“Russian War Relief”: Moses Finley's Evidence
Table of contents
Share
QR
Metrics
“Russian War Relief”: Moses Finley's Evidence
Annotation
PII
S013038640014272-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Sergey Karpyuk 
Affiliation:
Institute of World History, RAS
State Academic University for the Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
109-117
Abstract

The article publishes and analyses the "Finkelstein Memorandum", an important testimony about the humanitarian assistance that U.S. public organizations provided to the Soviet people during the final period of World War II. The author of the document is Moses Finley (Finkelstein), one of the most famous historians of Antiquity, and in the period in queston – a member of the U.S. Communist Party, an active organiser of assistance to the Soviet Union. Since 1942 Finley worked as Executive Secretary of the Jewish Committee of the non-profit organization “Russian War Relief” (RWR). Finley considered his activities in this organisation to be extremely important, as confirmed by an interview he gave in 1980 to the BBC. In a memo written at the end of 1944 and addressed to the leaders of the “Russian War Relief” (“Memorandum of the Executive Secretary of the Jewish Committee of the Russian War Relief Finkelstein on the National War Fund”), he actively defended the interests of the USSR. Finley strongly opposed the practice of diverting assistance collected by American citizens for the Soviet people to emigrant organisations hostile to the Soviet Union. The “Finkelstein's Memorandum” was translated into Russian by a staff member of the Soviet Ministry of Foreign Affairs in August 1945, ahead of the visit of the leaders of the “Russian War Relief” to the Soviet Union. The published document makes it possible to shed light on the interstate relations between the USSR and the United States during the final period of World War II, as well as characterises the political views of the historian.

Keywords
Soviet-American relations, the Second World War, humanitarian relief, “Russian War Relief”, Moses Finley, Finkelstein's Memorandum
Received
05.02.2021
Date of publication
21.04.2021
Number of purchasers
24
Views
1632
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1

Одному из самых известных историков античности ХХ в. сэру Мозесу Финли (1912–1986), эмигрировавшему в конце 1954 г. из США в Великобританию, «не повезло» с переводом его сочинений на русский язык. Несмотря на притягательность идей историка, по разным причинам (и идеологического, и финансового свойства) ни одного перевода его научных трудов не было опубликовано ни в советское время, ни в 1990-е годы. Только в 2003 г. был издан первый перевод сравнительно небольшой статьи М. Финли1. Тем не менее, первый перевод на русский язык текста, автором которого был Мозес Финли, датирован 1945 г. Этот текст хранится в Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ) в Москве и озаглавлен «Меморандум Исполнительного секретаря Еврейского комитета Рашен Уор Релиф Финкельштейна об организации “Национальный военный фонд”» (в октябре 1946 г. историк поменял фамилию Финкельштейн на Финли). Судя по тексту документа, «Меморандум Финкельштейна» был написан до 1 октября 1944 г. – в конце лета или в начале осени 1944 г. Русский перевод, выполненный сотрудником Министерства иностранных дел СССР Е. Перфильевым, не датирован, но подшитые рядом с ним в деле документы позволяют предположить, что перевод был выполнен в августе 1945 г.2 Исследователям творчества Мозеса Финли, и российским, и зарубежным, этот документ неизвестен3.

1. Finley M. Empire in the Greco-Roman World // Greece and Rome. 1978. Vol. 25. № 1. P. 1–15. Перевод А.В. Зварщикова, О.В. Любимовой на сайте >>> (дата обращения: 12.12.2020).

2. ГА РФ. Ф. 5283. Оп. 14. Д. 291 (1). Л. 134–138.

3. Не случайно историографы склонны преувеличивать влияние на историка теоретических идей и приуменьшать значение его практической деятельности. См.: Green K. Technological Innovation and Economic Progress in Ancient World // Economic History Review. 2000. Vol. 53. № 1. P. 31; Жарков И.А. М. Финли и советская историография античной истории. Иркутск, 2008. С. 19.
2 Исследования, вышедшие к 100-летию Финли, внесли большой вклад не только в изучение научного творчества, но и жизненного пути историка. Финли был видным членом американской компартии, активным организатором помощи СССР в годы войны, стал жертвой маккартизма: он потерял работу и был вынужден эмигрировать из США4. Документы из московских архивов позволяют уточнить детали биографии и взглядов Финли. В предшествующих публикациях удалось достоверно подтвердить членство Финли в компартии США с 1937 или 1938 г.5, его тесное взаимодействие с высокопоставленными советскими дипломатами (включая М.М. Литвинова и А.А. Громыко) в 1942–1943 гг. по организации визита в США советских деятелей еврейской культуры С. Михоэлса и И. Фефера6, и в первые послевоенные годы, в период сворачивания деятельности просоветских организаций в США в 1946–1947 гг.7
4. Об этом периоде биографии Финли см.: Naiden F.S. Finley’s War Years // American Journal of Philology. 2014. Vol. 135. № 2. P. 243–266; Tompkins D.P. Moses Finkelstein and the American Scene // Moses Finley and Politics / Ed. W.V. Harris. Leiden, 2013. P. 5–30; Tompkins D.P. The Making of Moses Finley // M.I. Finley: An Ancient Historian and His Impact / Eds. D. Jew, R. Osborne, M. Scott. Cambridge, 2016. P. 13–30.

5. На основании хранящейся в архиве «Вестника древней истории» записки его товарища по партии Эмили Грейс (Эмилии Львовны Казакевич), которая была написана в 1960 г. См.: Kazakevich (Grace) E. M.I. Finley: a Note on His Life and Work // Вестник древней истории. 2016. Т. 76. № 3. C. 780–784.

6. См.: Карпюк С.Г. Переписка Мозеса Финли с советскими дипломатами, декабрь 1942 – август 1943 г. // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. 2018. Т. 18. № 2. С. 283–292.

7. См.: Карпюк С.Г. Мозес Финли: документы из московских архивов. Беседа Финли с 3-м секретарем советского посольства А.А. Ермолаевым // Вестник древней истории. 2018. Т. 78. № 1. С. 113–121.
3 В 1942–1947 гг. Финли полностью отошел от преподавания и науки и работал в Нью-Йорке в организациях, тесно связанных с Советским Союзом: в комитете «Помощь России в войне» в 1942–1946 гг., а впоследствии в «Американо-русском институте» в 1946–1947 гг. Расцвет деятельности «Рашен Уор Релиф» (так в советских официальных документах обозначали название этого комитета, сокращенно – РУР) приходился на последние годы Второй мировой войны8. Финли упомянул свою работу в этой организации в интервью, которое он дал в 1980 г. британской вещательной корпорации Би-Би-Си:
8. Васин А.Н., Велембовская К.М. Комитет «Помощь России в войне». Американская гуманитарная помощь СССР в годы Великой Отечественной войны // Новая и новейшая история. 2013. № 4. С. 84–99.
4 «Интервьюер. Имели ли Вы, на самом деле, что-либо общее с коммунистической партией?
5 Финли. Поскольку я отказывался отвечать на этот вопрос в течение сорока лет, я буду твердо стоять на этом. Извините.
6 Интервьюер. Как Вы провели годы войны?
7 Финли. Я не был призван, по медицинским показаниям. Я нашел работу в агентстве «Помощь России в войне», где проявил себя с самой лучшей стороны, выполняя обязанности директора общенациональных кампаний»9.
9. Cambridge University Library. The Finley Papers. Add 9607. Box 16. F 3.
8 Очевидны причины, по которым Финли отказывался признать свое членство в компартии США: он дважды под присягой отрицал этот факт10. Однако при этом Финли всегда гордился своей эффективной деятельностью в комитете «Помощь России в войне», и в конце жизненного пути он хотел подчеркнуть важность своей деятельности во время Второй мировой войны.
10. Naiden F.S. Finley’s War Years // American Journal of Philology. 2014. Vol. 135, № 2. P. 258; Naiden F.S. Moses Finley’s Communist Party Membership // American Journal of Philology. 2017. Vol. 138. № 4. P. 739.
9 Неформальная встреча бизнесменов, религиозных деятелей и филантропов, которая привела к созданию комитета «Помощь России в войне», состоялась в Нью-Йорке в июле 1941 г.11; к 1943 г. число региональных и городских филиалов комитета превысило 400. Самый большой нью-йоркский филиал объединял 30 подкомитетов. В руководстве большинства структур работали добровольцы, и благодаря этому затраты на административный аппарат и управленческие расходы составляли менее 5%. Волонтеры занимались сбором денег и одежды, распространением агитационных материалов. Во многих городах были созданы собственные небольшие производства и налажена продажа выпускаемой ими продукции12.
11. Carter E.C. Russian War Relief // Slavonic and East European Review. American Series. 1944. Vol. 3. № 2. P. 64.

12. Васин А.Н., Велембовская К.М. Указ. соч. С. 93.
10 «Помощь России в войне» подразделялась на национальные комитеты (советы). Мозес Финли с 1942 г. работал на должности Исполнительного секретаря Еврейского комитета, выступал в качестве организатора общенациональных кампаний. У Финли накопился большой опыт контактов и с советскими, и с американскими дипломатическими и бюрократическими структурами. «Помощь России в войне», при активном участии самого Финли, вела успешные кампании по сбору помощи для СССР. Как отмечалось в советских дипломатических документах, «“Рашен уор релиф” – широко разветвленная организация военной помощи Советскому Союзу и вместе с тем крупнейшая просоветская организация США – за последние три года прислала в СССР медикаментов, одежды и пр. на сумму свыше 46 млн долларов. Кроме того, кампании, проводимые РУР'ом в США (митинги, посвященные знаменательным датам жизни СССР, опубликование информации о зверствах немцев и т. п.) играют большую положительную роль в распространении в США объективных знаний о Советском Союзе»13.
13. Архив внешней политики Российской Федерации (далее – АВП РФ). Ф. 129. Оп. 29. Д. 81. П. 176. Л. 17. Впрочем, председателю оргкомитета «Помощи России в войне» Эдварду Картеру советские дипломаты сообщили несколько иные цифры: с начала операций (ноябрь 1941 г.) по 1 марта 1945 г. СССР было получено 203450 мест на сумму 37868 тыс. долларов. – Там же. Л. 34.
11 Однако, когда исход войны стал ясен, правительство США переориентировало потоки помощи, которую американские граждане собирали для СССР, на лояльные США режимы и структуры. Национальному военному фонду (НВФ) было передано исключительное право на сбор денежных пожертвований на всей территории США. Этот фонд сам распределял, согласно квотам, средства между организациями-получателями. «Для Рашн Уор Релиф была установлена ежегодная квота – 9 млн долларов, превышать которую организация не имела права. Все деньги, перечисленные в местные отделения РУР, регистрировались, и итоговая сумма, превышающая квоту, изымалась»14. Такая навязанная сверху переориентация гуманитарной помощи послужила побудительной причиной написания в конце лета или начале осени 1944 г. «Меморандума Финкельштейна». В те годы написание меморандума – документа, который перемещал политический анализ в сферу принятия решений, – стало обычной практикой доведения до руководства собственной точки зрения15.
14. Позняков В.В. Американская гуманитарная помощь советскому народу (1941–1945) // Американский ежегодник. 1991. М., 1992. С. 47–48.

15. См., например, меморандум московского представителя «Помощи России в войне» Лео Грулева, врученный директору Совинформбюро С.А. Лозовскому: Васин А.Н., Велембовская К.М. Указ. соч. С. 95.
12 Переориентация американской гуманитарной помощи нашла отражение и в советских внешнеполитических документах. 5 февраля 1945 г. исполнявший обязанности председателя правления Всесоюзного общества культурных связей с заграницей (ВОКС) А.В. Караганов сообщал заместителю народного комиссара иностранных дел А.Я. Вышинскому, что НВФ с одобрения контрольного комитета при президенте США сократил денежный фонд комитета помощи России с 21 млн в 1944 г. до 7 млн в 1945 г.16 Основанием для этого послужило перераспределение средств в пользу только что освобожденных стран Европы17. В переписке советских должностных лиц отмечалось, что сокращение помощи СССР с 21 млн долл. в 1943/44 финансовом году до 7 млн долл. в 1944/45 финансовом году (1 октября 1944 г. – 30 сентября 1945 г.) «объясняется американцами необходимостью выделения фондов для комитетов помощи вновь освобожденных европейских стран»18. Уже после окончания Второй мировой войны руководство «Помощи России в войне» было удостоено советских орденов и медалей: председатель Эдвард Картер и директор Фред Майерс – ордена Трудового Красного Знамени, экономический директор Вейнгард и представитель в СССР Лео Грулио – медали «За трудовую доблесть»19. В преддверии визита руководства «Помощи России в войне» в Советский Союз, очевидно, в августе 1945 г. был осуществлен перевод «Меморандума Финкельштейна» на русский язык.
16. АВП РФ. Ф. 129. Оп. 29. Д. 81. П. 176. Л. 10.

17. Там же. Л. 11.

18. Там же. Л. 14 (письмо А.Я. Вышинскому от 21 февраля 1945 г.).

19. Там же. Л. 63 (письмо А.Я. Вышинскому от 20 августа 1945 г.).
13 «Меморандум Финкельштейна» – свидетельство заинтересованного современника об изменениях в советско-американских отношениях, которые происходили в конце Второй мировой войны. Финли и как современник и участник событий, и как профессиональный историк смог определить важнейший поворотный момент, можно сказать, точку невозврата не только в распределении американской гуманитарной помощи, но и в американо-советских отношениях. К осени 1944 г. исход войны стал очевиден. На первый план выходило не сотрудничество, а соперничество держав-победительниц. Гуманитарная помощь стала важнейшим инструментом внешней политики. США с их мощнейшей и не пострадавшей от войны экономикой могли использовать этот инструмент в полной мере20. Политические предпочтения историка в 1944 г. были очевидны: член компартии США и убежденный антифашист Мозес Финли выступал за максимальную поддержку Советского Союза как главного и решающего участника войны с нацистской Германией.
20. Porter S.N. Humanitarian Diplomacy after World War II: The United Nations Relief and Rehabilitation Administration // Foreign Policy Breakthroughs: Cases in Successful Diplomacy / Eds. R. Hutchings, J. Suri. New York, 2015. P. 21–46.
14 Перевод с английского
15

МЕМОРАНДУМ

Исполнительного секретаря Еврейского комитета

Рашен Уор Релиф21 Финкельштейна

об организации «Национальный военный фонд»

21. Russian War Relief – «Помощь России в войне», сокращение в советских официальных документах: РУР.
16 1. Национальный военный фонд наряду со своей историей имеет и предысторию. В течение многих лет в стране существовала тенденция – объединить сборы средств на общественные мероприятия, такие как финансирование госпиталей, детских домов, учреждений по улучшению быта и т. п., в одну ежегодную кампанию, обычно называемую общественным сбором. Такие сборы имеют три задачи: 1) предохранить жертвователей от необоснованных вымогательств; 2) снизить стоимость проведения сборов и 3) ограничить время сбора средств коротким периодом в году. Как только появились организации помощи военного времени, развилась тенденция объединять их в разных городах с организациями общественных сборов и сборов помощи военного времени. В течение всего 1942 г. такие организации создавались в одном городе за другим. РУР, подобно другим организациям помощи иностранным государствам, договаривался с каждой такой организацией отдельно о работе, всегда при условии, что РУР прекращает независимые сборы средств в данном районе. (Случайно в гор. Нью-Йорке не существует общественного сбора.)
17 В начале 1943 г. появилась идея создания Национального военного фонда. Эта идея исходила из группы руководителей крупнейших банков и корпораций, которые хотели избежать надобности давать деньги большому числу отдельных организаций. Естественно, они получили благословение от Центрального управления военной помощи Президента, возглавляемого братом сенатора Тафта22. После нескольких месяцев переговоров и нажима Уинтропом Олдрич[ем]23 из Чейз Нашенел Банк и был создан Национальный военный фонд24 не как федерация или совет представителей различных организаций помощи военного времени, а как сверх корпорация, подчиненная интересам Рокфеллера Чейза25. 16 организаций помощи иностранным государствам стали тогда «организациями-членами» по контракту. Главными условиями контракта были: 1) НВФ будет вручать каждой организации-члену определенную сумму ежемесячно (если деньги будут); 2) каждая организация-член должна прекратить самостоятельные сборы денег; 3) организациям-членам разрешается продолжать собирать вещи и продукты26. Вероятно, что основные работники, возглавляющие НВФ, пришли из фирм Джон Прайс Джонс27, наиболее значительной и наиболее реакционной корпоративной общественной организации в стране.
22. Роберт Альфонсо Тафт – сторонник изоляционизма; его младший брат Чарльз Фелпс Тафт в годы Второй мировой войны возглавлял экономический отдел Госдепартамента США.

23. Winthrop W. Aldrich (1885–1974) – американский банкир, с 1930 по 1953 г. президент банка «Чейз Нэшнал» (Chase National Bank), в 1953–1957 гг. американский посол в Великобритании; во время войны возглавлял Национальный военный фонд.

24. National War Fund, inc.

25. Семья Рокфеллеров была связана с крупнейшим банком «Чейз Манхэттен» (Chase Manhattan Bank), который впоследствии возглавлял Дэвид Рокфеллер.

26. В том числе так называемые «чрезвычайные наборы для домохозяйств».

27. «Джон Прайс Джоунс» (John Price Jones Company) – основанная в 1917 г. компания, специализировавшаяся на сборе пожертвований; она развернула активную деятельность в середине ХХ в.
18 Первая кампания НВФ была проведена осенью 1943 г. или независимо, как в Нью-Йорке, или, как фактически было во всех других городах, через местные военные сборы. Вторая кампания начнется 1 октября этого года28. Кампания будет длиться от одной недели до двух месяцев, в зависимости от величины города, главным образом. С тех пор как основные 16 организаций подписали контракт с НВФ, в него вступило небольшое число новых организаций с получением свидетельства Центрального управления военной помощи Президента, например: Италиан Уор Релиф, Литвениан Уор Релиф29.
28. 1944 г.

29. Очевидно негативное отношение автора меморандума к враждебным СССР эмигрантским организациям, в частности, литовским.
19 2. Задачей НВФ является якобы обеспечение максимальной эффективности сбора средств для помощи военного времени через единую организацию. Три факта показывают его истинное назначение:
20 1) Ежегодный план сборов НВФ устанавливается не в соответствии с требуемой помощью, а в соответствии с тем, сколько можно собрать без труда. Другими словами, задача НВФ защитить крупных жертвователей, а не получающих помощь.
21 2) Квота для кампании этого года 115 млн долларов, т.е. на 10.100.000 долларов меньше, чем в прошлом году, несмотря на то, что каждая отдельная организация просит больше.
22 3) Лозунгом прошлогодней кампании было «Дай один раз для всех» – не в смысле единства, а в смысле – дай один раз, и никто не будет беспокоить тебя весь год.
23 Определение суммы, которую получит каждая организация-член НВФ устанавливается до начала кампании бюджетным комитетом НВФ. Он получает детальные бюджеты от каждой организации, покрывающие не только закупки для помощи, но также и административные расходы, собирает совещания, которые довольно нелепы, и тогда определяет получаемую сумму. Случайно ЮСО30 по своему контракту с НВФ получила право представлять бюджет без просмотра. Другими словами, они получают столько, сколько просят.
30. The United Service Organization (USO) – неправительственная организация, обеспечивающая американских военных и их семьи развлечениями, партнер министерства обороны США. Существует с 1941 г.
24 На бумаге прошлогодняя кампания НВФ выполнила свою квоту в 125 млн долларов. Из этой суммы было отпущено только для ЮСО свыше 50 млн долларов, для РУР – 9 млн. В действительности, РУР получила значительно меньше, хотя я не знаю точной цифры. Для этого имеются три причины: 1) значительный процент обещанного еще не выполнен; 2) были выплачены суммы новым организациям, которые не входили в число первых 16; 3) имеются какие-то неясные для меня махинации в бухгалтерии.
25 За предстоящую кампанию РУР представила бюджетный запрос на 15 млн долларов, но после упорной борьбы комитет утвердил 8,5 млн долларов. В действительности даже эта цифра обманчива, так как НВФ сохраняет право пересматривать бюджет каждые три месяца. Исходя из его общей установки, любое изменение бюджета РУР может быть только в сторону снижения.
26 3. РУР извлек лишь одну выгоду из своего сотрудничества с НВФ – ту, что кампания НВФ довела обращение РУР до многих районов, в которые РУР не была в состоянии проникнуть ранее. В связи с этим РУР привлекла довольно значительное число лиц через НВФ.
27 Со всех других сторон отношения между РУР и НВФ всегда были плохими и делаются все хуже. Первоначальный контракт был очень плохим для РУР и это может быть объяснено только неопытностью тогдашнего директора РУР и тем, что большинство членов правления РУР не сумело рассмотреть сущность НВФ за его внешностью. РУР имеет три основных противоречия с НВФ: 1) размер отпускаемых РУР средств и по абсолютной величине, и по сравнению с суммами, отпускаемыми другим организациям; 2) невероятно слабый характер лозунгов кампаний НВФ; 3) постоянные попытки НВФ вмешаться, на деле помешать, кампаниям РУР по сбору вещей и продуктов31.
31. В оригинале все три пункта подчеркнуты.
28 За прошедший год, со сменой исполнительного директора и непрекращающимися конфликтами, правление РУР единодушно приготовилось бороться с НВФ до конца. В прошлом месяце мистер Картер32 послал резкое официальное письмо в НВФ с предупреждением о разрыве контракта с 31 декабря 1944 г. Эти действия, как и текст самого письма, получили единодушное одобрение исполнительного комитета РУР. Совсем не обязательно, что это должно привести к разрыву с НВФ, но это, по крайней мере, даст подписание нового контракта, дающего РУР больше прав и выгоды.
32. Эдвард Кларк Картер (Edward Clark Carter, 1878–1954) – общественный деятель США, организатор помощи СССР и Китаю в годы Второй мировой войны, возглавлял «Помощь России в войне».
29 4. После всего сказанного мало что нужно говорить о политических тенденциях НВФ. Несколько отдельных фактов, однако, помогут яснее осветить картину: 1) Литература НВФ, предназначенная для кампаний, почти исключительно гуманитарная, а не антифашистская. Никогда не делалось никаких попыток представить идею Объединенных Наций. 2) Щедрость НВФ к литовскому и польскому комитетам военной помощи и одной-двум другим организациям, которые не имеют никакого отношения к помощи. 3) Пытаясь урезать средства, отпускаемые для РУР, НВФ делал определенную попытку передать 7,5 млн долларов из бюджета РУР на ленд-лиз.
30 Перевел (подпись) Е. Перфильев

References

1. Karpyuk S.G. Mozes Finli: dokumenty iz moskovskikh arkhivov. Beseda Finli s 3-m sekretarem sovetskogo posol'stva A.A. Ermolaevym [Moses Finley: Documents from Moscow archives] // Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History]. 2018. Vol. 78. № 1. P. 113–121. (In Russ.)

2. Karpyuk S.G. Perepiska Mozesa Finli s sovetskimi diplomatami, dekabr' 1942 – avgust 1943 g. [Moses Finley's correspondence with Soviet diplomats, December 1942 – August 1943] // Mnemon. Issledovaniia i publikatsii po istorii antichnogo mira [Mnemon. Research and publications on the history of the ancient world]. 2018. Vol. 18. № 2. P. 283–292. (In Russ.)

3. Kazakevich (Grace) E. M.I. Finley: a Note on His Life and Work // Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History]. 2016. Vol. 76. № 3. Р. 780–784. (In Russ.)

4. Poznyakov V.V. Amerikanskaia gumanitarnaia pomoshch' sovetskomu narodu (1941–1945) [American Humanitarian Relief to the Soviet People (1941–1945)] // Amerikanskii ezhegodnik [American Yearbook]. 1991. Moscow, 1992. P. 38–56. (In Russ.)

5. Vasin A.N., Velembovskaya K.M. Komitet “Pomoshch' Rossii v voine”. Amerikanskaia gumanitarnaia pomoshch' SSSR v gody Velikoi Otechestvennoi voiny [“Russian War Relief”: American Humanitarian Relief to the USSR in the Years of Great Patriotic War] // Novaia i noveishaia istoriia [Modern and Contemporary History]. 2013. № 4. P. 84–99. (In Russ.)

6. Zharkov I.A. M. Finli i sovetskaia istoriografiia antichnoi istorii [Finley and the Soviet Historiography of Antiquity]. Irkutsk, 2008. (In Russ.)

7. Carter E.C. Russian War Relief // Slavonic and East European Review. American Series. 1944. Vol. 3. № 2. P. 61–74.

8. Finley M. Empire in the Greco-Roman World // Greece and Rome. 1975. Vol. 25. P 1–15.

9. Green K. Technological Innovation and Economic Progress in Ancient World // Economic History Review. 2000. Vol. 53. № 1. P. 29–59.

10. Moses Finley and Politics / Ed. W.V. Harris. Leiden – Boston, 2013.

11. Naiden F.S. Finley’s War Years // American Journal of Philology. 2014. Vol. 135. № 2. P. 243–266.

12. Naiden F.S. Moses Finley’s Communist Party Membership // American Journal of Philology. 2017. Vol. 138. № 4. P. 739–742.

13. Porter S.N. Humanitarian Diplomacy after World War II: The United Nations Relief and Rehabilitation Administration // Foreign Policy Breakthroughs: Cases in Successful Diplomacy / Eds. R. Hutchings, J. Suri. New York, 2015. P. 21–46.

14. Tompkins D.P. Moses Finkelstein and the American Scene // Moses Finley and Politics / Ed. W.V. Harris. Leiden, 2013. P. 5–30.

15. Tompkins D.P. The Making of Moses Finley // M.I. Finley: An Ancient Historian and His Impact / Eds. D. Jew, R. Osborne, M. Scott. Cambridge, 2016. P. 13–30.

Comments

No posts found

Write a review
Translate