ВЗАИМОСВЯЗЬ КРЕАТИВНОСТИ И ВАРИАТИВНОСТИ
ВЗАИМОСВЯЗЬ КРЕАТИВНОСТИ И ВАРИАТИВНОСТИ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000616-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Проведен анализ вариативности в качестве ключевой характеристики креативности. Вариативность показана как сквозная особенность креативного мышления и тесно связанных с ним когнитивных конструктов, таких как ассоциации, образование понятий, внимание. Изучена связь между вариативностью, дивергентным мышлением, творческим потенциалом, креативной продуктивностью личности. Изложены теории, способствующие открытию общих источников вариативного характера креативности. Намечаются перспективы и ближайшие задачи теоретических и эмпирических исследований креативности в связи с вариативностью.
Ключевые слова
креативность, вариативность, дивергентное мышление, ассоциации, формирование понятий, внимание, креативная личность, продукты креативности.
Классификатор
Дата публикации
01.03.2014
Всего подписок
1
Всего просмотров
750
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. (ред.). Социологический словарь М.: Экономика, 2004.
  2. Аверина И.С., Щебланова Е.И. Вербальный тест творческого мышления “Необычное использование”. М.: Соборъ, 1996.
  3. Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. Психометрическая интерпретация творчества. Научный вклад Дж. Гилфорда. М.: МГППУ, 2011.  
  4. Гиляров М.С., Баев А.А. Биологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.Г. Винберг. М.: Советская энциклопедия, 1989.
  5. Голицын Г.А. Информация и творчество: на пути к интегральной культуре. М.: Русский мир, 1997.
  6. Голицын Г.А., Петров В.М. Социальная и культурная динамика: долговременные тенденции (информационный подход). М.: КомКнига, 2005.
  7. Дорфман Л.Я. Концепция метаиндивидуального мира: современное состояние // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т. 3. № 3.С. 3-34.
  8. Дорфман Л.Я. Вариативность перцептивного внимания как фактор креативного мышления и психометрического интеллекта // Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика:Материалы VII Международной конференции. В 2 томах / Под ред. Л.И. Ларионовой. Иркутск: Восточно-Сибирская государственная академия образования, 2011. Т. 1. С. 226-248
  9. Дорфман Л.Я. Креативное мышление и внимание // Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / Под ред.Д.В. Ушакова. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2011. С. 205-246.  
  10. Дорфман Л.Я., Гасимова В.А. Особенности скорости обработки информации в связи с креативныммышлением // Социально-педагогические, психологические и философские аспекты формирования личности в культуре современной России /Под ред. Л.Ф. Баяновой, Ю.И. Юрички. Бирск:Бирская государственная социально-педагогическая академия, 2006. С. 43-48.
  11. Дорфман Л.Я., Гасимова В.А. Внимание как опосредующий фактор креативного мышления в процессе переработки информации // Сибирский психологический журнал. 2008. № 28. С. 11-15.
  12. Мажуль Л.А., Петров В.М. Оригинальность творчества: феномен "rara avis" в живописи (Опыт количественного анализа) // Психология творчества: наследие Я.А. Пономарева и современные исследования / Под науч. ред. Л.Я. Дорфмана,Д.В. Ушакова. Пермь: Пермский гос. ин-т искусства и культуры; М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2010. С. 297-300.
  13. Петров В.М. Социальная и культурная динамика:быстротекущие процессы (информационный подход). СПб.: Алетейя, 2008.
  14. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса (вместо введения) // Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я. А. Пономарева. М.:Наука, 1983. С. 3-26.
  15. Пономарев Я.А. Перспективы развития психологии творчества // Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д. В. Ушакова. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2006. С. 145-276.
  16. Ушаков Д.В. Творчество и "дарвиновский" способ его описания // Психологический журнал. 2000.Т. 20. № 3. С. 103-110.
  17. Ушаков Д.В. Языки психологии творчества: Яков Александрович Пономарев и его научная школа //Психология творчества: школа Я.А. Пономарева /Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2006. С. 19-142.
  18. Ушаков Д.В. Введение // Любарт Т., Муширу К.,Торджман С., Зенасни Ф. и др. Психология креативности. М.: Когито-Центр, 2009. С. 7-12.
  19. Ansburg P.I., Hill K. Creative and analytic thinkers differ in their use of attentional resources // Personality and Individual Differences. 2003. №. 34. P. 1141.1152.
  20. Beghetto R.A., Kaufman J.C., Baxter J. Answering the unexpected questions: Exploring the relationship between students' creative self-effi cacy and teacher ratings of сreativity // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2011. № 5(4). P. 342.349.
  21. Campbell D.T. Blind variation and selective retention in creative thought as in other knowledge processes // Psychological Review. 1960. №. 67. P. 380-400.
  22. Csikszentmihalyi M. Creativity. Flow and the psychology of discovery and invention. New York: HarperPerennial, 1997.
  23. Dorfman L. A metaindividual model of creativity // New directions in aesthetics, creativity, and the arts / Eds. P. Locher, C. Martindale, L. Dorfman. New York: Baywood Publishing Co, 2005. P. 105-122.
  24. Dorfman L., Martindale C., Gassimova V., Vartanian O. Creativity and speed of information processing: A double dissociation involving elementary versus inhibitory cognitive tasks // Personality and Individual Differences. 2008. № 44. P. 1382-1390.
  25. Eysenck H.J. Genius: The natural history of creativity. Cambridge: Cambridge University Press, 1995.
  26. Feist G.J. The infl uence of personality on artistic and scientifi c creativity // Handbook of Creativity / Ed. R.J. Sternberg. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. P. 273.296.
  27. Furnham A., Crump J., Batey M., Chamorro-Premuzic T. Personality and ability predictors of the "Consequences" Test of divergent thinking in a large non-student sample // Personality and Individual Differences. 2009. № 46. P. 536-540.
  28. Gough H.G. Studying creativity by means of word association tests // Journal of Applied Psychology. 1976. № 61. P. 348-353.
  29. Guilford J.P. The nature of human intelligence. New York: McGraw-Hill, 1967.
  30. Kasof J. Creativity and breadth of attention // Creativity Research Journal. 1997. V. 10. №. 4. P. 303-315.
  31. Martindale C. The clockwork muse: The predictability of artistic styles. New York: Basic Books, 1990.
  32. Martindale C. Creativity and connectionism // The Creative cognition approach / Eds. S. Smith, T. Ward,R. Finke. Cambridge: MIT Press, 1995. P. 249-268.
  33. Martindale C. Creativity, attention, and cognitive disinhibition// La psicologia delle arti oggi / Ed. R. Tomassoni.Milano: Angeli, 2002. P. 89-99.
  34. Martindale C. Creativity, primordial cognition, and personality // Personality and Individual Differences.2007. №. 43. P. 1777.1785.
  35. Mednick S.A. The associative basis of the creative process // Psychological Review. 1962. №. 69.P. 220-232.
  36. Mendelsohn G.A. Associative and attentional processes in creative performance // Journal of Personality.1976. № 44. P. 341.369.
  37. Mumford M.D., Vessey W.B., Barrett J.D. Commentary:Measuring divergent thinking: Is there really one solution to the problem? // Psychology of Aesthetics,Creativity, and the Arts. 2008. № 2(2). P. 86.88.
  38. Rothenberg A. Janusian process // Encyclopedia of creativity / Eds. M.A. Runco, S.R. Pritzker. San Diego: Academic Press. 1999. № 2. P. 103-108.
  39. Runco M.A. Divergent thinking // Encyclopedia of creativity / Eds. M.A. Runco and S.R. Pritzker. San Diego: Academic Press. 1999. № 1. P. 577-582.
  40. Runco M.A. Commentary: Divergent thinking is not synonymous with creativity // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2008. № 2(2). Р. 93.96.
  41. Runco M.A., Acar S. Do tests of divergent thinking have an experiential bias? // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2010. № 4(3). Р. 144.148.
  42. Silvia P.J., Winterstein B.P., Willse J.T. et al. Assessing creativity with divergent thinking tasks: Exploring the reliability and validity of new subjective scoring methods // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2008. № 2(2). Р. 68-85.
  43. Simonton D.K. Creativity and discovery as blind variation: Campbell's (1960) BVSR model after the halfcentury mark // Review of General Psychology. 2011. № 15(2). Р. 158.174.
  44. Staw B.M. An evolutionary approach to creativity and innovations // Innovation and creativity at work: Psychological and organizational strategies /Eds. M.A. West, J.L. Farr. New York: Wiley, 1990.Р. 287-308.
  45. Vartanian O. Variable attention facilitates creative problem solving // Psychology of Aesthetics, Creativity, andthe Arts. 2009. № 3. P. 57-59.
  46. Vartanian O., Martindale C., Kwiatkowski J. Creative potential, attention, and speed of information processing // Personality and Individual Differences. 2007. №. 43. P. 1470-1480.
  47. Wilson R.C, Guilford J.P., Christensen P.R., Lewis D.J. A factor-analytic study of creative-thinking abilities // Psychometrika. 1954. № 19. Р. 297-311.
  48. Zabelina D.L., Robinson M.D. Creativity as fl exible cognitive control // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2010. № 4. Р. 136-143.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести