- Код статьи
- S032103910016762-1-1
- DOI
- 10.31857/S032103910016762-1
- Тип публикации
- Рецензия
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 82 / Выпуск 2
- Страницы
- 491-495
- Аннотация
- Ключевые слова
- Дата публикации
- 22.06.2022
- Год выхода
- 2022
- Всего подписок
- 11
- Всего просмотров
- 106
Повседневная жизнь римлян давно привлекает внимание историков. Первые работы в этой области, важнейшие из которых до сих пор сохраняют свою актуальность1, увидели свет еще в XIX в., задолго до настоящего расцвета популярности истории повседневности, но они были посвящены главным образом периоду Ранней империи2. Поздняя античность, напротив, лишь недавно получила признание в качестве исторической эпохи, обладающей самостоятельной ценностью для изучения3, и, как следствие, повседневная жизнь людей того времени до сих пор не становилась предметом полноценного исследования.
Рецензируемая монография имеет целью восполнить этот пробел. Хотя это не первая и не единственная работа, посвященная позднеантичной повседневности4, среди немногих других она выделяется прежде всего своим широким географическим охватом, учитывающим созданные в самых разных областях империи источники. Ее автор – американская исследовательница из университета штата Огайо, профессор Кристина Сесса. Она специализируется главным образом на истории позднеантичной религии и культуры, о чем говорит ее первая книга, посвященная формированию власти римского папы в позднеантичной Италии5.
5. Sessa 2011.
Монография состоит из введения, шести глав и приложения, в котором кратко излагаются основы позднеримской хронологии и денежной системы. Работа построена по характерному для такого рода исследований плану: сначала идут три главы о жизни людей в городе и за городом, в них описывается облик сельской и городской местности и обусловленная им деятельность людей; затем автор переходит к домохозяйству как основной ячейке общества того времени, рассказывает о семье, браке, детстве и воспитании детей, а также домашнем рабстве. Здесь же идет речь о внешнем и внутреннем устройстве жилых помещений и содержании домашнего хозяйства: приготовлении и употреблении пищи, сне, досуге, мытье, стирке и даже об утилизации отходов. Четвертая глава посвящена роли государства в жизни людей. В ней исследуются важнейшие институты, посредством которых государство наиболее тесно соприкасается с частной повседневностью: служба в армии и поддержание правопорядка в городах, судопроизводство, налогообложение и транспортная система. Следующая глава, «Тело и разум», повествует о позднеантичной медицине, представлениях об устройстве организма, о болезнях и их лечении, о сексе и других формах физической любви, одежде и украшениях, прическе и косметике, и несколько неожиданно – о высшем образовании римской элиты. Последняя, шестая, глава посвящена тому, что этнологи называют проживаемой религией, то есть совокупности каждодневного опыта и духовных практик людей. В рамках четырех основных конфессий поздней античности – язычества, христианства, манихейства и иудаизма – Сесса рассказывает о той стороне духовности людей, которая часто остается в тени догматических споров и конфликтов на религиозной почве. В центре ее внимания домашние культы, астрология, религиозные торжества, суеверия, а также волшебные амулеты с гравированными на них защитными заклинаниями и подобные вудуистским глиняные куклы – артефакты любовных чар. Здесь идет речь и о похоронных обрядах. Учитывая основную специализацию автора, неудивительно, что именно эта глава получилась наиболее увлекательной и запоминающейся.
Несмотря на то, что перед нами, вне всяких сомнений, работа профессионального историка, особенности такого рода исследований, а скорее самих источников, которые редко позволяют восстановить действительность с фотографической точностью, иногда вынуждают автора прибегать к умозрительным заключениям, основанным на общих представлениях об исторической эпохе, но не подкрепленным сведениями из текстов. Кроме того – хотя это и объясняется характером работы, которую автор определяет как предназначенную главным образом для студенческой аудитории (с. 18) – в книге подчас не хватает ссылок, позволяющих отличить данные источников от авторских предположений. А те ссылки, что имеются, как это нередко бывает в американских изданиях, вынесены в конец главы. Другая характерная черта исследований повседневной истории, часто вызывавшая критику со стороны специалистов, заключается в преимущественно описательном, а не аналитическом характере таких работ. Сесса признает это, говоря, однако, что начиная с 1990-х годов историкам повседневности удалось реабилитировать свой метод (с. 4). К сожалению, ей самой это удается не всегда. Так, например, она утверждает, что в V–VI вв. палестра (помещение для физических упражнений в составе римских терм) перестает применяться по назначению, но не предлагает читателю никаких соображений о том, с чем это могло быть связано (с. 66), и ничего не говорит о ее новой роли. Еще один пример: Сесса пишет, что на Востоке богатые римляне предпочитали свои городские жилища загородным виллам, и это в самом деле подтверждается данными археологии, которые свидетельствуют о гораздо лучшей сохранности сельских вилл на Западе (с. 112), связанной с их активным использованием. В этом случае мы снова не находим предположений о возможных причинах этого явления. Впрочем, таких примеров не слишком много, и в основном автор старается объяснять произошедшие изменения.
Внимания заслуживает и такая особенность монографии, как взгляд на явления позднеантичной повседневности сквозь призму актуальных для современной Америки представлений о важнейших проблемах, стоящих перед обществом и государством, в связи с очередным витком борьбы с неравенством и дискриминацией, известным в России как «новая этика». Так, автор отводит несколько страниц рассказу о повседневной жизни людей с ограниченными физическими возможностями, который вошел в главу «Тело и разум» (с. 174). Показателен и небольшой раздел о переработке отходов – сюжет, о котором привыкший к иной реальности российский исследователь скорее всего и не подумал бы (с. 75). Иной парадигмой мышления объясняется повышенное внимание Сессы к положению женщины в патриархальном позднеантичном обществе, уклад которого подчас открыто осуждается: она прямо называет двойными стандартами правовые нормы и обычаи, регулирующие, например, внебрачную связь, указывая на то, что понятие «измена» (adulterium), как и соответствующее наказание, применялось лишь к женщине, тогда как мужчина в аналогичной ситуации наказывался лишь за разврат (stuprum) (с. 92–95). С одной стороны, такой подход, обусловленный, конечно, особенностями культурного кода, позволяет обратить внимание на те проблемы, которые были бы незаметны при ином взгляде на вещи. С другой стороны, он чреват анахронизмами и искажением действительности: двойными стандартами некоторые римские нормы можно называть лишь с точки зрения современных западноевропейцев или североамериканцев, которые, по крайней мере в теории, стремятся в равной степени уважать права обоих полов. Для римлян такое положение дел было нормой, а не требующим осуждения и исправления социально-этическим дефектом.
Несколько замечаний по поводу организации материала и его подачи. Это единственное исследование такого рода, в котором сделана попытка охватить римский мир целиком, что, безусловно, делает честь автору. Среди источников как письменные (нарративные, нормативные, документальные, эпистолярные, а также эпиграфические) памятники, так и многочисленные данные археологии и артефакты из музейных собраний, которые предстают перед глазами читателя благодаря богатому (но, к сожалению, черно-белому) иллюстративному материалу, оживляющему книгу. Каждая из шести глав начинается с описания эпизода из жизни одного или нескольких героев, призванного проиллюстрировать повседневность позднеантичных римлян в разных концах империи. Иногда складывается впечатление, что западный материал представлен не так широко, как восточный (например, не упоминается Цезарий Арелатский, чьи проповеди содержат ценные сведения о повседневной жизни галло-римлян того времени6), однако это, скорее всего, объясняется тем, что источники, происходящие с Востока, в целом более информативны с интересующей автора точки зрения – чего стоит один только архив Апионов! Между тем, описывая городскую жизнь, Сесса не ограничивается рассказом о крупных восточных городах, но обращает внимание и на Запад, причем не только на Рим, но и, например, на Арль, Брешию, Милан, Равенну и некоторые другие города, часто в связи с расположенными в их округе и хорошо изученными археологическими комплексами.
Пятая глава монографии посвящена в основном телу человека – его врачеванию, сохранению, удовлетворению; однако здесь же неожиданным образом находит свое завершение раздел об образовании, несмотря на то, что о первых школьных занятиях упоминается уже в третьей главе, где речь идет о домашнем хозяйстве. Хотя логика такой структуры объяснима, из-за образовавшегося разрыва в повествовании раздел выглядит нестройным, чего можно было бы избежать, поместив его целиком в пятую главу, а во второй лишь упомянув о первых занятиях детей в родительском доме. Кроме того, автор совершенно игнорирует особенности системы образования, сложившейся при Юстиниане, а ведь его эпоха попадает в заданные хронологические рамки (с. 1–2)7. По-видимому, именно с этим связано парадоксальное утверждение о том, что студенты того времени не изучали императорские кодификации. Между тем, достаточно открыть вводную часть Институций Юстиниана, чтобы убедиться, что это совсем не так.
Книга содержит ряд других мелких недочетов, о которых уместно сказать в рецензии, хотя они не снижают общий уровень работы. Так, о питании, которое во все времена было важнейшей частью повседневной жизни человека, в рецензируемой монографии говорится весьма подробно (с. 33–42; 120–121). При этом, как это иногда бывает в ее книге, автор не отслеживает те изменения, которые произошли в диете римлян к концу императорской эпохи, хотя они неплохо изучены. На некоторые из исследований, прямо или косвенно затрагивающих эту проблему, Сесса указывает в библиографии к главе о городской жизни8, однако другие – и среди них замечательная работа М. МакКормика о позднеримской и раннесредневековой экономике9 – оставлены без внимания10. Кроме того, обойдены вниманием несколько важных аспектов повседневной жизни, без рассказа о которых ее сложно помыслить. Так, упущена из виду материальная сторона письменной культуры позднеантичного общества: хотя автор и упоминает о заклинаниях, начертанных на свинцовых табличках (с. 220–221), почти ничего не говорится о куда более распространенном использовании не только папируса и пергамена, но и покрытых воском дощечек и деревянных пластин, а также соответствующих инструментов для письма, причем как при обучении детей, так и в быту взрослых самого разного социального статуса11. Другой пример: хотя Сесса и упоминает о церемонии признания новорожденного членом семьи и даровании ему имени, ни слова не сказано о самой традиции имянаречения, а ведь она значительно изменилась к позднеантичному периоду, когда от упорядоченной классической трех- или четырехчастной схемы практически ничего не осталось. С этим напрямую связан и вопрос о языке. Специалистам, конечно, известно, что Римская империя отнюдь не была монолингвистическим государством, но, вероятно, следовало упомянуть, что, помимо латыни, которая к тому же имела значительные региональные и социальные различия12, и греческого, население империи говорило еще и на сирийском, армянском, арамейском, еврейском и коптском языках, а также на различных кельтских и германских наречиях (прежде всего готском) и некоторых доримских языках Иберии или Иллирии13. Несмотря на то, что общение является неотъемлемой частью повседневной жизни людей, Сесса по какой-то причине не упоминает о лингвистическом разнообразии позднеантичной эпохи.
9. McCormick 2001, 30–38.
10. Billiard 1913; Jardé 1925; André 1961; Vehling 1977.
11. Antonets 2009, 26–41.
12. О латинском языке в позднеантичное и раннесредневековое время см. итальянское переиздание монографии М. Баньяра (Banniard 2020), а также рецензию на него (Anik’ev, Filippov 2021).
13. Jones 1964, 991–997.
Несмотря на некоторые недоработки, основная задача монографии все же была успешно выполнена: она дает общее представление о том, как жили люди поздней античности, позволяет узнать, о чем они думали, чем дорожили и чего боялись, как работали и учились, во что одевались, как спали, ели, пили и развлекались. Внимание автора к разнообразным аспектам повседневной активности людей дает возможность даже неподготовленному читателю разобраться в бытовой жизни римлян и скорректировать устоявшийся в школьном и университетском преподавании акцент на политической, социально-экономической и религиозной истории позднеримского мира. Кроме того, хотя подавляющее большинство специалистов, которых заинтересует работа Сессы, способно прочитать ее на языке оригинала, книга написана столь увлекательно, что может быть по достоинству оценена и широкой аудиторией, которой она и предназначена. Она, бесспорно, заслуживает перевода на русский язык, особенно учитывая то, что это единственное в своем роде разностороннее исследование позднеантичной повседневности.
Библиография
- 1. André, J. 1961: L’alimentation et la cuisine à Rome. Paris.
- 2. Anik’ev, I.I., Filippov, I.S. 2021: [Rev.] Banniard M. Viva voce: Сomunicazione scritta e comunicazione orale nell’Occidente latino dal IV al IX secolo. Trieste, 2020. Srednie veka [Middle Ages] 82/3, 184–196.
- 3. Аникьев, И.И., Филиппов, И.С. [Рец. на кн.] Banniard M. Viva voce: Comunicazione scritta e comunicazione orale nell’Occidente latino dal IV al IX secolo. Trieste, 2020. Средние века 82/3, 184–196.
- 4. Antonets, E.V. 2009: Vvedenie v rimskuyu paleografiyu [Introduction to Roman Palaeography]. Moscow.
- 5. Антонец, Е.В. Введение в римскую палеографию. М.
- 6. Banniard, M. 2020: Viva voce: Comunicazione scritta e comunicazione orale nell’Occidente latino dal IV al IX secolo. Edizione italiana con una Retractatio dell’autore, a cura di L. Cristante e F. Romanini, con collaborazione di J. Gesiot e V. Veronesi. (Polymnia. Studi di filologia classica, 25). Trieste.
- 7. Billiard, R. 1913: La Vigne dans l’Antiquité. Lyon.
- 8. Boin, D. 2018: A Social and Cultural History of Late Antiquity. Hoboken (NJ).
- 9. Brown, P. 1971: The World of Late Antiquity: AD 150–750. London–New York.
- 10. Carcopino, J. 1939: La vie quotidienne à Rome à l’apogée de l’Empire. Paris.
- 11. Filippov, I.S. 2000: Sredizemnomorskaya Frantsiya v rannee srednevekov’e: problema stanovleniya feodalizma [Mediterranean France in the Early Middle Ages: The Problem of the Formation of Feudalism]. Moscow.
- 12. Филиппов, И.С. Средиземноморская Франция в раннее средневековье: проблема становления феодализма. М.
- 13. Garnsey, P. 1999: Food and Society in Classical Antiquity. Cambridge.
- 14. Guiraud, P. 1893: La vie privée et la vie publique des Romains. Paris.
- 15. Jardé, A. 1925: Les céréales dans l’Antiquité grecque. Paris.
- 16. Jones, A.H.M. 1964: The Later Roman Empire, 284–602: A Social, Economic and Administrative Survey. Vol. 2. Oxford.
- 17. Klingshirn, W.E. 1994: Caesarius of Arles. The Making of a Christian Community in Late Antique Gaul. (Cambridge Studies in Medieval Life and Thought, 22). Cambridge.
- 18. Knabe, G.S. 1986: Drevniy Rim – istoriya i povsednevnost’ [Ancient Rome – History and Daily Life]. Moscow.
- 19. Кнабе, Г.С. Древний Рим – история и повседневность. М.
- 20. Lançon, B. 1995: Rome dans l’Antiquité tardive (312–604 après J.-C.). Paris.
- 21. Marquardt, J. 1886: Das Privatleben der Römer. (Handbuch der Römischen Alterthümer, 7). 2. Aufl. Leipzig.
- 22. McCormick, M. 2001: Origins of the European Economy. Communications and Commerce, A.D. 300–900. Cambridge–New York.
- 23. Sergeenko, M.E. 1964: Zhizn’ drevnego Rima. Ocherki byta [Life of Ancient Rome. Studies in Daily Life]. Moscow–Leningrad.
- 24. Сергеенко, М.Е. Жизнь древнего Рима. Очерки быта. М.–Л.
- 25. Sessa, K. 2011: The Formation of Papal Authority in Late Antique Italy. Roman Bishops and the Domestic Sphere. Cambridge–New York.
- 26. Vehling, J.D. (ed.) 1977: Apicius. Cookery and Dining in Imperial Rome. New York‒London.
- 27. Wilkins, J., Nadeau, R. (eds.) 2015: A Companion to Food in the Ancient World. Malden.
2. Carcopino 1939; Sergeenko 1964; Knabe 1986.
3. Во многом благодаря трудам Питера Брауна. См. Brown 1971.