- Код статьи
- S032103910018385-6-1
- DOI
- 10.31857/S032103910018385-6
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 82 / Выпуск 4
- Страницы
- 793-822
- Аннотация
В статье рассматриваются так называемые «астролябии» – звездные календари, получившие распространение в древней Месопотамии с конца II до конца I тыс. до н.э. В основе «астролябий» лежали подразделение неба на три «пути» (звезды Энлиля, Ану и Эа) и ежегодные наблюдения гелиакических восходов звезд. Их история разбирается в настоящей статье на основе клинописных источников. Последовательно анализируются основные типы «астролябий» – круглые и прямоугольные (в форме списков). Подробно рассматриваются структура и содержание самой ранней и наиболее обширной «Астролябии Б», датируемой XII в. до н.э., приводятся тексты, отражающие содержание четырех разделов этой «астролябии», а именно менологии, звездного каталога 12 × 3, списка звезд 3 × 12 и других списков звезд. Проводится сравнительное изучение содержания этих списков звезд, а также детально исследуется вопрос о назначении «астролябий».
- Ключевые слова
- астрономия древней Месопотамии, звездные календари, «астролябии»
- Дата публикации
- 23.12.2022
- Год выхода
- 2022
- Всего подписок
- 3
- Всего просмотров
- 53
Во второй половине II тыс. до н.э. в древней Месопотамии возрос интерес к изучению звездного неба. Об этом свидетельствует целый ряд источников, из которых важнейшие – звездные календари, так называемые «астролябии» и тексты астрологической серии Enūma Anu Enlil «Когда боги Ану и Энлиль» (сокр. ЕАЕ). В настоящей статье мы рассмотрим историю, основные структурные особенности, а также астрономическое и календарное значения «астролябий», опираясь на данные клинописных источников и результаты современных исследований.
Месопотамские «астролябии» представляли собой списки 36 звезд, особым образом организованные. Каждому из 12 месяцев вавилонского календаря в них ставилось в соответствие по три звезды/созвездия, гелиакически восходящих в этот месяц и принадлежащих соответственно «путям» Энлиля, Ану и Эа. Таким образом, каждый месяц в них был связан с восходами определенных звезд, что предполагает их (месяцев) неподвижность относительно сезонов.
«Астролябии» – это современное название, предложенное во второй половине XIX в. английскими археологами. Оно относилось к особого рода клинописным текстам (имевшим форму диска), обнаруженным во время раскопок в Ниневии1. В дальнейшем оно получило распространение также среди ассириологов и историков астрономии2. Отмечалось, однако, что это название не вполне удачно, поскольку совпадает с названием астрономического инструмента, применявшегося для измерения высот светил и решения ряда других задач в Средние века и в Новое время. Мы заключаем этот термин в кавычки, чтобы подчеркнуть его отличие от названия инструмента, с которым месопотамские «астролябии» не имели ничего общего.
Для обозначения «астролябий» вавилоняне использовали выражение mul.meš 3.ta.am3, что означало букв. «три звезды в каждый (месяц)». Месопотамское название, как видим, точно фиксировало основную астрономическую идею календаря. В клинописной литературе оно употреблялось нечасто. Известно всего два примера. В космологической поэме «Энума элиш» (V. 4) утверждалось: 12 iti.meš mul.meš 3.ta.am3 uš-zi-iz «Он (Мардук) установил три звезды в каждый из 12 месяцев»3. Создание «астролябий» приписывается здесь верховному вавилонскому богу Мардуку. Можно заключить, что мифологический статус «астролябий» как особого вида календаря в глазах самих вавилонян представлялся очень высоким.
Второе упоминание содержится в одном из новоассирийских «рапортов», адресованных царю: u3 gišle-ʼu ak-ka-du-u / ša lugal lid-di-nu-na-ši / mul.meš 3.ta.am3 ina pu-u-ti / ina ša3-bi le-ṣi-ru «И пусть они (= другие эксперты) предоставят нам аккадскую табличку царя4; (и текст) “Три звезды в каждый (месяц)” пусть они впишут в нее в соответствии (с его оригиналом)»5. В этом «рапорте», если мы правильно понимаем его содержание, «астролябия» упоминается как необходимое дополнительное пособие при проведении астрологических предсказаний на основе серии ЕАЕ.
5. Hunger 1992, no. 19, r. 4–7; см. также Horowitz 2014, 9.
Немногочисленность упоминаний названия mul.meš 3.ta.am3 в клинописных источниках компенсируется разнообразием источников, относящихся непосредственно к самим «астролябиям». Рассмотрим их подробнее.
Дошедшие до нас месопотамские «астролябии» формально подразделяются на две основные группы – круглые и прямоугольные (или «астролябии» в форме списков). По содержанию они могли совпадать полностью или частично, однако форма носителя информации была разной.
КРУГЛЫЕ «АСТРОЛЯБИИ»
До нас дошли фрагменты двух круглых «астролябий» из библиотеки Ашшурбанапала в Ниневии – 1) Sm. 162 и 2) К. 14943+81-7-27,94+83-1-18,608, датируемые новоассирийским периодом6.
Они позволяют установить основные структурные особенности круглых «астролябий», а именно: 1) три концентрических кольца от края к центру диска (внешнее, среднее и внутреннее); 2) сектора, образованные лучами из центра, каждый связан с одним месяцем и тремя звездами/созвездиями; 3) названия месяцев и звезд/созвездий, записанные в секторах с использованием детерминативов iti и mul7; 4) цифры, подчиняющиеся простым закономерностям. Астральное значение «астролябий» подчеркивают изображения звездочек или кружочков рядом с названиями звезд/созвездий (рис. 1, 2).
На основе этих фрагментов (и с использованием текстов других «астролябий») круглые «астролябии» могут быть реконструированы в полном виде. Самая ранняя подобная реконструкция, известная нам, принадлежит Э. Вайднеру и датируется 1915 г.8 Следующая по времени реконструкция принадлежит А. Шотту9; Б.Л. ван дер Варден использовал ее в своих работах по истории месопотамской астрономии10. Последняя по времени реконструкция (1998 г.) принадлежит В. Горовицу11, мы приводим ее в настоящей статье (рис. 3).
9. Schott 1934, Abb. 2.
10. Van der Waerden 1949, 9; 1974, 66.
11. MCG 156; Horowitz 2014, 1, fig. 1. Воспроизведение реконструкции круглой «астролябии» в русскоязычных изданиях см. van der Waerden 1991, 76; Kurtik 2007, 726, рис. 6.
Круглая «астролябия», как мы видим, представляла собой три круговых пояса, разделенных лучами из центра на 12 равных секторов. В ячейках, образованных при их пересечении, размещались названия 12 месяцев, 36 звезд/созвездий и особые цифры.
Использование совокупности источников, относящихся к «астролябиям», позволяет установить:
1) три пояса звезд различались по своему положению на небе, это так называемые звезды на «путях» Энлиля, Ану и Эа, если считать от центра к краю;
2) 12 секторов в круглой «астролябии» соответствовали 12 месяцам вавилонского календаря, названия которых записывались по часовой стрелке по краю диска от нисану к аддару;
3) звезды, названия которых фиксировались в каждом секторе, восходили гелиакически в соответствующие месяцы;
4) числа в ячейках характеризовали длину стражи (полустражи и четверти стражи) на протяжении года из месяца в месяц.
Важной особенностью следует считать круговую форму «астролябий». Впервые в истории астрономии круг использовался при описании небесных явлений. Границы областей, принадлежащих Энлилю, Ану и Эа, обозначены здесь при помощи концентрических кругов.
«АСТРОЛЯБИИ» В ФОРМЕ СПИСКОВ
«Астролябии» в форме списков дошли до нас в большем числе экземпляров. Астрономически они тождественны круглым «астролябиям», однако помимо названий месяцев, звезд и чисел, характеризующих длину дневной и ночной стражи (числа присутствуют не во всех «астролябиях» этого типа), они могли содержать и некоторую дополнительную информацию, касающуюся взаимного расположения звезд, их связи с божествами, а также менологии – списки праздников и имен богов, распределенных по месяцам года, и предсказания.
Известны следующие «астролябии» в форме списков.
1. Так называемая «Астролябия Б» (Astrolabe B), наиболее ранняя и обширная, происходит из Ашшура и датируется среднеассирийским периодом (XII в. до н.э.). Основной источник – хорошо сохранившаяся двусторонняя таблица VAT 9416 с текстом в виде трех колонок12. Включает четыре раздела: I – двуязычную (шумеро-аккадскую) менологию для 12 месяцев вавилонского календаря, содержащую также месячные звезды, II – звездный каталог, содержащий всего 36 звезд/созвездий в виде 12×3 (соответственно 12 звезд Ану, 12 звезд Энлиля и 12 звезд Эа) с краткими описаниями, III – список звезд в виде 3×12 (три звезды, восходящие в каждый из 12 месяцев – собственно «астролябия»), IV – список звезд, которые восходят в то время, как другие заходят, для 12 месяцев года13.
13. Впервые опубликована Э. Вайднером, транслитерация и комментарии на немецком: Weidner 1915, 64–102; автография текста опубликована в КАV 218, в ней принята буквенная нумерация разделов: A (=I), B (=II) и C (=III, IV), нередко используемая в современной литературе; транслитерация только текста менологии: Reiner, Pingree 1981, 81–82; издание менологии с переводом на английский язык, основанное на трех ранее неизвестных текстах: Çağırgan 1984; полное филологическое издание (транслитерация, перевод на итальянский и комментарии), основанное на всех известных ко времени издания источниках: Casaburi 2003; новейшее издание текстов, относящихся к «Астролябии Б» (фотографии, автографии, транскрипции, перевод на английский язык с комментариями): Horowitz 2014, ch. 4–8, pl. I–IV, fig. 1a–b, 2a–b.
Структура и астрономическое содержание «Астролябии Б» будут рассмотрены нами в дальнейшем подробно.
2. «Астролябия» в составе большой таблички BM 34713 из Вавилона, датируемой Селевкидским периодом (возможно, концом персидского периода)14. Текст состоит из шести разделов, первые четыре относятся к «астролябиям». Раздел 1 включает 12 строк, соответствующих 12 месяцам. Помимо названий месяцев, каждая строка содержит также числа, фиксирующие длину стражи, половины стражи и четверти стражи в указанный месяц и названия звезд/созвездий, записанные с помощью детерминатива múl (=ТЕ)15, – соответственно это звезды Эа, Ану и Энлиля; т.е. это классическая «астролябия». В разделах 2–4 приводятся предсказания, по 12 в каждом разделе, по одному для каждой из звезд Эа, Ану и Энлиля. Предполагается, что разделы 1–4 восходят самое позднее к новоассирийскому периоду (начало VII в. до н.э.)16. Текст содержит ряд писцовых ошибок.
15. Детерминатив múl для обозначения названий светил использовался в основном в поздневавилонских текстах (Kurtik 2007, m37).
16. Анализируя эту табличку, В. Горовиц приходит к выводу, что она представляет собой позднюю антологию, восходящую частично к текстам конца новоассирийского периода (Horowitz 2014, 139). М. Казабури датирует ее нововавилонским временем (Casaburi 2003, 26).
3. «Астролябия» BM 82923, определяемая как mukallimtu, букв. «ученый комментарий», датируется второй половиной I тыс. до н.э.; происхождение точно не установлено. Текст содержит три колонки: 1) список месячных звезд, разбитых на тройки (соответственно звезды Эа, Ану и Энлиля), 2) числа, характеризующие длину стражи, полустражи, четверти стражи на протяжении года, и 3) имена и характеристики богов, соотнесенные со звездами17.
Три указанных текста в сочетании с фрагментами круглых «астролябий» фактически исчерпывают известные нам источники, в которых «астролябии» представлены в чистом виде как списки звезд 3 × 12.
Известно также несколько других текстов, которые связаны с «астролябиями» в том или ином отношении. Перечислим наиболее значительные из них.
4. Одноязычная шумерская сокращенная версия менологии VAT 17081 = VS 24 120 из Вавилона, датируемая касситским периодом, вероятная дата создания – XIII в. до н.э. Сохранился текст только для первых шести месяцев, представленных в разделе 1 «Астролябии Б», однако без месячных звезд18.
5. Средневавилонский «Каталог 30 звезд» HS 1897 из Ниппура; дошедшая до нас табличка содержит списки 10 звезд Эа, 10 звезд Ану и 10 звезд Энлиля (фрагментарно). Описания звезд в каталоге весьма близки тому, что мы находим в разделе II «Астролябии Б». Предполагается, что «Каталог 30 звезд» предшествовал созданию «Астролябии Б»19.
6. Текст BM 55502 из Вавилона, датируемый эллинистическим временем. Это сборник материалов, относящихся к «астролябиям»; исходная таблица содержала, согласно реконструкции В. Горовица: 1) менологию, подобную той, что мы находим в разделе I «Астролябии Б»; 2) список 36 звезд, которые восходят в то время, как другие заходят (раздел IV); 3) каталог 30 звезд, близкая параллель к HS 1897; 4) колофон20.
7. Даты гелиакических восходов звезд/созвездий, зафиксированные в «астролябиях», использовались в текстах серии ЕАЕ для предсказаний. Такого рода предсказания входили в состав «таблицы 51» серии ЕАЕ21. Большинство текстов, на которых основана реконструкция, датируется новоассирийским временем и происходит из библиотеки Ашшурбанапала. Помимо предсказаний, в состав «таблицы 51» (text X) входили также две версии двуязычной менологии, подобные менологии в разделе I «Астролябии Б», – сокращенная без месячных звезд для 12 месяцев (X 24–36) и более длинная с месячными звездами для 13 месяцев, где 13-й месяц – вставной аддару (X 37–50)22.
22. Новое издание и исследование текстов: Horowitz 2014, 169–183, ch. 9.
8. Поздняя селевкидская астрологическая табличка TCL 6, 13 из Урука. Помимо астрологических предсказаний, содержит также списки 12 звезд Ану, 12 звезд Энлиля и последнюю строку списка 12 звезд Эа, соответствующие аналогичным спискам в разделе III «Астролябии Б»23.
9. В так называемом «Большом списке звезд» («The Great Star List»), датируемом новоассирийским временем (ок. VII в. до н.э.), содержатся списки 36 звезд, разделенных на три группы – 12 звезд Элама, 12 звезд Аккада и 12 звезд Амурру24. Зафиксированные в них названия соответствуют названиям звезд в разделе III «Астролябии Б», а порядок их следования – порядку месячных звезд в том же разделе.
Таким образом, можно констатировать: дошедшие до нас тексты, связанные с «астролябиями», охватывают промежуток более 1000 лет – от второй половины II тыс. до н.э. до конца I тыс. до н.э. Дошедшие до нас копии происходят из Вавилона, Ашшура, Урука, Ниппура, Сиппара и других мест, т.е. можно сделать вывод, что они были широко распространены. Самые ранние тексты относятся к касситскому периоду, это 1) «Каталог 30 звезд» HS 1897 и 2) текст VS 24 120, содержащий шумерскую сокращенную версию менологии. Оба текста предшествовали, по-видимому, «Астролябии Б». В. Горовиц подразделяет историю «астролябий» на два периода – до и после создания «Астролябии Б», что представляется нам вполне обоснованным25.
Астрономическое, календарное, мифологическое и религиозное значение «астролябий» исследуется в целом ряде современных публикаций26. Полученные в них результаты будут цитироваться в дальнейшем. Популярное описание месопотамских «астролябий» на русском языке, не потерявшее своего значения до настоящего времени, доступно в книге Б.Л. ван дер Вардена «Пробуждающаяся наука. II. Рождение астрономии»27. Подробный анализ менологии в «Астролябии Б», ее календарного, ритуального и мифологического смысла содержится в книге В.В. Емельянова «Ниппурский календарь и ранняя история зодиака»28. Тексты «астролябий» (транскрипции и переводы) последовательно цитируются в связи с каждым созвездием в монографии Г.Е. Куртика «Звездное небо древней Месопотамии»29.
27. Van der Waerden 1991, 73–77.
28. Emelianov 1999.
29. Kurtik 2007.
Рассмотрим далее астрономические основы «астролябий». Можно выделить две характерные астрономические особенности, лежащие в их основе – подразделение неба на три «пути» и использование гелиакических восходов звезд.
ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ НЕБА НА ТРИ «ПУТИ»
Подразделение неба на три «пути» – Энлиля, Ану и Эа – важнейшая концепция звездной астрономии древней Месопотамии. «Путь» (kaskal = harrānu «путь, дорога») мыслился как широкая полоса на небе, простирающаяся от восточного к западному горизонту. «Путь» Энлиля располагался к северу, «путь» Ану – в середине, «путь» Эа – к югу. В совокупности они покрывали все небо. Границы «путей», по оценкам современных исследователей, были более или менее параллельны небесному экватору.
Три верховных божества – Энлиль, Ану и Эа – в этой концепции выступали в роли астральных богов как представители разных участков звездного неба. Непонятно, каким образом традиционная мифология, связанная с верховными божествами, согласно которой Энлиль – это бог воздуха, Ану – бог неба, Эа – бог подземного океана вод, могла быть согласована с такого рода подразделением. В мифологии древней Месопотамии имелись сюжеты, из которых следовало, что бог Ану – это божество всего неба, а не одной только его центральной части30. Авторы этой концепции, очевидно, были не слишком озабочены вопросом ее согласования с тем, что утверждалось о верховных божествах в других текстах.
Ничего не известно о том, когда именно и в связи с какой конкретно проблемой впервые появилась эта концепция, какова ее мифологическая основа. Нет оснований предполагать, что она была известна ранее старовавилонского периода. Впервые она встречается в аккадоязычной молитве ночным богам в составе хеттского ритуала против тревог, устрашающих снов и бессонницы из Богазкёя, датируемой XIII в. до н.э. и восходящей, по-видимому, к старовавилонскому периоду31. Однако, согласно В. Горовицу, эта молитва не древнее XIV в. до н.э., т.е. она средневавилонская32. Молитва содержит имена 17 астральных богов – 12 созвездий и пяти планет (?), каждому названию предшествует детерминатив mul. В заключение утверждается, что указанные светила принадлежат «пути Эа»: šu-u2-ut dE2-a iz-zi-za-ni-[ma] «те, что (на пути) Эа стоят», далее следует молитва к звездам Эа, Энлиля и Ану как к божествам33.
32. О проблеме его датирования см. MCG 158, n. 14; Horowitz 2014, 30.
33. Van der Toorn 1985, 130; Reiner, Pingree 1981, 2–3; MCG 158; Kurtik 2017, 829–831.
Подразделение на три «пути» представлено также в средневавилонском «Каталоге 30 звезд» HS 1897 из Ниппура. Сохранившаяся часть таблички содержит списки «10 звезд, относящихся к Эа» (10 mul.meš šu-ut dE2-a) и «10 звезд, относящихся к Ану» (10 mul.meš šu-ut dA-nu) и заключительную строку списка звезд Энлиля – «10 звезд, относящихся к Энлилю» ([10 mu]l.meš šu-ut dEn-lil2)34.
«Астролябия Б» появилась позднее текста HS 1897. В ней осуществлен переход от списков 10 звезд к спискам из 12 звезд, восходящих гелиакически каждая в свой месяц. В каталоге звезд 12 × 3 мы находим те же обозначения трех «путей» на небе, что и в каталоге 30 звезд, а именно: 12 mul.meš šu-ut dE2-a «12 звезд, относящихся к Эа», 12 mul.meš šu-ut dA-nim «12 звезд, относящихся к Ану», 12 mul.meš šu-ut dEn-lil2 «12 звезд, относящихся к Энлилю»35.
Подразделение неба на три «пути» встречается также в протасисах предсказаний по звездам и планетам из серии ЕАЕ. Часть из этих предсказаний восходит, по-видимому, к концу II тыс. до н.э. Относительно Юпитера, например, в протасисах рассматриваются следующие ситуации: diš dsag.me.gar ina kaskal šu-ut dA-nim igi… «Если Юпитер становится виден на пути (звезд) Ану…» (речь идет о гелиакическом восходе); diš mulsag.me.gar ina kaskal šu-ut dEn-lil2 kur-ḫa… «Если Юпитер восходит на пути (звезд) Энлиля…»36. Положение Венеры относительно трех путей при восходе и заходе также имело астрологическое значение, как это следует из следующих предсказаний: diš mulDil-bat ina kaskal šu-ut dA-nu igi-ir… «Если Венера становится видна на пути Ану…»; diš mulDil-bat ina kaskal šu-ut dEn-lil2 igi-ir… «Если Венера становится видна на пути Энлиля…»; diš mulDil-bat ina kaskal šu-ut dE2-a igi-ir… «Если Венера становится видна на пути Эа…»37. И о комете: diš mul ṣal-lum-mu-u2 ina (kaskal) šu-ut dA-nu igi… «Если комета становится видна на (пути) звезд Ану…»38. Каждому событию, зафиксированному в протасисе, соответствовало особое предсказание.
37. Reiner, Pingree 1998, 228, text 81-2-4, 229: 1–3. Дополнительные примеры предсказаний из ЕАЕ, в которых рассматриваются положения Венеры относительно трех путей на небе, см. Reiner, Pingree 1998, 15–16, а также MCG 253, n. 12.
38. Hunger 1992, no. 456, 1.
В трактате MUL.APIN (Табл. I, i 1 – ii 35) содержится каталог звезд, включающий 33 звезды Энлиля, 23 звезды Ану и 15 звезд Эа. На месопотамском небе, очевидно, не было ни одной звезды, которая не принадлежала бы какому-либо из трех «путей». Даже планеты в этом каталоге приводятся не сами по себе, как отдельная категория звезд, а в списке звезд Энлиля39.
Концепция трех «путей» была известна не только в астрономической и астрологической литературе. Она упоминается в космологической поэме «Энума элиш». В таблице V 8 поэмы при описании деяний верховного божества Мардука по обустройству небесной области сказано: man-za-az dEn-lil2 u dE2-a u2-kin «Он установил стоянку Энлиля и Эа»40. В новоассирийской молитве к ночным богам встречаем молитвенное обращение к звездам Ану, Энлиля и Эа: šu-ut dA-nu al-si-ku-nu- šu-ut dEnlil(50) na-as-ḫu-ra-ni / šu-ut dE2-a gi-mir-ku-un pu-uḫ-ra-ni «(Звезды) относящиеся к Ану, я вопию к вам; (звезды) относящиеся к Энлилю, обратитесь ко мне; (звезды) относящиеся к Эа, вы все, соберитесь вокруг меня»41. Подразделение неба на три пути встречается также в заклинаниях из Султантепе и в новоассирийском гимне, посвященном Мардуку и Зарпаниту42. Все эти примеры свидетельствуют о широком распространении концепции трех «путей» на небе в разных областях месопотамской культуры.
41. Oppenheim 1959, 283–284.
42. MCG 254.
В таблице 50 серии ЕАЕ подразделение неба на три «пути» связывается с наблюдениями движения точки восхода Солнца вдоль линии восточного горизонта на протяжении года. Текст гласит: kaskal dutu še-pi-it tur3 šu-ut ddiš kaskal dutu m[i-šil t]ur3 šu-ut dA-nu kaskal dutu sag e2.tur3 šu-u[t dEn-lil …] «Дорога Солнца в ногах загона для скота – это (путь) Эа; дорога Солнца в середине загона для скота – это (путь) Ану; дорога Солнца в голове загона для скота – это (путь) Энлиля»43. Здесь восточный горизонт, откуда восходит Солнце на протяжении года, определяется мифопоэтически как «загон для скота» (tur3). «Загон» простирается с юга на север и подразделяется на три части – нижнюю, среднюю и верхнюю, которые связаны с тремя верховными божествами как «пути» Энлиля, Ану и Эа44.
44. В данном тексте «загон для скота» (tur3) это дуга линии восточного горизонта. Однако в месопотамской астрономии существовали идеи, согласно которым все звездное небо трактовалось мифопоэтически как загон для скота, подробнее см. MCG 255, n. 14; Horowitz 2014, 14–15.
На основании этого текста Д. Пингри и Э. Райнер приходят к выводу: «Три пути понимались не как воображаемые ленты на небе, параллельные небесному экватору, но как сегменты вдоль восточного горизонта; центральный сегмент принадлежал Ану, северный – Энлилю, южный – Эа»45.
Этот вывод, однако, представляется нам недостаточно обоснованным. Например, каталог звезд MUL.APIN включал в список звезд Энлиля не только те звезды, которые восходят над линией восточного горизонта, но и незаходящие звезды из созвездий Большой и Малой Медведиц, Лебедя, Цефея и др. Это возможно лишь в том случае, если предположить, что астрономы наблюдали в связи с тремя «путями» не только восточный горизонт, но все звездное небо.
Таким образом, подразделение неба на три «пути» рассматривалось как координатная сетка, позволяющая фиксировать движения светил на небе относительно звезд. Производить такого рода наблюдения можно было лишь в том случае, если умеешь визуально определять на небе границы каждого пояса. Очевидно, месопотамские астрономы вполне владели этим искусством. Сказанное не отменяет идеи о том, что связь между положением точки восхода Солнца на линии восточного горизонта и его положением относительно трех путей на небе также вполне осознавалась в Месопотамии в I тыс. до н.э.
ГЕЛИАКИЧЕСКИЕ ВОСХОДЫ ЗВЕЗД
Вторая важная астрономическая особенность «астролябий» – это использование гелиакических восходов звезд в качестве реперов, позволяющих фиксировать во времени положение месяцев вавилонского календаря. Гелиакический восход – это первое наблюдаемое появление звезды или планеты на востоке утром перед восходом Солнца после периода невидимости, вызванного их близостью к Солнцу. Гелиакический заход – последний видимый заход вечером на западе после захода солнца (на следующий день заход наблюдаться не будет, поскольку Солнце, сместившееся за сутки на один градус к востоку, находится слишком близко к светилу). Наблюдения гелиакических восходов – фундаментальная особенность месопотамской звездной астрономии.
Неизвестно, когда в Месопотамии впервые стали наблюдать гелиакические восходы. Старовавилонский период – наиболее вероятная эпоха. Этим периодом датируются самые ранние известные наблюдения синодических явлений Венеры, производившиеся в эпоху царя Амми-цадуки (1646–1626 гг. до н.э.). В них на протяжении ряда лет фиксировались даты четырех характеристических точек в синодическом движении Венеры – первое и последнее появление Венеры на востоке в качестве утренней звезды и первое и последнее появление на западе в качестве вечерней звезды. Соответствующие положения определялись в тексте как tāmurātu, т.е. «видимости»46. Вполне вероятно, что наблюдения гелиакических восходов неподвижных звезд производились уже в этот период, хотя конкретные примеры отсутствуют.
Данные о наблюдениях гелиакических восходов и заходов звезд на протяжении года встречаются впервые в «Астролябии Б» и в астрологической серии ЕАЕ. В «астролябиях», как уже говорилось, каждому из 12 месяцев вавилонского календаря поставлено в соответствие по три звезды, гелиакически восходящих в этот месяц. В «Астролябии Б», кроме того, приводится список, в котором на каждый месяц помимо трех восходящих звезд указаны также три заходящие звезды. Зафиксированные в «астролябиях» месячные даты гелиакических восходов цитировались в серии ЕАЕ, где они служили основой для астрологических предсказаний47.
Для обозначения гелиакических восходов и заходов в текстах применялись следующие термины:
igi = amāru (nanmuru) «быть видимым, появляться», нередко с фонетическим комплементом igi-mar = innammar, ittanmar и igi-ir = innamir. Встречается также отглагольное существительное igi.la2 = tāmartu (tāmurtu) «появление, видимость» (в предсказаниях, связанных с созвездиями и Венерой) как ina igi.la2-ša2 (ina igi-ša2) «при ее (Венеры) появлении»48.
kur = napāḫu «восходить», нередко с фонетическим комплементом kur-ḫa = ippuḫa или ittapḫa. Связь этого термина с гелиакическими восходами несомненна, однако он имел, по-видимому, более широкий спектр значений и употреблялся также для обозначения суточных восходов светил.
sar = napāḫu «восходить» и связанная с ним именная конструкция ina sar-u = ina nipḫiu «при своем восходе». В комментариях содержится лексическое тождество sar = ur-ru-u a2 la-pa-ti, букв. «начало касания»49, поясняющее его астрономический смысл. Возможно, здесь речь идет о появлении (sar) первых звезд созвездия, в отличие от ситуации, когда созвездие становится видно полностью (kur).
e3 (ud.du) = (w)aṣû «выходить вперед, появляться, восходить»; форма ina e3-šu2/ša2 = ina aṣêu/ša «при его/ее появлении» употреблялась для фиксации момента, когда созвездие или планета становились видны впервые после периода невидимости, связанного не только с гелиакическими восходами.
šu2 = rab «заходить»; упоминания о гелиакических заходах крайне редки в текстах ЕАЕ, однако в «Астролябии Б» (раздел IV), как мы уже говорили, приводился список заходов 36 звезд; в MUL.APIN слово šu2 использовалось также для обозначения суточных заходов светил.
Если по каким-то причинам восход созвездия не наблюдался, например, из-за погодных условий или во время восхода не была видна какая-либо его часть, то эта ситуация отмечалась в текстах сочетанием nu igi (nu igi.du8), букв. «не было видно, не взошло». В предсказаниях каждая такая ситуация получала особое астрологическое истолкование50.
Есть основания предполагать, что месопотамские астрономы различали три характерных положения, связанных с гелиакическими восходами созвездий, а именно: 1) появление первых звезд в созвездии; 2) появление звезд, обладающих наибольшим блеском в созвездии; 3) полный видимый восход созвездия, – и пытались различать их терминологически. Если судить по частоте встречаемости терминов, гелиакические восходы звезд и планет интересовали их намного больше, чем их заходы.
В ЕАЕ при описании гелиакических восходов созвездий фиксировали также некоторые сопутствующие обстоятельства, связанные с ними, – такие, например, как общий вид созвездия и его отдельных частей (светлое оно или темное, цветовые характеристики, сцинтилляции, особые свечения и т.д.), различного рода необычные явления (прохождения комет, метеоров и т.д.), присутствие планет поблизости и т.д. Каждое такое явление трактовалось как особый астрологический знак. В состав ЕАЕ входили особые списки предсказаний по созвездиям, связанных с гелиакическими восходами51.
Трактат MUL.APIN – последний по времени источник, в котором гелиакические восходы играют значительную роль. Он содержит два списка гелиакических восходов звезд. В Tabl. I ii 36–iii 12 приводится список дат (месяц и число) гелиакических восходов 35 созвездий и звезд в идеальном календаре (год содержал 12 месяцев по 30 дней каждый)52.
В MUL.APIN (Tabl. I iii 34–48) приводится также список интервалов между последовательными датами гелиакических восходов звезд, основанный на первом списке, который начинается с mulkak.si.sa2 «Стрела» (= Сириус, Бетельгейзе и близлежащие звезды)53. Сириус – самая яркая звезда на небе, неудивительно, что она избрана в качестве открывающей список. Для обозначения гелиакических восходов в нем используется термин kur.
Гелиакические заходы звезд в MUL.APIN не упоминаются.
Сообщения о наблюдениях гелиакических восходов и заходов звезд нечасто встречаются в письмах и рапортах астрологов ассирийским царям (VIII–VII вв. до н.э.). В сообщениях используется хорошо знакомая нам по астрологическим предсказаниям терминология: kur-šu2, e3-šu2, igi-ir, igi.lal-šu254. Гелиакические восходы звезд не упоминаются в «дневниках наблюдений» и в текстах, относящихся к так называемой «математической астрономии», которая получила развитие во второй половине I тыс. до н.э.55 Исключением служит Сириус, чей гелиакический восход, гелиакический заход и акронический восход56 регулярно фиксировались в «дневниках»57.
55. Речь в данном случае идет именно о созвездиях и неподвижных звездах; гелиакические восходы и заходы планет регулярно наблюдались и вычислялись до конца I тыс. до н.э.
56. Акронический восход – последний видимый восход звезды, наблюдаемый вечером после захода Солнца. На следующий день Солнце, продвинувшееся за сутки на восток приблизительно на 1 градус, оказывается чересчур близко от звезды, которая будет теперь не видна.
57. Sachs, Hunger 1988, 27.
«АСТРОЛЯБИЯ Б» (ASTROLABE B)
Это, как уже было упомянуто, самый ранний и наиболее подробный известный экземпляр «астролябии». Двусторонняя табличка VAT 9416 с текстом «Астролябии Б» хорошо сохранилась58. Установлено, что она происходит из среднеассирийского собрания табличек времен Тиглатпаласара I (1115–1077 гг. до н.э.) и его отца Ашшур-решa-иши (1133–1116 гг. до н.э.) из Ашшура59. В колофоне таблички указано, что она переписана писцом Мардук-балассу-эриш (Marduk-balāssu-ēriš), сыном Нинуртa-буллиссу (Ninurta-bullissu), царского писца, в год эпонима Иккару (Ikkaru), что соответствует приблизительно середине XII в. до н.э.60 Колофон свидетельствует также о том, что сам текст имеет вавилонское происхождение и только скопирован на среднеассирийскую табличку вавилонским писцом, находящимся на службе у ассирийского царя в Ашшуре61.
59. Э. Вайднер называет это собрание «библиотекой Тиглатпаласара I» (Weidner 1952–1953). Датировка таблички определяется находками в Ашшуре. Во время раскопок храма в Ашшуре была обнаружена комната, содержащая ок. 650 рассыпанных табличек и фрагментов табличек. Вместе с ними в той же комнате находилось несколько кувшинов. Три кувшина имели надписи, содержащие имя Тиглатпаласара I. Было сделано предположение, что эти кувшины использовались как хранилища для табличек. В двух табличках, найденных в этой комнате, упомянут эпоним Иккару, относящийся, как было доказано, к эпохе правления Тиглатпаласара I (Çağırgan 1984, 400).
60. Casaburi 2003, 62, § 242; Horowitz 2014, 30, 42. Х. Хунгер и Д. Пингри датируют ее более ранней эпохой – временем ассирийского царя Нинурта-апиль-Экура (1192 (?)–1180 гг. до н.э.), см. Hunger, Pingree 1999, 51.
61. MCG 159, n. 17; Horowitz 2014, 29–30.
«Астролябия Б» имеет сложную структуру и состоит, как мы уже говорили, из четырех разделов: I – менология для 12 месяцев вавилонского календаря, II – каталог звезд типа 12 × 3 (12 звезд Ану, 12 звезд Энлиля и 12 звезд Эа), III – каталог звезд типа 3 × 12 (3 звезды, восходящие в каждый из 12 месяцев), IV – список звезд, которые восходят в то время, когда другие заходят62. В ней отсутствуют числа, о которых уже говорилось выше, что позволяет предположить ее более раннее происхождение относительно других известных нам экземпляров «астролябий», когда числа, характеризующие длину стражи на протяжении года, еще не соединялись с «астролябиями».
Рассмотрим структуру и содержание «Астролябии Б» подробнее.
I. Менология
В менологии для каждого из 12 месяцев вавилонского календаря последовательно приводятся: 1) созвездие, восходящее гелиакически в данный месяц; 2) божество, с которым это созвездие связано; 3) религиозные праздники, отмечаемые в данный месяц, 4) сельскохозяйственная активность и другие материалы. Текст, как мы уже говорили, двуязычный, шумеро-аккадский. Шумерский и аккадский варианты совпадают не всегда, однако в том, что касается их астрономического смысла, который наиболее важен для нас, различия несущественны.
Приведем в качестве примера текст для месяца дуузу (IV), следуя в основном транслитерации и транскрипции Э. Райнер63 и принятым переводам.
diš itišu mulsipa.zi.an.na | itišu Ši-ta-ad-da-lu dPap-sukkal |
dnin.šubur sukkal.maḫ | sukkal ṣi-i-ru ša dA-nim |
an.na dinnin.bi.id.da.ke4 | u dEš4-dar iti numun ša2-pa-ku |
iti numun.dub.bu NI numun | numun NI ḫar-pi šu-ṣi-i |
nim.ta e3.de3 | |
kad2.kad2 < | ši-si-it dNin-ru-ru-gu2 |
| iti sipa dDumu-zi ik-ka-mu-u2 |
64. KAV 218, Section A i 38–50; Horowitz 2014, 34, col. i 38–50.
Приведем список названий созвездий, упомянутых в менологии, и их божественные характеристики. Мы приводим сначала шумерское, затем аккадское названия созвездия и имя связанного с ним божества (божеств), затем перевод (табл. 1).
Таблица 1. Созвездия в менологии «Астролябии Б»
Месяцы | Текст |
I | шум. muliku bara2.an.na, акк. I-ku-u2 šu-bat dA-nim «(Созвездие) Поле, престол Ана» |
II | шум. mul.mul dimin.bi dingir.gal.gal.e.ne, акк. Za-ap-pu dimin.bi dingir.meš gal.meš «(Созвездие) Звезды (акк. Щетина), Семеро богов, великие божества» |
III | шум. mulgu3.an.na aga! an.na.ke4 / mul.bi KA×NE ba.an.sa2, акк. Is le-e a-gi dA-nim / [mu]l.bi dBIL.GI ša-nin «(Созвездие) Небесный Бык (акк. Челюсть Быка), корона Ана. Звезда эта подобна Гирре» |
IV | шум. mulsipa.zi.an.na dnin.šubur sukkal.maḫ an.na dinanna.bi.id.da.ke4, акк. Ši-ta-ad-da-lu dPap-sukkal sukkal ṣi-i-ru ša dA-nim u dEš4-dar «(Созвездие) Праведный Пастух Ану (акк. Шитаддалу), Ниншубур (акк. Папсуккаль), / Великий визирь Ана и Инанны (акк. Иштар)» |
V | шум. mulkak.si.sa2 dnin.ur.ta, акк. Šu-ku-du dNin-urta «(Созвездие) Стрела, Нинурта» |
VI | шум. mulpan dinanna nim.maki.ke4, акк. ši-pir dEš4-dar e-la-ma-ti «(Созвездие) Лук, Инанна Эламская (акк. служба Иштар Эламской)» |
VII | шум. mulMU.BU.keš2.da den.lil2.le, акк. Ni-i-ru dEn-lil2 «(Созвездие) Ярмо, Энлиль» |
IX | шум. […] mul.[bi…] «… звезда [эта…]» |
XI | шум. multi8mušen dza.b[a4.ba4] … «(Созвездие) Орел, Забаба» |
XII | шум. […], акк. m[ulku6 …] «(Созвездие) Рыба» |
II. Каталог звезд 12 × 3
Этот каталог состоит из трех колонок, включающих соответственно 12 звезд Эа, 12 звезд Ану и 12 звезд Энлиля. В каждой колонке названия созвездий/звезд перечислены в соответствии с порядком их гелиакических восходов на протяжении года. Приведенные в них названия созвездий/звезд и описания их положений относительно друг друга наиболее подробны в сравнении с данными других «астролябий»66.
Приведем транскрипции и переводы соответствующих текстов.
Звезды Эа
- muliku ša2 ina zi im.kur.ra gub-zu / ana im.ulu3.lu gib mul.bi / mul sag.mu a-lik igi mul.meš / šu-ut dE2-a
(Созвездие) Поле, которое стоит на востоке67 и простирается к югу68, это созвездие – созвездие Нового года, идет впереди звезд Эа (B i 1–4);
68. Букв. «в направлении южного ветра».
2. mul ša egir.bi gub-zu / mul.mul dimin.bi dingir.meš gal.meš
Созвездие, которое позади него стоит / Звезды, Семеро богов, божества великие (B i 5–6);
3. mul ša egir.bi gub-zu / mulIs le-e a-gi dA-nim
Созвездие, которое позади него стоит, Челюсть Быка, Корона Ану (B i 7–8);
4. mul ša egir.bi gub-zu / mulsipa.zi.an.na dnin.šubur / sukkal dA-nim u3 dIš8-tar2
Созвездие, которое позади него стоит, Праведный Пастух Ану, Ниншубур, посланник Ану и Иштар (B i 9–11);
5. mul ša egir.bi gub-zu / mulkak.si.sa2 dNin-urta;
Созвездие, которое позади него стоит, Стрела, Нинурта (B i 12–13);
6. mul ša egir.bi gub-zu / mulpan dinanna e-la-ma-tum / [du]mu.munus dA-nim
Созвездие, которое позади него стоит, Лук, Иштар Эламская, дочь Ану (B i 14–16);
7. mul sa5 ša ina zi im.ulu3.lu ana igi-it mulšudun gub-zu mulbir dE2-a
«Красная звезда», которая на юге перед Ярмом стоит, Почка, Эа (В i 17–18)69;
8. [mul ša] i-na zag dE2-a gub / [dnin].maḫ
[Созвездие, которое] справа от Эа стоит, [Нин]мах (B i 19–20);
9. [mu]l ša i-na gub3 dE2-a gub / [mu]lur.idim
[Созвез]дие, которое слева от Эа стоит, Бешеный Пес (B i 21–22);
10. mul ša ina igi dE2-a gub / mulṢal-bat-a-nu kal mu / [man]-za-za ut-ta-na-kar
Звезда, которая перед Эа стоит, (это) Марс, (который) весь год положение (свое) изменяет (B i 23–25);
11. [mu]len.te.na.bar.ḫum dnin.gir3.su
(Созвездие) Энтенабархум, Нингирсу (B i 26);
12. mulku6 dE2-a
(Созвездие) Рыба, Эа (B i 27);
[12] mul.meš šu-ut dE2-a
[12] созвездий (на пути) Эа (В i 28).
Звезды Ану
1. mul gal ša ugu mul.meš gal.meš / ša ina zi im.ulu3.lu gub-zu / ki.gub kur2.kur2 ½(sa9) mu ina dutu.e3 / ½(sa9) mu ina dutu.šu2.a mul.bi mulDil-bat / a-lik pa-ni mul.meš šu-ut dA-nim
Великая звезда, которая выше великих звезд на юге стоит, место (свое) изменяет: половину года (она) на востоке (стоит), половину года – на западе. (Это) Венера, (которая) первой из звезд Ану идет» (B ii 1–5);
2. mul ša egir-šu gub-zu / mulgir2.tab dIš-ḫa-ra
Созвездие, которое после нее стоит, (это) Скорпион, Ишхара (B ii 6–7);
3. mul sa5 ša i-na zi im.ulu3.lu / ana igi mulgir2.tab gub-zu / muludu.idim dZi-ba-ni-tum
«Красная звезда», которая на юге перед Скорпионом стоит, планета, Весы (B ii 8–10)70;
4. mul ša igi-šu gub kap-pi u rit-te gar-nu / mulud.ka.du8.a dNergal(u.gur)
Созвездие, которое впереди нее стоит, имеющее крылья и руки, (это) Демон с Разинутой Пастью, Нергал (B ii 12–13);
5. mul ša egir.bi gub mulšu.gi / dEn-me-šar2-ra dmar.tu
Созвездие, которое позади него стоит, (это) Старик, Энмешарра, (божество) Марту (B ii 13–14);
6. mul ša dal.ba.an mulšu.gi / u3 dA-nim gub-zu / mulsim.maḫ mul[…]71
Созвездие, которое между Стариком и Ану стоит, (это) Ласточка, […] (B ii 15–17);
7. ˹mul ša ina igi˺-it muls[im.maḫ gu]b-zu / [mulur.gu.la dLa-ta-rak]
Созвездие, которое впереди Ла[сточки сто]ит, [Лев, Латарак] (B ii 18–19)72;
8. mul[maš.tab.ba ša ina igi-it] dA-nim gub73 / dLugal-ir9-˹ra u˺ dMes-lam-ta-e3
(Созвездие) [Близнецы, которое перед] Ану стоит, Лугальирра и Месламтаэа (B ii 20–21)74;
9. mulmaš.tab.ba.gal.gal ša2 ina igi-it dA-nim gub / dŠullat(pa) u3 dḪaniš(lugal)
(Созвездие) Большие Близнецы, которые стоят впереди (созвездия) Ану, Шуллат и Ханиш (B ii 22–23)75;
10. mul sa5 ša ina zi im.kur.ra egir / dmaš.tab.ba da dGu-la gub-zu / aga ap-ru mulal-lu-ut-tum / mul dA-nim lugal
«Красная звезда», которая стоит на востоке поcле Близнецов рядом с Гулой, несущая корону, (это) Краб, звезда Ану, Царь (B ii 24–27);
11. mul ša egir.bi gub muluga
Созвездие, которое после него стоит, Ворон (B ii 28);
12. mul sa5 ša ina zi im.ulu3.lu / egir dingir.meš gi6-ti ug-da-me2-ru-nim-ma / an-e bar-ma gub-ma mul.bi / dNe2-be2-ru damar.utu
«Красная звезда», которая на юге после того, как ночные боги завершили (свои движения), стоит (и) делит небо (пополам), эта звезда Неберу, Мардук» (B ii 29–32);
12 mul.meš šu-ut dA-nim
12 созвездий (на пути) Ану (В ii 33).
Звезды Энлиля
1. mul gišapin ša ina zi im.kur.ra igi-it / mulmar.gid2.da gub-zu mul.˹bi˺ / dEn-lil2 ša2 ši-mat kur i-šim-[mu]
(Созвездие) Плуг, которое на востоке впереди Повозки стоит, звезда эта – Энлиль, который судьбы страны определяет» (B iii 1–3);
2. mul ša2 igi-it dEn-lil2 ina zi im.[kur.ra gub] / mul.bi dA-nu-ni-[tum]
Созвездие, которое впереди Энлиля на востоке (стоит), звезда эта Аннуниту (B iii 4–5);
3. mul ša egir.bi gub-[zu] / dmuš dNin-giš-z[i-da]
Созвездие, которое после него стоит, Змей, Нингишзида (B iii 6–7);
4. mul ša ina dal.ba.an im.[si.sa2] / u im.kur.ra gib mul.b[i] / mulmar.gid2.da dNin-[lil2]
Созвездие, которое между севе[ром] и востоком поперек лежит, созвездие это – Повозка, Нинлиль (B iii 8–10);
5. mul ša i-na ṭu-ri-ša gub-[zu] / sa5 i-na pu-ut ni-ru dE[n-lil2]
Созвездие, которое на ее узле(?) стоит, красная (звезда) на передней стороне Ярма, Эн[лиль] (B iii 11–12);
6. mul ša egir-šu gub-z[u] / muluz3 dGu-l[a]
Созвездие, которое после него стоит, Коза, Гула (B iii 13–14);
7. mul ša egir-šu gub-zu / mulur.bar.ra
Созвездие, которое после него стоит, Волк (B iii 15–16);
8. mul ša ina igi-it ˹muluz3˺ / [gu]b-˹zu˺ multi8m[ušen dZa-b]a4-ba4
Созвездие, которое впереди Козы [сто]ит, Оре[л, Заба]ба (B iii 17–18);
9. mul sa5 ša ina z[i].im.[x.x gub] / mul.bi dDa-[mu]
«Красная звезда», которая [стоит] при вос[ходе…] ветра, звезда эта (богиня) Даму (B iii 19–20);
10. mul gal nam-ru ša ina zi im.[x.x] / gub mulšu.pa uš.uš ki.gub ku[r2.kur2] / mulšul.pa.e3 sukkal da[mar.utu]
Большая блестящая звезда, которая стоит при восходе […] ветра, (это) Шупа, (который) место (свое) постоянно изменяет: Шульпаэ, визирь М[ардука] (B iii 21–23);
11. mul ša egir-šu mulka5.[a]
Звезда, которая позади него (стоит, это) Лиса (B iii 24);
12. mul sa5 ša ina zi im.kur.[ra] / igi-it šudun gub šudun.im.˹u18˺.[lu]
«Красная звезда», которая на востоке перед Ярмом стоит: Южное Ярмо (B iii 25–26);
12 mul.meš šu-ut dEn-lil2
12 созвездий (на пути) Энлиля (В iii 27).
Каталог 12 × 3 содержит, как видим, названия созвездий, звезд и планет. То, что здесь речь идет о созвездиях, следует непосредственно из описаний, в которых упоминаются элементы фигур созвездий, такие, например, как kappu «крыло», rittu «рука», nīru «ярмо», ṭurru «узел (веревки)», aga «корона». О двух созвездиях сказано, что они «простираются», букв. «лежат поперек» (gib = parāku) в указанном направлении. В списке звезд Эа приводится также созвездие «Звезды, Семеро богов» (B i 5–6) (= Плеяды). Однако в других местах речь, по-видимому, идет об отдельных звездах. При этом употребляется выражение mul sa5, букв. «красная звезда», что представляется странным, поскольку цветовые характеристики светил, о которых идет речь, не соответствуют определению «красная».
Относительные положения созвездий определяются в каталоге словами «позади» (egir = (w)arki) и «впереди» (ina igi-it = ina meḫret). Их нужно понимать следующим образом: созвездие, стоящее «позади», восходит позже, а стоящее «впереди» – раньше при суточном обращении небесной сферы, т.е. они располагаются соответственно восточнее и западнее относительно того созвездия, с которым их положение сравнивается. В двух случаях место созвездия определяется расстоянием между двумя ориентирами, при этом употребляется слово «между» (dal.ba.an). В двух других случаях используются слова «справа» (zag) и «слева» (gub3). Иногда фиксируется также положение созвездия относительно сторон света, в связи с этим только восток (im.kur.ra) и юг (im.ulu3.lu) упоминаются как выделенные направления в сохранившейся части таблички76.
Помимо звездного каталога, в котором фиксируются положения созвездий и звезд на небесной сфере и относительно друг друга, текст содержит также обширный материал, касающийся отождествлений созвездий с божествами месопотамского пантеона. «Астролябия Б» – самый ранний известный текст, содержащий такого рода отождествления. Большое число отождествлений можно найти также в текстах серии ЕАЕ и в каталоге трактата MUL.APIN.
III. Каталог звезд 3×12
Это компактная таблица, включающая три столбца по 12 строк в каждом. Правый и левый края частично повреждены77. Первый столбец содержит названия месяцев в виде логограмм и 12 звезд Эа, второй – 12 звезд Ану, третий – 12 звезд Энлиля. Принадлежность звезд к определенному пути фиксируется в связи с каждым названием формулами: šu-ut dE2-a «относящаяся к Эа» (букв. «та, что Эа»), šu-ut dA-nim «относящаяся к Ану», šu-ut dEn-lil2 «относящаяся к Энлилю». В таблице, таким образом, каждому из 12 месяцев поставлено в соответствие три созвездия/звезды, гелиакически восходящие в этот месяц. Очевидно, мы имеем дело с классической «астролябией»78.
78. Впервые ее текст был опубликован Э. Вайднером (Weidner 1915, 66–67); краткое содержание, представленное в табличном виде: Reiner, Pingree 1981, 4, table II; полный текст с переводом на итальянский: Casaburi 2003, 59–61; отдельные строки из этой таблицы цитируются в связи с каждым созвездием/звездой в Kurtik 2007; новейшее издание: Horowitz 2014, 40–41.
Приведем в качестве примера две начальные строки:
itibara2 muliku šu-ut dE2-a // mulDil-bat šu-ut dA-nim // mulapin šu-ut dEn-lil2
Нисану, Поле (на пути) Эа, Дилбат (на пути) Ану, Плуг (на пути) Энлиля (C 1);
itigu4 mul.mul šu-ut dE2-a // mulšu.gi šu-ut dA-nim // mulA-nu-ni-tum šu-ut dEn-lil2
Айяру, Звезды (на пути) Эа; Шуги (на пути) Ану; Аннунитум (на пути) Энлиля (С 2).
Далее мы представим каталог в упрощенном табличном виде, дополнив его данными о путях звезд из менологии и каталога 12×3. В первой колонке приведены номера месяцев, во второй – названия и их переводы, в третьей – номера месяцев, к которым данное созвездие относится в менологии; в четвертой – номера месяцев и пути, зафиксированные в каталоге 12×3 (табл. 2).
Таблица 2. Каталог звезд 3×12 в «Астролябии Б»
Месяцы | Названия | Менология | Кат. 12×3 |
I | muliku (Поле) | I | I (Эа) |
mulDil-bat (Дилбат) | I (Ану) | ||
mulapin (Плуг) | I (Энлиль) | ||
II | mul.mul (Звезды) | II | II (Эа) |
mulšu.gi (Старик) | V (Ану) | ||
mulA-nu-ni-tum (Аннунитум) | II (Энлиль) | ||
III | mulsipa.zi.an.na (Праведный Пастух Ану) | IV | IV (Эа) |
mulur.gu.la (Лев) | VII (Ану) | ||
mulmuš (Змей) | III (Энлиль) | ||
IV | mulkak.si.sa2 (Стрела) | V | V (Эа) |
mulmaš.tab.ba (Близнецы) | VIII (Ану) | ||
mulšul.pa.e3 (Шульпаэ) | X (Энлиль) | ||
V | mulpan (Лук) | VI | VI (Эа) |
mulmaš.tab.ba.gal.gal (Великие Близнецы) | IX (Ану) | ||
mulmar.gid2.da (Повозка) | IV (Энлиль) | ||
VI | mulKa-li-tum (Почка) | VII (Эа) | |
muluga (Ворон) | XI (Ану) | ||
mulšu.pa (Шупа) | |||
VII | mulnin.maḫ (Великая Госпожа) | VIII (Эа) | |
mulZi-ba-ni-tum (Весы) | III (Ану) (?) | ||
mulen.te.na.bar.ḫum (Энтенабархум) | XI (Эа) | ||
VIII | mulur.idim (Бешеный Пес) | IX (Эа) | |
mulgir2.tab (Скорпион) | II (Ану) | ||
mullugal (Царь) | |||
IX | mulṢal-bat-a-nu (Цалбатану) | IX(?) | X (Эа) |
mulud.ka.du8.a (Демон с Отверстой Пастью) | IV (Ану) | ||
muluz3 (Коза) | VI (Энлиль) | ||
X | mulgu.la (Великий) | ||
mulAl-lu-ut-tum (Краб) | X (Ану) | ||
multi8mušen (Орел) | XI | VIII (Энлиль) | |
XI | mul | ||
mulsim.maḫ (Ласточка) | VI (Ану) | ||
mulDa-mu (Даму) | IX (Энлиль) | ||
XII | mulku6 (Рыба) | XII | XII (Эа) |
mul damar.utu (Мардук) | XII (Ану), | ||
mulka5.a (Лиса) | XI (Энлиль) |
Ни одна «астролябия» не содержит указаний на то, когда именно должны наблюдаться восходы звезд/созвездий на протяжении месяца. Однако по целому ряду косвенных признаков можно заключить, что звезды Эа восходили в самом начале месяцев. Об этом свидетельствует, в частности то, что созвездие muliku «Поле» (четырехугольник Пегаса), стоящее в начале звезд Эа в «Астролябии Б», характеризуется как mul sag.mu «созвездие Нового года». Позднее в I тыс. до н.э. ту же роль начинает играть mul.mul «Звезды» (Плеяды)79. Плеяды возглавляют список «звезд на пути Луны» в трактате MUL.APIN (I iv 31–39)80. Соединения Луны с Плеядами в начале первого месяца нисана используются как критерий для интеркаляций в так называемом «первом интеркаляционном правиле» в MUL.APIN (II Gap A 8–9)81. Можно полагать, что в первый день каждого месяца утром на востоке перед восходом Солнца в идеале наблюдался гелиакический восход соответствующей звезды/созвездия из числа звезд Эа, в то время как на западе в тот же день вечером наблюдалось появление лунного месяца после периода невидимости. В этом заключалась основная идея «астролябии» как модели, фиксирующей соответствие лунного и солнечного календарей82.
80. Hunger, Pingree 1989, 67–69.
81. Hunger, Pingree 1989, 89–90.
82. MCG 163–164.
IV. Звезды, которые восходят в то время, как другие заходят
Это последняя таблица в «Астролябии Б». Она состоит из трех столбцов и 12 строк, причем каждая строка двойная. Правый и левый края таблички немного повреждены83. Первый столбец содержит названия месяцев и звезд на пути Эа, второй – звезды на пути Ану, третий – звезды на пути Энлиля. Каждая двойная строка соответствует определенному месяцу вавилонского календаря. В них приводятся данные о трех звездах, которые гелиакически восходят, и трех звездах, которые гелиакически заходят в данный месяц. При этом употребляются термины: e3 = aṣû, букв. «появляться, выходить», šu2 = rabû, букв. «заходить».
В основе таблицы лежит предположение о том, что дата гелиакического восхода звезды отстоит от даты гелиакического захода на шесть месяцев. Это правило в таблице выполняется для всех звезд, кроме mulapin (Плуг) и mulDil-bat (Венера). Приведем два примера:
[diš itiizi] mulpan // mulmaš.tab.ba.gal.gal.la // mulmar.gid2.da ˹e3˺
[diš mul]nu.muš.da // mulsim.maḫ // mulDa-mu ˹šu2˺
Абу, Лук, Большие близнецы, Повозка восходят.
Нумушда, Ласточка, Даму заходят (С 21–22).
diš itiziz2 mulnu.muš.da // mulsim.maḫ // mulDa-mu ˹e3˺ .[…]
diš mulpan // mulmaš.tab.ba.gal.gal.la // mulmar.gid2.da šu2.[…]
Шабату, Нумушда, Ласточка, Лиса восходят.
Лук, Большие Близнецы, Повозка заходят» (С 33–34).
В упрощенном виде таблица выглядит следующим образом (табл. 3):
Таблица 3. Звезды, которые восходят в то время, как другие заходят, в «Астролябии Б»
Месяцы | Звезды Эа | Звезды Ану | Звезды Энлиля |
I | muliku | mulDil-bat | mul gišapin |
mulnin.maḫ | mulZi-ba-ni-tum | mulen.te.na.bar.ḫum | |
II | mul.mul | mulšu.gi | mulA-nu-ni-tum |
mulur.idim | mulgir2.tab | mullugal | |
III | mulsipa.zi.an.na | mulur.gu.la | mulmuš |
mulṢal-bat-a-nu | mulud.ka.du8.a | muluz3 | |
IV | mulkak.si.sa2 | mulmaš.tab.ba | mulšul.pa.e3 |
mulgu.la | mulAl-lu-ut-tum | multi8mušen | |
V | mulpan | mulmaš.tab.ba.gal.gal | mulmar.gid2.da |
mulnu.muš.da | mulsim.maḫ | mulDa-mu | |
VI | mulKa-li-tum | muluga | mulšu.pa |
mulku6 | mul damar.utu | mulka5.a | |
VII | mulnin.maḫ | mulzi-ba-ni-tum | mulen.te.na.bar.ḫum |
muliku | mulDil-bat | mulapin | |
VIII | mulur.idim | mulgir2.tab | mullugal |
mul.mul | mulšu.gi | mulA-nu-ni-tum | |
IX | mulṢal-bat-a-nu | mulud.ka.du8.a | muluz3 |
mulsipa.zi.an.na | mulur.gu.la | mulmuš | |
X | mulgu.la | mulAl-lu-ut-tum | multi8mušen |
mulkak.si2.sa | mulmaš.tab.ba | mulšul.pa.e3 | |
XI | mulnu.muš.da | mulsim.maḫ | mulDa-mu |
mulpan | mulmaš.tab.ba.gal.gal.la | mulmar.gid2.da | |
XII | mulku6 | mul damar.utu | mulka5.a |
mulKa-li-tum | mulug5.ga | mulšu.pa |
Идея о том, что интервал между гелиакическими восходами и заходами равен шести месяцам для всех звезд без исключения, неверна с астрономической точки зрения. Так, например, многие звезды из числа звезд на пути Ану бывают на самом деле видны на протяжении значительно больших, чем полугодовой, промежутков времени. А среди звезд Энлиля, как уже отмечалось, есть две околополярные звезды (Повозка и Лиса), которые никогда не восходят и не заходят гелиакически. Тем не менее в данной таблице поставлена важная астрономическая задача, касающаяся величины интервала между гелиакическими восходом и заходом звезд. Предложенное решение формально неверно. Но уже сама ошибочная формулировка создавала предпосылки для ее исправления, для этого нужно было только произвести наблюдения.
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПИСКОВ ЗВЕЗД В «АСТРОЛЯБИИ Б»
Уже самое поверхностное рассмотрение каталогов и списков звезд в «Астролябии Б» показывает, что они формально не согласуются друг с другом. Различие касается прежде всего содержания списков. Так, в менологии мы находим созвездие mulMU.BU.keš2.da den.lil2.le = Nīru, букв. «(Привязанное) Ярмо, Энлиль», акк. «Ярмо», которое в списках нигде более не встречается. Согласно современным определениям это созвездие находилось в пределах Дракона, тогда как mulšudun, «Ярмо» и šudun.im.˹u18˺.[lu], «Южное Ярмо», упоминаемые в каталоге 12×3, располагались южнее84.
Сопоставление каталогов 12 × 3 и 3 × 12 показывает, что содержательно они также расходятся. Каждый из каталогов включает по 36 звезд, казалось бы, это должны быть одни и те же звезды, однако в действительности это не совсем так. В каталоге 12×3 отсутствуют, например, названия созвездий и звезд mulšu.pa, mulZi-ba-ni-tum, mulgu.la, mullugal, mulnu.muš.da, представленные в каталоге 3×12. С другой стороны, в каталоге 3×12 мы не находим названия mulIs le-e, mulur.bar.ra и šudun.im.˹u18˺.[lu], зафиксированные в перечне звезд 12×3.
Существенно расходятся также отношения «звезда–месяц», принятые в различных списках звезд «Астролябии Б». Об этом можно судить по содержанию табл. 3, где, кроме собственно каталога 3 × 12, приведены также данные для менологии и каталога 12 × 3. Полное совпадение имеет место только для месяцев I и XII, во всех остальных случаях отношения «звезда–месяц», как правило, не совпадают, причем расхождения носят хаотический характер, не поддающийся рациональному объяснению.
Причины расхождения неясны. Возможно, основой при составлении списков звезд служили разные источники. В эпоху создания «Астролябии Б» в Месопотамии еще не существовало единого каталога звезд, в котором были бы зафиксированы названия созвездий и отношения «звезда–месяц», как это осуществилось позднее в трактате MUL.APIN.
Важнейшей проблемой, связанной с «Астролябией Б», является присутствие в ней планет в роли месячных звезд. Названия планет встречаются во всех списках, кроме менологии. Вот их перечень:
mulDilbat, «Дилбат» – стандартное название Венеры, встречающееся во всех видах текстов85;
mulšul.pa.e3, «Шульпаэ», букв. «Юноша, появляющийся в сиянии» – эпитет Мардука и одно из названий Юпитера86;
mul damar.utu, букв. «Теленок Солнца» – эпитет Мардука и название Юпитера или Меркурия87;
mul dNēberu, «Неберу, букв. «Паром» – название Юпитера или Меркурия88; Неберу в «Астролябии Б» представляет, согласно В. Горовицу, планету Меркурий как астрономическое воплощение Мардука вблизи Нового года89;
89. Horowitz 2014, 23.
mulṢalbatānu, «Цалбатану» – стандартное название Марса90.
В списках звезд «Астролябии Б» название Юпитера встречается дважды как mulšul.pa.e3 и mul damar.utu. Это странное обстоятельство может получить простое объяснение, если предположить, что название mul damar.utu относится на самом деле не к Юпитеру, а к Меркурию91.
Название Сатурна также присутствует в тексте «Астролябии Б». В каталоге 12 × 3 среди звезд Ану встречаем текст: mul sa5 ša i-na zi im.ulu3.lu / ana igi mulgir2.tab gub-zu / muludu.idim dzi-ba-ni-tum «“Красная звезда”, которая на юге перед Скорпионом стоит, планета, Весы» (B ii 8–10).
В параллельном отрывке из «Каталога 30 звезд» (в BM 55502) находим: [mul s]a5 ša2 ina zi im.ulu3lu igi-it múlgir2.tab gub3! mul2 udu.idim: dz[i-ba-ni-tum] / [(mul)sa]g.uš! mul bi-ib-bu zi-ba-ni-tum dutu «“Кра[сная звезда”], которая стоит на юге перед Скорпионом, (это) планета: В[есы, Са]турн, планета, Весы Шамаша»92. «Весы Шамаша», «Весы» – стандартные обозначения Сатурна в текстах разных категорий в I тыс. до н.э.93 Несомненно, что в данном случае в «Астролябии Б» речь идет о Сатурне.
93. Kurtik 2007, s10, u09, z10; 2015, 466–7.
Планеты, как известно, изменяют свои положения относительно неподвижных звезд. В частности, на протяжении планетного периода изменяется точка восхода планеты на линии восточного горизонта. В астрологических текстах эта точка обозначалась обычно термином ki.gub = manzāzu94. Именно к ki.gub относятся, вероятно, определения движений планет с использованием глагольной формы uttanakkar, «изменять (свое положение) постоянно (или повторно)» (Dtn. от nakāru = kur2, «изменять»), которые мы встречаем в «Астролябии Б»95.
95. О Юпитере в списке (123) сказано: mul gal nam-ru … ki.gub kur2.kur2 / mulšul.pa.e3… «Большая блестящая звезда, которая … место (свое) изменяет: Шульпаэ…» (KAV 218, B iii 21–23).
Постоянно изменялись также положения планет относительно неподвижных звезд при гелиакическом восходе, а также относительно путей Эа, Ану и Энлиля. Месопотамские наблюдатели, ответственные за составление серии ЕАЕ, были об этом прекрасно осведомлены (примеры предсказаний, основанных на определении пути, в пределах которого находится планета, см. выше). Не оставались постоянными также даты гелиакических восходов планет, меняющиеся из года в год (в отличие от дат гелиакических восходов созвездий/звезд). Что же заставило месопотамских наблюдателей включить планеты в текст «Астролябии Б» в качестве месячных звезд?
Убедительного ответа на этот важный вопрос не существует, высказываются только некоторые предположения. В частности, В. Горовиц рассматривает два возможных объяснения. Согласно первому не исключено, что тексты «Астролябии Б», в которых зафиксированы месячные даты гелиакических восходов планет, относятся к одному единственному году как предсказания важных с астрологической точки зрения событий, как это позднее было принято в «альманахах», где астрономические и метеорологические прогнозы на один год объединялись вместе. Однако к какому именно году они относятся, остается нераскрытым.
Согласно второму предположению месяцы в «Астролябии Б» связаны с планетами по религиозным или мифологическим соображениям. Отмечается, в частности, что божества Венеры и Юпитера, Иштар и Мардук, играют важную роль в церемонии празднования Нового года. Возможно, этим объясняется определение Венеры как звезды-Ану для нисану, первого месяца нового года, и Юпитера как звезды-Ану для аддару, последнего месяца предыдущего года, в каталоге 3×12. Похожие религиозные соображения лежат, возможно, в основе отождествления Марса, божеством которого считался Нергал, как звезды-Эа для месяца кислиму. В менологии «Астролябии Б» утверждается, что Нергал появляется из подземного мира как раз в этот месяц. Таким образом, гелиакический восход Марса в месяце кислиму может интерпретироваться мифологически как появление Нергала96.
Особое значение в «Астролябии Б», как и в космологической поэме «Энума Элиш», имеет Nēberu. В поэме «Энума элиш» о нем сказано: «Он (= Мардук) установил положение Неберу, чтобы фиксировать их (= звезд) связи. / Чтобы никто (при своем движении) не совершил греха или проявил нерадивость. / Он установил стоянки Энлиля и Эа с его (= Неберу) помощью» (V 6–8)97. Согласно В. Горовицу три звезды в «Астролябии Б», фиксировавшие переход к Новому году, это звезда Мардука Nēberu на пути Ану в месяце аддару, mulku6 «Рыба» – звезда на пути Эа в месяце аддару и mul gišapin (Плуг) – звезда на пути Энлиля в месяце нисану98.
98. MCG 162; Horowitz 2014, 6–7.
НАЗНАЧЕНИЕ «АСТРОЛЯБИЙ»
В заключение рассмотрим вопрос о назначении «астролябий». Хорошо известно, что религиозный календарь, используемый в Месопотамии, был лунно-солнечным. Его основой был лунный месяц длиной 29 или 30 дней. Начало месяца фиксировала неомения – первое появление серпа Луны вечером после захода Солнца после периода невидимости. Наблюдали также другие фазы Луны – первую четверть, полнолуние, время невидимости Луны в конце месяца. Дни на протяжении месяца нумеровались от 1 до 30. Важнейшей проблемой было определение длины месяца – времени между двумя последовательными неомениями. Каждый месяц имел свое религиозное наполнение, праздники совершались строго в определенные дни. Ошибка в определении неомении даже в один день с религиозной точки зрения считалась недопустимой, поскольку нарушала установленный порядок служб99.
Вторая проблема, связанная с лунно-солнечным календарем, касалась длины года. Лунный год – совокупность 12 лунных месяцев – составлял ок. 354 дней, т.е. он был на 11 дней короче солнечного года. Если предположить, что начала лунного и солнечного годов совпадают, и вести отсчет времени дальше, то через три года расхождение составит приблизительно один месяц. Чтобы устранить расхождение между лунным и солнечным годами, в Месопотамии производили вставки (интеркаляции) дополнительных лунных месяцев в среднем каждые три года100. Твердого правила для проведения интеркаляций не существовало до середины I тыс. до н.э., когда был открыт 19-летний лунно-солнечный цикл. До этого при введении интеркаляций применялись различного рода астрономические методы, позволявшие определять необходимость вставки. Один из них был связан с «астролябиями».
«Астролябии», как мы уже говорили, были тесно связаны с традицией идеального, или схематического, года, содержащего всего 12 месяцев по 30 дней каждый. В нем не учитывалась реальная длина лунного месяца, отпадала необходимость фиксировать неомении, а интеркаляции вообще не предусматривались101. Схематический год представлял собой упрощенную математическую модель годового промежутка времени, в которой удобно было фиксировать приближенно события, происходящие с интервалом в один год. Такими событиями были гелиакические восходы звезд.
Соответствия «месяц–звезда», принятые в «астролябиях», использовались как исходная закономерность для регулирования интеркаляций в вавилонском лунно-солнечном календаре. Начала месяцев, как мы уже говорили, отмечали восходы звезд Эа. Даты гелиакических восходов звезд не сдвигались относительно характеристических точек солнечного года, а наблюдаемые каждый год отношения «месяц–звезда» были подвержены изменению. Если гелиакические восходы звезд наблюдались позднее дат, приведенных в «астролябии», это могло служить основанием для введения дополнительного месяца. Задержка восхода относительно ожидаемой даты считалась неблагоприятным знаком с астрологической точки зрения102.
Сообщение о такого рода наблюдениях встречаем в одном из новоассирийских рапортов, обращенном к царю: iti lid-ru-ru mul an-e gab-bu / it-ta-mar-ku-u ina ḫul iti.še / lu la et-ti-iq … «Пусть они произведут вставку месяца; (поскольку) все звезды небесные опоздали. Пусть аддару не станет (букв. не пройдет) неблагоприятным»103. В нем сообщается о том, что наступил лунный месяц (по-видимому, речь идет о шабату), а звезды, связанные с ним в «астролябии», еще не взошли гелиакически (букв. «опоздали»). Хотя собственно «астролябии» здесь не упоминаются, однако есть все основания полагать, что в новоассирийский период они использовались для регулирования интеркаляций.
Библиография
- 1. Casaburi, M.C. 2003: Tre-stelle-per-ciascun(-mese). L’Astrolabio B: edizione filologica. Napoli.
- 2. Çağırgan, G. 1984: Three more duplicates to Astrolabe B. Belleten 48/191–192, 399–416.
- 3. Emelianov, V.V. 1999: Nippurskiy kalendar’ I rannyaya istoriya Zodiaka [Nippur Calendar and the Early History of Zodiac]. Saint Petersburg.
- 4. Емельянов, В.В. Ниппурский календарь и ранняя история Зодиака. СПб.
- 5. Horowitz, W. 2007: The astrolabes: astronomy, theology, and chronology. In: J. Steele (ed.), Calendars and Years: Astronomy and Time in the An-cient Near East. Oxford, 101–113.
- 6. Horowitz, W. 2010: VAT 17081: a forerunner to the menology of Astrolabe B. In: Ş. Dönmez (ed.), DUB.SAR É.DUB.BA.A. Studies Presented in Honour of Veysel Donbaz. Istanbul, 183–188.
- 7. Horowitz, W. 2014: The Three Stars Each: the Astrolabes and Related Texts. Horn.
- 8. Hunger, H. 1992: Astrological Reports to Assyrian Kings. Helsinki.
- 9. Hunger, H., Pingree, D. 1989: MUL.APIN. An Astronomical Compendium in Cuneiform. Horn.
- 10. Hunger, H., Pingree, D. 1999: Astral Sciences in Mesopotamia. Leiden–Boston–Köln.
- 11. Koch, J. 1989: Neue Untersuchungen zur Topographie des babylonischen Fixsternhimmels. Wiesbaden.
- 12. Koch-Westenholz, U. 1995: Mesopotamian Astrology: An Introduction to Babylonian and Assyrian Celestial Divination. (CNI Publications, 19). Copenhagen.
- 13. Kurtik, G.E. 2005: [Observations of the heliacal star risings and settings in Ancient Mesopotamia]. Istoriko-astronomicheskie issledovaniya [Studies in the History of Astronomy] 30, 105–115.
- 14. Куртик, Г.Е. Наблюдения гелиакических восходов и заходов звезд в древней Месопотамии. Историко-астрономические исследования 30, 105–115.
- 15. Kurtik, G.E. 2007: Zvezdnoe nebo drevney Mesopotamii: shumero-akkadskie nazvaniya sozvezdiy i drugikh svetil [The Stellar Sky of Ancient Mesopo-tamia: Sumerian and Akkadian Names for Constellations and Other Ce-lestial Bodies]. Saint Petersburg.
- 16. Куртик, Г.Е. Звездное небо древней Месопотамии: шумеро-аккадские названия созвездий и других светил. СПб.
- 17. Kurtik, G.E. 2013a: [Time measurement and calendars in ancient Mesopotamia (Sumerian period)]. Voprosy istorii estestvoznaniya i tekhniki [Studies in the History of Science and Technology] 4, 22–40.
- 18. Куртик, Г.Е. Измерение времени и календари в Древней Месопотамии (шумерский период). Вопросы истории естествознания и техники 34/4, 22–40.
- 19. Kurtik, G.E. 2013b: [The introduction of the «ecliptic» in Mesopotamian astronomy]. Istoriko-astronomicheskie issledovaniya [Studies in the Histo-ry of Astronomy] 37, 145–167.
- 20. Куртик, Г.Е. Введение «эклиптики» в месопотамской астрономии. Историко-астрономические исследования 37, 145–167.
- 21. Kurtik, G.E. 2015: [Planets in Mesopotamian sources of the third and second millennia BC]. Voprosy istorii estestvoznaniya i tekhniki [Studies in the History of Science and Technology] 36/3, 455–473.
- 22. Куртик, Г.Е. Планеты в месопотамских источниках III–II тыс. до н.э. Вопросы истории естествознания и техники 36/3, 455–473.
- 23. Kurtik, G.E. 2017: Constellation names in Mesopotamian sources of the first half of the second millennium BC and the problem of the origin of constellations. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 77/4, 821–839.
- 24. Куртик, Г.Е. Названия созвездий в месопотамских источниках первой половины II тыс. до н.э. и проблема происхождения созвездий. ВДИ 77/4, 821–839.
- 25. Landsberger, B., Kinnier Wilson, J.V. 1961: The fifth tablet of Enūma Eliš. Journal of Near Eastern Studies 20/3, 154–179.
- 26. Oelsner, J., Horowitz, W. 1997–1998: The 30-star-catalogue HS 1897 and the late parallel BM 55502. Archiv für Orientforschung 44–45, 176–185.
- 27. Oppenheim, A.L. 1959: A new prayer to the “Gods of the Night”. In: Studia biblica et orientalia. Vol. III. Oriens Antiquus. (Analecta biblica, 12). Rome, 282–301.
- 28. Parpola, S. 1993: Letters from Assyrian and Babylonian Scholars. (State Archives of Assyria, 10). Helsinki.
- 29. Pinches, T.G. 1900: Rev.: R. Brown. Researches into the origin of the primitive constellations of the Greeks, Phoenicians, and Babylonians. Vol. 2. London, 1900. Journal of the Royal Asiatic Society, 571–577.
- 30. Reiner, E., Pingree, D. 1975: Babylonian Planetary Omens. Part I. Enūma Anu Enlil Tablet 63: The Venus Tablet of Ammiṣaduqa. Malibu.
- 31. Reiner, E., Pingree, D. 1981: Babylonian Planetary Omens. Part II. Enūma Anu Enlil. Tablets 50–51. Malibu.
- 32. Reiner, E., Pingree, D. 1998: Babylonian Planetary Omens. Part III. Groningen.
- 33. Reiner, E., Pingree, D. 2005: Babylonian Planetary Omens. Part IV. Leiden–Boston.
- 34. Rochberg-Halton, F. 1987: TCL 6 13: Mixed traditions in Late Babylonian astrology. Zeitschrift für Assyriologie 77/2, 207–228.
- 35. Sachs, A., Hunger, H. 1988: Astronomical Diaries and Related Texts from Babylonia. Vol. I. Diaries from 652 B.C. to 262 B.C. Vienna.
- 36. Sayce, A.H. 1874: The astronomy and astrology of the Babylonians, with translations of the tablets relating to this subjects. Transactions of the Society of Biblical Archaeology 3, 145–339.
- 37. Schott, A. 1934: Das Werden der babylonisch-assyrischen Positions-Astronomie und einige seiner Bedingungen. Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft 88/3–4, 302–337.
- 38. Smith, S. 1875: Assyrian Discoveries: An Account of Explorations and Discoveries on the Site of Nineveh, During 1873 and 1874. London.
- 39. Van der Toorn, K. 1985: Sin and Sanction in Israel and Mesopotamia. A Comparative Study. (Studia Semitica Neerlandica, 22). Assen–Maastricht.
- 40. Van der Waerden, B.L. 1949: Babylonian astronomy. II. The thirty six stars. Journal of Near Eastern Studies 8/1, 6–26.
- 41. Van der Waerden, B.L. 1974: Science Awakening II. The Birth of Astronomy. Leiden–New York.
- 42. Van der Waerden, B.L. 1991: Probuzhdayushchayasya nauka II. Rozhdenie astronomii [Science Awakening II. The Birth of Astronomy]. Moscow.
- 43. Ван дер Варден, Б.Л. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. М.
- 44. Walker, C.B.F., Hunger, H. 1977: Zwölfmaldrei. Mitteilungen der Deutschen Orient-Gesellschaft 109, 27–34.
- 45. Weidner, E. 1915: Handbuch der babylonischen Astronomie. Bd. I. Leipzig.
- 46. Weidner, E. 1952–1953: Die Bibliothek Tiglathpilesers I. Archiv für Orientforschung 16, 197–215.
2. В работах Т. Пинчеса, Э. Вайднера и А. Шотта, посвященных «астролябиям», это название используется как общеизвестное, см. Pinches 1900; Weidner 1915; Schott 1934, Abb. 2.