Канада и кризис «Манхэттена» в Арктике (1968–1970 гг.)
Канада и кризис «Манхэттена» в Арктике (1968–1970 гг.)
Аннотация
Код статьи
S207054760017795-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Володин Дмитрий Анатольевич 
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Открытие в 1968 г. на Аляске гигантского месторождения нефти вызвало большой интерес в США к Северо-Западному проходу как возможному пути для доставки аляскинской нефти в более южные штаты США. Чтобы выяснить реальность такого маршрута, в 1969–1970 гг. американские нефтяные компании при поддержке властей страны организовали через эти воды два рейса танкера «Манхэттен». Хотя Канада поддержала этот проект и приняла в нём участие, но одновременно канадское правительство П. Трюдо приняло два новых закона, которые резко усиливали контроль Канады за судоходством в Северо-Западном проходе. Стремясь не допустить открытого конфликта с Соединёнными Штатами, Канада не стала объявлять все воды Арктического архипелага своими внутренними водами, а сделала выбор в пользу так называемого функционального суверенитета, то есть способности осуществлять определённый набор прав над конкретной территорией.

Ключевые слова
Канада, Арктика, суверенитет, Северо-Западный проход, закон о предотвращении загрязнения арктических вод
Классификатор
Получено
27.09.2021
Дата публикации
16.12.2021
Всего подписок
11
Всего просмотров
1160
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 Поиски нефти в Североамериканской Арктике активно велись после Второй мировой войны, но долгое время серьёзных успехов не было. Прорыв произошёл лишь в 1968 г., когда в Прадхо-Бей, на северном склоне Аляски, было найдено гигантское месторождение нефти. Перспектива превращения региона в новый центр нефтедобычи открывала огромные экономические перспективы для США и Канады, но одновременно создавала питательную среду для возможных споров о правах на те или иные пространства или ресурсы в данном регионе.
2

Cразу после обнаружения нефти встал вопрос о возможных способах её транспортировки на нефтеперерабатывающие заводы в США. Выбор был небогат: либо строительство нефтепровода, либо перевозка нефти танкерами. Со строительством нефтепровода примерные расходы были ясны. В частности, специалисты ведущего отраслевого журнала «Ойл энд газ джорнел» оценивали строительство нефтепровода от северного склона Аляски к южным портам в 500 млн долл. США1. Совершенно непонятными были возможные затраты в случае перевозки нефти танкерами. Соответственно, в октябре 1968 г. американская нефтяная компания «Хамбл ойл», которой вместе с компанией «Атлантик ричфилд» принадлежали права на месторождение в Прадхо-Бей, объявила о намерении отправить летом 1969 г. через Северо-Западный проход (СЗП) – морской путь из Атлантического океана в Тихий через проливы Канадского Арктического архипелага – специально переоборудованный для плавания во льдах танкер «Манхэттен». На основе полученных данных и должно было приниматься решение – какой способ доставки нефти является наиболее выгодным и легче всего реализуемым. Представители «Хамбл ойл» запросили у канадских властей всю имеющуюся у них информацию о ледовой обстановке в проливах СЗП, а также ледокольную поддержку.

1. Big Oil Find Reported on Alaska's Arctic Slope // The New York Times, 19.07.1968.
3 Гораздо большее беспокойство в канадском правительстве вызвало сообщение Береговой охраны США в ноябре 1968 г., что один из её ледоколов будет сопровождать танкер в ходе предстоящего плавания. Дело в том, что суда Береговой охраны США считались военными судами. Таким образом, в проекте помимо экономической возникла и политическая составляющая. Оттава предложила, чтобы американские власти официально обратились к ней за разрешением на сопровождение «Манхэттена», однако Вашингтон проигнорировал это предложение, справедливо полагая, что это будет означать признание суверенитета Канады над всеми водами СЗП, а не только над трёхмильной зоной территориальных вод.
4

Несмотря на этот отказ, в конце 1968 г. канадское правительство рассматривало запланированный рейс «Манхэттена» преимущественно в радужном свете, считая, что какой бы способ транспортировки нефти ни был выбран, это даст мощный толчок экономическому развитию арктическим районам страны. Соответственно, на заседании Консультативного комитета по развитию Севера (ККРС) в декабре 1968 г. было решено оказать максимальную поддержку этому проекту. Для этой цели Канада не только согласилась предоставить свой ледокол «Джон Макдональд» (CCGS John A. Macdonald), но и предложила, чтобы ледоколы обеих стран одновременно сопровождали танкер через северные канадские и американские воды2. Канадское предложение было принято как собственниками танкера, так и американскими властями.

2. Dosman E. The Northern Sovereignty Crisis 1968-70 // The Arctic in Question. Ed. by E. Dosman. - Toronto: Oxford University Press, 1976, p. 40;
5

С конца февраля 1969 г. вопрос о проходе американского танкера через СЗП становится предметом пристального внимания прессы, общественности и парламентской оппозиции в Канаде. Поводом для этого стало заявление 12 февраля 1969 г. в Комитете по международным отношениям Палаты общин бывшего начальника штаба национальной обороны Канады Ч. Фоулкса (Charles Foulkes), что принадлежность Канаде арктических островов «всё ещё не является бесспорной»3. Он ссылался на то, что на некоторых американских картах эти острова в пределах канадского арктического сектора изображены как «спорная территория» и что США не признают сам секторальный принцип. По его мнению, в случае нахождения в этом регионе крупных месторождений полезных ископаемых, права Канады на эти острова могли быть оспорены.

3. Canada. Standing Committee on External Affaires and National Defence. Minutes of Proceedings and Evidence. No. 26. 12.02.1969. - Ottawa: The Queen's Printer, 1969, p. 942.
6

В первый момент на слова Фоулкса не обратили внимания, поскольку его выступление было посвящено отношениям Канады с НАТО, а реплики о суверенитете были сделаны мимоходом. Однако две недели спустя одна из ведущих канадских газет «Глоб энд мейл» сообщила, что на конференции в Калгари 25 февраля 1969 г. американские чиновники дали гарантии, что Соединённые Штаты, не будут оспаривать суверенитет Канады над её арктическими островами, а также опровергли слухи, что США якобы отказывались от участия Канады в этом проекте4. А ещё через пару дней канадская пресса подробно пересказала выступление Фоулкса, подчёркивая прямую связь между его тезисом о непризнании Соединёнными Штатами суверенитета Канады над арктическими островами и возможностью открытия на них крупных месторождений нефти5.

4. Washington Tells Oil Industry It Won't Claim Arctic Control // The Globe and Mail, 26.02.1969.

5. Title to Arctic Isles Disputed in U.S. Maps // The Globe and Mail, 28.02.1969;
7 На эти сообщения тотчас обратила внимание парламентская оппозиция. Уже 26 февраля 1969 г. депутат от Прогрессивно-консервативной партии П. Сен-Пьер поднял вопрос о непризнании Соединёнными Штатами суверенитета Канады над 12-мильной зоной вокруг островов Арктического архипелага, а на следующий день уже прямо связал этот вопрос с предстоящим рейсом через эти воды танкера «Манхэттен». Данную тему стал регулярно поднимать и такой политический тяжеловес, как бывший премьер-министр Дж. Дифенбейкер.
8

В то же время на слушаниях в начале марта 1969 г. в Палате общин действующий премьер-министр П. Трюдо чётко обозначил, что вопрос о суверенитете над Арктическим архипелагом касается исключительно правового статуса вод (включая и льды) между островами, но не самой суши. Всё сводилось к тому, являются ли эти воды внутренними, территориальными или же они являлись частью открытого моря6. В зависимости от юридической категории этих вод варьировалась степень контроля Канады над ними: от абсолютной (если эти воды имели статус внутренних) до нулевой (если воды считались частью открытого моря). Средний вариант – признание этих вод территориальными – означал, что иностранные суда имели право на мирный проход через них. По словам Трюдо, в правительстве велись межведомственные консультации, чтобы выработать единую позицию по этому вопросу.

6. Canada. House of Commons Debates. Official Report. 1st Session. 28th Parliament. Vol. VI, 1969. - Ottawa: The Queen's Printer, 1969, pp. 6339, 6396.
9 Однако достичь консенсуса правительству оказалось крайне сложно, поскольку у разных министерств были разные, часто взаимоисключающие, интересы. Так, Министерство энергетики, горнодобывающей промышленности и природных ресурсов прежде всего было озабочено доступом нефти из провинции Альберта на американский рынок; Министерство рыболовства волновали рыбные угодья; Министерство транспорта рассчитывало, что проект ускорит установку навигационного оборудования в Северо-Западном проходе и тем самым превратит его в важный судоходный канал; канадские военные опасались, что вопрос о суверенитет негативно отразится на сотрудничестве двух стран в сфере обороны.
10 К концу марта 1969 г. усилиями двух межведомственных комитетов – по установлению границ территориальных вод и развитию Севера – кабинету министров был представлен документ, который подробно анализировал правовой статус всех возможных составных частей канадского суверенитета в регионе: арктических островов; континентального шельфа; вод полярного бассейна (то есть вод в пределах канадского арктического сектора), вод между арктическими островами. Отдельный раздел был посвящён самому проекту и его возможному влиянию на правовой статус канадских арктических владений.
11

В документе отмечался «абсолютный и неоспоримый» суверенитет Канады над арктическими островами на основе доктрины эффективной оккупации. Такими же надёжными считались и права Канады на континентальный шельф в регионе с принятием в 1958 г. Женевской конвенции о континентальном шельфе. В то же время возможность использования секторального принципа оценивалась крайне скептически как в отношении получения прав на сушу, так и в отношении установления суверенитета над морской акваторией. Причём дело было не только в непризнании самой этой теории в международном праве, но и в неубедительности данных о приверженности Канады этому принципу. В отношении секторальный концепции был сделан тот же самый вывод, который был сделан десятью годами ранее в ходе аналогичного межведомственного анализа, – «оставить в резерве для возможного использования, если и когда стало бы целесообразным выдвинуть претензии на суверенитет над каким-либо неподвижным или дрейфующим льдом в открытом море канадского (арктического) сектора»7. Наиболее важное значение, однако, имел четвёртый раздел, посвящённый возможности установления суверенитета над водами Арктического архипелага. Считалось, что единственной правовой основой для этого мог быть метод прямых исходных линий, то есть проведение этих линий по внешнему периметру Архипелага и объявление всех вод, попавших в этот периметр, внутренними водами Канады. Тем не менее, подчёркивалось, что применение этого метода к канадской ситуации потребовало бы его «беспрецедентного расширения», а также обращалось внимание, что против такой претензии Канады решительно выступили бы США8. Такую же позицию занимал и А. Хед, когда отмечал в письме премьер-министру 10 марта 1969 г., что «использование прямых исходных линий вокруг архипелага с такими размерами, как в Канадской Арктике, было бы абсурдной трактовкой текста Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне»9. Соответственно, правительству предлагались три варианта действий:

7. Documents on Canadian Maritime Sovereignty, 1950-1988. Ed. by A. Lajeunesse. - Calgary and Waterloo: Centre for Military and Strategic Studies, 2018, p. 219.

8. Ibid., p. 213.

9. Ibid., p. 203.
12 1) официально объявить о суверенитете над водами архипелага, проведя по его внешнему периметру прямые исходные линии. Это означало неизбежное судебное разбирательство с США. Канада также могла столкнуться с серьёзными политическими и экономическими последствиями. В частности, американские власти могли специально приказать своим судам и самолётам не соблюдать новые арктические границы Канады;
13 2) Канада могла бы отказаться от претензий на воды архипелага, избегая всех рисков, связанных с этим решением. Такой вариант не только означал потерю Канадой возможности контроля за судоходством через проливы архипелага, но и был невозможен с внутриполитической точки зрения;
14 3) статус-кво, то есть сохранение претензий на воды архипелага, но в такой форме, чтобы не вызвать прямой конфликт с Соединёнными Штатами.
15

Отношение правительства к проекту зависело от того, какой вариант будет выбран. В случае статусом-кво это означало, что Канада должна была «поддержать проект и участвовать в нём, таким образом придавая ему вид и характер совместного мероприятия»10. Это включало официальное одобрение на проход через СЗП танкера «Манхэттен» и ледокола Береговой охраны США; сопровождение американского танкера канадским ледоколом «Джон Макдональд»; обеспечение наблюдения с воздуха за ледовой обстановкой в СЗП; присутствие на борту «Манхэттена» официального представителя канадского правительства. В конечном итоге все эти меры были использованы, но оказались недостаточными.

10. Ibid., p. 223.
16

Переход кризиса с «Манхэттеном» весной 1969 г. в публичную фазу был неприятен для канадского правительства ещё и тем, что грозил испортить первую встречу П. Трюдо с недавно избранным американским президентом Р. Никсоном. В ходе её подготовки Оттава получила заверения от Вашингтона, что не существует никаких официальных американских карт, обозначающих канадские арктические острова как спорную территорию11. Советник Трюдо по внешней политике А. Хед подготовил аналитическую записку о правовом статусе канадских владений в Арктике. Однако, возможно, на премьер-министра большее влияние оказала рекомендация секретаря Тайного совета (Clerk of the Privy Council) Г. Робертсона12 не выдвигать каких-либо территориальных претензий во время первой встречи с Никсоном13. В результате во время двухдневного визита П. Трюдо в США в конце марта 1969 г. арктический вопрос был затронут лишь вскользь.

11. Head I, Trudeau P. The Canadian Way: Shaping Canada's Foreign Policy, 1968-1984. - Toronto: McClelland & Stewart Inc., 1995, p. 30.

12. Подробнее о его работе в те годы см.: Володин Д.А. Канада и проблема суверенитета в Арктике в 1950– 1960-е годы: от суверенитета над сушей к суверенитету над морским пространством // США & Канада: экономика, политика, культура. 2021. № 9. С. 114-126. DOI: 10.31857/S268667300016437-0

13. Head I., Trudeau P. Op. cit., p. 30.
17 Таким образом, в кризисе «Манхэттена» достаточно быстро обозначились три отдельных конфликта: между правительством и парламентской оппозицией, поддерживаемой прессой и общественностью; между отдельными ведомствами внутри правительства; между Канадой и Соединёнными Штатами.
18

После визита П. Трюдо в США было объявлено, что в апреле-мае 1969 г. генерал-губернатор Канады Р. Миченер совершит турне по арктическим районам страны для «демонстрации флага»14. В начале апреля 1969 г. премьер-министр представил новую оборонную политику, которая делала акцент на наблюдении за канадской территорией и защите её суверенитета.

14. Michener Plans Flag-Showing Tour to Assert Control in Arctic Lands // The Globe and Mail, 27.03.1969.
19

Одновременно свои меры по укреплению суверенитета в Арктике предлагали парламентарии и эксперты. Выступая 10 апреля 1969 в Уайтхорсе (Юкон), Дифенбейкер выдвинул идею создания специального подразделения из 500 эскимосов для защиты канадского суверенитета в регионе15. На слушаниях 18 апреля 1969 г. в Комитете по делам индейцев и развитию Севера Палаты общин виднейший канадский юрист, декан школы права Макгильского университета М. Коэн обратил внимание правительства, что попытка объявить все воды Арктического архипелага канадскими внутренними водами позволила бы другим странам по такому же принципу включать в состав своей территории гораздо большие участки открытого моря. По его мнению, это не отвечало бы интересам самой Канады, заинтересованной в свободе судоходства и возможности научных исследований и добычи ресурсов в других районах Мирового океана16.

15. Sagi D. Diefenbaker Has a Vision: An Arctic Force of 500 Eskimos on Guard // The Globe and Mail, 11.04.1969.

16. Canada. House of Commons. Standing Committee on Indian Affairs and Northern Development. Minutes of Proceedings and Evidence. No. 18. 18.04.1969. - Ottawa: The Queen's Printer, 1969, p. 625;
20

Понимая как важно для правительства не допустить потери инициативы в таком значимом вопросе, П. Трюдо выступил 15 мая 1969 г. со специальной речью в Палате общин. Заверив в надёжности суверенитета Канады над арктическими островами и континентальным шельфом, он признал, что «не все страны приняли бы точку зрения, что воды между островами архипелага являются внутренними водами, над которыми Канады имеет полный суверенитет»17. Таким образом, П. Трюдо вновь подтвердил, что вопрос о суверенитете касается только статуса вод архипелага и что Канада не претендует на всё водное пространство до Северного полюса. По его словам, спор между Канадой и теми странами, которые считали, что её суверенитет ограничен лишь территориальными водами вокруг островов, будут решаться в рамках международного права. Проход же танкера «Манхэттен» никак не затрагивал статуса этих вод.

17. Canada. House of Commons Debates. Official Report. 1st Session. 28th Parliament. Vol. VIII, 1969. - Ottawa: The Queen's Printer, 1969, p. 8720.
21

Хотя П. Трюдо не называл страны, которые оспаривали позицию Канады, было понятно, что речь прежде всего идёт о США. Сразу после его заявления канадская сторона попыталась достичь с американцами понимания в этом вопросе. В июне 1969 г. в американское посольство в Оттаве была передана нота, повторявшая основные положения выступления Трюдо, однако Соединённые Штаты отреагировали быстро и крайне резко, подчеркнув в ответной ноте, что не признают суверенитет Канады за пределами трёхмильной зоны территориальных вод. Безрезультатно окончилось обсуждение этого вопроса и на встрече министра иностранных дел Канады М. Шарпа и заместителя госсекретаря США по политическим вопросам А. Джонсона в конце июня 1969 г. в Вашингтоне. Причём Джонсон чётко дал понять, что Соединённые Штаты рассматривают канадскую инициативу в глобальном контексте, как возможный прецедент, которым постараются воспользоваться другие страны18.

18. Canada's Coast Claims Opposed by U.S. at Talks, Sharp Says // The Globe and Mail, 28.06.1969.
22

Для Канады вырисовывалась малоприятная перспектива длительного судебного разбирательства с США с далеко неочевидными шансами на успех. Более того, было непонятно, на что именно необходимо ссылаться канадскому правительству при отстаивании своей позиции. На тот момент (1969 г.) страна ещё не ратифицировала Женевскую конвенцию о территориальном море и прилежащей зоне. Канада подписала Конвенцию 29 апреля 1958 г., но за все последующие годы так и не ратифицировала её19. Сама же Конвенция, хотя и признавала метод прямых исходных линий, включала оговорку, которая могла стать важным козырем США при судебных разбирательствах с Канадой. Согласно ст. 5 п. 2 Конвенции, «там, где... установление прямой исходной линии приводит к включению во внутренние воды районов, которые до того рассматривались как часть территориального моря или открытого моря, применяется право мирного прохода»20. Решающим фактором, однако, стала неприемлемость для канадского руководства прямого конфликта с Соединёнными Штатами.

19. См.: Convention on the Territorial Sea and the Contiguous Zone. Status as at 18.09.2021. Available at: >>> (accessed 18.09.2021).

20. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне. Available at: >>> (accessed 18.09.2021).
23

Таким образом, к моменту отплытия «Манхэттена» (26 августа 1969 г.) в Оттаве не было полной ясности, какую тактику следует выбрать для установления суверенитета над водами Арктического архипелага. В начале сентября 1969 г. были предположения, что Канада объявит эту акваторию своими внутренними водами, но разрешит право мирного прохода через них для иностранных судов21.

21. Crane D. Ceding of Passage Rights Likely in Ottawa Claim to Arctic Waters // The Globe and Mail, 3.09.1969.
24

Как представляется, на выработку канадской позиции повлиял не только рейс самого танкера «Манхэттен» через СЗП, но и событие, которое произошло в этих водах на пару недель раньше, – авария баржи, перевозившей 400 тыс. галлонов топлива. Это происшествие не могло не привлечь внимание политиков и общественности к опасности загрязнения Канадской Арктики в случае регулярных перевозок нефти по этому маршруту. В конце августа 1969 г. заместитель председателя Комитета по делам индейцев и развития Севера П. Сен-Пьер сослался на этот случай как на «шокирующий и пугающий пример необходимости контроля Канады за судоходством через Арктический архипелаг»22. По его словам, в случае крушения хотя бы одного их тех танкеров, которые были спроектированы для вывоза аляскинской нефти, в океан вылилось бы 75 млн галлонов нефти.

22. MPs to Greet Manhattan During Inspection of Northern Waterway // The Globe and Mail, 29.08.1969.
25 Угроза возможного загрязнения вод архипелага от разливов нефти упоминалась с самого начала обсуждения в Канаде проекта «Манхэттен», но до августа 1969 г. она не была центральной темой. Сначала (август 1968 г. – февраль 1969 г.) доминировала экономическая составляющая, те выгоды, которые получит Канады. Затем центральным стал вопрос о суверенитете. Лишь перед началом прохода «Манхэттена» через Северо-Западный проход резко возросло внимание канадских политиков и общественности к важности сохранения окружающей среды региона.
26

Тот факт, что танкер не смог пройти через забитый льдами пролив Мак-Клур и лишь с помощью канадского ледокола «Джон Макдональд» смог выбраться на обходной путь через узкий пролив Принца Уэльского, давал Канаде важные козыри в отстаивании своей позиции. Становилось возможным утверждать, что Северо-Западный проход нельзя рассматривать как обычный международный пролив. Использование же узкого пролива Принца Уэльского должно было навести на мысль, что проблема контроля за судоходством через проливы Арктического архипелага могла быть в значительной степени решена через расширение территориальных вод Канады. Собственно на этих двух аспектах – невозможности признания СЗП международным проливом и необходимости расширения территориальных вод Канады с 3 до 12 миль – сосредоточил внимание М. Шарп в своей статье, опубликованной через несколько дней после завершения плавания «Манхэттена»23. Крайне важным моментом была и готовность канадского правительства фактически отказаться от своих первоначальных обещаний решать вопрос о суверенитете в рамках международного права. В трактовке Шарпа приверженность международному праву означала не соблюдение действующих, а разработка новых правовых норм в отношении замерзших вод24.

23. Sharp M. A Ship and Sovereignty // The Globe and Mail, 18.09.1969.

24. Ibidem.
27

Судя по всему, решение о том, что ключевым элементом обеспечения контроля Канады над водами Арктического архипелага станут экологические требования к судам, использующим этот маршрут, было принято канадским правительством в начале или в середине октября 1969 года. Ещё в конце сентября 1969 г. концепция была совершенно другой. Так, 26 сентября 1969 г. в ходе поездки по провинции Онтарио П. Трюдо, как и М. Шарп, отметил растущую международную поддержку расширения территориальных вод до 12 миль, но никак не коснулся угрозы загрязнения арктических вод. Вместо этого премьер-министр говорил о том, что его правительство постарается убедить другие страны признать паковый лед в Северо-Западном проходе в качестве суши для установления суверенитета Канады в этом районе25. Однако уже 6 октября 1969 г. тогдашний министр по делам индейцев и развитию Севера Ж. Кретьен в ходе выступления в Канадском институте лесного хозяйства сделал акцент именно на мерах по предотвращению загрязнения арктических вод. Новый подход был закреплён 23 октября 1969 г. в Тронной речи, обещавшей, что «правительство внесёт законодательство, обозначающее меры, необходимые для предотвращения загрязнения в арктических морях»26. Также говорилось о намерении Канады подключить ООН к борьбе с загрязнениями вод Мирового океана. В ноябре 1969 г. П. Трюдо совершил поездку в Нью-Йорк, где обсудил с генеральным секретарем ООН У Таном идею создания международного режима защиты окружающей среды в Арктике.

25. Burns J. Northwest Passage Area to Be Termed Land in Canada's Bid for Sovereignty // The Globe and Mail, 27.09.1969.

26. Canada. House of Commons Debates. Official Report. 2nd Session. 28th Parliament. Vol. I. - Ottawa: Queen's Printer for Canada, 1970, p. 3.
28

Сразу после Тронной речи в канадском правительстве была создана специальная группа из высокопоставленных представителей различных министерств, которая занялась непосредственной разработкой обещанного законодательства. Данная работа проходила на фоне колоссального давления как внутри страны, так и со стороны США. 16 декабря 1969 г. был обнародован доклад Комитета по делам индейцев и развитию Севера Палаты общин, в котором утверждалось, что необходимые меры по предотвращению загрязнения канадских арктических вод не могут быть реализованы посредством международного соглашения и что правительство должно немедленно объявить о суверенитете Канады над водами Арктическими архипелага27. Дополнительную значимость этим рекомендациям придавал тот факт, что большинство членов комитета представляли правящую партию.

27. Canada. Votes and Proceedings of the House of Commons. No. 38. 16.12.1969. - Ottawa: The Queen's Printer, 1970, p. 208.
29

В свою очередь, США направили 6 ноября 1969 г. Канаде меморандум, в котором, с одной стороны, приветствовали канадское предложение по созданию международного режима в отношении северных вод, а, с другой – возражали против её односторонних действий в этом вопросе. Соединённые Штаты вновь подтвердили свою многолетнюю позицию, что все северные воды за пределами трёхмильной зоны территориальных вод являются международными28.

28. Kirkey Ch. The Arctic Waters Pollution Prevention Initiatives: Canada's Response to an American Challenge // International Journal of Canadian Studies, Spring 1996, p. 48.
30 Хотя текст новых законопроектов был готов уже к середине января 1970 г., в правительстве всё ещё сохранялись разногласия по отдельным положениям нового законодательства. Основная дискуссия развернулась вокруг необходимости оговорки о непризнании Канадой юрисдикции Международного суда ООН, чтобы таким образом подстраховаться от возможных судебных споров с другими странами. Против такой поправки выступили М. Шарп и член кабинета, а в прошлом также министр иностранных дел, П. Мартин. Они считали, что данный шаг идёт вразрез с многолетней приверженностью Канады международному праву и тех институтов, которые его обеспечивают. Тем не менее, к концу февраля 1970 г. возобладала точка зрения большинства членов кабинета министров, включая и самого Трюдо, и Министерству иностранных дел было дано поручение провести консультации с американской стороной о новых канадских законопроектах.
31

Первый раунд таких консультаций состоялся 11 марта 1970 г. в Вашингтоне. На них посол Канады в США М. Кадьё заявил, что его правительство рассматривает три направления действий: проведение прямых исходных линий по внешнему периметру архипелага; установление у северного побережья Канады 100-мильной морской зоны по контролю за загрязнениями; объявление ряда морских районов у побережья Канады её исключительной рыболовной зоной. Причём, по словам канадских переговорщиков, законодательство об установлении 100-мильной зоны предполагалось внести в парламент до пасхальных каникул, то есть в течение следующих двух недель29.

29. Foreign Relations of the United States, 1969-1976. Vol. E-1. Documents on Global Issues, 1969-1972. Doc. No. 367. Available at: >>> (accessed 25.09.2021).
32

Ни один из этих вариантов не мог устроить Соединённые Штаты. И дело заключалось не только в том, что они мало соответствовали или даже совсем не соответствовали международному праву. Как отмечал исполнительный секретарь Госдепартамента Т. Элиот в записке советнику президента США по национальной безопасности Г. Киссинджеру, принятие любого из трёх вариантов «угрожало бы свободе судоходства, крайне необходимой для деятельности американских ВМС по всему миру, и противоречило бы ключевой позиции Соединённых Штатов, что режим открытого моря может меняться только через многостороннее соглашение»30.

30. Ibidem.
33 В ходе телефонных переговоров Никсона и Трюдо 17 марта 1970 г. американскому президенту удалось добиться согласия премьер-министра на новый раунд переговоров, однако и эта встреча, состоявшаяся в Оттаве через два дня, не убедила канадское правительство отложить принятие нового законодательства. Более того, в это же время правительство П. Трюдо добилось согласия компании «Хамбл ойл», чтобы второе плавание «Манхэттена» через СЗП (апрель 1970 г.) проходило в соответствии с новыми, более строгими экологическими требованиями.
34

Таким образом, 8 апреля 1970 г. в Палату общин были внесены два законопроекта – закон «О предотвращении загрязнения арктических вод» (Bill C-202) и поправки в закон «О территориальном море и рыболовной зоне Канады» (Bill C-203). Первый из них предусматривал установление у северного побережья Канады и ее арктических островов морской зоны шириной 100 миль для контроля за загрязнением вод. Закон возлагал ответственность не только на экипаж судна, но и на судовладельца и собственника груза. Виновными могли стать и те, кто занимался разведкой или добычей полезных ископаемых в непосредственной близости от этой зоны. Штрафы за загрязнение арктических вод варьировались от 5 тыс. кан. долл. (для физических лиц) до 100 тыс. кан. долл. (в отношении судов). Канада получала право запрещать проход судов в случае их несоответствия определённым конструкционным стандартам и невыполнения требований по составу экипажа судна, характеру и объёму перевозимого груза. Второй законопроект расширял ширину канадских территориальных вод с 3 до 12 миль.

35

За день до внесения законопроектов канадским правительством была направлена нота в ООН, в которой говорилось о непризнании страной юрисдикции Международного суда ООН «в спорах, вызванных или касающихся юрисдикции или прав предъявляемых или осуществляемых Канадой в отношении сохранения, управления или использования живых морских ресурсов или в отношении предотвращения или контроля за загрязнением или заражением морской среды в морских районах, прилегающих к побережью Канады»31.

31. Documents Concerning Canadian Legislation on Arctic Pollution and Territorial Sea and Fishing Zones // International Legal Materials, May 1970, p. 599.
36

Как и следовало ожидать, Соединённые Штаты сразу выступили с протестом. В заявлении Госдепартамента 9 апреля 1970 г. выражалось сожаление односторонними действиями Канады и подчеркивалась готовность США решать канадские озабоченности либо на двусторонней, либо на многосторонней основе в рамках международного права. При этом Вашингтон не считал себя юридически связанным новыми канадскими требованиями. Как было сказано в заявлении, «Соединённые Штаты не признают никакого осуществления юрисдикции прибрежного государства над американскими судами в открытом море и, таким образом, не признают право какого-либо государства односторонне устанавливать территориальное море шириной более чем три мили или осуществлять более ограниченную юрисдикцию за пределами 12-мильной зоны»32.

32. Szulc T. U.S. Rejects Canadians' Claim to Wide Rights in Arctic Seas // The New York Times, 10.04.1970
37

Более того, 15 апреля 1970 г. Соединённые Штаты выступили с инициативой проведения международной конференции для выработки правил, регулирующих судоходство и охрану окружающей среды в северных водах, причём Канаде предлагалось стать коспонсором этой конференции33. Американцы, таким образом, пытались использовать против Канады её же собственное оружие: если канадское правительство утверждало, что его новое законодательство продиктовано необходимостью защиты окружающей среды в Арктике и выступает за признание этих новых норм на международном уровне, то оно (правительство), не должно отказываться от участия в этой конференции. Канада оказалась в крайне сложном положении: она не могла публично выступить против этой конференции не подорвав доверия к своим действиям, но в то же время не могла допустить, чтобы эта конференция перечеркнула результаты многомесячной работы правительства и лишила бы страну лидирующей роли в разработке новых правовых норм в отношении арктических вод.

33. Halloran R. U.S. Seeks International Talks on Maritime Passage in Arctic // The New York Times, 16.04.1970;
38

Последующие два месяца стали временем активной дипломатической работы как Канады, так и США, с тем чтобы заручиться поддержкой участников этой конференции. Хотя большинство из тех 14 государств помимо Канады, которым США направили приглашение, скорее, разделяли американскую точку зрения, решающую роль сыграло то, что позицию Канаду в большей или меньшей степени поддержали все остальные приарктические государства. Особенно резкое неприятие идея созыва этой конференции вызвала у Советского Союза, который справедливо считал, что, будучи крупнейшей арктической державой, он сильнее других пострадает от международного вмешательства в Арктику. Канадское руководство придавало решающее значение позиции СССР, поскольку, по словам А. Хеда и П. Трюдо, «любая конференция, рассматривающая судоходство в Арктике, была бы изначально ущербна (fatally flawed) без советского участия»34. Убедившись в недостаточной поддержке своей инициативы, Соединённые Штаты отказались от проведения конференции.

34. См.: Head I., Trudeau P. Op. cit. p. 59.
39

***

 

Подводя итоги, можно отметить, что правительству П. Трюдо удалось решить двуединую задачу, которую оно ставило перед собой: усилить суверенитет над водами Арктического архипелага, но при этом не допустить открытого конфликта с США.

40 Прежде всего, канадская сторона с самого начала чётко осознавала, что американские возражения и их острота вызваны не столько важностью для США вод Арктического архипелага, сколько возможным использованием канадского примера как прецедента другими странами. В этом смысле использование Канадой прямых исходных линий подставило бы её под максимально жёсткий ответ США, поскольку этот метод могли успешно применять страны в любых районах Мирового океана. Сделав акцент на защите окружающей среды в северных водах, Канада резко сужала возможности использования её случая другими странами и, тем самым, снижала недовольство США своими действиями.
41

Сыграло свою роль и то, что канадское правительство сделало важную уступку Соединённым Штатам, когда после консультаций с ними исключило из сферы применения своего нового законодательства «государственные» суда. По воспоминаниям А. Хеда и П. Трюдо, данное решение канадского правительства учитывало как влияние ВМС США на принятие решений американской администрацией, так и «полную неспособность» Канады перехватывать американские атомные подлодки, плывущие под водой35. Таким образом, военно-морские силы США сохраняли ту свободу судоходства в канадских арктических водах, которую они имели до 1970 года.

35. См.: Head I., Trudeau P. Op. cit. p. 54.
42

Третий важный фактор, из-за которого реакция США на действия Канады оказалась слабее, чем можно было ожидать, заключался в том, что США воспринимали новое канадское законодательство не как конечную точку, а как промежуточный этап. Из рассекреченных американских дипломатических документов и из официальных заявлений Госдепартамента отчётливо видно, что администрация Р. Никсона была уверена, что окончательное разрешение вопроса о судоходстве в Арктике будет в большей мере учитывать интересы США. На это обращали внимание и канадские официальные лица. Комментируя 8 апреля 1970 г. внесённые в парламент законопроекты, Трюдо подчёркивал, что осуществление Канадой контроля за судоходством для предотвращения загрязнений в 100-мильной морской зоне у её северного побережья начнётся «только после принятия (предусмотренных этим законом) Правил и после консультаций с другими странами, такими как Соединённые Штаты»36 (выделено мною. – Д.В.). Так, в итоге и произошло: хотя закон о предотвращении загрязнения арктических вод был принят в июне 1970 г., его применение началось лишь два года спустя.

36. Documents Concerning Canadian Legislation on Arctic Pollution and Territorial Sea and Fishing Zones // International Legal Materials, May 1970, p. 601.
43

Важным сдерживающим фактором для США стало и то, что мировая общественность и СМИ, включая в самих США, в значительной степени приняли точку зрения Канады о важности защиты арктических вод от загрязнения и необходимости узаконивания этого на международном уровне. Крайне характерна в этом плане была редакционная статья в одной из ведущих американских газет «Нью-Йорк Таймс», отмечавшая, что «особые условия, существующие в этом арктическом районе, являются убедительным доводом для одностороннего действия Канады в установлении широкой зоны по контролю за загрязнениями. В интересах других стран, включая Соединённые Штаты, последовать за лидерством Канады и принять схожие стандарты для других морских районов на международной основе»37.

37. Canada's Arctic Claims (Editorial) // The New York Times, 20.04.1970.
44 Отказавшись от публичного заявления о суверенитете над водами Арктического архипелага, канадское правительство сделало выбор в пользу так называемого функционального суверенитета, то есть способности осуществлять определённый набор прав над конкретной территорией. Это было вполне логичное и обоснованное решение, исходя из того, что суверенитет над арктическими островами и континентальным шельфом уже был достигнут. Новое законодательство Канады должно было обеспечить её контроль за судоходством в Северо-Западном проходе, а именно к этому сводился для неё тогда вопрос о суверенитете в Арктике.

Библиография

1. Big Oil Find Reported on Alaska's Arctic Slope // The New York Times, 19.07.1968.

2. Dosman E. The Northern Sovereignty Crisis 1968-70 // The Arctic in Question. Ed. by E. Dosman. - Toronto: Oxford University Press, 1976, p. 40; Kirton J., Munton D. The Manhattan Voyages and Their Aftermath // Politics of the Northwest Passage. Ed. by F. Griffith. - Kingston and Montreal: McGill-Queen's University Press, 1987, p. 72.

3. Canada. Standing Committee on External Affaires and National Defence. Minutes of Proceedings and Evidence. No. 26. 12.02.1969. - Ottawa: The Queen's Printer, 1969, p. 942.

4. Washington Tells Oil Industry It Won't Claim Arctic Control // The Globe and Mail, 26.02.1969.

5. Title to Arctic Isles Disputed in U.S. Maps // The Globe and Mail, 28.02.1969; U.S. Maps Question Our Arctic Rule, Ottawa Told // The Toronto Star, 28.02.1969

6. Canada. House of Commons Debates. Official Report. 1st Session. 28th Parliament. Vol. VI, 1969. - Ottawa: The Queen's Printer, 1969, pp. 6339, 6396.

7. Documents on Canadian Maritime Sovereignty, 1950-1988. Ed. by A. Lajeunesse. - Calgary and Waterloo: Centre for Military and Strategic Studies, 2018, p. 219.

8. Ibid., p. 213.

9. Ibid., p. 203.

10. Ibid., p. 223.

11. Head I, Trudeau P. The Canadian Way: Shaping Canada's Foreign Policy, 1968-1984. - Toronto: McClelland & Stewart Inc., 1995, p. 30.

12. Подробнее о его работе в те годы см.: Володин Д.А. Канада и проблема суверенитета в Арктике в 1950– 1960-е годы: от суверенитета над сушей к суверенитету над морским пространством // США & Канада: экономика, политика, культура. 2021. № 9. С. 114-126. DOI: 10.31857/S268667300016437-0

13. Head I., Trudeau P. Op. cit., p. 30.

14. Michener Plans Flag-Showing Tour to Assert Control in Arctic Lands // The Globe and Mail, 27.03.1969.

15. Sagi D. Diefenbaker Has a Vision: An Arctic Force of 500 Eskimos on Guard // The Globe and Mail, 11.04.1969.

16. Canada. House of Commons. Standing Committee on Indian Affairs and Northern Development. Minutes of Proceedings and Evidence. No. 18. 18.04.1969. - Ottawa: The Queen's Printer, 1969, p. 625; Seale L. Commons Panel Told of Boomerang Effect in Claims to Arctic // The Globe and Mail, 19.04.1969.

17. Canada. House of Commons Debates. Official Report. 1st Session. 28th Parliament. Vol. VIII, 1969. - Ottawa: The Queen's Printer, 1969, p. 8720.

18. Canada's Coast Claims Opposed by U.S. at Talks, Sharp Says // The Globe and Mail, 28.06.1969.

19. См.: Convention on the Territorial Sea and the Contiguous Zone. Status as at 18.09.2021. Available at: https://treaties.un.org/pages/ViewDetails.aspx?src=TREATY&mtdsg_no=XXI-1&chapter=21&clang=_en (accessed 18.09.2021).

20. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне. Available at: :https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/tsea.pdf (accessed 18.09.2021).

21. Crane D. Ceding of Passage Rights Likely in Ottawa Claim to Arctic Waters // The Globe and Mail, 3.09.1969.

22. MPs to Greet Manhattan During Inspection of Northern Waterway // The Globe and Mail, 29.08.1969.

23. Sharp M. A Ship and Sovereignty // The Globe and Mail, 18.09.1969.

24. Ibidem.

25. Burns J. Northwest Passage Area to Be Termed Land in Canada's Bid for Sovereignty // The Globe and Mail, 27.09.1969.

26. Canada. House of Commons Debates. Official Report. 2nd Session. 28th Parliament. Vol. I. - Ottawa: Queen's Printer for Canada, 1970, p. 3.

27. Canada. Votes and Proceedings of the House of Commons. No. 38. 16.12.1969. - Ottawa: The Queen's Printer, 1970, p. 208.

28. Kirkey Ch. The Arctic Waters Pollution Prevention Initiatives: Canada's Response to an American Challenge // International Journal of Canadian Studies, Spring 1996, p. 48.

29. Foreign Relations of the United States, 1969-1976. Vol. E-1. Documents on Global Issues, 1969-1972. Doc. No. 367. Available at: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus169-76ve01/367 (accessed 25.09.2021).

30. Ibidem.

31. Documents Concerning Canadian Legislation on Arctic Pollution and Territorial Sea and Fishing Zones // International Legal Materials, May 1970, p. 599.

32. Szulc T. U.S. Rejects Canadians' Claim to Wide Rights in Arctic Seas // The New York Times, 10.04.1970

33. Halloran R. U.S. Seeks International Talks on Maritime Passage in Arctic // The New York Times, 16.04.1970; Documents Concerning Canadian Legislation on Arctic Pollution and Territorial Sea and Fishing Zones // International Legal Materials, May 1970, pp. 605-606.

34. См.: Head I., Trudeau P. Op. cit. p. 59.

35. См.: Head I., Trudeau P. Op. cit. p. 54.

36. Documents Concerning Canadian Legislation on Arctic Pollution and Territorial Sea and Fishing Zones // International Legal Materials, May 1970, p. 601.

37. Canada's Arctic Claims (Editorial) // The New York Times, 20.04.1970.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести