RAS History & PhilologyВестник древней истории Vestnik drevney istorii

  • ISSN (Print) 0321-0391
  • ISSN (Online) 3034-5251

Russian-German International Scientific and Educational Symposium “Heritage of Antiquity and Consequent Epochs: Reception or Transformation?” (Kazan, 18–20 October 2018)

PII
S032103910005048-5-1
DOI
10.31857/S032103910005048-5
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Volume/ Edition
Volume 79 / Issue 2
Pages
465-470
Abstract

              

Keywords
Date of publication
24.09.2019
Year of publication
2019
Number of purchasers
89
Views
815

В Институте международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета 18–20 октября 2018 г. прошел российско-германский международный научно-образовательный симпозиум «Античное наследие в последующие эпохи: рецепция или трансформация?». Симпозиум был посвящен 105-летию со дня рождения профессора Аркадия Семеновича Шофмана (1913–1993) и 75-летию со дня рождения профессора Владимира Даниловича Жигунина (1943–2001), которые в разные годы возглавляли антиковедческие исследования в Казанском университете, воспитали не одно поколение специалистов-античников для разных университетов страны и заложили традиции проведения крупных научных форумов по проблемам античной истории и историографии.

Целью мероприятия было обсуждение в рамках международного профессионального сообщества актуальной проблемы представлений об историческом прошлом в современном обществе на примере изучения рецепции и трансформации античного наследия в современной историографии и репрезентации его в актуальных социальных и культурных практиках.

Проблемы рецепции античности активно изучаются на кафедре всеобщей истории с 1991 г. В 2015–2017 гг. группа казанских историков-антиковедов при поддержке РГНФ/РФФИ успешно осуществила исследовательский проект «Рецепция античности: современные историографические и социокультурные практики». В результате научных публикаций по ходу и итогам проекта в ведущих научных журналах страны («Вестник древней истории», «Диалог со временем», «Ученые записки Казанского университета») оригинальные подходы ученых КФУ стали достоянием широкой научной общественности.

Симпозиум прошел при организационной и информационной поддержке Российской ассоциации антиковедов, Российского исторического общества и Российского общества интеллектуальной истории и был софинансирован Институтом международных отношений КФУ и РФФИ (проект № 18-09-20072).

Партнером по организации симпозиума выступил также Берлинский университет имени Гумбольдта, один из ведущих университетов Европы, в котором много лет продолжается крупный научный проект «Transformationen der Antike». Объединение исследовательских усилий этих научно-образовательных учреждений и представителей отечественных и зарубежных научных и образовательных центров в рамках симпозиума позволяют на примере культурных взаимодействий античности и последующих эпох увидеть, какими путями историческое наследие входит в общемировой культурный контекст, и констатировать, что изучение социокультурной рецепции исторического прошлого возможно лишь в рамках междисциплинарных исследований. Поэтому первое мероприятие совместного симпозиума организаторы посвятили обсуждению в рамках многопрофильного профессионального сообщества рецепции и трансформации античного наследия.

Прошедший симпозиум – первое в нашей стране крупное международное мероприятие, целиком посвященное проблематике рецепции исторического прошлого (на материале античного наследия) в последующие эпохи. Всего в рамках симпозиума было заслушано 48 докладов, из которых десять представили зарубежные участники (три из Великобритании, шесть из Германии и один из Польши), а остальные – российские ученые из Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Калуги, Омска и Саратова.

Работе форума предшествовало несколько научно-образовательных мероприятий, предназначенных для студентов Казанского университета и участников симпозиума. Так, 17–18 октября ведущие ученые, прибывшие на мероприятие, прочли четыре лекции. Для студентов-историков была прочитана лекция главного научного сотрудника Института всеобщей истории РАН, д.и.н. И.Е. Сурикова (Москва), члена программного комитета симпозиума, «Греческая цивилизация и Древний Восток: проблема культурных и политических контактов», показавшая значение межцивилизационных взаимодействий в истории древности. Большой интерес у слушателей вызвала лекция проф. Эдит Холл (Лондон) «Thinking with Ancient Libraries», представившая ее видение значимости библиотек в античном мире. Лекция ведущего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН, д.и.н. С.Г. Карпюка (Москва), члена оргкомитета симпозиума, «Природно-географические условия и рождение греческой цивилизации» в очередной раз продемонстрировала студентам необходимость междисциплинарного подхода к изучению античности. Лекция же проф. Ричарда Ольстона (Лондон) «Sovereignty and Authority in the Formation of Augustan Monarchy» вновь привлекла внимание молодого поколения исследователей античности к вечной проблеме проявления сути той системы, которую создал в Риме Август.

На открытии симпозиума в середине дня 18 октября прозвучали приветствия председателя Оргкомитета Е.А. Чиглинцева, директора Института международных отношений КФУ, сопредседателя программного комитета Р.Р. Хайрутдинова, а также руководителей организаций, выступивших в качестве соорганизаторов мероприятия, – президента Российской ассоциации антиковедов, сопредседателя программного комитета, члена-корреспондента РАН А.И. Иванчика и президента Российского общества интеллектуальной истории, информационного партнера симпозиума, члена-корреспондента РАН Л.П. Репиной.

Основные научные направления симпозиума были заявлены на пленарном заседании. В докладе Е.А. Чиглинцева (Казань) «Рецепция античности как социокультурный феномен» была изложена авторская концепция социокультурной рецепции античности и показаны ее эвристические возможности. В докладе Й. Гельмрата (Берлин) «Two concepts combined – Oratory and transformations of antiquity» на материале ораторского наследия античности была изложена точка зрения автора на общую проблему трансформаций исторического наследия древности. Ярким образцом междисциплинарности в исследовании рецепции стал доклад Н.П. Гринцера (Москва) «“Антигона” Софокла глазами Ж. Ануя: новая версия или точное прочтение?», совместившего в сопоставлении «Антигоны» Софокла и «Антигоны» Ж. Ануя исторический, филологический и искусствоведческий анализ двух самых популярных версий мифа. Э. Холл (Лондон) в докладе «Disseminating Research Between the Public and the Academy: What Can we Learn from Aristotle in the 21st Century?» проанализировала взаимоотношения между академической наукой и обществом в вопросе античного наследия, тем самым продемонстрировав еще один тренд рецепции античности – Public History.

Дальнейшая работа симпозиума проходила в отдельных сессиях в рамках трех панелей. 18 октября параллельно прошли две первые сессии. В докладах, прозвучавших на первой сессии Панели I «Образы античности и образ античности в мировой культуре» (модератор: И.Е. Суриков), была отмечена тенденция использования античности в современных политических практиках. И.Е. Суриков (Москва) в докладе «Опыт античной демократии в исторических исследованиях на современном этапе» подчеркнул актуальные историографические тенденции, отмечая, во-первых, прозвучавшие со стороны некоторых ученых настоятельные призывы к увеличению релевантности нашего постижения истории демократических Афин; во-вторых, перенос внимания с политических институтов на неинституциональные политические процессы (роль властных элит, механизмы достижения влияния, формирование общественного мнения, пиар и т.п.) в связи с развитием междисциплинарных связей исторической науки с политологией; в-третьих, стремление специалистов-антиковедов сделать свои разработки политкорректными, в частности в отношении гендерной проблематики; в-четвертых, влияние на качество научных публикаций активной коммерческой издательской политики, направленной на массового, а не профессионального читателя. О.Л. Габелко (Москва) в сообщении «Элементы рецепции античности в (около)политических практиках XX–XXI вв.» рассказал о своем видении рецепции античности в актуальных политических и околополитических практиках. А.Е. Барышников (Калуга) в докладе «Тоска по Империи: парадоксы исторической науки и современной политики. Случай римской Британии» обратил внимание на живучесть в массовом сознании и актуальность с точки зрения политической повестки упрощенного, традиционного и понятного комплекса представлений о римской Британии, который вступает в явное противоречие с научными данными. Автор приходит к неутешительному заключению о явной ограниченности возможностей профессиональных историков и археологов формировать общественное мнение и вытеснять устаревшие стереотипы более сложными (и точными) представлениями. Более ранний политический и идеологический контент был исследован В.Н. Ерохиным (Казань), который в докладе «Рецепция античных политических идей в английской религиозно-политической мысли второй половины XVI – начала XVII вв.» отметил, что идеи античности заметно повлияли на политическое сознание английского общества в период Реформации, в частности на появление в мировоззрении элементов сознательного индивидуализма, прообраз которого можно было обнаружить как раз в античности. Итоговый вывод автора гласит, что англиканство стало одним из самых рационалистических направлений в протестантизме, в том числе и под влиянием античной политической и философской мысли.

Ярко выраженный междисциплинарный характер носила первая сессия Панели II «Судьбы античного наследия в последующие эпохи: преемственность и “разрывы”» (модератор: Н.Г. Николаева). Доклады этой сессии находились на стыке античной истории, классической филологии, культурологии и искусствоведения. Так, анализ терминологии был предметом интереса двух докладчиков: от единичного термина «сатрап» в докладе В.П. Орлова (Казань) «От “хранителя царства” к самодуру и тирану: трансформация термина “сатрап” в античности и общественно-политическом дискурсе современности» до теории и практики анатомической терминологии в докладе Н.Г. Николаевой (Казань) «Рецепция и трансформация античного наследия в сфере научного дискурса. Onomatologia anatomica Йозефа Гиртля (1880): между классической и терминологической латынью». В этом докладе «Onomatologia anatomica» представляется не только как важная веха в области истории анатомической терминологии, но и как кладезь сведений о ней. Эта книга фиксирует определенный взгляд на термин как таковой, и даже в критических и ошибочных изложениях ее автора можно почерпнуть сведения о закономерностях его образования и развития. В.М. Ловчев (Казань) в своем выступлении «Полет совы Минервы: от символа мудрости до антинаркотического лейбла» приводит некоторые курьезные примеры различных коннотаций античных образов-символов в современной культуре, обращая особое внимание на образовательный и воспитательный аспекты этого материала. В докладе В.К. Хрусталёва (Санкт-Петербург) «К вопросу о рецепции античных комментариев к речам Цицерона: ранние издания Аскония и Псевдо-Аскония (XV–XVII вв.)» прослеживается вклад издателей XV–XVII вв. в восстановление текста Аскония, прокомментировавшего речи Цицерона в I в. н.э. и в воссоздание биографии Аскония. Уже в это время осознается и подчеркивается большое значение комментариев как исторического источника. Однако труд Аскония не вписался в гуманистическую традицию комментирования речей Цицерона, в центре внимания которой находились главным образом вопросы его ораторской техники. А.А. Зайцев (Казань) в докладе «Античное наследие в культуре Ренессанса: модели интерпретации в российской историографии второй половины XIX – начала XX вв.» рассматривает подходы А.Н. Веселовского, М.С. Корелина и А.К. Дживелегова к изучению культуры Возрождения в контексте социокультурной рецепции, рассуждает о возможности выявления ее моделей и о развитии научных представлений о Ренессансе с точки зрения механизмов рецепции.

19 октября симпозиум продолжил работу в формате секционных заседаний. Вторая сессия Панели I (модератор: Г.П. Мягков) была посвящена проблемам историографии. С.Г. Карпюк (Москва) зачитал их совместный с О.В. Кулишовой (Санкт-Петербург) доклад «Советское и германское антиковедение в начале Второй мировой войны». Пытаясь представить, в том числе на новых архивных материалах, общую картину взаимодействия советских и немецких историков античности в период с августа 1939 по июнь 1941 г., авторы подчеркивают стремление советских ученых и руководителей науки на фоне меняющихся идеологических установок сохранять по мере возможности научную корректность. Этим можно объяснить осторожность в оценках и сбалансированность в описаниях достижений европейских ученых в начальный период Второй мировой войны. По мнению исследователей, очевидно, свою роль сыграл и неприятный осадок, оставшийся от патриотической полемики историков-античников в период Первой мировой войны. Были обсуждены также стендовые доклады С.Б. Криха (Омск) «На весах историографии: “советское” и “античное” в советском образе античности» и О.В. Метель (Омск) «Антиковедение в советской России 1920–1930-х гг.: от Института истории РАНИОН к Институту истории АН СССР». По мнению Криха, образ античности в советской культуре не столько развивался, сколько мерцал, временами возгораясь и временами угасая. Однако, как показала Метель, академическое антиковедение привлекало внимание советской власти, процесс его становления носил сложный характер и был связан с формированием новой кадровой структуры отечественной науки и марксистской версии исторического процесса. Г.П. Мягков (Казань) в докладе «Первый из “гетайров” профессора Шофмана: Г.В. Атласов о Школе “Анналов”» привел мало известный факт первого в отечественной науке специального научного обращения к анализу теоретико-методологических позиций Школы «Анналов» казанским антиковедом, учеником А.С. Шофмана Г.В. Атласовым, который предложил оригинальный и очень взвешенный вариант оценки достижений западной историографии.

Вторая сессия Панели II (модератор: Н.Ю. Бикеева) посвящена была рассмотрению восприятия наследия в самой античности и раннем средневековье. А.С. Сапогов (Саратов) в докладе «Артаксеркс II в древнегреческой литературе: предварительные замечания», рассмотрев восприятие персидского царя Артаксеркса II как современниками (Ксенофонт, Ктесий), так и более поздними авторами, преемственность в изображении персидского монарха и изменение его образа, пришел к выводу о том, что в греческой литературе нет единого образа Артаксеркса II. В докладе И.В. Вострикова (Казань) «Трансформация афинской эфебии в позднеэллинистический период» было показано, что в конце IV в. до н.э. отмена обязательного характера и финансирования со стороны государства повлекли постепенную трансформацию института эфебии в элитарное учреждение, которое во II в. до н.э. предлагает состоятельным юношам, в том числе и иностранцам, наряду с военной подготовкой еще и интеллектуальное образование. К. Тирш (Берлин) в докладе «Being Politically Active Under Roman Rule? The Image of Past and Present Politicians according to Plutarch» обратилась к наследию Плутарха для оценки соответствия современных политиков тому образу политически активного римского гражданина, который нарисован древним биографом и моралистом. Р. Степкен (Берлин) в сообщении «Transformations of the Antique Anecdote: Enea Silvio Piccolominis ‘Commentarius’ About King Alphonse V of Naples» обратился к особому источнику – античному анекдоту, чтобы проследить его трансформации в наследии гуманистов, в частности в автобиографии Энеа Сильвио Пикколомини, более известного как папа Пий II. В докладе А.Ю. Золотарева (Воронеж) «Iuxta exempla Romanorum: имитация римского законодателя и законодательства в варварских государствах Запада» показано, что чем дальше от Рима находятся варварские законодатели, тем менее ощущается рецепция ими римского правового наследия, хотя о связи с ним заявляется непременно. Н.Ю. Бикеева (Казань) в докладе «Жития св. Радегунды: трансформация позднеантичного образа святого» обратилась к образу св. Радегунды в житиях, написанных на рубеже VI–VII вв. Венанцием Фортунатом и монахиней Баудонивией. Автор делает вывод, что, несмотря на разницу риторики и образности этих текстов, образ святой и представления о святости в эпоху Меровингов в основном продолжали традиции поздней античности, наблюдается преемственность и адаптация позднеантичных представлений к новым социокультурным реалиям.

Третья сессия Панели I (модератор: В.И. Кащеев) была сосредоточена на проблематике литературы и искусства как традиционном поле рецепции античного наследия. Доклад Н.А. Шадриной (Казань) «Трансформация античного наследия в пространстве мавританского искусства» был посвящен проблемам взаимодействия христианских и арабо-мусульманских художественных культур на Пиренейском полуострове в средние века и роли в нем античного наследия. Автор описала принципы формирования мавританского искусства, а также механизмы включения древних элементов и изображений в его пространство. В.И. Кащеев (Саратов) в докладе «“Юлий Цезарь” Уильяма Шекспира и Юлий Цезарь у Антона Чехова», констатируя, что источником информации для обоих авторов был Плутарх, подчеркнул, что Шекспир и Чехов ставили перед собой далеко не одинаковые художественные задачи и воспринимали Цезаря во многом по-разному. Шекспир создал произведение, которое не допускает однозначной трактовки. Образ его Юлия многогранен и вызывал у одних зрителей сочувствие, у других – осуждение. Чехов в различных вариантах использует одни и те же образы, связанные с Юлием Цезарем, что позволяет ему описать душевное состояние героев и обнаружить второй план содержания его произведений. Р. Ольстон (Лондон) в докладе «Reception and Transformation of the Classical City in Post-Revolutionary Athens (c. 1830 – c. 1840)» рассмотрел идеи греческого возрождения на примере Афин после освобождения от турецкого господства. Весьма актуальным на симпозиуме оказалось творческое наследие Катулла, о котором сделал доклад «A Communist Catullus?» Г. Стед (Лондон), а Н.Е. Самохвалова (Москва) в докладе «Катулл в русских переводах ХХI века» представила подробную характеристику самых новых изданий поэта.

19 октября в рамках симпозиума был проведен круглый стол «Теоретические модели и практики восприятия прошлого в последующие эпохи» (модераторы: А.А. Сальникова, Й. Баберовский). Его целью стало обсуждение актуальных вопросов теории и практики рецепции и репрезентации исторического прошлого в последующие эпохи, т.е. тех вопросов, которые могут и должны стать предметом обсуждения на последующих мероприятиях в формате, апробированном в Казани. С сообщениями выступили Й. Баберовский (Берлин), И.А. Гилязов (Казань), С.Ю. Малышева (Казань), С. Матушак (Берлин), Э.В. Рунг (Казань), А.А. Сальникова (Казань) и Ф. Тюнеман (Берлин). В ходе их выступлений были продемонстрированы те направления гуманитарных наук за пределами традиционного антиковедения, в которых главная проблема симпозиума находит свои проявления. В ряде сообщений особое внимание было уделено биографическому подходу к формированию представлений о прошлом. Итогом работы круглого стола стала договоренность о проведении следующего симпозиума по проблемам рецепции и трансформаций исторического прошлого в Берлине в 2019 г.

20 октября состоялось четвертое заседание Панели I, тематика докладов которого была связана с образами античности в массовом историческом сознании и массовой культуре (модератор: М.В. Григер). А.В. Иванова (Москва) выступила с докладом «Античность в первые годы кинематографа: от первых экспериментов до прихода звука». По наблюдениям автора, античность присутствует в восьми сотнях немых фильмов, поскольку обращение к ней привлекало зрителя как прикосновение к «высокому». С приходом звука количество картин, связанных с античностью, сократилось, однако универсальность античных сюжетов способствовала их возвращению на экраны в 1950-х годах. М.В. Григер (Казань) в докладе «Образ античности в итальянском патриотическом дискурсе времен Первой мировой войны» предложил вниманию слушателей некоторые наблюдения об использовании античности для итальянской патриотической (националистической) пропаганды в условиях мировой войны. А.М. Соловьев (Москва) в своем докладе «От учебника к сказке: детская мифология и советская идеология в 1920-х – 1930-х годах» сосредоточил свое внимание на репрезентации античного мифа в книге Н.А. Куна, первоначально вышедшей до революции и предназначенной для гимназистов, но активно переиздававшейся в советское время в новом идеологическом контексте. АПавловская (Варшава) в докладе «Мифические мультики, или Классическая древность в советской анимации для детей» отметила, что все фильмы созданы зрелыми авторами и по собственной их инициативе. Каждый фильм является интерпретацией мифа, прочитанной с точки зрения советской идеологии, направленной на воспитание юного поколения. Несмотря на то что фильмы создавались в различных республиках СССР, они очень близки и работают на создание единого советского героя античных мифов. В.А. Гончаров (Воронеж) в докладе «Восприятие античности в российской “фолк-хистори” конца XX – начала XXI вв.» рассмотрел восприятие античности в сочинениях авторов, которые, не являясь историками-профессионалами, объединяются в рамках условного направления «фолк-хистори». С одной стороны, эти авторы стремятся порвать с античным наследием и объявить основными цивилизаторами собственных идеализированных предков, а с другой – желают присвоить вышеупомянутое наследие себе, провозгласив его создателями «древних славян». Л.М. Шмелева представила совместный с Д.В. Шмелевым (Казань) доклад «Галлы против Рима: миф об Астериксе как способ репрезентации современности», в котором в результате рассмотрения содержания и смысловых аспектов внушительной серии комиксов об Астериксе выделила несколько ключевых сюжетов. Важно, что эти комиксы, продолжая на протяжении десятилетий оставаться средством развлечения массовой публики, становятся в 90-х годах ХХ в. и первом десятилетии XXI в. и средством политизации общества.

Параллельно прошло заседание Панели III «Практики коммеморации и рецепции античности в мировой истории: прошлое и современность» (модератор: Е.В. Никитюк). Н.Б. Мында (Москва) в докладе «Миф о Самсоне: опыт историко-культурологического анализа» проанализировала сведения о Самсоне из Книги Судей, где он предстает как некий легендарный герой, библейский Геракл. Такая аналогия с мифологическими сюжетами античности дает возможность по-новому оценить и интерпретировать некоторые хрестоматийные сведения из жизни Самсона. Е.В. Никитюк (Санкт-Петербург) в докладе «Античная калокагатия и ее рецепции в современном обществе» анализирует содержание понятия калокагатия у афинян и спартанцев (сочетание физического и этического совершенства, условием достижения которого была принадлежность к гражданскому коллективу и наличие досуга), связывая его с формированием в древней Греции концепции идеального человека. Автор полагает, что идеи античной калокагатии актуальны и по сей день в рамках духовного направления в оздоровительном спорте, утверждающего, что совершенный человек – это тот, кто объединяет в себе красоту и доброту. А.И. Сидоров (Москва) в докладе «Освоение античного историописания в каролингскую эпоху» на конкретном материале показал, что каролингские эрудиты целенаправленно и независимо друг от друга проделали одинаковую, внушительную по объему и очень тщательную по содержанию работу по синхронизации информации памятников римского и раннехристианского историописания. При помощи предложенной ими системы гиперссылок текст конкретного языческого автора интегрировался в поле актуальной христианской исторической традиции, а образованные франки получили прекрасную возможность дополнительно верифицировать и обогатить собственно христианскую традицию. Э.М. Дусаева (Казань) в докладе «Вспоминая прошлое и конструируя память: вербальные и визуальные практики на примере Италии ХХ в.» обратилась к изучению политики памяти в фашистской Италии, выразившейся в почитании пантеона великих итальянцев. В ряду мероприятий, посвященных памяти Франциска Ассизского (1926 г.), муссолиниевский режим увидел возможности для демонстрации совпадения интересов власти, церкви и общества, что означало гарантии согласия и единения. Опыт юбилея Франциска был активно использован властями при организации впоследствии юбилеев представителей античной культуры (Вергилия, Горация и др.).

Возможности современных теоретических подходов в изучении коммуникативных практик античности и символики пространства у древних греков продемонстрировали Е.С. Онищенко (Казань) в докладе «Невербальные коммуникации в античном мире в свете современных теоретических подходов» и А.Е. Яковлев (Казань) в докладе «Современная лимология и феномен границы в Древней Греции». В докладе «Классическая традиция как форма исторической памяти: от трансформации к рецепции античного наследия в странах Восточной Европы рубежа XX–XXI вв.» А.В. Ашаева (Казань) представила результаты исследования рецепции античности в Центральной и Юго-Восточной Европе, подчеркнув, что в этих странах наиболее показательной стала «политика памяти», базирующаяся на интерпретации собственного культурного и археологического наследия античности. Ряд историографических примеров показывает, как наследие трансформировалось в определенный миф, став частью конструирования исторической памяти и инструментом современной самоидентификации.

Итоги мероприятия заключаются в следующем. Прежде всего, впервые в российской науке масштабное международное мероприятие было целиком посвящено проблеме рецепции античного наследия. В докладах были представлены результаты междисциплинарных исследований отечественных и зарубежных специалистов, апробированы многие инновационные подходы к изучению исторического прошлого: рассмотрение рецепции в рамках исследований исторической памяти, коммуникативных и коммеморативных практик, внимания к культурно-историческим аспектам и неинституциональным политическим процессам, публичной истории. Кроме того, был определен круг научных проблем, которые могут стать объектом исследования в ходе организации и проведения ряда последующих симпозиумов, посвященных восприятию прошлого в последующие эпохи, намечены ближайшие шаги для реализации этого намерения в сотрудничестве с коллегами из Университета им. Гумбольдта (Германия).

References

QR
Translate

Indexing

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Higher Attestation Commission

At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation

Scopus

Scientific Electronic Library