RAS History & PhilologyВестник древней истории Vestnik drevney istorii

  • ISSN (Print) 0321-0391
  • ISSN (Online) 3034-5251

D.F. Leão, P.J. Rhodes. The Laws of Solon: A New Edition with Introduction, Translation and Commentary. London–New York, 2016

PII
S032103910004513-7-1
DOI
10.31857/S032103910004513-7
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Volume/ Edition
Volume 79 / Issue 1
Pages
191-199
Abstract

      

Keywords
Date of publication
26.03.2019
Year of publication
2019
Number of purchasers
89
Views
748

На протяжении полувека каждый, кто занимался солоновским законодательством, должен был обязательно иметь в качестве настольной – в самом буквальном смысле слова – книгу выдающегося историка древнегреческого права Э. Рушенбуша «ΣΟΛΩΝΟΣ ΝΟΜΟΙ»1. Притом все отдавали себе отчет в том, что она при всех ее достоинствах не лишена также и существенных недостатков2. Главнейшим из них, бесспорно, является тот, что свидетельства источников о законах Солона автор привел практически не комментированными. Лишь редко-редко он делал очень краткие примечания, в которых декларативно, без развернутой аргументации, высказывал тот или иной тезис3.

1. Ruschenbusch 1966.

2. Это обстоятельство особенно акцентировано в работе Scafuro 2006.

3. Характерный пример: Ruschenbusch 1966, 83. Речь идет о законе, который традиционно трактуется как запрещающий нейтралитет во время гражданской смуты (стасиса), а Рушенбуш выдвигает неожиданную (и, на наш взгляд, неприемлемую) точку зрения, согласно которой закон в действительности карал за уклонение от воинской службы.

Строго говоря, в указанной работе ученый обещал, что пространный комментарий уже вскоре последует, однако при его жизни читатели так и не дождались выполнения обещания, хотя Рушенбуш еще долго и плодотворно трудился. Уже после кончины немецкого исследователя в его материалах были обнаружены достаточно значительные наброски труда, который должен был включать немецкий перевод законов Солона и тот самый комментарий. Этот текст, конечно, опубликовали4 – просто как часть научного наследия столь видного специалиста, – однако в силу своей явной незавершенности и, так сказать, «чернового характера» он представляет в основном историографический интерес.

4. Ruschenbusch 2010.

Таким образом, проблема осталась нерешенной. Это и побудило двух антиковедов довести дело до конца, при этом корректируя многие положения Э. Рушенбуша, не выдержавшие, по их мнению, проверку временем (потому-то в заголовке рецензируемой книги и фигурирует выражение «новое издание»). Из авторов имя П. Родса в каких-либо рекомендациях не нуждается5; а его португальский коллега ранее по большей части занимался Плутархом, хотя и о Солоне однажды выпустил монографию6. Она, впрочем, не получила большого резонанса, поскольку была написана на не самом распространенном в Европе языке. По содержанию книга примыкала к большой группе исследований о Солоне как этическом и политическом мыслителе-поэте, вышедших в 1990-е и 2000-е годы7.

5. Упомянем одну из его последних работ, вышедшую по-русски: Rhodes 2018.

6. Leão 2001.

7. Например: Anhalt 1993; Almeida 2003; Irwin 2005; Lewis 2008; Noussia-Fantuzzi 2010.

Работа, о которой здесь идет речь, начинается предисловием и не очень обширным введением, во всех отношениях отличающимся от того колоссального введения, которое предпослал своему классическому труду Рушенбуш8. Последний адресовался исключительно к читателям-профессионалам, имеющим по крайней мере общее понятие о солоновском законодательстве, и поэтому сконцентрировался на разборе ряда достаточно специальных вопросов: в какой степени и как долго сохранялись законы кодекса 594 г. до н.э., посредством каких механизмов их текст доходил до позднейших авторов, цитирующих их, насколько аутентичными следует считать такие цитаты, что такое кирбы и аксоны и т.п.

8. Ruschenbusch 1966, 1–61.

В новом же издании приводятся сведения самые элементарные: кто такой был Солон, чем он знаменит, в каком контексте действовал, как сложилась судьба его свода законов… Здесь перед нами очевиднейшим образом налицо проявление максимально общей тенденции, характерной для западного антиковедения последних лет: максимально популяризировать изложение. Что интересно, сам же П. Родс некоторое время назад едко сетовал на эту тенденцию9, определяя ее иронической формулировкой «писать для Винни-Пуха», жаловался на то, что теперь он не нашел бы издателя для своей первой монографии (об институте Совета в Афинах)10, поскольку она является сугубо научной, а теперь, получается, и сам поддался этой тенденции. Ну что ж, видимо, ныне иначе уже невозможно.

9. Rhodes 2003, 57.

10. Rhodes 1972. Она-то, заметим, первой и прославила Родса, сразу поставив его в ряды крупнейших специалистов по истории Древней Греции.

Отношение Родса к традиции о законодательстве Солона11 им же самим давно уже было определено как «оптимистический взгляд»12. Так он выразился на страницах сборника «Солон Афинский: новые исторические и филологические подходы», составленного в значительной мере из откровенно деконструкционистских статей, в которых высказывалось крайне скептическое отношение к самой возможности восстановления подлинной личности Солона как законодателя, политика, автора стихов13. В подобном коллективном труде работа Родса, написанная в традиционном духе (он убежден, что очень многое в традиции о Солоне является в целом достоверным), выглядела бросающимся в глаза диссонансом. На тех же позициях английский антиковед остается и по сей день, солидарен с ним и его португальский соавтор. Их доверие к свидетельствам источников, в частности, больше, чем и у Рушенбуша. У последнего присутствует обширный раздел «Подложное, сомнительное, бесполезное»14; в новом издании он сохранен (с характерным изменением заголовка на «Бесполезное, сомнительное, подложное»), но ряд пассажей изъят из него, переведен в другие разделы.

11. П. Родс и в целом внес немалый вклад в изучение «солоновской» проблематики. Например, его статья о ее нумизматическом аспекте (Rhodes 1975) и поныне остается одной из самых дельных в мировом антиковедении. А совсем недавно он написал об отражении деятельности Солона в трудах школы Аристотеля (Rhodes 2015), хотя в этой работе не учел данные таких перипатетиков, как Феофраст, Деметрий Фалерский, Фаний Эресский (эти данные были учтены нами в работе Surikov 2016).

12. Rhodes 2006, 248.

13. Даже так! Апогеем деконструкционизма стала помещенная в этом сборнике статья (Stehle 2006), в которой утверждалось, что и стихи Солона на деле ему не принадлежат, а были составлены кем-то в классическую эпоху.

14. Ruschenbusch 1966, 103–126.

Итак, мы уже перешли к основной части книги. Она представляет собой публикацию текстов законов как таковых и построена в основном по тому же плану, который наличествовал у Рушенбуша. Впрочем, был сделан и ряд отклонений, порой существенных. Так, у Рушенбуша перед разделом «Фрагменты» шел раздел «Свидетельства»15, от него составители нового издания отказались, и, думается нам, напрасно. Добавлены некоторые новые источниковые пассажи; впрочем, Рушенбуш в своей работе был настолько скрупулезен, что если и опускал какие-то (очень поздние) высказывания, то именно опускал, а не упускал (как ничего нового не дающие). Что с того, что теперь мы можем прочесть фразу из византийца Георгия Кедрина: «Во времена этих архонтов первым законодателем у афинян был человек по имени Драконт, а после него Солон отменил законы Драконта»?

15. Ruschenbusch 1966, 62–69.

Сами же законы помещены теперь по следующей схеме: греческий текст (критический аппарат, как авторы оговорили в предисловии, минимален, в отличие от предельно исчерпывающего у Рушенбуша), английский перевод, комментарий. Комментарий чаще дается не к каждому приводимому источниковому фрагменту, а к группе фрагментов одинакового или близкого содержания. Комментарии, естественно, являются весьма полезными (хотя порой они выглядят субъективными, несколько примеров будет приведено ниже); в них иногда дается и литература по освещаемым вопросам, хотя, на наш взгляд, в недостаточно полной степени (заметим, что и итоговый библиографический список в конце книги коротковат, в нем не учтено очень многое). Особенно продуктивной и информативной комментаторская работа авторов оказывается в тех местах, где речь заходит об изменениях в солоновских законах на протяжении IV в. до н.э.

Законы сгруппированы тематически. Первая тема – «Частные деликты», в ней первая подтема – «Убийства и телесные повреждения». На этом вопросе хотелось бы остановиться подробнее. Античная традиция единодушна в том, что законы об убийстве в Афинах ввел Драконт в 621 г. до н.э.; Солон, отменив остальные законы Драконта16, эти оставил в действии. Таким образом, как Э. Рушенбуш, так и наши авторы исходят из того, что Солон включил драконтовские законы в свой свод, и, соответственно, приводят их, в том числе известную надпись (IG I³ 104), представляющую собой перевод в 409/408 г. до н.э. закона Драконта об убийстве с древних деревянных аксонов на каменную стелу17. Подобный подход представляется нам методологически ошибочным. Афиняне никогда не смешивали друг с другом законы Драконта и законы Солона, четко отделяли их друг от друга, даже обозначали их разными терминами. Это очень хорошо видно, в частности, из важного юридического памятника – I речи Андокида, являющейся главным источником о ревизии законодательства в Афинах в конце V в. до н.э.18 В этой речи несколько раз употребляются следующие формулировки: афинянам впредь пользоваться τοῖς Σόλωνος νόμοις καὶ τοῖς Δράκοντος θεσμοίς (Andoc. I. 81, 83). Θεσμός – термин более древний, νόμος – более новый; достаточно заметить, что подразделение коллегии архонтов, созданное в VII в. до н.э. специально для правовых компетенций, называлось фесмофетами, а новая коллегия для принятия законов, организованная в IV в. до н.э., – номофетами.

16. Если таковые вообще существовали. Нам ближе точка зрения (Humphreys 1991; Schmitz 2001), согласно которой Драконт никаких иных законов, кроме цикла законов об убийстве, и не издавал.

17. Об этой надписи и этом законе лучшими работами являются: Stroud 1968 (образцовая публикация текста); Gagarin 1981a; Carawan 1998.

18. В связи с этой ревизией см. теперь Carawan 2013.

В то же время отнесение мер, связанных с убийством, именно к сфере частных деликтов парадоксальным образом вполне верно применительно к древнегреческому праву19. В любом случае каждый, кто желает составить понятие об афинском уголовном праве, просто обязан теперь прочесть эти страницы20. Двинемся далее. В тот же раздел о частных деликтах новыми издателями законов Солона перенесена подтема об амнистии для лиц, подвергшихся атимии, которая у Рушенбуша находится в совсем другом месте21, поскольку немецкий исследователь почему-то связывал эту меру с кабальными должниками. В этом с ним мы не согласны, равно как и авторы рецензируемой книги, но они считают, что этот закон примыкает к законам об убийстве, потому-то и ставят его именно сюда. Мы же остаемся при своем прежнем мнении, высказанном выше, и считали бы уместным поместить этот фрагмент (Plut. Sol. 19)22 куда-нибудь ближе к политической тематике.

19. См. в общем плане: Mélèze Modrzejewski 1991.

20. Вопросы афинского законодательства об убийствах прекрасно освещены в очень хорошей, хотя уже и довольно старой книге MacDowell 1963. Они занимают также немалое место в более новом компендиуме: Boegehold et al. 1995, примечательном особенно тем, что в нем в максимальной степени привлечены археологические данные об афинских судебных органах. На эти суды обращается немалое внимание и в рецензируемой книге.

21. Ruschenbusch 1966, 94–95.

22. Этот фрагмент, кстати, уникален тем, что он – единственный, при котором указываются точные номера закона и аксона (8-й закон 13-го аксона), притом закон цитируется Плутархом дословно.

Под «имущественными преступлениями» (здесь издатели вновь возвращаются к порядку, принятому Рушенбушем) имеется в виду известный закон о краже, тоже неоднократно обсуждавшийся в литературе23. Затем – «преступления против нравственности» (в первую очередь, конечно, тут фигурирует μοιχεία24, а в целом вся проблематика связана с тем, что Солон формировал в Афинах новый тип семьи25), «словесные оскорбления» (здесь незаменимое значение по обилию архаической лексики имеет X речь Лисия), «Компенсация за ущерб», «Утверждение в имущественных правах» (здесь в комментарии авторы справедливо, на наш взгляд, соглашаются с принципиальным тезисом, который проводит на всем протяжении своей важной, этапной книги о раннем греческом праве М. Гагарин26: раннегреческие законы в основном регулировали процессуальное, а не субстанциальное право27).

23. Мы посвятили этому закону специальную статью (Surikov 2015), там же приводятся и ссылки на литературу о нем. В указанной статье мы старались показать, что закон является чисто солоновским, атрибуция его Драконту (например, Pal’tseva 2007, 204) является продуктом недоразумения.

24. О которой см. Cantarella 1991.

25. Lape 2002/2003; Dmitriev 2018.

26. Gagarin 1986. Отметим здесь же, что авторы рецензируемой книги на всем ее протяжении полемизируют, и тут также солидаризируясь с М. Гагариным, с двумя концепциями: К.-Й. Хёлькескампа о том, что ранние законы принимались всегда ситуативно и не представляли собой сводов (Hölkeskamp 1999; 2005), и В. Эдера о том, что законы в ранних античных обществах принимались в интересах элиты, а не масс (Eder 1986).

27. Совершенно вне этого дискурса остался австрийский юрист Х. Барта, чьи толстые тома по раннегреческому праву (Barta 2010–2011) и мы охарактеризовали достаточно жестко (Surikov 2013), и такой виднейший специалист, как Г. Тюр, назвал дилетантскими (Thür 2014).

Далее начинается тема о государственных преступлениях. Ключевым тут является закон о тирании (Arist. Ath. pol. 16. 10), который и Рушенбуш28, и авторы нового издания включают в «солоновскую» сводку. Тут нам очень трудно согласиться, гораздо более правомерной представляется точка зрения М. Гагарина29, согласно которой закон этот – не только досолоновский, но даже и додраконтовский, он был принят коллегией фесмофетов непосредственно после того, как Килон в 630-х годах до н.э. предпринял первую в Афинах попытку установления тиранической власти.

28. Ruschenbusch 1966, 81.

29. Gagarin 1981b.

Далее следует упоминавшийся выше закон о стасисе30, которому посвящен весьма пространный комментарий, не предлагающий однако конструктивных решений проблемы, а в основном высказываются одни недоумения. И это неудивительно, ведь закон и вправду настолько странный, что многие исследователи отказывают ему в аутентичности. Гражданам предписывается сражаться друг против друга, что решительно противоречит сохраненному традицией образу Солона как миролюбивого политика-посредника. Вопрос остается нерешенным, не помогает и ссылка на закон IV в. до н.э. из эвбейской Эретрии, в котором провозглашаются санкции против тех, кто не выйдет сражаться за демократию против попытки установления тирании и олигархии. И контекст не тот, и в целом понятия о демократии в солоновские времена (начало VI в. до н.э.) еще не было31.

30. Мы проблематике, связанной с этим законом, посвятили три статьи, не будем тут ссылаться на них, а то нам и так уже говорят, что-де много на себя ссылаемся. Из западных работ укажем последнюю (Schmitz 2011), выводы которой, впрочем, представляются нам довольно сомнительными.

31. Оно едва-едва сложилось к самому концу архаической эпохи, см. к проблеме Robinson 1997.

Далее издатели, следуя Рушенбушу, переходят к проблемам именно процессуального (или процедурного) права. Солон пресек самочинное отстаивание гражданами своих прав (у Рушенбуша Eigenmacht, в новом издании self-help), обязал их обращаться в суд. Он, что чрезвычайно важно, сделал гелиею апелляционным судом, имеющим полномочия пересматривать и отменять приговоры магистратов (сюда теперь перенесены законы об апелляции, которые Рушенбуш поместил в другом месте32, поскольку отнес их к категории недостоверных). Не менее значимо, что Солон ввел принципиально новый тип судебного процесса – γραφή, публичный иск, который, в отличие от существовавшего и ранее частного иска (δίκη), мог возбуждаться не только лицом, имеющим прямое отношение к делу, но и любым желающим (ὁ βουλόμενος)33. Следуют законы о правилах представления доказательств, о голосовании судей, о сроках выплат назначенных судом штрафов.

32. Ruschenbusch 1966, 121–122.

33. Этой проблематикой очень скрупулезно занимался М. Хансен в своих работах по афинскому судопроизводству, но их настолько много, что не будем их здесь указывать во избежание перегрузки справочного аппарата. Впрочем, пожалуй, все-таки назовем одну – ту, которая представляется нам итоговой: Hansen 2010.

Следующий раздел – семейное право, весьма обильно представленное у Солона. Начинается он характерным образом с законов о наследовании (Рушенбуш поставил раньше несколько других34 – о некоторых брачных запретах, об определении законных и незаконных детей в связи с наличием или отсутствием обряда ἐγγύησις)35. В частности, идет речь об эпиклерах36 – «дочерях-наследницах», как их часто (и неточно) определяют, ибо женщины не имели права наследования и эпиклера являлась лишь «передатчицей» отцовской собственности следующему владельцу; сама соответствующая лексема может быть описательно переведена как «приложенная к наследству»37. Сюда же относятся законы, предписывавшие заботиться о престарелых родителях (в Афинах к этому относились очень трепетно38), с правилами адоптации (заметим кстати, что и по сей день не решен вопрос, как соотносились в архаических и классических Афинах адоптация гражданином и натурализация39).

34. Ruschenbusch 1966, 85–86.

35. Именно в таком виде термин фигурирует как у Рушенбуша, так и у авторов нового издания, хотя, представляется нам, вернее было бы писать ἐγγύη (ср. как раз в связи с законодательством Солона: Cantarella 1964). Он переводится обычно как «обручение», но в действительности это была более серьезная и не столь формальная процедура – она имела, в частности, материальные последствия.

36. Об эпиклерате см. Jones 1956, 179–181; Karabelias 1975.

37. Наиболее детально все эти вопросы трактованы в: Schaps 1981. Книга Just 1989 написана на более общую тематику, но тоже полезна.

38. До Пелопоннесской войны, когда впервые встала проблема «отцов и детей» (Strauss 1993).

39. В Риме они совпадали безусловно. Для Афин же главным камнем преткновения остается вопрос о статусе незаконного, но признанного сына гражданина от наложницы (об этой категории см. Mossé 1991), тоже являющейся афинской гражданкой. По нашему мнению, такой отпрыск не мог стать наследником отца (таков Гермоген в «Пире» Ксенофонта), но при этом парадоксальным образом получал полные гражданские права как рожденный от двух родителей-афинян (так гласил известный закон Перикла 451/450 г. до н.э., о котором лучшими исследованиями являются Osborne 1997; Blok 2009; Coşkun 2013). Тут еще примешивается вопрос, когда в афинском полисе было официально учреждено сословие метеков (см. работу Watson 2010, в которой утверждается, что это случилось лишь в середине V в. до н.э.).

Закон о гомогалактах, который в обоих изданиях определяется как неясный по контексту, правомерно помещен между тематикой семейного и соседского права. К последнему далее и осуществляется переход. Солон, как известно, очень скрупулезно расписал, на какие расстояния от границы с соседским клером должны на крестьянских участках отстоять постройки, колодцы, посадки деревьев и т.п. (Plut. Sol. 23; Dig. 10. 1. 13 – Гай приводит дословно цитату по-гречески). Все это, на первый взгляд, может казаться ненужными деталями, но издатели справедливо отмечают, что в обществах с малопарцеллярным земельным владением пограничные споры между соседями должны были становиться важным дестабилизирующим фактором и взывали к максимально исчерпывающей законодательной регулировке. Это, кстати, в равной мере касалось и водопользования.

Раздел «Экономические проблемы» в новом издании начат законом, который Рушенбуш в силу своей несколько гиперкритической позиции здесь не привел. А ведь это достаточно известный закон (Arist. Ath. pol. 10), которым будто бы вводилась реформа мер, весов и монеты40. Литература об этой мере огромна (не будем ее здесь приводить), причем о нем постоянно спорили. Уже несколько десятилетий как установлено со всей безусловностью, что монета в Афинах во времена Солона еще не чеканилась, а в то же время несомненно и то, что драхмы в солоновских законах упоминаются. Нам наиболее импонирует точка зрения41, согласно которой речь идет о начеканенном серебре, употреблявшемся в качестве денег; драхма в начале VI в. до н.э. была только весовой единицей, но поскольку позже она стала также и монетной, античные авторы последующих периодов ошибочно принимали солоновские драхмы за монеты. Кстати, авторы нового издания считают также неверными утверждения Аристотеля и Андротиона, что Солон изменил в Аттике весовой стандарт; по их мнению, он просто письменно зафиксировал уже существовавший на тот момент.

40. Из текста Аристотеля можно заключить (но можно и не заключать, формулировка неоднозначна), что данная реформа не входила в состав солоновской νομοθέσια как таковой. Рушенбуш в подобных случаях поступал минималистски, т.е. если была возможность не включать закон в свод, он так и поступал.

41. Ее наиболее концентрированное выражение см. в работах: Kroll 1998; 2008.

Далее – несколько законов менее проблемных: об экспорте, о земельном максимуме, о процентах по долгам. Лишь очень кратко, как и у Рушенбуша, затрагивается знаменитая сисахфия, поскольку относительно нее все в основном согласны, что это – политическая акция, отличная от законодательства. Несколько детальнее освещается запрет порабощения граждан за долги.

Очередной раздел включает законы, которые часто определяют как сумптуарные, т.е. ограничивающие траты граждан с целью борьбы против роскоши. И если установление максимума для приданого, запрещение торговли благовониями или санкции против лиц низших (именно низших!) статусов за занятие педерастией, бесспорно, к таковым принадлежат, то, с другой стороны, у нас есть серьезнейшие сомнения в плане отнесения сюда же большого цикла законов Солона, регулировавших погребальные обряды. Обычно их действительно причисляют к сумптуарным; но мы специально занимались этим вопросом42 и можем ответственно утверждать, что при их принятии мотивы ликвидации роскоши руководили законодателем далеко не в первую очередь. Позже к такому же выводу пришла Ж. Блок – автор, пожалуй, лучшей из существующих работ по данной проблеме43.

42. Surikov 2004, 102–131.

43. Blok 2006.

Теперь мы подходим к наиболее существенному отличию нового издания от рушенбушевского. В него введен весь основной источниковый материал по политической системе, учрежденной Солоном в 594 г. до н.э. (права граждан, деление на четыре имущественных класса, способы избрания должностных лиц, изменение функций Ареопага, введение нового органа, Совета Четырехсот, и т.д.). Рушенбуш совершенно сознательно оставил в стороне все эти нововведения (ныне бы их назвали «конституционными законами»), поскольку исходил из следующего тезиса, – его и придерживается подавляющее большинство ученых (автор этих строк также считает его верным), и в источниках он находит опору: следует четко различать законы Солона и πολιτεία Солона, не смешивать установления из этих двух разных сфер. Теперь издатели, как мы видим, пошли по иному, менее строгому пути, в результате чего их книга местами начинает уже напоминать больше свод А. Мартины44.

44. Martina 1968.

Э. Рушенбуш45, правда, привел один закон (главное свидетельство – Hdt. II. 177) как относящийся, по его мнению, к имущественным классам, но вот в этом как раз новые издатели с ним не солидарны и переносят это свидетельство в подраздел о земельном максимуме. Есть также мнение, что сообщение Геродота следует связывать с законом о праздности, который в Афинах ввел то ли Драконт, то ли Солон, то ли Писистрат (Theophr. fr. 99 Wimmer; Plut. Sol. 31; Diog. Laert. I. 55).

45. Ruschenbusch 1966, 99–100.

Законы о союзах граждан, о навкрариях (это один из древнейших афинских институтов, восходящий, как минимум, ко времени Солона – какие-то «пританы навкраров» упоминаются у Геродота (V. 71) уже в связи с заговором Килона) в новом издании трактуются в целом так же, как и у Рушенбуша. Больше внимания уделяется в нем религиозной части свода. Под ней, впрочем, обычно понимают узаконения, касающиеся жертв, сакрального календаря, наград победителям на панэллинских играх46, угощений почетных граждан и гостей в пританее. Как раз этот последний закон мы скорее отнесли бы к публичным, а вот законам о погребениях (о них речь шла выше), на наш взгляд, самое место в том месте кодекса, где затрагивается религия.

46. Совершенно справедливо теперь перенесена сюда группа свидетельств, сочтенных Рушенбушем (1966, 123) недостоверными.

Закон Солона о правовой защите его законодательства сохранен поздними авторами (Дион Хрисостом, Авл Геллий) и не кажется нам аутентичным. Авторы нового издания в комментарии к этим свидетельствам в основном рассуждают о той устной клятве хранить его законы, которую Солон заставил дать афинян, то ли на десять, то ли на сто лет. Они склоняются к версии Геродота (десять лет), а сто лет (версия представлена Аристотелем и Плутархом) считают скорее некой абстрактной цифрой.

Завершает издание, как и у Рушенбуша, раздел недостоверных и сомнительных свидетельств. Это пассажи из ораторов IV в. до н.э. (которые сплошь и рядом цитируют в качестве «солоновских» законы, принятые заведомо позже), комедиографов (а вот тут как раз вопрос гораздо сложнее: авторы древней и средней аттической комедии вполне могли давать парафразы реальных законов Солона47), а также путаница у поздних авторов между стихами Солона и его законами или его законами и законами других архаических номофетов (например, Харонда).

47. См. к вопросу: Martin 2016.

Заключения как такового книга не имеет (как и у Рушенбуша). В любом случае, подводя итог, необходимо отметить: перед нами труд, который со всей безусловностью отныне будет полезен и историкам, и юристам, занимающимися солоновским законодательством. Теперь они, видимо, будут обращаться именно к нему, а не к работе 1966 г.

References

  1. 1. Almeida, J.A. 2003: Justice as an Aspect of the Polis Idea in Solon’s Political Poems: A Reading of the Fragments in Light of the Researches of New Classical Archaeology. Leiden.
  2. 2. Anhalt, E.K. 1993: Solon the Singer: Politics and Poetics. Lanham.
  3. 3. Barta, H. 2010–2011: “Graeca non leguntur”? Zu den Ursprüngen des europäischen Rechts im antiken Griechenland. Bd I–II. Wiesbaden.
  4. 4. Blok, J.H. 2006: Solon’s funerary laws: Questions of authenticity and function. In: J.H. Blok, A.P.M.H. Lardinois (eds.), Solon of Athens: New Historical and Philological Approaches. (Mnemosyne, Supplements, 272). Leiden–Boston, 197–247.
  5. 5. Blok, J.H. 2009: Perikles’ citizenship law: A new perspective. Historia 58/2, 141–170.
  6. 6. Boegehold, A.L. et al. 1995: The Lawcourts at Athens: Sites, Buildings, Equipment, Procedure, and Testimonia. (The Athenian Agora, 28). Princeton.
  7. 7. Cantarella, E. 1964: La ἐγγύη prima e dopo la legislazione di Solone nel diritto matrimoniale attico. Rendiconti dell’Istituto Lombardo Accademia di scienze e lettere. Classe di lettere e scienze morali e storiche 98, 121–161.
  8. 8. Cantarella, E. 1991: Moicheia. Reconsidering a problem. In: M. Gagarin (Hrsg.), Symposion 1990. Vorträge zur griechischen und hellenistischen Rechtsgeschichte. (Akten der Gesellschaft für Griechische und Hellenistische Rechtsgeschichte, 8). Köln–Wien, 289–296.
  9. 9. Carawan, E. 1998: Rhetoric and the Law of Draco. Oxford.
  10. 10. Carawan, E. 2013: The Athenian Amnesty and Reconstructing the Law. Oxford.
  11. 11. Coşkun, A. 2013: Weitere Überlegungen zu den Voraussetzungen und Folgen des Perikleischen Bürgerrechtsgesetzes: Naturalisierung und Epigamie im Klassischen Athen. Klio 95/2, 391–404.
  12. 12. Dmitriev, S. 2018: The Birth of the Athenian Community: From Solon to Cleisthenes. London–New York.
  13. 13. Eder, W. 1986: The political significance of the codification of law in archaic societies: An unconventional hypothesis. In: K.A. Raaflaub (ed.), Social Struggles in Archaic Rome: New Perspectives on the Conflict of the Orders. Berkeley, 262–300.
  14. 14. Gagarin, M. 1981a: Drakon and Early Athenian Homicide Law. New Haven.
  15. 15. Gagarin, M. 1981b: The thesmothetai and the earliest Athenian tyranny law. Transactions and Proceedings of the American Philological Association 111, 71–77.
  16. 16. Gagarin, M. 1986: Early Greek Law. Berkeley.
  17. 17. Hansen, M.H. 2010: The concepts of Demos, Ekklesia, and Dikasterion in classical Athens. Greek, Roman and Byzantine Studies 50, 499–536.
  18. 18. Hölkeskamp, K.-J. 1999: Schiedsrichter, Gesetzgeber und Gesetzgebung im archaischen Griechenland. (HISTORIA. Einzelschriften, 131). Stuttgart.
  19. 19. Hölkeskamp, K.-J. 2005: What’s in a code? Solon’s laws between complexity, compilation and contingency. Hermes 133/3, 280–293.
  20. 20. Humphreys, S.C. 1991. A historical approach to Drakon’s law on homicide. In: M. Gagarin (Hrsg.), Symposion 1990. Vorträge zur griechischen und hellenistischen Rechtsgeschichte. (Akten der Gesellschaft für Griechische und Hellenistische Rechtsgeschichte, 8). Köln–Wien, 17–45.
  21. 21. Irwin, E. 2005: Solon and Early Greek Poetry: The Politics of Exhortation. Cambridge.
  22. 22. Jones, J.W. 1956: The Law and Legal Theory of the Greeks: An Introduction. Oxford.
  23. 23. Just, R. 1989: Women in Athenian Law and Life. London–New York.
  24. 24. Karabelias, E. 1975: L’épiclérat dans la comédie nouvelle et dans les sources latines. In: H.J. Wolff (Hrsg.), Symposion 1971. Vorträge zur griechischen und hellenistischen Rechtsgeschichte. Köln–Wien, 215–254.
  25. 25. Kroll, J.H. 1998: Silver in Solon’s Laws. In: R. Ashton, S. Hurter (eds.), Studies in Greek Numismatics in Memory of M.J. Price. London, 225–232.
  26. 26. Kroll, J.H. 2008: The Monetary Use of Weighed Bullion in Archaic Greece. In: W.V. Harris (ed.), The Monetary Systems of the Greeks and Romans. Oxford, 12–37.
  27. 27. Lape, S. 2002/2003: Solon and the institution of the “democratic” family form. Classical Journal 98/2, 117–139.
  28. 28. Leão, D.F. 2001: Solón: Ética e política. Lisboa.
  29. 29. Lewis, J.D. 2008: Solon the Thinker: Political Thought in Archaic Athens. London.
  30. 30. MacDowell, D.M. 1963: Athenian Homicide Law in the Age of the Orators. Manchester.
  31. 31. Martin, R.P. 2016: Solon in comedy. In: G. Nagy, M. Noussia-Fantuzzi (eds.), Solon in the Making: The Early Reception in the Fifth and Fourth Centuries. Berlin–Boston, 66–84.
  32. 32. Martina, A. 1968: Solone: Testimonianze sulla vita e l’opera. Roma.
  33. 33. Mélèze Modrzejewski, J. 1991: La sanction de l’homicide en droit grec et hellenistique. In: M. Gagarin (Hrsg.), Symposion 1990. Vorträge zur griechischen und hellenistischen Rechtsgeschichte. (Akten der Gesellschaft für Griechische und Hellenistische Rechtsgeschichte, 8). Köln–Wien, 3–16.
  34. 34. Mossé, C. 1991: La place de la pallakê dans la famille athenienne. In: M. Gagarin (Hrsg.), Symposion 1990. Vorträge zur griechischen und hellenistischen Rechtsgeschichte. (Akten der Gesellschaft für Griechische und Hellenistische Rechtsgeschichte, 8). Köln–Wien, 273–279.
  35. 35. Noussia-Fantuzzi, M. 2010: Solon the Athenian, the Poetic Fragments. (Mnemosyne, Supplements, 326). Leiden–Boston.
  36. 36. Osborne, R. 1997: Law, the democratic citizen and the representation of women in classical Athens. Past & Present 155/1, 3–33.
  37. 37. Pal'tseva, L.A. 2007: K voprosu o sostave zakonodatel'stva Drakonta. Mnemon: issledovaniya i publikatsii po istorii antichnogo mira 6, 195–210.
  38. 38. Rhodes, P.J. 1972: The Athenian Boule. Oxford.
  39. 39. Rhodes, P.J. 1975: Solon and the numismatists. Numismatic Chronicle 15, 1–11.
  40. 40. Rhodes, P.J. 2003: Athenian Democracy and Modern Ideology. London.
  41. 41. Rhodes, P.J. 2006: The reforms and laws of Solon: An optimistic view. In: J.H. Blok, A.P.M.H. Lardinois (eds.), Solon of Athens: New Historical and Philological Approaches. (Mnemosyne, Supplements, 272). Leiden–Boston, 248–260.
  42. 42. Rhodes, P.J. 2015: Solon in Aristotle’s school. In: G. Nagy, M. Noussia-Fantuzzi (eds.), Solon in the Making: The Early Reception in the Fifth and Fourth Centuries. Berlin–Boston, 151–160.
  43. 43. Rods, P.Dzh. 2018: Afinskoe narodnoe sobranie: nereshennye problemy. V sb.: O.L. Gabelko, A.V. Makhlayuk, A.A. Sinitsyn (red.), ΠΕΝΤΗΚΟΝΤΑΕΤΙΑ: Issledovaniya po antichnoj istorii i kul'ture. SPb., 110–116.
  44. 44. Robinson, E.W. 1997: The First Democracies: Early Popular Government outside Athens. (HISTORIA. Einzelschriften 107). Stuttgart.
  45. 45. Ruschenbusch, E. 1966: ΣΟΛΩΝΟΣ ΝΟΜΟΙ: Die Fragmente des solonischen Gesetzwerkes mit einer Text- und Überlieferungsgeschichte. Wiesbaden.
  46. 46. Ruschenbusch, E. 2010: Solon: das Gesetzeswerk – Fragmente. Übersetzung und Kommentar. Stuttgart.
  47. 47. Scafuro, A.C. 2006: Identifying solonian laws. In: J.H. Blok, A.P.M.H. Lardinois (eds.), Solon of Athens: New Historical and Philological Approaches. (Mnemosyne Suppl. 272). Leiden–Boston, 175–196.
  48. 48. Schaps, D.M. 1981: Economic Rights of Women in Ancient Greece. Edinburgh.
  49. 49. Schmitz, W. 2001: “Drakontische Strafen”. Die Revision der Gesetze Drakons durch Solon und die Blutrache in Athen. Klio 83/1, 7–38.
  50. 50. Schmitz, W. 2011: Athen – eine wehrhafte Demokratie? Überlegungen zum Stasisgesetz Solons und zum Ostrakismos. Klio 93/1, 23–51.
  51. 51. Stehle, E. 2006: Solon’s self-reflexive political persona and its audience. In: J.H. Blok, A.P.M.H. Lardinois (eds.), Solon of Athens: New Historical and Philological Approaches. Leiden–Boston, 79–113.
  52. 52. Strauss, B.S. 1993: Fathers and Sons in Athens: Ideology and Society in the Era of the Peloponnesian War. London.
  53. 53. Stroud, R.S. 1968: Drakon’s Law on Homicide. Berkeley.
  54. 54. Surikov, I.E. 2004: Problemy rannego afinskogo zakonodatel'stva. M.
  55. 55. Surikov, I.E. 2013: [Rev.:] Barta H. “Graeca non leguntur”? Zu den Ursprüngen des europäischen Rechts im antiken Griechenland. Bd. I–II. Wiesbaden, 2010–2011. Ancient West and East 12, 344–348.
  56. 56. Surikov, I.E. 2015: Krazha v rannem grecheskom prave (na primere Afin). Drevnee pravo / Ius antiquum 1 (31), 12–26.
  57. 57. Surikov, I.E. 2016: Peripateticheskaya shkola i formirovanie an-tichnoj narrativnoj traditsii o Solone. Mnemon: issledovaniya i publikatsii po istorii antichnogo mira 16/1, 19–40.
  58. 58. Thür, G. 2014: [Rez.:] Barta H. “Graeca non leguntur”? Zu den Ursprüngen des europäischen Rechts im antiken Griechenland. Bd. I. Wiesbaden, 2010. Klio 96/1, 263–270.
  59. 59. Watson, J. 2010: The origin of metic status at Athens. The Cambridge Classical Journal 56, 259–278.
QR
Translate

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Higher Attestation Commission

At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation

Scopus

Scientific Electronic Library