"ПОВТОРНОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ" И ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛОКАЛЬНОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ТРАДИЦИИ: ЭРЗЯНСКИЙ НЕОЯЗЫЧЕСКИЙ РИТУАЛ
"ПОВТОРНОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ" И ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛОКАЛЬНОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ТРАДИЦИИ: ЭРЗЯНСКИЙ НЕОЯЗЫЧЕСКИЙ РИТУАЛ
Аннотация
Код статьи
S0869-54150000392-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
33-50
Аннотация
В статье анализируются содержание и социальные функции неоязыческих молений (озксов), которые проводятся в регионах традиционного расселения мордвы, преимущественно на местах подлинных языческих ритуалов - в реализации проекта создания непризнанной нации эрзя в современной России. Предметом исследования является “изобретенная” традиция, трансформированная из локального поминального ритуала в национальное, или “всенародное” мероприятие, включающее (ре)конструирование ритуальных практик языческой религии, так как национальное “воображаемое сообщество” заявляет о своем существовании в традиционном священном месте, “воображается” как сакральное религиозное сообщество и (вос)создается в процессе коллективного ритуала, в котором традиционные религиозные практики творчески трансформируются для легитимации современного политического проекта.
Ключевые слова
ритуальные практики, сакральное пространство, новые религиозные движения, неоязычество, национализм
Классификатор
Всего подписок
1
Всего просмотров
535
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Аношкин 2013 - Аношкин Н.И. Как зарождается эрзянский этнопарк // Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. URL: www.erzan.ru/news/kak-zarozhdaetsya-erzyanskii-etnopark
  2. Аношкин 2010 - Аношонь Тумай. Два Бога - свой и чужой // ЭРЗИАНА - эрзянский литературный сайт. URL: http://erziana.my1.ru/publ/anoshon_tumaj_dva_boga_svoj_i_chuzhoj.htm
  3. Кемайкина 1998 - Маризь Кемаль [КемайкинаР.С.]. Какому богу молишься, эрзя? // Эрзянь Мастор. 1998. № 8. С. 5.
  4. Мельников 1981 - Мельников П.И. (Андрей Печерский). Очерки мордвы. Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1981.
  5. МНИИЯЛИ 1940 - Отписка алатырского воеводы о розыске про съезд мордвы и черемис (мари) в Алаторском уезде, в д. Чукалех, с приложением допросных речей // Документы и материалы по истории Мордовской аСсР. Т. 1. Саранск: МНИИЯлИ, 1940. С. 279-281.
  6. Мусалёв 2013 - Мусалёв Г.Д. Президенту РФ Путину В.В. // Эрзянь Мастор. 2013. № 404 от 30.06.2013. С. 1.
  7. ПМА - Полевые материалы автора, г. Саранск, Республика Мордовия, ноябрь 2013 г. (информанты: Р.С. Кемайкина, Р.Б. Щанкина).
  8. Романова 2010 - Вирява [Романова Т.] Валт-мельть 2010 иень Раськень Озксось кувалма // Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. URL: www.erzan.ru/news/valt-melt-2010-ien- rasken-ozksos-kuvalma
  9. Андерсон 2001 - Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма. М.: КАНОН-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001.
  10. Вульф 2008 - Вульф К. Антропология: история, культура, философия. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.
  11. Гайдуков 2012 - Гайдуков А.В. Славянское новое язычество в России: опыт религиоведческого исследования: Доклад, прочитанный на научно-практической конференции "Новые религии в России: двадцать лет спустя", 14.12.2012, Москва // ReligioPolis. URL: www.religiopolis.org/religiovedenie/5730-rodnoverie.html        
  12. Громов 2005 - Энциклопедия сакральной географии / Сост. Д.В. Громов. Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005.
  13. Дюркгейм 2000 - Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии // Религиоведение. Хрестоматия / Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. М.: Книжный дом "Университет", 2000. С. 490-541.
  14. Евсевьев 1966 - Евсевьев М.Е. Историко-этнографические исследования // М.Е. Евсевьев. Избранные труды. Т. 5. Саранск: Мордовское книжное изд-во, 1966.
  15. Жирар 2008 - Жирар Р. Насилие и религия: причина или следствие? // Логос. 2008. № 4 (67). С. 129-139.
  16. Корнишина 2007 - Корнишина Г.А. Традиционно-обрядовая культура мордвы: учеб. пособие. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007.
  17. Кочеваткина 2004 - Кочеваткина А.П. Чукалы // Мордовия: Энциклопедия. В 2 т. Т. 2: М-Я. Саранск: НИИГН при Правительстве РМ, 2004. С. 516. 
  18. Петров, Шнирельман 2011 - Фальсификация исторических источников и конструирование этнократических мифов / Отв. ред. А.Е. Петров, В.А. Шнирельман. М.: ИА РАН, 2011.
  19. Садохин, Шабаев 2014 - Уральская языковая семья: народы, регионы и страны. Этнополитический справочник / Под ред. А.П. Садохина, Ю.П. Шабаева. М: Директ-Медиа, 2014.
  20. Селезнёв, Селезнёва 2014 - Селезнёв А.Г., Селезнёва И.А. Сакральные пространства эпохи постмодерна как значимый социальный феномен // Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 25-27 сентября 2014 г. / Отв. ред. Г.Ф. Габдрахманова. Казань: Институт им. Ш. Марждани АН РТ, 2014 г. С. 194-198.
  21. Тэрнер 1983 - Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983.
  22. Шитов 2004 - Шитов В.Н. Ош Пандо // Мордовия: Энциклопедия. В 2 т. Т. 2: М-Я. Саранск: НИИГН при Правительстве РМ, 2004. С. 137.
  23. Шнирельман 2000 - Шнирельман В.А. Ценность прошлого: этноцентристские исторические мифы, идентичность и этнополитика // Реальность этнических мифов. М.: Гендальф, 2000. С. 12-33.
  24. Шнирельман 2001 - Неоязычество на просторах Евразии / Сост. В.А. Шнирельман. М.: Библейско-богословский институт Св. апостола Андрея, 2001.
  25. Hobsbawm et al. 1983 - The Invention of Tradition / Ed. E. Hobsbawm, T. Ranger. Cambridge: Cambridge University Press, 1983.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести