New Dedicatory Inscription of King Aspourgos from Gorgippia
Table of contents
Share
QR
Metrics
New Dedicatory Inscription of King Aspourgos from Gorgippia
Annotation
PII
S032103910001278-8-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Natalya Zavoykina 
Affiliation: Institute of Archaeology RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Vladimir Konstantinov
Affiliation: Independent Researcher
Address: Russian Federation, Krasnodar Region
Andrey Novichikhin
Affiliation: Anapa Archaeological Museum
Address: Russian Federation, Krasnodar Region
Pages
680-692
Abstract

In 2013 a marble base with а dedicatory inscription to Hermes and Herakles, found by chance on the territory of Anapa, was given to the Anapa Archaeological museum. The inscription says that king Aspourgos, son of king Asandrochos, made the dedication when Daseis, son of Greipos, was the gymnasiarches, in the year 303 of the Bosporan era (=AD 6/7). The dedication is the earliest inscription mentioning king Aspourgos.

Keywords
epigraphy, the Bosporan kingdom, Gorgippia, king Aspourgos
Received
03.10.2018
Date of publication
11.10.2018
Number of purchasers
10
Views
753
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 В 2013 г. в Анапский археологический музей краеведом В.А. Константиновым был передан мраморный постамент с греческой надписью. Он был обнаружен одним из жителей станицы Анапской среди камней, появившихся в ходе демонтажа старого дома на ул. Терской в Анапе, на участке между ул. Ленина и Черноморской. Очевидно, что памятник происходит с территории городища Горгиппия, южная граница которого проходит в 200 м от места расположения постройки, в кладке которой он был вторично использован.
2 Постамент (инвентарный номер КМ 13449/1; рис. 1) представляет собой прямоугольный каменный блок, верхние и нижние края которого были оформлены профилированными валиками, в настоящее время сбитыми везде, кроме верхнего края лицевой стороны и нижнего края левой боковой (рис. 2). Его покрывают многочисленные сколы, почти полностью утрачены правая сторона – здесь едва различим небольшой участок боковой поверхности. Сохранившиеся размеры постамента: ширина – 35 см, высота – 24,5 см, толщина – 30 см. На верхней плоскости имеется прямоугольное углубление размерами 18 × 13,5 см и глубиной 2,5 см для крепления основания скульптуры (рис. 3).
3

Рис. 1. Мраморный постамент из Горгиппии. Вид сбоку

4

Рис. 2. Мраморный постамент из Горгиппии. Вид сверху

5

Рис. 3. Мраморный постамент с посвящением Аспурга из Горгиппии

6 Шесть строк надписи, вырезанные на фронтальной стороне постамента, сохранилась удовлетворительно (см. рис. 1). Повреждены начало 1-й строки, окончания 1-й, 2-й, 4-й и 6-й строк. Поверхность надписи покрыта мелкими выщербинами, образовавшимися в результате агрессивного воздействия на мрамор известкового строительного раствора кладки, в которую постамент был помещен. Эти мелкие повреждения несколько искажают облик отдельных букв. При направленном боковом освещении практически все буквы читаются отчетливо. Расстояние между строк – 0,7 – 1 см. Высота букв – 1,3 – 1,6 см.
7 Надпись выглядит следующим образом:
8

βασιλεὺς Ἀσποῦργο[ς], 

9

φιλορώμαιος, ὁ ἐκ βασιλέ[ως] 

10

μεγάλου Ἀσανδρόχου, 

11

ἀνέθηκεν Ἑρμῆι καὶ Ἡρακ[λεῖ] 

12

5 γυμνασιαρχοῦντος

13

Δάσει Γρείπου ἐν τῶι ΓΤ΄ ἔ[τει].

14 Перевод: Царь Аспург, друг римлян, (происходящий) от великого царя Асандроха, посвятил Гермесу и Гераклу при гимнасиархе Дасии, сыне Γрипа, в 303 году.
15 Посвящение сделано царем Аспургом. Особый интерес представляет дата установки постамента, вырезанная в конце 6 стк. Неоднократный осмотр постамента показал, что на камне после артикля τῶι вырезана гамма (рис. 1, 2)1. Вертикальная гаста гаммы повреждена тонкой косой выбоиной, которая тянется от верхнего правого угла буквы, а внизу ее пересекает почти прямая выщерблина, идущая от нижнего основания йоты. После гаммы вырезана тау, далее около скола сохранился эпсилон2. С правой стороны скол уничтожил 2,8 см, т.е. расстояние не более чем для трех букв. Сохранившиеся литеры дают основание для вывода, что новая надпись завершалась стандартной датировочной формулой: ἐν τῷ + цифра года + ἔτει (ср. CIRB 33; 39; 44)3. Итак, в 6 стк. читается: …ἐν τῶι ΓΤ΄ ἔ[τει], в 303 г. б. э. (= 6/7 г.4). Тем самым посвящение из Горгиппии содержит наиболее раннюю документально засвидетельствованную дату начала царствования Аспурга5. До сих пор не было надежных данных о том, кто правил Боспором в период между 9/8 г. до н.э. – 13 г. Высказывались две версии относительно времени прихода Аспурга к власти. Первая сводится к предположению, что это событие случилось около 10 г., и Аспург некоторое время правил Боспором как архонт6; согласно второй – Аспург пришел к власти еще в 8 г. до н.э. и наследовал царский титул от своего отца, Асандра (Luc. Macr. 17)7.
1. Ср. начертание гаммы в начале стк. 5 (рис. 1).

2. Края горизонтальных гаст буквы уничтожены сколом.

3. Эта формула могла расширяться за счет добавления указания названия месяца и дня установки надписи, ср. письма Аспурга, А. 11, В. 6 (Heinen 1999, 141–142; 2000, 289); CIRB 4416, 505–6, 5314–15, 111510–11 etc.

4. Годы нашей эры приводятся без сокращения «н.э.».

5. Список датированных надписей времени правления Аспурга приведен в Табл. 1.

6. Blavatskaya 1965, 203; Frolova 1997, 67.

7. Saprykin 2002a, 207–211; 2002b, 146–153.
16 Титул φιλορώμαιος засвидетельствован во всех боспорских надписях с именем Аспурга (CIRB 39, 40, 985, письма Аспурга горгиппийцем8, посвящение из Фанагории9). Он стал постоянным элементом в титулатуре боспорских царей начиная с правлений Фарнака (App. Mithr. 113; Dio Cass. XXXVII. 14. 2) и Асандра (CIRB 30). Этот титул свидетельствует о союзнических отношениях боспорских правителей с Римом, которые строились на основе договора о дружбе10. Принято считать, что в результате поездки в Рим осенью 14 г. – начале 15 г. Аспург после смерти Августа, получил от Тиберия подтверждение своего царского титула и возобновил с новым императором договор о дружбе с Римом11. Как известно, поездка Аспурга к римскому императору упомянута в его письмах горгиппийцам, датирующихся 15 или 16 г.12, а с 14 г. на Боспоре чеканятся золотые статеры с легендой ΒΑΡ, которую традиционно рассматривают как царскую монограмму Аспурга13.
8. Blavatskaya 1965, 198.

9. Kuznetsov 2006, 156–161.

10. Nadel 1948, 212; Boltunova 1954, 173; Funk 1992, 82–87; Heinen 1998, 354; Saprykin 2002b, 24; Panov 2008, 101–102, 213, 223.

11. Blavatskaya 1965, 203–205; Tsvetaeva 1979, 9–12; Yaylenko 1990, 172; Heinen 1999, 137; 2000, 283; Saprykin 2002b, 149, 156–158; Zubar’, Rusyaeva 2004, 155–156; Panov 2008, 223.

12. Heinen 1998, 340–361; 2000, 282–284.

13. Zograf 1951, 196; Frolova 1997, 68–70; Heinen 1998, 358–359; Saprykin 2002b, 156. Эта монограмма не имеет однозначной расшифровки. Традиционно вслед за П.О. Бурачковым ее раскрывают как: βα(σιλέως) Ῥ(ησκουπόριδος) (Frolova 1997, 66–67; Zavoykina 2016, 160–166, обобщена литература по проблеме). Имеющиеся эпиграфические источники показывают, что Аспург никогда не принимал тронного имени Рескупорид (см. Табл. 1).
17 В публикуемой надписи в третий раз встречается указание на происхождение Аспурга от царя Асандроха – ὁ ἐκ βασιλέως Ἀσανδρόχου (CIRB 40; посвящение Аспурга Афродите из Фанагории14). Она еще раз подтверждает факт, что Аспург был сыном царя Асандроха и легитимным правителем Боспорского государства. Отсутствие информативных и надежных источников породило дискуссию о происхождении Аспурга и обстоятельствах его появления во главе царства. Существуют две основных гипотезы. Сторонники первой полагают, что Аспург приходился сыном Асандру и Динамии, он законный наследник и правитель Боспора, а имя Асандр – это греческий вариант варварского имени Асандрох15. Сторонники второй думают, что Аспург – родоначальник новой династии на боспорском престоле. Он – сын царя Асандроха, и, возможно, неизвестной ближе дочери Митридата Евпатора, пришел к власти ок. 8 г. до н.э. после смерти Полемона I16. Титул ὁ βασιλεὺς μέγας, которым Аспург наделяет своего отца Асандроха, имеет в основе ирано-ахеменидские корни и представляет собой сокращенный вариант титула ὁ βασιλεὺς βασιλέων μέγας, который носили Митридат Евпатор, его сын Фарнак, армянский царь Тигран Великий17. Титул «великий царь» являлся частью официальной царской титулатуры боспорских владык, начиная с Митридата Евпатора, и означает политическое господство над обширными территориями с вассальными правителями.
14. Kuznetsov 2006, 156–161.

15. Latyshev 1909, 106; Gaydukevich 1949, 539; Shelov 1956, 154; Sokol’skiy 1976, 107; Blavatskiy 1985, 243; Saprykin 2002b, 130–139; Kuznetsov 2006, 156–158; Zavoykina 2013, 142; Ivantchik 2014, 170–171 и др.

16. Golubtsova 1951, 116–118; Yaylenko 1990, 165–166; Vinogradov 1994, 153; Zubar’, Rusyaeva 2004, 155–156; Panov 2008, 221–222 и др. Одним из аргументов сторонников версии об Аспурге как родоначальнике новой династии боспорских царей служит мнение, что Асандр ввиду своего весьма преклонного возраста не мог быть отцом Аспурга. Впрочем, Динамию некоторые исследователи рассматривают как жену Аспурга или его бабку (Vinogradov 1994, 153, прим. 12).

17. Yaylenko 1987, 183–187; 1990, 185, 220; Saprykin 1997, 89–94; 2002b, 30–31, 86–87.
18

В стк. 4 утрачено окончание в имени Геракла. Лакуна после каппы имеет в длину 3 см. Расстояние между буквами около 0,5 см. Ширина лямбды – 1,5 см; эпсилона – 1 см; йоты – 0,3 см. Cледовательно, скол уничтожил не более трех букв, поэтому восстанавливаем dat. sg. Ἡρακ[λεῖ]. Посвящение Гераклу встречается в двух боспорских надписях: посвящении IV в. до н.э. из Пантикапея (CIRB 16) и посвятительной надписи III вв. до н.э. с азиатской стороны Боспора (CIRB 1036). Также имя этого античного героя упоминается в ряде посвятительных граффити VI–IV вв. до н.э. из Нимфея и Пантикапея18. Гермес и Геракл известны в качестве покровителей палестры и гимнасия19. Об этом свидетельствуют многочисленные надписи из разных областей античного мира, посвященные этим божествам20. В списке победителей в спортивных соревнованиях первой половины III в. до н.э. из Горгиппии упоминается праздник Гермеса, Гермеи (CIRB 1137. II1)21. Очевидно, что они проводились в городском гимнасии22. Не исключено, что именно в нем Аспург поставил статуи Гермеса и Геракла. О Геракле – покровителе гимнасиев на Боспоре прежде не было известно, хотя он почитался здесь по крайней мере с V в. до н.э.23 Установление боспорским царем в горгиппийском гимнасии вотивной статуи осуществлено в русле общеэллинской традиции24, которое можно рассматривать как один из актов проявления того «благосклонного расположения» (εὐεργετικῶς διακείμενος) к жителям этого города, которое Аспург манифестировал в письмах полису горгиппийцев25. В эллинистическое и римское время правители нередко выделяли средства на содержание гимнасиев26. Что касается указания имени гимнасиарха, то оно нередко фигурирует в посвятительных надписях, установленных в гимнасии27.

18. Tolstoy 1953, № 111, 119, 162, 171, 178; Yaylenko 2006, 392–394.

19. Nilsson 1906, 393; Curty 2015, 249–253.

20. IG VII 2712; SEG 50, 572; IG XII.5 290, 484, 911; IK Sestos 1; Bean, Cook 1955, 100–101, № 9, 11; Forrest 1966, 206. О почитании Гермеса и Геракла в гимнасиях эллинистического времени см. Curty 2015, 249–256.

21. Этот вид праздничных состязаний не раз упоминается в надписях: Делос (Syll.3 72110, конец II в. до н.э.); Траллы (Syll.3 1060, 1062, IV–III и II–I вв. до н.э.); Самос (Syll.3 1061, II в. до н.э.).

22. О функционировании и роли гимнасия в греческих городах см. Delorme 1960; Wacker 1996, 79–121.

23. Tolstoy 1953, № 111. О культе Геракла по письменным источникам и вазописи см. Stafford 2010, 228–244; в городах Боспора: Rusyaeva 2005, 454–459; Shaub 2007, 336–339.

24. Solomonik 1989, 48; Curty 2015, 249–256.

25. Blavatskaya 1965, 198, 200 (письмо A. 4); Heinen 1999, 141, Brief A. 4; 2000, 289 (письмо A. 4).

26. Так, надпись из Хиоса сообщает, что царь Аттал I оплатил отопление гимнасия в этом городе Laum 1964, 2, 71–73, № 62. II. 2–6 (239–236 до н.э.). В почетной надписи на базе статуи Савромата I или его сына Котиса II из Фанагории упоминаются какие-то мероприятия, которые царь провел в связи с благоустройством городского гимнасия (CIRB 983; Yaylenko 1987, 83–84, № 135).

27. См. надписи начала I в. до н.э. с Делоса (IDelos 1929: Verdejo Manchado, Antela-Bernardez 2013, 134) и середины I в. н.э. из Эфеса (Robert, Robert 1966, 421, № 367).
19 В Северном Причерноморье существование гимнасиев и гимнасиархов засвидетельствовано эпиграфическими памятниками. Из них следует, что исполнение должности гимнасиарха осуществлялось видными общественными и политическими деятелями28. В Ольвии известны гимнасиархи Никодром, сын Дионисия, и Феокл, сын Сатира. Первый в середине III в. до н.э. установил в гимнасии статую своего сына Дионисия, победившего в соревновании на празднике Гермей, посвятив ее Гераклу и Гермесу29. Второй, четырежды избиравшийся согражданами на должность первого архонта и исполнявший ряд других должностей, будучи гимнасиархом, построил гимнасий, в котором после смерти было установлено его изображение30. В Херсонесе в III в. до н.э. гимнасиархом избирался Агасикл, сын Ктесия, которому народ воздвиг статую, перечислив в надписи на постаменте все его заслуги и должности31. Во II в. н.э. должность херсонесского гимнасиарха исполнял Демотел, сын Феофила, посвятивший Гермесу гимн, высеченный на мраморной плите32. В надписях боспорских городов звание гимнасиарха до сих пор встречалось только в списках членов правления религиозно-возрастных сообществ Пантикапея и Танаиса33. В этих сообществах гимнасиарх отвечал за организацию и физическую подготовку фиасотов. Существование этой должности в Горгиппии до настоящего времени было известно по единственному упоминанию гимнасиарха Фарнакиона в списке имен горгиппийцев середины – второй половины II в. н.э. (CIRB 1140)34.
28. Solomonik 1967, 72, 73; 1989, 48; Skrzhinskaya 2000, 76.

29. IOSPE I² 186; Skrzhinskaya 2000, 76, 153.

30. IOSPE I², 40; Skrzhinskaya 2000, 76.

31. IOSPE I², 438; Solomonik 1990, 17, № 7.

32. IOSPE I², 436; Solomonik 1990, 63, № 54.

33. Zavoykina 2013, 42–43, 62 сл., 102–116.

34. На основании упоминания звания гимнасиарха В.В. Латышев относил эту надпись к актам синодов (сomm. ad CIRB 1140). Такая интерпретация выглядит маловероятной, поскольку в известных надписях частных сообществ боспорских городов звание гимнасиарха упоминается среди списка членов правления, но не в середине списков имен граждан.
20 Имя гимнасиарха Дасий (Δάσεις) зафиксировано на Боспоре дважды в качестве патронимика: Τειμόθεος Δάσειος (CIRB 1057, Гермонасса, вторая половина I – первая половина II в. н.э.) и Κάλλιστος Δάσ[σει] (CIRB 1145, 4–5, Горгиппия, вторая половина II в. н.э.). В горгипийском посвящении Аспурга обращает внимание форма gen. sg. Δάσει. Подобная форма генетива на -ει отмечается в личных мужских именах на -εις в боспорских надписях I–II в. н.э.: Γάστει (CIRB 558, 715, 11358, 114017, 125917), Πάτει (CIRB 772, 811, 124220)35. По всей видимости, личное имя Δάσεις представляет собой местный, боспорский вариант, имени Δάσιος или Δασις36. Имя Δάσιος отмечено надписями в Дакии (LGPN 3a), Мигдонии, Фракии (LGPN IV), Южной Италии (Кумы; Апулия: LGPN 3a). Антропоним Δασις встречается в Киликии37. Имя отца горгиппийского гимнасирха – Γρείπος (resp. Γρῖπος) не фиксировалось на Боспоре и вообще в Причерноморье до настоящего времени. Регион его использования ограничивается Афинами (LGPN I), Танагрой и Дельфами (LGPN IIIb). Итак, Дасий, сын Гриппа был гражданином Горгиппии и возможно оставил потомство, представителем которого мог быть горгиппиец Дасий, отец Фарнака (CIRB 1145). Приведенные аналогии с видными гражданами Ольвии и Херсонеса, носившими звание гимнасиарха, позволяют осторожно предполагать, что Дасий, сын Гриппа мог принадлежать к слою горгипийской элиты.
35. Dovatur 1965, II. A, § 9.

36. Dovatur 1965, I. A, § 8, 2, 3 (примеры из боспорских надписей); Tokhtas’ev 2007, 102–107, 4.1.

37. Tokhtas’ev 2007, 102.
21 Подводя итог, отметим, что посвящение Аспурга из Горгиппии является самым ранним документальным свидетельством, в котором встречается имя этого боспорского царя. К настоящему времени опубликовано уже семь надписей, относящихся к его правлению (табл. 1). Новая надпись переводит некоторые предположения и догадки в область реальных фактов боспорской истории. Во-первых, она показывает, что Аспург в 6/7 г. н.э., т.е. в период правления Августа, обладал царским титулом и носил почетный эпитет «друг римлян». Во-вторых, гимнасиархия теперь отмечена не только как номенклатура в надписях частных сообществ Боспора, но и в качестве городской магистратуры. Горгиппийский гимнасий, известный по надписи первой половины III в. до н.э. (CIRB 1137), видимо, продолжал функционировать в городе и в I в. н.э. В-третьих, покровителями горгиппийского гимнасия выступают Гермес и Геракл.
22 Из-за открывшихся фактов, требует некоторых уточнений вопрос о причинах поездки Аспурга в Рим. Новое посвящение показывает, что визит Аспурга в Рим не был связан напрямую с получением Аспургом царского титула38. Август скончался 19 августа 14 г., и на трон взошел новый император Тиберий. Получив известие о смерти Августа, Аспург направился, по всей видимости, по личной инициативнойе в Рим для заключения с ним договора о дружбе. Такое поведение Аспурга можно объяснить тем, что боспорский царь был заинтересован в поддержке, в том числе и военной, со стороны Рима39. Отсутствие союза с Римом оставляло бы Боспорское государство один на один перед лицом главной угрозы его независимости и процветанию – опустошительными набегами на города и поселения воинственных сарматов на азиатской стороне государства и военными конфликтами с крымскими скифами на европейской его части40. Тиберий, скорее всего, удостоил Аспурга личной аудиенции и не только подтвердил его право на престол Боспора, сохранил союзнические отношения с этим царством, но и разрешил чеканку монет с царской монограммой ВАР. В итоге, боспорский владыка получил независимую власть и государственный суверенитет, хотя политический контроль Рима над Боспорским царством сохранялся.
38. Blavatskaya 1965, 202. Х. Хайнен аргументированно поддержал мнение Блаватской о том, что Аспург ездил в Рим на официальную аудиенцию к Тиберию (Heinen 1999, 138–139; 2000, 284–287), а не Августу, как полагал Ю.Г. Виноградов (Vinogradov 1997, 610).

39. Версия о взаимной заинтересованности в прочном политическом союзе между боспорскими царями и Римом находит все большее число сторонников: Nadel 1961, 133; Funk 1992, 76; Panov 2003, 121, 166 сл.; Parfenov 2011, 143–145.

40. Rostovtzeff 1936, 5; Vinogradov 2009, 83–85.
23

Таблица 1.

24 Конкордация данных эпиграфики и нумизматики о правлении царя Аспурга
25
Надписи Монеты
Тип, дата, место находки Публикация Дата – монограмма Публикации
Посвящение Аспурга Гермесу и Гераклу 303 г. б.э. (6/7 г.), Горгиппия41 Настоящее издание 289–304 гг. б.э.(8/9 гг. до н.э. – 6/7 гг.) – ΔΥΜ 305–306 гг. б.э. (7/8–8/9 гг.) – KNE. 307, 310 гг. б.э. (9/10 и 12/13 гг.) – ПАР Frolova 1997, 194–196. Frolova 1997, 196.
Рескрипты Аспурга, 312–313 гг.  б. э. (15/16 гг.), Горгиппия Blavatskaya 1965; Heinen 1999 311–334 гг. б.э. (13/14 – 36/37 гг.) – ВАР Frolova 1997, 29, 65, 197.
Манумиссия, 313 г. б.э. (16 г.), Фанагория CIRB 985
Посвящение Аспурга Афродите, между 303–320 гг. б.э. (6/7–23 гг.)42, Фанагория Kuznetov 2006, 158–162
Посвятительная надпись Аспургу43, 320 г. б.э. (23 г.), Пантикапей CIRB 39 311–334 гг. б.э. (13/14–36/37 гг.) – ВАР Frolova 1997, 197.
Почетная надпись в честь Аспурга44, между 24–37 гг., Пантикапей CIRB 40
Посвятительная надпись времени царя Аспурга, Мирмекий. Издатели надписи воздержались от ее датировки. На фото (с. 381, рис. 6) в 3 стк. после слова ΕΤΟΥΣ видны три вертикальные черты. С.Ю. Сапрыкин и Н.Ф. Федосеев предполагают здесь дату ΔΙΤ = 314 г. б.э., 17/18 г.45 Butyagin, Bekhter 2007, 77–79, № 3 314 (17/18 г. н.э.) – ВАР Frolova 1997, 197.
41. Отметим сходство шрифта обеих надписей из Горгипии – публикуемого посвящения и писем царя Аспурга горгиппийцам.

42. Не имеет точной календарной даты. Отсутствие в этой надписи у Аспурга титула «друг цезаря», который впервые встречен в надписи CIRB 39 (23 г.), позволило ее датировать между 16–23 гг. (Kuznetsov 2006, 158–161; cр. Hеinen 2008, 191–205). Новое посвящение Аспурга из Горгиппии дает основание для расширения датировки фанагорийского посвящения этого царя в сторону его удревнения.

43. На архитраве здания.

44. На базе статуи царя.

45. Saprykin, Fedoseev 2009, 141.

References

1. Bean, G.E., Cook, J.M., 1955: The Halicarnassus Peninsula. Annual of British School of archaeology at Athens 50, 85–171.

2. Blavatskaya, T.V. 1965: [Rescripts of the king Aspourgos]. Sovetskaya Arkheologia [Soviet Archaeology] 2, 197–209.

3. Blavatskiy, V.D. 1985: [Bosporan cities in the late antiquity]. In: V.D. Blavatskiy. Antichnaya istoriya i arkheologia [Ancient History and Archaeology]. Moscow.

4. Boltunova, A.I. 1954: [On IOSPE II, 40 inscription]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 1, 168–178.

5. Butyagin, A.M., Bekhter, A.P. 2007: [New inscriptions from Myrmekion]. In: I.V. Tunkina (ed.), ΕΥΧΑΡΙΣΤΗΡΙΟΝ. Antikovedchesko-istoriograficheskiy sbornik pamyati I.V. Domanskogo [ΕΥΧΑΡΙΣΤΗΡΙΟΝ. Studies in Antiquity and Historiography in Memoriam Ya.V. Domanskiy]. Saint Petersburg, 72–81.

6. Curty, O. 2015: Gymnasiarchika. Recuiel et analyse des insctiptions de l’époque hellénistique en l’honneur des gymnasiarques. Paris.

7. Delorme, J. 1960: Gymnasion. Étude sur les monuments consacérs a l’éducation en Gréce (des origins à l’Empire romain). Paris.

8. Dovatur, A.I. 1965: [A short essay on the grammar of Bosporan inscriptions]. In: CIRB. Moscow–Leningrad, 797–831.

9. Forrest, W.G. 1966: Some Inscriptions of Chios. Annual of British School of archaeology at Athens 61, 197–206.

10. Frolova, N.A. 1997: Monetnoe delo Bospora (seredina I v. do n.e. – seredina IV v. n.e. Chast I. Monetnoe delo Bospora 49/48 g. do n.e. – 210/211 g. n.e. [The Coinage of Bosporus (BC mid. I c. – mid. IV c. AD). Part I. The Coinage of Bosporus 49/48 BC – 210/211 AD]. Moscow.

11. Funk, B. 1992: [Roman political orientation in the titles of the Bosporan kings]. In: A.K. Gavrilov (ed.), Etudy po antichnoy istorii i kulture Severnogo Prichernomor’ya [Etudes on Antiquity History of the North Black Sea Littoral]. Saint Petersburg, 74–93.

12. Gaydukevich, V.F. 1949: Bosporskoe tsarstvo [The Bosporan Kingdom]. Moscow–Leningrad.

13. Golubtsova, E.S. 1951: Severnoe Prichernomor’e i Rim na rubezhe nashey ery [The North Black Sea Littoral and Rome on the Verge of Common Era]. Moscow.

14. Heinen, H. 1998. Fehldeutungen der ἀνάβασις und der Politik des bosporanischen Königs Aspourgos. Hyperboreus: Studia Classica 4, 340–361.

15. Heinen, H. 1999. Zwei Briefe des bosporanischen Königs Aspurgos (AE 1994, 1538). Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 124, 133–142.

16. Heinen, H. 2000: [Two letters of the Bosporan king Aspourgos (AE 1994, 1538). Some unnoticed corrections, offered by G. Klaffenbach and further observations]. In: O. Gabelko (ed.), Mezgosudarstvennye otnosheniya i diplomatiya v antichnosti [Interstate Relations and Diplomacy in Antiquity]. Kazan, 278–291.

17. Heinen, H. 2008: Romfreunde und Kaiserpriester am Kimmerischen Bosporos. Zu neuen Inschriften aus Phanagoreia. In: A. Çoskun (ed.), Freundschaft und Gefolgschaft in den auswärtigen Beziehungen der Römer. Frankfurt, 189–208.

18. Ivantchik, A.I. 2014: Roman Troops in the Bosporus. Old Problem in the Light of a New Inscription Found in Tanais. Ancient Civilizations from Scythia to Siberia 20, 165–194.

19. Kuznetsov, V.D. 2006: [New inscriptions from Phanagoria]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 1, 155–172.

20. Latyshev, V.V. 1909: ΠΟΝΤΙΚΑ. Saint Petersburg.

21. Laum, B. 1964: Stiftungen in der griechischen und römischen Antike: Ein Beitrag zur antiken Kulturgeschichte. Bd 1–2. Aalen (Leipzig–Berlin, 1914).

22. Nadel, B.I. 1948: [The Bosporan inscription IOSPE II, 33]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 3, 212–216.

23. Nadel, B.I. 1961: Reges amici Pyinocnego Nadczarnomorza i ich prawno-polityczne z Rzymem w ostatnim wieku republiki i pierwszych dwych stuleciach cesarstwa. Eos 51, 130–142.

24. Nilsson, M.P. 1906. Griechische Feste. Leipzig.

25. Panov, A.R. 2003: Rim i Bospor: protivostoyanie ili sotrudnichestvo? (Bosporo-rimskie vzaimootnosheniya v I v. do n.e. – pervoy polovine I v. n.e. [Rome and the Bosporan Kingdom: Opposition or Collaboration? (Bosporan-Roman Relations in BC I Cent. – the First Half of I Cent. AD)]. Arzamas.

26. Panov, A.R. 2008: Rim na severo-vostochnykh rubezhakh: otnosheniya s gosudarstvami Severnogo Prichernomor’ya i Zakavkaz’ya [Rome on the North-Eastern Borders: Relationships with States in the Black Sea Littoral and Transcаucasiа]. Arzamas.

27. Parfenov, V.N. 2011: [To an assessment of relationships between Rome and the Bosporan kingdom in I–II centuries AD]. Bosporskie issledovsniya [Bosporan studies] XXV, 143–158.

28. Robert, J., Robert, L. 1966: Bulletin épigraphique. Revue des Études Greques 79, fasc. 374–375, 335–449.

29. Rostovtzeff, M.I. 1936: The Sarmatae and Parthians. Cambridge Ancient History. Vol. XI, 90–130.

30. Rusyaeva, A.S. 2005: Religiya pontiyskikh ellinov v antichnuyu epokhu [Religion of the Pontiс Greeks in the Ancient Time] Kiev.

31. Saprykin, S.Yu. 1997: Pontiyskoe tsarstvo [The Pontic Kingdom]. Moscow.

32. Saprykin, S.Yu. 2002a: [Aspourgos, the king of Bosporus]. Drevnosti Bospora [Antiquities of Bosporus] 5, 207–223.

33. Saprykin, S.Yu. 2002b: [The Kingdom of Bosporus on the verge of two epochs]. Moscow.

34. Saprykin, S.Yu., Fedoseev, N.I. 2009: [Epigraphica Pontica II: a new inscription of Pyphodoris from Panticapaeum]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 3, 138–147.

35. Shaub, I.U. 2007: Mif, kul’t, ritual v Severnom Prichernomor’e v VII–IV vv. do n.e. [Myth, Cult, Ritual in the North Black Sea Littoral in VII–IV centuries BC]. Saint Petersburg.

36. Shelov, D.B. 1956: Antichnyy mir v Severnom Prichernomor’e [Ancient World in the North Black Sea Littoral]. Moscow.

37. Skrzhinskaya, M.V. 2000: Budni i prazdniki Olvii v VI–I vv. do n.e. [Weekdays and Holidays in Pontic Olbia in VI–I Centuries BC]. Saint Petersburg.

38. Sokol’skiy, N.I. 1976: Tamanskiy tolos i rezidentsiya Khrisaliska [The Taman Tolos and the Residence of Chrisaliskos]. Moscow.

39. Solomonik, E.I. 1967: [Greek inscriptions from the area of ancient theatre in Chersonesos]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 1, 69–78.

40. Solomonik, E.I. 1989: Drevnie nadpisi Kryma [Ancient Inscriptions of Crimea]. Kiev.

41. Solomonik, E.I. 1990: Kamennaya letopis’ Khersonesa [The Stone Chronicle of Chersonesos]. Simferopol.

42. Stafford, E. 2010: Herakles between Gods and Heroes. In: J.N. Bremmer, A. Erskine (eds.), The Gods of Ancient Greece. Identities and Transformations. Edinburg, 228–244.

43. Tsvetaeva, G.A. 1979: Bospor i Rim [Bosporan Kingdom and Rome]. Moscow.

44. Tolstoy, I.I. 1953: Grecheskie graffiti drevnikh gorodov Severnogo Prichernomor’ya [Ancient Greek Graffiti from Cities of the North Black Sea Littoral]. Moscow–Leningrad.

45. Tokhtas’ev, S.R. 2007: [From the onomastics of the North Black Sea Lettoral XX: essays on morphology]. In: I.V. Tunkina (ed.), ΕΥΧΑΡΙΣΤΗΡΙΟΝ. Antikovedchesko-istoriograficheskiy sbornik pamyati I.V. Domanskogo [ΕΥΧΑΡΙΣΤΗΡΙΟΝ. Studies in Antiquity and Historiography in Memoriam Ya.V. Domanskiy]. Saint Petersburg, 82–118.

46. Verdejo Manchado J., Antela-Bernardez B. 2013: Medeios at the Gimnasium. Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 186, 134–140.

47. Vinogradov, Yu.A. 2009: [Migrations of nomads in Eurasia and some specifics of the historical development of Bosporus Cimmerian]. Bosporskie issledovaniya XXII [Bosporan Studies], 5–90.

48. Vinogradov, Yu.G. 1994: [An essay of military and political history of the Sarmatians in BC I century]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 2, 151–170.

49. Vinogradov, Yu.G. 1997. Pontische Studien. Kleine Schriften zur Geschichte und Epigraphik des Schwarzmeerraumes. Mainz.

50. Yaylenko, V.P. 1987: [Materials on Bosporan epigraphy]. In: A.I. Pavlovskayа (ed.), Nadpisi i yazyki drevney Maloy Azii, Kipra i antichnogo Severnogo Prichernomoriya [Inscriptions and languages of Asia Minor, Cyprus and the North Black Sea Littoral]. Moscow, 4–199.

51. Yaylenko, V.P. 1990: [Dynastic history of the Bosporus from Mithridatos Eupatoros till Kotys II]. In: T.V. Blavatskaya (ed.), Epigraficheskie pamyatniki i yazyki Kipra, drevney Anatolii i antichnogo Severnogo Prichernomor’ya [Epigraphic monuments and languages of Cyprus, the ancient Anatolia and the North Black Sea Littoral]. Moscow, 128–215.

52. Yaylenko, V.P. 2006: [Votive graffiti from Panticapaeum and its neighborhood]. Drevnosti Bospora [Antiquities of Bosporus] 9, 355–428.

53. Zavoykina, N.V. 2013: Bosporskie fiasy: mezhdu polisom i monarkhiey [The Bosporan thiasoi: Between Polis and Monarchy]. Moscow.

54. Zavoykina, N.V. 2016: [The king Aspurgos, also known as Reskuporidos or Remitalkos? Sources and hypotheses]. In: V.N. Zin’ko, E.A. Zin’ko (eds.), XVII Bosporskie chteniya. Bospor Kimmeriyskiy i varvarskiy mir v period antichnosti i srednevekov’ya. Issledovateli i issledovaniya [XVIIth Bosporian Conference. Bosporus Cimmerian and the Barbarian World in the Ancient Time and the Middle ages. Scholars and their Research]. Kerch, 160–166.

55. Zograf, A.N. 1951: [Antient coins]. In: B.N. Grakov (ed.), Materialy po istorii i arkheologii SSSR [Materials on the History and Archaeology of the USSR] 16. Moscow–Leningrad.

56. Zubar’, V.M., Rusyaeva A.S. 2004: Na beregakh Bospora Kimmeriyskogo [On the Shores of Bosporus Cimmerian]. Kiev.

57. Wacker, Ch. 1996: Das Gymnasion in Olympia. Geschichte und Funktion (Wüzburger Forschungen zur Altertumskunde. Bd 2). Würzburg.

Comments

No posts found

Write a review
Translate