; Kat. Schleswig 1991, 315, Nr. 106; Kubyshev et al. 2009, 84; Polin 2014, 200, рис. 116; Babenko 2018, 198, рис. 8, 3.

80. Deppert-Lippitz 1985, 158, Abb. 111; Pfrommer 1990, 101, 105, 109, 282, 338, Nr. TA73; Taf. 17, 3; Cat. London 1994, 156–157, no. 96; Kat. Bonn 1997, 142–143, Nr. 53; Cat. Amsterdam 2004, 60, fig. 35; Cat. Los Angeles 2007, 148–149, no. 56.

81. Cat. Rimini 1995, 68, 70, no. I.36; Kubyshev et al. 2009, 82–87, рис. 13, 1. 3; фото 24–25.
39 По своим размерам наконечники пекторали из Косики значительно крупнее наконечников гривен, в том числе близких по декору манжет гривен из Талаевского кургана и Корнеевки (размеры трубок: дл. 3,7 см, дм. 1,0 см, львиных головок: дл.1,5 см, шир. 1,0 см82), что исключает вторичное использование наконечников гривен в качестве наконечников пекторали. То же самое относится и к наконечнику из коллекции Мерля де Массоно. Его длина, 3 см, более чем в два раза меньше длины наконечников пекторали. Судя по рисунку с масштабом, наконечник гривны из Корнеевки имел общую длину ок. 3,0 см при диаметре трубки ок. 0,9 см.
82. Kovalev, Polin 1991, 44.
40 Ближе по размерам к наконечникам пекторали были наконечники ритонов. Так, наконечник ритона из Гаймановой могилы имеет общую длину 5,0 см, при этом максимальная длина самой трубки 3,0 см при диаметре 1,20–1,43 см, а головка барана имеет следующие размеры: длина 2,15 см; ширина 1,6 см; высота 1,35 см. Наконечник ритона из Соболевой могилы имеет трубку длиной 3,5 см и диаметром 1,0–1,6 см и головку длиной 2,45 см и шириной 1,65 см83. Судя по рисунку с масштабом, общая длина наконечника ритона из Братолюбовского кургана составляла ок. 4,6 см, при длине манжеты ок. 3,2 см и ее диаметре ок. 1,2 см. Общая длина наконечника рога84 из Центральной могилы Большого Рыжановского кургана – 4,5 см, при диаметре трубки 1,0 см85.
83. Mozolevskiy, Polin 2005, 185.

84. Skoryi, Chochorowski 2018, 63–64, № 17, рис. 132; Treister 2018, 319–320, № 3.1, рис. 19–20.

85. Skoryi, Chochorowski 2018, 63, № 17г.
41 Таким образом, приведенные в качестве аналогий окончаниям пекторали из Косики наконечники ритонов имеют меньшие размеры и вряд ли могли служить, будучи вторично использованными, в качестве окончаний пекторали, даже если бы мы предположили, что петли, припаянные к основанию головок, являются поздними дополнениями. Более того, на манжетах окончаний пекторали нет отверстий для крепления окончаний к раструбу ритона, которые должны были бы быть, если бы это были наконечники ритонов. Наконец, еще один аргумент – парный характер окончаний пекторали.
42 Итак, очевидно, что окончания пекторали (рис. 1–3; 9, 3–4; 10–11) при всей схожести с наконечниками ритонов и гривен вряд ли были вторично использованными деталями таких предметов. Помимо длины наконечников, следует обратить внимание и на размеры манжет – они значительно более широкие, так же как и головки – более крупные. Таким образом, есть все основания полагать, что наконечники были все-таки изготовлены специально для этой пекторали, но в процессе ее ремонта и переделки.
43

3.3. Попытка реконструкции истории пекторали

О том, что пластина пекторали была в употреблении и подвергалась ремонту, свидетельствуют, в частности, пробоины с незашлифованными концами на пластине основания, позволяющими утверждать, что отверстия были пробиты с другой стороны пластины (рис. 2; 5; 11). Поскольку это невозможно было сделать в собранном виде, можно достаточно уверенно предполагать, что в процессе использования была заменена пластина основания. Интересно, что одно из отверстий по краю пластины обрезано, что говорит о том, что пластина основания была вырезана из листа с пробоинами – маловероятно, что это могло иметь место при изначальном изготовлении пластины (рис. 2; 5; 11, 2–3). Края верхней пластины были в некоторых местах загнуты вниз, наложены на пластину основания и приклепаны снизу по краю пластины основания – скорее всего это результат реставрации, так как на самой ранней известной мне фотографии оборотной стороны, опубликованной в 1993 г. (рис. 5), видно, что края верхней пластины в основном довольно сильно отходили от пластины основания.

44 В процессе переделки были также существенно обрезаны концы лицевой пластины. Есть все основания предполагать, что было не просто обрезано изображение головы кошачьего хищника на правом и грифона (?) – на левом концах пластины (рис. 1; 9, 1–2,5–6), но что эти изображения были лишь частями композиций терзания, подобно трем другим сценам, сохранившимся на пекторали (рис. 1; 6–8). Если это так, то пластина изначально практически образовывала окружность, вероятно, имея небольшой вырез, а концы ее могли соединяться, например, цепочками, как в случае с пекторалью из кургана Аржан-2.
45 Не исключено, что переделка пекторали с добавлением наконечников с бараньими головками была связана с повреждением концов лицевой пластины. Однако, возможно, это было связано с желанием сделать более совершенную систему открывания – закрывания. Пластины, впаянные внутрь манжетов наконечников, были соединены с концами самой пекторали при помощи заклепок (рис. 1–3; 9, 1–2, 5–6; 10–11). В.В. Дворниченко и Г.А. Федоров-Давыдов называют окончания пекторали подвижными, а заклепки – шарнирами86. Эти шарниры располагались ближе к внешним концам пекторали. Таким образом, головки могли разводиться в стороны при надевании пекторали (рис. 4–5; 10), затем сводиться, и после этого петли, припаянные к нижним сторонам головок, могли соединяться при помощи цепочки. Не исключено, что переделка пекторали объясняется тем, что она оказалась мала для очередного владельца. Замки такой конструкции с вертикальным, а не горизонтальным шарнирным соединением окончаний и основной пластины на произведениях античного ювелирного искусства мне не известны. Ход был минимальным и определялся расстоянием между правым краем лицевой пластины и правым концом втулки на правом наконечнике и левым краем лицевой пластины и левым концом втулки – на левом87, а проем для надевания составлял ок. 9,0 см.
86. Dvornichenko, Fedorov-Davydov 1993, 169.

87. Cм. фото пекторали с отведенным до отказа левым наконечником (рис. 10, 1).
46 В этой связи укажу, что на пекторалях из Толстой могилы88 и Большой Близницы89 было использовано получившее особенно широкое распространение в эллинистическую эпоху горизонтальное шарнирное соединение при помощи ряда из трех петель и штыря, и хотя я затрудняюсь привести очень ранние примеры использования подобных соединений ювелирами и торевтами, но вряд ли это конструктивное решение связано с заимствованием мастерами пекторалей приемов крепления именно нащечников шлемов, как это предполагает Л.И. Бабенко90. Не рассматривая многочисленные примеры использования шарнирных соединений ювелирами Древнего Египта91, укажу, что аналогичное шарнирное соединение использовалось для крепления подвески пекторали, предположительно происходящей из Ардебиля и датирующейся ок. 380–370 гг.до н.э.92, а также нескольких прямоугольных элементов сложносоставных ахеменидских украшений с изображением Ахурамазды, в том числе и находки из кургана № 15/2005 у пос. Филипповка в Южном Приуралье93. Использование шарниров из проволочных петель для дужек серег подтверждается примерами, датирующимися еще более ранним временем, не позднее первой половины V в. до н.э. – например, на целой серии серег в форме лунниц из Сард94. Впрочем, нельзя исключать, что такие пластинки были элементами ожерелий. Конструктивно близкие пластинки (15 экз.), каждая с двумя петлями вверху и внизу, представляющие изображения воина, ведущего коня, выполненные в технике клуазоне, могли служить элементами ожерелья с центральным элементом в виде головы Беса и дополнительными подвесками в виде умбоновидных бляшек и дисков. Эти элементы ожерелья хранятся в Нью-Йорке, хотя реконструкция ожерелья – современная и полной уверенности в том, что пластинки использовались именно так, нет95. Тем не менее, поскольку на приведенных примерах пластин с петлями последние имеются как на верхних и нижних, так и на боковых сторонах, очевидно, что они использовались в многорядных нагрудных украшениях, образуя как горизонтальные, так и вертикальные ряды.
88. См., например, Mozolevs’kii 1979, 76–77, рис. 58; Cat. San Antonio 1999, 331; Babenko 2017, 37–47; 2019, 275–277.

89. См., например, Vlasova 2010, 226, 228, рис. 63; Kalashnik 2014, 188, 193.

90. Ср. Babenko 2017, 37–47; 2019, 275–277.

91. Jacobson 1995, 103–104.

92. См. выше прим. 23.

93. Treister 2012а, 138–141; Treister et al. 2012, 138, кат. № А13.4.1.26; цв. табл. I.30; II.30, 1; рис. I.71, 1.

94. Curtis 1925, 29–32, no. 63–71, pl. 7, 1–8; Meriçboyu 2001, 98, 99, fig. 1; 2010, 166, fig. 9; Cat. Istanbul 2010, 496, no. 117. Cм. также аналогичные серьги в музеях и частных коллекциях: Cat. Bloomington 1995, 83–91, no. 16–20; Cat. Jerusalem 2001, 79, no. 91.

95. Harper et al. 1984, no. 4, 48–49, fig. 65; Rehm 1992, 116, 133, Nr. E.42; 396, Abb. 77; 125–126, 138, Nr. E.85; 400, Abb. 93; S. 442, fig. 40.
47 Все эти примеры показывают, что в первой трети IV в. до н.э. (в любом случае несколько раньше создания пекторали из Толстой могилы) подобные шарнирные соединения применялись ювелирами, работавшими на территории державы Ахеменидов.
48 Что же касается шарниров в виде стержня, с полусферическими фиксаторами, то их использование в ювелирном деле VI–V вв. до н.э. подтверждают многочисленные примеры – как правило, таким образом крепились к дужкам перстней вращающиеся скарабеоиды96, хотя другие примеры раннего использования подобных шарниров для открывания (закрывания) ювелирных изделий мне не известны. Есть примеры использования стержней с головками, которые можно было вынуть и тем самым отделить окончания браслетов от дужки, а после надевания вновь закрыть их – такой прием использован для золотых браслетов с окончаниями в форме головок уток, украшенных в технике клуазоне, хранящихся в Музее Михо и датированных VI–IV вв. до н.э.97 Кроме того, заклепки с полукруглыми головками использованы и для жесткой фиксации элементов золотого ритона98 и браслета99 из Семибратнего кургана № 4. Использовались шарниры такой конструкции в это же время и для крепления подвижных элементов бронзовой утвари, а также крышек сосудов100. Так или иначе, попытки создания пекторали с подвижными окончаниями и достаточно достоверная их датировка ранее времени создания пекторалей из Толстой могилы и Большой Близницы свидетельствуют о том, что их мастера учитывали опыт предшественников.
96. Treister 2015, 145–146.

97. Kat. Wien 1999, 68–69, Nr. 30–31.

98. Artamonow 1970, 33, Abb. 58; Galanina, Grach 1986, fig. 110; Kat. Zürich 1993, 71, Nr. 27; Kat. Hamburg 1993, 83, Nr. 42; Manassero 2008, 111, no. 15 с литературой; 131, pl. XXXVI.

99. Artamonow 1970, Taf. 133; Anfimov 1987, 103; Kat. Bonn 1997, 92, Nr. 19; Cat. Amsterdam 2004, 54, fig. 28; Kalashnik 2014, 62.

100. Ср., например, бронзовую курильницу из курганов в районе Икиз-тепе в Восточной Лидии конца VI – начала V в. до н.э.: Özgen, Öztürk 1996, 118–119, no. 73; Özgen 2010, 321, fig. 25–26.
49 Анализ как наконечников пекторали и их декора, так и оформления лицевой пластины пекторали дает основания предполагать, что лицевая пластина была создана не позднее первой половины V в. до н.э. и что эти элементы были соединены в один предмет в конце V – первой трети IV в. до н.э. Косвенно относительно раннюю датировку двойных S-видных спиралей без дополнительного филигранного декора подтверждает развитие оформления золотых спиралевидных подвесок Боспора. Двойные S-видные спирали (без дополнительного филигранного декора в форме лепестков101) характерны для ранних вариантов подвесок второй половины V – начала IV в. до н.э.102
101. Silant’eva 1976, 131, рис. 7, аг.

102. Silant’eva 1976, 126, 130.
50 Таким образом, пластина основы пекторали из Косики (рис. 1; 3) представляет собой одно из самых ранних изображений сцен терзаний в так называемом греко-скифском искусстве с прототипами некоторых сцен, заимствованными преимущественно из рельефов архитектурного декора второй половины VI – начала V в. до н.э.(рис. 6–8). До настоящего времени лишь такие произведения искусства со сценами терзания, как находки из Семибратнего кургана № 2 и из кургана у д. Ильичево в Восточном Крыму, можно было с большей (в первом случае) или меньшей степенью вероятности относить к первой половине V в. до н.э.
51 В отличие от других антикварных предметов, найденных в Косике (в частности, цилиндрических печатей103), пектораль скорее всего уже в таком виде существовала в скифское время (в этой связи обратим внимание на наблюдения Н.В. Ковалева и С.В. Полина о том, что массивная цепочка и наконечники, образовавшие гривну из Корнеевки, также изначально не принадлежали единому предмету, а гривна является механическим соединением элементов двух различных украшений104), и с наибольшей вероятностью она может происходить изначально из одного из погребальных комплексов Нижнего Приднепровья конца V – первой половины IV в. до н.э.
103. Treister 2019, 23–25, с литературой на с. 24; рис. 2–3.

104. Kovalev, Polin 1991, 43.
52 Каким образом она могла оказаться в погребении сарматского князя середины – третьей четверти I в. до н.э., можно только предполагать.
53 1. Вряд ли это была вещь, которая на протяжении 300 лет передавалась по наследству. Более вероятны другие варианты.
54 2. Теоретически она могла быть предметом, попавшим к сарматам при ограблении скифских курганов105. Впрочем, этот вариант, предполагающий грабительскую деятельность, скорее всего в Нижнем Приднепровье, кажется мне также маловероятным, тем более, что есть все основания предполагать, что, по крайней мере, наиболее значительные скифские курганы были ограблены еще в скифское время106.
105. Cм. об ограблении скифских курганов: Mozolevskiy, Polin 2005, 427–445; Gavrilyuk, Timchenko 2016, 129–133.

106. Mozolevskiy, Polin 2005, 432.
55 3. Скорее пектораль могла храниться в одном из святилищ в Причерноморье, Малой Азии или Закавказье, как это могло иметь место с цилиндрическими печатями, попавшими в то же погребение в Косике107, или с серебряной фиалой V в. до н.э. с посвящением в святилище Аполлона в Фасисе, которая оказалась в погребении второй половины I в. до н.э. у хут. Зубова в Закубанье108.
107. См. выше прим. 103.

108. Dumberg 1901, 98–100, рис. 18, a–b; Mordvintseva, Treister 2007, vol. 2, 119, № B13.1 с лит., табл. 61, рис. 16; Braund 2009, 533–537; Treister 2010, 544–545 с лит., рис. 12; Zasetskaya 2010, 281–282, рис. 3.
56 В любом случае абсолютно исключено, что погребенный в Косике носил ее. При полном повороте наконечников проем по прямой линии между крайними внутренними углами концов лицевой пластины составлял ок. 9,0 см109, т.е. был достаточным для того, чтобы надеть пектораль на шею с обхватом ок. 28,5 см. По современным нормам, это обхват шеи 9–10-летнего ребенка ростом ок. 128–134 см. Даже если предположить, что у погребенного в Косике воина была очень тонкая шея, все же трудно представить себе, чтобы он мог во взрослом возрасте носить эту пектораль, тем более что кости скелета, в том числе череп, найденные в погребении, дали возможность установить, что они принадлежали взрослому физически развитому мужчине ростом ок. 172 см и в возрасте ок. 35 лет110.
109. Отметим, что проем для надевания пекторали, найденной в Косике, примерно равен проему пекторали из кургана Аржан-2 (здесь – 8,6 см, судя по рисунку с масштабом; см. Čugunov et al. 2010, Taf. 65).

110. Dvornichenko, Fedorov-Davydov 1993, 143, прим. 3.

Библиография

1. Abrahamian, V.A. 1983: Armenian Jewelry Art from Ancient Period to Present Days. Yerevan.

2. Агре, Д. Голямата могила край Маломирово и Златиница. София, 2011.

3. Алексеев, А.Ю. Золото скифских царей из собрания Эрмитажа. СПб., 2012.

4. Анфимов, Н.В. Древнее золото Кубани. Краснодар, 1987.

5. Аракелян, Б.Н., Карапетян, И. Ювелирное дело Армении в VI–IV вв. до н.э. В кн.: Золото древней Армении (III тыс. до н.э. – XIV в. н.э.). Ереван, 2007. С. 187–226.

6. Artamonow, M.I. 1970: Goldschatz der Skythen in der Eremitage. Prague.

7. Бабенко, Л.И. Шарнирные петли пекторали из Толстой Могилы. В сб.: Л.С. Клочко, Ю.Б. Полiдович (ред.), Музейні читання. Матеріали наукової конференції «Ювелірне мистецтво – погляд крізь віки». Київ, Музей історичних коштовностей України, 21–22 листопада 2016 р. Киев, 2017. С. 37–47.

8. Бабенко, Л.И. Пектораль или гривна? (о соответствии термина и морфологии украшения). Stratum plus 3, 2018. С. 187–206.

9. Бабенко, Л.И. Военная тематика пекторали из Толстой Могилы. Stratum plus 3, 2019. С. 261–284.

10. Belli, O. 2010: Urartu Takilari [Urartian Jewelry]. Istanbul.

11. Белоусов, А.В., Трейстер, М.Ю. Парадный кинжал с надписью из княжеского сарматского погребения у с. Косика в Нижнем Поволжье. Аристей: вестник классической филологии и античной истории XVIII, 2018. С. 92–128.

12. Bernard, P., Inagaki, H. 2000: Un torque achéménide avec une inscription grecque au Musée Miho (Japan). Comptes rendus des séances de l’Académie des Inscriptions et Belles-Lettres 144/4, 1371–1437.

13. Bernard, P., Inagaki, H. 2002: Un torque achéménide avec une inscription grecque au Musée Miho (Japan). In: Treasures of Ancient Bactria. Miho Museum. Shigaraki, 207–210.

14. Бидзиля, В.И., Полин, С.В. Скифский царский курган Гайманова Могила. Киев, 2012.

15. Boardman, J. 1994: The Diffusion of Classical Art in Antiquity. London.

16. Boardman, J. 2000: Persia and the West. An Archaeological Investigation of the Genesis of Achaemenid Art. London.

17. Браунд, Д. [Серебряная фиала, посвященная Аполлону Гегемону, с Зубровского хутора]. В сб.: В.Н. Зинько (ред.), Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Актуальные проблемы. (Боспорские чтения, X). Керчь, 2009. С. 533–537.

18. Casabonne, O., Gabrielli, M. 2006: Brèves remarques sur un torque achéménide au musée Miho (Japan). Colloquium Anatolicum V, 85–90.

19. Культура ранних кочевников Казахстана. Археологическая коллекция ЦГМ РК. Алматы, 2009.

20. Cat. Amsterdam 2004: Yu. Kalashnik. Greek Gold. From the Treasure Rooms of the Hermitage. Zwolle.

21. Cat. Bloomington 1995: W. Rudolph. A Golden Legacy. Ancient Jewelry from the Burton Y. Berry Collection at the Indiana University Art Museum. Bloomington–Indianapolis.

22. Cat. Geneva 1966: Trésors de l’ancien Iran: Musée Rath, Genève, 8 juin – 25 septembre 1966. Genève.

23. Cat. Istanbul 2008: W. Seipel, N. Atkan (eds.), Das Artemision von Ephesos. Heiliger Platz einer Göttin. Wien.

24. Cat. Istanbul 2010: N.D. Cahill (ed.), Lidyalılar ve dünyaları: bu katalog, Yapı Kredi Kültür Sanat Yayıncılık A.Ş. tarafından 19 Şubat – 15 Mayıs 2010 tarihleri arasında Yapı Kredi Vedat Nedim Tör Müzesi'nde açılan “Lidyalılar ve Dünyaları” sergisi dolayısıyla Yapı ve Kredi Bankası A.Ş. için hazırlanmıştır [The Lydians and Their World: A Catalogue]. Istanbul.

25. Cat. Jerusalem 2001: G. Max. Bernheimer, Glories of Ancient Greece. Vases and Jewelry from the Borowski Collection. Jerusalem.

26. Cat. London 1994: D. Williams, J. Ogden. Greek Gold. Jewellery of the Classical World. London.

27. Cat. Los Angeles 2007: A.A. Trofimova (ed.), Greeks on the Black Sea. Ancient Art from the Hermitage. Los Angeles.

28. Cat. Miho 2002: Treasures of Ancient Bactria. Miho Museum. Shigaraki.

29. Cat. Paris 1961: Sept mille ans d’art en Iran. Petit Palais, Octobre 1961 – Janvier 1962. Paris.

30. Cat. Paris 2015. J.-L. Martinez, A. Baralis, N. Mathieux, T. Stoyanov, M. Tonkova (eds.), L’épopée des rois thraces. Des guerres médiques aux invasions celtes, 479–278 av. J.-C. Paris.

31. Cat. Rimini 1995: Dal Mille al Mille. Tesori e popoli dal mar Nero. Rimini. Milano.

32. Cat. Rome 2005: L. Anisimova, G.L. Bonora, C. Franchi, L. Karavaeva, V.V. Plakhov (eds.), I Tesori della steppa di Astrakhan. Milano.

33. Cat. San Antonio 1999: E.D. Reeder, E. Jacobson (eds.), Scythian Gold. Treasures from Ancient Ukraine. New York.

34. Cat. Trento 2007: G.L. Bonora, F. Marzatico (eds.), Ori dei cavalieri delle steppe: Collezioni dai musei dell’Ucraina. Trento, Castello del Buonconsiglio, Monumenti e collezione provinciali, 1 giugno – 4 novembre 2007. Milano.

35. Чередниченко, М.М., Мурзiн, В.Ю. Основнi результати дослiдження Бердянського кургану. Археологiя 1, 1996. С. 69–78.

36. Чугунов, К.В. Культурные связи населения Тувы в раннескифское время (по материалам кургана Аржан-2). В сб.: М.К. Хабдулина (ред.), Маргулановские чтения – 2011. Материалы международной археологической конференции. Астана, 2011. С. 174–180.

37. Чугунов, К.В. Азиатские пекторали раннескифского времени. В сб.: В.Т. Мусбахова (ред.), Ладога в контексте истории и археологии Северной Евразии. Сборник статей памяти Дмитрия Алексеевича Мачинского. СПб., 2014. С. 59–70.

38. Čugunov, K.V., Parzinger, H., Nagler, A. 2006: Der Goldschatz von Aržan. Ein Fürstengrab der Skythenzeit in der südsibirischen Steppe. München.

39. Čugunov, K.V., Parzinger, H., Nagler, A. 2010: Der skythenzeitliche Fürstenkurgan Aržan 2 in Tuva. (Archäologie in Eurasien, 26; Steppenvölker Eurasiens, 3). Mainz.

40. Curtis, C.D. 1925: Jewelry and Gold Work. Part I. 1910–1914. (Sardis, 13). Rome.

41. Deppert-Lippitz, B. 1985: Griechischer Goldschmuck. Mainz.

42. Desneux, J. 1960: Sur quelques représentations du ‘lion à la proie’ en glyptique et en numismatique antiques. Revue belge de numismatique 106, 5–20.

43. Думберг, К. 1901: Раскопки курганов на Зубовском хуторе в Кубанской области. ИАК 1, 1901. С. 94–103.

44. Дворниченко, В.В., Федоров-Давыдов, Г.А. Памятники сарматской аристократии в Нижнем Поволжье. В сб.: К.А. Смирнов (ред.), Сокровища сарматских вождей и древние города Поволжья. М., 1989. С. 5–13.

45. Дворниченко, В.В., Федоров-Давыдов, Г.А. Сарматское погребение скептуха I в. н.э. у с. Косика Астраханской области. ВДИ 3, 1993. С. 141–179.

46. Dvornitchenko, V.V., Fedorov-Davydov, G.A. 1994: Trésors des tombes de l’aristocratie sarmate au nord de la Caspienne. Dossiers d’archéologie 194, 66–75.

47. Евдокимов, Г.Л., Фридман, М.И. Скифские курганы у с. Первомаевка на Херсонщине. В сб.: Е.В. Черненко (ред.), Скифы Северного Причерноморья. Киев, 1987. С. 85–115.

48. Fedorov-Davydov, G.A. 2001: The Silk Road and the Cities of the Golden Horde. Berkeley.

49. Finster-Hotz, U. 1984: Der Bauschmuck des Athenatempels von Assos. Studien zur Ikonographie. Rome.

50. Fornasier, J. 1997: Das Pektorale aus der Tolstaja Mogila – Vergleichende Untersuchungen zur Form und Funktion. In: K. Stähler (ed.), Zur graeco-skythischen Kunst. Archäologisches Kolloquium Münster, 24.–26. November 1995. (Eikon, 4). Münster, 119–146.

51. Furtwängler, A. 1883: Der Goldfund von Vettersfelde. (Programm zum Winckelmannsfeste der Archäologischen Gesellschaft zu Berlin, 43). Berlin.

52. Галанина, Л.К. Келермесские курганы. «Царские» погребения раннескифской эпохи. М., 1997.

53. Galanina, L.K., Grach, N.L. 1986: Scythian Art. The Legacy of the Scythian World: Mid-7th to 3rd Century B.C. Leningrad.

54. Гаврилюк, Н.А., Тимченко, Н.П. Феномен ограбления степных скифских погребений в «макроэкономике» Северного Причерноморья. В сб.: Древние некрополи и поселения: постпогребальные ритуалы, символические захоронения и ограбления. (Труды ИИМК РАН, 46). СПб., 2016. С. 129–133.

55. Ghirshman, R. 1962: Iran. Parther und Sasaniden. München.

56. Ghirshman, R. 1964: Iran. Protoiraner, Meder, Achämeniden. München.

57. Gkika, A. 2018: Animal Figures and Coinage: The Greek Cities on the Chalcidic Peninsula. MA thesis. Thessaloniki.

58. Грач, Н.Л. Круглодонные серебряные сосуды из кургана Куль-Оба (к вопросу о мастерских). ТГЭ 24, 1984. С. 100–109.

59. Greifenhagen, A. 1970: Schmuckarbeiten in Edelmetall. Bd. I. Berlin.

60. Грязнов, М.П. Алтай и приалтайская степь. В кн.: М.Г. Мошкова (ред.), Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1992. С. 161–178.

61. Harper, P.O, Muscarella, O.W., Pittman, H., Porter, B.A., Spar, I. 1984: Ancient Near Eastern Art. (The Metropolitan Museum of Art Bulletin, vol. XLI, no. 4).

62. Hölscher, F. 1972: Die Bedeutung archaischer Tierkampfbilder. (Beiträge zur Archäologie, 5). Würzburg.

63. Илиева, П.И. (ред.), Тракийските съкровища и долината на тракийските царе. В памет на д-р Георги Китов. София, 2011.

64. Ильинская, В.А., Тереножкин, А.И. Скифия VII–IV вв. до н.э. Киев, 1983.

65. Jacobs, B., Schütte-Maischatz, A. 1999: Statuette eines Adligen aus der nördlichen Osroëne. Istanbuler Mitteilungen 49, 431–442.

66. Jacobson, E. 1995: The Art of the Scythians: The Interpenetration of Cultures at the Edge of the Hellenic World. (Handbook of Oriental Studies, 2). Leiden–New York–Köln.

67. Калашник, Ю.П. Греческое золото в собрании Эрмитажа. Памятники античного ювелирного искусства из Северного Причерноморья. СПб., 2014.

68. Канторович, А.Р. «Летящие» и лежащие олени в искусстве звериного стиля степной Скифии. Историко-археологический альманах. Вып. 2. Армавир–Москва, 1996. С. 46–59.

69. Канторович, А.Р. Скифский звериный стиль Восточной Европы: классификация, типология, хронология, эволюция. Дисс. … докт. ист. н. М., 2015.

70. Канторович, А.Р. Скифский звериный стиль Крыма как региональный компонент восточноевропейского скифского звериного стиля (репертуар, хронология и статистические показатели). В сб.: С.В. Кузьминых, А.А. Горбенко (ред.), «И музою его была наука»: Сборник памяти В.А. Кореняко (1952–2016). Азов, 2017. С. 143–180.

71. Kat. Bonn 1997: L. Barkova, Ju. Kalašnik (Hrsg.), Zwei Gesichter der Eremitage. Bd. I. Die Skythen und ihr Gold. Bonn.

72. Kat. Hamburg 1993: R. Busch (Hrsg.), Gold der Skythen. Schätze aus der Staatlichen Eremitage St. Petersburg. Neumünster.

73. Kat. München 2001: L. Wamser, R. Gebhard (Hrsg.), Gold. Magie, Mythos, Macht. Gold der Alten und Neuen Welt. Stuttgart.

74. Kat. Schleswig 1991: R. Rolle, M. Müller-Wille, K. Schietzel (Hrsg.), Gold der Steppe. Archäologie der Ukraine. Schleswig.

75. Kat. Wien 1999: W. Seipel (Hrsg.), Schätze des Orients. Meisterwerke aus dem Miho Museum. Wien.

76. Kat. Zürich 1993: M. Karabelnik (Hrsg.), Aus den Schatzkammern Eurasiens. Meisterwerke antiker Kunst. Kunsthaus Zürich, 29. Januar bis 2. Mai 1993. Zürich.

77. Kellner, H.-J. 1977: Pectorale aus Urartu. Belleten 41, 481–493.

78. Kellner, H.-J. 1985: Kopfschmuck oder Brustschmuck? Bemerkungen zu neuen Funden aus Urartu. In: W. Alzinger (Hrsg.), Pro Arte Antiqua II. Festschrift für H. Kenner. Wien, 226–229.

79. Kellner, H.-J. 1991: Medallions and Pectorals. In: R. Merhav, O. Belli (eds.), Urartu: A Metalworking Center in the First Millennium B.C.E. Exhibition at the Israel Museum, Jerusalem, May 28 – October 7, 1991. Jerusalem, 164–170.

80. Кисель, В.А. Аржанская пектораль: происхождение, стилистика, символика. В сб.: С.В. Кузьминых, А.А. Горбенко (ред.), «И музою его была наука»: Сборник памяти В.А. Кореняко (1952–2016). Азов, 2017. С. 115–126.

81. Кисель, В.А. Погребальное убранство из кургана Аржан-2: декор, технологии, авторство. Camera praehistorica 2 (3), 2019. С. 93–122.

82. Колтухов, С.Г., Сенаторов, С.Н. Скифский Талаевский курган 1891 г. Античный мир и археология 17, 2015. С. 318–341.

83. Kontoleon, N.M. 1965: [Archaic frieze from Paros]. In: Kharisterion eis Anastasion K. Orlandon [Collection of Papers to the Birthday of Anastasion K. Orlandon]. Vol. I. Athens, 348–418.

84. Κοντολέων, N.M. Aρχαϊκή ζωφóρoς εκ Πάρoυ. In: Χαριστήριον εις Αναστάσιον Κ. Ορλάνδον. τ. Α' . Αθήναι, 348–418.

85. Ковалев, Н.В., Полин, С.В. Скифские курганы у с. Корнеевка Запорожской области. В сб.: Ю.В. Болтрик, Е.П. Бунатян (ред.), Курганы степной Скифии. Киев, 1991. С. 33–53.

86. Kubyšev, A.I. 1991: Der Bratoljubovka-Kurgan. Die Grabanlage eines skythischen Nomarchen? In: H.G. Niemeyer, R. Rolle (Hrsg.), Beiträge zur Archäologie im nördlichen Schwarzmeerraum. (Hamburger Beiträge zur Archäologie, 18). Mainz, 131–140.

87. Кубышев, А.И., Бессонова, С.С., Ковалев, Н.В. Братолюбовский курган. Киев, 2009.

88. Künzl, E. 2014: Locusta Migratoria – Das Goldpektorale des Skythenkönigs aus der Tolstaja Mogila (Ukraine). Jahrbuch des Römisch-Germanischen Zentralmuseums 61, 1–17.

89. Künzl, E. 2016: Life on earth and death from heaven: The golden pectoral of the Scythian king from the Tolstaya Mogila (Ukraine). In: J. Bintliff, K. Rutter (eds.), The Archaeology of Greece and Rome: Studies in Honour of Anthony Snodgrass. Edinburgh, 317–336.

90. Кузнецов, В.Д. Фанагория: история исследований и новые находки. РА 2, 2007. С. 5–15.

91. Лесков, А.М. 1968: Богатое скифское погребение из Восточного Крыма. СА 1, 1968. С. 158–165.

92. Лесков, А.М. Новые сокровища курганов Украины. Л., 1972.

93. Leskov, A.M. 2008: The Maikop Treasure. Philadelphia.

94. Lyubenova, D. 2019: Тhe crescent-shaped and semi-circular pectorals from Тhrace, 5th century ВС: origin and distribution. Be-JA. Bulgarian e-Journal of Archaeology. Suppl. 7, 237–254.

95. Manassero, N. 2008: Rhyta e corni potori dall’Età del Ferro all’epoca sasanide. Libagioni pure e misticismo tra la Greciae il mondo iranico. (BAR International Series, 1750). Oxford.

96. Мелюкова, А.И. Вооружение скифов. (САИ, Д1–4). М., 1964.

97. Merhav R. 1991: Some observations on pectorals and medallions. In: R. Merhav, O. Belli (eds.), Urartu. A Metalworking Center in the First Millennium B.C.E. Exhibition at the Israel Museum, Jerusalem, May 28 – October 7, 1991. Jerusalem, 171–176.

98. Meriçboyu, Y.A. 2001: Antikçağ’ de Anadolu takilari [Anatolian jewelry in Antiquity]. Istanbul.

99. Meriçboyu, Y.A. 2010: Lidya Dönemi Takilari [Lydian Jewelry]. In: N.D. Cahill (ed.), Lidyalılar ve dünyaları: bu katalog [The Lydians and Their World: A Catalogue]. Istanbul, 157–176.

100. Minns, E.H. 1913: Scythians and Greeks. Cambridge.

101. Мордвинцева, В.И., Трейстер, М.Ю. Произведения торевтики и ювелирного искусства в Северном Причерноморье. II в. до н.э. – II в. н.э. Т. I–III. Симферополь–Бонн, 2007.

102. Мозолевський, Б.М. Товста могила. Киïв, 1979.

103. Мозолевский, Б.Н., Полин, С.В. Курганы скифского Герроса IV в. до н.э. (Бабина, Водяна и Соболева могилы). Киев, 2005.

104. Мурзин, В.Ю. Скифская архаика Cеверного Причерноморья. Киев, 1984.

105. Musche, B. 1988: Vorderasiatischer Schmuck zur Zeit der Arsakiden und der Sasaniden. Leiden–New York.

106. Онайко, Н.А. Aнтичный импорт в Приднепровье и Побужье в VII–V вв. дoн.э. (САИ, Д1–27). M., 1966.

107. Онайко, Н.А. O центрах производства золотых обкладок ножен и рукояток ранних скифских мечей, найденных в Приднепровье. В сб.: A.И. Болтунова (ред.), Kультура античного мира. M., 1966. С. 159–176.

108. Özgen, I. 2010: Lidya Hazinesi [Lydian Treasure]. In: N.D. Cahill (ed.), Lidyalılar ve dünyaları: bu katalog [The Lydians and Their World: A Catalogue]. Istanbul, 305–338.

109. Özgen, I., Öztürk, J. 1996: The Lydian Treasure. Heritage Recovered. Istanbul.

110. Петренко, В.Г. Украшения Скифии VII–III вв. до н.э. (САИ, Д4–5). М., 1978.

111. Pfrommer, M. 1990: Untersuchungen zur Chronologie früh- und hochhellenistischen Goldschmucks. (Istanbuler Forschungen, 37). Tübingen.

112. Platz-Horster, G., Nagler, A. 2007: Die Goldfunde von Majkop. In: H. Parzinger (Hrsg.), Im Zeichen des goldenen Greifen. Königsgräber der Skythen. München–Berlin–London–New York, 220–227.

113. Полидович, Ю.Б. Пластина – обкладка горита из кургана первой половины V в. до н.э. у с. Ильичево (Крым). В сб.: Л.С. Клочко, Ю.Б. Полiдович (ред.), Музейні читання. Матеріали наукової конференції «Ювелірне мистецтво – погляд крізь віки». Київ, Музей історичних коштовностей України, 21–22 листопада 2016 р. Киев, 2017. С. 89–108.

114. Полин, С.В. Скифский Золотобалковский курганный могильник V–IV вв. до н.э. на Херсонщине. Киев, 2014.

115. Пугаченкова, Г.А. Художественные сокровища Дальверзин-Тепе. Л., 1978.

116. Пугаченкова Г.А., Ртвеладзе, Э.В. Дальверзинтепе – кушанский город на юге Узбекистана. Ташкент, 1978.

117. Pülz, A.M. 2009: Die Goldfunde aus dem Artemision von Ephesos. (Forschungen in Ephesos, 12/5). Wien.

118. Rehm, E. 1992: Der Schmuck der Achämeniden. Münster.

119. Roaf, M. 1983: Sculptures and Sculptors at Persepolis. (Iran, 21). London.

120. Ростовцев, М.И. Курганные находки Оренбургской области эпохи раннего и позднего эллинизма. (МАР, 37). Петроград, 1918.

121. Rubinich, M., Origlia, V. 1989: Le arule a Locri Epizefiri. In: M. Barra Bagnasco (ed.), Locri Epizefiri. III. Cultura materiale e vita quotidiana. Firenze, 41–184.

122. Самашев, З., Джумабекова, Г., Базарбаева, Г., Онгар, А. Древнее золото Казахстана. Алматы, 2007.

123. Савинов, Д.Г. Ранние кочевники Верхнего Енисея (археологические культуры и культурогенез). СПб., 2002.

124. Schiltz, V. 1994: Die Skythen und andere Steppenvölker. München.

125. Schmidt, E.F. 1953: Persepolis I. Structures, Reliefs, Inscriptions. (Oriental Institute Publications, 68). Chicago.

126. Schneider, L., Zazoff, P. 1994: Konstruktion und Rekonstruktion. Zur Lesung thrakischer und skythischer Bilder. Jahrbuch des Deutschen Archäologischen Instituts 109, 143–216.

127. Schwarzmaier, A. 1996: Die Gräber in der Großen Blisniza und ihre Datierung. Jahrbuch des Deutschen Archäologischen Instituts 111, 105–137.

128. Силантьева, П.Ф. Спиралевидные подвески Боспора. ТГЭ 17, 1976. С. 123–137.

129. Скорый, С.А., Хохоровски, Я. Большой Рыжановский курган. Киев, 2018.

130. Скуднова, В.М. Архаический некрополь Ольвии: публикация одной коллекции. Л., 1988.

131. Тирацян, Г.А. Золотая пектораль из Армавира (Армения). СА 4, 1968. С. 190–198.

132. Trakosopoulou-Salakidou, E. 1998: [Ancient Akanthos. Aspects of history based on archaeological finds]. In: Α.Ν. Balkas (ed.), Andros kai Khalkidike (Praktika Symposiou – Andros, 23 Augoustou 1997) [Andros and Chalkidiki (Conference– Andros, 23 August 1997)]. Andros, 93–137.

133. Τρακοσοπούλου-Σαλακίδου, E. Αρχαία Άκανθος. Πτυχές της Ιστορίας με βάση τα αρχαιολογικά ευρήματα. In: Α.Ν. Βαλκας (ed.), Άνδρος και Χαλκιδική (Πρακτικά Συμποσίου– Άνδρος, 23 Αυγούστου 1997). Άνδρος, 93–137.

134. Treister, M.Yu. 1994: [Sarmatian toreutic school (a tableware set from Kosika)]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 1, 172–203.

135. Трейстер, М.Ю. Сарматская школа художественной торевтики (к открытию сервиза из Косики). ВДИ 1, 1994. С. 172–203.

136. Treister, M.Yu. 1997: New discoveries of Sarmatian complexes of the 1st century AD. A survey of publications in VDI. Ancient Civilizations From Scythia to Siberia 4/1, 35–100.

137. Treister, M.Yu. 2005a: On a vessel with figured friezes from a private collection, on burials in Kosika and once more on the “Ampsalakos School”. Ancient Civilizations from Scythia to Siberia 11/3–4, 199–255.

138. Трейстер, М.Ю. Серебряная посуда из Соболевой Могилы. В кн.: Б.Н. Мозолевский, С.В. Полин (ред.), Курганы скифского Герроса IV в. до н.э. (Бабина, Водяна и Соболева могилы). Киев, 2005. С. 513–527.

139. Трейстер, М.Ю. Ювелирное дело и торевтика. В кн.: Г.М. Бонгард-Левин, В.Д. Кузнецов (ред.), Античное наследие Кубани. Т. II. М., 2010, С. 534–598.

140. Трейстер, М.Ю. Ахеменидские ювелирные украшения и украшения костюма из драгоценных металлов из Южного Приуралья. Изделия ахеменидского круга и местные подражания. Произведения постахеменидской традиции. В кн.: M.Ю. Трейстер, Л.Т. Яблонский (ред.), Влияния ахеменидской культуры в Южном Приуралье (V–III вв. до н.э.). Т. 1. М., 2012. С. 134–167.

141. Трейстер, М.Ю. Серебряные сосуды из тайника Гаймановой Могилы. В кн.: В.И. Бидзиля, С.В. Полин, Скифский царский курган Гайманова Могила. Киев, 2012. С. 610–628.

142. Трейстер, М.Ю. Золото Фанагории. Типологический, стилистический и хронологический анализ. В кн.: М.Ю. Трейстер (ред.), Золото Фанагории (Фанагория. Результаты археологических исследований, 2). М., 2015. С. 77–181.

143. Трейстер, М.Ю. Бронзовые и серебряные сосуды из центральной могилы Большого Рыжановского кургана. В кн.: С.А. Скорый, Я. Хохоровски, Большой Рыжановский курган. Киев, 2018. С. 308–341.

144. Трейстер, М.Ю. Скарабеоид из погребения № 1 кургана № 1/2015 могильника Чеботарев-V на нижнем Дону (о ближневосточных печатях в погребениях среднесарматского времени). РА 1, 2019. С. 20–31.

145. Трейстер, M.Ю., Шемаханская, М.С., Яблонский, Л.Т. А13. Комплексы с предметами ахеменидского круга могильника Филипповка-I. В кн.: M.Ю. Трейстер, Л.Т. Яблонский (ред.), Влияния ахеменидской культуры в Южном Приуралье (V–III вв. до н.э.). Т. 2. М., 2012. С. 84–156.

146. van der Meijden, H. 1993: Terrakotta-Arulae aus Sizilien und Unteritalien. Amsterdam.

147. Vickers, M. 2002: Scythian and Thracian Antiquities. Oxford.

148. Виноградов, Ю.Г. Очерк военно-политической истории сарматов в I в. н.э. ВДИ 2, 1994. С. 151–170.

149. Власова, Е.В. Государственный Эрмитаж. Древности эллинские и местные. В кн.: Г.М. Бонгард-Левин, В.Д. Кузнецов (ред.), Античное наследие Кубани. Т. III. М., 2010. С. 198–262.

150. von Hofsten, S. 2007: The Feline-Prey Theme in Archaic Greek Art. Classification, Distribution, Origin, Iconographical Context. (Stockholm Studies in Classical Archaeology, 13). Stockholm.

151. Wescoat, B.D. 2012: The Temple of Athena at Assos. Oxford–New York.

152. Яценко, С.А. Костюм древней Евразии (ираноязычные народы). М., 2006.

153. Zasetskaya, I.P. 2010: [Kuban antiquities of the Roman Period]. In: G.М. Bongard-Levin, V.D. Kuznetsov (eds.), Antichnoe nasledie Kubani [Ancient Heritage of Kuban]. Vol. III. Moscow, 276–292.

154. Засецкая, И.П. Древности Прикубанья римской эпохи. В кн.: Г.М. Бонгард-Левин, В.Д. Кузнецов (ред.), Античное наследие Кубани. Т. III. М., 2010. С. 276–292.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести