XXIII Жебелёвские чтения в Санкт-Петербургском государственном университете (Санкт-Петербург, 27–29 октября 2021 г.)
XXIII Жебелёвские чтения в Санкт-Петербургском государственном университете (Санкт-Петербург, 27–29 октября 2021 г.)
Аннотация
Код статьи
S032103910020351-9-1
Тип публикации
Обзор
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Климов Олег Юрьевич 
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Кулишова Оксана Викторовна
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Пантелеев Алексей Дмитриевич
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Жестоканов Сергей М.
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Страницы
504-511
Аннотация

     

Классификатор
Получено
10.03.2022
Дата публикации
22.06.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
121
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 27–29 октября 2021 г. в Санкт-Петербургском государственном университете состоялась Всероссийская научная конференция «Жебелёвские чтения – XXIII». В связи с пандемией конференция проводилась в смешанном формате, при котором одни докладчики и слушатели присутствовали в аудитории, другие участвовали через интернет. На конференции доклады представили ученые из многих городов нашей страны – из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Казани, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Тобольска, Челябинска и других, а также из нескольких зарубежных стран – из Белоруссии, Германии, Латвии, Украины, Финляндии.
2 Конференция открылась 27 октября приветствиями, с которыми выступили директор Института истории СПбГУ проф. А.Х. Даудов, председатель научной комиссии Института истории СПбГУ проф. А.И. Филюшкин, а также заведующий кафедрой истории древней Греции и Рима СПбГУ, председатель программного комитета конференции проф. О.Ю. Климов. В приветствиях отмечалось развитие на историческом факультете и в Институте истории СПбГУ продолжительной традиции проведения подобных антиковедческих форумов, традиционно высокий научный уровень докладов, участие в конференции как опытных, так и молодых исследователей.
3 На первом пленарном заседании прозвучало три доклада. А.В. Махлаюк (Нижний Новгород) посвятил свое выступление теме «Рим на пути к имперскому гражданству (от Союзнической войны до эдикта Каракаллы)». В докладе он выделил и охарактеризовал основные этапы эволюции института римского гражданства, рассмотрел факторы и историческую логику развития процесса, итогом которого стало распространение прав civitas Romana на почти все свободное население Римской империи. По мнению докладчика, правовая и политическая специфика того гражданского статуса, который сложился в античном Риме, обусловливала возможности его расширения, оказавшиеся востребованными в условиях складывания мировой империи. В докладе В.Н. Парфенова (Саратов) на тему «Преторианский мятеж осени 97 г. и загадка Касперия Элиана» были проанализированы события в Риме после убийства императора Домициана, когда преторианская гвардия взбунтовалась и потребовала от принцепса Нервы выдать им на расправу убийц его предшественника. Автор доклада считает возможным, что вдохновитель мятежа префект претория Касперий Элиан действовал в интересах либо Траяна, либо кого-то из его возможных соперников, наместников провинций. О.В. Кулишова (Санкт-Петербург) выступила с докладом на тему «“Настоящий мастер в эпиграфике...”: К 100-летию со дня смерти А.В. Никитского». Она рассказала о вкладе Никитского в изучение дельфийских надписей, значение которого отмечалось как отечественными, так и зарубежными учеными. Особенности методики его работы с надписями были проанализированы в докладе на основании как его опубликованных работ, так и многочисленных архивных материалов – подготовительных записей и черновиков, которые хранятся в фонде А.В. Никитского в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН.
4 На конференции была запланирована работа девяти секций: истории древней Греции; истории эллинизма; истории древнего Рима; истории поздней античности; периферии античного мира; искусства, культуры и археологии античного мира; истории раннего христианства; истории науки об античности.
5 Программа работы секции истории древней Греции включала два заседания. Первое из них открылось докладом «Эволюция образа тирана Поликрата», в котором Н.А. Шергина (Санкт-Петербург) сделала попытку проследить особенности восприятия фигуры самосского тирана в различные исторические эпохи. С.М. Жестоканов (Санкт-Петербург) в докладе «Хронология династии Орфагоридов», проанализировав сообщения античной традиции о сикионских тиранах, предложил датировку династии Орфагоридов и ее отдельных представителей, а также отметил, что в правлении сикионских тиранов можно выделить два этапа, разделенных временным восстановлением дотиранической формы правления. Выступление А.А. Синицына (Санкт-Петербург) было посвящено теме «О логографах, логопойях и алетейе в трудах эллинских историков и философов (Геродот, Фукидид и Платон)». Докладчик показал, что осуждение логографов и логопойев, которое мы находим у Платона, созвучно с фукидидовским: как афинский историк противопоставляет свое исследование сочинениям поэтов и писателей-логографов, так и афинский философ противопоставляет речам логопойев свои диалоги. О.А. Рыканцова (Санкт-Петербург) в докладе «“Птицы” Аристофана и мечты о Фракии» указала, что относительно сущности этой пьесы и ее возможного политического контекста высказывались противоречивые мнения: одни считают ее примером аполитичной комедии, карнавальной феерии, другие, наоборот, спорят о событиях, повлиявших на ее создание. В то время как в этой комедии, поставленной на Великих Дионисиях 414 г. до н.э., чаще всего видят отражение драматически развивавшейся Сицилийской экспедиции афинян, автор доклада обратилась к разбору альтернативной версии о влиянии отношений с фракийцами на эту пьесу, которая была предложена в одном из последних исследований Э. Холл. В докладе «Особенности антропоморфных эпифаний богов и героев во время сражений» С.Р. Тимир-Булатова (Санкт-Петербург), обратившись к свидетельствам греческих историков, описывающих явление богов и героев во время различных военных кампаний, сделала попытку определить особенности антропоморфных явлений в целом, а также различия между эпифаниями богов и героев. А.М. Бутягин (Санкт-Петербург) в докладе «Причины формирования стратегий греко-варварских взаимоотношений в основных центрах Северного Причерноморья» подчеркнул, что три главных античных центра в этом регионе выбрали разные стратегии во взаимоотношениях с местными племенами: Ольвия платила дань кочевым племенам, и даже, вероятно, подпадала под их протекторат; Херсонес избрал стратегию вооруженного противостояния; на Боспоре сформировалось уникальное греко-варварское государство. По мнению докладчика, этот выбор определялся прежде всего географическим положением греческих государств, а также особенностями расселения местных племен.
6 Л.Г. Печатнова (Санкт-Петербург) в докладе «Спартанские цари и община “равных”» обратила внимание на целый ряд отличий спартанских царей от основной массы спартанских граждан, проанализировала свидетельства источников об особом статусе царей и сделала попытку объяснить причины длительного сохранения в Спарте псевдоархаической царской власти. Т.В. Кудрявцева (Санкт-Петербург) представила слушателям доклад на тему «Попечение о сиротах в афинском полисе и процесс против декрета Феозотида». В докладе был рассмотрен процесс по жалобе на противозаконие, выдвинутой против предложения Феозотида (конец V в. до н.э.), который внес в народное собрание псефисму о государственной помощи детям афинских граждан, погибших во времена тирании, сражаясь за родину. Обратившись к обвинительной речи Лисия, от которой сохранились незначительные фрагменты, Кудрявцева рассмотрела вопрос о том, что побудило оратора, пострадавшего во время Тирании тридцати, выступить против данного предложения. С.А. Тахтаджян (Санкт-Петербург) в докладе «Датировка клиники Антифонта» на основании откликов в трагедиях Еврипида на трактат «О согласии» Антифонта, материалом для которого послужила психотерапевтическая практика, заключил, что этот трактат появился не позднее 438 г. до н.э., который он считает terminus ante quem и для клиники. Согласно еще одному аргументу докладчика, открытие клиники Антифонта в Коринфе могло произойти только в период мира между Афинами и Коринфом, т.е. либо в период с 451 по 446, либо между 445 и 438 г. Доклад А.С. Соловьевой (Санкт-Петербург) был посвящен теме «Легенда об основании македонской династии Аргеадов: античные письменные свидетельства и нумизматика». Сопоставляя ранние македонские монеты с фракийскими, автор доклада сделала попытку оценить степень фракийского влияния на формирование легенды о происхождении династии Аргеадов. В докладе также был рассмотрен вопрос о том, как повлияла политика Александра I на складывание рассказа о греческом происхождении македонской династии. О. И. Александрова (Санкт-Петербург) в докладе «Особенности организации процессов по морским торговым делам (δίκαι ἐμπορικαί) в IV в. до н.э.» обратилась к вопросу о характере существовавшей в Афинах практике быстрого рассмотрения подобных дел, о чем упоминает Демосфен, и пришла к следующим заключениям: можно говорить о том, что иски, попадавшие в категорию δίκαι ἐμπορικαί, рассматривались в течение месяца, что объясняется необходимостью создания как можно более комфортных условий для иностранных купцов; вероятно, в течение месяца полагалось рассмотреть и поданные протесты; можно думать, что протест на решение по таким процессам разрешалось подавать не более двух раз. Е.Е. Земцова (Санкт-Петербург) в докладе «Эвгемер и остров Панхайя: вымышленное путешествие в контексте утопии» подняла вопрос о сходстве Панхайи Эвгемера с утопиями Гомера, Гипподама, Фалея, Платона и о ее специфических чертах, не встречающихся в более ранней традиции, а также указала на важность мотива «вымышленного путешествия», который затем активно будет развиваться в Средние века и Новое время.
7 Секция истории эллинизма провела два заседания. Р.Н. Рубцов (Санкт-Петербург) в своем выступлении на тему «Был ли Пигрет переводчиком Кира?» отметил, что в «Анабасисе» Ксенофонта словом ἑρµηνεύς назван Пигрет, один из сопровождающих Кира в его военном походе. Докладчик проанализировал деятельность Пигрета и спектр значений слова ἑρµηνεύς в греческой литературе V–IV вв. до н.э. Э.В. Рунг (Казань) в докладе на тему «Употребление терминов “сатрапия” и “сатрап” при обращении к истории Ахеменидской империи в античной исторической традиции» сделал вывод, что в империи Ахеменидов Мардонием в период с 492 по 479 г. до н.э. готовилось создание эллинской сатрапии. М.М. Холод (Санкт-Петербург) в докладе «Сатрапы в державе Александра Великого» проследил, как менялась позиция македонского царя по выбору глав своих азиатских провинций и определению их функций: от назначения на эти посты в первые годы кампании в основном македонских полководцев через широкое привлечение после битвы при Гавгамелах представителей главным образом персидской знати к вновь преимущественному назначению на них македонян (либо греков) в последние годы его царствования. Тему «Отображение божественности Гефестиона» проанализировала в своем выступлении Е.Ю. Баулина (Киев, Украина), которая представила подробную реконструкцию погребальных церемоний в память о Гефестионе, а также рассмотрела дискуссионные аспекты посмертного почитания Гефестиона. Ю.В. Бабенкова (Санкт-Петербург) сделала доклад на тему «Установление протектората в Гераклее Понтийской: от тирании к демократии», в котором охарактеризовала события истории Гераклеи после устранения Лисимахом тирании и до восстановления демократического строя после битвы при Курупедионе в 281 г. до н.э. В.Б. Михайлов (Ростов-на-Дону) в докладе «Эвмен из Кардии и армия: аспекты взаимоотношений» проанализировал отношения Эвмена с различными войсковыми контингентами: с воинами из провинции (преимущественно каппадокийцами), македонянами, наемниками.
8 В докладе С.С. Казарова (Ростов-на-Дону) была рассмотрена тема «Война с Пирром в контексте развития Рима III в. до н.э.». Автор доклада предложил считать войну Рима с Пирром рубежом, после которого римляне захватили Сицилию, а затем овладели всем Средиземноморьем. Кроме того, война с Пирром открыла процесс изменения всего облика Римского государства, затронув его традиционные моральные устои, экономику и культуру. С.К. Сизов (Нижний Новгород) в докладе на тему «Гражданское и этническое самосознание “ахейцев” в эллинистическом Пелопоннесе» отметил, что граждане полисов, вошедших в Ахейский союз в III–II вв. до н.э., обычно в литературной традиции и в эпиграфике именуются «ахейцами», однако это название отражало скорее принадлежность их родных городов к федерации, а не гражданскую или этническую идентификацию. Ряд признаков указывает на то, что «ахейцы» ощущали себя прежде всего, если не исключительно, гражданами родного полиса. В этническом отношении они продолжали считать себя «аркадянами», «элейцами» или «дриопами». Тему «Религиозные обычаи полисов и традиционные жанры греческой литературы в эпоху эллинизма» рассмотрела в своем выступлении А.Б. Шарнина (Санкт-Петербург), обратив внимание на новые явления в культуре эпохи эллинизма, наряду с которыми сохранялись древние религиозные традиции. Религиозные праздники способствовали распространению греческой культуры и поддержанию чувства единства эллинов, несмотря на разделяющие их расстояния и границы. А.А. Антонов (Санкт-Петербург) в докладе «Знатные семьи Приены в конце II в. до н.э.» проанализировал приенские надписи, которые раскрывают внутреннюю и внешнеполитическую жизнь полиса, и отметил, что во внутренней жизни Приены доминировала группа знатных семей, влиявших на политику полиса и конкурировавших между собой. Е.О. Стоянов (Санкт-Петербург) предложил вниманию коллег доклад на тему «Strab. XI. 10. 1: пропущенное свидетельство или спорная конъектура?», в котором рассмотрел проблему чтения одного из спорных мест в «Географии» Страбона. Поврежденный текст, традиционно читавшийся как ὁμορεῖ δὲ ἡ Ἀρία τῇ Βακτριανῇ καὶ τὴν ὑποστᾶσαν ὄρει τῷ ἔχοντι τὴν Βακτριανήν, в новом критическом издании Шт. Радта (2004) был прочитан как …καὶ ἦν ὑπὸ Στασάνορι τῷ ἔχοντι τὴν Βακτριανήν. Если эта конъектура верна, появляется еще одно, не учтенное прежде, свидетельство о Стасаноре Солийском – важнейшей политической фигуре верхних сатрапий эпохи диадохов. Доклад В.П. Никонорова (Санкт-Петербург) по теме «К проблеме военного дела в Кушанской империи (источники и их интерпретация)» был посвящен новым находкам, а также новым интерпретациям уже известных материалов, дополнительно проливающих свет на проблему становления и развития военного дела Кушанской империи. Основное внимание уделено источникам, относящимся к юэчжийско-раннекушанскому времени (II в. до н.э. – I в. н.э.): изображениям на шерстяных тканях из могильника Ноин-Ула (Северная Монголия) и поселения Сампул (Синьцзян), а также скульптурным фрагментам из Халчаяна (Южный Узбекистан).
9 Секция истории древнего Рима провела три заседания. Первое из них открылось выступлением А.В. Коптева (Хельсинки, Финляндия) «Порсенна и Рим: о происхождении сведений». Докладчик отметил, что сведения о царе Порсенне встречаются исключительно в мифологии и сочинениях поздних историков. Их источником был Тимей, интерпретировавший более ранние сообщения в контексте своего времени. По этой причине, по мнению докладчика, сам факт похода Порсенны в Лаций, с которым в то время его ничто не связывало, весьма сомнителен. В.А. Квашнин (Вологда) рассмотрел в своем докладе «История одной ошибки: Квинт Фабий Максим и храм Геркулеса» историю идеологической борьбы между Римом и Карфагеном в период Второй Пунической войны, обратив особое внимание на религиозную политику Кв. Фабия Максима, и прежде всего на обращение последнего к культу Геркулеса. Доклад И.Н. Степанова (Санкт-Петербург) «Земельный вопрос в “Гражданских войнах” Аппиана» был посвящен выяснению роли земельного вопроса в римской истории и его использования в борьбе за власть лидерами различных политических группировок. Н.А. Филянов (Москва) в своем выступлении на тему «Сулла, Рим и самниты: “самнитский вопрос” в политическом дискурсе 80-х гг. до н.э.» представил анализ сообщений Страбона о действиях Л. Корнелия Суллы в борьбе с самнитами, и прежде всего сведений об использовании римским диктатором «самнитского вопроса» для дискредитации своих политических противников, главным образом, Корнелия Цинны и Мариев Старшего и Младшего. В докладе М.Н. Кирилловой (Москва) «Планы римских колоний в II в. до н.э. – II в. н.э.» были изложены взгляды автора доклада на причины появления и эволюцию планов римских колоний, представлявших документы, содержавшие информацию о составе земель колоний: частных участках, их хозяевах, общественных угодьях и способах их использования.
10 В.О. Никишин (Москва) представил доклад на тему «Verba volant, scripta manent: тематика римских граффити». По мнению докладчика, античные граффити являлись своего рода аналогом современных социальных сетей и являлись исключительно популярным средством коммуникации, и комплексный подход к изучению римских граффити, как заметил выступающий, требует учитывать ряд факторов, включая локализацию, мотивацию авторов граффити, а также их стиль и орфографию. В докладе «Эквиты в системе провинциального управления (период Ранней империи)» С.В. Телепень (Мозырь, Беларусь) рассмотрел процесс включения римских всадников в систему государственного управления и указал на поэтапное превращение прокураторов-эквитов из личных представителей принцепса в категорию имперских чиновников провинциальной администрации. К.В. Марков (Нижний Новгород) посвятил свой доклад «Идеальный принципат сенатора Кассия Диона: “абсолютная монархия” или “государственная система смешанного типа”?» анализу различных точек зрения современных исследователей о политических воззрениях Кассия Диона, и в частности о проекте государственного устройства, представленном в «Речи Мецената». При этом докладчик отметил, что распространенное в историографии мнение о том, будто идеальным государственным строем Дион считал «абсолютную монархию», представляется не бесспорным. Е.Б. Мирзоев (Москва) выступил с докладом «Восточный поход Гордиана III. Ключевые события и последствия», в котором рассмотрел различные версии смерти Гордиана III и высказал свое мнение по данному вопросу, а также указал, что решающим событием восточного похода следует считать битву при Месихе. В докладе «О статусе города Рима в период тетрархии Диоклетиана» И.А. Миролюбов (Москва) предложил свои взгляды на процесс утраты Римом статуса политико-административного центра империи в период раннего домината в связи с обострением напряженности на границах римской державы и возникновением новых постоянных резиденций императоров и их соправителей.
11 А.Л. Янко (Полтава, Украина) предложил слушателям доклад на тему «К происхождению римских Вакханалий: этрусский след». Докладчик связал свидетельство Тита Ливия (Liv. XXXIX. 8. 3; 9. 1) с этрусской надписью на саркофаге Лариса Пулены, сообщающей, что он «prums pules larisal creices» (правнук Пулы Лариса грека) (CIE, № 5430 = TLE, № 131 = ET Ta 1.17). Эта надпись позволяет увидеть в нем безымянного грека из текста Ливия, а также выявить отличия в отношении к Вакханалиям этрусков и римлян. А.Н. Грешных (Москва) сделала доклад «Римский миф и римская космогония: к постановке проблемы». Выступление А.А. Зайцева (Санкт-Петербург / Трир, Германия) «Панеций и Публий Корнелий Сципион Эмилиан: рецепция взаимоотношений в античной литературной традиции» было посвящено исследованию античных свидетельств о связи философа и политика (всего 22 фрагмента). В докладе было показано, как с течением времени упоминание о взаимоотношениях Панеция со Сципионом стало одним из общих мест античной литературы и риторики и изучено, как разные авторы от Цицерона до Симмаха пользовались этим клише. С.А. Жабрева (Санкт-Петербург) в докладе «Особенности изучения римских культов Северной Африки: источники и проблемы» рассмотрела вопросы, связанные с появлением и распространением этих культов, с их соотношением с пуническими и берберскими культами и с иконографией различных божеств в римской Африке, при этом специальное внимание было уделено культу Нептуна. Г.Д. Габарашвили (Ростов-на-Дону) представил доклад «Распространение культа Антиноя в период правления императора Адриана (117–138 гг.)», в котором отметил, что основным регионом распространения культа были восточные провинции империи, особенно районы с преобладанием греческого или египетского населения. Это было связано с синкретическими чертами культа Антиноя: в Египте он отождествлялся с Осирисом, а у эллинов с Ганимедом.
12 Работа секции периферии античного мира началась с выступления А.Е. Барышникова (Нижний Новгород) на тему «Кто основал Каллеву атребатов?». Докладчик изложил мнения современных исследователей по проблеме основания британского поселения Каллева атребатов (совр. Силчестер), обратив особое внимание на гипотезу М. Фулфорда, а также предложил собственные взгляды по интересующей его теме. Ю.С. Веселова и П.Ю. Фадеева (Москва) предложили слушателям доклад «“Образ будущего”: о социально-психологических причинах имитации элементов римской культуры в Римской Британии», в котором, рассмотрев социально-психологические механизмы воспроизводства одним народом элементов культуры другого этноса, пришли к выводу, что причины воспроизводства римской культуры в Британии кроются в психологических механизмах формирования групповой идентичности. Еще один доклад на тему античной Британии, «Особенности процесса смены границ Римской Британии в середине II в.», сделанный К.С. Данилочкиной (Москва), был посвящен вопросам создания системы оборонительных укреплений на северной границе данной провинции и ее изменения в период правления Антонинов. Д.С. Васько (Санкт-Петербург) в докладе «“В глазах пантикапейцев”: о значении сюжета росписи свадебного лебета из Государственного Эрмитажа» предложил свою интерпретацию сюжета росписи известного сосуда из коллекции Эрмитажа в контексте современной ему политической и социальной ситуации в Афинах и на Боспоре. А.А. Еремеева (Санкт-Петербург) посвятила свое выступление «Архитектурный декор и расписная штукатурка жилой застройки Пантикапея в исследованиях М.И. Ростовцева и К.Е. Думберга» истории исследования архитектурного комплекса, открытого на территории городища Пантикапей К.Е. Думбергом, и классификации фрагментов декора этого памятника М.И. Ростовцевым.
13 Отдельная секция была посвящена проблемам истории поздней античности. Открывший заседание секции доклад Я.Е. Янькина (Санкт-Петербург) «Образ последних Антонинов и Северов в христианской исторической традиции IV–VI вв.» был посвящен анализу сообщений христианских историков о римских императорах II–III вв. Е.А. Мехамадиев (Санкт-Петербург) в докладе «Аламанны и галльский узурпатор Магн Максим (383–388 гг.) в трудах Амвросия Медиоланского и галльского ритора Паката: к вопросу о жанровом разнообразии позднеримской риторической традиции» представил анализ сообщений двух позднеримских авторов о взаимоотношениях аламаннов и Магна Максима. А.В. Зибаев (Сургут / Тюмень), выступивший с докладом «Влияние идей Гиппократа на медицинские описания позднеантичных авторов: протекание чумы глазами Прокопия Кесарийского (Procop. De bellis. IV.14, 5–6; II. 23)», ознакомил слушателей с описанием византийским историком современной ему эпидемии чумы и отметил влияние на это описание взглядов знаменитого древнегреческого медика Гиппократа. Д.М. Омельченко (Санкт-Петербург) в докладе «Богослужебные практики в позднеантичном Арелате в свете последних археологических открытий» рассказала о недавнем открытии археологами в исторической части г. Арль культовых построек V–VI вв. и указала на перспективы соотнесения данных нарративных и археологических источников для изучения богослужебных практик позднеантичного Арелата. В завершающем заседание секции докладе П.В. Шувалова (Санкт-Петербург) «Славяне и античное Средиземноморье (общий обзор проблем)» были рассмотрены вопросы происхождения термина «венеды» и применения  его к различным этническим группам, а также проблемы генезиса праславян и распространения их на север в лесную зону протобалтских и финно-угорских племен.
14 Работа секции, посвященной истории раннего христианства, включала два заседания и открылась докладом К.А. Битнера (Санкт-Петербург) «О жертвоприношениях в “Письме Аристея”», где обсуждалась важность «Письма» (II в. до н.э.) для понимания эволюции иудейских представлений о значимости института жертвоприношений. Первоначально в древнеизраильской религии жертвоприношение рассматривалось как акт кормления божества, однако библейские авторы либо оспаривали подобное представление, либо не упоминали о нем, при этом четкое объяснение функции жертвы в древнеиудейских текстах отсутствовало вплоть до эллинистического периода. В «Письме» впервые в иудейской истории дается философское обоснование функции жертвоприношения как аллегории настроения человеческой души. «Письму Аристея» был посвящен и следующий доклад А.С. Волчкова (Санкт-Петербург) «Что общего у Александрии и Иерусалима? Сакральная топография “Письма Аристея”». В этом тексте рассказывается, как жители Александрии захотели перевести священный текст евреев на греческий язык, для чего отправили посольство в Иерусалим. Докладчик рассмотрел, как автором «Письма» воспринимается городское пространство Александрии и Иерусалима. А.Д. Пантелеев (Санкт-Петербург) в докладе «Изображения распятия в римском искусстве» проанализировал причины малой популярности данного сюжета. При богатой литературной традиции нам известно всего несколько изображений: это фреска из гробницы Ариети в Риме (III–I вв. до н.э.); граффито из Путеол (начало II в. н.э.) и граффито Алексамена в Риме (рубеж II–III в. н.э.). Их малочисленность может быть следствием того, что для римлян этот обычай с самого начала считался варварским и применимым только к рабам и негражданам; этот сюжет не мог использоваться для пропаганды имперской идеологии или поддержания римской идентичности. В докладе «Образцы римской доблести в агиографической традиции: пародия или интертекстуальность?» А.В. Васильев (Санкт-Петербург) рассмотрел ряд примеров героизма язычников, встречающихся в агиографической литературе III–V вв. (Лукреция, Муций Сцевола, Марк Атилий Регул). Автор продемонстрировал обусловленность выбора этих примеров культурно-образовательным контекстом, в котором жили и творили раннехристианские писатели. И.Н. Авраменко (Саратов) изучил отрывок из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (VIII. 14. 15), где рассказывается о не названной по имени знатной христианке. Докладчик предпринял попытку раскрыть ее анонимность, провел сопоставление с другими христианками-мученицами, упомянутыми в той же VIII книге, и исследовал вопрос о мотивах Евсевия, оставившего героиню указанного пассажа безымянной. В докладе А.Л. Мамонтова (Санкт-Петербург) «Старое и новое в поздней империи: африканские донатисты как “доконстантиновский анклав” в церкви IV–V вв.» для описания специфики положения донатистов было использовано понятие «доконстантиновский анклав», подчеркивающее их сходство с гонимой церковью прошлого, так как для них была крайне важна замкнутая идентичность и непосредственное подражание мученикам. Впрочем, при случае замкнутость сменялась использованием обычных для той эпохи средств религиозной борьбы, и анклавом донатисты были скорее в собственном представлении.
15 А.А. Клецов (Саратов) в докладе «Эволюция понятий νοῦς и πνεῦμα в античной философской психологии до возникновения христианства» продемонстрировал, что эти понятия эволюционировали в сторону их дематериализации/спиритуализации (трансцендентации) с одновременной конвергенцией их семантических значений; важной в этом процессе была роль стоиков, в частности Посидония. В русле этой традиции в I–II вв. νοῦς и πνεῦμα усваиваются христианской антропологией в их духовно-психологическом смысле. А.В. Каргальцев (Санкт-Петербург) в докладе «Социальная и гендерная структура раннехристианских общин Северной Африки» проанализировал на основании данных ранней агиографии состав церковных общин этого региона, уделив особое внимание «полярным» группам – представителям местных элит и рабам. Отдельное внимание было уделено роли женщин в общинах и изучению их социального статуса. А.А. Королев (Москва) сделал доклад «Небесные категории в раннем христианстве: харизматические служения, церковная бюрократия и communio sanctorum», в котором показал, что некоторые положения фундаментального исследования И. Кирша «Учение об общине святых во Христе» (1900) сохраняют свою важность и сегодня. В докладе А.Н. Крюковой (Москва) «Метаморфозы женских образов в позднеантичных сказаниях об апостолах» была сделана попытка проследить изменение роли женщин в этих текстах. На примере Феклы из греческих апокрифических «Деяний апостола Павла и Феклы», Ксантиппы и Поликсены из посвященных им «Актов» и Ифигении из латинского «Мученичества апостола Матфея» было показано, как постепенно от восстания и низвержения старого строя происходит переход к укреплению традиционных уже в христианском обществе ценностей. М.А. Ведешкин (Москва) сделал доклад «“Безбожные эллины” и политическая борьба в Константинополе V в.». На основании изучения судебных процессов против обвиненных в язычестве государственных служащих, проходивших в Константинополе в V в., был сделан вывод, что в каждом из них реальным поводом для осуждения являлась борьба придворных группировок, а обвинения в «эллинстве» являлись лишь удобным предлогом для устранения политических конкурентов. В докладе «Телесность и легальность в “Чудесах Св. Артемия”» Д.Г. Плешак (Санкт-Петербург) обратился к анализу составленного в VII в. рассказа о чудесах, происшедших в приделе Св. Артемия константинопольской церкви Иоанна Предтечи. Подавляющее большинство этих чудес связано с недугами, где тело оказывалось медиумом для чуда; с другой стороны, болезнь, часто опухоль, свидетельствовала о проступке человека, иногда – о преступлении, и тело было своего рода уликой. Докладчик показал важность в «Чудесах» тела как точки пересечения сфер чудесного и (не)легального.
16 Во время конференции также состоялось заседание секции «Искусство, культура и археология античного мира», которое открылось докладом Ю. Луговой и Р. Аста (Германия) на тему «Между Римом и Индией: новые эпиграфические открытия в порту Береника на Красном море». Е.Н. Дмитриева (Санкт-Петербург) в докладе «Сюжеты “Орестеи” в произведениях античной глиптики» предприняла попытку выявить геммы, иллюстрирующие эпизоды из истории Ореста, многие из которых украшают коллекции лучших музеев мира, и проанализировать изображения сцен «Орестеи», нашедшие воплощение в произведениях античной глиптики. М.Н. Назарова (Санкт–Петербург) в докладе «Тема римско-парфянских войн в искусстве древнего мира» рассмотрела произведения римской скульптуры и нумизматики, в которых нашли отражение различные этапы противостояния Рима и Парфии, а также обратилась к художественному наследию Парфянского царства, в котором заметно влияние данных событий. В выступлении С.В. Никоненко (Санкт-Петербург) на тему «Благородный муж и жалкий софист: два образа философа в сочинениях Лукиана Самосатского» была сделана попытка увидеть в этом авторе не только писателя-сатирика, но самостоятельного философа, близкого представителям «второй софистики», и одного из крупных идеологов Римской империи II в. С одной стороны, Лукиан отвергает софистику, а с другой – создает идеализированный образ «благородного мудреца», что позволяет воссоздать представления о роли личности философа во времена Антонинов.
17 Заседание секции истории науки об античности открылось докладом И.Е. Сурикова (Москва) «Проблемы истории архаической Греции в научном творчестве Э.Д. Фролова». Докладчик отметил, что книга Э.Д. Фролова «Рождение греческого полиса» стала важным этапом в нашей историографии античности; по сути, она подвела собой итог исследованиям советского периода развития отечественного антиковедения в области большинства проблем истории архаической Греции. Выступление М.Ю. Лаптевой (Тобольск) было посвящено теме «Учитель латинского языка в Тобольской классической гимназии в первой половине XIX в.». В докладе О.Ю. Климова (Санкт-Петербург) «Эдуард Мейер в России» было охарактеризовано отношение Эд. Мейера к дореволюционной России и к СССР, к внешней политике государства, в частности, резкая критика России в годы Первой мировой войны. Докладчик отметил сложные отношения с М.И. Ростовцевым, развивавшиеся от взаимного уважения и поддержки к глубокому разочарованию русского ученого националистической воинственной позицией Эд. Мейера в годы Первой мировой войны. В 1920-е годы после визитов в СССР в составе делегаций немецких ученых Эд. Мейер выражал вполне положительное отношение к СССР. Л.Д. Бондарь (Санкт-Петербург) и Н.А. Павличенко (Санкт-Петербург) посвятили доклад теме «Эстампажи с греческих надписей из Герасы из фондов Санкт-Петербургского филиала Архива РАН». Авторы доклада обратились к хранящемуся в СПбФ АРАН фонду Русского археологического института в Константинополе (фонд № 27), одна из описей которого содержит эстампажи, сделанные в 1895–1914 гг. с античных и ранних средневековых надписей. Они рассмотрели 10 памятников, происходящих из Герасы (совр. г. Джараш, Иордания) и представляющих собой строительные, надгробные, посвятительные надписи (самая ранняя датируется 66/67 г. н.э., самая поздняя – византийским временем), представив исторический контекст обнаружения надписей и изготовления эстампажей весной–летом 1900 г., а также архивную работу по обеспечению сохранности этих единиц хранения. Доклад Х. Туманса (Рига, Латвия) «Античные образы в творчестве Михаила Эйзенштейна» был посвящен теме рецепции античности в творчестве известного рижского архитектора эпохи модерна. Докладчик отметил, что Михаил Эйзенштейн – отец известного кинорежиссера Сергея Эйзенштейна – по профессии был гражданским инженером, однако также прославился своими поражающими воображение украшающими Ригу архитектурными шедеврами, в которых античная тематика занимает видное место.
18 Заключительное пленарное заседание конференции состоялось 29 октября. На нем было представлено три доклада. А.А. Трофимова (Санкт-Петербург) посвятила свое выступление теме «Исследование коллекции Дж.П. Кампана (Франция, Италия, Россия, 2014–2021 гг.): основные итоги». Автором доклада было отмечено, что результаты исследований крупнейшей частной коллекции античных археологических памятников Италии, принадлежавшей Дж.П. Кампана, были представлены в двух каталогах, опубликованных на русском и французском языках. Эти издания включили в себя статьи по истории коллекции, развитию и строительству европейских музеев, истории археологических раскопок, проводившихся в Италии в XIX в., экономическим, юридическим и политическим аспектам формирования коллекции. Консолидация усилий представителей разных дисциплин, возможность одновременного сопоставления архивных документов и артефактов, хранящихся во Франции, Великобритании, Италии, России, комплексное изучение собрания и музея Кампана позволили сделать целый ряд важных открытий. Доклад С.Ю. Сапрыкина (Москва) был посвящен теме «Фракийская когорта на Боспоре». По мнению докладчика, упоминаемые источниками в городах Боспора фракийские подразделения (тагма и спейра) были разными формированиями, скомплектованными на этнической, племенной основе, не входившими в состав регулярных войск. После реформы, проведенной в армии на Боспоре, эти подразделения были включены в состав регулярной армии. Р.В. Светлов (Санкт-Петербург) в своем докладе раскрыл тему «Религиозная утопия и политическая прагматика в попытке союза Юлиана Отступника с общиной иудеев». Докладчик предпринял попытку заново рассмотреть стратегии Юлиана Отступника в отношении иудеев как религиозной и общественной группы, в частности проанализировал понимание Юлианом Яхве иудейской религии в рамках его трактовки платоновской теологии. По мнению Светлова, главным вопросом здесь является возможность сущностного соотнесения бога-этнарха и Гелиоса, трактуемого Юлианом как демиурга чувственного мира.
19 Завершая конференцию, председатель программного комитета О.Ю. Климов подвел ее итоги, отметил высокий научный уровень представленных докладов и разнообразие их тематики. Он также выразил уверенность в дальнейшем развитии традиции «Жебелёвских чтений», которые стимулируют исследователей к творческому поиску, объединяют их усилия, способствуют обмену идеями и тем самым служат цели дальнейшего развития российского антиковедения.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести