- Код статьи
- S032103910010640-7-1
- DOI
- 10.31857/S032103910010640-7
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 80 / Выпуск 3
- Страницы
- 712-727
- Аннотация
Статья является дополнением к ранее вышедшей в «Вестнике древней истории» публикации антропоидного саркофага фиванской жрицы Неситауджатахет (XXI династия) из собрания Национального музея Республики Татарстан. Данная статья содержит уточненную публикацию декоративной программы крышки саркофага и ее надписей, до недавнего времени скрытых под профилактическими заклейками.
- Ключевые слова
- саркофаг, Неситауджатахет, Nsy-tA-wDAt-Axt, Баб эль-Газус, III Переходный период, древнеегипетское искусство, Национальный музей Республики Татарстан
- Дата публикации
- 17.09.2020
- Год выхода
- 2020
- Всего подписок
- 4
- Всего просмотров
- 174
Необходимость дополнения к уже опубликованному автором на страницах Вестника саркофагу жрицы Неситауджатахет из собрания НМРТ (инв. № КП-5404/1)1 обусловлена появлением новых сведений, полученных в результате повторного изучения памятника на месте его хранения. Во многом уточнение деталей декоративной программы и надписей саркофага стало возможным после удаления многочисленных профилактических заклеек, полностью или частично закрывавших отдельные участки на его поверхности, и изучения отслоившихся фрагментов грунта с росписью2. Так, благодаря удалению бумажных профилактических заклеек и временному снятию фиксирующих стяжек из ткани стали доступны ранее скрытые изображения и надписи, в том числе лицевая часть крышки и так называемая «маска» саркофага.
Поскольку большая часть заклеек находилась на крышке, что препятствовало полноценному изучению и описанию ее декора, именно эта часть саркофага нуждается фактически в повторном издании (рис. 1, 1–4). Представляется также необходимым опубликовать и относящиеся к саркофагу фрагменты, в настоящее время хранящиеся отдельно от него: выпавшие куски обмазки деревянной основы крышки3, отслоившиеся участки грунта с росписью4 и деревянные колышки, с помощью которых крышка крепилась на ящике (рис. 2, 1–5). В частности, соотнесение расписных фрагментов с лакунами позволило полностью восстановить концовку вертикальных надписей, расположенных посередине крышки (А1–2, В1–2). Судя по характеру росписи, бóльшая часть осыпавшихся фрагментов происходит из области парика и ожерелья, хотя имеется и несколько фрагментов с иероглифическими знаками, скорее всего относящихся к поперечным надписям в нижней части крышки. Тем не менее, несмотря на то что удалось определить происхождение основной массы фрагментов (например, из области парика, широкого ожерелья и подножия), точное положение большинства из них в декоре возможно будет осуществить только при комплексной реставрации памятника (рис. 2, 1–2).
4. Фотографии некоторых фрагментов, относящихся к саркофагу Неситауджатахет, были опубликованы в каталоге, изданном О.Д. Берлевым и С.И. Ходжаш, с ошибочной датировкой Ливийским периодом (Berlev, Hodjash 1998, 25, no. 33, pl. 52. II.33).
Кроме указанных фрагментов росписи, сохранилось также несколько колышков, прежде находившихся в прямоугольных пазах, выдолбленных в толще стенок ящика и крышки. В сочетании с круглыми шипами, вставлявшимися в сквозные отверстия в боковых стенках ящика, колышки, фиксирующие крышку, выполняли функцию запорного механизма саркофага (по четыре колышка с каждой стороны). В настоящее время один из колышков и фрагмент другого вставлены в два нижних паза левой стенки ящика (рис. 2, 4), а три остальных (два из них расколоты) хранятся отдельно (рис. 2, 5).
Следует отметить, что осмотр саркофага Неситауджатахет не выявил каких-либо явных признаков коррекции или изменения отделки, которые указывали бы на его возможную узурпацию и вторичное использование. Последнее обстоятельство позволяет сделать предварительный вывод, что, по меньшей мере, внутренний саркофаг был изготовлен и расписан в мастерской незадолго до его приобретения для погребения Неситауджатахет и, следовательно, никогда не имел иных владельцев.
Согласно заново произведенным обмерам, саркофаг имеет следующие параметры. Крышка: 181,5 х 50,2 х 32,8 см. Ящик: 181,6 х 52,2 х 28 см. Толщина стенок ящика: ≈ 3,3–4,3 см. Колышки: 1) 7,34 х 4,12 х 0,92 см; 2) 6,99 х 3,6 х 0,82 см; 3) 6,82 х 3,54 х 0,8см.
ИЗОБРАЖЕНИЯ НА КРЫШКЕ
Визуально все пространство крышки может быть условно разделено на несколько основных секций, границы которых в целом совпадают с частями тела мумиеобразной фигуры (рис. 1, 2): 1) область головы и парика; 2) верхняя часть, соответствующая широкому ожерелью и сложенным на груди рукам (секция АI); 3) центральная композиция в области живота (секция AII); 4) нижняя часть, простирающаяся от бедер до ступней (секции B–E); 5) подножие, имитирующее запеленатые ступни мумии (секции F–G)5.
Каждая из перечисленных секций, в свою очередь, состоит из обособленных сцен и отдельных изобразительных сегментов. В предыдущей публикации нами уже давалось детальное описание сцен на крышке саркофага, поэтому ограничимся лишь общей характеристикой ее декора и краткими дополнениями к содержанию тех или иных сцен и сюжетов6. В целом структура изобразительной программы крышки, отличающаяся вертикальным построением сцен и направлением надписей в колонках по краям, характерна для оформления саркофагов середины XXI династии7.
7. Как уже было указано в предшествующей публикации (Bolshakov 2017, 182, 192 и 199), оформление саркофага Неситауджатахет (согласно классификации А. Нивиньского: тип декора крышки III-а, ящика А/В, и внутреннего декора 2-а, (Niwiński 1988, 76, 86, 88–89)) следует датировать временем «понтификата» Менхеперра и Пиноджема II, т.е. рубежом XI–X вв. до н.э.
Область головы и парика (рис. 3)
Верхняя часть крышки выполнена в виде объемного идеализированного изображения умершей в тяжелом трехчастном парике, украшенном лентами-гирляндами и цветами лотоса8. В соответствии с правилами отделки крышек саркофагов женщин условный «портрет» Неситауджатахет дополнен рельефными круглыми серьгами и моделированной из штука обнаженной грудью, показанной поверх широкого ожерелья. В колористическом решении лица умершей, типичном для женских саркофагов XXI династии, следует отметить следующую деталь: наличие двух симметричных полукружий одного цвета с основной массой парика, частично перекрывающих рисунок головной ленты, – имитацию локонов, уложенных по моде второй половины Нового царства вдоль лица9.
9. Ср. со скульптурными изображениями знатных женщин эпохи Нового царства и саркофагами XXI династии с детальной проработкой данного элемента (Ср. Niwiński 1999, pl. XII, 2; XVI, 1; XX, 2; XXVII, 1).
Область широкого ожерелья (АI; рис. 4)
Всю поверхность крышки от плеч до середины торса мумиеобразной фигуры покрывает широкое ожерелье, чередующиеся ряды которого воспроизводят различные цветочные мотивы. Участки крышки, соответствующие плечам, по традиции украшены изображениями фигурных застежек в виде голов сокола. Промежуток между прямоугольными лопастями парика занимает так называемое малое ожерелье и параллельное ему изображение двойной нити с тесно нанизанными миндалевидными бусами (тип ожерелья-Sbyw). Посередине широкого ожерелья, непосредственно в пространстве между краями парика и кистями рук, вписаны миниатюрные изображения сидящей крылатой богини со страусовыми перьями в распростертых руках (предположительно – это Нут) и крылатого скарабея с солнечным диском перед собой (Хепри). Оставляя в стороне религиозно-магическое значение этих изображений, подобные элементы декора крышки, расположенные в области широкого ожерелья, можно также трактовать как имитацию настоящих ювелирных украшений-пекторалей и амулетов, надетых на владельце саркофага10.
Поверхность крышки в области рук, выполненных в невысоком рельефе, разделена на обособленные секции, содержащие разные изобразительные мотивы: плечи, выступающие из-под края ожерелья, покрывает роспись, имитирующая оперенье (так называемый мотив риши), локти украшает распустившийся цветок лотоса, а предплечья – геометрический орнамент, повторяющий рисунок тесно нанизанных браслетов11 (рис. 5).
Центральная композиция (AII; рис. 1, 2; 4)
Пространство посередине крышки от нижнего края ожерелья до колонок надписей занимает многофигурная композиция, в которой доминирует большое изображение сидящей Нейт с распростертыми крылатыми руками. Центральная композиция не имеет формального деления на обособленные пояса-регистры12, как, например, в двух- или трехчастной схеме центральной композиции.]]], однако в ее построении прослеживается четкая структура с вертикальным принципом организации групп изображений. Так, в верхней половине центральной композиции элементом, на который ориентированы все фигуры, служат изображения двух пекторалей с солярной символикой. По обеим сторонам от них расположены симметричные группы, состоящие из нескольких разновеликих персонажей: крылатая Исида (согласно второй пояснительной надписи, это Нейт), сидящий перед жертвенником-Htp Осирис, Хапи и парящее магическое Око (слева); крылатая Нефтида, Осирис перед жертвенником, сидящая на цветке лотоса безымянная богиня и фетиш Анубиса–imy-wt (справа). Почти все пространство в нижней половине композиции занимает крылатая Нейт, вокруг которой в симметричном порядке располагаются меньшие по размеру парные изображения – крылатые уреи, лежащие шакалы, птицы-bA. Вертикаль всей центральной композиции замыкает изображенное по грудь анонимное антропоморфное божество иного мира с воздетыми руками.
Нижняя часть (BI–EII; рис. 1, 2)
Структурно оформление поверхности крышки, соответствующей ногам мумиеобразной фигуры, имеет трехчастное деление: среднюю секцию с колонками надписей и примыкающие к ней с обеих сторон боковые секции, разделенные поперечными надписями и полосами геометрического орнамента на регистры с парными сценами в каждом. Колонки с надписями посередине крышки, в свою очередь, образуют две обращенные вовнутрь зеркальные половины.
В первой паре сцен верхнего регистра изображена облаченная в праздничное одеяние владелица саркофага, приносящая жертвы Осирису (BI–II; рис. 1, 2; 6, 1–2). В сценах следующего регистра помещены изображения Сокара в облике сокола под защитой крылатого Ока-урея и стоящей напротив мумии со страусовым пером вместо головы (CI–II13; рис. 1, 2; 7, 1–2). Сцены третьего регистра содержат изображение священного овна под защитой крылатого урея (DI–II; рис. 1, 2; 8, 1–2). И наконец, в сценах нижнего, четвертого, регистра, ранее полностью закрытых профилактическими заклейками, представлены две пары сидящих божеств, держащих перед собой большие страусовые перья (EI–II; рис. 1, 2; 9, 1–2). Несмотря на то что сцены последнего регистра разрушены более чем наполовину, уцелевшие участки росписи позволяют идентифицировать в фигурах этих божеств сыновей Хора14 – в частности, Дуамутефа (EI)15 и Амсета (EII).
14. На это также указывает и аналогичное расположение сцен с сыновьями Хора, встречающихся на крышках саркофагов и фигурных накладках на мумии времени XXI династии (Sousa 2018a, 133, 138, fig. 41; 2018b, 165, 169, fig. 94, 98; 290–291, fig. 173–174; Niwiński 1988, pl. V A, VI A; Dodson 2015, 22, cat. 9).
15. Изображение Дуамутефа удалось определить благодаря соответствующему фрагменту росписи с головой этого божества.
Сцены на подножии (F, GI–II; рис. 1, 2; 11)
Лицевая сторона подножия состоит из трех обособленных секций, отделенных друг от друга сплошными полосами геометрического орнамента (секции F, GI–II). Центральная секция (F), в свою очередь, визуально делится на три сегмента, образованных горизонтальной полосой орнамента и изображениями небосвода – . В верхнем сегменте находится широкий фриз из уреев с солнечными дисками на головах; ниже, посередине подножия, помещено изображение большого крылатого солнечного скарабея, плывущего в небесной ладье, под которым расположена симметричная композиция из двух антропоморфных божеств, сидящих перед жертвенником-Htp с приношениями.
По бокам к центральной секции (F) примыкают секции с фигурами Исиды и Нефтиды16, сидящих на знаке «золото» в условной позе оплакивания умершего, – одна рука воздета к голове, другая – опущена на солярный символ вечности (GI–II). Над обеими богинями, узнаваемыми по пояснительным припискам с их именами, изображено крылатое Око, комбинированное с уреем. Остальные участки росписи – в местах соединения досок крышки с подножием – полностью утрачены вместе с выпавшим грунтом (и фрагментами деревянной основы?17 Рис. 10–11), однако по аналогии с декором внешнего саркофага Неситауджатахет и прочих экземпляров «желтых саркофагов» можно заключить, что в боковых сегментах на сгибе крышки, возможно, располагались симметричные изображения лежащего шакала-Анубиса18.
17. Роспись в области подножия, вероятно, была частично утрачена уже в начале XX века, поскольку в кратком описании саркофага Б.А. Тураевым сцены четвертого регистра отмечены как несохранившиеся (Turaev 1903, 4; 1904, 084).
18. См. также Niwiński 1988, pl. III B, IV B; 1999, pl. XVI, 2; XXX, 2.
НАДПИСИ НА КРЫШКЕ
Содержание надписей, являющихся вариациями стереотипных формул, помещавшихся на крышки саркофагов XXI династии, достаточно стандартно; в частности, надписи в колонках в центре (А1, В1) открываются воззванием умершей к Нут, а в смежных с ними колонках (А2, В2) начертаны изречения от имени богинь-защитниц Нейт и Серкет с перечислением ожидаемых от них жертвенных даров. В вертикальных надписях, идущих по обоим краям крышки от локтей до подножия (С1–2), также содержатся жертвенные формулы от лица Осириса и Анубиса, Нут и Нефертума.
Подписи к изображениям в центральной композиции (AII)
Подписи к изображениям в верхней половине композиции: 1. «Осирис» (Wsir); 2. «Я – Исида» (Ink Ast); 3. «Нейт» (Nt); 4. «Хапи» (@p(y)). 5. «Осирис» ((Ws)ir); 6. «Я – Нефтида, сестра бога, Око (Ра)» (Ink Nbt-Hwt sn(t) nTr irt (ra)).
Подписи к изображениям в нижней половине композиции: 7. «Анубис, бог великий, находящийся во главе Дуата» (I(n)pw nTr aA xnt(y) _wAt); 8. «Запад» (Imntt); 9. «Анубис-Ими(у)т» (Inpw imy-(w)t); 10. «бог великий», «Дуат» (nTr aA, _wAt).
Вертикальные надписи в центре крышки (А1–2; В1–2)
A1. «Осирис, владычица дома, певица Амона-Ра, царя богов, музыкантша хора Мут великой, владычицы Ишеру, Неситауджатахет, право(гласная). Говорит она: “О, мать моя Нут, простри крылья (твои) надо мной”» (Wsir nbt pr Smayt n Imn-Ra nswt nTrw Hs(yt) n pA a n Mwt wrt nbt ISrw Nsy-tA-wDAt-Axwt mAa(t)-(xrw). Dd.s hAy mwt.i Nwt psSt dnHwy.(T) Hr.i). Традиционная формула обращения к Нут, начертанная также на крышке внешнего саркофага Неситауджатахет19, имеет следующее продолжение: «да сделаешь (ты), чтобы стала я как нерушимые звезды, как звезды, не знающие усталости, (и) не умру я снова…» (diw.T wnn.i mi ixmw-sk mi ixmw-wrD nn mwt.i m wHm)20.
20. Berlev, Hodjash 1998, 11. Прочтение основано на фотографиях, любезно предоставленных автору С.Б. Охотниковым (ОАМ НАН Украины). Ср. вариации этих формул: Niwiński 1996, 23, 25, 52, 72; 1999, 2, 12, 20, 43, 90, 102; Sousa 2018b, 29–30, 34, fig. 10; 73–74, 77, fig. 38; 108, 110, fig. 60.
A2. «Изречение Нейт великой, матери бога, Ока Ра, госпожи Дома Бальзамирования: “Да даст она жертвы, пищу, вещи всякие прекрасные чистые, вещи всякие прекрасные сладостные, все, которые существуют, (и) все, которыми живут боги (владыки) неба (и) земли”» (Dd-mdw in Nt wrt mwt nTr irt ra Hnwt pr-nfr. di.s Htpw DfAw xt nb(t) nfr(t) wab(t) xt nb(t) nfr(t) bnr(t) nty nb wn nb nty anxw nTrw im.sn pt tA).
B1. «Осирис, владычица дома, певица Амона-Ра, царя богов, музыкантша хора Мут великой, владычицы Ишеру, Неситауджатахет, право(гласная). Говорит она: “Да распрострет Нут руки свои надо мной (в) имени (ее) этом”» (Wsir nbt pr Smayt n Imn-Ra nswt nTrw Hs(yt) n pA a n Mwt wrt nbt ISrw Nsy-tA-wDAt-Axwt mAa(t)-(xrw). Dd.s pD Nwt awy.s Hr.i (m) rn (.s) pw(y) pD). Данное воззвание к Нут в развернутом виде также присутствует в надписи на крышке внешнего саркофага Неситауджатахет: «Да распрострет Нут руки свои над тобой в имени ее этом “простирающей руки свои”, (чтобы) устранила (она) тьму…» (pD Nwt awy.s Hr.T m rn.s pwy n pDt awy.s (r) dr (.s) kkt)21.
B2. «Изречение Серкет великой, матери бога, Ока Ра, госпожи Дома Жизни: “Да даст она хлеб, пиво, быков, птиц, алебастровые сосуды, одежды, благовония, умащения, хлеб всякий прекрасный, удовлетворяющий сердце Великой Девятки (богов) в Дуате великом”» (Dd-mdw in %rqt wrt mwt nTr irt ra Hnwt pr-anx. di.s t Hnqt kAw Apdw Ss mnxt snTr mrHt t nb nfr sHtp ib psDt aAt m _wAt wr(t)).
Вертикальные надписи вдоль краев крышки (С1–2)
Надпись по правому краю (С1): «Изречение Осириса, владыки вековечности, правителя вечности, бога великого, находящегося во главе Запада, Уннефера, владыки оправдания (в) Доме Бальзамирования (и) Анубиса-Имиут: “(Да дадут они) в качестве жертв пищу, прохладную воду, благовония, [ткани ?] алебастровые сосуды (и) одежды, хлеб, вещи всякие прекрасные, чистые, вещи всякие”» (Dd-mdw in Wsir nb nHH HqA Dt nTr aA xnty Imntt Wn-nfr nb mAa-xrw (m) pr-nfr Inpw imy-wt. (di.sn) m Htpw DfAw qbH(w) snTr [sSrw?] sS mnxt t xt nbt nfrt wabt xt nb(t)).
Надпись по левому краю (С2): «Изречение Нут великой, породившей богов, Ока Ра, госпожи Запада (и) Нефертума, защищающего Обе Земли, бога великого, находящегося во главе живых, богов всех земли [и неба]: “Да дадут они жертвы, прохладную воду, вино, вещи всякие прекрасные, чистые, вещи всякие прекрасные (и) жито (?)22, которыми живут боги”» (Dd-mdw in Nwt wrt ms(t) nTrw irt ra Hnwt Imntt Nfr-&m xwi tAwy nTr aA xnty anxw nTrw nbw tA [pt]. di.sn Htpw qbH(w) irp xt nb(t) nfr(t) wab(t) xt nb(t) nfr(t) np(r) (?) nt[y] anx[w] nTrw im.sn).
Надписи в поперечных лентах (D1–8)
D1. «Изречение почитаемого Ра-Хорахти-Атумом, владыкой Обеих Земель (и) Иуну» (Dd-mdw i(n) imAxy xr Ra-@r-Axty-&m nb tAwy Iwnw).
D2. «Изречение почитаемого Дуамутефом, сыном твоим, любимым тобой, богом (великим?)» (Dd-mdw i(n) imAxy xr _wA-mwt.f sA.k mr.k nTr (aA) (?)).
D3. «Изречение почитаемого Нефтидой, сестрой бога, Оком Ра (Dd-mdw i(n) imAxy xr Nbt-Hwt sn(t) nTr irt ra).
D4. «Изречение почитаемого [Амсетом, сыном] любимым его, богом великим» (Dd-mdw i(n) imAxy xr Ims[ti sA].f mr.f nTr aA).
D5. «Изречение почитаемого [Уаджит (?)]23, Оком Ра» (Dd-mdw i(n) imAxy xr [WADyt (?)] irt ra).
D6. «Изречение почитаемого [Исидой] великой, матерью бога» (Dd-mdw i(n) imAxy xr [Ast] wrt mwt nTr).
D7. «Изречение [почитаемого…], госпожой [Дома Бальзамирования (?)]» (Dd-mdw i(n) [imAxy xr…] Hnwt [pr-nfr (?)])24. D8. «Изречение почитаемого [Хапи], сыном его, [любимым]» (Dd-mdw i(n) imAxy [xr @py] sA.f [mr]).
Подписи к изображениям в сценах в нижней части крышки (В–С)
BI: «Осирис» (Wsir), «Осирис, правитель» (Wsir HqA); BII: «владыка» (nb); CI: « Осирис» (Wsir); CII: «Сокар» (%kry).
Подписи к изображениям на лицевой стороне подножия (GI–II)
1. «Нефтида» (Nbt-Hwt); 2. «Исида» (Ast).
Надписи на кромке подножия (Е1–2)
Надпись на правой стороне (Е1): «Почитаемый Исидой [великой], матерью бога, Оком Ра, госпожой Дома Бальзамирования, да даст она жертвы» (imAxy xr Ast [wr]t mwt nTr irt ra Hnwt pr-nfr di.s Htpw).
Надпись на левой стороне (Е2):
«…[Почитаемый Неф]тидой, сестрой бога, Оком Ра, госпожой Запада, да даст она жертвы (и) пищу всякую» ([imAxy xr Nb]t-Hwt sn(t) nTr irt ra Hnwt Imnt di.s Htpw DfAw nb).
Библиография
- 1. Berlev, O., Hodjash, S. 1998: Catalogue of the Monuments of Ancient Egypt from the Museums of the Russian Federation, Ukraine, Bielorussia, Caucasus, Middle Asia and the Baltic States. Göttingen.
- 2. Большаков, В.А. Саркофаг жрицы Nsy-tA-wDAt-Axt из собрания Национального музея Республики Татарстан. ВДИ 77/1, 176–209. 2017.
- 3. Dodson, A. 2015: Ancient Egyptian Coffins: The Medelhavstmuseet Collection. Stockholm.
- 4. Niwiński, A. 1988: 21st Dynasty Coffins from Thebes: Chronological and Typological Studies. Mainz.
- 5. Niwiński, A. 1996: Catalogue Général des Antiquités Égyptiennes du Musée du Caire. Nos 6029–6068. La seconde trouvaille de Deir El-Bahari (Sarcophages). Le Caire.
- 6. Niwiński, A. 1999: Catalogue General of Egyptian Antiquities of the Cairo Museum. Numbers 6069–6082. The Second Find of Deir El-Bahari (Coffins). Cairo
- 7. Sousa, R. 2017: Burial Assemblages from Bab el-Gasus in the Geographical Society of Lisbon. Turnhout.
- 8. Sousa, R. 2018a: Gleaming Coffins. Iconography and Symbolism in Theban Coffin Decoration (21st Dynasty). Vol. I. The Sheltering Sky. Coimbra.
- 9. Sousa, R. 2018b: The Tomb of the Priests of Amun. Burial Assemblages in the Egyptian Museum of Florence. Leiden–Boston.
- 10. Тураев, Б.А. Описание египетского собрания музея древностей при императорском Казанском университете. СПб. 1903.
- 11. Тураев, Б.А. 1904: Описание египетских памятников в русских музеях и собраниях. VII. Музей древностей при императорском Казанском университете. Записки Восточного отделения (Императорского) Русского археологического общества 15/4, 081–087. 1904.
2. Заклейки cняты в июле 2019 года. Осмотр саркофага показал, что его состояние является относительно стабильным, хотя это не отменяет необходимости срочной реставрации.