Русский
English
en
Русский
ru
О журнале
Архив
Контакты
Везде
Везде
Автор
Заголовок
Текст
Ключевые слова
Искать
Главная
>
Выпуск 2
>
М.Ю. Нечаева. Монашество Среднего Урала синодального периода: принципы формирования и социальный состав
М.Ю. Нечаева. Монашество Среднего Урала синодального периода: принципы формирования и социальный состав
Оглавление
Аннотация
Оценить
Содержание публикации
Библиография
Комментарии
Поделиться
Метрика
М.Ю. Нечаева. Монашество Среднего Урала синодального периода: принципы формирования и социальный состав
2
М.Ю. Нечаева. Монашество Среднего Урала синодального периода: принципы формирования и социальный состав
Марина Черкасова
Аннотация
Код статьи
S086956870014492-2-1
Тип публикации
Рецензия
Источник материала для отзыва
М.Ю. Нечаева. Монашество Среднего Урала синодального периода: принципы формирования и социальный состав. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2019. 232 с.
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Черкасова Марина Сергеевна
Связаться с автором
Аффилиация:
Вологодский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Вологда
Выпуск
Выпуск 2
Страницы
231-234
Аннотация
Классификатор
Получено
25.01.2021
Дата публикации
07.05.2021
Всего подписок
20
Всего просмотров
1342
Оценка читателей
0.0
(0 голосов)
Цитировать
Скачать pdf
ГОСТ
Черкасова М. С. М.Ю. Нечаева. Монашество Среднего Урала синодального периода: принципы формирования и социальный состав // Российская история. – 2021. – Выпуск 2 C. 231-234 . URL: https://roshistras.ru/s0132-16250000621-9-1-ru-41/?version_id=81277. DOI: 10.31857/S086956870014492-2
MLA
Cherkasova, Marina "M.Yu. Nechaeva. Monashestvo Srednego Urala Sinodalnogo perioda: printsypy formirovaniya i socialniy sostav. Yekaterinburg, 2019."
Rossiiskaia istoriia.
2 (2021).:231-234. DOI: 10.31857/S086956870014492-2
APA
Cherkasova M. (2021). M.Yu. Nechaeva. Monashestvo Srednego Urala Sinodalnogo perioda: printsypy formirovaniya i socialniy sostav. Yekaterinburg, 2019.
Rossiiskaia istoriia.
no. 2, pp.231-234 DOI: 10.31857/S086956870014492-2
Содержание публикации
1
Рецензируемая монография посвящена актуальной в научном и практическом отношении теме – реформированию монастырей и монашества в Российской империи в ХVIII – начале ХХ в. Несмотря на то что в историографии уже накоплен некоторый опыт изучения данной проблематики, выход в свет книги екатеринбургской исследовательницы М.Ю. Нечаевой весьма важен. Появление такого исследования именно в Екатеринбурге не случайно: там в течение последних 10–15 лет происходит плодотворный диалог «светских» и «церковных» историков, регулярно проводятся научные конференции, издается серия сборников и журналов «Церковь. Богословие. История».
Рецензируемая монография посвящена актуальной в научном и практическом отношении теме – реформированию монастырей и монашества в Российской империи в ХVIII – начале ХХ в. Несмотря на то что в историографии уже накоплен некоторый опыт изучения данной проблематики, выход в свет книги екатеринбургской исследовательницы М.Ю. Нечаевой весьма важен. Появление такого исследования именно в Екатеринбурге не случайно: там в течение последних 10–15 лет происходит плодотворный диалог «светских» и «церковных» историков, регулярно проводятся научные конференции, издается серия сборников и журналов «Церковь. Богословие. История».
Рецензируемая монография посвящена актуальной в научном и практическом отношении теме – реформированию монастырей и монашества в Российской империи в ХVIII – начале ХХ в. Несмотря на то что в историографии уже накоплен некоторый опыт изучения данной проблематики, выход в свет книги екатеринбургской исследовательницы М.Ю. Нечаевой весьма важен. Появление такого исследования именно в Екатеринбурге не случайно: там в течение последних 10–15 лет происходит плодотворный диалог «светских» и «церковных» историков, регулярно проводятся научные конференции, издается серия сборников и журналов «Церковь. Богословие. История».
2
Хронологические рамки работы – 1721–1917 гг., но они не являются жёсткими: по ходу изложения автор свободно перемещается во времени, иногда возвращаясь к ХV–ХVII вв., попутно уточняя ряд спорных моментов по датам основания некоторых монастырей. Региональные рамки работы – Средний Урал, понимаемый автором географически, а не административно. Это две губернии – Вятская и Сибирская, – образовавшие в 1781 г. одну – Пермскую, и две епархии – Вятская и Тобольская, а с 1796 г. – Пермская, совпавшая с губернией. В 1885 г. были образованы две отдельные епархии – Пермская и Екатеринбургская. Региональной «замкнутости» в книге Нечаевой тоже нет, она широко распахнута ко многим другим регионам Российской империи, таким как Нижегородское Поволжье, центральные регионы страны, Северо-Запад, Малороссия, Новороссия, Восточная Сибирь.
Хронологические рамки работы – 1721–1917 гг., но они не являются жёсткими: по ходу изложения автор свободно перемещается во времени, иногда возвращаясь к ХV–ХVII вв., попутно уточняя ряд спорных моментов по датам основания некоторых монастырей. Региональные рамки работы – Средний Урал, понимаемый автором географически, а не административно. Это две губернии – Вятская и Сибирская, – образовавшие в 1781 г. одну – Пермскую, и две епархии – Вятская и Тобольская, а с 1796 г. – Пермская, совпавшая с губернией. В 1885 г. были образованы две отдельные епархии – Пермская и Екатеринбургская. Региональной «замкнутости» в книге Нечаевой тоже нет, она широко распахнута ко многим другим регионам Российской империи, таким как Нижегородское Поволжье, центральные регионы страны, Северо-Запад, Малороссия, Новороссия, Восточная Сибирь.
Хронологические рамки работы – 1721–1917 гг., но они не являются жёсткими: по ходу изложения автор свободно перемещается во времени, иногда возвращаясь к ХV–ХVII вв., попутно уточняя ряд спорных моментов по датам основания некоторых монастырей. Региональные рамки работы – Средний Урал, понимаемый автором географически, а не административно. Это две губернии – Вятская и Сибирская, – образовавшие в 1781 г. одну – Пермскую, и две епархии – Вятская и Тобольская, а с 1796 г. – Пермская, совпавшая с губернией. В 1885 г. были образованы две отдельные епархии – Пермская и Екатеринбургская. Региональной «замкнутости» в книге Нечаевой тоже нет, она широко распахнута ко многим другим регионам Российской империи, таким как Нижегородское Поволжье, центральные регионы страны, Северо-Запад, Малороссия, Новороссия, Восточная Сибирь.
3
Монашество понимается автором и как реально существовавшая религиозно-социальная общность, и как воспринимаемая людьми некая идеальная модель, матрица религиозной жизни (с. 12). В её длительной эволюции сочетались имеющие глубокую старину церковно-правовые, а также более динамичные государственно-правовые факторы. Всякое обновление и тем более коренное изменение этих основ на региональном и локальном уровнях заслуживает самого пристального внимания.
Монашество понимается автором и как реально существовавшая религиозно-социальная общность, и как воспринимаемая людьми некая идеальная модель, матрица религиозной жизни (с. 12). В её длительной эволюции сочетались имеющие глубокую старину церковно-правовые, а также более динамичные государственно-правовые факторы. Всякое обновление и тем более коренное изменение этих основ на региональном и локальном уровнях заслуживает самого пристального внимания.
Монашество понимается автором и как реально существовавшая религиозно-социальная общность, и как воспринимаемая людьми некая идеальная модель, матрица религиозной жизни (с. 12). В её длительной эволюции сочетались имеющие глубокую старину церковно-правовые, а также более динамичные государственно-правовые факторы. Всякое обновление и тем более коренное изменение этих основ на региональном и локальном уровнях заслуживает самого пристального внимания.
4
Во Введении отрадное впечатление производит чётко прописанная историография. Автор показала разные линии изучения этой проблематики: справочно-описательную; рассмотрение отдельных монастырей; более аналитическую в отношении церковных реформ Петра I и Екатерины II, церковно-государственных отношений в ХIХ – начале ХХ в., а также историко-философские, богословские и культурологические разработки по феномену старчества в синодальный период. При этом региональная научная и краеведческая литература органично вписывается автором в общий поток исторических исследований. Нечаева учитывает и использует новейшие подходы, уделяющие большее внимание, чем это было ранее, социокультурным и гендерным аспектам, истории повседневности, просопографии, микро- и локальной истории.
Во Введении отрадное впечатление производит чётко прописанная историография. Автор показала разные линии изучения этой проблематики: справочно-описательную; рассмотрение отдельных монастырей; более аналитическую в отношении церковных реформ Петра I и Екатерины II, церковно-государственных отношений в ХIХ – начале ХХ в., а также историко-философские, богословские и культурологические разработки по феномену старчества в синодальный период. При этом региональная научная и краеведческая литература органично вписывается автором в общий поток исторических исследований. Нечаева учитывает и использует новейшие подходы, уделяющие большее внимание, чем это было ранее, социокультурным и гендерным аспектам, истории повседневности, просопографии, микро- и локальной истории.
Во Введении отрадное впечатление производит чётко прописанная историография. Автор показала разные линии изучения этой проблематики: справочно-описательную; рассмотрение отдельных монастырей; более аналитическую в отношении церковных реформ Петра I и Екатерины II, церковно-государственных отношений в ХIХ – начале ХХ в., а также историко-философские, богословские и культурологические разработки по феномену старчества в синодальный период. При этом региональная научная и краеведческая литература органично вписывается автором в общий поток исторических исследований. Нечаева учитывает и использует новейшие подходы, уделяющие большее внимание, чем это было ранее, социокультурным и гендерным аспектам, истории повседневности, просопографии, микро- и локальной истории.
5
В обзоре источников очевиден не только масштаб мобилизованной исследовательницей весьма трудоёмкой для систематизации документальной базы, а это десятки фондов региональных и федеральных архивов (относящихся к отдельным монастырям, архиерейским домам, консисториям), но и ценные попутные наблюдения над несовершенством научно-справочного аппарата у ряда фондов (например, Тобольской духовной консистории). Автор создала несколько поисковых баз данных по архивной документации из 2,5 тыс. записей, по законодательным актам – из 1 560 записей. Однако особую ценность представляют две просопографические базы за 1722–1920 гг.: по 142 ведомостям монашествующих 17 мужских монастырей на 1 905 персоналий и по 137 ведомостям 24 женских монастырей на 5 934 персоналии (с. 15–16).
В обзоре источников очевиден не только масштаб мобилизованной исследовательницей весьма трудоёмкой для систематизации документальной базы, а это десятки фондов региональных и федеральных архивов (относящихся к отдельным монастырям, архиерейским домам, консисториям), но и ценные попутные наблюдения над несовершенством научно-справочного аппарата у ряда фондов (например, Тобольской духовной консистории). Автор создала несколько поисковых баз данных по архивной документации из 2,5 тыс. записей, по законодательным актам – из 1 560 записей. Однако особую ценность представляют две просопографические базы за 1722–1920 гг.: по 142 ведомостям монашествующих 17 мужских монастырей на 1 905 персоналий и по 137 ведомостям 24 женских монастырей на 5 934 персоналии (с. 15–16).
В обзоре источников очевиден не только масштаб мобилизованной исследовательницей весьма трудоёмкой для систематизации документальной базы, а это десятки фондов региональных и федеральных архивов (относящихся к отдельным монастырям, архиерейским домам, консисториям), но и ценные попутные наблюдения над несовершенством научно-справочного аппарата у ряда фондов (например, Тобольской духовной консистории). Автор создала несколько поисковых баз данных по архивной документации из 2,5 тыс. записей, по законодательным актам – из 1 560 записей. Однако особую ценность представляют две просопографические базы за 1722–1920 гг.: по 142 ведомостям монашествующих 17 мужских монастырей на 1 905 персоналий и по 137 ведомостям 24 женских монастырей на 5 934 персоналии (с. 15–16).
6
Книга структурирована не по традиционным главам, а по двум обширным разделам с внутренним членением на цифровые рубрики. Первый раздел посвящён подробному рассмотрению монашества в период от Петровских преобразований до начала 1760-х гг.; второй – секуляризационной реформе 1764 г., механизму её внедрения и последствиям. В монографии наиболее удачно выписаны две проекции: историко-правовая и социальная. Автор досконально изучила канонические, церковные и государственные нормативно-правовые основания существования монастырей и монашеской жизни, учтены даже акты Вселенских соборов (с. 60–61). Она показала конкретную реализацию разного рода установлений в практике их реформирования: не все шаги Петровской политики были продуманы, информационно обеспечены – Синод не владел всеми данными о положении дел на местах (с. 40, 53, 57). Здесь для читателя важны предлагаемые Нечаевой уровни анализа: общероссийский, региональный, локальный. Исследовательница показала, как чрезмерное администрирование при внедрении реформ Петра I с его неиссякаемой энергией и неукротимой волей, подчас не во всём продуманных, импульсивных, вредило делу самого реформирования, наносило иногда больше ущерба, чем пользы (с. 40, 57).
Книга структурирована не по традиционным главам, а по двум обширным разделам с внутренним членением на цифровые рубрики. Первый раздел посвящён подробному рассмотрению монашества в период от Петровских преобразований до начала 1760-х гг.; второй – секуляризационной реформе 1764 г., механизму её внедрения и последствиям. В монографии наиболее удачно выписаны две проекции: историко-правовая и социальная. Автор досконально изучила канонические, церковные и государственные нормативно-правовые основания существования монастырей и монашеской жизни, учтены даже акты Вселенских соборов (с. 60–61). Она показала конкретную реализацию разного рода установлений в практике их реформирования: не все шаги Петровской политики были продуманы, информационно обеспечены – Синод не владел всеми данными о положении дел на местах (с. 40, 53, 57). Здесь для читателя важны предлагаемые Нечаевой уровни анализа: общероссийский, региональный, локальный. Исследовательница показала, как чрезмерное администрирование при внедрении реформ Петра I с его неиссякаемой энергией и неукротимой волей, подчас не во всём продуманных, импульсивных, вредило делу самого реформирования, наносило иногда больше ущерба, чем пользы (с. 40, 57).
Книга структурирована не по традиционным главам, а по двум обширным разделам с внутренним членением на цифровые рубрики. Первый раздел посвящён подробному рассмотрению монашества в период от Петровских преобразований до начала 1760-х гг.; второй – секуляризационной реформе 1764 г., механизму её внедрения и последствиям. В монографии наиболее удачно выписаны две проекции: историко-правовая и социальная. Автор досконально изучила канонические, церковные и государственные нормативно-правовые основания существования монастырей и монашеской жизни, учтены даже акты Вселенских соборов (с. 60–61). Она показала конкретную реализацию разного рода установлений в практике их реформирования: не все шаги Петровской политики были продуманы, информационно обеспечены – Синод не владел всеми данными о положении дел на местах (с. 40, 53, 57). Здесь для читателя важны предлагаемые Нечаевой уровни анализа: общероссийский, региональный, локальный. Исследовательница показала, как чрезмерное администрирование при внедрении реформ Петра I с его неиссякаемой энергией и неукротимой волей, подчас не во всём продуманных, импульсивных, вредило делу самого реформирования, наносило иногда больше ущерба, чем пользы (с. 40, 57).
7
Монашество рассматривается Нечаевой в органической связи с проблемами социальной истории России ХVIII – начала ХХ в. Она установила, что более половины монастырских насельников на Среднем Урале в 1722–1724 гг. принадлежали
к
крестьянству и бобыльству (49 и 10%), 18% были горожанам, 7% – выходцами из приходского духовенства, 4% – представителями служилых сословий (с. 30). Избегая «региональной монотонности», автор указывает отличия в социальном составе монашества Вятской епархии, где 78% составляли жители городов. В далматовских же обителях Зауралья, где в прошлом велика была роль государства в процессе монастырской колонизации, преобладали иноки из служилых людей (с. 31).
Монашество рассматривается Нечаевой в органической связи с проблемами социальной истории России ХVIII – начала ХХ в. Она установила, что более половины монастырских насельников на Среднем Урале в 1722–1724 гг. принадлежали<em><strong> </strong></em>к<em><strong> </strong></em>крестьянству и бобыльству (49 и 10%), 18% были горожанам, 7% – выходцами из приходского духовенства, 4% – представителями служилых сословий (с. 30). Избегая «региональной монотонности», автор указывает отличия в социальном составе монашества Вятской епархии, где 78% составляли жители городов. В далматовских же обителях Зауралья, где в прошлом велика была роль государства в процессе монастырской колонизации, преобладали иноки из служилых людей (с. 31).
Монашество рассматривается Нечаевой в органической связи с проблемами социальной истории России ХVIII – начала ХХ в. Она установила, что более половины монастырских насельников на Среднем Урале в 1722–1724 гг. принадлежали<em><strong> </strong></em>к<em><strong> </strong></em>крестьянству и бобыльству (49 и 10%), 18% были горожанам, 7% – выходцами из приходского духовенства, 4% – представителями служилых сословий (с. 30). Избегая «региональной монотонности», автор указывает отличия в социальном составе монашества Вятской епархии, где 78% составляли жители городов. В далматовских же обителях Зауралья, где в прошлом велика была роль государства в процессе монастырской колонизации, преобладали иноки из служилых людей (с. 31).
8
Удачным авторским приёмом следует назвать активное привлечение к анализу процесса реформирования монастырей судебной документации 1720–1730-х гг., отразившей массовые и повсеместные нарушения правовых норм Духовного регламента 1721 г. и последующих правительственных указов в отношении возрастных и социальных ограничений на поступление в монашество (с. 72–89 и др.). Нечаева показала изменение численности пострижеников в изученном ею регионе. Так, в 13 монастырях Среднего Урала она в 1730-х гг. сократилась на 18% (с. 215). В 1740-х – начале 1760-х гг. вдовое духовенство стало основным социальным источником пополнения монашества, но происходило это, как правило, под явным давлением епархиальных и монастырских властей. К концу ХVIII в. монашеская жизнь в обителях Среднего Урала едва поддерживалась на минимальном уровне (с. 111, 113).
Удачным авторским приёмом следует назвать активное привлечение к анализу процесса реформирования монастырей судебной документации 1720–1730-х гг., отразившей массовые и повсеместные нарушения правовых норм Духовного регламента 1721 г. и последующих правительственных указов в отношении возрастных и социальных ограничений на поступление в монашество (с. 72–89 и др.). Нечаева показала изменение численности пострижеников в изученном ею регионе. Так, в 13 монастырях Среднего Урала она в 1730-х гг. сократилась на 18% (с. 215). В 1740-х – начале 1760-х гг. вдовое духовенство стало основным социальным источником пополнения монашества, но происходило это, как правило, под явным давлением епархиальных и монастырских властей. К концу ХVIII в. монашеская жизнь в обителях Среднего Урала едва поддерживалась на минимальном уровне (с. 111, 113).
Удачным авторским приёмом следует назвать активное привлечение к анализу процесса реформирования монастырей судебной документации 1720–1730-х гг., отразившей массовые и повсеместные нарушения правовых норм Духовного регламента 1721 г. и последующих правительственных указов в отношении возрастных и социальных ограничений на поступление в монашество (с. 72–89 и др.). Нечаева показала изменение численности пострижеников в изученном ею регионе. Так, в 13 монастырях Среднего Урала она в 1730-х гг. сократилась на 18% (с. 215). В 1740-х – начале 1760-х гг. вдовое духовенство стало основным социальным источником пополнения монашества, но происходило это, как правило, под явным давлением епархиальных и монастырских властей. К концу ХVIII в. монашеская жизнь в обителях Среднего Урала едва поддерживалась на минимальном уровне (с. 111, 113).
9
С интересом читается последний сюжет монографии («Плеяда новых…»), где рассмотрен настоящий взлёт монастырского учредительства на Урале в ХIХ – начале ХХ в., стихийно идущий «снизу». В это время появились десятки монастырей нового поколения, по преимуществу женские, общежительные, крестьянские, миссионерские, с аскетическим трудом. Динамика их появления к 1915 г., по наблюдениям Нечаевой, на Среднем Урале опережала общероссийскую: мужских монастырей появилось в 2,3, а женских – в 22 раза больше (с. 211–212). Это показывает живучесть, устойчивость монашеской традиции в России, многообразие моделей монашеского служения, высокую адаптивность этого явления к меняющимся социально-политическим условиям.
С интересом читается последний сюжет монографии («Плеяда новых…»), где рассмотрен настоящий взлёт монастырского учредительства на Урале в ХIХ – начале ХХ в., стихийно идущий «снизу». В это время появились десятки монастырей нового поколения, по преимуществу женские, общежительные, крестьянские, миссионерские, с аскетическим трудом. Динамика их появления к 1915 г., по наблюдениям Нечаевой, на Среднем Урале опережала общероссийскую: мужских монастырей появилось в 2,3, а женских – в 22 раза больше (с. 211–212). Это показывает живучесть, устойчивость монашеской традиции в России, многообразие моделей монашеского служения, высокую адаптивность этого явления к меняющимся социально-политическим условиям.
С интересом читается последний сюжет монографии («Плеяда новых…»), где рассмотрен настоящий взлёт монастырского учредительства на Урале в ХIХ – начале ХХ в., стихийно идущий «снизу». В это время появились десятки монастырей нового поколения, по преимуществу женские, общежительные, крестьянские, миссионерские, с аскетическим трудом. Динамика их появления к 1915 г., по наблюдениям Нечаевой, на Среднем Урале опережала общероссийскую: мужских монастырей появилось в 2,3, а женских – в 22 раза больше (с. 211–212). Это показывает живучесть, устойчивость монашеской традиции в России, многообразие моделей монашеского служения, высокую адаптивность этого явления к меняющимся социально-политическим условиям.
10
Мои замечания к тексту чисто технические: можно посетовать на небольшой размер шрифта при необычно широком формате книги, а в сносках шрифт и вовсе микроскопический. Положение читателя здесь могло облегчить хотя бы выделение курсивом фамилий, но и этого нет. А ведь в сносках автор приводит весьма ценные дополнительные сведения, наблюдения, аналитические суждения, которые можно было бы перенести и в основной текст (см., например, примеч. 106 на с. 40 и примеч. 235 на с. 60). Не случайно ссылкам как важному элементу научного текста недавно была посвящена специальная работа
1
.
1.
Кистерёв
С.
Н
. Ссылки и сноски в российской историографии. М.; СПб., 2019.
Мои замечания к тексту чисто технические: можно посетовать на небольшой размер шрифта при необычно широком формате книги, а в сносках шрифт и вовсе микроскопический. Положение читателя здесь могло облегчить хотя бы выделение курсивом фамилий, но и этого нет. А ведь в сносках автор приводит весьма ценные дополнительные сведения, наблюдения, аналитические суждения, которые можно было бы перенести и в основной текст (см., например, примеч. 106 на с. 40 и примеч. 235 на с. 60). Не случайно ссылкам как важному элементу научного текста недавно была посвящена специальная работа<sup>1</sup>.
Мои замечания к тексту чисто технические: можно посетовать на небольшой размер шрифта при необычно широком формате книги, а в сносках шрифт и вовсе микроскопический. Положение читателя здесь могло облегчить хотя бы выделение курсивом фамилий, но и этого нет. А ведь в сносках автор приводит весьма ценные дополнительные сведения, наблюдения, аналитические суждения, которые можно было бы перенести и в основной текст (см., например, примеч. 106 на с. 40 и примеч. 235 на с. 60). Не случайно ссылкам как важному элементу научного текста недавно была посвящена специальная работа<sup>1</sup>.
1. <em>Кистерёв</em><em> С.</em><em>Н</em>. Ссылки и сноски в российской историографии. М.; СПб., 2019.
11
Монография только выиграла бы при наличии в ней карты-схемы монастырей Среднего Урала и указателей – именного и географического. Видимо, их отсутствие объясняется обстоятельствами издания книги, на которые автор повлиять не могла. И всё же добавлю, что размещённые в конце (с. 220–228) Приложения (в оглавлении они почему-то названы «Примечаниями») по сути являются таблицами и ничем не отличаются от многочисленных таблиц внутри текста. На мой взгляд, уместно было бы дать в конце работы общий список последних. Перечень же сокращений, поданный в виде таблицы, выглядит не вполне обычно (с. 229).
Монография только выиграла бы при наличии в ней карты-схемы монастырей Среднего Урала и указателей – именного и географического. Видимо, их отсутствие объясняется обстоятельствами издания книги, на которые автор повлиять не могла. И всё же добавлю, что размещённые в конце (с. 220–228) Приложения (в оглавлении они почему-то названы «Примечаниями») по сути являются таблицами и ничем не отличаются от многочисленных таблиц внутри текста. На мой взгляд, уместно было бы дать в конце работы общий список последних. Перечень же сокращений, поданный в виде таблицы, выглядит не вполне обычно (с. 229).
Монография только выиграла бы при наличии в ней карты-схемы монастырей Среднего Урала и указателей – именного и географического. Видимо, их отсутствие объясняется обстоятельствами издания книги, на которые автор повлиять не могла. И всё же добавлю, что размещённые в конце (с. 220–228) Приложения (в оглавлении они почему-то названы «Примечаниями») по сути являются таблицами и ничем не отличаются от многочисленных таблиц внутри текста. На мой взгляд, уместно было бы дать в конце работы общий список последних. Перечень же сокращений, поданный в виде таблицы, выглядит не вполне обычно (с. 229).
12
Вызывает вопросы и использование некоторых терминов. Так, слово «двойные» (мужские и женские) монастыри лучше было бы заменить на «совместные». То же самое касается «малобратственных» и «многобратственных», «маловотчинных» и «многовотчинных» монастырей. В тех случаях, когда данные определения берутся из законодательных актов, читателю не помешали бы авторские пояснения. Затрудняет чтение книги использование автором тяжеловесных и трудночитаемых слов и выражений, как, например, «разведение мужских и женских монастырей» (с. 57; при том, что гендерные аспекты в монографии сами по себе весьма интересны), «иночествующие», «секуляризующееся российское общество» (с. 12), «регуляция» вместо «регулирование» (с. 41, 52, 216) и др.
Вызывает вопросы и использование некоторых терминов. Так, слово «двойные» (мужские и женские) монастыри лучше было бы заменить на «совместные». То же самое касается «малобратственных» и «многобратственных», «маловотчинных» и «многовотчинных» монастырей. В тех случаях, когда данные определения берутся из законодательных актов, читателю не помешали бы авторские пояснения. Затрудняет чтение книги использование автором тяжеловесных и трудночитаемых слов и выражений, как, например, «разведение мужских и женских монастырей» (с. 57; при том, что гендерные аспекты в монографии сами по себе весьма интересны), «иночествующие», «секуляризующееся российское общество» (с. 12), «регуляция» вместо «регулирование» (с. 41, 52, 216) и др.
Вызывает вопросы и использование некоторых терминов. Так, слово «двойные» (мужские и женские) монастыри лучше было бы заменить на «совместные». То же самое касается «малобратственных» и «многобратственных», «маловотчинных» и «многовотчинных» монастырей. В тех случаях, когда данные определения берутся из законодательных актов, читателю не помешали бы авторские пояснения. Затрудняет чтение книги использование автором тяжеловесных и трудночитаемых слов и выражений, как, например, «разведение мужских и женских монастырей» (с. 57; при том, что гендерные аспекты в монографии сами по себе весьма интересны), «иночествующие», «секуляризующееся российское общество» (с. 12), «регуляция» вместо «регулирование» (с. 41, 52, 216) и др.
13
Разумеется, эти мелкие замечания не отменяют того факта, что крупный по объёму текст тщательно вычитан, отредактирован, чётко выстроен и логичен. Думаю, что и само слово «монастыри» можно было бы включить в заголовок книги – получилось бы название, адекватное её содержанию.
Разумеется, эти мелкие замечания не отменяют того факта, что крупный по объёму текст тщательно вычитан, отредактирован, чётко выстроен и логичен. Думаю, что и само слово «монастыри» можно было бы включить в заголовок книги – получилось бы название, адекватное её содержанию.
Разумеется, эти мелкие замечания не отменяют того факта, что крупный по объёму текст тщательно вычитан, отредактирован, чётко выстроен и логичен. Думаю, что и само слово «монастыри» можно было бы включить в заголовок книги – получилось бы название, адекватное её содержанию.
14
В целом же монография М.Ю. Нечаевой является доброкачественным научным трудом, представляет интересный опыт комплексного регионального исследования, плодотворный для размышлений о церковно-государственных отношениях в России синодального периода в процессе их реформирования, статике и динамике в многовековой эволюции монастырей, монашества и Церкви как таковой.
В целом же монография М.Ю. Нечаевой является доброкачественным научным трудом, представляет интересный опыт комплексного регионального исследования, плодотворный для размышлений о церковно-государственных отношениях в России синодального периода в процессе их реформирования, статике и динамике в многовековой эволюции монастырей, монашества и Церкви как таковой.<strong> </strong>
В целом же монография М.Ю. Нечаевой является доброкачественным научным трудом, представляет интересный опыт комплексного регионального исследования, плодотворный для размышлений о церковно-государственных отношениях в России синодального периода в процессе их реформирования, статике и динамике в многовековой эволюции монастырей, монашества и Церкви как таковой.<strong> </strong>
Библиография
1. Кистерёв С.Н. Ссылки и сноски в российской историографии. М.; СПб., 2019.
Комментарии
Сообщения не найдены
Написать отзыв
Перевести
Авторизация
E-mail
Пароль
Войти
Забыли пароль?
Регистрация
Войти через
Комментарии
Сообщения не найдены