- Код статьи
- S032103910010632-8-1
- DOI
- 10.31857/S032103910010632-8
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 80 / Выпуск 3
- Страницы
- 589-608
- Аннотация
Статья представляет собой исследование стелы, проданной на аукционе в Монте-Карло в 2019 г. Она посвящена представителям знатной семьи из Абидоса (8 ном Верхнего Египта): st-jb=j и его матери HAt-kAw=j. Вельможа st-jb=j известен также по стелам Baltimore 22.424 и Louvre C 293. Лица, упомянутые на ложных дверях Brooklyn 86.226.29 и Cairo CG 1576, идентифицированы как старшие представители той же ветви аристократического рода, восходящего к визирю jww I, который служил еще царю ppj I. Все эти стелы датируются периодом от середины правления ppj II до начала IX династии.
- Ключевые слова
- Египет Древнего царства, VI династия, VIII династия, стелы из Абидоса
- Дата публикации
- 17.09.2020
- Год выхода
- 2020
- Всего подписок
- 4
- Всего просмотров
- 193
Не так давно на аукционах Франции1 и Княжества Монако2 выставлялась на продажу интересная египетская стела. Далее в статье эта стела будет условно именоваться «Monte-Carlo», хотя после продажи в 2019 г. она исчезла из поля зрения ученых.
Стела имеет прямое отношение к истории семьи абидосских аристократов конца Древнего царства, предком которых был визирь jww I. Некоторые их памятники изданы, однако эта стела прошла мимо внимания исследователей, поскольку хранилась в частной коллекции и долго оставалась не доступной для них. Привожу ее краткое описание.
На стеле изображены дама и вельможа. Дама изображена стоящей в коротком парике, в длинном платье с лентой наискось и со стеблем лотоса в левой руке: она вдыхает его аромат. Идущий за ней вельможа, ее сын, носит длинный парик и платье с длинным передником, а также полукруглое ожерелье. Кожа и парики обоих персонажей окрашены в красно-охристый цвет. Следы красной краски сохранили и иероглифы.
Надписи размещены в следующем порядке: часть жертвенной формулы – в строке наверху, а ее остаток, титулы и имя дамы – в колонках справа от нее. Имя и титул сына также разделены: часть – наверху, остальное – справа от него.
ТРАНСКРИПЦИЯ, ТРАНСЛИТЕРАЦИЯ И ПЕРЕВОД НАДПИСЕЙ
Жертвенная формула и легенда к фигуре хозяйки:
1. [Htp] rDj [nsw]t (Htp rDj) st-jrt3 nb AbDw | [жертва], которую дают [царь] и Осирис, владыка Абидоса: |
2. prt-xrw n {rxt-nswt Hm(t)-nTr Hwt-Hr} | вызов жертв для {знакомой царя и жрицы Хатор} |
3. jmAxwt xr jnj-Hrt | блаженной у Онуриса, |
4. rxt nswt Hm(t)-nTr Hwt-Hr HAt-kAw=j | знакомой царя и жрицы Хатор HAt-kAw=j. |
Легенда к фигуре сына:
1. zA=s mrj=s | ее сын, любимый ею, |
2. smr-watj st-jb=j | единственный друг st-jb=j. |
На стеле полностью уничтожено самое начало жертвенной формулы, частично – конец первой колонки, а именно первый вариант титула и имени хозяйки. Причем стерты они были специально, так как их решили перенести поближе к фигуре, поэтому я из уважения к замыслу составителей надписи заключил полустертую часть в фигурные скобки.
Каких-либо отличительных особенностей орфографии, насколько можно судить по надписи столь плохой сохранности, в ней мало. Некоторые из них рассматриваются далее, по ходу повествования.
КОММЕНТАРИЙ К ИМЕНАМ
1. Имя HAt-kAw=j означает «Главная (из) моих Кау». Это имя известно также в пространном варианте – с предлогом jr «из»: HAt-(j)r-kAw=j «Лучшая из моих Кау», – что уточняет его смысл. Под Кау следует подразумевать всех детей и прочих потомков отца, который давал имя дочери при рождении. В справочнике староегипетских антропонимов приведены некоторые просопографические данные о носителях этого имени. Поскольку эти данные важны для атрибуции стелы, приведу их полностью с дополнениями и исправлениями. Почти все носители этого имени были женщинами.
1.1. Имя HAt-(j)r-kAw=j отмечено два раза4:
1.1.1. HAt-(j)r-kAw=j, жена HqA nswt «царского правителя (некрополя)»5 kA=j-mnj6;
6. LG 96 = G 8664; PM III.1 260; Hassan 1941, 103, fig. 91. V династия.
1.1.2. HAt-(j)r-kAw=j, мужчина (без титулов)7.
1.2. Имя HAt-kAw=j встречается чаще и отмечено только у женщин8:
1.2.1. HAt-kAw=j/mznt, хозяйка стелы Cairo CG 15769;
1.2.2. HAt-kAw=j, изображена на ложной двери Brooklyn 86.226.2910 (об этих двух дамах речь пойдет далее);
1.2.3. HAt-kAw=j, дочь jrj=s11;
1.2.4. HAt-kAw=j, дочь mHj, изображена среди прочих его детей на архитраве Boston, MFA 13.4338 из гробницы G 239112. Эд. Броварский полагал13, что ее назвали так в честь жены mrj-ra-mrj-ptH-anx(.j)/nxbw, хозяина гробницы G 2381. Блок Boston, MFA 13.4338 посвящен персонажу, который изображен на нем дважды, причем с двумя разными именами: nfrj и mHj. На имя nfrj / mHj адресована общая заупокойная формула Htp rDj nswt, поэтому nfrj / mHj наверняка следует считать одним человеком. Под именем nfrj он фигурирует на своей ложной двери в должности jmj-rA wpwt Hmw-kA «начальника поручений заупокойных жрецов»14, а отец mHj по имени jrj.n-Axt(j)/jrj носил тот же титул в пространной форме jmj-rA wpwt Hmw-kA mHj «начальник поручений заупокойных жрецов mHj» (архитрав Boston, MFA 13.4333)15, где mHj – это не кто иной, как визирь snDm-jb=j/mHj, который был похоронен в гробнице G 237816. В честь своего патрона jrj.n-Axt(j)/jrj назвал своего сына, отца HAt-kAw=j.
13. Brovarski 2000–2001, 72.
14. G 2391. Giza Project: A7304_NS, A6374_NS.
15. PM III.1 92; G 2391. Fischer 1968, pl. 30b; Markowitz et al. 2002, 110–111 (45); Giza Project: A812_NS, B1346_NS; URL: collections.mfa.org/objects/141714; дата обращения: 31.05.2020 .
16. PM III.1 87–89. Brovarski 2000, 133–160. См. также Brovarski 2000–2001, 71.
К этим случаям употребления имени, упомянутым в справочнике Шееле-Швайцер, следует добавить следующие:
1.2.5. HAt-kAw=j, жена mrj-ra-mrj-ptH-anx(.j)/nxbw. Изображена на рельефах Boston MFA 13.4349.2 и 13.5934.1 из гробницы G 238117;
1.2.6. HAt-kAw=j, жена jmj-xt pr-aA «начальника–замыкающего (служащих) дворца» ptH-Spss/jmpj18;
1.2.7. Xkrt nswt wat(j)t «единственная царская прелестница»19 HAt-kAw=j-j20, дочь Xkrt nswt wat(j)t «единственной царской прелестницы» rwDt-j21.
20. К значению окончания -j в именах: Daoud 2018, 110 (с литературой). На стелах (в суперструктуре гробницы) оно появляется в самом конце VI династии или позже.
21. Стела Genève MAH.015198 (Valloggia 1974, 251–253, fig. 2; URL: >>>> дата обращения: 31.05.2020). Происхождение неизвестно. Начало I Переходного периода.
Из перечисленных памятников стелы 1.2.1. HAt-kAw=j/mznt (CG 1576), 1.2.2. HAt-kAw=j (Brooklyn 86.226.29) и 1.2.7. HAt-kAw=j-j (Genève MAH.015198) происходят из провинциальных некрополей. Остальные четыре дамы (1.2.3–1.2.6) известны по памятникам из Мемфисского региона (Саккара или Гизы).
2. Имя st-jb=j означает «Мое желание». Это имя в Древнем царстве употреблялось и как мужское, и как женское.
Женское имя st-jb=j отмечено два раза22 st-jb-t-j (Jéquier 1929, 56, fig. 62), с феминизацией через -t и окончанием для гипокористика -j.]]].
2.1. В надписи с обращением к коллегам из корпорации xntjw-S пирамиды nfr-swt-wnjs, составленной jzj. Эту надпись он поместил в своей гробнице близ процессионной дороги к пирамиде wnjs23. В тексте он упоминает своего отца
kA=j-tp-t(j)24
и свою мать
st-jb=j.
2.2. На фрагменте архитрава jzj25. Этот jzj носил эпитет jmAxw xr wnjs «блаженного у wnjs», а его жена по имени rxtj была Hmt-nTr Hwt-Hr mrt-wnjs «жрицей Хатор святилища mrt-wnjs». Среди их детей на архитраве присутствуют сын
kA=j-tp(j) (дважды) и дочь
st-jb=j. У супругов было также двое дочерей с именами mr(j)t-jt=s и nfr-nfr-swt-wnjs (названа в честь пирамиды царя wnjs) и двое сыновей – [zA=f] smsw [...]«[его] старший [сын ...]» и jqr. Таким образом, эта семья имела отношение к культу царя wnjs в пирамиде nfr-swt-wnjs.
И архитрав, и надпись jzj датируются концом VI династии и принадлежат, безусловно, одному и тому же человеку. Учитывая редкость имени st-jb=j, надо полагать, что jzj назвал двоих детей в честь своих родителей: kA=j-tp(j) и st-jb=j.
Известен также один мужчина с именем st-jb=j26; он изображен на двух стелах: Baltimore 22.424 и Louvre C 293. Безусловно, st-jb=j на этих стелах и на стеле Monte-Carlo – одно и то же лицо. Все эти стелы, включая Monte-Carlo, оформлены одинаково, хотя изготовлены явно разными мастерами. К сожалению, происхождение всех трех стел неизвестно; предположительно, это Гирга (некрополь Абидоса).
ПАМЯТНИКИ РОДА
st-jb=j И HAt-kAw=j Стелы Baltimore 22.424 и Louvre C 293 давно опубликованы, описаны и введены в научный оборот, поэтому далее я приведу лишь транскрипцию и перевод основных текстов на этих памятниках.
1. Стела Baltimore, The Walters Art Museum 22.42427
Жертвенная формула наверху:
Htp rDj nswt (Htp rDj) st-jrt nb AbDw prt-xrw | Жертва, которую дают царь и Осирис, владыка Абидоса: вызов жертв (для) |
Легенда к мужской фигуре слева:
smr-watj [Xrj-tp] nswt [...] | единственного друга и [поверенного] царя, [...] |
Вертикальная легенда к мужской фигуре слева:
sHD Hmw-nTr mwt nswt anx-n=s-ppj mHnw28 | инспектора жрецов матери царя anx-n=s-ppj29 |
Легенда к мужской фигуре справа:
smr-watj Xrj-tp nswt st-jb=j-j | (и) единственного друга и поверенного царя st-jb=j-j. |
Как справедливо замечает Фишер, st-jb=j-j скорее всего был отцом mHnw («although their relationship is not specified, one might surmise that the older man is the owner’s father»). Фигура справа выглядит представительнее – и по стати, и по форме одежды.
2. Стела Louvre C 293 [E.11343]30
Жертвенная формула наверху:
Htp rDj nswt (Htp rDj) jnpw tpj-Dw=f prt-xrw n jmAxw st-jb=j | жертва, которую дают царь и Анубис, глава своей горы: вызов жертв для блаженного st-jb=j. |
Легенда к мужской фигуре слева:
smr-watj Xrj-tp nswt jmAxw st-jb=j | Единственный друг и поверенный царя, блаженный st-jb=j. |
Легенда к мужской фигуре справа:
jmAxw xr jnj-Hrt smr-watj st-jb=j | Блаженный у Онуриса, единственный друг st-jb=j. |
На этой стеле хозяин изображен дважды, и все надписи посвящены только ему.
Любопытно, что на разных стелах имя st-jb=j высечено по-разному: (Louvre C 293, трижды),
(Baltimore 22.424) и
(Monte-Carlo). Самая качественная по исполнению стела – это, несомненно, Louvre C 293: она хорошо отшлифована, детали фигур и иероглифы тщательно проработаны. Чуть ниже качеством – стела Baltimore 22.424; изображение mHnw здесь явно хуже по исполнению, чем фигура st-jb=j-j. Наконец, стела Monte-Carlo и вовсе лишена карниза и профилей (фреймов), ее поверхность плохо отшлифована, черты лиц персонажей схематичны и невыразительны, иероглифы вырезаны грубо. Несмотря на то что стела Monte-Carlo должна быть самой ранней, она изготовлена хуже остальных.
Отдельный интерес представляют благочестивые титулы jmAxwt xr jnj-Hrt «блаженная у Онуриса» у HAt-kAw=j на стеле Monte-Carlo и jmAxw xr jnj-Hrt «блаженный у Онуриса» у st-jb=j на стеле Louvre C 293. Онурис («Несущий небо (букв. ‘даль’ или ‘верх’)») был местным божеством Тиниса (8 ном Верхнего Египта); титул jmAxw «блаженный» в сочетании с его именем встречается исключительно редко. Все известные примеры употребления эпитета jmAxw xr jnj-Hrt «блаженный у Онуриса» в III тыс. до н.э. датируются концом VI – началом XI династии31. Помимо HAt-kAw=j и st-jb=j, известны следующие лица, отметившие этот эпитет на своих памятниках:
- jxj «блаженная у Онуриса (
)»32
. Южная Саккара (1 ном Нижнего Египта). Конец VI–VIII династия.
- b(w)-km.n=j: jmAxwt xr jnj-Hrt «блаженная у Онуриса (
)»33
. Нага эд-Дейр (?, 8 ном Верхнего Египта). IX династия.
- mrw/jj: jmAxw xr jnj-Hrt nb Tnj «блаженный у Онуриса (
), владыки Тиниса»34
. Нага эд-Дейр (8 ном Верхнего Египта). IX династия.
- nbt: jmAxwt xr jnj-Hrt «блаженная у Онуриса (
)»35
. Эль-Хававиш (9 ном Верхнего Египта). IX династия.
- sn-jt=f: jmAxw xr jnj-Hrt «блаженный у Онуриса (
)»36
. Нага эд-Дейр (?, 8 ном Верхнего Египта). X – начало XI династии.
Отличительной особенностью всех источников Древнего царства – начала I Переходного периода об Онурисе37 является отсутствие в его имени сокращения элемента Hrt «небо» до знака
, который появляется лишь в краткой форме имени
в конце XI династии38[[[38. Fischer 1977, 13–14. Детерминатив
вместо
к слову Hrt «небо, верх, даль» отмечен уже при VIII династии: Brovarski 2018, 168, fig. 9.9.]]].
Изложенные данные дают дополнительные основания считать 8 ном Верхнего Египта, т.е. Абидос, местом, откуда происходят стелы Monte-Carlo и Louvre C 293.
К этой группе стел примыкает ложная дверь Brooklyn 86.226.29 (old L69.19).
Надписи на притолоке:
jn zAt=s mr(j)t=s rxt nswt Hm(t)-nTr Hwt-Hr HAt-kAw=j jr(j).t(j) n=sn(j) sk sn(j) sDA.w(j) r jmnt nfrt | Это ее дочь, любимая ею, знакомая царя и жрица Хатор HAt-kAw=j, исполнила для них, когда они были перевезены на прекрасный запад (т.е. были похоронены). |
Легенда к женской фигуре наверху:
Htp rDj nswt (Htp rDj) st-jrt prt-xrw n=s rxt nswt Hm(t)-nTr Hwt-Hr DfAt-kA=j39 | Жертва, которую дают царь и Осирис: вызов жертв для нее, знакомой царя и жрицы Хатор DfAt-kA=j |
Легенда к сидящей мужской фигуре на центральной панели справа:
jmj-rA mSa TAzw=j40 | Военачальник TAzw=j. |
Две женские фигуры справа и слева, а также сидящая женская фигура на центральной панели слева оставлены без пояснений: их заменяют надписи наверху.
Легенда на тимпане:
rxt nswt DfAt-kA=j | Знакомая царя DfAt-kA=j. |
Легенда к стоящей женской фигуре слева:
jmAxwt xr jnpw tpj-Dw=f jmj-wt nb tA-Dsr rxt nswt Hm(t)-nTr Hwt-Hr DfAt-kA=j | блаженная у Анубиса, главы своей горы, пребывающего в бальзамировочной, владыки Святой земли, знакомая царя и жрица Хатор DfAt-kA=j. |
Легенда к фигуре сына слева:
zA=s wa(jw)41 | ее сын wa(jw). |
Легенда к идущей мужской фигуре справа:
jmAxw xr wsjr xntj-jmntjw jmj-rA mSa TAzw=j | блаженный у Осириса, предводителя обитателей запада (т.е. покойников), военачальник TAzw=j. |
Легенда к фигуре сына справа:
zA=f mrj=f Spsj nswt wa(jw)-m-kAw=j42 | его сын, его любимый, царский вельможа wa(jw)-m-kAw=j. |
Несмотря на стилистические и типологические различия, некоторые исследователи часто ставят эту ложную дверь в один ряд со стелами Louvre C 293 и Baltimore 22.424. В частности, сочетание prt-xrw n43 имеет особое графическое оформление на всех трех памятниках44. Стела Monte-Carlo позволяет уточнить родственные связи между изображенными на них персонажами, поскольку и на стеле Monte-Carlo, и на ложной двери Brooklyn 86.226.29 присутствует женщина по имени HAt-kAw=j.
44. Подобная графика prt-xrw n отмечена и на некоторых других стелах позднего Древнего царства, например: 1. pfs (BM EA 195 [832]. PM VIII.3 26: 803-014-467; Brovarski 1994a, 107–109, 118, fig. 2). Начало VII/VIII династии. Происходит, вероятно, из Абидоса. 2. anx-mrj-ra/ jHj-n=s (CG 1483: Borchardt 1937, 174–175, Bl. 39). Датировка: mrj.n-ra – ppj II (Brovarski 2006, 112; Gourdon 2005, 179). 3. nfr-mAat / jtj (Wien ÄS 5895. Hein, Satzinger 1993, 149–152). Титул, который носит хозяин стелы – zAb aD-mr pr-aA «дворцовый судья и губернатор» – исчезает из источников уже в конце Древнего царства, поэтому я отношу этот памятник к VIII династии, хотя обычно его датируют более поздним временем, ср. PM VIII.3 61: 803-023-220: «1st Int. Period»; Hein, Satzinger 1993, 149: «1. Zwischenzeit/frühe 11. Dyn»; Franke 2013, 78, n. 12: «Middle Kingdom».
Содержание надписей на ложной двери Brooklyn 86.226.29 таково: Hm(t)-nTr Hwt-Hr «жрица Хатор» HAt-kAw=j посвятила этот памятник родителям – отцу jmj-rA mSa «военачальнику» TAzw=j, матери rxt nswt Hm(t)-nTr Hwt-Hr «знакомой царя и жрице Хатор» DfAt-kA=j, а также брату wa(jw)-m-kAw=j/wa(jw). Обращение дочери только к матери (она называет себя именно ее дочерью – zAt=s) и адрес на притолоке и тимпане свидетельствуют, что хозяйкой памятника в первую очередь является DfAt-kA=j. Как считала Л. Зеленкова45, военачальник TAzw=j мог быть отчимом HAt-kAw=j. На самом деле дочь могла составить эпитафию с начальным обращением только к матери лишь потому, что та умерла позже своего супруга. Во всяком случае, персонаж по имени wa(jw)-m-kAw=j/wa(jw) был родным сыном DfAt-kA=j и TAzw=j, поскольку он именуется и zA=f (рядом с отцом), и zA=s (рядом с матерью). Оба супруга не называются ни матерью, ни отцом женщины, посвятившей им эту ложную дверь, хотя мы точно знаем, что она была дочерью DfAt-kA=j. Таким образом, нет веских причин считать TAzw=j отчимом HAt-kAw=j – он был наверняка ее родным отцом. В пользу этого заключения свидетельствуют и данные по филиации zA=s/zAt=s ‘ее сын’ / ‘ее дочь’, применявшейся в тех случаях, если памятник принадлежал самой матери или она занимала особое место на памятнике из гробницы своего родственника, в том числе мужа, который, как правило, являлся и отцом ее детей.
На памятниках, посвященных женщинам, филиация zA=s/zAt=s ‘ее сын’ / ‘ее дочь’ встречается нечасто46. На мужских же памятниках или в мужских гробницах титул zA=s / zAt=s ‘ее сын’ / ‘ее дочь’ у детей хозяина, изображенных рядом с матерью, засвидетельствован десятки раз; по этим данным в научной литературе составлены хорошие сводки47. В эти перечни можно включить новые данные, а также ранее учтенные памятники с чтениями имен, исправленными по более полным изданиям, в частности:
47. McCorquodale 2013, 108–117, Table R; Kokina 2015, 88–97, с пояснением: «Случаи, когда в гробнице были изображены женщины (не жены владельцев гробниц) с “ее” детьми, но без мужей, не включены в список» (с. 96, прим. 34). Е.А. Кокина выделяет целый ряд случаев употребления терминов родства zA=s/zAt=s ‘ее сын’ / ‘ее дочь’ применительно к детям на памятниках их отцов (ibid., 92–94, № 12, 14, 15, 24, 28, 29, 40, 46).
- jn(j)t-kA=s: zAt=s «ее доч(ери)»: Hnwt=sn, nj-anx=j-bAstt, zAt=s «ее дочь» nj-kAw=j-Hwt-Hr. Жена Tj, хозяина гробницы48
;
- bbj: zAt=s «ее дочь» sxt-jw(j).t(j), zAt=s «ее дочь» Hzj=sn, zAt=s «ее дочь» kAw, zAt=s «ее дочь» kA=j. Жена wAhj, владельца гробницы49
. Все четыре дочери изображены на западной стене слева от матери. На северной стене три девушки по имени wHA (сразу у двоих) и Hzj=sn с сокращенным указанием филиации zAt «дочь», а также двое юношей с титулом zA=f «его сын», вновь изображены слева от матери50
. В обеих сценах bbj изображена стоящей за мужем. Таким образом, сыновей связали с отцом, а дочерей – с матерью, разделив семью на мужскую и женскую половины.
- pfs: zAt=s smswt «ее старшая дочь» n(j)-s(j)-jrt=j51
;
- mrt-jt=s: zAt=s Xt «ее родная дочь» nrw-Hmt. Жена wa-zATw, владельца памятника52
;
- mrt-mjnw: zA=s «ее сын» wAH-tj. Мать wAH-tj, хозяина гробницы53
;
- n(j)-s(j)-jrt=j: zAt=s «ее дочь» HAt-kAw=j/mznt. Мать хозяйки стелы Cairo CG 1576 (см. далее);
- n(j)-sj-nmtj: zAt=s «ее дочь» n[...]. Жена jtj=sn, владельца гробницы54
, которую Захи Хавасс поначалу называл Nsy-Hr и считал женой pttj. Захи Хавасс неверно понял и многие другие надписи из этой гробницы55
. В частности, легенду к детям jtj=sn следует читать: zA=f «его сын» mn-anx и zA=f «его сын» jtj=sn-nDs56
, – а легенду к детям pttj – msw=f «его дети»: n(j)-s(w)-m-anx, nfr-Hr-nmtj57
. Надпись над изображением pttj с сыновьями58
следует читать: rx nswt jtj=sn Dt sHD nfrw pttj «знакомого царя jtj=sn вечность, инспектор молодцев pttj» 59
. Именно jtj=sn и был владельцем гробницы G.S.E.1923, которую Хавасс приписал pttj, и именно jtj=sn изображен со своими сыновьями mn-anx и jtj=sn Младшим на рельефе со знаменитым «проклятием» 60
. Расхожее в литературе мнение о принадлежности гробницы G.S.E.1923 pttj следует пересмотреть в пользу jtj=sn. Его подчиненный pttj изобразил себя с сыновьями в гробнице начальника, тем самым включив себя в культовое пространство своего патрона, которое обозначается как jtj=sn Dt «jtj=sn – (его) вечность». Как правило, в подобных надписях термин Dt квалифицируют как титул подчиненного индивида61
, однако на самом деле он номинировал культовое пространство вельможи (или царя), в котором его клиент или родственник разместил памятники своего собственного заупокойного культа. Эти отношения заверялись формулой «A – Dt(=f) – B», где A – патрон, Dt(=f) – его заупокойное пространство, B – клиент. Иначе говоря, термин Dt «вечность» относится к памятнику, а не к изображенному на нем человеку.
- nfr-Htp=s: zAt=s «ее дочь» nj-anx=j-Hwt-Hr, zA=s «ее сын» nj-anx=j-ra. Жена nfr-TAz=j, хозяина гробницы62
;
- rwDt-j: zAt=s «ее дочь» HAt-kAw=j-j. Стела Genève MAH.015198 (см. выше);
- rnpt-nfrt: zA=s «ее сын» pr-Hr-nfrt. Жертвенник с посвящением матери от сына,
fnx(w) «плотника» pr-Hr-nfrt63
;
- HAt-kAw=j: zA=s «ее сын» st-jb-j. Стела Monte-Carlo;
- zA-Hwt-Hr: zAt=s «ее дочь» ptH-m-zA.s64
;
- snbt: zAt=s «ее дочь» jnj65
. Обе женщины присутствуют и на ложной двери sfxj, мужа snbt. На памятнике своего отца jnj изображена вместе с остальными детьми и именуется zAt=f «его дочь»66
;
- snt-kAw=j: zA=s «ее сын(овья)» DHwtj-Htp, jnbA, zAt=s «ее дочь» rrwt (или rwjt)67
. Муж snt-kAw=j изображен слева от нее. Здесь же помещена надпись, из которой следует, что он и изготовил эту ложную дверь для своей жены: jn hj=s jr(j.j) n=s jmj-rA Hwt-Smat rwD «это ее муж, тот, кто сделал для нее , начальник предприятия по производству тонких тканей rwD». Один из детей по имени jnbA изображен на ложной двери своего деда, «начальника предприятия по производству тонких тканей» (jmj-rA Hwt-Smat) zkr-Htp, и бабки, mrtrt (женский индикатор знатности, его точное значение неизвестно) dwAt-nbw68
. Этот памятник посвятил своим родителям все тот же неутомимый «начальник предприятия по производству тонких тканей» rwD69
. Здесь же он изобразил и свою жену snt-kAw=j, и сына jnbA, и многих других служащих или родственников, причем никто, кроме отца и матери (которую он называет Hmt=f «его женой», т.е. женой zkr-Htp), не пояснен терминами родства. Таким образом, пропуск указаний филиации на этих памятниках не является доказательством отсутствия родственных отношений, которые подтверждаются простым сопоставлением данных разных источников70
.
- snt: zAt=s «ее дочь» ttj, zAt=s «ее дочь» Tnj. Ложная дверь из гробницы ее мужа jpj (no. 481) в Бени Хасане71
;
- sHAt: zAt=s «ее дочь» Hptj72
;
- sdxj: zA=s «ее сын» Xrj-Hbjt «жрец–носитель ритуальных свитков» snDm=j / snj73
;
- kA=s-jt=s: zAt=s «ее дочь» n(j)-sj-(jt=j)74
– «та, что принадлежит моему отцу») представлено лишь идеограммой «рогатая гадюка», что является редким явлением в эпиграфике Древнего царства; см. подобные примеры орфографии имени mr(j)t-(jt)=s «любимая своим отцом»: Scheele-Schweitzer 2014, 394–396 [1377], – в которых детерминатив гадюки также превратился в идеограмму, заменив собой все слово «отец».]]], zAt=s «ее дочь» xwjt, zA=s «ее сын» mHj. Все трое изображены на архитраве Boston, MFA 13.4337, и, помимо этого, две дочери (xwjt и n(j)-sj-(jt=j)) – отдельно на ложной двери kA=s-jt=s in situ, в гробнице G 239175
. Жена jrj.n-Axt(j)/jrj (архитрав Boston, MFA 13.4333)76
.
Термины родства zA=s/zAt=s «ее сын» / «ее дочь» в гробницах Куббет эль-Хава засвидетельствованы несколько раз – как у родственников хозяев гробниц, так и у их челяди77. Все они относятся к концу VI–IX династии.
19. mTnw=j-anx: zAt=s «ее дочь» nfr-anqt78;20. spj / jpj: zA=s «ее сын» smr Xrj-tp nswt «(придворный) друг, поверенный царя» n-mwt=f79
;21. snt=j-j: zAt=s «ее дочь» Hr-m-kAw=s; zAt=s «ее дочь» jmA; zA=s nfr-jmAw; zA=s «ее сын» TTj80
;22. jwt=j: zA=s «ее сын» jnj, zA=s «ее сын» HqA-jb=j81
;23. Htpt=j-j: zAt=s smswt «ее старшая дочь» snt-j, zAt=s «ее дочь» sTt-Htp-j82
;24. mn-nfr-ppj: zAt=s «ее дочь» twj, zAt=s «ее дочь» kwtj83
;25. sbk-HA-jr(j)?: zAt=s «ее дочь» jmt=s(?)84
;26. wAD-kAw=s: zA=s «ее сын» HqA-jb=j-j, zAt=s mrjt=s xtmt(j)t «ее дочь, любимая ею, ключница» nb-kA-tA?85
;27. Hbs-j?: zAt=s «ее дочь» Hzt86
;28. wAD-kAw=s: zAt=s «ее дочь» [?]87
;29. jm..?: zA=s «ее сын», zAb zS «судейский писарь» sAb.n=j-j88
;30. nfr-anqt: zAt=s «ее дочь» nfr-anqt, zAt=s «ее дочь» Hzt89
;31. Tzt: zAt=s «ее дочь» sSmt=j90
.
Памятники Hmt-nTr njt wp(jw)t-wAwt «жрицы Нейт, открывающей пути» и nb(t) jmAx xr Hwt-Hr nb(t) nht «госпожи блаженства у Хатор, владычицы сикоморы» по имени xntj-kAw=s, дают повод для дискуссии91. Она построила для себя гробницу в Гизе, в которой центральное место занимает ложная дверь92. Хотя ее хозяйкой была сама xntj-kAw=s, на ней есть и адрес для некоего [jmj-rA] mSa «военачальника» jsw, который составила для него его дочь с титулом [rxt] nswt «[знакомая] царя»; имя ее не сохранилось. Прочие дети xntj-kAw=s названы msw=s «ее детьми»93, с именами wsrt-kA=j и jwn-kA=j, а напротив них изображен zA=s mrj=s «ее сын, любимый ею» kA=j-nfr. Военачальник jsw мог быть либо мужем xntj-kAw=s, которому посвятила надпись их общая дочь, либо ее отцом, тогда автором посвященной ему надписи была сама xntj-kAw=s94. О том, кем был этот военачальник jsw, можно судить лишь по фрагментам рельефов в гробнице xntj-kAw=s, надписи на которых не сохранились, поэтому интерпретировать их можно двояко. Так, у входа в погребальную камеру и на западной стене восточной камеры изображена супружеская чета95; Х. Юнкер считал, что на обоих рельефах изображены родители xntj-kAw=s96. На западной стене восточной камеры xntj-kAw=s изображена отдельно от сидящей супружеской четы, как главный персонаж, потому эта версия в общем справедлива. Однако на центральной панели ложной двери справа вновь представлена супружеская чета, а слева, напротив нее, сидит еще один мужской персонаж. Самое простое объяснение этой композиции – здесь изображена сама xntj-kAw=s с мужем, а напротив изображен их сын (скорее всего kA=j-nfr). На западной стене западной камеры изображены уже четыре фигуры: мальчик – чета (мужчина и женщина) – мужчина97; наиболее вероятно, здесь также представлены xntj-kAw=s, ее муж, их сын и внук98. Таким образом, муж xntj-kAw=s также присутствует в ее гробнице как объект культа, хотя на ложной двери, возможно, он вовсе не упоминается.
92. Torino, Museo Egizio, Suppl. 1848/1. Curto 1963, 58–61, fig. 19, pl. 15. Giza Project: TUR_Dia021_AC049, TUR_NEGA0692, TUR_NEGE0242, TUR_NEGB2901.
93. Титул msw=s «ее дети» встречается также на ложной двери nj-anx=j-Hwt-Hr (Cairo CG 1506 (JdE 4738); PM III.2 612. Borchardt 1937, 211, Bl. 44). Саккара. VI династия. Хозяйка вновь представлена сидящей за столом с мужем, zS «писарем» pr-nDw, а ниже изображены 6 ее дочерей. См. также Scheele-Schweitzer 2008, 352; Kokina 2015, 93. В завещании nj-kA=j-anx начала V династии дети nj-kA=j-anx и его жены Hknw-HDt именуются msw=s «ее дети» только в преамбуле; в прочих случаях употребляется сочетание msw=f/j «его/мои дети» (Sethe 1932–1933, 25,10; Thompson 2014, 46, pl. 22a, 56).
94. Посвятительные надписи дочерей памяти отцов встречаются редко: Chauvet 2004, 2, 472 [49], 571 [127]. Кстати, известна только одна эпитафия матери, составленная дочерью, – как раз на ложной двери Brooklyn 86.226.29.
95. G 5140. Junker 1944, 71 (Abb. 30b), 73 (Abb. 31). Giza Project: AEOS_II_2675; AEOS_II_2674_1.
96. Junker 1944, 71.
97. Junker 1944, 77, Abb. 32. Giza Project: A6429_NS; AEOS_I_5789.
98. Х. Юнкер считал, что здесь изображены родители и братья и сестры («Eltern und Geschwister») xntj-kAw=s (Junker 1944, 71); ср. McCorquodale 2013, 59: «Junker identifies them as the xntj-kAw=s’ father, xntj-kAw=s herself and either her husband or brother».
Последний памятник, имеющий отношение к семье HAt-kAw=j, – Cairo CG 1576. Эта ложная дверь дает ценные сведения о первых трех поколениях династии визиря jww I по линии его дочери n(j)-s(j)-jrt=j99. Приведу основные надписи с именами и титулами в верхней части этой ложной двери.
jmj-rA njwt tAjtj zAb TAtj jww | Градоначальник и визирь jww. |
zAt=f mr(j)t=f Spst nswt n(j)-s(j)-jrt=j | Его дочь, его любимая, царская аристократка n(j)-s(j)-jrt=j. |
zAt=s Spst nswt Hm(t)-nTr Hwt-Hr HAt-kAw=j rn=s nfr mznt | Ее дочь, царская аристократка и жрица Хатор HAt-kAw=j/mznt. |
В нижней части ложной двери приводятся имена HAt-kAw=j (1 раз) и
mznt100
(7 раз) в разных сочетаниях с титулами и эпитетами rxt nswt, Spst nswt, Hmt-nTr Hwt-Hr и jmAxwt «знакомая царя, царская аристократка, жрица Хатор, блаженная».
Значение женского имени mznt неясно. В форме оно отмечено также на стеле Cairo CG 1616 из Абидоса101
. Эта mznt была дочерью nDm-jb=j/xnms и
jnj (в обеих публикациях в этом имени нарисован знак «черепаха» вместо очевидного «рыба»-jn)102
. Наиболее вероятно, имя mznt является чужеземным заимствованием. Между женщинами по имени HAt-kAw=j стел Cairo CG 1576 и Brooklyn 86.226.29 определенно существовала связь, хотя на этих памятниках явно изображены разные дамы. На основании изложенных данных можно допустить, что изображенная на ложной двери Brooklyn 86.226.29 DfAt-kA=j была дочерью HAt-kAw=j/mznt и дала имя своей дочери HAt-kAw=j в честь матери.
Именно дочь DfAt-kA=j по имени HAt-kAw=j изображена и на стеле Monte-Carlo. Таким образом, родственные связи между потомками визиря jww I уточняются на основании косвенных свидетельств ложной двери Brooklyn 86.226.29 и стелы Monte-Carlo.
Таковы источники по истории знатной абидосской семьи, для реконструкции которой важную связующую роль сыграла новая стела Monte-Carlo. Заключительная часть этого исследования будет посвящена генеалогии этой династии, насчитывающей 7 поколений от визиря jww I, служившего царю ppj I, до инспектора жрецов царской матери mHnw, жившего в конце VIII – начале IX династии. Поскольку документы по истории этой семьи содержат и данные о царице anx-n=s-ppj, то проблеме идентификации этой царицы в разных источниках также будет уделено заметное место103.
Библиография
- 1. Azzam, L.M. 2015: The false door of Senet at Beni Hassan. In: F. Haikal (ed.), Mélanges offerts à Ola el-Aguizy. (BdE, 164). Le Caire, 39–49.
- 2. Baines, J. 2009: The stelae of Amenisonbe from Abydos and Middle Kingdom display of personal religion. In: D. Magee, J. Bourriau, St. Quirke (eds.), Sitting Beside Lepsius: Studies in Honour of Jaromir Malek at the Griffith Institute. (OLA, 185). Leuven, 1–22.
- 3. Berger-El-Naggar, C. 2005: Cultes de reines et cultes privés dans le cimetière de la famille royale de Pépy Ier. In: L. Pantalacci, C. Berger-El-Naggar (eds.), Des Néferkarê aux Montouhotep: travaux archéologiques en cours sur la fin de la VIe dynastie et la Première Période Intermédiaire. Actes du colloque CNRS – Université Lumière-Lyon 2, tenu le 5–7 juillet 2001. (TMOM, 40). Lyon–Paris, 15–29.
- 4. Bleiberg, Ed., Cooney, K.M. 2008: To Live Forever: Egyptian Treasures from The Brooklyn Museum. Brooklyn (NY)–London.
- 5. Borchardt, L. 1937: Denkmäler des Alten Reiches (ausser den Statuen) im Museum von Kairo. Nr. 1295–1808. Teil I: Text und Tafeln zu Nr 1295–1541. Berlin.
- 6. Borchardt, L. 1964: Denkmäler des Alten Reiches (ausser den Statuen) im Museum von Kairo. Nr. 1295–1808. Teil II: Text und Tafeln zu Nr. 1542–1808. Le Caire.
- 7. Brovarski, Ed. 1994a: Abydos in the Old Kingdom and First Intermediate Period, part I. In: C. Berger, G. Clerc, N. Grimal (eds.), Hommages à Jean Leclant. Vol. I. (BdE, 106/1). Le Caire, 99–121.
- 8. Brovarski, Ed. 1994b: Abydos in the Old Kingdom and First Intermediate Period, part II. In: D.P. Silverman (ed.), For his Ka: Essays Offered in Memory of Klaus Baer. (SAOC, 55). Chicago, 15–44.
- 9. Brovarski, Ed. 2000–2001: The Senedjemib complex at Giza: Report on the February-March 1999 field season of the Giza Mastabas Project. Annales du Service des Antiquités de l’Égypte 76, 65–72.
- 10. Brovarski, Ed. 2000: Giza Mastabas 7. The Senedjemib Complex. Pt. 1. The Mastabas of Senedjemib Inti (G 2370), Khnumenti (G 2374), and Senedjemib Mehi (G 2378). Boston.
- 11. Brovarski, Ed. 2006: False doors & history: the Sixth Dynasty. In: M. Bárta, (ed.), The Old Kingdom Art and Archaeology: Proceedings of the Conference Held in Prague, May 31 – June 4, 2004. Prague, 71–118.
- 12. Brovarski, Ed. 2018: Naga ed-Dêr in the First Intermediate Period. Atlanta.
- 13. Chauvet, V. 2004: The Conception of Private Tombs in the Late Old Kingdom. Pt. I–II. PhD thesis, John Hopkins University. Baltimore (Maryland).
- 14. Curto, S. 1963: Gli scavi italiani a El-Ghiza (1903). (Monografie di archeologia e d’arte, 1). Roma.
- 15. Daoud, Kh. 1996: The false-door of the family of %kr-Htp. Studien zur Altägyptischen Kultur 23, 83–102.
- 16. Daoud, Kh. A. 2005: Corpus of Inscriptions of the Herakleopolitan Period from the Memphite Necropolis: Translation, Commentary, and Analyses. (BAR International Series, 1459). Oxford.
- 17. Daoud, Kh. 2018: The false door of Irrti from Saqqara. In: P. Jánosi, H. Vymazalová (eds.), The Art of Describing: The World of Tomb Decoration as Visual Culture of the Old Kingdom. Studies in Honour of Yvonne Harpur. Prague, 105–126.
- 18. Decker, W., Herb, M. 1994: Bildatlas zum Sport im Alten Ägypten. Corpus der bildlichen Quellen zu Leibesübungen. T. I–II. Leiden.
- 19. Dobrev, V., Leclant, J. 1998: Les tables d’offrandes de particuliers découvertes aux complexes funéraires des reines près de la pyramide de Pépi Ier. In: N. Grimal (ed.), Les critères de datation stylistiques à l’Ancien Empire. (BdE, 120). Le Caire, 143–157.
- 20. Drenkhahn, R. 1989: Ägyptische Reliefs im Kestner-Museum Hannover: 100 Jahre, Kestner-Museum Hannover, 1889–1989. (Sammlungskataloge des Kestner-Museums Hannover, 5). Hannover.
- 21. Edel, E. 1979: Zum Verständnis der Inschrift des Jzj aus Saqqara: zu Helcks Bearbeitung dieser Inschrift in ZÄS 104, 89–93. Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde 106/1, 105–116.
- 22. Edel, E. 2008: Die Felsgräbernekropole der Qubbet el Hawa bei Assuan. I. Abteilung. Bd. 1–3. Die Architektur, Darstellung, Texte, archäologischer Befund und Funde der Gräber QH 24 – QH 209. Paderborn.
- 23. El-Masry, Y. 2005–2007: An unfinished stela of the earliest Heracleopolitan period. Bulletin de la Société d’Égyptologie de Genève 27, 61–73.
- 24. El-Sawi, A. 1987: Three Old Kingdom stelae from the Egyptian Museum in Cairo. Annales du Service des Antiquités de l’Égypte 70 (1984–1985). Suppl., 65–77.
- 25. El-Tayeb, H. 2018: Some rare scenes in the tomb of Rashepses at Saqqara. In: P. Jánosi, H. Vymazalová (eds.), The Art of Describing: The World of Tomb Decoration as Visual Culture of the Old Kingdom. Studies in Honour of Yvonne Harpur. Prague, 289–307.
- 26. Étienne, M. 2006: Journey to the Afterlife: Egyptian Antiquities from the Louvre. Sydney.
- 27. Étienne, M. (éd.) 2009: Les Portes du Ciel: visions du monde dans l’Égypte ancienne. Paris.
- 28. Fazzini, R.A. 1972: Some Egyptian reliefs in Brooklyn. In: B.V. Bothmer (ed.), Miscellanea Wilbouriana. Vol. I. Brooklyn (NY), 33–70.
- 29. Fischer, H.G. 1968: Dendera in the Third Millennium BC down to the Theban Domination of Upper Egypt. Locust Valley (NY).
- 30. Fischer, H.G. 1976: Egyptian Studies I. Varia. New York.
- 31. Fischer, H.G. 1977: The evolution of composite hieroglyphs in ancient Egypt. Metropolitan Museum Journal 12, 5–19.
- 32. Fischer, H.G. 1981: Two well-dated Egyptian antiquities in the Walters Art Gallery. Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Abteilung Kairo 37, 151–159.
- 33. Fischer, H.G. 1989: Egyptian Women of the Old Kingdom and of The Heracleopolitan Period. New York.
- 34. Fischer, H.G. 1996: Egyptian Studies III. Varia Nova. New York.
- 35. Fischer, H.G. 2000: Egyptian Women of The Old Kingdom and of The Heracleopolitan Period. 2nd ed. New York.
- 36. Franke, D. 1984: Personendaten aus dem Mittleren Reich (20.–16. Jahrhundert v. Chr.): Dossiers 1–796. (ÄA, 41). Wiesbaden.
- 37. Franke, D. 2013: Egyptian Stelae in the British Museum from the 13th–17th Dynasties. Vol. I, fasc. 1: Descriptions. Ed. by M. Marée. London.
- 38. Gourdon, Y. 2005: Éléments de datation d’un groupe de stèles fausses-portes de la Première Période Intermédiaire. In: L. Pantalacci, C. Berger-El-Naggar (eds.), Des Néferkarê aux Montouhotep: travaux archéologiques en cours sur la fin de la VIe dynastie et la Première Période Intermédiaire. Actes du colloque CNRS – Université Lumière-Lyon 2, tenu le 5–7 juillet 2001. (TMOM, 40). Lyon–Paris, 165–193.
- 39. Gourdon, Y. 2016: Onomastique égyptienne croisée: quand les noms de lieux et de personnes s’entremêlent au IIIe millénaire. In: Y. Gourdon, Å. Engsheden (eds.), Études d'onomastique égyptienne: méthodologie et nouvelles approches. (RAPH, 38; PIFAO, 1107). Le Caire, 101–160.
- 40. Hamza Awad, Kh. 2011: Drei Stelen des Alten Reiches und der frühen 1. Zwischenzeit aus Abydos im Ägyptischen Museum (Kairo CG 1450, CG 1589 und CG 1616). Studien zur Altägyptischen Kultur 40, 29–52.
- 41. Hannig, R. 2003: Ägyptisches Wörterbuch I. Altes Reich und Erste Zwischenzeit. Hannig-Lexica 4. Mainz am Rhein.
- 42. Harpur, Y.M. 1996: Old Kingdom blocks from the tomb of Horemheb. In: H. D. Schneider (ed.), The Memphite Tomb of Horemheb, Commander-in-Chief of Tut’ankhamūn II: A Catalogue of the Finds. (Egypt Exploration Society, Excavation Memoir, 60). London.
- 43. Hassan, S. 1941: Excavations at Gîza. Vol. III. 1931–1932. Cairo.
- 44. Hawass, Z. 2004: The tombs of the pyramid builders: the tomb of the artisan Petety and his curse. In: G.N. Knoppers, A. Hirsch (eds.), Egypt, Israel, and the Ancient Mediterranean World: Studies in Honor of Donald B. Redford. (Probleme der Ägyptologie, 20). Leiden–Boston, 21–39.
- 45. Hawass, Z. 2008: The Builders of the Pyramids. Cairo.
- 46. Hawass, Z. 2018: Notes on the tomb of Nfr-Tz at Giza. In: P. Jánosi, H. Vymazalová (eds.), The Art of Describing: The World of Tomb Decoration as Visual Culture of the Old Kingdom. Studies in Honour of Yvonne Harpur. Prague, 165–180.
- 47. Hein, I., Satzinger, H. 1993: Kunsthistorisches Museum Wien. Ägyptisch-Orientalische Sammlung, Lieferung 7: Stelen des Mittleren Reiches 2: einschliesslich der I. und II. Zwischenzeit. (CAA Wien, 7). Mainz am Rhein.
- 48. Hill, J.A. 2010: Window between worlds: the Ankh as a dominant theme in five Middle Kingdom mortuary monuments. In: Z. Hawass, J.H. Wegner (eds.), Millions of Jubilees: Studies in Honor of David P. Silverman. Vol. I. (SASAE, 39). Le Caire, 227–247.
- 49. Jéquier, G. 1929: Tombeaux de particuliers contemporains de Pepi II. (Fouilles à Saqqarah). Le Caire.
- 50. Jones, D. 2000: An Index of Ancient Egyptian Titles, Epithets and Phrases of the Old Kingdom. Vol. I–II. (BAR International Series, 866). Oxford.
- 51. Jørgensen, M. 1996: Catalogue. Egypt I (3000-1550 BC). Ny Carlsberg Glyptotek. Copenhagen.
- 52. Junker, H. 1944: Gîza VII. Der Ostabschnitt des Westfriedhofs. 1. Teil. Wien–Leipzig.
- 53. Kanawati, N. 1982: The Rock Tombs of el-Hawawish. The Cemetery of Akhmim. Vol. III. Sydney.
- 54. Kanawāti, N. 2009: Weni the Elder and his royal background. In: A.-A. Maravelia (ed.), En quête de la lumière / In Quest of Light: mélanges in honorem Ashraf A. Sadek. (BAR International Series, 1960). Oxford, 33–50.
- 55. Kanawati, N., El-Khouli A., Maksoud N. V., McFarlane, A. 1984: Excavations at Saqqara: North-West of Teti’s Pyramid. Vol. I. North Ryde (Warminster).
- 56. Kendall, T. 2007: Mehen: the ancient Egyptian game of the serpent. In: I.L. Finkel (ed.), Ancient Board Games in Perspective: Papers from the 1990 British Museum Colloquium, with Additional Contributions. London, 33–45.
- 57. Кокина, Е.А. «Его» или «ее» дети? Обозначение детей в вельможеских гробницах Древнего царства. В cб.: Петербургские египтологические чтения 2013–2014. Памяти Юрия Яковлевича Перепелкина. К 110-летию со дня рождения. Доклады. (ТГЭ, 76). СПб., 88–97. 2015.
- 58. Legros, R. 2009–2010: La disparition d’une élite? Les cultes privés de la nécropole royale de Pépy Ier à Saqqâra. In: J.C. Moreno García (éd.), Elites et pouvoir en Egypte ancienne: actes du colloque, université Charles-de-Gaulle Lille 3, 7 et 8 juillet 2006: Egypte, Soudan. (Cahiers de recherches de l’Institut de papyrologie et d’égyptologie de Lille, 28). Villeneuve d’Ascq, 157–176.
- 59. Legros, R. 2016: Stratégies mémorielles: les cultes funéraires privés en Égypte ancienne de la VIe à la XIIe dynastie. (Travaux de la Maison de l’Orient et de la Méditerranée, 70). Lyon.
- 60. Legros, R. 2018: Décrets de la nécropole royale de Pépy Ier. In: K.O. Kuraszkiewicz, E. Kopp, D. Takács (eds.), ‘The perfection that endures…’: Studies on Old Kingdom Art and Archaeology. Warsaw, 279–304.
- 61. Markowitz, Y.J., Haynes, J.L., Freed, R.E. 2002: Egypt in the Age of the Pyramids: Highlights from the Harvard-University Museum of Fine Arts, Boston Expedition. Boston.
- 62. McCorquodale, K. 2013: Representations of the Family in the Egyptian Old Kingdom: Women and Marriage. (BAR International Series, 2513). Oxford.
- 63. Metawi, D. 2014: The false door of WDa-Dri (Cairo Museum, without number). Studien zur altägyptischen Kultur 43, 267–275.
- 64. Monte-Carlo 2019: Hôtel des Ventes de Monte-Carlo. Vente archéologie classique & antiquités orientales, mardi 22 janvier 2019. Monaco.
- 65. Moreno García, J.C. 2007: A new Old Kingdom inscription from Giza (CGC 57163), and the problem of sn-Dt in pharaonic third millennium society. Journal of Egyptian Archaeology 93, 117–136.
- 66. Munro, P. 1994: Bemerkungen zur Datierung mTTj's, zu seinen Statuen Brooklyn 51.1 / Kansas City 51-1 und zu verwandten Rundbildern. In: C. Berger, G. Clerc, N. Grimal (eds.), Hommages à Jean Leclant. Vol. I. (BdE, 106/1). Le Caire, 245–277.
- 67. Nestmann Peck, C. 1958: Some Decorated Tombs of the First Intermediate Period at Naga ed-Dêr. Ph.D. Brown University. Ann Arbor.
- 68. Peterson, B.J. 1970-1971: Ausgewählte ägyptische Personennamen nebst prosopographischen Notizen aus Stockholmer Sammlungen. Orientalia Suecana 19-20, 3–22.
- 69. Peterson, B.J. 1972: A tomb-relief from the end of the First Intermediate Period. Orientalia Suecana 21, 3–8.
- 70. Piacentini, P. 2002: Les scribes dans la société égyptienne de l’Ancien Empire. Vol. I. Les premières dynasties. Les nécropoles memphites. Paris.
- 71. Pierre Bergé & Associés 2018: Pierre Bergé & Associés. Archéologie, 16 mai 2018. Drouot-Richelieu. Paris.
- 72. Radwan, A. 2008: The nun-basin of Renpetneferet. In: St.E. Thompson, P. Der Manuelian (eds.), Egypt and Beyond: Essays Presented to Leonard H. Lesko upon his Retirement from the Wilbour Chair of Egyptology at Brown University June 2005. Providence (RI), 277–283.
- 73. Ranke, H. 1935–1952: Die ägyptischen Personennamen. Bd. I–II. Glückstadt–Hamburg–New York.
- 74. Scheele-Schweitzer, K. 2008: Zu einigen Verwandtschaftsbezeichnungen in Grabdarstellungen des Alten Reiches und ihrer geographischen Verbreitung. Studien zur Altägyptischen Kultur 37, 339–354.
- 75. Scheele-Schweitzer, K. 2014: Die Personennamen des Alten Reiches. Altägyptische Onomastik unter lexikographischen und sozio-kulturellen Aspekten. (Philippika, 28). Wiesbaden.
- 76. Schweitzer, S.D. 2011: Zum Lautwert einiger Hieroglyphen: , , und . Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde 138, 132–149.
- 77. Sethe, K. 1932–1933: Urkunden des Ägyptischen Altertums, Erste Abteilung. Bd. I (Heft 1–4). Urkunden des Alten Reichs. Leipzig.
- 78. Shaikh al Arab, W. 2008: Le dieu Onouris. Thèse de doctorat, Université Lille 3. Lille.
- 79. Simpson, W.K. 1979: Topographical notes on Giza mastabas. In: M. Görg, E. Pusch (eds.), Festschrift Elmar Edel: 12. März 1979. (ÄAT, 1). Bamberg, 489–499.
- 80. Sotheby’s 1997: Antiquities and Islamic Art, Sotheby’s. New York, May 31, 1997.
- 81. Stefanović, D. 2016: Dossiers of Ancient Egyptian Women: the Middle Kingdom and Second Intermediate Period. (MKS, 5). London.
- 82. Strudwick, N. 1987: A slab of Int-kAs in the Fitzwilliam Museum. Journal of Egyptian Archaeology 73, 200–202.
- 83. The President and Fellows of Harvard College on the behalf of the Harvard Art Museum (eds.) 2000: A decade of collecting, spring 2000. Arthur M. Sackler Museum. Harvard University Art Museums Bulletin 7 (2), 7–40.
- 84. Thompson, E. 2014: The Old Kingdom Cemetery at Tehna. Vol. I: The Tombs of Nikaiankh I, Nikaiankh II and Kaihep. (ACER, 35). London.
- 85. Valloggia, M. 1974: Deux stèles égyptiennes de la Première Période Intermédiaire. Genava 22, 249–254.
- 86. Vandier, J. 1936: Quatre stèles inédites de la fin de l’Ancien Empire et de la Première Époque Intermédiaire. Revue d’égyptologie 2, 43–64.
- 87. Verhoeven, U. 1984: Grillen, kochen, backen im Alltag und im Ritual Altägyptens: ein lexikographischer Beitrag. (Rites égyptiens, 4). Bruxelles.
- 88. Woodward, S. R., Kanawati, N. 1995: The Tombs of el-Hagarsa, 3. (Australian Centre for Egyptology: Reports, 7). Sydney.
- 89. Zelenkova, L. 2008: Die privaten Stiftungsinschriften des funerären Bereichs des Alten Reiches und der 1. Zwischenzeit. Diplomarbeit Mag. Phil. Wien. (URL: http://othes.univie.ac.at/1223/1/2008-09-02_0306912.pdf; accessed on: 3.06.2020)
- 90. Ziegler, Chr. 1990: Catalogue des stèles, peintures et reliefs égyptiens de l’Ancien Empire et de la Première Période Intermédiaire vers 2686–2040 avant J.-C. Musée du Louvre. Département des Antiquités Égyptiennes. Paris.
2. Monte-Carlo 2019, 46 (Lot 75) – URL: hvmc.auction.fr/_fr/lot/fragment-de-bas-relief-funeraire-calcaire-restes-de-polychromie-en-bas-a-15186524#.XwGgQigzaUk; дата обращения: 06.07.2020. Прежнее появление на аукционе указано как «Paris, collection privée. Ancienne vente du 28 juin 1968 chez Me Blache, Versailles, lot 30 bis»; позже рельеф находился в частной коллекции. Старая этикетка на тыльной стороне плиты: «№ 101 – 3000F». Датировка эксперта – «Troisième Période Intermédiaire» – появилась явно по недоразумению.